Село Канаевка

Модераторы: expedA, expedT

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Село Канаевка

Сообщение Boogor » 02 дек 2014, 11:23

Перенесено из раздела "Поисковое движение"
Архив темы:

__________________________

sokolovvn писал(а):Интересную информацию о истории собирает Валерия на сайте http://forum.vgd.ru/985/39511/0.htm?a=stdforum_view&o=

Участник
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 30 дек 2014, 16:42
Имя: Александр

Re: Село Канаевка

Сообщение Лесник » 05 сен 2016, 20:38

О возникновении села.
Нашел архивный документ (РГАДА) - челобитная архимандрита Савво-Сторожевского монастыря Селивестра, которая даёт ответ на вопросы основания села.
Документ датируется 1695 годом. В нём указан год основания селения – 7202 год по Византийскому летоисчислению. В переводе на современное летоисчисление, это будет период с 1 сентября 1693 по 1 сентября 1694 гг.
Вновь поселенную «деревню Кунуево» заселили из Шацкого и Темниковского уездов крепостными крестьянами и мордвой, которые принадлежали монастырю.
Таким образом, ещё одна новость состоит в том, что в с. Канаевке проживала и мордва. До сих пор село считалось русским. В сельскохозяйственной переписи 1917 г. крестьяне значатся великороссами, т.е. русскими.
Из документа следует, что до 1795 г. эта местность относилась к Темниковскому уезду и только с 1795 - к Пензенскому.
В Пензенской энциклопедии, на основе материалов Полубоярова(Суслоны), записано, что село Канаевка существеут с начала 17 века.
Что на месте села была мордовская деревня Кангуж.
Это не так. Деревня Кангуж была не ближе 2 верст от Канаевки. А селение существует с 1793-94 гг.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1975
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Канаевка

Сообщение expedA » 21 июл 2020, 21:08

Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение от 10 июля 2020 года.
Лапти и русская свадьба (с. Канаевка Городищенского уезда)
В некоторых случаях русские крестьяне надевали лапти не потому, что не имели кожаной обуви, а по обычаю. Например, в старинном пензенском селе Канаевка нарядные женские лапти были принадлежностью свадебного обряда.
Изображение
В Пензенском краеведческом музее хранятся нарядные «писаные» женские лапти и шерстяные оборы к ним, закупленные в Канаевке в 1983 году. Эти лапти сплетены из узких полос кленового лыка, их головки украшены нарядным узким валиком – «рубечком», петли для обор сделаны только сзади.

По канаевскому обычаю, в первый день свадьбы на невесте были кожаные коты – туфли, а во второй день она обязательно обувалась в лапти. Перед свадьбой в субботу девушки (невеста с подружками и родственницами) ходили в дом жениха за лаптями; там им давали писаные лапти с оборами (длинными черными шерстяными завязками). А в день свадьбы семейные родственники новобрачной несли эти же лапти обратно в дом родителей молодого, чтобы наутро невеста могла их надеть. На свадьбу и праздники обувь (и коты, и лапти) носили с белыми шерстяными чулками, голени ног очень плотно обматывали оборами. Во второй день свадьбы невеста меняла не только обувь, но и сарафан, запон, платок; в этот день гуляли только в кругу родственников, подруг не приглашали.
Изображение
Головка «писаного» лаптя с «рубечком». с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

Конечно, в селе носили и повседневные лапти. Сплетены они были по мордовскому типу – косого плетения, с «кокурками» на головке (полосками лыка с подвернутыми уголками). С обеих сторон лаптя располагалось по две петли для проведения ремней – обор. По свидетельству местного жителя, в Канаевке женские и мужские лапти плели по- разному. Мужские, из пяти концов (лык), были более неуклюжие; женские плели из шести концов да еще с рисунком, они выглядели поаккуратнее.
Изображение
Петли для обор на «писаных» лаптях. с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

Кроме свадебного, в Канаевке был и другой обычай, связанный с лаптями. Вечером в Прощеное воскресенье перед Великим постом молодожены шли в гости к теще – но не на блины, а дарить лапти. Зять вешал лапти, причем мужские, на палку или шест и нёс так, чтобы все видели, что он идет к тёще. Это считалось почетным – подарить теще лапти.
Изображение
Обора для лаптей. с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

О канаевских свадебных обычаях и песнях рассказывается в книге «Село мое, село мое родное» А.А.Тарховой и Н.С.Малькова; книга есть в библиотеке Пензенского краеведческого музея.
Изображение

Автор — О.В. Дубравина, хранитель музейных предметов.


Изображение

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1