Казачья Пелетьма Лунинский район

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Казачья Пелетьма Лунинский район

Сообщение expedA » 05 дек 2015, 18:02

Казачья Пелетьма расположена на надпойменной террасе. К сожалению, у меня не нашлось фотографии села. Но с возвышенности за селом на восходе солнца открывается вот такой вид на пойму Суры. Село утопает в утреннем тумане под горой.
Изображение
Доклад- исследование на областной краеведческой школьной конференции "Земля родная"

Козицын А.,
учащийся Казачьепелетьминской основной школы

«Легенды и были села Казачья Пелетьма»
Велика наша Родина. Необъятны её просторы. Но начинается она для каждого из нас с родного края, родного дома.
Казачья Пелетьма – маленькое крестьянское село, затерявшееся в недрах российской глубинки. И живут здесь преимущественно пенсионеры. Но это моя Родина, я её люблю, и поэтому решил заняться её историей. Но не из книг и учебников, а как видят её жители нашего села. Я решил разобраться, что в легендах нашего села может быть правдой, а что – нет. Работа заключалась в том, что я вёл опрос жителей и выяснил, что в основном легенды складываются о названии села и времени его образования. Но в легендах отражена вся история села, которая отражает оборону края в XVII веке, общественное движение XVIII века, культурное развитие на протяжении веков.
Безусловно, работа далека от совершенства, тем не менее выражает отношение к родному краю, как самому интересному предмету изучения истории.
Прежде чем говорить о времени образования села Казачья Пелетьма, следует обратить внимание на проблему сложности определения этой даты. Даже опытные краеведы Пензенского края не могут определить точной даты образования нашего областного центра - г. Пензы. Но жители села имеют своё мнение на этот счёт, что показало анкетирование. Вот, например, выдержка из анкеты Першиной Татьяны Карповны (1905 г.р., ныне покойная): «Шли грозные годы, восстали русские люди против ненавистной царицы. Повёл их за собой Емельян Пугачёв, человек суровый, но справедливый. Много крестьян влилось в его войско, искали у него защиты от несправедливости, царившей на Руси. Впереди как всегда были казаки, смелые удальцы, не ведающие страха. Но судьба – злодейка была несправедлива к ним, разбили казацко–крестьянское войско. И порешил тогда Емельян, не стоит пропадать всем. Должны остаться и прорости ростки свободолюбия на земле русской. Нужно спасти хотя бы часть казаков, затаиться, переждать и вновь подняться на борьбу за свободу и справедливость. На пути его было небольшое село. Здесь и остались казаки переждать лихую годину. Но в секрете утаить не удалось, что казаки остались в селе. Стали село называть казачьим. Узнали об этом каратели, пришли в село и до смерти всех казаков запороли. Стало село называться Казачья Пелетьма, образовано название от двух слов – «казак» и «плеть». Эта легенда говорит о том, что в русском народе до сих пор жива память о восстании Емельяна Пугачёва. Она даёт пояснения о названии села, и называет время образования - 1773-1775 годы, время восстания Емельяна Пугачёва.
Дочь Татьяны Карповны, Анна Ивановна Антонова (1924 г.р., ныне покойная), вносит поправления в услышанную легенду.
Она связывает легенду с восстанием Степана Разина. Таким образом, мы имеем вторую дату образования села -1670 год, время восстания Степана Разина.
Попробуем выяснить, какая же из дат наиболее близка к реальному времени образования села. С этой целью мы обращаемся к научной литературе.
М.С. Полубояров в своей книге «Сура, Мокша и другие» пишет:
«Казачья Пелетьма упоминается в Строельной книге города Пензы в 1665 году, как Пелетьминская слобода конных казаков».
А.Л. Хвощёв пришёл к выводу: «Год основания Пензы не известен…известно лишь, что крепость строилась в 1663 – 1664 гг., и посад и слободы заселены с 1664 до 1666 годов»
Г.В. Мясников пишет: «Можно выстраивать различные версии о времени основания города Пензы и первых поселений русских людей на прилегающих к ней землях… Но пока факт остаётся фактом, если верить «Строельной книге г. Пензы», в подлинности которой никто из историков не сомневается, первыми населёнными пунктами в местности, прилегающей к городу, были слободы служилых людей, переписанных в книге. Думается, что время образования селений Кутля, Сандерки, Пелетьма и др. совпадает по времени со строительством города-крепости Пенза».
Таким образом, мы видим, что более точно дату образования называет вторая легенда, но и она не точна, так как село уже существовало во время названных восстаний, доказательство тому – «Строельная книга города Пензы», на которую ссылаются М.С. Полубояров и Г.В. Мясников. И если верить версии Г.В Мясникова, а сомневаться в ней мы не можем, то основанием села смело можно назвать 1663 год.
Ещё одна проблема, поднятая и обсуждаемая в анкетах жителей села – название. Почему село так называется? Что означает слово Пелетьма? На эти вопросы мои односельчане дают свои ответы. Выше уже записана одна легенда, поясняющая, что название произошло от слов «казак» и «плеть». Подобных легенд несколько. Вот, например, как связаны они в легенде, рассказанной мне моей бабушкой Козицыной А.И. (1941 г.р., директором Казачьепелетьминской основной школы.): «Ехали казаки вдоль незнакомой извилистой реки. Вокруг расстилалась степь, видно было лес. Путь был долог, поэтому нужен был отдых. И вот, остановившись, казаки расположились на ночлег. А самого молодого казака отправили к реке коней напоить. Горячий казак был, решил показать удаль свою, поскакал он быстро, не всякий догонит. Да второпях уронил в реку плеть. Стали утром казаки в путь собираться, да видят, не хватает одного молодца. А тот сидит на берегу да ждёт, когда плеть его выплывет. Да не дождался, дальше в путь отправился. А реку с той поры стали называть «Плетью». Затем русские люди добавили для благозвучия несколько букв, и река стала Пелетьмой. А затем здесь поселились казаки, образовали село, которое назвали по реке Казачьей Пелетьмой.»
По версии Паршиной В.И. (1939 г.р., пенсионерка), история образования села выглядит совсем иначе. Вот сто она рассказала:
«Были это страшные времена. Народ наш русский угнетали, унижали, били. И возмутился крестьянский люд такой несправедливостью, поднялся на борьбу с ней. Нашёлся и заступник народу Е.И. Пугачёв, который сказал: «Идите за мной, поднимайтесь на борьбу, бейте своих обидчиков». И назвал он себя царём русским. Поверили ему, знали по делам его, что он действительно заступается за народ и обещает многие вольности дать, когда отвоюет власть свою.
Жили в это время в Казачьей Пелетьме трудолюбивые, красивые женщины. А вот мужья их старались уйти от забот и хлопот. Выйдет, бывало, такой мужичок на двор, посмотрит вокруг - скотина голодная орёт, забор покосился, земля не обработана. Махнёт рукой на все беспорядки, да и уйдёт к соседу бутылочку винца распить. А бедной женщине приходится делать всю мужскую работу.
И вот узнали женщины, что Пугачёв будет проходить по их селу, и решились самые смелые пойти на поклон к нему. Пусть поможет в их беде.
И вот наступил тот самый день, когда войско Пугачёва вступило в село. Бросились женщины в ноги: «Помоги, заступник, поменяй нам мужей, невмоготу жизнь такая!»
Долго смеялся Пугачёв над речами неразумных женщин. А потом сказал: «Уж коли село ваше носит название «плеть», то и лечение вам будет такое же» Высечь приказал он пьяных мужей. И для того чтоб порядок впредь не нарушался, оставил в селе своих казаков, а сам дальше пошёл по великой Руси.
Только лечение его впрок не пошло. До сих пор в селе встречаются мужчины к вину неравнодушные. Но есть и потомки тех хлопцев, что Пугачёв оставил. Эти люди трезвые, работящие и очень вольнолюбивые. А так как остались потомки казаков, то к названию прибавилось слово Казачья, к слову «плеть», для благозвучия прибавили несколько букв, и село стало называться - Казачья Пелетьма».
Итак, две легенды дают объяснение слову Пелетьма, как производному от слова «плеть». Но есть ещё один вариант. В легенде, рассказанной Крохиной Е.И. (1936 г.р., пенсионерка), слово Пелетьма объясняется по - другому: «Сейчас сёла строят совсем не так как раньше. Это потому, что живут здесь совсем другие люди. Раньше не ленились строить красиво, чтобы дом твой совсем не походил на другие. Дома были на загляденье, что за резьба была на наличниках, дверях, воротах, даже на крышах домов. Не ленились жители, и оберегать своё село от врагов. А чтобы было удобно это делать, строили укрепления вокруг села. Укрепление было сделано из гибкого, доступного материала – веток деревьев, срубленных, высушенных и переплетённых между собой. То есть вокруг села был сделан плетень. Поэтому и название нашего села произошло от этого слова и стало называться Пелетьма»
Итак, легенды объясняют название села тем, что здесь живут потомки казаков, высеченных плетьми, а может быть потерявших плеть, а вокруг села был построен плетень. Проверить эти версии не представляется возможным, но они не кажутся нам достоверными. Поэтому попробуем обратиться за разъяснениями к научной литературе.
М.С. Полубояров говорит: «Казачья Пелетьма названа по реке Пелетьме, в отличие от Посопной и Нагорной Пелетьмы. Пелетьма – левый приток Суры. В Книге Большого чертежу (1627 года) – Пелема. Можно предположить, что название перенесено с реки Пелетьмы, протекающей по территории Мордовской АССР, в ходе колонизации саранской мордвой Пензенского края»
«Названия – приметы рек по их природным физико-географическим свойствам возникли со времён неолита. В них отражены: скорость течения, вкус или цвет воды, род почвы русла или берегов, извилистость русла и так далее.
Пелетьма (Пелема) – мелководная речка овражного облика. Произошло от: Пеле (морд.) – «сторона, половина»
Пеле (мар.) – «неполный»
Пелет (ненец.) – «приток»
Тьма, тма (морд.) – «русло высохшей реки»
Ма (фин.уг.) – «земля, местность»
В книге Тюстина А.В. встречается описание села: «В юго-восточной части был устроен казачий стан – небольшое укрепление, обнесённое частоколом, рвом и земляной насыпью» Возможно, наличие частокола дало основание говорить в легенде о плетне, но способы строительства плетня отличаются от способов строительства частокола.
Итак, мы видим, что слово «Пелетьма» в научной литературе означает не «Плеть» и не «Плетень», а «Мелководная речка овражного типа». То есть, легенды не верно истолковывают значение этого слова. Теперь посмотрим, как в научной литературе объясняют наличие слова «Казачья».
К северу от Пензы, по левобережью Суры, в XVII – XVIII вв. проходила старая Ногайская дорога, которая связывала центр Русского государства с Ногайской ордой. Дорога эта называлась ещё и Большой табунной, так как из Астрахани и Саратова по ней прогоняли табуны скота. Ничем не защищённая, Ногайская дорога в течение многих десятилетий была лёгкой добычей для южных кочевников. После строительства в 1663 году Пензенской крепости к северу от неё была устроена линия военных поселений Пенза – Вьяс.

Замыкала цепь слобод, расположенных по левому берегу Суры, Пелетьминская слобода конных казаков, в которой отведено земли на 50 человек, а поселён 21 двор. Среди них значились дворы пятидесятника Алёшки Губина, казаков Чернова, Житкова, Попова, Подвалнова, Дуганова, Корсакова, Щюнина, Синбуховского, Новокрещенова.
Скорее всего, слобода поселена на землях, составлявших охотничьи угодья местного мордовского населения, ибо в описании граней земель в качестве межевого знака упоминается сосна, которая «стоит подле дву старых лосиных ям»
Таким образом, село называется Казачья Пелетьма потому, что было образовано как казачье поселение, призванное нести оборону края от набегов кочевников. То есть, легенды объясняют значение слова верно, но вносят неточности. Казаки не были пороты плетьми, не теряли плетей. Но, однако, в легендах прослеживается знание моими земляками истории родного края. Так, как по нашей земле действительно проходил Е. Пугачёв, и образовано село было казаками. Эти события и послужили основанием для рождения легенд.
Ещё одна легенда, которой гордятся и часто рассказывают – что наши предки казаки. Для такого утверждения есть основания. Например, культурное наследие нашего села. Наши пляски схожи с плясками кубанских казаков. Встречаются песни, которые считаются родными для села, и в которых звучат казачьи темы.
Однако, и эта легенда не подтверждается в научной литературе. В 1696 г. в связи с Азовскими походами Петра I по государеву указу 49 первопоселенцев Пелетьминской слободы были переселены на южные границы. Утратив военное значение, Казачья Пелетьма превратилось в обычное владельческое село.
Первым владельцем села был Пётр Алексеевич Голицын (1660 – 1720). Он и привёз своих крестьян на земли Казачьей Пелетьмы. Да и костюм, который считается принадлежностью жителей села, крестьянский. Основа костюма – сарафан, а он носился только крестьянами, ни одно другое сословие не носило сарафанов. Сарафан чёрного цвета, на нём нашиты для украшения красные и синие ленты. Под сарафан надевали короткую рубаху, которую называют в селе – «рукава». Она тоже тёмного цвета – коричневая, с нашитыми лентами красного и синего цвета. Дополнительные детали костюма – платок (черный с красными цветами) и плетёный поясок.
Как много интересного в истории нашей Родины! Очень много учёных-историков пишут научные труды, чтобы открыть завесу прошлого, чтобы показать: что же было давно-давно, в далёком прошлом. И мы можем помочь им в этом. Мы можем писать различные работы, изучать различные документы, изучать рассказы своих односельчан, сравнивать эти рассказы с работами историков. Делая всё выше перечисленное, мы познаём много нового, интересного и увлекательного. Многое в работах и легендах не совпадает, но много в них и совпадений. Из легенд мы узнаём, например, что наше село образовано казаками, оборонявшими Русские рубежи, что жители села участвовали в восстании С. Разина. Также мы узнаём, что к нам в село приезжал Е. Пугачёв и был радушно встречен жителями.
Пусть не всё в легендах правда, но то, что они рассказывают о любви и преданности сельчан своему селу, неоспоримо. В своей работе я, в первую очередь, хотел записать легенды, чтобы сохранить их в памяти. Задача каждого – изучать свой край, знать его историю и сохранять его духовные богатства.

Руководитель: Козицына Г.С., учитель истории Казачьепелетьминской основной школы

Нашёл фотографию ансамбля из Казачьей Пелетьмы
Изображение


Ps.Какие только версии слова ПЕЛЕТЬМА , а загадка, так и осталась не разгаданной :ugeek:

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Казачья Пелетьма Лунинский район

Сообщение expedA » 02 янв 2017, 18:54

Песни с.Казачья Пелетьма исполнители - студенты Саратовской консерватории. Среди них и наши землячки, ученицы Татьяны Назаровой - преподавателя Пензенского музыкального колледжа им. А.А. Архангельского. https://www.youtube.com/watch?v=pjV94ibOw20

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7