Нижнеломовский район, село Засечное.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 148
Зарегистрирован: 06 янв 2015, 13:29
Имя:

Нижнеломовский район, село Засечное.

Сообщение expedL » 04 мар 2024, 10:30

Выкладываю историю села Засечное в том виде, как она была составлена ещё в 2007г. Возможно, что появились и другие сведения, но в целом работа опирается на архивные источники и дополняет общую картину колонизации "дикого поля".

Изображение


Изображение

Изображение


Предания села Засечное в свете
архивных документов

А.С.Плотников
г. Пенза


Данная работа посвящена истории села Засечное Нижне – Ломовского района Пензенской области по современному административно-территориальному делению. Предпосылками настоящих исследований явилась рукопись учителя Н.Е.Жучкова от 1977 года, хранящаяся в настоящее время в общеобразовательной школе села Засечного. Рукопись охватывает период с 14 века по 60 –е годы 20 века. В ней есть интересные сообщения по истории села как в период основания, так и во времена Пугачевского бунта, становления Советской власти, колхозного строительства. Однако, данная работа охватывает период основания указанного населённого пункта и его составляющих на период 17 века.
То, что в настоящее время составляет село Засечное, в прошлом представляло собой село Засечное, село Мелюшовку (иногда в документах писалось Милюшевка, в конце 19 века писалось сельцом), деревни: Агафоновку, Суриновку, Тюгаево, которые в разное время относились то к Верхнеломовскому, то к Наровчатскому уездам, то к Беднодемьяновскому району. До сталинской коллективизации они были объединены одним церковным приходом. До 1832 года церковь села Мелюшовки имела собственный приход.
История, записанная Н.Е.Жучковым в основном со слов старожилов, касается всех упомянутых населенных пунктов, но в данной работе основное внимание уделено селам Засечное и Мелюшовка.
Вот некоторые выдержки из рукописи Николая Ефимовича:
«Село Засечное возникло на оборонительной сторожевой черте Московского государства…Таких линий было четыре…При строительстве третьей линии от Шацка на Корсунь, а это как раз и проходило по нашему краю, по нашей местности... Начали строить засеки, крепости (остроги). Этими пунктами значатся места: Ишкино, Засечное, Каурец и датируются 1552-1591 годами. …В Засечном стоял острог на самом высоком месте. Участок от Ишкино до Фёдоровки был поросший лесом, на нём были засеки (завалы) … О том, что в Засечном была крепость (острог) и крупный лес, есть доказательства. При строительстве церкви была обнаружена при рытье канавы для фундамента огромная яма с юго-западной стороны. Подрядчиком строительства церкви был… Тарханов Фёдор Авдеевич. Он приказал расчистить яму. Оказался колодец в 32 саженя, в нём нашли секиры и другое оружие. Эту яму надо было забутить. Спилили два огромных дуба в овраге (около Дрындиных)… Обсмолили их торцом воткнули. Сейчас угол церкви треснул и отвалились две огромные плиты фундамента. Церковь строилась 20 лет с 1884 по 1905 годы. В 1905 году было «священие церкви» на «Михайлов день» – т.е. первая служба… В 1913 году поп Дубровский Д.И. построил «Кредитное товарищество»… Вокруг церкви был огромный сад… В саду был вырыт колодец. Около него лошадьми по топчану качали воду и по желобам текла вода для полива сада. Сейчас от колодца огромная яма на северо-восток от церкви.»
Теперь обратимся к документам. М.С.Полубояров (1), ссылаясь на краеведа В.М.Шаракина, отмечает: «Засечное, село в Нижнеломовском районе. Основано как Засечная слобода не позднее 1648 года, первоначально в ней проживало 10 человек. В 1657 году построена часовня, в 1665 церковь во имя Архистратига Михаила…» В новой версии своей книги М.С.Полубояров и Г.В.Ерёмин (12) добавляют, что Засечное так же именовалось Казачьей слободой. В документах 17 века (6) говорится о селе Засечном, как о земле служилых людей – засечных сторожах города Верхнего Ломова. Отсюда и название села. Можно предположить, что служба засечных сторожей и казачья были сходны между собой. В 1665 году в делах о сыске беглых крестьян с центральных в то время уездов России (13) находим: « ..Ивашка Ефимов в списку 1652 году воеводского сына Огарёва за рукою написан в Ломовском уезде в селе Михайловском в конных казаках …». Данные сведения частично перекликаются с документами приводимыми В.И.Лебедевым (2, с.57) от 1636 года, где говорится о наделе земли затинщикам, воротникам и пешим казакам вновь построенного Нижнего Ломова: « от устья Шуструя», впадающей в реку Ломов, « вверх оной реки до большой нагайской дороги и тою дорогою до речки Норломова а тою речкой до речки Езоведи и тою речкою до её вершины степью до вершины речки Каурца…».Упоминаемая речка Езоведь ( в переводе с мордовского – «змеиная вода») в настоящее время называется Ананьинка. От названия Езоведь сохранилось название деревни Ездовка (3-4 км от Засечного), она часто встречается в метрических книгах засеченской церкви. В настоящее время деревни Ездовка не существует.
Что касается более ранних сроков основания села и тем более острога, вероятно, это отзвуки легенды о пребывании царя Ивана Грозного после казанского похода в нашей местности. Факта находки секир и другого оружия документально установить не удалось. Если таковая находка и была, то о ней не было доложено по соответствующим инстанциям, либо, нужно искать в Тамбовском или Саратовском краеведческих музеях, т.к. в то время в Пензе музея краеведения ещё не было. Всё же в качестве версии о существовании укрепленного пункта – острожка, караульной башни для наблюдения за ногайской дорогой в Засечном можно привести Труды Пензенской учёной архивной комиссии (ПУАК), где приводятся данные «Статейной книги о ногайских делах в 1549-1575 г.»: «1579. Распрос боярином Н.Р.Юрьевым о лучшем способе охраны Калмиюсской дороги и приговор о расположении и голов и ставиц в степи…» а что стояли головы наперёд того на поле меж Дону и Волги под Тилеорманским лесом на реке на Вороне меж Олабуги и Боганской поляны а ставились станичные головы своими товарищи, а сними Цненская да Мокшанская мордва, Шатские казаки всего по 70 человек с головою оберегами Шатских и Тамбовских и Кадомских и Курмышских и Алаторских и Арзамазских мест… вперёд в тех местах не стояти, потому что от тех голов про приход воинских людей прямых вестей мало бывало.»(3) Так же у В.И.Лебедева (2, с.94) приводятся документы: «В 70-х годах 16 века между Сурским и Мокшанским лесами разъезжали две Мещерские сторожи, а также арзамасские станицы.»
Таким образом, в конце 16 века, согласно приведённым документам, на месте расположения нынешней церкви села Засечное, исходя из находки секир при строительстве новой церкви в 1890 году, возможно, была караульная станица – острожек, башня с тайником. По характеру остатков от сооружения: «яма с колодцем» – можно сказать о типичности данного объекта в строительстве оборонных сооружений того времени. В трудах В.И.Лебедева (4) приводятся документы ЦГАДА: «Город Пенза по описи стольника князя Степана Путятина 1703 г… наугольных 8 башен, в том числе 2 проезжие, два тайника с колодези…»; «Город Инсара по описи воеводы Ивана Березникова в 1703 г.… По городу 8 башен, в том числе 2 проезжие и наугольные, одна с тайником к реке...»
В документах начала 17 века (далее будут приведены) упоминаний о каких либо сооружениях в селе Засечном при раздаче земель нет, хотя прежние поселения, старые сооружения или порозжая (незаселенная) земля всегда упоминается. Возможно, острожек был уничтожен в результате набегов в 1612, 1627 годах, о которых В.И.Ле6едев (2) со ссылкой на документы приводит сообщение засечных сторожей Пузской засеки :» Во 120(1612) году … приходили на арземаские места крымские и ногайские люди и ту Пузскую засеку проломили и ворота высекли и сторожей товарищев их побили и дворы их пожгли.» В 1627 году татары по старой Ногайской дороге ворвались под Темников, где и «учинили страшное разорение». Т.к. ногайская дорога, как следует из ранее упомянутых документов, проходила в непосредственной близости от села Засечного, то вряд ли острожек устоял при набеге кочевников в 1627 году.
Большое сомнение вызывает глубина ямы с колодцем – 32 сажени (65) метров. Даже теоретически, исходя из современных карт местности, где самая низкая точка уреза воды 175 метров над уровнем моря (а как указывалось, выше тайные ходы ведут обычно к реке), а церковь расположена на отметке 200 метров над уровнем моря, можно предположить максимальную глубину колодца в 25 метров. Скорее всего, сажень – 2,134 метра спутали с аршином – 0,71 метра, либо колодец был наклонным.
Далее упоминание Н.Е.Жучковым «крупного леса» и засеки в нем весьма сомнительно. Даже, исходя из современных карт видно, что местность южнее линии Спасск – Наровчат и до линии Вадинск – Засечное представляет собой лесостепь, вернее было бы сказать – просто степь. Согласно Г.Н.Белорыбкину (5) со ссылкой на соответствующие документы в средневековье лесов было в 3-4 раза больше, но если на вышеприведенном участке местности теоретически увеличить в 3-4 раза, то вряд ли соотношение лес:степь будет больше чем 50:50. А в документах (6) прямо указывается: «… били челом великому государю Ламовского уезду деревни Шукструя сторожевые казаки Рузанка Сычеев с товарищи в прошлом де 162 (1653) году дано им в Ламовском уезде на речке Серкамке дикое поле…». Таким образом, «крупный лес» от Ишкино до Фёдоровки, т.е. по речке Серкамке притоку реки Нарломов (Норломовке) просто не существовал. Да и название реки Нор-Ломов переводится с мордовского как «степная река, текущая в пойме». Нор, нар – поле, степь; лом, лам, лайма – сырое место, пойма. Мало того, в документах начала 17 века (в дальнейшем будут приведены) прямо указывается, где поселенцам брать лес на строительство и дрова – в Котле (сейчас Вадинский район) это 10-12 км от Засечного. Про заповедный лес с засеками в документах обязательно упомянули бы.
Ещё одно уточнение по строительству каменной церкви села Засечного. Согласно клировым ведомостям за 1910 год (7) церковь строили с 1890 по 1905 год, освящена 23 октября 1905 года.
Подводя итоги проведенным исследованиям по селу Засечное можно с большой достоверностью сказать, что засечной черты (засеки) в окрестностях села в 16-17 веках не было. Острожек или караульная башня для наблюдения за Ногайской дорогой скорее всего реально существовали, но подтвердить это может дальнейший поиск документов или археологические раскопки.
История села Мелюшовки (Милюшевки) ещё более легендарна, чем села Засечное. Вновь обратимся к рукописи Н.Е.Жучкова: «По рассказам старожилов, по историческому памятнику (церковь), по названию улиц выясняется следующее: Мелюшовка основана в 13 веке , как остаток монголо-татарского нашествия, здесь жили татары (само название от Мелюка). Как выяснилось, церковь была мечетью. Церковь сломали в 1936 году. При взломе обнаружилась ниша с правой стороны, где был замурован «коран», кроме этого на второй колокольне был найден не крест, а железный стержень с полумесяцем. Найден большой деревянный крест, обитый медной фольгой с датой 1365 год. Церковь была сделана без пилы топором из дуба очень большого размера (диаметра). Покрыта досками в шесть рядов в ёлочку, ступенями. Пол был сосновый, толстый обтёсан топором без рубанка. Обнаружено, что купол сделан с применением пилы, дерева новые. Всё это свидетельствует о переделке мечети… Житель села, Плотников Сергей Фролович говорит, что было постановление сохранить эту церковь, как памятник старины. Но в период коллективизации был «озарник» председатель сельсовета и подверг её разграблению. Колесников Сергей Алексеевич (житель села) подтверждает, что у него долго хранился ключ от церкви, но замок взломали. Сергей Алексеевич говорит, что церковь была закрыта примерно в середине 19 века Патриархом всея Руси, как исторический памятник…»
Сразу вызывает сомнение дата – 1365 год. Во-первых, в то время даты писали буквами, во-вторых, само летоисчисление велось от Сотворения мира. Скорее всего, дата была 1865 год – год возможного ремонта. Что касается фактов, можно привести клировые ведомости за 1813,1822 годы, где записано, что церковь построена в 1732 году, причём, в 1822 году указывается, что церковь находится « в дряхлости» (8,9). По клировым ведомостям 1910 года (7) по церкви села Засечного записано, что «приписана к сей церкви, церковь сельца Мелюшовки, деревянная крайне ветхая… Резолюцией Епископа Павла 30 ноября 1895 года упразднена…». Но это было, скорее всего, второе упразднение, т.к. на время строительства нынешней церкви в селе Засечное приход перенесли в церковь сельца Мелюшовки. А в первый раз Мелюшовскую церковь закрыли в 1832 году, т.к. последние метрики в ГАПО значатся 1831 годом. Причём, в клировых ведомостях 1831 года (18) имеется противоречия: церковь села Мелюшовки закрыли с формулировкой « по малочисленности приходу», а открыть обещали после ремонта.
Попытка найти материалы по разборке церкви в 1936 году в партархиве не увенчалась успехом, т.к. в то время село относилось к Беднодемьяновскому району Куйбышевского края, соответственно, партархивы нужно искать в Самаре.
Огромную помощь в установлении истины оказал краевед Виктор Михайлович Шаракин. Благодаря предоставленным им документам из ЦГАДА (сейчас РГАДА) удалось установить образования и причину названия села Мелюшовка. Согласно документам ЦГАДА, по выписи выданной в апреле 1642 года Верхнеломовским воеводой Василием Григорьевичем Козловским с отдельных книг по челобитью мордовских мурз конных казаков и вольных людей мордвы на порозжую землю, что осталась в остатке за роздачею «…Верхнего города Ломова в уезде в кругу и в отводе детей боярских и вольных людей и солдат и полковых и сторожевых конных казаков и пеших стрельцов, пушкарей и у всяких служилых людей, мордовским мурзам конным казакам деревни Котла Милюшке Сидякину да Лукашке Мортасову да волным людям мордве Жадеку Тогнашеву и Чемкасу Худекову с товарищи из государевой службы и велел им владеть пашнею и сенные покосы и со всякими угодьи за рекою Норломовки.». Земля граничила с верхнеломовцами Воином Григоровым, Дмитрием Стяшкиным, по речке Норломов, Серкамка земля оброчной мордвы Бориски Мамушева «… вверх по речке Серкамке до наровчатской дороги полю правая сторона до ногайской сакмы а по ногайской сакме едучи к Верхнему городу Ломову правая ж сторона до Езовецких вершин. А усадьбы им под дворы отвели от того первого их урочища где им селитца на реке Норломове на другой луке повыше селтьбы Воина Григорова против Ольховки речки на берегу под дубровою, а лес им велел иметь на хором на дрова в Кудезнярском и в Имолоцком и Котельских лесах, а ездить де им по тот лес чрез поместную землю детей боярских Воина Григорова с товарищи да Олексея Реутова да Михаила Колокольцова где будет пригоже» (10). Данный документ прямо указывает на год основания села – 1642 и владельца, от которого пошло название Мелюшовка. Однако, попробуем разобраться каково было полное имя Милюшки Сидякина. Если убрать уменьшительный аффикс «ка», получим имя Милюш или всё-таки Мелюк? В татарском языке нет значений «мелюк» и «сидяк», а вот в мордовском языке можно найти однокоренные слова: «миле» – весло, «сиде» – частый, густой. Версия о переделке мечети в церковь может иметь место, т.к. по мнению некоторых краеведов ( М.Р.Полесских, С.Л.Шишлов и др.) часть мордвы могла исповедовать ислам, соответственно, Милюшка Сидякин мог построить мечеть.
Далее как следует из документов мордву сменили русские казаки Евтифка Гордеев (по другим документам (10) Гаврилов), Сенька Тимофеев с товарищи после 1662 года (11): «Воевода Василий Кучумов дал выпись с отпускных книг Верхнего города Ламова деревни Михайловской казакам Евтифею Гордееву Сеньке Тимофееву с товарищи 20 человекам, а посей выписи велено им Евстивке за сей… товарищи государевым жалованием Ломовском уезде пашенною землёю и сенными покосами на реке Норламове старою Милюшовскою дачею да на речке Серкамте новою дачею порозжею землёй о которой земле во 171(1662) году били челом великому государю Ломовские рейтары Василий Гущин со товарищи…» Далее в документе описываются границы владений и смежные территории и их владельцы: засечные сторожа Родька Кузнецов, Любишка Плуженский, Кленка Белоусов, князь Василий Едилев, Яков Невежин, Матвей Новоротов, Андреян Тайков Боскаков, Финоген Быковников, Матвей Кузнецов.
Первое упоминание о церкви в селе Мелюшовке относится к 1681 году (6): «25 ноября 1681 года по указу Фёдора Алексеевича… верхнеломовцем Савелием Дмитриевым Стяшковым, подъячим верхнеломовской приказной избы Леонтием Смирновым и пушкарём Зинкой Тишиным была отказана земля верхнеломовцу Тимофею Мещеринову на реке Норломове, а на отказе были «сторонние люди» (свидетели) … села Засеного засечные сторожа Тимофей Савельев сын Скорняков, Григорий Петров сын Трещов, да села Михайловского Милюшовки то ж полковые казаки Федот Китаев, Осип Иванов сын Кузнец… « к сим отказным книгам Верхнеломовского уезда села Михайловского Архангельский поп Петр Симонов вместо верхоламовца Савелия Дмитриева сына Стяшкова и поего воле руку приложил». Таким образом, церковь во имя Михаила Архангела в 1681 году уже была. Но предположение, что она была переделана из мечети никакими документами не подтверждается, мало того, документы свидетельствуют (19): «…а на межевании с писцы Марком Петровым сыном Бурцовым да с подьячим Михайлою Аксентьевым были выборные старожилы города Вернего Ломова Спирка Давыдов, Кирюшка Кулик, Гришка Арзамасцов,… Да верхоламовского уезда… села Засечного Елисейка Кадников, ДЕРЕВНИ МИЛЮШОВКИ Масейка Яковлев… того ради вышепоказанному просителю Никите Мещеринову с оных писцовых писца Марки Бурцова 183, 184, 185, 186 (1674-1677) годов книг из верхоламовской канцелярии ся выпись дана июня 25 дня 1747 году». Как видно из документа Милюшовка названа деревней, т.е. не имела церкви в период 1674-1677 годов, что, по словам Евгения Белохвостикова – краеведа и специалиста по церквям, ещё не означает отсутствия мечети. Возможно, дата построения церкви в 1732 году указана в качестве «капремонта» предыдущей церкви 17 века. Согласно сведениям Валентины Александровны Мелетьевой (урождённой Плотниковой, двоюродной тётки автора данных строк) от старой церкви остался огромный фундаментный камень размером с обеденный стол. По ориентировочным подсчётам вес его был около 15 тонн. Этот камень житель Мелюшовки А.И. Кузнецов (1923 г.р.) заложил в качестве фундамента под один из углов своего дома. Камень этот тащили двумя колхозными тракторами. Дом А.И.Кузнецова цел и используется его детьми под дачу. Возможно, камень служил для молений у мордвы. Такие природные камни – остатки морены днепровского оледенения часто встречаются в окрестных полях. Судя по описанию Н.Е.Жучкова архитектура церкви похожа на архитектуру казачих церквей на Дону. В качестве сравнения можно привести церковь села Кармалейка (сейчас Вадинский район) в 20 км от Засечного имеется деревянная церковь в очень ветхом состоянии 1737 года постройки, но её архитектура отличается от Мелюшовской церкви, т.к. строилась на средства помещика. Во время разинского восстания в Кармалейке жили татары (1), хотя название мордовское – журавлиный ручей.
Одна из частей Мелюшовки называлась Кочетовкой. По народной версии, между Мелюшовкой и Суриновкой (деревней на правом, противоположном берегу) был густой пойменный лес. В Суринове было слышно пение петухов (кочетов) за лесом в Мелюшовке. Отсюда и название улицы. Однако, логично предположить и обратное: за этим же лесом в Мелюшовке также можно было услышать суриновских петухов, но Суриново никто не называл Кочетовкой. Более приемлема другая версия: в ревизии 1762 года (3-я ревизия) имеется запись: «… Терентий Иванов сын Кочетов, 44 года по 2-ой ревизии 1745 года, умер 1755 году…». Скорее всего, с его дома начиналась эта часть Мелюшовки отсюда и название (20).
Что касается названия других составляющих нынешнего села Засечного, то приведём некоторые документы. В название деревни Тюгаево первым делом бросается в глаза связь с Тогаем Бездежским владельцем Наровчатской орды в 14 веке, однако, никаких документальных свидетельств не обнаружено. По генеральному межеванию 1784 года деревня Тюгаево значится пустошью Маматказинскою, а по писцовым книгам Марка Бурцова да подьячего Михаила Аксентьева 1674-1677 годов записано: «…Верхнеломовского уезда в деревне Тюгаево жеребей татарина новокрещена Ивана Степанова Маматказина…»(16). В Пензенском Дворянском Собрании (фонд 196, опись 2 ГАПО) имеются дела дворян Маматказиных, которые вели свою родословную от Шатских мурз, в частности от Актазы Мурзы. Возможно, Актаза был имамом – духовным лицом, отсюда и приставка к фамилии «мам» с потерей первой гласной. Возможно, упомянутый новокрещёный Иван Маматказин крестился в церкви села Засечное или Мелюшовки и сдал свою священную книгу – коран на хранение. Как выше упоминалось, церковь села Мелюшовки перед разборкой в 1936 году использовалась в качестве склада церковного имущества. Так же в документе(16) упоминается ещё один владелец деревни Тюгаево (вернее сказать земельных владений при указанной деревне) татарин Невкаин Ишелеев. В дальнейшем эта земля у него была отобрана и отдана капитану Якову Гавриловичу Болкашину (14) , возможно, это произошло в результате того, что Невкаин Ишелеев не захотел креститься. Возможно, Невкаин был сыном Ишелея основателя деревни Ишкино на речке Серкамке, а в документах (6) есть термин «серкамские татары». В том же документе упомянут Рузанка Сычев, вероятно, основатель села Рузаново. Само значение слова серкамка, серман можно перевести с татарского, как «острый угол местности» – сюйир ман (12), а речка течет как раз между холмов и не имеет поймы – заливных лугов. Следовательно, если Невкаин Ишелеев был из серкамских татар и получил земли на правобережье реки Норломова в пойменной её части, то этимология названия Тюгаево очевидна: тагай в переводе с татарского «пойма»(12), как бы в качестве отличительного признака от других его земель в районе речки Серкамки.
В вышеупомянутых писцовых книгах Марка Бурцова написано: «…в Ламовском уезде в деревне Творогове да в деревне Норламове жеребей ламовцев детей боярских Любима да Романа Фёдоровых детей Суриных…»(15) В дальнейшем эти деревни стали называться Агафоновка (от основателя Агафона Ивановича Творогова (17)) и Сурино, Ключи то ж.
Подводя итоги данной работы можно предложить следующую таблицу:
1. Засечная слобода, Михайловское, Засечное то ж – не позднее 1648 г., засечные сторожа г.В.Ломов.
2. Мелюшовка, Михайловское - 1642 г., мордовский мурза конный казак Милюшка Сидякин, с1672-1674 г.г. конные казаки г. Верхнего Ломова.

3. Сурино, Ключи то ж – 1675 г., дети боярские Любим и Роман Фёдоровичи Сурины, г.В.Ломов.
4. Агафоновка – не позднее 1675 г., Агафон Иванович Творогов, г.В.Ломов
5. Тюгаево – не позднее 1674 г., Невкаин Ишелеев ?, Иван Степанович Маматказин?,рейтар, г.В.Ломов.
Как видно из таблицы, явно прослеживаются два этапа заселения земель:
- первый с момента строительства г. В.Ломов и засечной черты до бунта С.Разина;
- второй после бунта С.Разина, когда прежние владельцы татары и мордва либо сбежали, либо крестились.
В заключение можно сказать следующее: рукопись учителя Николая Ефимовича Жучкова представляет определённый краеведческий интерес, именно такие работы местных краеведов и дают необходимый импульс к дальнейшим исследованиям. Так же необходимо отметить, что местность по реке Норломову практически не изучена в плане археологических исследований. Имеются лишь отдельные находки времён неолита и Золотой Орды. Плановых археологических исследований не проводилось.

ЛИТЕРАТУРА
1. М.С.Полубояров. Мокша, Сура и другие… Материалы к историко-топонимическому словарю Пензенской области. М, 1992.
2. В.И.Лебедев. Легенда или быль? По следам засечных сторожей. Саратов, 1986.
3. Статейная книга о Ногайских делах 1549-1575. Труды Пензенской учёной архивной комиссии, кн. 1, Пенза , 1903.
4. В.И.Лебедев. Города, пригороды и остроги оборонительных черт Пензенского края на рубеже 16-17 вв. Из истории области. Очерки краеведов, вып. 3, 1992.
5. Г.Н.Белорыбкин. Волго-Окское междуречье в эпоху средневековья. Из истории области, вып. 4, 1993.
6. ГАПО, ф.196, опись 2, д.1788.
7. ГАПО, ф.182, опись 5, д.2637.
8. ГАПО, ф.182, опись 5, д. 658.
9. ГАПО, ф.182, опись 5, д. 976.
10. ЦГАДА, ф.1326, оп. 2, д.1569.
11. ГАПО, ф.32, оп.1,д. 40.
12. М.С.Полубояров, Г.В.Ерёмин. Пензенский край в зеркале топонимики. Компьютерная рукопись, Пенза, 2001.
13. А.Б.Никонов. Беглые крестьяне в Пензенском крае в 17 веке. Из истории области. Очерки краеведов, вып. 1, 1989.
14. ГАПО, ф.196, оп.2, д.260.
15. ГАПО, ф.196, оп.2, д.368.
16. ЦГАДА, ф.1326, оп.2, д.1569.
17. ЦГАДА, ф.350, оп.2, д.558.
18. ГАПО, ф.182, оп.1, д.1269.
19. ГАПО, ф.196, оп.2, д.1690
20. ГАПО, ф. 60, оп.4, д.4, л.158.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Нижнеломовский район, село Засечное.

Сообщение expedA » 06 мар 2024, 18:43

Добрый вечер! Моё предположение, старый торговый путь от г.Верхний Ломов в г.Спасск у села Фёдоровка пересекал речку Нор-Ломов, здесь и устраивали засечную преграду. Воевать с бандитами в средние века местному населению не было желания. А содержать вооружённое войско не выгодно. Устраивать засеки на путях через овражки и речушки - это было по силам местному населению. Потом началась колонизация, и жить стало "веселей".

Изображение

ВАШЕ МНЕНИЕ?

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 52