Куриловка и Божья Гора

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 27 ноя 2015, 20:26
Имя: Суханов Илья

Куриловка и Божья Гора

Сообщение Суханов илья » 02 дек 2017, 15:32

Летом 2016 года, проезжая по автодороге Пенза-Шемышейка в районе Божьей Горы, я стал свидетелем интересного события: на остановочном павильоне неизвестные ломают большие металлические буквы: «КУРИЛОВКА». На моих глазах исчезало последнее упоминание о небольшом, практически в одну улицу, юридически прекратившем свое существование еще в 1973 году, населенном пункте, в который в канун моего рождения переехали из Пензы мои родители, где я родился вырос и всю жизнь очень интересовался историей этой местности. Но, к сожалению, все доступные данные о этой деревушке крайне противоречивы. Никто точно не знает, когда она основана, у каждого краеведа своя версия о ее названии. И что основана каким-то помещиком, а проживали там почему-то пахотные солдаты. (Поэтому буду очень рад услышать что то новое и значимое от краеведов и прошу их простить меня если я что-то приукрашу чрезмерно, отступая от канонов исторической науки)

Не имея на руках каких-либо значимых документов, я не претендую на полную достоверность нижеперечисленного, все это взято из рассказов старожилов Куриловки. По рассказам моего покойного отца, в конце 60-х в Засечную школу, где он работал учителем, приезжал Виктор Иванович Заикин, автор повести «По тропе Батыевой», и ему организовали вместе в учениками старших классов экскурсию по местам, описанным в повести. Поднявшись на вершину Божьей Горы, Виктор Иванович начал было рассказ о том, что при крепости Пенза здесь был сторожевой пост, который очень отчетливо был виден из города, и при угрозе нападения тут разжигали костры и дымом или огнем предупреждали гарнизон крепости о надвигающейся опасности. Экскурсантов, особенно уроженцев Куриловки, чрезвычайно взволновал этот рассказ и они с жаром начали его дополнять. Показали остатки землянок, в одной из которых находились сторожа, в другой хранились запасы смолы, мха и других горючих материалов (эти землянки на вершине северного склона были хорошо заметны до строительства дачного массива), потайную дорогу из Лемзяйки, где находился передовой пост сторожей, которые следили за Узинским станом, в то время была хорошо видна тропинка, по которой Куриловские сторожа ходили на службу. Виктор Иванович, также взволнованный таким живым участием собеседников, через некоторое время приехал в школу с только что изданной повестью и презентовал по экземпляру каждому участнику этого интересного похода. В последующей беседе он зачитал выписку из какого-то архивного документа, в котором Пензенский воевода приказывал служивым Осину, Мишунину, Спирину, Балакину, Мишину, Бычихину (а это фамилии коренных жителей Куриловки, до настоящего время существующие) переезжать с семьями на ПМЖ, им выделялись участки под строительство , пахотные земли и сенокосы. Сторожам по двое надлежало нести круглосуточную службу и в случаи тревоги «Курить великие дымы» (по всей видимости, отсюда и пошло название «Куриловка»).

Изначально поселение располагалось на окраине леса Камыш в овраге, разделяющем Божью гору и Ольшанскую, на берегу очень заболоченного ручья, вытекающего из родника на перешейке между двумя холмами. Этот ручей и болото прикрывали деревушку от Ногайской дороги, что давало местным жителям хоть небольшой, но шанс на спасение. Дома располагались в шахматном порядке, от пожара, в дальнейшем при расширении деревни старались строить так же. По рассказам старожилов, первоначально поселение называлось Люзань (или Елюзань, что указывает на болотистую местность), это название и сегодня фигурирует в местном названии улицы. Опять же по этим рассказам, само название «Куриловка» возникло во время большого Ногайского погрома, когда дымы курились почти все лето. Жители деревушки свезли на гору все запасы сухого мха, что и стало одной из причин, что нападавшие не смогли захватить крепость Пензу, в то время уже изрядно обветшавшую. За эти заслуги служивым были пожалованы дополнительные сенокосы в пойме Суры. Окончательно закрепилось это название после прохода через Пензу Пугачева, в время которого Божья Гора опять сильно курилась. За данные заслуги при ликвидации службы засечных сторожей в разряд пахотных солдат были переведены не только непосредственно числившиеся на данной службе, но и их старшие сыновья. Это, по всей видимости, объясняет тот факт, что по переписи 1806 года в Куриловке числилось 26 семей пахотных солдат.

В исторических публикациях иногда встречается версия о происхождении названия от фамилии помещика Курилов. Я позволю себе с этим не согласиться. По рассказам старожилов помещика в Куриловке никогда не было и бывшими крепостными они себя категорически не считают. Помещичья деревня находилась на берегу сурской протоки за болотом, разделяющим Куриловку и Засечное, и с этим помещиком у Куриловских жителей были постоянные тяжбы из за сенокосов и пастбищ.

После ликвидации службы засечных сторожей местные жители, получившие во владение очень богатые сенокосы, в большинстве своем стали заниматься молочным скотоводством. У каждого дома был колодец с очень холодной водой, воду из-за сильной жесткости из них в хозяйстве не использовали. Для этого воду брали из родников в Камышах, а после того, как Сура подошла к левому берегу, то из реки. В колодцах же хранили свежее молоко и охлаждали сквашенное, так называемое «Кислое» молоко или ряженку, которое и везли в Пензу на продажу. Для господ молоко готовили в глиняных крынках, в каждую поверх клали ароматную поджаренную пенку, которая не только считалась деликатесом, но и косвенно указывало на качество молока и здоровье коровы от которой, это молоко получено. Если корова больна, особенно заразными болезнями, в ее молоке резко падает содержание белка и жира и молочная пенка получается заметно тоньше, а чем жирнее и гуще молоко, значит и пенка толще и аппетитнее. Поэтому местным детям категорически запрещалось прикасаться к молочной пенке, которую они, за неимением других сладостей, очень любили и получали лишь по большим праздникам и по окончанию сенокоса. Конечно, всегда случалось, что кто-то не мог удержаться, за что их нещадно пороли, ведь без пенки молоко не продавалось (реклама - двигатель торговли). Молоко продавали на базаре, чаще на Пешей, а наиболее важным покупателям развозили по домам.
У восточного обрывы Божьей Горы очень долго находился летний лагерь Пензенского гарнизона, в который нанимались на работу Куриловские мужчины, а зимой сторожили постройки. Поэтому пензенские офицеры предпочитали брать на охоту хорошо знакомых куриловских мужиков в помощники. При особо удачных охотах обильно потчевали их за своим столом, о чем очень любили куриловские вспоминать. Во время вышеупомянутой экскурсии один из рябят по фамилии Бычков очень расстроился, что его фамилию не упомянули в списке основателей деревни, хотя он и считался коренным. Оказалось, что во время одной охоты загонщикам выставили целый бочонок вина, из которого они черпали своими кружками, а у одного кружки не оказалось. Так он приложился прямо к бочонку и отпил из него изрядно, на что распорядитель охоты заметил, «Какой же ты брат, Бычок». Так и прилипла намертво кличка, потом перешедшая в фамилию. Кстати, из-за того, что фамилий в деревне было всего шесть, а она постепенно разрасталась, в конце концов остановившись на крутом берегу Суры (поэтому эту улицу местные называют «Конец» дальше мол уже не построишь), все общались между собой по уличному. Чаще семью называли по имени более заметного представителя, например Васины. Другой любил ходить по девкам в Камайку и жену оттуда привел, так и стал Камайский. Нас звали Гусаровы, потому что купили дом у Гусара, который действительно служил до революции в голубых гусарах, даже форму сохранил до самой смерти.
Другим источником дохода была продажа сена. Причем с этим промыслом связана еще одна местная байка. Сено продавали в Пензе все крестьяне, жившие в пойме Суры. Везли его в Пензу по Ногайской дороге и, хочешь - не хочешь, нужно проезжать через Терновку с Пушкарями, где их нещадно грабили, за что у Терновских было прозвище «Сенотрясы». А куриловских не трогали. Когда обиженные начали причитать, что, мол, вон, куриловский проехал мимо с базара, он сена больше продал, а вы его упускаете, ему грабители отвечали, что этих мы не трогаем, они наши, слободские. И на масленичные стенки Куриловские всегда становились на сторону или Пушкарских, или Пеших. Их даже приглашали, обещая обильное угощение, так как парни были очень крепкие и стойкие. Куриловские, говорили про них, никогда не побегут.

Еще два интересных промысла практиковались еще на моей памяти. В начале марта начинали заготавливать сурский лед и возили его в Пензу. Набивали им погреба, холодильники были еще роскошью. Куриловский лед считался лучшим из за чистоты, и кубы были большие. Для этого на Суре расчищали от снега огромные площадки, пробивали ломами лунки и затем пилили лед пилами на довольно большие кубы, которые баграми вытаскивали из воды и грузили на сани. На берегу собирались все остальные жители, это было своего рода развлечение, да и не каждый мог принимать непосредственное участие, лед приходилось покупать. В обед перекусывали тут же у полыньи. Наступало наиболее сильное оживление, лед можно было купить за обильное угощение выпивкой. Кто лучше угощал, тому и кубик больше отправляли. Все друг над другом шутили и потом долго вспоминали, как кто-то упал в воду, а кому-то лед привезли с вмороженной лягушкой.

Не менее значимым и запоминающимся событием был ледоход и весенний паводок. Наблюдать за этим зрелищем выходили на берег буквально все жители. Сура с сильным грохотом взламывала лед, буквально на глазах ее уровень поднимался на несколько метров, она заливала весь правый берег вплоть до Ахун, из воды выглядывали лишь верхушки деревьев. Вдоль левого берега нескончаемым потоком плыли огромные льдины, с треском сталкиваясь друг с другом. Вдруг течение резко останавливалось и вода начинала стремительно прибывать: на Засечном броде затор. И чем ни морознее была зима, тем сильнее этот затор, вода накапливалась, поднимаясь к краю пятиметрового берега. Бегли звонить в Пензу. Оттуда приезжала амфибия, на заторе раскладывали взрывчатку и взрывали лед. Вода в ревом устремлялась в прорыв, а восторгу детворы не было предела. Наиболее отчаянные мужчины в это время занимались заготовкой плавника. Говорили, что дрова из плавника наиболее жаркие. Увидев плывущее дерево, двое садились в лодку, баграми зацепали его и тащили на мелководье. Иногда вытаскивали на берег бани и сараи, а если повезет, в сарае находили кур и яйца. Потом долго хвалились трофеем, вкусной лапшой из него. Плавник затем сушился все лето, осенью пилили и кололи дрова, а затем везли или себе, или в Пензу на продажу. В удачные года на берег стаскивали огромные кучи плавника.

В конце 19 и начале 20 века у пензенских господ на Божьей горе стало модным иметь дачи. Первые дачи возникли у подножья северного склона. В основном там имели дачи семьи начальствующих офицеров Пензенского гарнизона, который летом почти всем составов переезжал на жительство в летний лагерь. Сам летний лагерь находился на восточном склоне в так называемом лесе, в Чугурах. Под наиболее крутым обрывом находилось стрельбище и тир для стендовой стрельбы. А дальше в лесу здание кухни, штаба и каптерки. Солдаты и не имеющие дач офицеры жили в палатках. Для их обустройства у местных жителей закупалось излишки сена, которое расстилалось на земле и на него ставили палатку. И потеплее, и помягче, и насекомых от душистого сена поменьше. Зимой в Куриловке нанимались сторожа караулить казенное имущество. Эта практика продолжалась вплоть до начала строительства Сурского гидроузла. Летний лагерь и господские дачи давали ощутимую прибавку к доходу. Туда продавали и молоко, и яйца, и излишки с огорода, и нанимались в прислуги и в сторожа.

Позже более дорогие дачи возникли на Южном склоне горы, где в настоящее время загородный Клуб Волков, а до этого была турбаза «Солнышко», а еще до этого Лагерь труда и отдыха «Романтик», который под разными наименованиями был там еще до войны и начинался в тех самых господских дачах.

Ну а уж если уж пошла речь о Куриловке, то нельзя не упомянуть о самой Божьей Горе. По-моему, эти понятия неразрывны связаны. Этот огромный холм стоит естественной преградой на Старой Ногайской дороге. Время всегда дорого, а в те времена оно было равноценно жизни. Чем не раньше крепость узнавала о приближении врага, тем лучше ее защитники могли приготовиться к ее обороне. Да и нападавшие тащили на себе все свое, а тут практически отвесная стена огромной подковой опоясывающая Пензу. А из-за того, что огромное войско нужно чем то кормить, оно не шло по одной дороге, а перед нападением концентрировалось в каком то удобном месте, обычно у брода. В нашем случае это Узинский стан (в Куриловке старики не называли Усть-Уза, а Узинский стан). Он хорошо просматривался с окрестных холмов Лемзяйскими сторожами и при большом движении в сторону Пензы они в первую очередь сообщали об этом Куриловским сторожам, которые зажигали сигнальные огни и дымы и скакали в крепость.
Божья Гора очень хорошо видна из Пензы, а уж самая лучшая панорама Пензы в солнечный день - это уж с Божьей Горы. Пока там не было дач, в выходные приезжали большие компании, поднимались по крутому склону на вершину и любовались Пензенским холмом. Затем там устроили подъемник для любителей лыжного спуска, народу прибавилось и зимой. Правда, уж зимний вид Пензы был менее привлекательным, чем летний. Всю прелесть портила густая шапка черного дыма от ТЭЦ и промышленных предприятий, да и дома еще многие топились дровами или углем. И все время задавался один и тот же вопрос: а почему Гора Божья? Кто-то объяснял это наличием на горе Часовни, которая сгинула в оползне перед Первой мировой, что посчитали дурным знаком. Но ведь часовню построили в середине 19 века, а Божья гора упоминается при основании города. Интересную версию рассказывали жители мордовских сел, которых переселили из зоны затопления Сурского водохранилища в Засечное. До крещения мордва были язычниками и поклонялись в том числе и Солнцу. Накануне дня летнего солнцестояния на горе собирались седые старики в белых одеждах и стоя встречали восход Солнца. Кто видел восход на Божьей Горе, тот наверное поймет, почему собирались именно там. К тому же восточный склон всегда был свободен от леса и не мешал любоваться красотой восходящего солнца. Так продолжалось и после крещения мордвы в 18 веке. Чтобы отвадить их от пагубных привычек, и была построена на Божьей горе часовня. Да злые языки поговаривали, что до Революции повадились в нее распутные Пензенские купчихи толи грехи замаливать, толи еще по каким надобностям. В тот день, накануне ночи, когда случился страшный ливень и оползень, приехала в часовню какая-то барыня и очень долго там находилась, а потом и сгинула вместе с Часовней.

В семьдесят седьмом году, из-за аварийного сброса Сурского гидроузла, в Суре был очень сильный подъем воды, ледохода почти не было, а вот течение было какое-то особенно сильное. Мы наблюдали паводок в районе Божьей Горы. Мимо нас проплыла группа байдарочников, через некоторое время пришел наш товарищ и сообщил, что эти туристы попали под провода ЛЭП и кто-то утонул. Мы решили подняться на гору и посмотреть оттуда, надеясь увидеть подробности происшедшего. Было довольно далеко, мы ничего не увидели, но когда подошли к обрыву над рекой, гора нас страшно напугала: она чувствительно дрожала от огромного напора воды. День был серый, очень пасмурный, впечатление все это на нас произвело неизгладимое. И как после этого не поверишь, что гора Божья!

Куриловских жителей можно было безошибочно определить по их своеобразному выговору. Сейчас это уже практически не заметно, а еще в семидесятые наши гости из Пензы потешались: Цай в цугунке сварила. Недавно, проезжая через Шацк, на придорожном рынке я услышал до боли знакомое: «Рябята, пайдемте, цай горяций, сладкий».

И есть у многих местных жителей одна, отнюдь не деревенская забава: голуби. Голубей тут держат испокон века, как в городе. Строят отдельные голубятни, каждое воскресенье выпускают их на волю, свистят на крышах седые мужики и подгоняют своих красавцев длинными шестами с тряпками на конце. Затем собираются и обсуждают достоинства и недостатки каждой птицы, полет и грацию, ищут пропажу (если голубь увел чужую голубку), сорятся до драк, доказывая, что их голуби самые лучшие. Каждое воскресенье чуть свет они в Пензе на птичьем рынке, и у каждого свой любимый за пазухой. А когда приходит пора проводить такого любителя в последний путь, его товарищи выпускают над похоронной процессией всех голубей.

Я еще раз прошу прощение за вольность в истории и очень надеюсь на пополнение моей информации.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Куриловка и Божья Гора

Сообщение expedA » 02 дек 2017, 19:48

Вот это материал. 8-) Под стать работам "Петровича" :)

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 164
Зарегистрирован: 21 дек 2014, 01:25
Имя:

Re: Куриловка и Божья Гора

Сообщение Дмитрий Степанников » 03 дек 2017, 02:08

Ещё бы карту, да все используемые названия местности указать, с дачами и стрельбищами.

Участник
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 27 ноя 2015, 20:26
Имя: Суханов Илья

Re: Куриловка и Божья Гора

Сообщение Суханов илья » 03 дек 2017, 07:38

С картой чуть попозже, там так понастроили, на Спутнике вообще ничего непонятно. Ходил специально посмотреть, богу дивился. Обрыв отвесный глиняный, хороший дождливый год и вполне возможен оползень. А на нем дачи, как ласточкины гнезда. Китай отдыхает.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Куриловка и Божья Гора

Сообщение expedA » 07 июл 2018, 21:28

Один "дачник" прислал свои находки на форум, найденные в окрестностях Божьей горы. Точное место не указывает :?:

Изображение

Участник
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 27 ноя 2015, 20:26
Имя: Суханов Илья

Re: Куриловка и Божья Гора

Сообщение Суханов илья » 04 ноя 2019, 10:08

К Нам едет Ревизор!


Чиновники государства Российского не только брали взятки и плясали на балах, как нам описал нам в своих бессмертных комедиях Николай Васильевич Гоголь, но и занимались своими непосредственными обязанностями, результаты которых скрупулёзно заносились во всевозможные ревизские сказки, которые очень аккуратно хранятся в государственных архивах по сей день, в том числе и в Государственном Архиве Пензенской области. И при некотором старании и усердии можно из этих архивов почерпнуть очень и очень многое, в том числе проследить и свою родословную. Что и сделал потомок коренных жителей деревни Куриловка Бобылев Анатолий Иванович, преподаватель Пензенского аграрного университета. Чтобы изучить историю своей фамилии, он обратился в ГАПО и сначала по метрическим книгам, а затем по ревизским сказкам дошел аж до 1762 года, а учитывая упоминание о 2 ревизской сказке, то и до 1745года. И, надо добавить, что предки его были простые крепостные крестьяне, у которых фамилии появились лишь к середине 19 века, а до этого прозывались по имени старшего в семье или по уличному прозвищу. Анатолий Иванович проделал поистине титаническую работу, ведь мало прочитать эти самые сказки, написанные от руки, часто не совсем разборчивым почерком, не говоря о том, что орфография и стиль написанного ой как отличаются от современного. Но он еще и систематизировал свои изыскания и привел их в стройный вид, где любой житель Куриловки может проследить свою родословную. К большому сожалению в ГОАП отсутствует 4 ревизская сказка (по всей видимости она пришлась по времени на Пугачевский бунт) и документы ранее 3 ревизской сказки, которые отправлены на хранение в государственный архив РФ, поэтому наверное рано ставить точку, может быть, найдется у кого то интерес к данной теме и он продолжит изыскания, начатые Анатолий Ивновичем.

Увы, моя версия истории Куриловки под натиском неопровержимых документов рассыпалась. Но Анатолий Иванович великодушно дал мне небольшую надежду, что история моей второй родины имеет более глубокие корни. Дело в том, что он исследовал документы не только по Куриловке (откуда он по дедовой линии), но и по деревне Усть-Вазерки (по линии бабушки) и натолкнулся на то, что эти поселения в начале 18 века возникли не на пустом месте, а их заселяли крепостными, причем весьма срочно по местам, где совсем недавно проживали засечные сторожа, которых накануне отправили на более южные рубежи, и что бы не было соблазна им вернуться обратно их поместья отдавали помещикам. Повторюсь, что, к сожалению, все документы этого периода и более ранние отправлены на хранение в Москву. Что ж будем надеяться, что найдется очередной энтузиаст, который доберется до самых истоков данной темы.

И в конце хочется сказать огромное спасибо Анатолию Ивановичу Бобылеву и даже преклонить перед ним голову за его старание и неподдельный интерес к истории своей фамилии, своей семьи и своей Родины.

Ниже вашему вниманию краткое резюме своих изысканий, составленное Анатолием Ивановичем:

КУРИЛОВКА

В Государственном архиве Пензенской области (ГАПО) в метрических книгах первое упоминание деревни Куриловки, приписанной к церкви села Дмитриевское (Засечное тож) Пензенского уезда Узинского стана, датируется 1759 годом.
Самая ранняя ревизская сказка в ГАПО – это 3-я ревизия (1762 г.), в которой по д. Куриловке указаны: 1) вотчина конной гвардии поручика Александра Яковлевича господина Мансурова, 2) вотчина коллежского асессора Александра Ивановича Смагина [ГАПО, фонд – 60, опись – 4, дело - 45].
Что же касается крестьян господина Мансурова, то в 3-ей ревизии сказано, что во 2-ой ревизии (1745 г.) в той же деревне Куриловке они написаны за Александром да Алексеем Ивановичами Леонтьевыми.
По 2-ой ревизии у господ Леонтьевых было 40 крестьян. Из них за период до 3-ей ревизии умерло 12, осталось 28, новорожденных 22, всего же на лицо по 3-ей ревизии (у Мансурова) 50 душ. Таким образом, в период между 2-ой и 3-ей ревизиями никто из крестьян д. Куриловки не был куплен или продан.
На период 3-ей ревизии у господина Мансурова было 9 семей крестьян. Их потомки, начиная с 1858 г. согласно метрическим книгам [ГАПО, Ф182, Оп6, Д115 и далее], носили фамилии Синюков, Спирин (Спиридонов), Мишин, Бычихин, Наташин, Серегин, Бычков, Мосейкин, Рыжов, Захаров, Богачев (Моляров), Евстигнеев, Бобылев, Игошин, Парашин, Абрамов, Никитин, Никишин, Зотов (Карпов), Балакин, Осин, Мишунин, Щуканов, Никишкин, Федулов. Предположительно большинство фамилий были даны по старшему из живших в роду (как правило, по деду).
Однодворцев в д. Куриловка в 3-ей ревизии не было. К сожалению, 4-ой ревизии в ГАПО нет. В 5-ой ревизии (1795 г.) в Куриловке записаны однодворцы с фамилиями Мещеринов, Карпов, Поляков, Ергаев, Вядов, Кошкин, Лебедев, Андриянов. При этом записано, что однодворцев мужского пола в 4-ой ревизии было 16, выбыло 10, в 5-ой ревизии – 18. А женского пола в 4-ой ревизии было 12, выбыло 5, в 5-ой – 28 [ГАПО, Ф60, Оп4, Д130].


Из вышесказанного можно сделать определенные выводы. Во первых, без документального подтверждения любая история - всего лишь версия. Но версия все же имеет право быть хотя бы потому, что она пробуждает определенный интерес к данной теме. Конечно, очень много документов, относящихся к истории Пензы, были или утрачены во время Пугачевского бунта, или во время пожара Москвы 12 года, но и имеющиеся документы еще толком никто и не изучал. Очень большая надежда на активную цифровизацию архивов, может быть тогда они станут более доступны для широкой публики и будет гораздо легче и удобнее ворошить прошлое и сопоставлять с ними свои версии и подтверждать их, а иногда и опровергать их.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Куриловка и Божья Гора

Сообщение expedA » 06 ноя 2019, 21:49

моя версия истории Куриловки под натиском неопровержимых документов рассыпалась

Добрый вечер! Илья Владимирович, история села или деревни переписывается много раз, поэтому это неудивительно. Вот к примеру, Олег Иванович Холодков набрал столько материалов о своём селе Белынь в архивах, что ему придется дополнять свою книгу.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Куриловка и Божья Гора

Сообщение expedA » 10 ноя 2019, 19:14

Добрый день! Дачные находки этой осени на "Божьей горе", присланные на форум.
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Куриловка и Божья Гора

Сообщение expedA » 05 мар 2020, 18:16


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Куриловка и Божья Гора

Сообщение expedA » 20 июн 2022, 18:06

Пензенский краеведческий музей.

Сообщение от 24 05 2022 г.
Нательные голгофские старообрядческие кресты фондов Пензенского краеведческого музея

В 2021 году в фонды Пензенского краеведческого музея поступили два медных нательных старообрядческих креста, один мужского, другой женского типа.

Один из этих крестов - нательный листовидный, голгофский старообрядческий найден на своём огороде жительницей с. Ухтинка Бессоновского района Пензенской области Карягиной Н.В. и был передан в дар нашему музею.

Данный тип креста, который, по мнению старообрядцев-литейщиков, относится к женским, впервые появился в XVIII веке в мастерских Выга наряду с простым прямоугольноконечным, который считается мужским. За свою форму, напоминающую дубовый лист, крест в обиходе получил название "листик". Приведём краткое описание этого креста.

Крест прямоугольноконечный с прямым углом в средокрестии, листовидный, двусторонний с удлинённой нижней лопастью. Крест по контуру орнаментирован растительными завитками. Контур четырехконечного креста окаймлён тонким рельефным ободком с обеих сторон. Оглавие в виде уплощённой бусины с трёхчастным завершением.
Изображение

Женский крест и прорисовка надписей. Лицевая сторона.

Подробное описание лицевой стороны креста.
Женский крест и прорисовка надписей. Лицевая сторона.
- Оглавие: массивная уплощённая бусина с трёхчастным завершением.

- Верхняя оконечность: рельефные аббревиатура Ц С (ЦАРЬ СЛАВЫ), христограмма IС ХС (ИИСУС ХРИСТОС) и аббревиатура С Б (СЫН БОЖИЙ) в три строки под титлами.

- Средокрестие, левая, правая и нижняя оконечности: Изображение рельефного восьмиконечного Голгофского креста с копием, тростью по сторонам на Голгофе в виде горки с черепом внутри. Копие и трость отходят от Голгофы вертикально вверх. Цата или венок отсутствуют. Над средней перекладиной Голгофского креста рельефная надпись: РАСПЯТЂ БЫСТЬ, под средней перекладиной: ЕФЛД . ГО МАРТА Л. первые четыре буквы ЕФЛД и конечная буква Л в конце слова МАРТА под титлами - это т.н. алфавитная запись чисел с помощью букв кириллицы. Чтобы отличать буквы от цифр над цифрами ставился специальный знак - титло. В нашем случае ЕФЛД под титлом дает цифру 5534, а Л под титлом - 30, в итоге получаем надпись: 5534 ГО МАРТА 30.

Согласно исследованию В.Е. Коршуна, проведенному при участии к. и. н. А.Г. Авдеева и иерея Вадима Коровина, принятая здесь система летоисчисления основана на антиохийской эре, разработанной Юлием Африканом и обоснованой Ипполитом Римским. Она базируется на положении, что сотворение мира произошло 25 марта за 5500 лет до рождения Христа [1]. Согласно ряду богослужебных книг, Иисус Христос был распят в начале 33-го года своей жизни «в лето ЄФЛГ (5533) марта в Л (30) день», и его проповедь продолжалась только два года [8]. Очевидно, что по существовавшей в Выговской обители хронологии и по принятому в строобрядчестве мнению, Христос проповедовал три года и был распят на 34-м году жизни, то есть в 5534 г.
Изображение

Женский крест и прорисовка надписей. Оборотная сторона.

Подробное описание оборотной стороны креста.
Женский крест и прорисовка надписей. Оборотная сторона.
- Средокрестие: Все поле, в виде четырехконечного креста, обрамленного рельефной рамкой, занимает молитва из келейного правила в 11-ть строк: "Господи, Иисусе Христе, сыне Божии, благослови и освети, и сохрани мя силою креста живоноснаго ти." (Псалтирь с возследованием. Первая треть XVII в. НИОР РГБ. Ф. 173.I. № 73, Л. 8 об.).

Другой крестик был переведён в состав основного фондового собрания Пензенского краеведческого музея из фонда временного хранения. Установить время (когда), источник (кем был передан) и условия попадания этого предмета в музей в настоящее время, к сожалению, не представляется возможным. Представляет он собой нательный старообрядческий голгофский крест мужского типа.

Согласно классификации В. Коршун данный крест относятся к типу старинной или поморской меднолитой пластики, которая выпускалась старообрядческими литейными мастерскими.
Изображение

Мужской крест и прорисовка надписей. Лицевая сторона.


Мужской крест и прорисовка надписей. Лицевая сторона.
На лицевой стороне креста изображен рельефный восьмиконечный крест на Голгофе над могилой Адама с тростью и копием с типовым комплексом надписей-аббревиатур. На оборотной стороне – сплошь по всей поверхности креста надпись. Размеры 5,1×2,6×0,7 см. Оглавие в виде уплощенной бусины с двумя венцами. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный Голгофский крест. Над крестом – рельефные монограммы «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь Славы») в две строки под титлами. По сторонам креста монограммы: над средней перекладиной – «IС ХС» («Иисус Христос») под титлами, под ней – «СНЪ БЖIИ» («Сын Божий») под титлами. Ниже надпись «НИКА».
Изображение

Мужской крест и прорисовка надписей. Оборотная сторона.

Мужской крест и прорисовка надписей. Оборотная сторона.
На оборотной стороне все поле внутри прямоконечного креста занимает текст молитвы кресту или начала псалма 67-го «ДА ВОСКРЕСНЕТЪ БОГ…»(«Да воскреснет Бог…») в старообрядческой формулировке в 14-ть строк: (текст нанесен с разделением на слова и с ошибками).

ДА ВОСКРЕСНЕТЪ БОГЪ И РАЗЫДУТСЯ ВРАЗИ ЕГО [И ДА] БЕЖАТЪ ОТ ЛИЦА ЕГО НИНАВИДЯЩ[Е]И ЕГО ЯКО ИЩЕЗА[ЕТЪ] ДЫМЪ ДА ИЩЕЗНУ[ТЪ]

"Да воскреснет Бог, и разыдутся врази его, и да бежат от лица его ненавидящеи его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огню, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, возрадуются пред Богом, насладятся в веселии. Воспойте Богу, поете имени его." (Псалтирь. М., 1638 г. Л. 92-92 .).

Список использованных источников и литературы:

Авдеев А.Г. "Из истории древнерусской эпиграфики иставрографии. 3. К вопросу о происхождении и развитии буквенных акронимов на Голгофских крестах в Древней Руси" // Проблемы теологии. Вып. 5. Материалы 5-й Международной богословской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2009.
2. Авдеев А.Г. Календарь старорусских надписей / Ползуновский альманах. № 4. Т. 1. Ч. 1. Барнаул, 2017. С. 178.

3. Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. М., 1999. С. 326– 360.

4. Герман К. Э. Кресты-тельники с Кижского погоста. // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле / Составление и подготовка: кандидат исторических наук И.В.Мельников / Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2014. С. 216-220.

5. Зотова Е.Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в московском регионе // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения – 2003»). Петрозаводск, 2003. С. 391.

6. Колпакова Ю.В., Костючук Л.Я. Псковские нательные кресты с надписями XIV-XVIII вв. Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки, № 13. Псков, 2011. — Вып. 13. — С. 119—137.

7. Коршун В.Е.. Исследования. Нательные кресты поморских типов XVIII – нач. XX в. Рязанской губернии. История, хронология, классификация. Родная старина. № 2. 2009. с. 36 - 41.

8. Савина Л.Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX – начале XX века // Русское литье. М., 1993. Вып.1. С.48–49.

9. Фролова Г.И. К вопросу о технологии выговского (поморского) медного литья // Русское литье. М., 1993. Вып.2. С.52–54.

Материал подготовил хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея Александр Королёв.

След.

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10