Бессоновский район, село Полеологово:

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 28 фев 2024, 10:58

Татьяна, спасибо за оценку. Продолжу делиться тем, что вспомнится о жизни в деревне.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 05 мар 2024, 14:21

В 1954 году закончил 4 класса школы с отличием.
Изображение

Нас, отличников, было 5 или 6 человек (точно не помню). Среди них мои подруги по детским играм Тоня Краличкина, Полина Саушкина, за ними Юрий Камратов, на фотографии они сидят слева от Ивана Васильевича, Полина Павлова справа, ну и я скромно притулился с краешку справа, и ещё кто-то был отличник, вероятнее всего Юра Паршин стоит справа крайний. На этой фотографии не все почему-то.
Родители отличников собравшись решили отправить нас на дальнейшее обучение в Бессоновку, а , -это 6 километров. Мама Юрия Камратова (точно не знаю как правильно пишется фамилия, поскольку в селе были и КАмратовы и КОмратовы) видимо отказалась, не могла финансово обеспечить учёбу, поскольку воспитывала одна двоих ребят, у них был ещё младший мальчик. Отец у них вернулся с фронта после тяжёлого ранения и вскоре умер.
Остались мы вчетвером – 4 девчонки и я с ними. Остальные ребята ходили в восьмилетнюю школу в Блохино, - это чуть поближе чем в Бессоновку (3-4 километра от Полеологово).
1958 год.
Купили нам всем велосипеды – новые, для взрослых, ЗИФовские, это для того чтобы ездить в школу. Родители договорились в Бессоновке, где мы их будем оставлять и после школы домой. Как-то быстро наступила осень и не всегда можно было ехать на велосипеде. Шли пешком утром в школу, после школы домой. Несколько раз попадали под дождь. Дорога была грунтовая «раскисала» быстро, с велосипедом совладать не хватало силёнок. Оставляли их или в овраге или в посадке. Подсыхало забирали. Предметов в школьной программе стало больше, времени на подготовку уроков меньше. Я скатился на тройки. Девчонки как-то ухитрялись учить уроки, (а может просто умнее были, или трудолюбивее) - в хорошистах ходили.
Ближе к зиме решено было организовать интернат для тех кто далеко живёт (а вот при школе он был или к какому-то другому ведомству относился – не знаю). Довольно много, таких как мы, набралось. Решили. Организовали в барском доме, который располагался на школьной территории. (А может школа на территории барской усадьбы?) В этом большом доме размещались школьные мастерские, спортивный зал и несколько квартир учителей.
Изображение

Изображение

Ребят поселили в помещение где была столярная мастерская. Комната большая, с печкой-голландкой, вода из ведра, для умывания несколько рукомойников и ведро для слива под ними, туалет на улице. Девочек поселили на втором этаже этого же здания. Удобства те же. Освоились. Обжились. Осмелели. Уроки делали за общим столом, за ним же и обедали. Приглядывали за нами, как мне помнится, дежурные учителя. Свободное вечером время стали проводить в спортзале играя в футбол или круговую лапту, это если девочки выходили. Учёба так у меня и не наладилась, - тройки, изредка четвёрки. Учебный год закончился, прошёл слух о том, что к началу учебного года переведут интернат в другое здание – освобождали здание в котором размещался райисполком (это через Большую дорогу от современной районной больницы, здание не сохранилось). Нам же, кто проживал, на лето установили отработать месяц на благоустройстве этого здания – отмывали стены, полы, окна, устанавливали кровати и другие хоз. работы. Несколько ребят постарше помогали на строительстве столовой. К 1 сентября не успели, заселились с 1 октября. Стало покомфортнее. Отопление печное. Из удобств – всё на улице. Дрова пилили и кололи сами, к ним добавляли каменный уголь – дольше горит и тепла больше, ведь вьюшки печей нельзя было закрывать – угореть могли. Работников по обслуживанию хозяйства не было, все работы выполняли дежурные (носили воду для столовой и умывальников, мыли посуду в столовой, топили печи и т.п.). От работы не отлынивали, понимая, что кроме нас эти работы делать некому. Ночью с нами была дежурная, взрослая женщина жившая по соседству. Она же в ночное время производила уборку общественных мест. Уюта не было, - было всё прилично.
На следующий учебный год (1959 г.) к нам четверым добавились ещё наши Полеологовские, моложе нас на год, среди них и мой брат. Образовалась уже диаспора, с которой по численности могли соперничать только ребята с Коммуны и Подлесного. Нет, силового противостояния не было, всего лишь – проживали в разных комнатах.
На выходной (только воскресенье) большинство разъезжались по домам. Из дальних сёл, только те за кем приезжали родители. Нас, ближних, отпускали одних, но, только группой (ватагой), а было нас уже человек 12-15.
Таким образом я в деревне проживал только в летние месяцы. По сути дела жизни деревни не знал. Как не знал и тех ребят, которые были на несколько лет моложе меня. Учёба в районном центре безусловно наложила свой отпечаток как на мировоззрение, так и на поведение.
Лет в 13-14, не помню уже каким образом, приобщился к работе на подхвате у клубных активистов. По началу писал афиши о кино и танцах, вывешивал их на доску объявлений. Затем, когда в клубе появилась своя стационарная киноаппаратура, с постоянным киномехаником, организовали кинобудку (изнутри обложили все стены кирпичом и оштукатурили, прорубили дверь с улицы (требования пожарной безопасности), сделали крыльцо, на фотографии развалин виден этот проём (он крайний слева).
Изображение

В описываемые мною времена клуб выглядел конечно иначе. На фото остатки только основного здания, слева был пристрой и над ним во втором этаже размещалась библиотека (изба читальня, как говорил мой Дед Павлов Дмитрий Васильевич). Библиотека с довольно большим книжным фондом, стоял стол с разложенными журналами и свежими газетами и подшивками. Библиотека работала по расписанию. Всегда в зале были посетители. Дед был активным читателем, по его заказу я брал и возил ему книги. За всех не могу сказать, но, та группа ребят с которыми мы росли читали все, кроме Ивана Тарана. А уж когда оказались в Бессоновке, где в библиотеке книжный фонд был гораздо богаче – оторвались по полной. Привязанность к книге и чтению у нас с братом осталась до сих пор, у обоих небольшие библиотеки.
Постепенно мои обязанности в клубе расширялись, «крутил» пластинки на танцах, через электропроигрыватель подключённый через киноусилитель к большим колонкам в зале (был типа диджеем, ха, ха…). Некоторые, пришедшие на танцы, приносили пластинки из дома. Ребята через окошечко из зала в кинобудку заказывали ту или иную мелодию. Исполнял заказы, через окошечко наблюдая за танцующими (может поэтому до сих пор и не умею танцевать, – наблюдая через окошечко не научишься).
Через какое-то время мне доверили ключи от кинобудки и поручили принимать кинофильмы от почтальона ( в то время им был Николай Калинкин, старший брат Евгения – партнёра и старшего товарища по детским играм). Приняв, приходилось перематывать бобины, склеивать обрывы ленты. Поначалу это были фильмы на узкой плёнке шириной 18 мм. Умещались на двух больших бобинах. Через некоторое время аппарат «Украина» заменили на более совершенный широкоплёнчатый - с плёнкой шириной 35 мм. Тут уже фильм содержал в себе несколько частей (10-12), которые менялись одна за другой. Аппарат был один, так что по окончании одной был небольшой перерыв для смены части. Важно было быстро, заменить часть. Со временем наловчился и этой технологической операции. Постепенно стал подменять штатного киномеханика, при его присмотре.
Однажды мне сказали: - сегодня показываешь ты, один. Хотя и знал всё и умел, тем не менее разволновался, через окошечко небольшой зал казался почему-то длиннее и шире, чем был на самом деле. В сравнении с недавно покрашенными стенами полотняный экран выглядел жёлтым и грязным. Но вот погас свет, застрекотал аппарат, вспыхнуло светлое пятно на экране, и он оказался совсем не грязным и не жёлтым, а ярко- белоснежным. Рамка попрыгала сверху вниз, слева направо, приобрела резкость, на экране медленно, всё ускоряясь, запрыгали титры, появился звук, и картина началась. После каждой части загорался свет и снова повторялось всё по порядку: рамка, резкость, мелькание, звук. В этом была своя прелесть. Каждый сидящий в зале сам участвовал в действиях фильма. При смене частей люди разговаривали, обменивались мнениями, из одного конца зала в другой перебрасывались репликами. А как только вспыхивал экран, всё замирало. Звук был неважный, но зрители с напряжённым вниманием следили за судьбой героя…шелуша (или как говорили в селе – грызли) семечки подсолнуха (зёрна). По окончанию фильма подсолнечная шелуха покрывала ковром пол зала.
Вместе с тем рос и мой авторитет (хвастовство) среди ребят. А тут ещё у нас появился мотоцикл – ИЖ-49
Изображение

Машина серьёзная, Отцу заменил лошадь на которой он мотался по полям замеряя и контролируя работу механизаторов. Со временем освоил эту великолепную машину и я. Проехав несколько раз с Отцом, который сидел на месте пассажира, разрешено было ездить одному, при этом было категорически запрещено катать пацанов и даже брата. Пришлось выполнять условия – погонять-то хочется. В то время садясь на мотоцикл я едва доставал до земли обеими ногами. А если машина заваливалась на бок, не хватало силёнок поставить её на колёса, звал на помощь. Заводя двигатель подпрыгивал на рычаге обеими ногами – всем своим небольшим весом. При движении ни разу не упал. Глядя на такое «безобразие» с нашей стороны, купили мотоцикл Владимиру Камратову (Семёна Фёдоровича сыну, он на год старше меня), чешский новый «Чи Зет», дали и мне проехать на нём. Купил ИЖ-56 наш двоюродный брат Саушкин Владимир Васильевич (Матрос) тоже давал проехать. Ощущения – тряско и жужжат, на ИЖ-49 – ты чувствуешь себя словно плывёшь на корабле плавно покачиваясь, не замечая ям и кочек на дороге, выхлоп уверенный и ритмичный. Вот так мне это запомнилось. Позднее довелось и на «Яве» проехаться, не то, да,- юркая, скоростная, суетливая… не впечатлила. Это как паровоз – стоишь с ним рядом, когда он работает, и чувствуешь – это МАШИНА!!! Так и эти мотоциклы - с ИЖ-49 не идут ни в какое сравнение. Они просто – другие ( а может быть – первая любовь). На старости лет хотелось бы на «Харлее» проехаться. Вот он вызывает моё уважение.

В уборочную страду, нас подростков, стали привлекать к работам на току и на комбайнах. На комбайне мне работать не довелось. Работал на доставке зерна от комбайна на ток, на току и на отгрузке обработанного (на току) зерна на элеваторы, необходимо отметить – за работу начислялись трудодни.
Как было устроено управление и структура колхоза - не знаю. Не знаю и истории образования колхоза в Полеологово. Время которое я описываю, колхоз носил название - имени Калинина. Историю создания надеюсь узнать из вышеупомянутой книги, которая готовится к изданию.
Радио в Полеологово провели раньше чем свет. Свет появился наверное в 1957 или 1958 году. Помните мои детские ощущения от тёмных углов при свете керосиновой лампы, так вот, когда в доме появилось электрическое освещение (мы жили ещё у Бабки) тогда-то и проявилось всё убожество нашего быта – углы осветились!. Зато на некоторых столбах в деревне, появились фонари, которые включали с наступлением темноты – наступило светлое будущее, которого мы так долго ждали.
В каком году у нас появился ручной сепаратор для переработки молока не помню. Это – аппарат при помощи которого отделяют сливки от молока. Некоторые соседи приходили тоже молоко «пропустить», значит не у всех были эти самые сепараторы. Привод у этих аппаратов был ручной. Для тех, кто не знает процесса образования сливочного масла из молока примитивным -сложившимся веками способом, поведаю:
Так вот – сливки полученные методом сепарирования или снимались с зеркала ведра с молоком, скапливались, сливались в ёмкость добавляя новые порции, со временем они превращались в сметану. Когда скапливалось необходимое количество сметаны наставала пора – пахтать масло (так говорили у нас дома). К этой работе нас привлекала Бабка с измальства и казалась мне приятной. В деревянный бочонок «ростом» примерно 1,2 метра, слегка кверху на конус, у нас называлась пахталка
Изображение


заливалось ведра 2 (наверное) сметаны, опускался внутрь шток с крестовиной на нижнем конце, накрывалось крышкой в середине которой отверстие. Бабка устанавливала это сооружение так, чтобы не опрокинулось, иначе беда, ведь масло надо было сдавать как налог за корову. Наша работа заключалась в том, чтобы этот шток двигать вверх и вниз, при этом часть штока покрытого сметаной выходила наружу. Сначала это делал Братан, поскольку “помельче, но... быстро “уставал”, очередь моя. Чего же тут приятного -то ? Ээээ! Самая вкусная сметана которую мне приходилось когда-либо есть за мои 77 лет, - это сметана снятая со штока пальцем и отправленная в рот. Аромат - изумительный и вкус тоже. Кошке тоже нравилось, угощал с того же пальца. Те кто пробовал - подтвердят. По мере появления крупинок, затем хлопьев масла двигать шток становилось тяжело, дальше - это уже удел взрослых. Сбив до необходимой «консистенции», из пахталки масса переливалась в другую ёмкость, в которой уже из хлопьев формировались комки масла, в виде мяча средних размеров и опускались в подсолёную воду, для сохранности. Оставшаяся пахта шла на добавку к выпечке и поили ей поросят и телёнка. Не выливали - Боже упаси. Самое вкусное масло получалось конечно летом, когда коровы на свободном выпасе, на сочных лугах. Однако…совсем малая часть этого масла оставалась семье на пропитание, бОльшая же часть сдавалась в виде госналога. Холодильников не было. Для длительного хранения масло перетапливали. Топлёное масло было выгоднее сдавать и в счёт налога.
В народе говорят:- «Щи да каша – пища наша». О вкусе каши я уже рассказал, теперь самое время о щах. Русские щи без капусты не бывают. Как мне помнится на нашем огороде капуста росла всегда. Выращивали капусту и на колхозных бахчах. Растили там и огурцы с помидорами, и даже арбузы. Бахчи располагались в пойме Шелдаиса, от кладбищ до Бардинской горы. Давали ли эти бахчевые на трудодни – я не помню. А вот то, что их охраняли – это точно. Карнач (сторож) на лошади объезжал поле. Помню и то, что на этом поле бил небольшой родничок, пили из него ледяную воду из «стакана» - половинка огурца с вынутой серединой.
Да, мы ж о капусте. В Полеологово капусту традиционно заготавливали на зиму по окончании всех полевых работ на колхозных полях. Как правило после престольного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Этот день приходится на середину осени – 14 октября. Церковь в селе носила то же название. Народ хоть и малообразован, но всегда был близок к религии, и неудивительно, что церковные даты служили ориентиром для организации в домашних делах.
Заготовка капусты велась методом измельчения. Её «рубили» в большой деревянной колоде заступами.
Изображение

Изображение


Без этих непременных атрибутов приготовление квашеной капусты не обходилось. Необходимо отметить, что их использовали только для рубки капусты!!! (Хотя заступы применялись и при копке могил, но это другие инструменты). Кому они принадлежали - я не знаю, но они переходили из дома в дом. Отец приходил и говорил: - завтра наша очередь рубить капусту. Точились ножи, снимались верхние листья с кочанов, отмывался и выносился к месту работы стол, отбиралась и чистилась морковь…
Изрубленную в колоде капусту посыпали крупной солью, перемешивали с нарезанной морковью перетирая в руках, это чтоб сок немного дала, и раскладывали в деревянные кадушки, каждая порция уплотнялась деревянной толкушкой, чтобы дала сок. Укладывали несколько рядов капусты в половинках, - вилки. Когда кадушка заполнялась, по верху капусты клали деревянный круг-решётку и на неё тяжёлый камень – гнёт. Кадушка с капустой хранилась в погребе. Какое-то время капуста квасилась. (???Чтобы капуста заквасилась, нужна закваска, какой она была – не знаю). Ели эту зимнюю заготовку в течение всей зимы, в разных видах – в щах; с растительным маслом, мы добавляли сахарный песок; винегрет делали; и т.д. Вилки расходились быстро ( как сейчас понимаю на закуску «глотка дурмана» шла хорошо, хоть Отец и не злоупотреблял), угощали ими и гостей-родственников приезжающих из Пензы. Не зря в народе говорят: - «Ни один рот без капусты не живёт». К весне капуста теряла вкусовые качества, да и вид её становился неприглядным (не аппетитным). От этого «пиршества», при заготовке, нам доставались кочерыжки, - это те, которые в середине самого вилка. У кочерыжки отрубался сам «комель», оставшаяся, вырезанная из середины, твёрдая белая часть очищалась и поглощалась нами. Дети – непременный спутник этого действа – квашенья капусты. И сегодня на рынке продают, «типо» - квашеную капусту, но ни в какое сравнение с той, из детства, не идёт.

В начале темы представлены фотографии сегодняшнего села, которые выполнены Андреем Юрьевичем Нугаевым и щедро поделившимся со мной. Село представляется зелёным. Не всегда таким оно было. Деревья росли только по берегам Шелдаиса и речушки впадающей в него, преимущественно это ветла.
Много деревьев сгорело в большом пожаре 1955 года, тогда выгорело два порядка – примерно домов 25 (а может и больше). Пожар случился в полдень знойного лета (месяц не помню), когда все были в поле. Своими силами не потушить такой пожар – приехали пожарные из Бессоновки и Пензы. Некоторые дома пожарным удалось отстоять. Остановили пожар за один дом до Бабкиного. Мне было в то время 8 лет, до сих пор помню как из эпицентра пожара летели горящие брёвна через речку на другой порядок, а это примерно метров 100 – 120. В этом от огня создавшемся вакууме стал зарождаться огненный смерч, хорошо что не набрал силы и вскоре угас – наделал бы беды. Тогда выгорели и деревья, которые росли по берегам притока.
Не знаю почему, но, в селе не было фруктовых садов на приусадебных участках, только кусты смородины и крыжовника. Было всего две яблони у одной бабушки, которая меняла яблоки на куриные яйца. Стерегла бабушка эти яблони. У нашего деда росла одичавшая райка, есть эти маленькие плоды можно было только прихваченными морозцем.
Зато был большой колхозный сад, в котором содержалась колхозная же пасека. Располагалось это хозяйство вдоль Шелдаиса под Кроптовской горой, которая защищала сад от северных ветров. Сейчас примерно на этом месте плотина и водоём с рыбным хозяйством ( наверное частное). Нас подростков направляли и на сбор яблок, которые выдавались на трудодни. Как-то родителям выдали 2 мешка яблок. На трудодни выдавали и мёд, как оценить много или мало, не берусь судить, только помню было у нас полное «подойное» (с ним ходят на дневную дойку коров на выпасе) ведро мёда. Наверное не всегда так урожайно было. В какие годы был организован этот сад и пасека – не знаю.
Не помню чтобы в селе перед домами разбивали палисадники и высаживали в них хотя бы мальвы.
Несколько раз за лето приезжал в село старьёвщик – татарин, на телеге в передке у него был установлен сундук, когда его открывал на крышке были развешаны игрушки (свистульки глиняные, на резинке шарики разноцветные, гребёнки, кажется и батарейки для фонариков… и «украшения» для девочек (заколки, бусики, ленточки…). Называли в селе его – калатырник. Почему так, не знаю. Несли ему всякое тряпьё, взамен получали желаемое. Не гнушался и принимал на обмен куриные яйца.
Куриное яйцо в деревне было ходовым обменным продуктом, например на семечки подсолнуха в зимнее время. Меняли, несмотря на то, что надо было рассчитываться ими по налогам.
О семечках подсолнуха, - на колхозных полях их не выращивали, только на приусадебных участках высаживали по меже. При благоприятных погодных условиях вызревали, это если птицы не поклюют. Припомнилось – жили уже в своём новом доме, на печку провели свет, где мы с братом в тепле читали книжки. Зимой благодать! Вот в одну из таких зим на печке были рассыпаны довольно-таки толстым слоем семечки, покрытые старым одеялом, это для просушки. Мы на них лежали почитывая книги. Шелушили понемногу. К лету ничего не осталось.
В декабре 1962 года мы переехали в Пензу. В Полеологово наведывались редко, если только на уборку лука и картошки к тёте.
В следующей публикации расскажу о детских забавах на селе.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 163
Зарегистрирован: 06 янв 2015, 13:29
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение expedL » 05 мар 2024, 21:19

Интересные воспоминания. Интересно продолжение, как раз о забавах: ** Свободное вечером время стали проводить в спортзале играя в футбол или круговую лапту** - хотелось бы узнать подробнее о лапте, были сведения, что эту игру возрождают, даже чемпионаты проводят.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 12 мар 2024, 13:42

Я от кого-то я слышал о том, что в годы Великой Отечественной войны исчез детский смех.
Смеялись ли дети в моём детстве – ???
Как я уже поведал ранее, играя на лужайке перед домом общались со своими сверстниками. На какие темы? – Да разве вспомнишь!
Каким было наше игровое пространство? Лужайка без каких-либо аттракционов, даже песочницы не было.
Помню у нас дома был конь вырезанный из дерева, на деревянных же колёсиках. Раскрашен был. Катали друг друга с Братом. Других игрушек не помню. Да и были ли игрушки в продаже? Если и были , могли ли наши родители купить их?
Лет в 5 или в 6 достался нам трёхколёсный велосипед от двоюродного брата нашей Мамы, он был на 2 года старше меня, жили они в Пензе на рабочем городке:
Изображение


Была ещё игрушка представляющая собой трубку длиной примерно сантиметров 20. Заглядывая в окуляр одним глазом, взору представала замысловатая радужная геометрическая фигура. При вращении трубки фигуры перед окуляром меняли форму. Подобные игрушки сохранились до сих пор, и, по прежнему называются – калейдоскоп:
Изображение

Безусловно неотъемлемой частью улицы была рогатка. Особенно ценилась та, на которой установлена была красная резина, она более эластична, и «выше убойная сила»:
Изображение

Делали и ходули:
Изображение

Плавать умели все дети с малолетства. Учились плавать в той же речушке перед домом. Ныряли, прыгали с ветлы, были игры на воде – с мячом (типа салочки), кто дольше просидит под водой, кто перенырнёт речку… Одним словом – развлекали сами себя. Никто не утонул.
Завидев в небе самолёт бежали и кричали : «Ероплан-ероплан посади меня в карман, а в кармане пусто вырастет капуста, а ещё немножко вырастет картошка».
Однажды недалеко от села пролетал аэростат, вслед за ним стали появляться в воздухе узкие серебристые ленточки (фольга, тогда мы не знали этого). Ох каких только предположений не было – детские фантазии, которые зависели от того, кто какие книжки читал.
Перочинные ножички с многими лезвиями и карманные фонарики - их обладатели ходили с высокоподнятой головой – особенно ценились немецкие фонарики «даймон» с плоской батарейкой – точка наводилась и «бил» далеко. В 60е появились немецкие же фонарики с круглыми элементами на 2 и 3 батарейки, они были ещё мощнее, такой был и у нас.
Были конечно и другие уличные игры: - всем известные прятки; чушки–они же городки; клёк; мушка; штандер, ножички и т.д.
Были «девчачьи игры» - собрать камушки; круговая лапта; классики; резинки; прыгалки (скакалки); куклы само собой и отсюда – дочки-матери…
Взрослея начинали «биться» в футбол – гоняли всё что можно было гонять и пинать. Футбольный и волейбольный мячи были в единичном количестве в клубе. Ими играли только «большие». В селе была своя футбольная команда. Футбольное поле в то время (начало 60х) было под горой рядом с дорогой в Кроптово. Поле к игре готовили - с него убирали коровьи лепёхи, к этой работе привлекали и нас, обновляли разметку, сеток на воротах не было. Приезжали команды из других сёл. Принципиальным соперником была команда завода «ППО- противопожарного оборудования» (ныне ГРАЗ) из Грабово – народу-болельщиков собиралось много. Сидели на траве, на склоне холма. Мы подавали мячи. Кипер (вратарь) у ППО был классный, по прозвищу Вороха - (надо же до сих пор помню!) наши пацаны хотели быть похожими на него.
В волейбол играли на площадке, которая была устроена между клубом и конторой. Игра пользовалась популярностью. Нас подпускали постепенно, да и то в качестве статистов, чтобы заполнить место на площадке, да за мячом сбегать. Так у меня прививалась любовь к этой игре. Лет в 13 меня стали уже приглашать в команду. Последняя моя игра в волейбол состоялась в 45 лет – с координацией что-то случилось. В футбол же сыграл в последний раз в 55 лет. Болею в футболе с 10 лет, по радиорепортажам Синявского, и по сей день, смотрю вот только без звука – комментаторы не те. А когда слушаю разбор игры, диву даюсь, ба!!! да мы разные игры смотрели! Общаясь на эту тему со своими сверстниками-болельщиками из СССР – они такого же мнения. Сделано всё для того чтобы привлечь болельщиков на платную подписку. А когда начинаешь просматривать комменты…туши свет!!!
Для допризывной молодёжи проводились стрельбы по мишеням из малокалиберной винтовки (видимо по линии ДОСААФ). Поскольку наш Отец заведовал клубом (по совместительству) и был офицером запаса, эти занятия проводил он. Винтовка хранилась у нас дома. На каждых стрельбах давал сделать несколько выстрелов и мне. Стрельбы проводились в овраге километрах в 2х от села.
Была и запрещённая игра, как в школе, а также не приветствовалась и родителями. У нас эта игра называлась «бебешка». Почему так? Запрещалась – видимо традиционно и повсеместно.
Приведу для наглядности небольшой и яркий рассказ, вычитанный мною на ресурсе: «Проза.РУ»:
Игра в зоску (мы называли в бебешку).
Людмила Шевелева 2
В войну, и после войны, наша семья жила в деревне, школа была одна, и поэтому все дети знали друг друга. Когда дети в свободное время собирались вместе, они играли в разные игры.
Была такая игра в ЗОСКУ (я не буду вмешиваться рассказ, в зоску, так в зоску – подразумевая в бебешку. Играли в неё мальчишки. Зоску делали сами.
Брали кусочек овчины размером 3-4 см, с наличием шерсти, пришивали со стороны кожи свинцовую бляшку в виде пуговицы ,и зоска готова.
Игра заключалась в следующем.- Играть могли несколько человек, соблюдая очередь.
Игрок стоял на одной ноге, другой ногой подкидывал внутренней боковой стороной ступни эту зоску в воздух, не давая ей упасть на землю, подбросы считали. Если зоска упала, очередь переходила к другому. Кто сделал больше подбросов, тот и выиграл.
Мальчишки, иногда играли в зоску, даже на желания. Учителя, знали это и не разрешали на переменах играть в зоску, хотя игра в неё была, с точи зрения физического развития, полезная.
Юрка Шагалов, девятилетний мальчишка, с завистью смотрел на играющих пацанов в зоску, которые были постарше его. Играли рядом с соседнем домом , котором жил Вовка. Вовке было уже двенадцать лет. Играл Вовка с знакомыми мальчишками, с Серёжкой, Колькой и Борькой.
Юра попросил Вову научить его играть в зоску. Вова зоску ему дал, но у Юры ни чего не получилось.
Вова сказал: -
Вот научишься играть, тогда и приходи.-
Юра ответил:-
-Но у меня нет зоски.-
Вова полез в карман и вытащил свинцовую бляшку с дырочками, похожую на пуговицу.
Она была чуть побольше двухкопеечной монетки.
Вовка сказал: -
Вот тебе бляшка, а овчинку ты дома найдёшь. Сделаешь зоску, я тебя за
лето научу играть.-
Юрка дома искал овчинку, но так и не нашёл. В кладовке он увидел большой тулуп,из светлой овчины. Отец Юрки, Егор, работал на железной дороге. Работать приходилось на улице в любую погоду. Этот тулуп выдали ему на работе.
Дома у Юрки ни кого не было и он позвал Вовку, чтобы тот помог ему сделать зоску.
Они расстелили тулуп на полу, Вовка выбрал место, в низу подола, со стороны спины.
Положил трёхкопеечную монету на кожу тулупа, обвёл её карандашом, получился кружок.
Он аккуратно вырезал этот кусочек овчины бритвочкой. Тулуп повесили на прежнее место.
Вовка попросил большую иголку и нитки. Юра нашёл всё в швейной машинке.
Вовка пришил бляшку к коже овчинки.
Юрка весело сказал:
-Вовка, какой ты молодец, какую ты мне хорошенькую зосочку сделал. Спасибо тебе.
Вовка пообещал:- Выходи сегодня к вечеру на улицу, я тебя учить буду играть.-
За лето Вовка научил Юрку играть в зоску.
Прошли лето и осень. Наступила зима, пришли холода. Отец Юрки, Егор, собирался на работу, он надел тулуп. Мать Юрки, Вера, заметила дырку на подоле тулупа, о чём и сказала мужу.
Егор с тревогой сказал:
- Похоже клочок овчины вырезан для зоски, это наверно сделал наш сынок.-
На что Вера ответила:-
Да не видела я у него зоски.-
Родители не знали о том, что у сына есть зоска, потому что дома он ей не играл, а когда играл на улице, то всем говорил, что играет Вовкиной зоской.
Со школы пришёл Юрка. Увидев родителей и тулуп, он понял, наказания не избежать.
Оно последовало сразу. Отец не стал ждать объяснений от сына. Он взял полотенце, скрутил его, и ударив по Юркиному заднему месту несколько раз, оделся и пошёл на работу.
Юрку родители ни когда не били. И он решил, что наверное больнее не бывает
боли, чем боль от взбучки полотенцем . И он заплакал. Вере очень жалко
было Юру.
Но она сдержала жалость к сыну и сказала:
- Ты испортил вещь, а вещи нельзя портить. Надо было спросить нас, когда хотел сделать зоску, мы бы тебе нашли кусочек овчины, возможно у кого ни-будь из знакомых, и не надо было бы портить тулуп."

Название игры и её атрибут привносит местный колорит. Не обошла эта игра стороной и меня, но…не преуспел в ней – лидерами были Иван Таран и Владимир Камратов, больше них не набивал никто. А в валенках они набивали до тех пор пока нога могла двигаться (т.е. с утра до вечера).
Меня тут попросили поделиться по игре в лапту:


Русская лапта

Примерно так играли мы
Изображение

Рассказываю. Это была наша первая командная игра, возрастных ограничений не было. В игру принимались и девочки, как сейчас говорят – не было гендерных ограничений. Всех тонкостей и всех правил классической игры не знаю. В нашей деревне происходило это примерно так, по пацански:
Как я уже сказал поле для игры в лапту было возле школы. Оно было свободных размеров. Габариты очерчивались по земле палкой. С одной стороны поля откуда бьют по мячу назывался «кон», на противоположном конце «город».
Изображение

Изображение

Для игры надо составить две команды. Есть два авторитетнейших игрока, - "матки", или как сейчас говорят – капитана.
Кандидаты в игроки расходятся по парам. И так же, парой, подходят к "маткам". И вопрошают: "Матки, матки, чей допрос?"
"Матка", чей черед выбирать себе игрока, говорит: "Мой!"
Игроки (пара) говорят, например: "Солнце или Луна?" (Такие ники выбрали себе игроки.) "матка", отвечая,- "СОЛНЦЕ", приобретает игрока с этим ником. Другой отходит к противоборствующему капитану.

И так далее... Вскоре команды определены. В зависимости от желающих составы команд были по 6-8 человек. В процессе игры можно было пополнять составы команд.
По жребию одна из команд остается в "городе", другая отправляется в "поле".
Из команды "полевиков" выбирается подающий - он подкидывает мяч ( размер резинового мяча примерно с мяч для большого тенниса, о которых мы тогда и не знали), а игрок из "кона" что есть силы бьет по мячу битой. Мы играли одной битой для обеих команд. Бита представляла собой прямую круглую палку, диаметром 3-4 см, длиной 70-80 см. (лучше всего дубовой, сделанной "под руку" самим играющим, но это уже изыски). Удар выполнялся бьющим стоя лицом к подающему. Способ удара – бита держится в одной руке. Направление движения биты – параллельно земле, и слегка снизу вверх. Те кто помоложе могли держать биту и двумя руками. Очерёдность ударов команды бьющих определял «матка».
Роль подающего велика, как правило, - это самый хитрый и смекалистый игрок, от его умения не нарушать правила и одновременно создавать бьющему игроку неудобства ( подать мяч близко к бьющему; чуть с отклонением-в сторону; слишком низко или слишком высоко…), от этого зависит во многом успех команды в поле. Но…все эти хитрости знает и «матка» бьющей команды, и, если подающий три раза неправильно подбросит мяч, его меняют. Игроков на поле расставляет тоже «матка». Формальности соблюдены.
Удар состоялся.
Мяч летит в поле. Полевые игроки пытаются поймать мяч. Если бьющий сделал "свечу", или удар получился слабым и полевые игроки поймали мяч - команды меняются местами.
Если же мяч улетел далеко за пределы поля, или сопернику не удалось им сразу же завладеть - то игрок, выполнивший удар, должен, отбросить биту, добежать из «кона» до "города" (определенной отметки в поле) – и вернуться обратно к «кону». Полевые же игроки, овладев-таки мячом, пытаются "засалить" бегущего, передавая мяч друг другу. Разрешается передавать мяч для «засаливания» и подающему. Смогут «засалить» - всей командой из поля переходят в "кон". Нет - игра продолжается!
Да, забыл, "матки" имеют ТРИ РУКИ, т. е. выполнить три удара по мячу. Это иногда спасает тех незадачливых, которые ударили слабо или промахнулись по мячу, а пробившие "зависли" на «кону» или в «городе» и которые не могут вернуться на «кон» рискуя быть «засаленными». Тогда меткий и далекий удар "матки" поможет им в этом. На то они и "матки!"

Это я долго описывал,(может что-то и пропустил, или допустил неточности, ведь прошло так много лет с того времени.), на самом-то деле правила этой игры просты и доступны всем. Тем не менее спортивные страсти бушевали, просто стоящих на поле не было, - все в движении! Среди болельщиков тоже кипели страсти. Да, - были и такие!

Как-то, не так давно, увидел по телевизору «игру», которую они называли «лаптой». Ну что Вы! Ни какого сравнения с той лаптой, в которую играли мы, тогда в 1950х – 60х… Пародия! Даже обидно стало за ту, нашу, ЛАПТУ. Особенно за биту, в виде лопаты, значит не в состоянии нынешние спортсмены попасть по мячу круглой палкой.
P.S. Русский писатель А. И. Куприн писал о лапте: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, верность, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места...» Он утверждал, что в ней, как ни в какой другой игре, вырабатывается товарищеская спайка: «Своего выручай!» Хороший игрок — это не тот, кто сам не попадает под салящий удар, а тот, кто, порой рискуя собой, помогает товарищу уйти от преследования противника».

О чём поведаю в следующей публикации? Пока не придумал.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 15 мар 2024, 19:28

Сегодня 15 марта 2024 года, как-то сама по себе посетила мысль: - 15 марта начинаются выборы на пост Президента РФ.
В памяти всплыли те далёкие годы из детства – 1950е, и то как было там.
Изображение

Справка:
«На выборах в Верховный Совет СССР, состоявшихся 14 марта 1954 года, из всего числа избирателей в 120750816 человек приняло участие в голосовании на выборах депутатов Верховного Совета СССР 120727826 человек или 99,98% от общего числе избирателей. По выборам в Совет Союза за кандидатов народного блока коммунистов и беспартийных голосовало 120479249 человек, что составило 99,79% от общего числа избирателей. По выборам в Совет Национальностей за кандидатов народного блока коммунистов и беспартийных голосовало 120539860 избирателей, что составило 99,84% от общего числа избирателей».
Безусловно, я, семилетний пацан всех этих тонкостей и интриг, которые присущи каждой избирательной кампании не знал. Тем не менее кое-что помню. Наш Отец, как заведующий клубом, писал на кумачёвых полотнищах лозунги. Расстилал на полу полотно, разводил водой в блюдце зубной порошок и кисточкой писал текст. Содержания этих текстов не помню. Наглядная агитация:
Были развешаны и плакаты
Изображение

Изображение

В это время Мама, как член ВКП(б) (в те годы ещё ВКП(б)), была членом избирательной комиссии на участке села. Какую работу она проводила я не знаю. Только помню, что отвозили бюллетени в Бессоновку и оттуда привозила, уже по утру, всякие вкусности, которых не было в Полеологовском буфете на избирательном участке.
Накануне по селу ходили слухи – какие вкусности будут в буфете. Мне запомнилось – газированная вода с названием «ситро» и мятные пряники без глазировки посыпанные сахарной пудрой – такие тянучие (как позднее узнал- из заварного теста). Больше никогда таких вкусных не ел. Как предполагаю сегодня, - это всё была продукция райпищекомбината. На столах продавцов было много всего разложено, а вот что – не помню. Ведь 70 лет прошло!!! А придумывать не хочу. Видимо те продукты, которых не было в повседневной продаже в сельском магазине «сельпо».
Буфет открывался вместе с избирательным участком, в клубе. Как рассказывали родители, к открытию собиралась половина населения села. Но, в буфет было не попасть – сначала проголосуй, и уж только потом буфет, так было спланировано клубное пространство.
В более поздние годы, когда стал пионером, нас лучших, ставили по обе стороны избирательной урны, и мы каждого проголосовавшего приветствовали пионерским салютом - взмахом руки.
Изображение

На участках дежурили лошадиные повозки с кучером, - это для того чтобы съездить к старикам и больным, для голосования на дому. Охвачены были почти все жители села достигшие определённого возраста для голосования. Звучала музыка у клуба - песни, пляски, все нарядные… Праздник!
Вечером концерт художественной самодеятельности. Откуда приезжали эти коллективы я не знаю. По окончании концерта – бесплатное кино.
Похоже на сегодняшние выборы?

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 25 мар 2024, 15:40

ГОРЕ ЛУКОВОЕ.

Нет это не фразеология! Это - жизнь моих односельчан!
Это – основной источник дохода моих односельчан, в те годы, когда наша семья жила в Полеологово.
Но, что, я-ребёнок мог понимать в этом укладе жизни, даже в возрасте 14-15 лет?
Правильно – только оказывать посильную помощь родителям и выполнять их указания и требования. Заверяю Вас выполняли мы их добросовестно и ответственно.
Особенно досаждали нам работы на огороде (как говорили односельчане «на усаде»), по обработке луковых посадок. И в поле, помогая на обработке «нормы» одинокой тёте (старшей сестре нашего отца) – Пелагее Дмитриевне, 1913 года рождения. Все эти работы проводятся в самое жаркое время года. Лук – очень трудоёмкая культура. Вот пожалуй и всё, что я могу рассказать об этом.
Но, не в моих правилах ограничиваться только тем, что помню сам. Хотя и обещал делиться только своими воспоминаниями. Да уж простите меня пожалуйста (пишу эти строки в «Прощённое Воскресенье»).
Посему, в процессе поисков материалов и консультаций по «луковым делам», остановился на работе научного сотрудника «Бессоновского опорного пункта Пензенской областной сельскохозяйственной опытной станции» В.С Расстрелиной, которая о Бессоновском луке знает всё! Её труд издан в 1946 году.
https://dl.liblermont.ru/DL/Jule%2015/B ... %20luk.pdf
И фотографиями из фондов Пензенского краеведческого музея, которые «откопал», реставрировал и любезно поделился Андрей Юрьевич Нугаев.
В нашем семейном альбоме таких фотографий нет. Полагаю, что агротехнические приёмы возделывания лука в Полеологово мало чем не отличались от Бессоновской в разные исторические периоды. В этом я мог убедиться уже будучи взрослым работая на велозаводе и наездами приходилось оказывать помощь на луковых полях Бессоновского района. Единственное что – это исчезли глубокие борозды между грядками, да, заглубляли но не настолько как показано на фотографиях. В полях этих борозд не было вовсе.
Вот о чём нам поведала В.С. Расстрелина:
«Когда началось луководство в Бессоновке, точно установить невозможно, во всяком случае не менее 200 лет назад (т.е. сегодня в 2024 г. около 300 лет). Из церковных книг с. Бессоновка известно, что ещё в 1775 году был отмечен хороший урожай лука.
В «экономических планах генерального межевания», относящихся к 1792 году, говорится: « В селе Архангельском, Бессоновки тож, крестьян, сверх хлебопашества, промысел имеют огородных овощей».

Бессоновский находил сбыт по всей Российской империи и вывозился за границу, где он был известен под названием «русского золотистого» лука. В 1914 году например, отмечен вывоз бессоновского лука в Африку (Алжир).
М.И. Калинин, посетивший Бессоновку 10 сентября 1919 года, в беседе с бессоновскими крестьянами сказал: « У вас старая работа, ценная работа», и назвал Бессоновку « ценная деревня». /…/
/…/ Бессоновский лук относится к группе острых луков. Он прекрасно сохраняется в течение зимы и хорошо переносит длительные перевозки.
/…/ В 1937 году из Бессоновского района было отгружено 9000 тн лука-репки, 3400 тн. лука-севка, 130 тн. семян лука (чернушки).
Жители Бессоновки изначала разводили лук исключительно в пойме реки Суры и её притоков. Богатые пойменные почвы обеспечивали богатый урожай, несмотря на простейшие методы возделывания лука.
Однако бессменная, в течение 2х столетий, культура лука истощила почву и вызвала появление вредителей и болезней, что из года в год снижало урожай».


Нет смысла приводить содержание этой статьи в полном объёме. Но без отдельных фрагментов не обойтись.
С образованием колхозов потребовалось расширение посевных площадей под лук.
Когда стали возделывать лук в Полеологово мне выяснить не удалось. Могу предположить – давно, потому что все технические и временные работы по посеву и обработке лука совпадали с Бессоновскими – те же жёсткие требования по обработке и подготовке земли под посадку, приёмы обработки урожая, условий и требований хранения и т.д.
Изображение

Изображение

Уступили место ровной поверхности в полевой культуре. Разбросной посев чернушки на севок заменила рядовая сеялка, а посадка лука на глаз сменилась посадкой под маркер. Лук стал чередоваться с полевыми культурами в севообороте».
Посев лука вручную под маркер на грядках применялся в Полеологово на приусадебных участках (усадах) вплоть до конца 90х годов ( как позднее – не знаю).
Не на всех полях лук давал высокую урожайность.
« На некоторых полях и отдельными бригадами получали лука-репки с 1 гектара до 300 центнеров, а семян (чернушки) 8-9 центнеров, то средняя урожайность во многих колхозах не превышала по луку-репке 30-40 центнеров с 1 гектара, а семян (чернушки) 2-3 центнера».
Урожайность зависела от многих факторов: - погодных условий, своевременной обработки почвы, своевременной посадки, из-за надлежащего ухода и других причин.
« Лук весьма требовательная культура к влаге и питательным веществам, особенно в первый период своего роста. Лук не выносит засорения поля сорняками, а также уплотнения почвы на посевах. Культура лука требует большой заботы о качестве посевного материала и его хранении в течение осени и зимы».
Не стоит тут перечислять агротехнических и других требований присущих этой, как мы увидели, «капризной» культуре. Только особо отмечу на факт отражённый в работе: - « В период роста следует проводить не менее 3х рыхлений междурядий лука и регулярно пропалывать посевы от сорняков».
Эти-то работы наряду со взрослыми проводились нами, детьми и подростками. Мотыжка для рыхления жива у меня до сих пор, как реликвия и напоминание о детстве в деревне.
Изображение


« Культура бессоновского лука является трёхлетней:
- семена лука, называются чернушка, высеваются для получения севка (мелкая луковица). Севок высаживается с целью получения продовольственного лука-репки и лука- матки. Лук-матка в свою очередь высаживается для получения семян (чернушки)». /…/

Изображение

/,,,/ «рыхление посевов чернушки на севок производится вручную специальными мотыжками. Посевы чернушки на севок особенно чувствительны к сорнякам. Несвоевременная прополка резко уменьшает урожайность севка». /…/
/…/ « Трудно назвать культуру, более требовательную к уходу, чем лук.
Особенно большое значение для лука имеет рыхление почвы на посевах. Почву всегда следует поддерживать в рыхлом состоянии. Рыхление производится на глубину не менее 5 см. В течение лета рыхление проводится 4-5 раз». /…/
/…/ «Созревание лука начинается через 3,5-4 месяца после посадки, или примерно со2й декады августа. Оно сопровождается полеганием и подсыханием ботвы и появлением окрашенных верхних чешуй на луковицах.
Уборка производится вручную. Выдернутый руками севок складывается здесь же на поле в валки, а репка в ленты и остаётся для просушки на 20-25 дней».

На этом этапе поля с луком охранялись – охранники (карначи) объезжали поля верхом на лошадях.
« Следующей операцией является освобождение луковицы от хорошо высохшей ботвы , которая при лёгком перетирании крошится. Перетирание производится руками на коленях покрытых полотном (как правило фартук из плотной ткани). (Обрезка ножом или ножницами не допускалась. Н.В.). Отмятый от ботвы и провеянный на ветру севок сортируется по размеру луковиц и складывается в хранилище на стеллажи, слоем в 25 – 30 см. После полной загрузки хранилища севком, обязательно прогревание его в течение 10-15 дней при температуре 30-35 градусов Цельсия. Дальнейшее хранение производится при температуре 18-20 градусов и относительной влажности воздуха в хранилище 60-75 %. При таких параметрах воздуха в хранилище севок при высадке на лук-репку – не стрелкуется.
Лукохранилища по Бессоновскому типу приспособлены для создания необходимых условий хранения. Обеспечивали условия специальные боровые печи. Севок размещался на полатях по особой схеме ( в зависимости от размера и от предполагаемого места предстояящей высадки по весне и т.п. Наука, однако!!!!Н.В.).
Лук хранился в ларях, слоем до 2,5 метра.
Опытные луководы-хранители лука, тщательно наблюдают за поддержанием необходимых параметров температуры и влажности воздуха в хранилищах, записывая их ежедневно в журналы».

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Колхоз им. Калинина включал в себя сёла: Кроптово (центральная усадьба), Полеологово, Анновка и Выселки (Посёлок). В Полеологово луководом-хранителем был наш дед – Павлов Дмитрий Васильевичч, 1894 года рождения, на фотографии слева:
Изображение

Насколько я понимаю у него не было других обязанностей в колхозе. В летнее время он готовил хранилища лука к новому урожаю - сушил, проветривал, припоминаю «подправлял» печи, деревянные конструкции белил известью и т.п. К сенокосу и уборке зерновых культур отбивал косы для косарей. Заготавливал молодую поросль ивы, высушивал до «нужной кондиции» и мастерил из неё «плетюхи» или более интеллигентно – корзины. Но – это не те корзины с которыми ходят за грибами или горожане на рынок. Те плетюхи, которые плёл дед, высыхая становились невесомыми, в себя они вмещали ведра 2, а может и 3, лука или картофеля – приделывалась плоская лента… и в поле, ёмкость заполнялась с грядок или из борозды, по мере заполнения тесьму на плечо и к месту сбора лука или картофеля в бурты или на транспорт. Конструкция плетюхи была весьма жёсткой, а дно плотным, что позволяло сидеть на ней перевернув вверх дном, конечно не вес каждого могла выдержать.
Изображение

К сожалению, в результате поисков в сетях нашёл единственную близкую как по назначению так и по форме плетюху. Правда у деда было более плотное плетение, видимо это зависит от материала и его доступности. Вот такое плетение:
Изображение

Плетюхи для деда – индивидуальный бизнес, как сейчас бы сказали, желающих их заполучить было много. Расчёт – как договоришься. Посему у деда всегда рядом была «чекушка» водочки, до которой он был весьма охоч. «Освежившись» - читал книги. Особенно ему нравились: «Угрюм река», « Каменный пояс», « В лесах», «На горах», «Чингиз Хан», «Батый», «Поднятая целина», «Петр Первый»… Почему знаю – в основном я привозил их на велосипеде из библиотеки. Все эти книги прочитал и я, в возрасте 13 – 15 лет.
Наступала пора закладки лука в хранилища и тут уже дед превращался в «полководца» - давал команды какие работы надо провести в самом хранилище, как и куда размещать продукцию на стеллажах.
Да не сказал о том, что в Полеологово хранилища размещались в землянках вырытых в горе. Протяжённость этих «штреков» со стеллажами по обе стороны от центрального прохода, была значительной. Таких хранилищ было несколько. Были-ли у деда помощники – не помню.
Мне кажется, что он и жил в этих хранилищах всю зиму. Помню в одном из хранилищ была у него «хорёвка» (закуток), где стоял топчан и стол, на котором лежали книги, газеты и фонарь «летучая мышь» ( был у деда в хранилище несколько раз в детском возрасте ).
По мере необходимости вызывались работники для работ в хранилище: ворошение, переборка, весенняя подготовка к посадке – всё надо сделать вовремя.
С высоты прожитых лет пытаюсь осознать – почему использовали детский труд? Иного ответа не нахожу – не хватало рабочих рук, настолько велики были посевные площади и трудоёмкость такой культуры как лук. Особо хочу отметить – на тяжёлых работах в колхозе, детский труд не использовали. Кроме лука в колхозе были и другие направления: - молочное животноводство, для которого надо было выращивать и заготавливать корма на зиму; свиноводство; зерновой клин занимал большую долю пахотных земель; кукурузу выращивали на силос; сажали турнепс на корм скоту; - везде нужны рабочие руки.
В уборочную страду село пустело, - только старики, инвалиды да малые дети.
Луком засаживали большую часть огородов. Хотя и трудоёмкая и капризная культура - лук, но он составлял основной личный доход семьям при реализации, давая возможность собрать детей в школу, никто не отменял свадьбы и похороны – везде затраты. А на трудодни только после Покрова дня, да надо ещё умудриться реализовать полученное натурой.
В селе была отработана система приёма лука от личных хозяйств. Как я понимаю, этим процессом занималась «Райпотребкооперация». Обработанный лук сортировался по размерам, на каждый сорт была своя установленная «приёмщиком» цена. Приёмщик, особо доверенным лицам выдавал рогожные кули, которые засыпались дома, но шнуровались на месте приёма после просмотра приёмщиком. Остальные сдатчики из мешков или из фуры затаривали кули на месте сдачи под доглядом приёмщика. Как я понимаю, в благоприятный урожайный, год доход получался значительным.
Севок и чернушку в основном выращивали на семена, только излишки по весне продавали на рынке в Пензе.
Вот такими запомнились мне годы в селе в 1950е – начале 60х.
Скажете – зачем так много и подробно? Да затем, чтобы показать насколько тяжёл крестьянский труд и почему как только «ослабли сталинские вожжи» начался отток населения из села. Уехали и наши родители в 1961 году. Не захотели той жизни через которую прошло их детство и молодые годы, передать нам. Оценивать этот их поступок не берусь. Мы же приняли это – как правильное действие. Правда к городской жизни нам с братом не просто было приспособиться.
Во! Наверное к месту будет! На днях стою в магазине выбираю лук. Подходит ко мне дама «бальзаковского» возраста. Извинившись, говорит: наблюдаю за вами, чего так долго выбираете лук-то? Говорю ей: а вы берёте все подряд? Ну, не подряд, но и не так как вы копаетесь. Лук он есть лук, не на всю же зиму набираю. Отвечаю: привычка, вырос в Бессоновке. Вот какие бы 10 луковиц вы выбрали. Она отбирает. Я показываю свои. Лук он и есть лук, повторяет она. Начинаю объяснять – вот эту, отобранную ею луковицу разрежете, внутри между лепестками будет чернота, вот на этой луковице через 1-2 дня появится росток – вкус уже не тот, вот эту с «живыми усами» можно поставить в стаканчик с водой через неделю будете есть зелёный лук… Вот такой с обрезанной ботвой для долгого хранения не берите… Она смотрит на мною отобранный – сухой, в золотистой чешуе, ботва отмята… Хм, ничем почти не отличается от моего, говорит она. Я не стал её разубеждать.
У нас же дома, лук стоит на столе, в качестве дополнения к интерьеру, расходуя – пополняю:
Изображение

Не стало в Пензенских торговых сетях Бессоновского лука! На рынке – не знаю.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1192
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение expedT » 26 мар 2024, 07:56

Николай Васильевич, спасибо за интересный рассказ!
Я, как и многие мои земляки, с детства воспринимаю как лук именно бессоновский - приплюснутый, зеленоватый, с плотными мелкими слоями. Помню, в детстве я говорила папе, что не хочу лук - горький, а он объяснял, что в луке есть сахар (т.е. другие вещества из группы сахаров). Сейчас трудно найти такой лук - кто-то объясняет это болезнями или вредителями, кто-то говорит о "чернобыльском следе" (раз признали территорию поражённой радиацией - значит, перестали покупать лук), но, как бы там ни было, то, что продаётся в магазинах, на наш лук не похоже.
А по поводу детского труда - я не согласна с Вашей постановкой вопроса. Труд должен быть естественным, само собой разумеющимся в жизни человека с раннего возраста. А то уже доходит до того, что родители судятся со школой, что детей заставили убраться после себя в классе.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 26 мар 2024, 16:07

Татьяна, спасибо за отклик.
Это - не моя претензия и не придирка, и даже не оправдание, а ещё одна возможность и моё желание донести до читателя свою позицию, хотя я говорил об этом и раньше.
Ваша реплика « А по поводу детского труда - я не согласна с Вашей постановкой вопроса. Труд должен быть естественным, само собой разумеющимся в жизни человека с раннего возраста.» - это выводы грамотного, здравомыслящего, взрослого человека дня сегодняшнего, и я их разделяю.
В своих публикациях я старался передать (насколько это мне удалось сделать – судить читателю) эмоции ребёнка своего времени, не вдаваясь в идеологию, политику, воспитание и социальные вопросы того времени, поскольку это в корне могло поменять восприятие темы. Я ограничился отдельными репликами, теми, что вынесла на поверхность моя память. Хотелось показать жизнь и быт, не делая и не навязывая каких-то выводов с высоты своих 77 лет.
А, знаете как пацану-несмышлёнышу в 6,7,8 лет хотелось провести время на речке, а не на грядке под палящим солнцем. Кто прошёл через это, полагаю поддержат меня. Ан нет, над тобой давлеет задание родителей, или как говорили в колхозе «норма» - выполнение или невыполнение которой отражалось в виде трудодня. Эти же принципы применялись и в семье. Разве – это не привитие навыков и ответственности? Розг и ремня разумеется не было. Однако…
Труд он и есть труд, в своём большинстве – подневольный, при любом общественно-политическом строе. Счастлив тот человек, для которого труд в радость. Я знаю таких людей.
Сельская школа моего детства – 1 сентября все приходили в школу принаряженными. Как таковой линейки (как сейчас) не помню. Наверное что-то и было, но не так помпезно как сейчас.
2 сентября 1е и 2е классы – вёдра в руки и в поле сбирать колоски с убранных комбайном или в ручную полей. Труд колхозника был иным, не то что видим сегодня. Вот эта шумная ватага ребятни человек в 20-30 рядами шла по полю и собирала с земли колосья, которые не могли быть запаханы, а превращались в хлеб. Я не помню, но, думаю мало кому удавалось заполнить ведро этими колосками. Занятия начинались наверное 15-20 сентября.
Разве это действо не является воспитанием бережливости?!
Ребята 3х-4х классов отправлялись на луковые поля с той же целью – подобрать пропущенное или оставленное в земле. Довольно далеко от Полеологово была дубовая роща (Анновская), куда нас на машинах возили на сбор желудей на корм свинюшкам.
При таком образе жизни ребёнок, хотел или нет, втягивался в тот образ жизни, который был присущ тому или иному месту на карте СССР.
Татьяна затронула тему школы сегодняшнего дня. Не берусь обсуждать. При нас, но при нашем молчаливом согласии выстроен образ жизни сегодняшнего дня, посему промолчу. А сравнивать ту школу в которой училось моё поколение и сегодняшнюю будет некорректным и неправильным – разные эпохи. Эволюция однако!
Утрачено многое и много. Восполнимы ли утраты и потери – будем наблюдать.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 410
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение Николай Васильевич » 27 мар 2024, 12:49

Изображение

На одной из фотографий, где работницы перебирают лук на фоне лукохранилища, между ворохом лука и хранилищем видна точка, на которую я не обратил внимание. Позднее при более детальном рассмотрении, посчитал, что – это какой-то механизм, весьма похожий на сортировку для сортировки севка по размерам. Фотографии сделаны в 1923 году. Возник вопрос – были-ли такие механизмы в то время? Колхозы ещё не образованы, были коммуны. Коли – это сортировка, значит «коммунары» могли её купить. А может от помещиков или кулаков досталась?

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2820
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Бессоновский район, село Полеологово:

Сообщение expedA » 27 мар 2024, 18:50

Добрый день! Веялки-сортировки в 1923 году могли перейти от бывших хозяев-буржуев. И, возможно, она была в не рабочем состоянии, коль стоит одиноко на территории. До революции ПРЕЙСЪ-КУРАНТЪ на 1914 год имел в продаже такое оборудование.
Изображение


На страничке Вконтакте у Дениса Коробкова есть фотография, где частично изображена подобная веялка-сортировка. https://vk.com/public190757438 Сообщение за 16 марта 2024 года.
Изображение


Ещё нашёл фотографии в госкаталоге Пензенского краеведческого музея для данной темы.
Изображение
Посадка лука в колхозе "Иртыш". с.Бессоновка


Изображение



Изображение
С.Бессоновка. Колхозник Василий Григорьевич Тюрин и его жена Валентина Ивановна купили 2-ой велосипед. Их семья получила в прошлом году на трудодни много хлеба, картофеля, овощей и 17 тысяч рублей. 1949 год.

Пред.След.

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1