Город Никольск

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2814
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 14 дек 2023, 14:07

Замечательные публикации. Буду в Никольске обязательно привезу тортик Ольге Александровне Панюшкиной. :cool:

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2814
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Город Никольск

Сообщение expedA » 04 май 2024, 16:47

Добрый день!
Изображение

Сообщение от 19 04 2024 года с моим добавлением фотоматериала.
Село возрастом 350 лет

В продолжение краеведческой темы о селах Никольского района наш путь лежит в село Казарка - старинное русское село, образованное предположительно между 1725 и 1745 годами на правом берегу реки Айвы.
Изображение

Среди жителей села из поколения в поколение передается интересная версия возникновения села. Звучит она вот так: когда-то давным-давно среди могучих лесов, покрывавших низину меж двух плоскогорий, разливалось огромное озеро, которое называли «синим морем», и протекала большая река. Места здешние были красивыми и богатыми дичью и рыбой, поэтому и поселился в здешних местах Казар Назаров – беглый казак-разбойник. Через некоторое время к нему присоединились еще двое казаков. Первые поселенцы построили для себя дома. Место первых построек в селе назвали «тройчатка», а округу назвали по имени первого поселенца – Казаркой. Так ли это или просто сельские байки, не ведомо, однако же, стоит, наверное, и спасибо сказать казаку-разбойнику за то, что выбрал такое красивое природное место для своего прибежища. А еще есть притча, что село названо в честь «обожженного» гуся – птицы казарки, которая, якобы, здесь густо селилась и славилась вкусным мясом, поставляемым к царскому двору.

Село возрастом 350 лет Село возрастом 350 лет Село возрастом 350 лет
Изображение
Изображение


Повествование о Казарке


Историю села Казарка достаточно сложно найти в «объединенном», законченном виде: есть обрывочные сведения, которые разнятся по своему содержанию. Поэтому пришлось прибегнуть к обеим версиям – опубликованной и «уличной», дабы хоть как-то их упорядочить для истории.
Изображение

М.С. Полубояров, известный пензенский краевед, в своем масштабном труде – историко-топографическом описании Пензенской области «Весь Пензенский край» придерживается вот такого «сюжета» рождения Казарки:

«Казарка (Шелалейка), русское село, центр сельсовета, в 20 км к юго-западу от районного центра, на правом берегу Айвы. Поселено как сельцо между 1725 и 1745 гг. Дмитрием Андреевичем Бадиковым. Первопоселенцы – «имевшиеся у переселения некрещеные иноверцы», затем крепостные крестьяне мелких помещиков. Название восходит, скорее всего, к личному мордовскому имени. В отказной книге Саранского уезда от 1674 года среди челобитчиков, получивших землю в верховьях Инзы и по р. Кеньше (Кензе), упомянут станичник Бессонка мурза Козарин».

И с той поры в Казарке сохранились старинные названия улиц. Первопоселенцы занимались коневодством, и поэтому первая улица называется Лошевка, от слова «лошадь». В те времена часто случались пожары, и улица, где произошел большой пожар, получила название Горелого порядка. (Кстати сказать, сегодня возле Горелого порядка обустроен родник с купелью и зоной отдыха, вымощенный тротуарной плиткой). А часть погорельцев не хотела отстраивать дома на пепелище и стала переселяться ближе к реке Айве, поэтому назвали эту улицу Выселки. Кстати сказать, одна часть села по-уличному называется Оленинской стороной - по имени помещика, владевшего землей этой части села. Другая часть села получила свое название от имени другого владельца Ховрина – «Ховрино».
В 1785 году в селе правили помещики Петр Иванович Алашеев, Татьяна Александровна Беликова и Лев Васильевич Ховрин. А с конца XVIII- начала XIX века Казарка принадлежала двум помещикам: Марии Федоровне Чубаровой и Александру Львовичу Ховрину. Они оба в селе не жили.
У Чубаровой было 52 крестьянских двора (300 мужчин и 299 женщин), а дворовых людей ей принадлежало 55 человек.
У Ховрина в этом году был 91 двор, в котором жили крестьяне (304 мужчины и 298 женщин) и отставные солдаты 36 человек. К 1845 году одна часть села, которая принадлежала Марии Чубаровой, стала принадлежать младшему советнику Ивану Михайловичу Чубарову. К 1852 году село принадлежит другим помещикам: поручику Константину Павловичу Оленину и госпоже Софье Александровне Заслицкой.
У П. Ховрина купил имение рязанский купец Михаил Алексеевич Трецев. Впоследствии он разорился и заложил своё имение банку. Крестьяне решили выкупить у банка свои земли, они собрали денежные средства и выкупили их. Но память о своем пребывании здесь он все же оставил: построил первую в селе школу, цикл обучения в которой состоял из трех классов. Обязанности учителя выполнял псаломщик местной церкви Виноградов. Обучение в школе было платным – 1 рубль в месяц, поэтому первыми 12 учениками школы были дети зажиточных крестьян. Несколько позднее псаломщика заменила приехавшая из Мокшана пожилая одинокая учительница – Александра Петровна Быстрова. У нее училось уже 45 детей. В 1914 году в школу приходит работать учителем Петр Иванович Свинкин, а заведует школой дочь местного священника Мария Ивановна Боровицкая. Она учительствовала в начальных классах и преподавала Закон Божий. После событий 1917 года на базе церковно-приходской школы организуется сельская начальная школа.
После К. Оленина имение досталось его малолетнему сыну – Оленину Михаилу Константиновичу. Опекун, назначенный до совершеннолетия Михаила Константиновича, оказался человеком нечестным, он заложил всё имение банку, и уехал вместе с деньгами. Имение выкупил Николай Демьянович Домаренко, который был депутатом Государственной думы, хорошо разбирался в политике, землю крестьянам раздал в пользование и собирал с них оброк. У него была жена Мария Николаевна и два сына Александр и Анатолий. После смерти Николая Демьяновича, имение перешло его жене Марии Николаевне и сыновьям.
Во время революции Мария Николаевна продолжала жить в родовой усадьбе, её не выгнали из села, поскольку сын Анатолий был командиром Красной Армии. Впоследствии она продала свой дом Городищенскому уезду народного образования под школу.
Изображение

По официальным данным, Казарка в 19 веке – это центр Казарской волости, один из центров рогожного промысла Пензенской губернии. Так, в 1893 году производством рогож, циновок и кулей занималось 170 семей с. Казарки. В 1877 году здесь были церковь, богадельня, лавка, базар по пятницам, 9 поташных заводов, 3 кожевенных завода, дегтярный завод и экипажное заведение. В 1896 году Казарка – волостной центр, 424 двора крестьян, 3 – церковников, 16 – владельцев усадеб. В 1912 году – волостной центр, 2 общины, 524 двора, церковь, церковно-приходская школа, 4 водяные мельницы, 4 кузницы, 2 кирпичных сарая, 14 (!) лавок. Наибольшая численность населения села Казарка была именно в 1912 году: здесь проживало 2955 человек.

До 1917 года село Казарка входило в Казарскую волость Городищенского уезда, после революции волость сменилась волостным исполкомом, председателем которого был избран В.И. Баукин. В 1918 году был организован комитет бедноты, председателем которого был П.П. Козин. В 1929 году был организован сельский совет, председателем которого стал С.М. Царяпкин. В 1930-м был организован колхоз «Коминтерн», в состав которого вошли члены тридцати трех семей, куда входили Быковы, Кайевы, Локотковы, Бадрягины и другие. В этом же году происходила «ликвидация кулаков», три семьи были высланы в Сибирь.

В начале тридцатых в доме местного священника была открыта изба-читальня. Первым ее заведующим был Леонтий Андреевич Быков, а вот первым библиотекарем стала Прасковья Жидкова – истинный энтузиаст библиотечного дела. К 50-м годам фонд библиотеки состоял из 20 тысяч книг.

В 1938 году в селе открывается семилетняя школа под руководством Николая Илларионовича Чеботарева. Сегодня в селе работает общеобразовательная школа.

В годы Великой Отечественной войны в ряды Красной Армии ушли почти все работоспособные мужчины (по данным, 83 человека. 58 человек не вернулись с поля боя, среди них офицеры Красной армии Локотков М. С., Горбачёв И. М., Журавлёв М. С., Горюнов М. М., Погодин Я. И., Локотков Е. Е. с войны вернулись орденоносцами: Ваулин С. И., Журавлёв И. В., Трошин А. О., Комяков А. И.

В 1944 году - центр сельсовета, на его территории колхозы «Коминтерн» и имени Орджоникидзе. В 1966 году в результате разукрупнения совхоза «Никольский» организовался совхоз «Лесной». Первоначально совхоз размещался на территории четырех сел – с.Казарка, с.Тюнярь, д.Крутец, д.Марьевка. Основным профилем хозяйства являлось молочно-мясное скотоводство и овощеводство, хотя в незначительной степени занималось и зерновыми культурами. В 70-80-е годы в совхозе было четыре молочно-товарных фермы, которые обслуживали 139 человек. Поголовье скота доходило до 2300 голов. В селе Марьевка находилась овцеферма. В 1981 году совхоз перестал заниматься овцеводством. Экономические трудности 90-х, конечно, не обошли стороной и это хозяйство: в начале 2000 –х годов совхоз был в двух шагах от банкротства. В 2003 году сельчане выбрали на должность руководителя хозяйством своего земляка Василия Николаевича Карпова, который в кратчайшие сроки смог значительно улучшить положение хозяйства.

Сегодня село Казарка полностью газифицировано, имеет водоснабжение и асфальтированные дороги. Есть ФАП, Дом культуры, школа. Однако, как говорят сельчане, не «идет» в село предприниматель и молодежь. Хотя есть все условия для семейной жизни, для продуктивной работы и здорового отдыха. Кто знает, может, городской житель и дойдет до мысли о негативности и стресса мегаполисов и приедет в никольскую глубинку за здоровьем, экологией и душой.



«Сирота» казарская


Главной достопримечательностью села Казарка является огромный, сложенный из красного кирпича, с колоннами, храм с двумя приделами – во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Рождества Богородицы.
Изображение

«Основной храмовый объем в формах пусть и сельского, но от этого не менее торжественного ампира, выстроен в 1833 году тщанием местной помещицы и надворной советницы Марии Федоровны Чубаровой. Четырехколонные дорические портики с южной и северной стороны, массивный полусферический купол с луковичной главкой на глухом барабане, штукатуренные фасады с клеевыми фресками в наддверных ширинках - для большого села Чубарова закладывала стройную и одновременно богатую убранством церковь.
Изображение

Изображение

В 1835 году храм со штатным причтом из священника, диакона и псаломщика был освящен.
В 1892 епархиальный архитектор и большой мастер ретроспективистских проектов Алексей Егорович Эренберг подготовил проект новой каменной трапезной с теплым приделом в честь Рождества Пресвятой Богородицы и эклектичной трехъярусной колокольней со шпилем, заключившей в себе как классицистические формы с барочными мотивами, так и элементы неорусского стиля. В 1900 году на средства князя Воронцова-Шувалова трапезная и колокольня возводятся из полихромного кирпича. Церковь обретает совершенно иной, законченный вид так называемого корабельного типа. В 1904 году новый придел освящен благочинным протоиереем Сергеем Андреевым Урановым.
В 1893 году церковь обнесена деревянной оградой на каменном фундаменте и столбах, внутри ограды вокруг церкви были посажены липы.
При церкви имелся деревянный флигель, где помещалась церковно-приходская школа, так же в нем жили сторож и учительница. Имеется деревянная изба для хранения церковного имущества и деревянный сарай для хранения извести и кирпича. В 1932 году церковь закрыли и превратили в склад. Сегодня является объектом культурного наследия народов России регионального значения».

Это все сухие сведения об этом необыкновенно красивом и намоленном храме. И только побывав в его «недрах», можно понять, насколько он великолепен и… сиротлив. Жительница села Казарка Елена Ионова, которая является певчей и «смотрительницей» храма, открыла его, позволив посмотреть на его прошлое и настоящее.

Прошлое храма, конечно, предстало в печальном виде: в одном из приделов полностью обрушилась крыша, и теперь внутренние стены, где сохранились фрески-иконы, лазуритовая штукатурка, засыпает сугробами и заливает дождями.

- Крышу разрушили растущие на ней деревья, чуть ли не роща там росла, - рассказывает Елена. – Если бы вовремя спохватились да нашлись бы болеющие за храм люди, можно было бы сохранить церковь в надлежащем виде. Теперь восстановить этот придел вряд ли получится. А, как следствие, спустя годы, от природных условий и от людского равнодушия разрушатся и стены, и арочные окна, и колонны. В одном из приделов прихожане при помощи отца Николая (Родионова) сделали ремонт: установили небольшую печь, сделали алтарь и иконостас. Здесь, спустя 80 лет забвения, стали проводиться богослужения, куда приходит 20-30 человек. Мало, конечно, однако, для нас, казарских жителей, и это Божья благодать. Смотреть было горько, как умирает храм: стоит он на отшибе, как сирота, – холодный, одинокий, заброшенный. Сейчас душа радуется, когда люди, в том числе и дети, приходят на службы.

А осенью 2021 года в нашей церкви снимался художественный фильм «Храм», вероятно, никольчане его смотрели.

СПРАВКА: «Храм» - это художественный фильм, снятый режиссером Рауфом Кубаевым. Идею снять фильм именно в Никольском районе подал Народный артист России Андрей Соколов.
Часть съемок фильма проходила в действующей церкви села Казарка Никольского района. Настоятель признался, что духовному спокойствию творчество не помешало.
«Рады, что выбрали наш храм, здесь про нас еще нигде никто не знает, а тут, может, увидит кто из жителей, кто жил в Казарке и в Никольске, уехали - посмотрят, у них что-то проснется», - рассказал настоятель Храма Святителя Николая в селе Казарка иерей Николай.

Елена показывает фотографии с места съемок с автографами артистов, которые бережно хранит для истории: «Наверное, не зря выбрали для фильма наш храм. Сюжет фильма таков: Григорий живет в сельской глуши вместе со старенькой мамой, которая изо всех сил хочет помочь своему единственному сыну, сломленному афганской войной. Чтобы унять душевную боль и искупить свой давний грех, Григорий восстанавливает церковь. А еще помогает заблудшим вернуться к нормальной жизни…

А смысл фильма один: как герой исцеляет свою бередящую совесть. Тема Бога, наших деяний, правильности их в общем смысле и частном, и многие другие вопросы такого характера - я думаю, всё это неизменно интересует самых разных людей, потому что связано с переосмыслением, попытками обрести и понять духовный мир в себе и в других. А духовный мир и душа – в храме Господнем, а он у нас сегодня в запустении и в невзгодах. Наверное, как и душа наша».
В конце фильма есть такой эпизод про дедушку, который бежит, пытаясь остановить, а от него отмахиваются, а он бежит, задыхается, но бежит… Вот так легкомысленно мы рушим храм, который находится внутри нас. И никто не исправит и не направит нас на путь истинный, пока мы сами этого не захотим, но будет уже поздно. Такой грустный итог, но светло оттого, что всё-таки есть люди, которые бегут за нами, не оставляют надежду и верят в то, что душа проснётся даже в самом последнем человеке. Хочется, конечно, надеяться, что найдутся вот такие люди, которые возьмут за руку и приведут в храм, в село, и тогда оно оживет и будет жить полнокровной жизнью, как в те, стародавние времена, с большим населением и доходным производством.
Не зря говорят, что пока есть храм - село живет. 190 лет минуло с того дня, как был заложен первый камень в постройку сельской церкви. За эти годы она пережила и годы антирелигиозной пропаганды, и репрессии против верующих, и Великую Отечественную войну, и духовную истощённость населения в советские годы. И в этом храме – душа села, его история и его будущее. Забудь все это – и село постигнет забвение. Ведь историческая память – это накопленные знания и воспоминания о событиях, личностях и прошлых эпохах. Историческая память влияет на нашу сознательность, наше поведение и даже на наши будущие решения. Вот почему важно беречь, сохранять, восстанавливать эту историческую память для своих потомков.

Автор: Марина Вострова

Пред.

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32