Село Кириллово Земетчинский район

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Село Кириллово Земетчинский район

Сообщение expedA » 19 ноя 2021, 19:19

Добрый вечер! Открываю новую тему с публикации в газете "Пензенская правда" от 29 апреля 2021года. https://pravda-news.ru/news/spetsproekty/pochemu-moskvich-oplachivaet-stroitelstvo-khramovogo-kompleksa-v-penzenskoy-glubinke/
Почему москвич оплачивает строительство храмового комплекса в пензенской глубинке
Автор: Рогожкина Екатерина.
Изображение

Колесо истории проехалось по селу Кириллово. Но есть люди, которые верят, что ничто не проходит бесследно
Почему москвич оплачивает строительство храмового комплекса в пензенской глубинке


Храмовый комплекс — главная достопримечательность села
Изображение
Фото В. Биницкий, из архива Кириловской библиотеки

Село Кириллово в давние времена его обитатели считали раем на земле. Беспощадное колесо истории проехалось по нему. Но есть люди, которые верят, что ничто не проходит бесследно, а историю пишем мы сами.
Вместо пашни — березки

Молодая березовая рощица, весело машущая на ветру тоненькими веточками на подступах к селу, совсем не радует главу администрации Кирилловского сельсовета Ивана Лихоманенко.

— Опять земля заросла, — кручинится он.

В советское время посевные площади в окрестностях достигали 9 тысяч гектаров.
Изображение
Иван Михайлович приехал в процветающий совхоз «Кирилловский» в 1989 году из Сибири. А через 15 лет возглавил сельсовет. Когда рухнул Союз, а за ним и местный совхоз, доходило до того, что пахали всего на 50 гектарах. Но постепенно зарастающая травой и деревьями земля возвращалась в севооборот.
Изображение
Изображение



— Сейчас обрабатывается 2 тыс. гектаров. Не у всех дело идет, — рассказывает Иван Михайлович. — Природа не терпит пустоты. Вон какие деревья вымахали! Поди выкорчуй их!

Арендаторы земель в основном иногородние. Удивляться этому не стоит. Земетчинский район – граница области. Здесь в шутку говорят, что до Москвы ближе, чем до Пензы. Ну, уж если не до Москвы, то до Мордовии точно.
Изображение
Кирилловцы шутят: Нам до Москвы ближе, чем до Пензы!



Сельские огнеборцы

Вся официальная жизнь в Кириллово сконцентрирована в одноэтажном здании в центре села. Здесь и администрация, и участковый пункт полиции, и библиотека, и почта.

— Своей пожарной охраны нет? — спрашиваю я, полагая, что, как во многих маленьких населенных пунктах, это подразделение ликвидировано.

— Почему же, — не без гордости отвечает Иван Михайлович. — У нас есть действующая пожарная машина, хоть и 1973 года выпуска, и четыре сотрудника добровольной пожарной дружины. Проведены они водителями, но основная задача команды — борьба с огнем.

Сельчане порой высказывают недовольство: да им же большую часть времени делать нечего. А у главы другое мнение: это же хорошо, когда ничего не горит! Виктор Бринчуков (он руководит подразделением), Александр Жариков, Александр Зайчиков и Виктор Мальчиков — мужики как на подбор, трезвые, ответственные.

В день нашего приезда им было не до отдыха. Пожар, пришедший из Мордовии через соседний Краснодубравский сельсовет, «перешагнул» узенькую речушку и начал хозяйничать на территории Кириллово. Иван Лихоманенко на сельсоветовской «семерке» привез им ранцевые огнетушители, съездил к владельцу КФХ Ивану Желонкину — попросил трактор для опашки. Иван Дмитриевич не отказал.
Изображение

Вячеслав Дементьев: Храм строит Господь, а я ему только помогаю



Было, есть и будет

Многие вещи в Кириллово, увы, относятся к разряду «было». Здесь был самый лучший клуб в районе, при совхозе работала пекарня, а в участковой больнице до начала этого века был стационар, в котором до 80-х годов прошлого столетия делали сложные операции, принимали роды. В 2000-х больница стала амбулаторией, а два года назад ее заменил ФАП.

Компактный модуль обеспечен всем необходимым. Помощь сельчанам оказывает фельдшер Любовь Козлова. В связке с главой медработник включилась в прививочную кампанию. 43 человека уже вакцинировались. И еще есть желающие! Это неплохой показатель для населенного пункта, в котором проживает менее 400 человек.

Едем к школе по аккуратной заасфальтированной дороге. Вдоль проезжей части — фонари. Удалось попасть в программу, благодаря которой разбитое в хлам дорожное полотно — предмет постоянных нареканий сельчан — преобразилось до неузнаваемости.

Школу постройки XIX века видно издалека. Некогда тут размещалось народное училище.

На здании две мемориальные доски — в память о земляке, Герое Советского Союза Семене Никине и бывшем директоре Владимире Сысоеве.

16 апреля 1945 года батальон под командованием Никина прорвал мощную немецкую оборону, нанеся противнику большие потери, а 23 апреля отразил 15 вражеских контратак. 10 мая Семен Иванович по поручению однополчан на стене Рейхстага написал: «Мы победили! Майор Советской Армии С. Никин».

А Владимиру Сысоеву было суждено возглавить учебное заведение, которое в свое время окончила его мама. Памятную доску заказали благодарные ученики.

Школа раньше была девятилеткой, потом стала средней. Контрастируя с исторической постройкой, рядом стоит современный спортзал. Он появился благодаря поддержке землячки Марии Лазутовой, которая в свое время была заместителем министра образования страны.

Но только спортсменов, увы, не много. В школе всего 20 учеников, причем несколько — из Мордовии. Тем не менее школьная жизнь бурная.
Особенно краеведческая. Руководит этим направлением учитель русского языка и литературы Лариса Галишникова. Мало того что село само по себе имеет интересную историю, школьники становятся свидетелями возрождения духовного центра.
Изображение
Здание сельской школы



Стройка десятилетия

За школьным забором на небольшом удалении — деревянный храмовый комплекс. Это главная достопримечательность села.

Кириллово (до XVIII века – Успенское-Новокириллово) — одно из самых древних в нашем крае, основано шацкими казаками-старообрядцами в начале XVII века как дозорный стан на Большой засечной черте. Изначально село входило в состав Шацкого уезда, а позднее Спасского уезда Тамбовской губернии. К Пензенской области относится с 1929 года, после последней перекройки административной карты страны. К середине XIX века в Кириллово сосуществовали три обособленные, соперничающие между собой общины, было три прихода: старообрядцы (они молились в деревянном храме Успения Божией Матери), единоверцы с каменным храмом Казанской иконы Божией Матери, а также православный приход, состоящий в основном из пронских переселенцев Рязанской губернии, построивших на выселках в 1866–67 гг. деревянную Покровскую церковь.

В результате всех перипетий XX века к 60-м годам в селе не осталось ни одного храма. Последний, каменный Казанский, разобрали по кирпичику и использовали для возведения других построек.

Тяжело людям жить без духовной опоры. Сначала отрыли молитвенный дом. А главным событием последнего десятилетия стали работы по строительству на месте разрушенной Казанской церкви деревянного храмового комплекса.
Изображение
Зоя Ефимовна продала квартиру в Москве и переехала в Кириллово


Земля предков

Инициаторами стали потомки нескольких семей, проживавших здесь до переселения в Западную Сибирь во время Столыпинской реформы. Руководит строительством (ктитор) один из их потомков — Вячеслав Дементьев.

Он живет в Москве, но село, о котором раньше знал только по рассказам родных и книгам, с каждым годом становится ему все роднее.

— Собственно, с рассказов родственников об истории нашей семьи все и началось, — говорит Вячеслав Николаевич. — Некоторые факты показались мне не очень реалистичными. Пришлось восстановить дальние родственные связи, опросить старожилов нашего разветвленного рода, собрать архивные документы. Ради того чтобы докопаться до истоков, Вячеслав Николаевич получил второе высшее образование — историческое.

Предки Дементьевых, как многие коренные жители в Кириллово, были казаками-старообрядцами. По существовавшей устной традиции они считали, что кирилловская земля — это рай на земле и их «Божий присуд», то есть дарована им Богом. Но с приходом новых церковных властей, в результате реформ патриарха Никона, а также после притеснений со стороны советских властей старообрядцы посчитали, что рай осквернен и его нужно искать в далекой Сибири.
Изображение
Иван Лихоманенко


Помолиться. Примириться

История духовного возрождения началась в селе в 2012 году. Именно тогда Дементьевы получили благословение епископа Митрофана и настоятеля Покровского молитвенного дома иерея Иоанна на строительство храмового комплекса.

— Мы долго думали, что сделать для села, из которого происходит наш род. Приняли решение: лучше всего начать с восстановления храма, — объясняет Вячеслав Николаевич.

Важно было определиться с местом для будущей святыни. Выбор пал на Базарную площадь. Именно там два века назад была сделана первая попытка примирения односельчан с разными религиозными взглядами.

Староста самого большого тогда старообрядческого Казанского прихода, исполняющий обязанности настоятеля (начетчик), убедил многих сельчан перейти в единоверие.

Новый храм должен служить этой же цели — примириться, помолиться и дать импульс для духовного возрождения села, его полноценного развития.
Изображение
Раньше в Кириллово была крепкая участковая больница


Деревянное кружево

К разработке проекта храма, соответствующего стилю XVI–XVII веков, были привлечены известные специалисты по древнерусскому деревянному зодчеству, в том числе Петр Феликсович Карелин. В настоящий момент закончены все внешние работы на семикупольном Успенском храме и часовне преподобного Кирилла Белозерского.

Часть икон для иконостаса создается в мастерской московского иконописца Андрея Богдана, часть пишется в мастерской Андрея Боярова.

Мастера в работе придерживаются канона и древнерусской традиции — используют липовую доску, твореные краски, левкас (грунт из мела, смешанного с животным или рыбьим клеем).

Глядя на ажурные деревянные постройки, невольно вспоминаешь про Кижи. Внутри светло и уютно, несмотря на то что пока вся площадь заложена стройматериалами. Хоры пусты, но если закрыть глаза и вдохнуть поглубже, кажется, начинаешь слышать мелодию.
Изображение
Учитель русского языка и литературы Лариса Галишникова


Объединив усилия

Поначалу строительство воспринималось односельчанами несколько холодно и отстраненно. Но постепенно образовалась группа активистов из числа прихожан, в число которых вошли Иван Лихоманенко, Лариса Галишникова, Мария Романова, Антонина Павлина. Люди стали сами принимать участие и привлекать других. В прошлом году, к примеру, сельчане пришли на покраску стен и по собственной инициативе начали сбор средств на колокола и завершение работ.

— Это очень важно, — считает Вячеслав. — Собор — это же собрание людей, а потому важно, чтобы каждый вносил посильную лепту. Если ты сопричастен какой-то работе, то больше ценишь ее результат.

Все средства, которые вложены в строительство, — семейные. Администрация финансово помочь не в силах, но тоже делает немало.
Перевели в собственность муниципалитета пустовавшие участки вокруг храмового комплекса. Благодаря этому удалось расчистить территорию, очертить контуры будущего пруда, спланировать прокладку дороги и освещения.

Крылья за спиной

Чтобы поддержать своего сына, Зоя Ефимовна Дементьева пожертвовала свою московскую квартиру на строительство храма и перебралась в Кириллово.

— Когда мы работаем на храме, у нас будто крылья за спиной вырастают, — говорит Зоя Ефимовна. Ведь по русскому обычаю считается, что храм строит сам Господь, а прихожане ему лишь помогают.
Изображение


В Кириллово уже несколько лет среди учеников местной школы проводится конкурс на краеведческие исследования. Лучшие детские научные работы поощряются на праздниках села.

После завершения строительства храма (есть надежда, что произойдет это ближайшим летом) планируется открыть неподалеку от храмового комплекса краеведческий музей, который вместе с храмом войдет в спроектированный этнопарк «Кириллово Подворье», где будет создано более двух десятков рабочих мест. Сразу все сделать не удастся. Но главное — двигаться к намеченной цели: сохранить жизнь в селе, укрепить веру в будущее, дать шанс селу продлить свою историю на долгие столетия.

Легко любить родину предков на словах, гораздо труднее — на деле. В ближайшие годы в Кириллово планирует перебраться вся семья.



Ps. В говоре жителей села для меня угадываются мотивы Вологодской области города Кириллова, где мне приходилось бывать. Но это уже отдельный разговор про исследования известного краеведа Павла Ивановича Кутенкова, жителя села Вяземки.
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Кириллово Земетчинский район

Сообщение expedA » 20 ноя 2021, 12:53

Добрый день! Продолжаю собранный мною материал о селе Кириллово.
Справочная информация от М.С.Полубоярова:
КИРИЛЛОВО, русское село, центр сельсовета, в 32 км к сев. от р.п. Земетчино, в 18 км от ж.-д. ст. Пашково на ветке Вернадовка – Сасово, на равнине, возле р. Кити (левого приток Вада). На 1.1.2004 г. – 399 хозяйств, 851 житель. Основано ок. 1650 г. как вотчина Кирилло-Белозерского монастыря. Отсюда название. Крестьяне занимались бортничеством, охотой, животноводством, лесными промыслами, по мере расчистки леса все большее значение приобретало земледелие. В 1764 г. крестьяне переведены на положение государственных. Во 2-й пол. 19 в. превратилось в крупное село с развитыми промыслами: пчеловодство, изготовление рогожи, кож, заготовка и транспортировка древесины. Имелись: небольшая рогожная фабрика и кожевенный завод, принадлежащие местным крестьянам; базар, ярмарка, 12 лавок, 5 постоялых дворов, фельдшерский пункт (к 1893 г. открыты земская больница и аптека), 3 школы. В 1882 г. в селе 2 общины «обрусевшей мещеры», 650 дворов, 103 грамотных мужчины, 10 грамотных женщин; 8433 дес. пашни, 1724 – леса, 50 дес. пашни брали в аренду, 976 рабочих лошадей, 861 корова, 31 семья занималась пчеловодством (798 колод-ульев), было 49 садов (2680 плодовых деревьев); 91 семья не имела лошади, 254 – одну, 230 – по 2-3 лошади, 28 дворов имели 4-5 и 16 – более пяти лошадей. В нач. 20 в. действовали: Казанская, Покровская и Казанская единоверческая церкви, старообрядческий молитвенный дом. В 1913 г. у общины 8433 дес. надельной пашни и 1724 дес. леса; жен. 2-классное училище, жен. подготовительная школа, земская школа, 2 церк.-прих. школы, земская больница, ветеринарный пункт, Вышенское и Морчасовское лесничества, конский случной пункт, кредитное товарищество, вспомогательная сберкасса, агент земского страхования, базар, ярмарка. В период коллективизации работала МТС, обслуживавшая более 20 колхозов; в ее фонде было 56 тракторов и 20 комбайнов. В 1933 г. – центр сельсовета Керенского района. В 1955 г. – центр сельсовета Салтыковского района, центр. усадьба колхоза им. Ленина. В 1980-е гг. – центр. усадьба совхоза «Кирилловский». В кон. 1990-х гг. действовали СПК «Кирилловский», образованный в 1993 г., больница, средняя школа и неполная средняя школа, 3 библиотеки, дом культуры (построен в 1989 г.), парк культуры и отдыха. Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Заповедный гос. заказник «Земетчинский». Родина Героя Советского Союза, гв. майора, ком. стрелкового батальона Семена Ивановича Никина (1914–2000); Героя Социалистического Труда Е.Т. Стрекалиной; спортсмена В.П. Калинкина, зам. министра образования РФ в сер. 1990-х гг. Марии Николаевны Лазутовой (род. в 1947 г.). В 1 км к сев. в местности Второй Овраг находится археологический памятник – селище раннего железного века и средневековья.Численность населения: в 1858 г. – 3596, 1882 – 5036,
1897 – 5463, 1913 – 7900, 1926 – 6706, 1930 – 6413, 1939 –3859, 1959 – 3047, 1970 - 2607, 1979 – 1953, 1989 – 1306, 1998 – 1070, 2010 – 538 жителей.
Лит.: Раскол в с. Кириллове Спасского у. – «Тамб. епарх. вед.», неоф. ч., 1888, №5, с. 299.

От А.И.Дворжанского:
1) Храм во имя Казанской иконы Божией Матери, каменный, с приделами в честь прп. Кирилла Белозерского и во имя свт. и чуд. Николая. История. 8 февраля 1883 г. Тамбовская духовная консистория препроводила в строительное отделение Тамбовского губернского правления проект на предполагаемую постройку каменной церкви, который 28 марта того же года был утверждён.Храм сооружён в 1904 г. Закрыт в 1930-х гг. Не сохранился.
2) Храм во имя Казанской иконы Божией Матери, единоверческий, деревянный. Построен в 1884 г. В 1931 г., после того как община отказалась от церкви, в неё ссыпали зерно. Храм не сохранился.
3) Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, деревянный. Построен в 1868 г.
26 мая 1906 г. тамбовский епархиальный архитектор Владимир Иванович Фрейман освидетельствовал существующую деревянную Покровскую церковь с целью её распространения и с технической стороны посчитал это возможным. 6 ноября 1906 г. техническо-совещательное присутствие строительного отделения Тамбовского губернского правления рассмотрело проект на распространение церкви и утвердило его.Храм был закрыт в 1930-х гг. Не сохранился. На месте Покровской церкви установлен крест.
4) Молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы, каменный (пер. Школьный д.№5.Зарегистрирован в 2011 г. Размещается на территории школы в отдельном здании.
5) Храм в честь Успения Божией Матери, деревянный. В 2013 г. на месте разрушенной Казанской православной церкви по инициативе потомков уроженца села Р. Г. Дементьева, покинувшего отчий край в 1900 г. и переехавшего в Западную Сибирь, началось строительство нового деревянного храма рабочими из г. Петрозаводска.
21 июня 2014 г. епископ Митрофан (Серёгин) совершил чин основания нового храма. 20 июня и 11 октября 2015 г. он же освятил главы с крестами строящегося Успенского храма, после чего они были установлены на церковь.


Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Фрагмент радиопередачи Сергея Юрьевича Пономарёва. Интервью с Вячеславом Дементьевым 9 октября 2021 года. http://radiodk.ru/dom-kultury/iz-veka-18-go-v-vek-21-j-xramy-syol-nikolskaya-pyostrovka-issinskij-r-n-i-kirillovo-zemetchinskij-r-n.html
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Кириллово Земетчинский район

Сообщение expedA » 11 янв 2022, 14:39

Добрый день! История села без особенной культурной традиции жизни селян будет неполной. Я решил сам и приглашаю Всех земляков представлять на форум в раздел "История сёл....." свои материалы, желательно, хорошего качества. И так начнём с села Кириллово.

Пензенский областной краеведческий музей

Сообщение от 10 01 2022 г.
Этот стеклянный негатив поступил в Пензенский краеведческий музей в 1923 году в дар от агронома Вертышева. Согласно подписи, на снимке изображены «мещерки» - жительницы села Кириллово Спасского уезда (до 1920-х годов относившегося к Тамбовской губернии).
Молодые женщины нарядно одеты: кожаная обувь украшена лентами, тонкие белые чулки, на груди у каждой множество рядов стеклянных бус. Раньше дутые блестящие стеклянные бусины использовались для женских украшений; это мы привыкли видеть их на новогодних ёлках.
На головах у жительниц Кириллова традиционные рогатые головные уборы. Их устройство описано в книге П.И. Кутенкова «Великорусская женская сряда (одежда)»: «В кирилловском гнезде их по отдельной детали убора называли снур. Кичкя состояла: сряда (или лопата из берёзовой коры, обтянутая материалом и снаряженная) – передняя часть с рогами; позатыльник (подзатыльник) – располагался сзади по затылку; выкладки (темя) – на задней части убора; разноцветные ленты – сверху головы и по плечам; подшейник – цветная лента, которой к шее подвязывались цветные ленты; завязки под пушки. Собственно снур состоит из особым образом соединенных кистей, образованных тёмно – красными длинными витыми нитями с металлическими кружками и лентами. Он закреплялся так, что часть его нитей – мохров свисала над срядой, а другая – сзади и по бокам. Ещё перед войной 1941 – 1945 г.г. молодые бабы в снурах ходили в поле мотыжить свёклу: «Жарко было в ней. Но снять кичку не могла, считалось стыдным делом. Так в них мы и работали», - вспоминает Н.С.Ковалькова»…«Снур на кичке носили молодые бабы только по годовым праздникам»».
На нашем снимке - как раз праздничные головные уборы»; они с кистями из бахромы, ленты не подвязаны, а свободно спускаются по плечам (вероятно, к шее их подвязывали только во время работы, когда надевали кичку без «снура»). На всех женщинах верхняя одежда с удлиненными рукавами – как и много веков назад, когда слишком длинные рукава традиционной русской одежды считались признаком богатства и красоты.
Материал подготовлен хранителем музейных предметов О.В. Дубравиной.

Изображение


К данному сообщению добавлю пару фотографий из музея Керенского монастыря.
Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Кириллово Земетчинский район

Сообщение expedA » 14 янв 2022, 15:36

Пензенский краеведческий музей

Сообщение от 04 12 2021 г.
Девушка из села Кириллово (Пензенская область, Земетчинский район) в русском народном костюме. Фотография поступила в музей в 1949 году.

Село Кириллово до 1920-х годов относилось к Спасскому уезду Тамбовской губернии.

Автор - Ольга Дубравина, хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея.

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Кириллово Земетчинский район

Сообщение expedA » 10 авг 2022, 18:12

Добрый вечер! Продолжаем пополнять тему материалом
Изображение

Изображение

Предлагаю познакомиться с материалами Павла Ивановича Кутенкова о селе Кириллово.
Изображение

Читать здесь:
http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/07_histplace/Kirilovo/kutenkov_kirillovo.pdf

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 6