Традиции и обычаи деревень Пензенской обл.

Критерием истинности воспоминаний выступит чистота помыслов рассказчика, приводящего на суд сообщества информацию, которая не должна кануть в небытие.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 57
Зарегистрирован: 23 янв 2015, 13:49
Имя: Николай

Традиции и обычаи деревень Пензенской обл.

Сообщение Nikola » 04 ноя 2015, 19:48

https://www.youtube.com/watch?v=oPCAz3bdEE4 Попался ролик в инете и сразу вспомнилось собственное детство,юность и молодость. У нас была похожая традиция в Наровчатском р-не. На масленичной неделе,как стемнеет мужики Пензенской обл. и Мордовии собирались на р.Мокша между сёл Казеевка и Паньжа.Приезжали даже с Пензы и Саранска. Бились стенка на стенку,Мордовия с Пензенскими.Начинали драку добровольцы,выходили вперед и вызывали добровольцев с противоположной стороны один на один.Когда желающих больше не находилось начиналась общая потасовка. Правила были простыми:подростки и взрослые отдельно друг от друга. Упал или поднял руку тебя ни кто не тронет, если пензенские загоняли мордовских в центр села Паньжа или на оборот мордовские в центр Казеевки засчитывалась победа одной из сторон и так семь вечеров.По итогам семидневки проигравшие накрывали поляну. За порядком следила милиция как с Мордовии,так и Пензенской обл. но и они порой не выдерживали и тоже принимали участие. Дрались только на кулаках и не дай бог если у кого то в руках заметят свинчатку или посторонний предмет! Зрелище конечно еще то. Не буду описывать,как говорится включайте воображение,но как не странно агрессии не чувствовалось,только спортивный азарт. Как и откуда пришла эта традиция ни кто ни помнил, ну а сейчас она забыта.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Традиции и обычаи деревень Пензенской обл.

Сообщение expedA » 22 мар 2016, 21:31

В теме кулачных боёв хочу поделиться своими мыслями и наблюдениями. Кулачные потехи были у каждого народа. Это был смотр мужской силы и мужского братства от природы. Сильные увечья или случаи смертельного исхода происходили, когда эти обычаи превратились в зрелище, прежде всего для знати. Князья, купцы, помещики инсценировали это руками своих холопов, дармовым алкоголем и т.д. Об этом много написано. Мне же довелось быть зрителем в масленичных кулачных боях, проводимых участниками исторического клуба кулачного боя «Коловрат».
Изображение
Вот они-то о кулачных боях знают куда больше. Кулачные бои - это народная мужская физкультура и философия.

Изображение
Изображение
Изображение

Изображение
Изображение
Изображение

Изображение
Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Традиции и обычаи деревень Пензенской обл.

Сообщение expedA » 16 дек 2019, 17:28

Дополнение к вышесказанному, со страницы vk"Славяне" https://vk.com/slaviane?w=wall-524993_1199636
КУЛАЧНЫЕ БОИ


Этот удивительный сплав народной забавы и любительского бокса был придуман нашими предками-славянами. В разное время ему давали разные названия: «кулачки», «бій навкулачки», «бойка», «бойовище», «бійка». Обычно соревнования проводили во время праздников, среди которых наиболее почитаемым и удачным для боя была Масленица. Спустя много лет забава превратилась в аутентичный боевой стиль.

Первые упоминания о кулачных боях встречаются в «Повести временных лет» Нестора Летописца, написанной в XII веке. В ней помещено упоминание о некоем Яне Усмошвице, имевшем прозвище Кожемяка. Однажды, показывая свою мощь печенегу, он одним ударом завалил сначала бычка, а после – и этого зрителя. Известно, что славяне приучали детей к подобным способам обороны с детских лет. Командные игры, вроде кучи-малой, лапты, царя горы способствовали укреплению организма и оттачиванию боевых навыков. Позже самых подготовленных юношей допускали к реальных боям на кулаках. Чаще всего они проводились на торговой площади в летнее время и на замёрзших водоёмах зимой.

Со временем наши предки особенно полюбили сходиться в таких боях на Масленицу и Рождество.

Попытки представителей церкви бороться с этими языческими проявлениями, как правило, результатов не имели. Любителей этого вида спорта не останавливал даже указ, озвученный в 1274 году митрополитом Кириллом: «Отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

В дальнейшем против кулачных боев выступления продолжились. Конкретные меры по борьбе с ними принимали и Федор Иоаннович, и Михаил Федорович, и Елизавета Петровна, и Николай I.

Но не все представители власти были настроены столь категорично: к примеру, Петр I благосклонно относился к кулачным боям, многие очевидцы свидетельствовали, что это действо доставляло ему большую радость. Екатерина II не отказывала себе в удовольствии посмотреть кулачные бои. А Григорий Орлов, фаворит государыни, сам готов был с кем-нибудь помериться силушкой.

Петр II тоже внес свою лепту в организацию кулачных боев. Он ввел следующее ограничение: «Кто упадет, лежащих никого не били бы». До нашего времени эта фраза дошла немного измененной – «не бей лежачего».

Кулачный бой был традиционным русским боевым искусством. Со стороны человеку непосвященному могло показаться, что это обычный мордобой, но на самом деле это было настоящее мастерство со своими премудростями.

Существовало три вида кулачков:

·«сам на сам»;
·«свалка врассыпную» (иные названия: «сцепный бой, «сцеплялка-свалка»);
·«стена на стену» (как вариант использовались локативы, вроде «деревня», «улица» и тому подобные).

Разумеется, самым уважаемым способом ведения боя был «сам на сам». Бились в русском кулачном бою только голыми руками. Бить можно было в корпус и голову, запрещено – в пах и по ногам. Правила не разрешали бить лежачего и противника, у которого было сильное кровотечение. Нельзя было ставить подножки противнику или удерживать его за одежду. Запрещалось бить со спины и в пах, применять удары ногами и использовать подручные средства для усиления ударов (камни, дерево, острые черепки). Дрались до первой крови – после неё прекращали схватку.

За соблюдением правил зорко следили судьи, зрители и сами участники. В случаях нарушения установленных правил нечестного бойца могли сурово наказать. Хотя участники боев и сражались голыми руками, травмы бывали очень серьезные, случались даже убийства.

Одним из первых видов кулачного боя принято считать «сцеплялку-свалку», при которой бойцы выступали друг против друга и против всех сразу. Он существовал в нескольких вариантах. В первом соревновались две группы бойцов. Организация боя как таковая отсутствовала, грубо говоря: «Видишь? Бей!» Во втором случае каждый оборонялся самостоятельно, поэтому данный вариант «свалки врассыпную» назывался «сам за себя».

Конечно, самым популярным и любимым видом кулачного боя был третий — «стена на стену». В большинстве случаев бой начинали две группы подростков, за ними – парни, а дальше – взрослые мужчины. Основной задачей бойцов было вытеснение группы противника за пределы поля – своеобразного кулачного «ринга». Организация боя имела чёткую структуру. В каждой группе был свой атаман или, как ещё называли, «вожак», «староста бойовий». Он руководил тактикой боя и корректировал позиции своих бойцов. Кроме него существовал лидер группы – «надежа». В основном это были несколько опытных и успешных бойцов, но иногда надежей был и один участник.

Основными болевыми приёмами бойцов были удары «в главу» – в голову, «под микитки» – в рёбра, «в душу» – в солнечное сплетение. Таким образом, боец на время обездвиживал противника или устранял его с поля боя. Кроме болевых приёмов, бойцы пользовались определёнными ударами. Краткий боковой удар назывался «под силу», длинный боковой – «затрещина». В ближнем бою использовались краткие удары в корпус – «прямые с подтока» и боковые, усиленные корпусом, – «с крыла».

После Революции 1917 года большевики объявили, что кулачные бои полностью искоренены как позорный пережиток царского режима. Но молодежные массовые драки никуда не исчезли.

Еще в 1960-е годы можно было наблюдать подобные «забавы» на окраине Москвы. Автору этой статьи было лет 10, и он мог видеть (сидя на крыше дома своего приятеля в деревне Строгино), как стенка на стенку шли строгинские парни и молодые мужики на своих соседей из Троице-Лыкова. Какое яблоко раздора спровоцировало их на подобные действия, современные летописи не сообщают.

Изображение

Ежегодно в селе Козловка Белинского района Пензенской области собираются бойцы на кулачные состязания. По рассказам знакомых это серьёзное мероприятие, съезжаются участники со всего Поволжья.

Вернуться в Воспоминания очевидцев



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1