с.Невежкино Белинский район

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2808
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

с.Невежкино Белинский район

Сообщение expedA » 22 ноя 2021, 13:44

Добрый день! Начнём сказ о селе Невежкино с публикации в газете "Пензенская правда" от 05 11 2021 г. журналиста Екатерины Рогожкиной
Изображение

Как пензенское село стало точкой притяжения для кинематографистов

14 ноября Невежкино будет отмечать 300-летие

Как пензенское село стало точкой притяжения для кинематографистов
Изображение
Фото М. Буданова и из архива героев публикации

Когда останавливаешься у дорожного указателя «Невежкино», первое ощущение — простор! Село раскинулось на территории 12,5 тысячи гектаров, протяженность дорог — почти 28 километров! А когда видишь старенький, но явно сделанный с любовью приветственный знак «Невежкино основано в 1721 году», возникает вторая ассоциация: прошлое и настоящее. Собственно, так и оказалось. В селе живут настоящим, но помнят о прошлом.
Хитрый Степанушкин
Несмотря на большое количество населения — 6 тысяч человек, — Невежкино в начале XX века было бедным и отсталым. Не случайно именно на это село в 1928 году пал выбор Сергея Эйзенштейна, искавшего место для съемок фильма «Генеральная линия», позже переименованного в «Старое и новое». Для натурных съемок требовалась деревня в глубинке, где нищета достигала бы своего апогея. Здесь были сняты все сцены «старого» мира.

Хотя в титрах первым номером идет Эйзенштейн, не стоит забывать, кто был вторым режиссером — Григорий Александров. Именно он руководил съемками в Невежкино, жил там, переписываясь с Эйзейштейном. Именно от Александрова мы и узнаем, как проходили съемки в Невежкино. Он писал об этом Эйзенштейну в письмах, позже вошедших в книгу «Моя жена – Любовь Орлова».

Вот отрывки из одного, датированного 10 сентября 1928 года: «Мужики все отрицательнее относятся к съемкам, а бабы — буквально все наотрез отказываются сниматься… Три дня и я, и Гоморов рыскали по деревне в поисках типажа для пилорамы. И не только подходящих, но даже и не подходящих не смогли уговорить. Причины столь отрицательные, как выясняется, имеют корни в следующих обстоятельствах.
Изображение
Местные мужики, снявшиеся в фильме



Обе Насти, снимающиеся у нас, слывут за ластих (женщин легкого поведения) и потому ни одна порядочная женщина не считает для себя достойным заниматься тем же делом, что и они… Вчера удалось затащить Степанушкина на съемки. Но этот дурак был пьян и орал, что за 25 рублей он не будет ходить по колесу и что это скотское дело, — его пришлось выгнать после 2-часовых разговоров».

Но «этот дурак» все же добился своего, что видно из публикации в газете «Трудовая коммуна»: «…Инвалид (с деревянной ногой) Степанушкин, что называется, обул Москву в лапти. Согласился — он заломил уже три рубля. Заплатили три рубля, потом стали платить по пяти. Степаныч сейчас тужит, что не брал по десять рублей, все равно никуда не делись бы».
Поле как музей

О съемках фильма в Невежкино знают. И каждый без труда укажет место, где работали столичные киношники. Местные краеведы, дотошно сравнивая ландшафт, запечатленный в кино, и реальный, установили его предельно точно. Правда, на месте двух улиц, которые запечатлены в кинокартине, — поле. При распашке выворачиваются из земли черепки посуды, камни фундаментов.
Когда мы осматривали место, я чуть двинула ногой — выскочила подкова. На счастье!

Никого из родственников местных жителей, снимавшихся в фильме легендарных режиссеров, в Невежкино давно нет — разъехались кто куда.
Изображение
Кадр из фильма


Споемте, бабушки!

А четыре года назад в Невежкино опять снимали кино. Группа выпускников и студентов Московского государственного института культуры, среди которых была и выпускница Пензенского училища культуры и искусств Евгения Зуева, записывала местный фольклор.

— В 2016 году в составе группы студентов МГИК я участвовала во Всероссийском молодежном образовательном форуме в Крыму «Таврида». Там защитила проект «Возрождение русской народной песенной традиции» и выиграла на его реализацию 200 тысяч, — рассказала Евгения.

Невежкино было выбрано не случайно. Женя ориентировалась на материал, собранный ранее ее наставником Аллой Тарховой и другими исследователями народного пения.

— Это уже редкость в наше время, не в каждом селе поют, — сожалеет Евгения. — Одиночек еще встретишь, но чтобы коллективом да на три голоса...

Исследователи фольклора снимали Анну Терентьевну Ежкову, Анну Игнатьевну Ромашкину, Марию Петровну Егорову и Надежду Семеновну Новичкову. Женщины пели в народных костюмах, сохранившихся в местном музее. После экспедиции на основе собранного материала был создан нотный сборник. А Женя увезла на память подлинный народный костюм, подаренный сельчанами.
Изображение
Сельские певуньи, снявшиеся в фильме студентов-фольклористов

На вертолете к целительнице

В 70–80-е годы прошлого века Невежкино прославила целительница Полина Романовна Кисткина. К ней ехали болящие со всей страны, говорят, даже на вертолетах прилетали. Односельчане относились ко всему этому то ли с завистью, то ли с недоверием. Михаил Павлуткин, бывший сосед целительницы, полагает, что только люди с душевным расстройством к ней и ездили. Но те, кому женщина действительно помогла, считают иначе.

«Ее имя передавали друг другу шепотом те, кому доктора помочь не могли. Она лечила и раковые болезни, и психические, отчитывала детей от крика, освобождала от злых чар, — пишет в статье «Привидения Пензенской области» Александр Терный, — руки у Полины Романовны были волшебными».

Никого из близких у Полины Романовны не осталось. Мужа и детей она потеряла при своей жизни. Сама умерла в возрасте за 90.
Между прошлым и будущим

Мост из прошлого в будущее — это настоящее. Как живет Невежкино сегодня? Лучше всего это знает Александр Чудаев, который на посту главы сельской администрации уже 20 лет. В 2004 году он победил в конкурсе «Лучший муниципальный служащий».

— Население сегодня — 697 человек, — рассказывает Александр Павлович, — есть два крупных сельхозпредприятия и два КФХ. В основном там и еще на пищекомбинате в Белинском и работают сельчане. Ну и в Москве, конечно, — без этого, увы, не обходится.
Изображение
Александр Чудаев



Чтобы мотивировать сельчан на поддержание домов в хорошем состоянии, администрация ежегодно проводит конкурс на лучшую усадьбу (с денежными призами). Проходим по центру села, где находятся памятник участникам Великой Отечественной войны и новая детская площадка, построенная по программе «Развитие сельских территорий». На земле ни одной бумажки или окурка.

— Камеры наблюдения поставили, нарушителей отслеживаем и призываем к ответу, вот и стали люди культурнее, — говорит глава.

Власть и своим примером показывает, что поддержание порядка — дело общее. Недавно работники сельсовета приняли участие в акции «Вода России» — убрали с берегов водоема Ширкины Верхи кубометр мусора.

В этом году обновили все номерные таблички домов. Еще бы добиться, чтобы «дачники», приезжающие в село только на лето, приводили в порядок свои территории!

Боль администрации — Дом культуры. Чтобы отремонтировать огромное советское здание, требуются большие деньги. Даже если удастся попасть в программу по капремонту учреждений культуры, нужно добыть где-то 600 тысяч на проектно-сметную документацию. А где их взять, если годовой бюджет муниципалитета — всего три миллиона?

Но работники культуры — менеджер ДК Елена Давыдкина и библиотекарь Людмила Спицына — продолжают трудиться даже не в самых благоприятных условиях. Работает музей, где хранятся предметы быта разных эпох, проводятся мероприятия.

В селе трепетное отношение к ветеранам войны. Отсюда родом полный кавалер ордена Славы Петр Долматов и Герой Советского Союза Федор Ежков. Но не только их имена запечатлены на досках памятного мемориала. После того, как внесут последние 58 фамилий, их будет 1227 — это результат пятилетней работы энтузиастов в военкоматах, архивах и на сайте «Память народа». Здесь все, кто ушел на войну из села и погиб в сражениях или уже в мирное время. К слову, и Сад Победы, высаженный родственниками ветеранов к 70-летию Победы, — единственный в сельских поселениях района.
Изображение
Работники культуры Елена Давыдкина и Людмила Спицына


Уроки французского

Хранители традиций и будущее села — ученики Невежкинской общеобразовательной школы. Их 29.
Уроки проходят нестандартно. Даже позавидовала им. К примеру, на одном из последних занятий по изобразительному искусству, прежде чем рисовать березу, дети вышли на улицу и побродили под пожелтевшими белоствольными красавицами, пошуршали листвой.

А к прошедшему недавно Дню отцов провели акцию #ПапаВамНеМама. Из фото, где дети запечатлены со своими папами, сделали видеоролик под душевную песню и выложили на страничке школы в Инстаграм.

Сегодняшним ученикам не довелось поучиться у Алевтины Серафимовны Перепелкиной. А те, кто застал ее уроки французского, помнят их до сих пор.
— Мне так легко было в институте с французским, преподаватели спрашивали, в какой школе я училась, — вспоминает Валентина Солдатова.

Французский в глубинке? Как такое стало возможным в конце 60-х годов, когда изучали в основном немецкий?
— Я родом из Иванова, там и институт окончила. Распределяли тогда по всей стране, нужно было год отработать обязательно. Так и попала сюда, — рассказала Алевтина Серафимовна. — А еще как делали в вузах — выдавали выпускникам справки, а не диплом: чтобы не сбежали раньше времени, значит.

Подруга, вместе с которой она приехала преподавать в Невежкино, через год уехала. А Алевтина осталась — встретила здесь любимого. Она участвовала в самодеятельности, пела на французском (и выглядела как истинная парижанка), а аккомпанировал ей на аккордеоне учитель биологии Владимир Перепелкин. Так, дуэтом, они и пошли по жизни.

Алевтина Серафимовна отработала в школе 44 года! Во Франции побывать ей не довелось.
— Но если бы я встретила француза, с легкостью поддержала бы беседу, — улыбается она.
Изображение
На плитах мемориала будет 1227 фамилий погибших на фронте бойцов и ветеранов, умерших в мирное время


С днем рождения!

14 ноября Невежкино будет отмечать 300-летие. К этому событию заказали огромный баннер. Но ураган, бушевавший здесь летом, снес его, как лист бумаги.
— Будем устанавливать заново, — пообещал глава.

Готовится и Алевтина Серафимовна. Выйдя на пенсию, она открыла в себе поэтический дар. Много уже написано о людях и истории села Невежкино. Сейчас работает над одой селу.

Кажется символичным, что фильм, снимавшийся в Невежкино, называется «Старое и новое». Он о том, что нужно меняться, двигаться вперед. Эта генеральная линия (перекличка с рабочим названием картины) актуальна и сегодня. Ждать, что кто-то придет и сделает жизнь твоей улицы, твоего села лучше, бессмысленно. Нужно действовать самим. Здесь это точно работает.
С Днем рождения, Невежкино!
Из истории
Известный пензенский краевед Михаил Полубояров, которого цитирует Википедия, сообщает: «В 1874 г. записано предание о происхождении названия. В том месте, на котором стоит Невежкино, раз проездом остановился Петр Великий. Увидев одного мордвина с звериными шкурами, государь пожелал узнать, кто он и откуда. А мордвин при этом вопросе не скинул шапки, за что царь назвал его невежею...

Новокрещеный мордвин поселился на подаренном царем месте и в память столь важного для него события принял фамилию Невежкина, а место, на котором поселился, назвал Невежкиным».

В местном музее придерживаются позиции, что встреча произошла в Москве.

Есть еще одна версия происхождения названия: сельчане не ставили зимой вешки на дороге в Чембар.

Скорее всего, начало населенному пункту положило поселение мордвы Ворона на одноименной реке, в девяти километрах от сегодняшнего центра Невежкино. Их привлекали плодородные земли. Первые упоминания относятся к 1719 году, но датой основания все же считается 1721.

А позже беглые вольнолюбивые казаки, сплавлявшиеся по Вороне, тоже облюбовали эти места. Собственно, это было Невежкино. Со временем два селения разрастались, постепенно сближаясь, и наконец стали единым целым, как и населяющий их народ.
— Обрусевшая мордва или четвертая нация. Так нас называют, — смеется глава администрации Невежкинского сельсовета Александр Чудаев.

Отсюда и странные непривычном уху словечки в речи местных: давелечко (накануне), тудылечко (туда) и другие. Но как бы не ассимилировались две части одного целого, неизменным остается наличие двух церковных приходов. При каждом — погост. И хоронят строго на том, которое относится к приходу, где православный был крещен.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2808
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: с.Невежкино Белинский район

Сообщение expedA » 22 ноя 2021, 13:48

От Александра Шилина вырезка из газеты "Пензенская правда".
[center]Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2808
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: с.Невежкино Белинский район

Сообщение expedA » 23 ноя 2021, 11:12

Свежая публикация от А.Шилина
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2808
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: с.Невежкино Белинский район

Сообщение expedA » 31 мар 2022, 18:26

Добрый вечер!
Именно от невежинской певицы М. И. Ромашкиной в 1989 году я услышала высказывание: «Важно иметь не только сильный хороший голос, но припевать куда надо. А то — заорет не туда, и песня не пойдет!».

Из монографии Аллы Александровны Тарховой.
Изображение

Отрывок, посвященной селу Невежкино:
Село Невежкино расположено в тридцати километрах от районного центра — города Белинска. Оно основано в XVII веке. Традиционно это было большое село. По переписи населения на 1825 год, там проживало 1054 душ женского и 1028 душ мужского пола. К 1940 году численность населения превысила 14 тысяч. (В. Г Белинский в книге В. Воронцова «Симфония разума». Саратов, 1979. С — 72.)
По словам старожила села Тимофея Ивановича Ромашкина (1908 г.р.), близость реки Хопер, впадающей в реку Дон, привлекла донских казаков, и они стали переселяться на свободные территории Белинского района Пензенской области. Поэтому песенные традиции были заложены в селе казаками. (Личный архив автора.).
В Невежкино традиционно были сильны исполнители фольклора. Лучшие его образцы и лучших исполнителей удалось записать автору настоящей монографии с Александром Георгиевичем Тарховым в 1983 г.
В этот период в селе существовало несколько фольклорных ансамблей. Нам удалось записать прекрасный квартет, в который входили: Е.В.Кугушева (1914 пр.), М.И.Ромашкина (1917 г.р.), А.И.Спирина (1915 пр.) и Т.И.Ромашкин (1908 г.р.). Это - аутентичный коллектив, представляющий исконную невежкинскую традицию пения. А так как исполнители считали себя потомками донских казаков, основные признаки сохранились и в зычной манере пения, акающем говоре, широких внутрислоговых распевах со сменой гласных (а-о-е-х), типе песенной фактуры, основанной на подголосочной полифонии, наличии дишканта и многих других характерных черт, свойственных казачесту.
Особенно удачными в его исполнении были городские лирические песни: «Шла Машенька из лясочка» (См. приложение, песня № 11), «В одном селе жилай й Анюта» (См. там же, песня № 10), «Ничего мне на свете не надо» (См. там же, песня № 12).
Для исполнителей была характерна следующая манера пения: мощная подача звука, своеобразие распевов, проголосный стиль пения.
Моё внимание сразу привлекла Мария Ивановна Ромашкина. Это удивительная женщина. Не успела она войти в избу, как посыпались шутки, прибаутки, побаски. Несмотря на свой немолодой возраст, ей 66 лет, она оставалась очень живой, энергичной. Могла и пляску начать и прекрасные частушки собственного сочинения спеть. Мария Ивановна знала большое количество песен и очень часто запевала их. Она сохранила местную, основанную на импровизации традицию пения, знала каждый подголосок, часто придумывала свой, отличный от других напев. Обладая прекрасным альтом, она пела и нижнюю и среднюю хоровые партии, причем часто голоса перекрещивались, и было непонятно: она поет внизу или наверху?
В этом же ряду Т.И.Ромашкин — личность необыкновенная. Незаурядный певец, имевший высокий мужской голос, самобытный мастер игры на балалайке и гармошке, он лихо отплясывал вприсядку, виртуозна аккомпанировал исполнителям частушек, хорошо припевался к певцам.
Еще одной интересной исполнительнице руссикх народный песен была Анна Васильевна Невежина (1906 г). В момент записи ей было 77 лет. И, невзирая на свой преклонный возраст, она сумела сохранить ясный ум, светлую память и, благодаря этому, хорошо помнила старинные песни. В ее репертуаре: календарные «Дузда, дузда, Варварушка» (См. приложение, №14.) и «Жаворонка» (см. приложение, №15.), колыбельная «Эх, баю, баю, баю, баю» (См. приложение , №16.), тюремная «Ох, голова моя, ох, удалая» (См. там же, №18.). Но самым ценным, явилось исполнение ею похоронного плача по мужу «Уж, и любушки вы мои, подружуньки» (См. Приложение, № 17.). Этот плач поразил меня красотой и лаконичностью формы, и в тоже время — силой эмоционального воздействия.
В 1989 году я вновь посетила невежкинских певцов. В яркий солнечный день, проходя по знакомым окрестностям села, я мысленно сравнивала свои детские впечатления и нынешние. Все казалось неизменным: дома, улицы, люди. И все же время неумолимо. В этот раз к моему приезду уже не было в живых Л.И.Спириной и Т.И.Ромашкина. В ансамбль влились новые талантливые исполнители народных песен, такие, как Т.Я.Шиндява, Л.И.Керева, М.П.Егорова.
К сожалению, на этот день пришелся церковный праздник. Жители села, очень религиозные, бережно сохраняли весь старинный уклад жизни, поэтому наотрез отказались петь в этот день, да к тому же летнее время - пора уборки урожая.
Не теряя времени даром, я стала ходить по домам, спрашивать предметы старины, элементы старинной одежды.
У некоторых сельчан вообще ничего не осталось, а кто имел - тот хранил в память о родных. Помог случай.
По улице проходила пожилая женщина, и я ради любопытства поинтересовалась образцами крестьянской одежды этого села: в чем ходили, как ходили? Как выяснилось из разговора, звали женщину Минкина Анна Ивановна (1931 г.р.), Анна Ивановна с открытой душой откликнулась на мою просьбу и подарила мне ситцевый покосный сарафан, бордового цвета в мелкий белый цветочек, домотканную рубаху с рукавами из темно-вишневого сатина и фартук.
В общей сложности в селе Невежкино мне удалось приобрести: три кофты, четыре стана от рубах (без рукавов), две юбки, два сарафана, два пояса, один платок «ширинка», и 4 метра домотканины. Моисеева Полина Григорьевна сняла выкройку для пошива рубахи. А Самокина Серафима Владимировна отдала мне рубель со скалкой и гребень для выделки шерстяной нити
В этот приезд нам удалось собрать ансамбль из 10 человек: М.И.Ромашкина (1917 г.р.), Т.Я.Шиндява(1918 г.р.), М.П.Егорова (1931 г.р.), Н.И.Керева (1929 г.р.), Е.П.Трипицина (1924 г.р.), А.А.Тарасова (1924 г.р.), А.И.Мыльникова (1914 г.р.), Т.Ф.Моисеева (1924 г.р.), А.Н.Серов (1914 г.р.), Т.И.Байкин (1909 г.р.).
Из всего ансамбля только четверо выделялись своим искусством «подтягивать» песню, это: Т.Я.Шиндява, М.И.Ромашкина, М.И.Егорова, Н.И.Керева.
Не присутствовала на записи, в связи с отъездом в город, известная мне «дишканшица» Е.В.Кугушева. Сетуя на отсутствие Евдокии Васильевны, М.И.Ромашкина сказала после записи: «Вот приедешь в следующий раз, мы возьмем Кугушеву, пойдем на край села и споем тебе хорошо, так, как следат».
От ансамбля было записано 15 песен, преимущественно лирических городскиго типа. Известные мне: «В одном селе жила Янюта» (См. приложение, песня № 19.), «Эх, не на (я) да» (Ничего мне на свете не надо).(См. там же, песня № 20.), «Выходит молодец» («Голова моя удалая») (См. там же, песня № 22.) и другие - сохранили свои прежние контуры, но при этом обогатились новыми красками.
Все песни Невежинского ансамбля объединяет довольно развитая подголосочная полифония и импровизационность голосов. Верхний подголосок - «дишкант» самостоятелен и красив. «Басок» имеет свою линию, часто перекрещивается со средней партией, что создает трудности при расшифровке. Партитуры объемны, насыщены, колоритны. Достаточная яркая, свободная подача звука, наличие низких альтов, высоких мужских голосов, дишканта, огромное количество огласовок — еще раз убедило меня в мысли о близости манеры пения невежинцев с певческими приемами казаков.
Во время пения я всматривалась в лица певцов. Они были сосредоточены и критичны. Певцы внимательно следили за малейшей неточностью своего исполнения.
Особенно эмоционально реагировали на любую ошибку — Мария Ивановна Ромашина и Татьяна Яковлевна Шиндява. По их глазам можно было видеть, что это не самый лучший вариант их исполнения.
Я поняла, что это — результат излишней, всегда присутствующей у певцов, придирчивости к себе или желание спеть лучше и, как они говорят, «добрее». Поэтому, спустя полтора месяца, я снова встретилась с одним из любимых мною ансамблей села Невежкино.
15 сентября 1989 года на запись пришли: Е.А.Кугушева, М.П.Егорова, Т.Я.Шиндява, М.И.Ромашкина, Н.И.Керева, Н.С.Ромашкина.
В очень дружной и доверительной обстановке женщины напели мне 11 песен. В этот раз состав ансамбля был однородный женский. Женщины исполнили по моей просьбе, записанные ранее песни: «Шла Машень-ка из лясочка» (См. Приложение, песня № 26.) «Как за (е)гаем(ы), за Дунаем(ы)» (См. там же, песня № 26.) и другие. И, к великой радости, исполнили две новых, которых я ранее не слышала: семейно-бытовая «Из-под зам(ы)ка» (Мам(ы)рена) (См. Приложение, песня № 27.), лирическая «Что за садик за садо(ё)чек» (См. Приложение, песня № 24.) и несколько парных частушек.
Е.В.Кугушева, из-за которой, собственно, я и приехала снова, обладала безукоризненным искусством «подголашивать», «голосить» верхний подголосок песни. Ее редкой красоты высокий, полетный голос летел высоко и непринужденно. Используя в пении, свойственные только ей мелодические обороты: синкопы, мелизмы, она как бы «раскрепощала» мелодический рисунок, создавала иную метро-ритмическую структуру напева, способствуя свободному мелодико-ритмическому высказыванию песни «Шла Машенька из лясочка» (См. Приложение, песня № 25), «Голова моя, ды ох, удалая», (См. там же, песня № 23.)
Если послушать пленку, то во всем многообразии голосов можно услышать интересную, развитую партию «баска», которую исполняла Мария Ивановна Ромашкина (1918 г.р.). Ее низкий, богатый, тембровой палитры голос, вдруг неожиданно переходил в перекрест со средним, ведя какой-то миг «тему», и снова уходя в «нижний пласт» хоровой партитуры.
Затем, в 1990 году я вновь посетила село Невежкино, но уже, не одна, а с со съёмочной группой ПГТРК "Пенза".Мне удалось снять о них интересную передачу "Горница", но уже ничего нового для себя я не нашла, а, наоборот, расстроилась, так как ушли из жизни те превосходные виртуозы: Е.В.Кугушева, М.И.Ромашкина, Т.Я.Шиндява, без которых ансамбль звучал не так ровно и слитно. Старинные песни, практически уже никто не знал. Вот в чем трагедия сегодняшнего дня: уходят из жизни носители традиционной культуры,те,которые годами припевались, прислушивались, знали,кто как поёт, и кто какую линию подголоска выведет.
Именно от невежинской певицы М.И.Ромашкиной в 1989 году я услышала высказывание: «Важно иметь не только сильный хороший голос, но припевать куда надо. А то — заорет не туда, и песня не пойдет!».
Подводя итог, можно сказать следующее: село Невежкино входит в состав пензенских сел, относящихся к среднерусской разговорной зоне. Но необходимо учесть влияние переселенцев с Дона на песенную культуру села. Поражает зычная, основанная на импровизации, манера пения. Наличие дишканта, развитой хоровой фактуры (сочетание параллельно-торцевого движомашкинения голосов с косвенным и функциональным, широкие внутрислоговые распевы)- все это сближает пензенские песни с южнорусской культурой. Огласовки согласных, распевы дополнительных гласных (в одно(ё)м(ы), са(я) эх, салавей), а также диалектные особенности: аканье (ничаво, салавей, решатом) - взрывное произношение звука «г» также дают основание полагать, что в песенной традиции села Невежкино сильно проявляется близость к южнорусским песенным традициям.

Приложение :
http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/07_histplace/Nevegkino/bookTafrhova_sm.pdf

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9