Бессоновский район, село Полеологово:

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 04 апр 2024, 09:48

Спасибо за дополнение, Андрей Юрьевич! К знатокам народного костюма вопрос: - из каких мест Пензенского края костюм девушки с граблями, рядом с веялкой?

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 11 апр 2024, 18:33

Немного о семье…

В одной из своих публикаций я говорил о том, что готовится к выпуску книга по истории села Полеологово. Выпущена, у Андрея Юрьевича Нугаева она есть в электронном виде. После того как я закончу цикл своих воспоминаний, тогда и опубликуем эту книгу. Пусть – это будет интригой.
А пока…
Ознакомлю-ка я Вас со своей семьёй. Правда архивных данных нет. Опишу – то, о чём нам с братом известно.
Семья нашего Отца – ПАВЛОВЫ.
В какое время появились они в Полеологово и из каких мест переехали – неизвестно.
Наш дед Павлов Дмитрий Васильевич родился в 1894 году. Умер в 1964 году. Похоронен в Полеологово (его фотографию я уже показывал).
Бабушка Павлова Мария Сергеевна. Умерла в 1945 году. Похоронена в Полеологово, могила не сохранилась. С похоронами связана история – 1945 год, Дед возвращается с фронта. Из Бессоновки идёт к селу через бардинскую гору ( местное название «Шлём»), с высоты видит, что на кладбище скопление народа – значит кого-то хоронят. Спускается с горы, подходит к дому, а там… готовят поминальный стол – жена его умерла. Через 10 дней вернулся с фронта (из плена) и их сын (наш Отец).
У Деда с Бабушкой народилось шестеро детей:
- Пелагея 1913 года, замуж не выходила, детей не было, из села не уезжала;
Изображение

- Анна 1915 года, была замужем за Саушкиным Василием Пармёновичем, у них в 1935 году родился сын Владимир ( по уличному – Матрос), одной семьёй они с матерью прожили всю жизнь, из села не уезжали.
Изображение

С фронта муж Анны и отец Владимира - Василий Пармёнович вернулся с «новой» женой, с которой проживал до конца своей жизни.
- Иван 1918 года рождения, о нём мало что известно, даже фотографии не осталось. Однако осталась «Конституция СССР» 1936 года подаренная ему за хорошую учёбу на Медрабфаке в Пензе в 1938 году.
Изображение

После окончания рабфака уехал на учёбу в один из Ленинградских институтов, (каком – не известно). Учился на химика, как говорил наш Отец – учился только на отлично. Закончить институт Дяде не удалось, началась Зимняя Кампания (финская война) он был мобилизован в РККА Сталинским РВК г. Ленинграда, в звании красноармеец, 109 лыжного батальона, 70й стрелковой дивизии, которая действовала в западной части Карельского перешейка. В марте 1940 года форсировала Выборгский залив (по открытому льду) захватив плацдарм на материке. Погиб Иван Дмитриевич в бою 04. 03.1940 года. Спланировали эту операцию командиры: полковник Прохоров; комдив Кирпонос (за эту операцию получил звание Героя СССР); начальник штаба Пименов. Шёл, Ивану Дмитриевичу 22й год. Эта странная война закончилась 13. 03. 1940 года.
За гибель сына, родителям выплатили страховку, на эти деньги моему отцу купили велосипед ЗИФ, на котором и мы с братом учились кататься в 50-е.
- Елена 1920 года рождения, вышла замуж за Никулина Ивана Павловича, у них народилось 5 детей: Валентина; Нина; Владимир; Николай; Александр. Тётя Лена и Иван Павлович из села не уезжали.
- Василий 1923 года, наш Отец.
Изображение

В 1940 году окончил Бессоновскую среднюю школу, в июле был мобилизован в РККА и направлен на 6ти месячные курсы младших лейтенантов в Астраханское пулемётное училище. Закончив курсы в 1942 году , младший лейтенант Павлов был направлен на фронт под Харьков, где в то время шли ожесточённые бои и город неоднократно переходил из рук- в руки. Был назначен командиром взвода противотанковых ружей. В первом же бою у железнодорожного вокзала был ранен в ногу и контужен. Очнулся кругом немцы. Плен. Германия. Работа на литейном заводе Круппа. Освобождение. Вернулся в село, до 1961 года работал в колхозе. Похоронен в Пензе.
- Евдокия 1926 года, вышла замуж в Бардинку, за Шокорова Александра ???, у них народилось 4 детей: Николай; Надежда; Владимир; Василий. Тётя и дядя Шура из Бардинки не уезжали.
Таким образом по отцовской линии у наших дедов было 12 внуков – наших двоюродных братьев и сестёр.
Семья нашей Мамы – ПАРШИНЫ. (Не известно в какие годы поселились в Полеологово)
НИКИТА – дед нашей Мамы, - наш прадед. Кроме имени и фотографии ничего нам о нём не известно. О жене Никиты – абсолютно белое пятно. Тем не менее, у них народились дети:
Дмитрий – отец нашей Мамы, наш Дед. По всей вероятности родился он в середине 1890х годах. Погиб на фронте в 1943 году.
Марфа – вышла замуж за Комратова …….. Тимофеевича, в 30е годы переехали в Таллин, там у них родилась дочь. С началом Великой Отечественной войны Марфа Никитична вместе с дочерью приехали в Полеологово. После войны дочь вышла замуж, муж получил назначение на работу и переехали жить в Омск, Марфа Никитична жила вместе с ними. Похоронена в Омске.
Анастасия – всю жизнь прожила в Полеологово (по уличному – Фролова). Похоронена в Полеологово.
Александр – всю жизнь прожил в Полеологово. У них четверо детей: - Борис, Владимир, Николай (наш ровесник и компаньон по уличным играм и школе), Виктор. Похоронен Александр Никитович в Полеологово.
Андрей – 1902 - 1904 года рождения. По всей вероятности вместе со старшим братом Дмитрием в 1930х переехал в Пензу. Окончил техникум (?) поступил на работу на ЗИФ, во время войны имел «бронь» работая на заводе. У них был сын Геннадий. Похоронены в Пензе.
Наш дед Дмитрий Никитович женился на нашей Бабке – Сметаниной Матрёне Андреевне 1902 года рождения, из села Блохино.
Изображение


При каких условиях и в какие годы они переехали годы в Пензу неизвестно. Жили они на ул. Сурская, домик этот стоит до сих пор (2024 г.). Сведения о том, чем Дед занимался в Пензе весьма скупы и противоречивы. Как мне запомнилось по чьим-то рассказам, был какое-то время директором пензенского дрожжевого завода, служил в тюремном замке… . Из тех времён от них осталось две фотографии:
Изображение
(1927 г.)


Изображение
(первый и вторая справа – Дед с Бабкой. А ведь мне Бабка говорила, кто – мужчина в очках. Думал память безгранична, не записал).


У них народилось трое детей:
Василий – 1918 года рождения. Известно, что он закончил школу ФЗУ в Пензе. Работал на ЗИФе. В 1938 году призван на военную службу в РККА (тогда призывали с достижения 20 лет, с 1939 года призывать начали в возрасте 18 лет). С его слов эта фотография с Дедом Никитой, была сделана перед призывом в армию:
Изображение

За время службы дослужился до старшины
Изображение

Дядя Вася в первом ряду в середине.
Отслужив срочную службу, вернулся в Пензу, женился, но… тут началась Великая Отечественная война. Был мобилизован в РККА. Во время выхода из окружения получил ранение, был пленён, отправлен на работы в Германию, затем во Францию. После освобождения в 1945 году, через фильтрационные лагеря СССР, осуждён и направлен в один из лагерей Карлага. Освобождён по амнистии в 1956 году. У них народилось трое детей: Галина, Михаил, Алексей. Дядя Вася работал на пензенском компрессорном заводе электросварщиком. Похоронен в Бессоновке.

Николай – 1923 года рождения. После окончания средней школы, с началом войны был направлен на курсы командиров РККА. Получил звание лейтенанта. Командир роты ПТР. 31. 01. 1943 года награждён Орденом Красной Звезды. В ходе Спас-Деменской наступательной операции погиб в бою 22. 07. 1943 года. Наша Бабка в его смерть не верила, ждала его до последних дней жизни.
Изображение


Изображение

Николай Паршин – слева, Комратов (по уличному Галкин) Александр – в середине.


СОФЬЯ – 1925 года рождения, - наша Мама. С её слов в годы войны и после войны – комсомольский активист. Молодой вступила в ВКП(б). До 1961 года работала в колхозе. Похоронена в Пензе.
Изображение
(Мама справа)

Вот такими сведениями о своих предках заканчиваю цикл своих публикаций о жизни в селе Полеологово.
На страницах «ПРОЗА.РУ» встретил стихотворение, как мне показалось, ярко и правдиво описывает жизнь исчезнувших с карты нашей Родины сёл и деревень:

ПОСТАВЬТЕ ПАМЯТНИК ДЕРЕВНЕ.

Николай Мельников

Поставьте памятник деревне
на Красной площади в Москве,
там будут старые деревья,
там будут яблоки в траве.

И покосившаяся хата
с крыльцом, рассыпавшимся в прах,
и мать убитого солдата
с позорной пенсией в руках.

И два горшка на частоколе,
и пядь невспаханной земли,
как символ брошенного поля,
давно лежащего в пыли.

И пусть поёт в тоске и боли
непротрезвевший гармонист
о непонятной русской доле
под тихий плач и ветра свист.

Пусть рядом робко встанут дети,
что в деревнях ещё растут, –
в наследство им на белом свете
всё тот же чёрный, рабский труд.

Присядут бабы на скамейку,
и всё в них будет как всегда:
и сапоги, и телогрейки,
и взгляд потухший... в никуда.

Поставьте памятник деревне,
чтоб показать хотя бы раз
то, как покорно, как безгневно
деревня ждёт свой смертный час.

Ломали кости, рвали жилы,
но ни протестов, ни борьбы –
одно лишь «Господи, помилуй!»
и вера в праведность судьбы.


Поставьте памятник деревне!
На Красной площади в Москве!
Там будут старые деревья
и будут яблоки в траве…
Спасибо за то, что были со мной.

Модератор
В сети
Аватар пользователя
Сообщений: 1192
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение expedT » 11 апр 2024, 20:21

Какие хорошие фотографии, какие светлые лица! Несмотря на все удары судьбы..

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 12 апр 2024, 09:57

Татьяна, спасибо! Сегодня очень жалею о том, что не записывал рассказы родных и односельчан об их жизни в прошлом, - а ведь эти рассказы были... даже про Алё Альшина - бессоновского бандюгана.
Теперь одна надежда - открою для себя что-то новое при прочтении анонсированной книги об истории Полеологово. Пока не читал, но уже уверен - свои комментарии по тому или иному событию в селе оставлю...

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2820
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение expedA » 15 апр 2024, 20:05

Николай Васильевич » 04 апр 2024, 09:48

Спасибо за дополнение, Андрей Юрьевич! К знатокам народного костюма вопрос: - из каких мест Пензенского края костюм девушки с граблями, рядом с веялкой?

По-моему такой костюм больше похож на одежду женщин западных окраин Российской империи.
Нашёл фотографию молодой девушки.
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2820
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение expedA » 19 апр 2024, 19:38

Добрый вечер! Предлагаю ознакомиться с первой частью книги А.А Корочарова "Краткий очерк истории села Полеологово"
Изображение

Предисловие

Время неумолимо, события теряются в глубине потока истории и забываются, каждая новая эпоха приносит свои проблемы, выталкивает на поверхность одно и скрывает в пучине другое. Сегодня многие пришли бы в ступор, если бы их спросили, что такое «ёлочка» или «силос», мало кто поверит, что родившийся днем в лесу теленок, вечером идет вместе со стадом и сам переплывает реку, отделяющую выгон от карды, мало осталось тех, кто слышал тревожный ночной гул комбайнов, убирающих поля на фоне далеких зарниц. А между тем все это – элементы совсем недавнего нашего прошлого. Чего уж говорить о таких вещах, как чересседельник, оглобля, цеп – это уж совсем непонятно. И чем глубже в толщу времени, тем меньше знакомых слов, событий, людей. Остановить этот процесс невозможно. Но можно попробовать, как бы сфотографировать все это и оставить для других, которые посмотрят и задумаются. Чем раньше сделаешь это «фото» тем оно будет ближе к жизни.
Примерно такие цели преследует данная книга, которая рассказывает о людях, живших в селе Полеологово, и характеризует этапы истории этого населенного пункта. В книге в той мере, в какой позволили имеющиеся источники, охарактеризованы все периоды жизни села с XVII по XXI век.
Эта работа базируется главным образом на архивных документах. Использовались также сведения, полученные из устных источников, научной и популярной литературы. Надеюсь, что книга будет интересна жителям села Полеологова, а также тем, кто вырос в деревне, и тем, кто интересуется историей.
Большую помощь при работе над книгой оказала коренная жительница Полеологова Валентина Васильевна Обыдина. Питая неподдельную любовь к своей малой родине, она долгое время занималась и продолжает заниматься изучением истории родного села. Многие годы она посвятила работе в архивах, чтению исторической литературы, сбору устных свидетельств прошлого. Все это позволило ей накопить богатый материал по истории села, который стал одним из важных источников, на которых строится данная работа. Также благодарю за помощь в работе над книгой Варвару Сергеевну Сучкову и Антонину Николаевну Капралову. Отдельное спасибо Александру Васильевичу Волкову.
Идея создания этой книги принадлежит главе Пензенского представительства ЗАО фирма «Август», кандидату сельскохозяйственных наук Виктору Петровичу Комратову, который также взял на себя всю заботу о ее выходе в свет.
Алексей Корочаров

Из глубины веков


В середине XVI века Русское государство смогло окончательно разгромить наиболее опасного противника на своих южных рубежах – Казанское ханство (1552 г.). Вскоре эта же участь постигла и другой осколок бывшей Золотой Орды – Астраханское ханство (1556г.). После этого фактически и начинается история включения территории современной Пензенской области в состав Русского государства. В те годы по этим землям проходили дороги из Крымского ханства и Ногайской Орды (ядром территории этого государства были степные районы междуречья Волги и Урала). Сами эти земли называли «диким полем», то есть незаселенным русскими людьми и опасным районом, через который частые набеги совершали кочевники (крымские татары, ногайцы).
Огромные неконтролируемые и потенциально опасные пространства на юге не могли оставаться без внимания набиравшего силу Русского государства, стремившегося оградить себя от постоянных разорительных набегов южных соседей. С самых древних времен для защиты юго-восточных рубежей от кочевников (печенегов, половцев) Русь строила специальные укрепления – валы, засеки, ставились караулы, заставы. По мере усиления Московского государства такая работа была продолжена и укрепленные рубежи не только росли количественно, но и постоянно смещались на юг. В 1571 году была создана Сторожевая служба, которую возглавил выдающийся русский полководец, князь Михаил Иванович Воротынский (примерно 1510 – 12 июня 1573), который стал также составителем первого русского Устава сторожевой и пограничной службы.
На территории современных пензенских земель несли пограничную службу «сторожи» и «станицы». Сторожи – это дозорные, разведчики, которые выдвигались далеко на юг по степи и патрулировали закрепленную за ними территорию (урочище). Их задача заключалась не столько в отражении атак кочевников, сколько в выявлении передвижений врага и своевременном донесении об этом. Устав предписывал: «А стояти сторожем на сторожах, с конь не сседая, переменяясь и ездити по урочищам, переменяясь направо и налево по 2 человека по наказам, каковы им наказы дадут воеводы. А станов им не делати, а огни класти не в одном месте… А в лесах им не ставитца. А ставится им в таких местах, где б было усторожливо» [13, с. 11]. «Станицы» более крупными отрядами выезжали из своего лагеря (стана) на юг, где вели дозорную службу, а при возможности выжигали степи, чтобы лишить лошадей кочевников корма [8, с. 20]
Государство стремилось не только контролировать эти земли в военном отношении, но и осваивать их путем раздачи русским поселенцам, служилым людям, помещикам, перешедшим в подданство русского царя местным князькам (мурзам). От поселенцев – служилых людей правительство требовало не только военной службы, но и занятия земледелием. Это объяснялось, в том числе тем, что московские власти не горели желанием привозить сюда хлеб из столицы. Такая политика привела к возникновению на южных окраинах России особой прослойки населения – однодворцев, которые соединяли в себе черты военного и крестьянина. До появления в этих землях крестьян отведенный служилому человеку надел обслуживался исключительно его собственной рабочей силой. Один из самых известных символов г. Пензы – памятник «Первопоселенец» является воплощением такого однодворца: воина-пахаря.
С середины XVI века на юге вместе с военными укреплениями строятся и новые города, которые первоначально являлись военными форпостами – острогами. Система укреплений (засечных черт) медленно, но неуклонно смещалась к югу. В 1630-е годы имел место очередной этап строительства оборонительных сооружений на юге и юго-востоке. Был издан царский указ о строительстве новой укрепленной пограничной линии от Польши на западе до Волги на востоке, протяженностью более тысячи километров. [6, с. 18]. Эти укрепления включали в себя не только систему рвов, валов, частоколов, завалов из сваленных кронами к югу деревьев, но и города-крепости, строившиеся по засечным чертам. В этих городах (острогах) стояли гарнизоны, которые по сигналу сторожей выдвигались навстречу наступавшим кочевникам. Число таких опорных пунктов постепенно росло, как и количество населения в них. Такое строительство поощрялось московским правительством. По указу царя Алексея Михайловича от 1645 года предписывалось «…по черте устроить прибавочные городы и населить большим множеством, и земляной вал устроить больше прежнего» [6, с. 18]. Одним из таких «прибавочных», то есть новых форпостов на юго-востоке и стала крепость Пенза, построенная в 1663 году для защиты прохода (шляха) на север через долину р. Суры.
Но одна крепость не могла полностью обеспечить решение поставленной задачи и для полной блокировки долины Суры вдоль дороги из Пензы в Саранск (основан в 1641г.) были созданы военные поселения – слободы – жители которых были освобождены от уплаты податей, но обязаны были нести военную службу. Именно эти слободы и стали начальной страницей истории сел Бессоновского района (от Ухтинки и Бессоновки до Пыркино).
Примерно также начиналась история и еще одного поселения - деревни Шелдоис (Шелдаис, Шелтайс), которая позже стала именоваться Степное Полеологово, а после просто Полеологово.

«В деревню Шелдаис ехать к татарам»

К моменту основания Пензы не все земли современного Бессоновского района являлись незаселенными. В частности, на месте современного села Полеологово была татарская деревня Шелдаис. Ее название, видимо, имеет своими корнями древний мадьярский гидроним «вииз», который обозначал воду, реку [10]. Он включался в названия населенных пунктов или рек в упрощенном виде – в виде частицы «ис». Таковы названия Атмис, Широкоис, Шелдаис. Точное значение названия «Шелдаис» сейчас определить трудно. Согласно самой распространенной версии, это название в приблизительном переводе на русский язык означает «вода здесь».
Жители татарского Шелдаиса, как и в других подобных случаях, были «поверстаны в государеву службу» [13, с. 13]. Эти государевы обязанности состояли не только в дозорной и сторожевой службе в степи, но и в сопровождении и охране «высокого начальства и ценных грузов, перевозившихся по Сурской большой дороге, а также по направлению через Городище на Симбирск (переправа через Суру находилась на середине пути между пензенской крепостью и Бессоновкой)» [11].
В «Строельной книге», составленной в 1665 году первым пензенским воеводой Елисеем Протасьевичем Лачиновым зафиксировано поземельное устройство жителей всех поселений новой сторожевой линии, создаваемой вдоль реки Суры. Документ свидетельствует, что жители деревни Шелдаис (татары) в количестве 17 домохозяев были поверстаны в конные казаки, при этом земли им было дано на 50 домохозяев, так как был расчет привлечь сюда еще татар [13, с. 17]. Однако сделать этого не удалось. Одной из причин этого, видимо, стал набег кочевников на Пензу 1680 года, после которого в деревне «Шелтайс» остались лишь четыре человека, а к 1682 году татары вовсе «разбрелись врознь» [11]. Выделенные земли «лежали в пусте», то есть не осваивались. В результате их стали раздавать другим служилым людям. Еще до этого - в 1675 г., «по челобитью пензенца Прокофья Панкратьева сына Бардина с товарищи» было велено «в деревню Шелдаис ехать к татарам», чтобы там размежевать землю и ту землю, что «в лишке объявится измерить, в четверти описать, … учинить межу и грани». То есть еще в 1675 г. часть земель, выделенных ранее татарам в расчете на увеличение их численности, была передана (отказана) «пензенцам Проковью Бардину, Федору да Гавриле, да Григорию, да Афанасию Чириковым» [13, с. 17] .
Так появились деревни Бардино (Бардинка) и Чириково. Известно, что в это время татары еще жили в д. Шелдаис, так как среди «сторонних людей» (свидетелей при межевании земель) указаны «татаровя, конные казаки Избулатка Кудайбердин и Избулатка Бичурин». Таким образом, Бардин и Чириковы стали первыми русскими владельцами прежде татарских земель. В 1677 и 1682 гг. шелдаисские земли получает Алексей Григорьевич Блохин (д. Блохино), а в 1679 г. – Иван и Андрей Никифоровичи Полеологовы (с. Сергиевское Полеологово и д. Степное Полеологово). Братья служили в полку Павла Языкова, строившего Пензенско-Мокшанский вал. От их фамилии, отсылающей к известной византийской императорской династии, произошло второе, русское название Шелдаиса – Полеологово (Палеологово, Степное Полеологово). Кстати, вопрос о наличии или отсутствии родственной связи двух братьев Ивана и Андрея Полеологовых с женой московского государя Ивана III Зоей (Софьей) Палеолог – это отдельная тема для исследования. В рамках данной работы мы можем лишь обозначить его.
Блохин и Полеологовы «меж собою полюбовно учинили межу» [Там же]. Фамилии Бардина, Блохина, Полеологовых, Крабовых, Степановых, Трофимова и других первых землевладельцев на территории современного Бессоновского района указаны в пензенских десятнях 1677 и 1696 гг. Десятни – это именные списки служилых людей, в которых фиксировалась раздача земель и денежного жалования служилым людям.
Люди «московского чину» и другие землевладельцы
После того, как татары вовсе покинули шелдаисские земли, последние постепенно были отказаны во владение другим русским служилым людям, превращаясь в поместья. [13, с. 18]. В 1682 году часть этих земель получили Иван и Михаил Никитович Хлоповы, Матвей Алферов и Андрей Щукин. Хлоповы основали д. Хлоповка, которая в конце XVIII века слилась с Бессоновкой. Щукин основал д. Щукино, а в память о М. Алферове осталось название «алферьевой горы» около Бардинки. Хлоповы были строителями оборонительной черты, и это не позволило им сразу заселить свои земли, поэтому по инициативе правительства на их пустующих землях была построена Ямская слобода, то есть станция ямщиков. Располагалась она по направлению из Шелдаиса в Бессоновку. Однако помещики Хлоповы в 1692 году подали «челобитье» (жалобу) и земля их была им возвращена, а ямщикам велели «землю приискивать в ыном месте». Впоследствии некоторое время на землях Хлоповых сохранялась д. Ямщина [Там же].
К 1683 году все «порозжие» (пустующие) земли в Пензенском уезде были переписаны, и началась их массовая раздача «для береженья пензенского валового и засечного дела от воинских людей» русским служилым людям. За участие в военных мероприятиях и походах они получали денежный оклад и земельный надел. В частности, Прокофий Бардин был пожалован «за Чигиринскую службу 1678 г.». Часто бывало так, что эти служилые люди (помещики) за разные походы или иные государственные дела получали земли в различных местах. Удаленность участков друг от друга заставляла помещиков обмениваться землями между собой с целью сосредоточения владений в одном месте. Кроме того само государство могло передать ранее отказанные помещику, но пустующие земли, другому служилому человеку. Так в 1684 году «из примерной земли Прокофья Бардина да Федора Чирикова с братьями» землю на Шелдаисе получили Тимофей и Осип Степановы, а также Афанасий Дурасов. Позднее шелдаисские земли Степановых через обмен и покупку перешли к другим помещикам [13, с. 18].
Другие земли передавались по наследству. В частности, от Прокофия Панкратьевича Бардина в 1699 году поместье унаследовал его сын Михаил. Далее поместье наследовалось и частично дробилось. Последним владельцем по ревизии 1834 года значится С. А. Дасюкевич. Земли А. Г. Блохина передавались по наследству и к 1858 году здесь было уже шесть владельцев – потомков первого помещика или просто тех, кто купил эти земли.
Земли людей «московского чину» (к ним относились представители старых дворянских родов) братьев Ивана и Андрея Никифоровичей Полеологовых были унаследованы их детьми. Часть поместья, принадлежавшую Андрею Никифоровичу унаследовали его дочери Настасья Андреевна (по мужу Танеева), Прасковья Андреевна (по мужу Литвинова), Акулина Андреевна (по мужу Дурасова). Иван Никифорович Полеологов в 1737 году «отказал» свое имение своему внуку Егору Ильичу Мартынову (Илья Григорьевич Мартынов был мужем дочери Ивана Полеологова Феклы Ивановны). Наследники Андрея Полеологова продали свои земли Мартыновым, в руках которых сосредоточилась вся земля пожалованная когда-то двум братьям Полеологовым. После Егора Ильича Мартынова поместье принадлежало его сыну С. Е Мартынову, а потом перешло к его детям Андрею и Марии Мартыновым. В 1821, 1822, 1824 гг. села Сергиевское Полеологово и Степное Полеологово (современное Полеологово) были проданы В. Н. Кишенской, позже они принадлежали П. А. Арапову – племяннику В. Н. Кишенской (урожденной Араповой) [13, с. 81].
Сделаем небольшое отступление ради одной интересной истории. Любопытный факт состоит в том, что Иван Никифорович Полеологов является прапрадедом, человека, чей выстрел привел к гибели М. Ю. Лермонтова - Николая Соломоновича Мартынова. Дело в том, что дочь Ивана Никифоровича Фёкла была выдана замуж за Илью Григорьевича Мартынова. Мартыновы – это старинный, хотя и не очень знатный род. Основоположником его стал один из предков, имя которого утрачено. Этот человек еще в XIV веке перешел из Польши на службу к Василию Темному. Род Мартыновых был внесен в родословные дворянских книг Тамбовской, Пензенской, Харьковской и других губерний [4]. Так вот, сыновьями Феклы Ивановны урожденной Полеологовой и Ильи Григорьевича Мартынова были Егор Ильич Мартынов (умер 1 августа 1774г) - о нем и его потомках речь шла выше - и Михаил Ильич Мартынов (1719-1788гг.). Сыном последнего, родившимся в 1774 году, был Соломон Михайлович Мартынов (умер в 1839г.). А его сыном был родившийся 9 октября 1815 года Николай Соломонович Мартынов, который и сделал тот роковой выстрел в Пятигорске 27 июля 1841 года, оборвавший жизнь великого поэта и запятнавший репутацию самого стрелка.
Со смещением границ русского государства на юг пензенские земли постепенно становятся внутренним и более спокойным районом. В 1695 году начинается переселение русских служилых людей с прежних укрепленных рубежей на юг в город Азов «на вечное житье». Одновременно с этим земли Пензенского уезда раздаются именитым «московского чина людям» - Салтыковым (Бессоновка), Головкиным (Вазерки), Голицыным (Пыркино), Трубецким (Проказна) и др. Начинается активное заселение края крестьянами, которых сюда принуждали переходить из других своих вотчин новые владельцы. Правда, в 1717 году земли уезда подверглись жестокому нападению кубанских татар. В результате последнего кубанского погрома, много людей было убито и уведено в плен, сожжены жилища, уничтожено иное имущество. Но больше таких крупных нападений кочевников Пенза не испытывала, и после погрома постепенно восстановился процесс увеличения крестьянского населения, которое жило под непосильным крепостным гнетом. По переписи 1717-1718 гг. в деревне Шелдаис за Андреем и Иваном Полеологовыми, а также за Михаилом Бардиным числилось три двора помещиковых, деловых людей – 23 человека, крестьянских дворов – 12 и жило в них 50 человек. Церкви в Шелдаисе долгое время не было и местным жителям приходилось посещать Сергиевскую церковь в другом Полеологове – Сергиевском. Церковь во имя Пресвятой Богородицы была построена в Шелдаисе лишь в начале XX века [13, с. 64].
Век крепостничества

Как известно, XVIII столетие в истории России – это расцвет крепостнической эпохи. Едва ли не каждый новый год приносил усиление крепостных повинностей, а каждый новый государь, вступавший на престол, обязательно давал новые привилегии дворянам, что, естественно, все больше вгоняло крестьян в рабство. Пензенские земли в этом отношении исключением не являлись. Поэтому неудивительно, что крестьяне многих сел Пензенского края с радостью встретили самоназванного «императора Петра III», который обещал всем волю, освобождение от барщины, рекрутских наборов и т. п. Летом 1774 года, когда армия Е. И. Пугачева шла из Саранска в Пензу, народ встречал предводителя восставших как истинного царя. В частности, известно, что в Вазерках, Колояре и Бессоновке встречи происходили в торжественной обстановке с колокольным звоном. Как известно, с дворянами Пугачев не церемонился. Да и взбунтовавшиеся крестьяне, натерпевшиеся немало лиха, тоже. Так, бессоновского помещика А. В. Салтыкова правительственным войскам удалось спасти едва ли не в последний момент. Преследовавший пугачевское войско полковник И. И. Михельсон докладывал главнокомандующему правительственными войсками П. И. Панину, что «господин брегадир Салтыков … равномерно ж мужиками был связан и везен в злодейскую толпу, а нашими командирами из рук варварских освобожден» [13, с. 26].
Меньше повезло полеологовским помещикам Мартыновым. В конце июля 1774 года были убиты ротмистр С. Е. Мартынов (правнук И. Н. Полеологова) и его жена Прасковья Андреевна урожденная Арапова. Также в селе Казанское (Андреевка) Пензенского уезда (сейчас с. Кучки Пензенского района) были убиты его отец Е. И. Мартынов и мать Е. Я. Мартынова. Все Мартыновы были похоронены в селе Сергиевское Полеологово. Это село впоследствии исчезло, став частью Бессоновки, а тогда оно находилось к северу от Бессоновки, то есть по пути из Бессоновки в Грабово.
После разгрома восставших крепостные порядки, как известно, нисколько не были смягчены и даже ужесточились. Количество барских повинностей продолжало расти. На не отличавшихся особым плодородием пензенских землях по-прежнему распространены были как барщина, так и оброк. В частности, помещики Полеологова и Бардинки применяли оба этих вида повинностей. В конце XVIII века главным занятием пензенских крестьян оставалось пашенное земледелие. Возделывали в основном рожь, которая давала здесь наибольшие урожаи, но также пшеницу, в т. ч. полбу, ячмень, овес, просо, гречиху, мак, лен и коноплю [13, с. 27]. Постепенно развивалась и промышленность, главным образом кустарная (мелкосерийное производство с преобладанием ручного труда). Были в селах современного Бессоновского района полотняные и суконные фабрики (Чертково, Грабово), мельницы, пильные.
В селе Полеологово А. Петрушков, крестьянин из Бессоновки. построил на реке Шелдаис около Зубова моста крахмальный завод. Сырьем для завода был картофель. А Зубов мост – это название моста через Шелдаис, отсылающее к капитанше Александре Осиповне «Зубъ» [ГАПО, ф. 225, оп. 11, д. 524], которая владела землей по левому берегу реки и крестьянами. Жители села были искусными бондарями (изготавливали бочки, ведра, корыта, лохани и другие емкости), умели плотничать, шить (точать) обувь, изготавливать мебель – скамьи, табуретки, сундуки. Многие крестьяне начали «тарханить», т. е. перепродавать, торговать, а также заниматься промыслами и уходить на заработки, чтобы прокормить семью и выплатить оброк [По материалам личного архива В. В. Обыдиной].
Список литературы
6. Лебедев В. И. Легенда и быль. По следам засечных сторожей. – Пенза, 2006.
8. Очерки истории Пензенского края. С древнейших времен до конца XIX века. – Пенза, 1973.
10. Полубояров М. С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики (продолжение). Электронный ресурс: http://www.suslony.ru/Toponimika/vvede2.htm Дата обращения: 02.08.
11. Полубояров М. С. Ровесница Пензы. Новые страницы истории села Бессоновки. 1995.
13. Яковлева Т. Б. С любовью к отечеству. - Пенза, 1999.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 22 апр 2024, 18:55

Не удержался, прочитал и проработал весь «Очерк». Нет необходимости что-либо исправлять, уточнять, корректировать, критиковать и т.п. – достойная работа!
Но… полемика с авторами не помешала бы, так подумалось мне. К сожалению получается заочная и с одной стороны.
Поскольку публикуем «Очерк» на «странице» открытой мною, попытаемся придать ему более яркие краски.
Читая этот «Краткий очерк…» сложно себе с листа (говорю только о себе) представить в какие годы и коим образом были жалованы земли тому или иному владельцу. Нет – это не моя претензия к авторам, они своё дело сделали качественно. Есть потребность физически ощутить эти земли, увидеть их рельеф и местоположение населённых пунктов относительно друг друга.
Если рассматривать положение этих шелдаисских земель – это не малая территория!:
- от заповедной Ендовы на западе, до Бессоновки на востоке, а это - пожалуй более 25 километров;
- от Чертково на севре, почти до Пензятки на юге – тоже километров 25.
Значительные площади!
В эпоху СССР на этих территориях размещалось несколько крупных колхозов.
Это-то (а ещё любопытство) и побудило меня «углубиться» в то, что представлено авторами.
Хронология «жалования» земель у меня «вылилась» в таблицу
Изображение

Что ж, таблица – таблицей, а вот как это выглядело визуально, на местности?!
На помощь пришлось призвать Андрея Юрьевича Нугаева с его архивом старинных карт. Нашлась такая карта и Шелдаисских земель, тем более с межеванием (пусть и более позднего времени, против того, которое мы рассматриваем)
Изображение


На карте видим, насколько местность изрезана оврагами, реками и речушками, местность холмистая.
Перенесёмся во времена второй половины 16 века – увидим пустошь с неказистыми домиками в поселении Шелдаис (леса-то рядом нет). Представили? Невольное восклицание – Дикое Поле!!!
Вот эти жалованные правительством земли и предстояло освоить «счастливчикам» их получившим.
***

Ещё один момент в этом отрезке «Очерка» привлёк моё внимание: -
- по инициативе правительства на их пустующих землях была построена Ямская слобода, то есть станция ямщиков. Располагалась она по направлению из Шелдаиса в Бессоновку.
От такого посыла авторов у меня возникло сомнение – как такое может быть, если почтовый тракт и был, то он наверняка проходил по «большой дороге» каковой являлась дорога из Пензы, через Бессоновку и далее на Лунино… Тогда причём тут поселение Шелдаис отстоящее в стороне от тракта?
Что такое тракт: улучшенная грунтовая дорога соединяющая важные населённые пункты. Тракты отличаются от проезжих дорог, которые соединяют сёла и деревни, это - «две большие разницы».
К ямщицкой Государственной службе предъявлялись особые условия, как- то – требования к станциям, содержание в надлежащем состоянии полотна дороги, обеспечение лошадьми и ямщиками и т.п. Возможно ли выполнить эти требования людьми только что заселённых земель, порой (видимо) ещё не знающих друг друга? Какие тракты могут быть в этой глуши, подумалось мне. Сомнения сомнениями, а истина дороже, не с потолка же это явление взяли авторы!На поиски этих самых трактов.
Снова выручает архив (он же Пензовед.РФ) Андрея Юрьевича Нугаева.
Да. Оказывается был просёлочный почтовый тракт Между Пензой и Инсаром, и проходил он через близлежащие от Шелдаиса деревни – Бардинку и Бессоновку.
Изображение

Успокоился.
Ждём следующего фрагмента из «Краткого очерка…».

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 28 апр 2024, 11:32

Я тут увлёкся вопросом образования Ямщицкой заставы, совершенно забыв о ключевом вопросе – кто такие Блохины, Бардины, Палеологовы и прочие Холоповы и Щукины… И как эти люди, которым жалованы земли, собирались эти земли, расположенные в «диком поле», обрабатывать и какими силами.
В разделе «Очерка» - «Крепостное право» об этом сказано вскользь – опосредованно ( не критика, а констатация факта). Вот мне и захотелось узнать больше об этом явлении – ведь на Пензенскую землю и конкретно в Шелдаис (Полеологово) пришли мои предки – Павловы и Паршины. Одни раньше, другие в более позднее время. Авторы назвали эти обе фамилии в числе переселенцев ( я об этом не знал, спасибо). Кто или что заставило их решиться на это действо?... и спрашивали-ли их?
Я решил «окунуться» в историю отношений внутри Государства Российского, его внутреннем политическом, экономическом и социальном устройстве.
Возможно Вам всё понятно и ясно – мне нет. Посему будем считать – это мысли вслух. В моих мыслях не будет научных терминов и длинных экскурсов в историю, всё просто - на пальцах, как я сам понял ситуацию, посему прошу не делать ссылок на мои «открытия» и не обвинять в переписывании истории.

«Мои мысли, мои скакуны…» переложенные на бумагу.

Вопрос риторический - кто же, по сути, создавал страну?

Кто оборонял её от набегов, сидел в дозорах на кочевых сакмах, строил засечные черты, рубил остроги, защищал города, распахивал целину, шел за «мягкой рухлядью» в лес, проходил тысячи вёрст, приискивая новые земли государству российскому?
Нет - не вольные ватаги осваивали Дикое поле, те лишь били зверя и ловили рыбу, скрываясь в плавнях. И не крестьяне, иначе они быстро б стали добычей аркана и стрелы.
Служилые люди были первыми, кто шёл на новые земли, на разные «украйны», на фронтир. Это были и служилые «по отечеству»: дети боярские и дворяне. И служилые «по прибору» – казаки, стрельцы, копейщики, засечные сторожа, станичники, пушкари и люди «пушкарского чина», затинщики, воротники, затем ратники полков иноземного строя в XVII в. – солдаты, рейтары, драгуны и т. д. Им полагались разные виды государственного довольствия – деньгами, хлебом, а также землями, как на общинном, так и на поместном праве, их освобождали от податей. Однако по началу им самим приходилось пахать и сеять, так как до крестьянского заселения было еще далеко. Степняки, прорвавшиеся через пограничные заслоны, первым делом убивали и уводили в полон их семьи. Особенно опасные были набеги с южного и восточного направлений, когда большая часть служилых людей уходили на войну с западными соседями.
Абсолютное большинство населения России в XVI - ХIХ веках были крестьяне — около 95%. Они делились на черносошных, дворцовых и владельческих.
Черносошные крестьяне были лично свободными и трудились на государственных землях.
Дворцовые крестьяне трудились на землях правителя и принадлежали ему лично.
Владельческие крестьяне зависели от землевладельцев — вотчинников и помещиков. Все крестьяне несли повинности — тягло.
В середине ХVII века при А. М. Романове произошло окончательное оформление крепостного права на Руси (Соборное уложение 1649 года).

Постепенно в социальной структуре Российского государства произошли значительные изменения. Они затронули не только крестьянство, но и высшие слои общества, а также церковь.

ОБРАЗОВАЛИСЬ СОСЛОВИЯ:

1. Крестьяне
2. Феодалы
3. Горожане
4. Духовенство
5. Казаки

Важнейшие даты:
1649 г. — Соборное уложение. Оформление крепостного права в центральных регионах страны
1671 г. — присяга донских казаков царю
1682 г. — отмена местничества

Крестьяне

В XVII в. большую часть населения страны по-прежнему составляли крестьяне, чьё положение постепенно ухудшалось.
В начале столетия выделялись две основные группы крестьян:
- крепостные (владельческие), которые принадлежали разным частным собственникам,
они считались полной собственностью своих хозяев — бояр и дворян, которые могли их продать или обменять, разделив семью. У таких крестьян не было собственного имущества и никаких прав.
Крестьянин должен был работать на земле своего феодала 2–4 дня в неделю — такая форма повинности называлась барщиной, а также выплачивать ему натуральный и денежный оброк, который постоянно рос.

- и черносошные, которые были формально свободны, но несли государственные повинности.
Понятие «крестьянство» впервые было использовано в конце XIV века, и с тех пор стало общим определением сельского населения. Изначально класс крестьян был представлен свободными земледельцами. Т.е. изначально крестьянин - это свободный земледелец.


Барщина — форма феодальной повинности, при которой зависимые от землевладельца крестьяне работали на земле своего господина в его пользу определённое количество дней в неделю.

Натуральный оброк — форма феодальной повинности в виде выплаты зависимыми крестьянами своему господину определённой доли от произведённых сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий.

Денежный оброк — форма феодальной повинности в виде выплаты зависимыми крестьянами своему господину определённой доли от заработанных денежных средств с продажи сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий или работы по найму.

Феодалы

В российском обществе до XVII века высшим сословием выступали феодалы. Первоначально к ним относились лишь бояре, - воины обладающие поместьями, то есть земельными владениями, которые передавались по наследству.
К XVII веку сформировалось дворянство — новое сословие, позиции которого укреплялись по мере усиления самодержавия.
Дворяне служили в армии, государственных органах и при царском дворе. За свои успехи и достижения в службе дворяне получали земельные наделы с прикреплёнными к ним крестьянами, но изначально только на время службы государю.
Феодалы выступали опорой царя, поэтому самодержавная власть постоянно расширяла права бояр и дворян на землю и зависимое население.

К концу XVII в. дворянство стало основным сословием в российском обществе: дворянам принадлежало около 60% всех крестьянских дворов в стране. Дворяне потеснили бояр не только в землевладении, но и в области государственного управления: например, в 1682 г. была отменена система местничества, по которой высшие должности в государстве занимали в зависимости от родовитости. Таким образом, к концу столетия границы между родовой (боярами) и служилой (дворянами) аристократией окончательно стёрлись, произошло объединение двух категорий знати в единое сословие.
Как видно из этого сословного уклада, крестьяне «переселённые» для освоения Шелдаисских земель могли быть только крепостными. Они не имели ни собственной земли, ни личной свободы.
Как говорил В. Ключевский: «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица».
Право владения крестьянами с 1746 года закреплялось исключительно за дворянами, другие сословия, в том числе и Церковь этого права лишились.
А вот по какому праву стали обладателями Шелдаисских земель люди их получившие (смотри таблицу фамилий), остаётся «белым пятном» в истории края (а может быть только для меня недоступным).
На основании рассмотренного, делаю вывод – крестьянам не могла быть жалована земля. Она могла быть жалована лишь дворянам отличившимся на государевой службе. В таком случае Блохин, Бардин, Палеологовы и другие владельцы относились к дворянскому сословию и у них уже были вотчины или поместья в других местах Московского государства. Предполагаю, что это были мелкопоместные дворяне, которым надо было и службу нести и жалованные земли обрабатывать. Сомнительно что они могли совмещать эти два дела сами.
Но … «сев» на жалованную землю и заселив её помещик становился представителем Государства на этой земле!
Каков же выход?
Коли так, то переселяй крепостных из своих уже состоявшихся мест и поместий в других уездах, - на вновь жалованные пустые земли. Перемещали сюда управляющих, дворовую челядь, крепостных и скот – хозяйство должно давать прибыль и кормить семью помещика. Нет таковых – формируй их из числа беглых и разорившихся, покупай у соседей. Так и основывали деревни и сёла.
С каким трудом крепостные крестьяне распахивали эти земли, сколько пота и слёз пролили на них?! Молчат об этом документы той эпохи (может я их просто не нашёл).
При переселении (моя версия) из разных деревень и сёл входящих в вотчины и поместья, допустим Блохина, вместе с крестьянами «переселялись» и нравы, обычаи, былины и мифы, песни и сказания, т.е. то, что мы сегодня называем фольклором. Допускаю, что в близлежащих от Полеологова сёлах – они разнятся.
Если исследовать это явление, то окажется, что это «лежит» на поверхности. Не поют во всей округе тех песен, которые поют в Полеологово. Эти песни «достала со дна своего сундука» Спирина Анна Кузьминична - простая крестьянка, которая оказалась хранительницей самобытной песенной культуры села и вместе с фольклорным сельским коллективом «Душа» исполняют их. Несколько человек из «Души» составляют и певчий коллектив православных песнопений. ( правда не знаю что было первичным – песнопения или фольклор).
Изображение


Изображение


Не слышали? Мне довелось. Священнослужитель, который отпевал нашу Бабку, в 1980 году, услышав песнопения в их исполнении был не просто удивлён – поражён (отпевали дома у Дяди в Пензе).
Анна Кузьминична ровесница наших родителей. Участник Великой Отечественной войны. Иногда мы, пацаны, за-глаза называли её «тётя Нюра-зенитчица» - видимо воевала в зенитной артиллерии, так просто в селе «прозвищ» не дают.

Православные же традиции - они иные, более общие для всех приходов, значит и более устойчивы.
Русская православная церковь в XVII в. всё ещё колоссально влияла на государство и общество.
В русской избе был красный угол с иконами — самое торжественное и почётное место в доме. Это было первое, что видели входящие в избу люди.
Распорядок дня русского человека также зависел от церковных предписаний. После пробуждения сначала молились, только затем можно было приступать к трапезе. В праздничный день посещали церковную заутреню — богослужение, которое совершают рано утром. Вечерняя молитва также была обязательной, а после неё нельзя было принимать пищу и разговаривать.
Православные таинства и обряды — крещение, исповедь, причастие, венчание — имели огромное значение для каждого человека, сопровождали его всю жизнь. Набожные горожане старались посещать церковь не реже раза в неделю.
Важное место в жизни каждого православного человека занимал пост. Великий пост перед Пасхой продолжался семь недель. В это время рекомендовалось с понедельника по пятницу принимать пищу раз в день, а в субботу и воскресенье — два раза в день. Запрещались все мясо-молочные продукты, белый хлеб и сладости. Следовало усиленно молиться и часто исповедоваться.
Через отказ от привычной пищи и развлечений человек должен был задуматься о своих поступках и раскаяться в грехах. Многодневные посты заканчивались большими церковными праздниками — Пасхой, Троицей или Рождеством. В эти праздники нельзя было работать: с утра во всех храмах проводились торжественные богослужения, а затем люди могли общаться с близкими или приглашать гостей. На некоторые праздники устраивали коллективные застолья — братчины.
Вблизи церкви ставили столы, выносили иконы и начинали общий пир.
Братчина — общесельское застолье, которое собирали в складчину.
Не удалось мне найти ответа на заданный вопрос «о переселении душ».
Зато стал понятен (в общих чертах) механизм освоения Государством вновь обретённых земель

Модератор
В сети
Аватар пользователя
Сообщений: 1192
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение expedT » 30 апр 2024, 09:31

Здравствуйте!
Наконец дочитала очерк - очень хорошо написано, в отличие от многих публикуемых в наше время исторических исследований, просто, доходчиво, последовательно, грамотным русским языком!
Дополнения и разъяснения Николая Васильевича тоже очень интересно читать. Мелкая придирка - Троица, конечно, большой праздник, но он не завершает, а начинает пост (который заканчивается в день Петра и Павла).

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 163
Зарегистрирован: 06 янв 2015, 13:29
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение expedL » 30 апр 2024, 23:38

**У таких крестьян не было собственного имущества и никаких прав.** По вопросу собственного имущества я бы так не говорил. По крайней мере на период 18 века, если почитать в ГАПО дела дворян, имущество крепостных крестьян описывалось отдельно. Порой крепостной имел даже больше скота, чем барин, а дом крестьянский ни чем не отличался от господского.

Пред.След.

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1