Город Никольск

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Город Никольск

Сообщение expedA » 31 июл 2018, 09:02

Изображение


Рассказ о городе Никольске начинаем с сообщения государственного архива Пензенской области от 25 08 2018 г.
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение

Изображение

Фонд Вотчинной конторы князей Бахметьеых и Оболенских является одним из самых интересных по составу документов среди фондов, хранящихся в Государственном архиве Пензенской области.

Основную часть его составляют документы Николо-Пестровского хрустального завода, который основан в 1764г. владельцем имения в с. Никольская Пестровка (сейчас г. Никольск) Городищенского уезда Алексеем Ивановичем Бахметьевым по указу Государственной мануфактурной коллегии. Со времени основания вплоть до 1884 года заводом управляли три поколения Бахметевых, в честь которых завод носил имя Бахметевского. Бахметевы были связаны родством со многими известными дворянскими фамилиями России: Трубецкими, Горчаковыми, Волконскими, Оболенскими, Толстыми.

Начиная с 1795 года, завод выполнял заказы высшей дворянской знати и церкви. Каждый из таких заказов выполнялся в неповторимой манере. Изделия, в том числе, из цветного стекла и хрусталя, украшались живописью, эмалью, красками, золотом и серебром, матовой гравировкой и алмазной гранью. Использовалась древняя техника – филигрань (венецианская нить), имитация под чеканное золото и драгоценные камни. Завод выпускал и недорогую продукцию, но при этом неизменным оставалось ее высокое качество.

Высшую награду, право нанесения Государственного герба на свои изделия, завод получил в 1836 году, и затем награда эта последовательно подтверждалась на выставках в Москве в 1839, 1861, 1865 годах и в Нижнем Новгороде в 1896 году.

До 1861 г. на заводе работали крепостные и временно-обязанные крестьяне, мастерство передавалось от отца к сыну. После реформы Бахметевым удалось сохранить производство, несмотря на трудности пореформенного времени, для чего руководство завода сделало все возможное, чтобы удержать рабочих и мастеров, теперь уже бывших крепостных, на предприятии.

В 1884 г. по завещанию вдовы Бахметьева Алексея Николаевича завод перешел к его племяннику Александру Дмитриевичу Оболенскому. Управление вотчинной конторой осуществляли управляющие имениями Бахметьевых и Оболенских.

В соответствии с декретом СНК от 02.07.1918г. завод был национализирован.

В фонде вотчинной конторы князей Бахметьевых и Оболенских хранятся самые старые документы Государственного архива Пензенской области — Жалованная грамота царя Михаила Федоровича на вотчину А.М. Несвицкого в Суздальском уезде 1627 г. и копии жалованных грамот царя Федора Алексеевича от 1668 и 1680 гг. на вотчины Бахметьева И. Ю. в Саранском уезде.

Большой интерес для историков представляют документы, относящиеся к строительству князем Бахметьевым стекольной, фарфоровой, фаянсовой и полотняных фабрик от 1764г.

Также к екатерининскому времени относятся эскизы хрустальных изделий. Из сохранившегося в фонде Положения о Никольской хрустальной фабрике и Усовском механическом заводе богемского стекла можно узнать об организации производства и должностных инструкциях руководства завода, распорядке работы и даже о пропускном режиме на предприятии. Любителям техники будут интересны описания паровых котлов от 1895г. Лицевые счета и списки работников могут быть полезны при проведении генеалогических исследований. В документах вотчинной конторы также сохранилось описание герба и история дворянского рода Бахметьевых.

Поработать с фондом вотчинной конторы Бахметьевых и Оболенских вы всегда можете в нашем читальном зале в четверг и пятницу. Многие документы еще ждут своих исследователей.



Добавлю несколько фотографий
Изображение
Изображение
После реконструкции дома Бахметьевых-Оболенских были утрачена балюстрада и терраса

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение


Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 29 авг 2018, 17:17

Сообщение государственного архива Пензенской области от 29.08.2018 г.
Изображение



Знаете ли вы что, самый старый документ, хранящийся в Государственном архиве Пензенской области относится к 1627г?

В фонде вотчинной конторы князей Бахметьевых и Оболенских хранится самый старый документ Государственного архива Пензенской области — Жалованная грамота царя Михаила Федоровича на вотчину вологодского помещика Андрея Матвеевича Несвицкого в Суздальском уезде 1627 г.

Скорее всего, его появление связано с тем, что, Несвицкая Варвара Федоровна была женой сына основателя Никольского хрустального завода Николая Алексеевича Бахметьева (1798-1861гг.).

Жалованные грамоты русских царей религиозным организациям, различным учреждениям и частным лицам, представляют собою акты, сообщавшие и закреплявшие в письменной форме известные даруемые льготы и преимущества.

В частности наи­более любопытными и ценными грамотами являются тe, которые были даны дворянам за их службу на пожалование земель из noместий в вотчину. Важное значение этих, так называемых вотчинных грамот обусловлено их содержанием.

У помещиков Бахметьевых в семейном архиве хранилось более 10 жалованных грамот разных времен, которые подтверждали их права на обладание теми, или иными землями как в Пензенской губернии, так и за ее пределами. Помимо упомянутой выше жалованной грамоты, в личном фонда также хранятся копии жалованных грамот царя Федора Алексеевича от 1668 и 1680 гг. на вотчины Бахметьева И. Ю. в Саранском уезде.


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 01 окт 2018, 21:54

Сообщение государственного архива Пензенской области от 01.10.2018 г.
Изображение


В фондах государственного архива Пензенской области хранятся документы из фонда вотчинной конторы князей Бахметьевых-Оболенских от 1782 года на латинском языке, написанные на пергаменте, направленные из Эдинбурга Григорию Бахметьеву.

Основанный в 1764 году Николо-Пестровский хрустальный завод к концу XVIIIв. наравне с Императорским стеклянным заводом, стал ведущим российским хрустальным и стекольным производством. Один из немногих заводов Российской империи, он изготавливал художественные изделия из хрусталя высочайшего уровня.

Уже в 1789 году Н .А. Бахметев основал музей стекла и хрусталя, где начал собирать лучшие образцы производства своего завода и лучшие изделия европейского стекольного искусства, которые часто использовались мастерами завода в качестве образцов

Первым крупным успехом завода было получение в 1829 году на первой в России выставке мануфактурных изделий в Петербурге большой золотой медали.

Бахметевым удалось сохранить производство, несмотря на трудности, связанные с отменой крепостного права и потерей бесплатной рабочей силы. Николо-Бахметьевский завод получил право нанесения Государственного герба на свои изделия в 1836 году. Эта награда последовательно подтверждалась на выставках в Москве в 1839, 1861, 1865 годах и в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Наивысшего успеха завод добился в 1900 на Всемирной парижской выставке , когда изделия Никольско-Бахметевского завода князя А. Д. Оболенского (наследника А. Н. Бахметева) были оценены Большой золотой медалью, а мастера получили именные бронзовые медали.

Завод смог пережить тяжелые годы революции и Гражданской войны. С 1918 по 1924 год на заводе было введено коллегиальное управление. Огромными усилиями мастеров и рабочих был сохранен и музейный фонд. Предприятие стало государственным и получило имя «Красный гигант».


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 03 дек 2018, 21:05

Сообщение государственного архива Пензенской области от 01.12.2018 г.
Продолжаем нашу рубрику "100 интересных фактов об архиве"
Интересный факт № 10

Во многих государственных архивах сохранились документы о включении дворян в дворянские губернские родословные книги.
Представленная ниже грамота о внесении в Дворянскую родословную книгу Пензенской губернии была выдана премьер-майору Ивану Александровичу Бахметьеву в 1795г.
Подобные грамоты на включение в родословные книги выдавались губернскими дворянскими депутатскими собраниями, состоявшими из депутатов от уездных дворянских обществ (по одному от уезда) и губернского предводителя дворянства.
Дело в том, что при смене жительства дворянину для вступления в местные органы сословного самоуправления (губернские и уездные депутатские собрания) нужно было подать документы на включение его в родословные книги той или иной губернии, в которой находились его поместья.
Род Бахметьевых в Пензенской губернии мог войти в шестую, самую почетную, часть родословной книги, куда вносились самые древние дворянские роды, дворянство которых насчитывало столетие и более на момент издания Жалованной грамоты Екатерины Великой в 1768г. Формально запись в шестую часть родословной книги не давала никаких привилегий, кроме одной: в Пажеский корпус, Александровский (Царскосельский) лицей и в училище правоведения зачислялись только сыновья дворян, записанных в пятую и шестую части родословных книг.
Составление дворянских родословных книг вменялось в почётную обязанность губернским предводителям дворянства, стоявшим во главе специальных комиссий дворянских депутатских собраний. Такие комиссии призваны были рассматривать документальные доказательства принадлежности рода к потомственному дворянству, на основании которых принималось окончательное решение о внесении того или иного рода в соответствующую часть родословной книги. Для документального подтверждения были необходимы грамоты на владения вотчинами нередко более чем столетней давности (XVII, а то и XVI веков).
После прохождения местных комиссий документы о включении в родословную книгу поступали еще в Департамент герольдии Сената, и только потом на основании Указа императора подававший прошение включался в дворянскую родословную книгу.

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 06 июн 2019, 20:08


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 05 сен 2019, 18:48

Государственный архив Пензенской области

Сообщение от 22 08 2019 г.

На сайте Государственного архива Пензенской области размещена виртуальная выставка, посвященная 255-летию основания Никольского хрустального завода

Выставка основана на документах из фондов вотчинной конторы князей Бахметьевых и Оболенских (ф. 210), а также фондов завода «Красный гигант» советского периода (ф.р-2503).
Фонд 210 является одним из самых интересных по составу документов среди фондов, хранящихся в Государственном архиве Пензенской области. Большой интерес для историков представляют документы, относящиеся к строительству князем Бахметьевым стекольной, фарфоровой, фаянсовой и полотняных фабрик от 1764 г.
Также к екатерининскому времени относятся эскизы хрустальных изделий. Из сохранившегося в фонде Положения о Никольской хрустальной фабрике и Усовском механическом заводе богемского стекла можно узнать об организации производства и должностных инструкциях руководства завода, распорядке работы и даже о пропускном режиме на предприятии. Сохранились и грамоты, которыми был награжден завод на промышленных и торговых выставках.
Лицевые счета и списки работников могут быть полезны при проведении генеалогических исследований. В документах вотчинной конторы также сохранилось описание герба и история дворянского рода Бахметьевых. Часть этих документов вы можете посмотреть на нашей выставке.
Среди документов советского времени большой интерес представляют технические паспорта изделий, выпускавшихся заводом. Также в фондах государственного архива сохранились фотографии работников знаменитого предприятия и производственного процесса 1950-х – 1980-х годов.
Выставку вы можете посмотреть в разделе «Выставки» на нашем официальном сайте http://arhiv-pnz.ru/photoalbums/25

Отдельные экспонаты выставкиhttp://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/07_histplace/nikolsk/GAPO_225_bahmet_factory.pdf

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 27 окт 2019, 20:30

Государственный архив Пензенской области

Сообщение от 21 10 2019 г.
Газета «Сталинское знамя» от 25 октября 1947 года № 2011.

Коллектив стекольщиков завода «Красный гигант» выполняет ответственный заказ Московского Метрополитена. Специальное художественное стекло для новых светильников метро изготовляют лучшие мастера завода.
Новые светильники с художественным стеклом «Красного гиганта» будут установлены к 7 ноября на станциях метро «Сталинская» ( ныне Семеновская — Б.М.) ,«Бауманская», «Измайловская».
Всего Николо-Пестровский завод изготовит для Московского метро стеклооборудования с опаловым слоем и алмазными гранями на 2.5 миллиона рублей.
Первая партия художественного стекла уже отправлена в Москву.

На фото - станция "Бауманская". Из открытых источников.
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 10 апр 2020, 23:04

История стеклоделия в Никольске. Рассказ директора Никольского краеведческого музея О.А. Ильина



Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 07 янв 2021, 12:46

Добрый день! Рекомендую посетителям форума чаще заглядывать на страничку Вконтакте директора краеведческого музея города Никольск, Олега Алексеевича Ильина https://vk.com/id143860636
Изображение


Вот интересное сообщение от 29 12 2020 г.
ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ


В руки совершенно случайно попала старинная книга, в которой, кроме различных экономических, социологических и статистических выкладок, встретились любопытные наблюдения о быте, нравах и особенностях менталитета наших предков. Это большое научное исследование под названием «Хозяйственно-статистическое описание Пензенского уезда», помещенное в «Трудах Императорского вольного экономического общества» (СПб, 1853 г.). Некоторые мысли авторов этого сборника, на мой взгляд, будут интересны и нашим читателям, так как «прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий». (В. Ключевский).

Добродетель и порок.
В современном словаре русского языка слова «добродетель» и «порок» справедливо помечены ремаркой «книжн.». В отличие от многих других этических терминов эти слова присутствуют в живом языке пассивно и употребляются в каких-то специфических значениях. О человеке говорят «добродетельный», как правило, с иронией и, значит, в обратном значении: мол, делает вид, но мы-то знаем. А не с иронией — только в эпитафии, реже в панегирике. Слово «порок» (чаще в форме прилагательного «порочный») употребляется активнее — в смысле «аморальный», подверженный страстям, в особенности тайным страстям.
В традиции моральной философии слова «добродетель» и «порок» имеют широкие значения — обозначают положительные и отрицательные качества (моральные качества) личности. Честность, щедрость, великодушие, сострадательность и т.п. — добродетели. Лживость, скаредность, мелочность, черствость и т.п. — пороки.

Мы ленивы и нелюбопытны.
Еще Пушкин говорил, что русские люди ленивы и нелюбопытны. Кажется, история русского быта подтверждает его слова. Так, в очерке «Хозяйственно-статистическое описание Пензенского уезда» в «Трудах Императорского вольного экономического общества» (СПб, 1853 г.) читаем: «Отсутствие предприимчивости и изобретательства, привычка придерживаться старому, искони заведенному порядку - вот отличительные черты в хозяйстве нашего мужика, между тем, как ум его от природы, конечно, не уступит всякому другому. Обработка земли плохая; разведение хозяйственных растений идет все в том же порядке, в каком оно было при их дедах и прадедах. Редкий мужик у нас пустится засеять на яровом участке какое-нибудь масличное или корнеплодное растение, которого прежде у него не засеивалось. Между тем, как в других уездах, например, у татар, поля заметно разнообразнее; они сеют много гороха, до которого большие охотники, и чечевицы, которой в Пензенском уезде почти нет, а если и есть несколько десятин, то только для корма свиней. У мордвов, в Городищенском уезде, почти в каждом семействе есть пчельник, и притом втрое больше, чем у русского».





Господствующие добродетели пензенцев.
Впрочем, рассматривая добродетели русского народа, старинные социологи свидетельствуют: «Что касается до господствующих добродетелей, то они общие всем русским: любовь и преданность к царю и отечеству. Каждый крестьянин охотно жертвует не только всем имением, но и жизнию своею, если только знает, что царь того желает; это он доказал и в последнюю войну. Затем доброта, гостеприимство и довольство малым; был бы сыт, одет и обут, вот все, что нужно крестьянину для счастливого существования, и вот те главные добродетели большей части наших крестьян, невольно бросающиеся в глаза каждому».

Дурное влияние на нас со стороны «немцев».
Пороки русских, по мнению самих русских, связаны с цивилизационными процессами в русском обществе. Другими словами, виноваты не мы, а иностранцы. Кстати, для русских все иностранцы – «немцы», то есть немые, не разговаривающие по-русски. Мы и тут исхитрились выкрутиться: известно, что русские, в отличие, к примеру, от европейцев, почти поголовно не владеют другими языками, почти не способны к их изучению, но при этом нашли возможность германцев обозвать немцами, как бы уличая их в языковом невежестве.
Пагубное влияние цивилизации, как считают составители сборника, является причиной распространения в «Пензенском уезде» разнообразных недостатков и пороков: «Наиболее заметны в них (пензенцах) наклонности ко лжи, обману и воровству. Пристрастие к спиртным напиткам также значительно; но оно едва ли не составляет общей принадлежности русского крестьянина, который горе и радость запивает водкою. Вообще, чем дальше от города, тем число пороков замечается меньше, и наоборот, чем ближе к городу, тем оно больше; следовательно, число их уменьшается в обратном отношении к расстоянию от центра цивилизации и торговли и увеличивается в прямом отношении со степенью промышленности и, пожалуй, цивилизации. Очень естественно, что в подгородных селениях крестьяне имеют гораздо более столкновения с промышленниками, тарханами, ростовщиками и тому подобными людьми, а такого рода цивилизация сколько приносит выгод, с одной стороны, столько же, если не больше, невыгод – с другой. Но за всем тем, говоря вообще, нет таких пороков, которые бы дурно рекомендовали и подгородных жителей. Так, например, весьма редко случаются убийства, грабежи и т.п.»
К сожалению, дурное влияние цивилизации на русских людей заметно и в наши дни. Распущенность, пьянство, самые невероятные пороки овладевают современной молодежью, и наша область – не исключение. Думаю, люди моего поколения согласятся с тем, что сейчас отпустить младшего школьника в лес с ребятами строить шалаши – проблематично, хотя сами мы из леса не вылазили, проводя летние каникулы в свойственных мальчишкам забавах.

Кстати, о поголовном пьянстве наших предков.
С тем, что пьянство является следствием иноземного влияния, многие не согласятся, но констатирую: родную историю мы по большей части знаем плохо. Издалека всплывает что-то вроде "...Веселие Руси есть пити..." и прочее "гой-еси". Если мы ищем корни пьянства во временах Владимира Святого, как зафиксировали летописцы, якобы, его слова: "Веселие Руси есть пити, и нельзя без этого быти", - то все, приехали: всеобщая алкоголизация населения и полное вырождение русского народа не за горами. Между тем, в древнем русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и не предусмотрены наказания для пьяниц. Ни в "Поучениях" Мономаха, ни в святоотеческой религиозной литературе, ни в других книгах Древней Руси нет осуждения этого порока, рассказов для детей о его вреде. Нигде нет упоминаний о пагубных последствиях пьянства.
Почему? Да просто потому, что наши предки пили мало, пьянство не представляло собой общественной проблемы! И причина пьянства – те самые цивилизационные процессы, которые сделали из Руси Россию, повернувшуюся лицом к Западу.

Чем русский отличается от татарина и мордвина.
К числу заметных пороков у русских авторы «Хозяйственно-статистического описания Пензенского уезда» относят склонность к воровству и ненадежность данного ими слова. Впрочем, вороватость русского народа отмечена и в исторических анекдотах. Так, князь Горчаков спрашивал Николая Карамзина, находясь в Париже: «И что же происходит в России?». На что историк, как утверждают, ответил коротко: «Как обычно... Воруют-с...».
В том же, цитируемом нами сборнике находим любопытное наблюдение: «У одного опытного помещика был приказ, характеризующий нравственность пензенских жителей, которым руководствовалась его контора при покупках и условиях при подрядах: с подгородными пензенскими мещанами и крестьянами никакого дела не иметь; с татарами можно дело иметь, но обязывать их строгими условиями на законных основаниях; с помещичьими крестьянами только тогда, когда господская контора ручается за крестьянина; мордвину верить на слово». С этим утверждением можно спорить и не соглашаться, но при этом нужно помнить, что высказали его люди деловые, которые не этнографические заметки сочиняют, а хозяйственные рекомендации делают, и фиксируют жизнь такой, какая она есть.
Впрочем, в достоверности исторического анекдота о Карамзине полной уверенности нет.

А что сейчас?
Как-то так получилось, что предложенные читателю заметки выглядят очень полемично, хотя в их основе лежит простое стремление познакомить с мыслями и наблюдениями, почерпнутыми из старой, пропахшей вековой пылью книги. Старинные очерки оказались очень современными, созвучными нашей жизни!
Мы, наевшись дешевой импортной еды из сетевых магазинов, все более часто задумываемся о своей культуре, о духовных ценностях, о семье как колыбели нравственности, о пороках и добродетелях, о возрождении добрых традиций и новом устроении жизни. Это становится настоящей «злобой дня».

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 26 мар 2021, 22:08

Изображение


Изображение

Струнный оркестр им. Андреева. 1930 год


Добавлено 01 04 2023 г.
Изображение

9.03.2023
П.А. Оболенский. Воспоминания. Имение в Никольском

Весной, обычно в конце мая, мы всей семьей переезжали в имение в Пензенскую губернию, где оставались до конца августа.
Это родовое имение в 20000 десятин вместе с большим (старейшим в России) хрустальным заводом мой отец получил от своей тетушки, Анны Петровны Бахметевой. Род Бахметевых пресекся со смертью Анны Петровны и, не имея детей (ее муж, Алексей Николаевич, умер задолго до ее кончины), она завещала отцу «Пестровку». Огромный дом и усадьба, а также и сам завод находились на краю села «Никольское-Пестровка». Жители его подразделялись на два общества: фабричных и крестьян. Каждый рабочий имел только свой дом и огород и жил своим трудом на фабрике, а крестьяне пользовались по общему закону своей надельной землей, но конечно многие из них ходили на поденную работу на фабрику. Я говорил, в первый раз отец приехал в Пестровку 13-летним мальчиком в 1861 году. Помню я его рассказы о том, как он с Бахметевыми ездили в дормёзе* на перекладных лошадях из Москвы, где постоянно жили Бахметевы, тратя на это путешествие 7-8 дней: железных дорог тогда в России не существовало за исключением одной или двух…

Все Никольское окружено огромными лесами, площадь которых составляет немного больше половины площади всего имения. Велось очень рациональное лесное хозяйство. Следуя принципам 100-летнего оборота, определенное количество десятин леса вырубалось и 50-60 десятин в год засаживалось. Уже на моей памяти вырос крупный лес из посадок, которые производили на моих глазах: и как отрадно было видеть эти правильные ряды молодых свежих сосен, когда уже кругом, в особенности с проведением новых железных дорог, лес так хищнически вырубался, обогащая огромное количество спекулянтов…
Наша Никольское-Пестровка для меня представлялась каким-то земным раем! Уже одно путешествие туда, нередко из Петербурга в отдельном вагоне, представляло столько удовольствия! Во времена моего раннего детства самой близкой от нас станцией был «Сюзюм», невдалеке от Пензы (по Сызрано-Вяземской железной дороге); оттуда мы ехали 75 верст на лошадях, несколько раз меняя лошадей в пути. Последней остановкой (до Никольского) было село «Кеньша» – 20 верст от дома, где мы делали остановку в усадьбе у баронессы Штакельберг, или «Штакенши» – как звали ее крестьяне. Нас, братьев, вместе с гувернанткой обычно погружали в своего рода огромное четырехместное ландо*. Укачивало там каждого по очереди и почти каждого по очереди тошнило. Обычно кончалось тем, что на первой же остановке родители брали кого-нибудь в свою коляску. Верхом блаженства считалось сесть на козлы в коляску рядом с кучером!
Моя мать обычно оставалась в Никольском до августа, после чего я ехал с ней заграницу; почти каждый год в Биарриц.
Первые годы мы жили в Биаррице в гостинице «Виктория», почти на самом пляже. Мне тогда представлялось, что после Никольского, Биарриц был самым лучшим местом на земном шаре!
В эти годы я уже поступил всецело на попечение Владимира Богдановича, занимаясь с ним по всем предметам. Летом он неизменно приезжал с нами в Никольское, старался меня усадить за уроки на 1-2 часа, но это стоило ему многих трудов. К описываемому времени Московско-Рязанская железная дорога построила новую ветку от Рязани до Сызрани, которая прошла в 20 верстах от Никольского. Ближайшей станцией была станция «Ночка», но несколько лет это был всего небольшой разъезд, и официально «Ночка» стала станцией только после долгих хлопот моего отца перед железно-дорожным начальством. Эта кажущаяся маленькая разница в простом наименовании на самом деле порождала массу неудобств: на «Ночку» ни одна станция (даже Москва) не продавала билеты, багаж приходилось сдавать тоже до следующей станции и дорогой входить в соглашение с багажным кондуктором о том, чтобы багаж был выгружен на «Ночке», а не на следующей станции «Инза», куда он был сдан, и т.д. Вносило это также большие осложнения с отправкой заводских грузов, которых разъезд «Ночка» не мог принимать и т.д. Как бы то ни было кончилось наше путешествие в 75 верст на лошадях, о чем я лично очень сожалел: ведь в этих путешествиях, занимавших целый день, было много прелести и веселья для нас, детей!
На «Ночке» вскоре построили контору завода, куда был проведен телефон из Никольского и встречали нас свои лошади, а не ямщики, как было раньше, когда ездили на перекладных.
Дорога из «Ночки» в Никольское была очень живописной. В 5-6 верстах от станции была деревня «Ночка», отделенная от железной дороги большой горой. Дорога особенно круто спускалась в сторону деревни и иногда, когда к станции подавалась карета четвериком или большая коляска, то чтобы избавить лошадей от мучений спускать с длинной крутой горы тяжелый экипаж, гору объезжали, делая лишних 5-6 верст, а на полдороге, уже в 10 верстах от дома, въезжали в границу нашего имения. Эти 4-5 верст по полю дорога была очень ровной, чего нельзя было сказать про остальную часть пути. Старик Василий, кучер, на этом промежутке пути всегда любил показать резвость своей тройки. В корню был рысак завода Арапова «Бобрик», а пристяжные – «Синички» – одна чуть подлиннее, а другая чуть покороче (так и назывались они – «Большая» и «Малая» «Синички») собственного завода. Я не встречал на своем веку более съезженной тройки. Василий обладал каким-то особым секретом выездки лошадей. На каждый аллюр у него был особый свист, особая интонация голоса, особые выражения (то ласковые, то угрожающие) и «Бобрик» с «Синичками» как бы понимали его с пол-слова. Как сейчас слышу его свист, требующий широкого аллюра; слыша его «Синички», как бы сговорившись, разом переходили на галоп, а «Бобрик» плотнее прикладывал уши, красиво вынося свои стройные передние ноги и все прибавляя рыси!
Вторая половина дороги шла больше перелесками. Доезжая до границы имения, после хорошего аллюра полагалось с 1/2 версты пройти шагом, да и дорога в этом месте шла редким лесом. В полуверсте видны были два домика лесников местной лесной охраны. Место это, имевшее странное название «Кандрыш», изобиловало разной дичью, зайцами и лисами. Постоянно здесь выслеживались выводки волков и устраивались облавы. Далее редкий лес сменялся небольшим полем, почему-то называвшимся «Ягодным». Здесь виднелись правильные сосновые посадки: радостно было смотреть на правильные ряды сосенок или берез, посаженных 3-4 года тому назад! После 3-4 верст редкого леса дорога выходила в поле, и в 1/2 версте от дороги виднелся наш хутор, обрабатывающий прилегающие к нему поля. Оставшиеся 3 версты дорога шла сосновым лесом, окаймляющим село Никольское с трех сторон. В нем поражала колоссальная величина и величие могучих сосен, плавно качающихся под напором ветра и издающих свой совершенно особый мерный шум. Этот лес со стороны дороги со станции соединялся с фруктовым садом перед домом. Еще один спуск с довольно крутой горы, лес расступается, и сразу бросаются в глаза купола большой Никольской сельской церкви, как бы вырастая из-под земли по мере того, как коляска приближается под гору к усадьбе и селу. Но вот «Синички», услыша свист Василия, дружно подняли галоп, крутой поворот мимо конюшни (куда им обеим так хочется кинуться, соблазнившись открытыми воротами!) - и тройка влетает в ворота, останавливаясь, как вкопанная, у подъезда.



*Дормёз – старинная дорожная карета, приспособленная для сна в пути.

*Ландо – легкая четырехместная карета с открывающимся верхом.

Вся орфография и пунктуация – авторские. В квадратных скобках – расшифровка сокращений.

Подготовила зав. музеем стекла и хрусталя О. Панюшкина

След.

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6