Село Канаевка

Модераторы: expedA, expedT

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Село Канаевка

Сообщение Boogor » 02 дек 2014, 11:23

Перенесено из раздела "Поисковое движение"
Архив темы:

__________________________

sokolovvn писал(а):Интересную информацию о истории собирает Валерия на сайте http://forum.vgd.ru/985/39511/0.htm?a=stdforum_view&o=

Участник
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 30 дек 2014, 16:42
Имя: Александр

Re: Село Канаевка

Сообщение Лесник » 05 сен 2016, 20:38

О возникновении села.
Нашел архивный документ (РГАДА) - челобитная архимандрита Савво-Сторожевского монастыря Селивестра, которая даёт ответ на вопросы основания села.
Документ датируется 1695 годом. В нём указан год основания селения – 7202 год по Византийскому летоисчислению. В переводе на современное летоисчисление, это будет период с 1 сентября 1693 по 1 сентября 1694 гг.
Вновь поселенную «деревню Кунуево» заселили из Шацкого и Темниковского уездов крепостными крестьянами и мордвой, которые принадлежали монастырю.
Таким образом, ещё одна новость состоит в том, что в с. Канаевке проживала и мордва. До сих пор село считалось русским. В сельскохозяйственной переписи 1917 г. крестьяне значатся великороссами, т.е. русскими.
Из документа следует, что до 1795 г. эта местность относилась к Темниковскому уезду и только с 1795 - к Пензенскому.
В Пензенской энциклопедии, на основе материалов Полубоярова(Суслоны), записано, что село Канаевка существеут с начала 17 века.
Что на месте села была мордовская деревня Кангуж.
Это не так. Деревня Кангуж была не ближе 2 верст от Канаевки. А селение существует с 1793-94 гг.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Канаевка

Сообщение expedA » 21 июл 2020, 21:08

Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение от 10 июля 2020 года.
Лапти и русская свадьба (с. Канаевка Городищенского уезда)
В некоторых случаях русские крестьяне надевали лапти не потому, что не имели кожаной обуви, а по обычаю. Например, в старинном пензенском селе Канаевка нарядные женские лапти были принадлежностью свадебного обряда.
Изображение
В Пензенском краеведческом музее хранятся нарядные «писаные» женские лапти и шерстяные оборы к ним, закупленные в Канаевке в 1983 году. Эти лапти сплетены из узких полос кленового лыка, их головки украшены нарядным узким валиком – «рубечком», петли для обор сделаны только сзади.

По канаевскому обычаю, в первый день свадьбы на невесте были кожаные коты – туфли, а во второй день она обязательно обувалась в лапти. Перед свадьбой в субботу девушки (невеста с подружками и родственницами) ходили в дом жениха за лаптями; там им давали писаные лапти с оборами (длинными черными шерстяными завязками). А в день свадьбы семейные родственники новобрачной несли эти же лапти обратно в дом родителей молодого, чтобы наутро невеста могла их надеть. На свадьбу и праздники обувь (и коты, и лапти) носили с белыми шерстяными чулками, голени ног очень плотно обматывали оборами. Во второй день свадьбы невеста меняла не только обувь, но и сарафан, запон, платок; в этот день гуляли только в кругу родственников, подруг не приглашали.
Изображение
Головка «писаного» лаптя с «рубечком». с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

Конечно, в селе носили и повседневные лапти. Сплетены они были по мордовскому типу – косого плетения, с «кокурками» на головке (полосками лыка с подвернутыми уголками). С обеих сторон лаптя располагалось по две петли для проведения ремней – обор. По свидетельству местного жителя, в Канаевке женские и мужские лапти плели по- разному. Мужские, из пяти концов (лык), были более неуклюжие; женские плели из шести концов да еще с рисунком, они выглядели поаккуратнее.
Изображение
Петли для обор на «писаных» лаптях. с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

Кроме свадебного, в Канаевке был и другой обычай, связанный с лаптями. Вечером в Прощеное воскресенье перед Великим постом молодожены шли в гости к теще – но не на блины, а дарить лапти. Зять вешал лапти, причем мужские, на палку или шест и нёс так, чтобы все видели, что он идет к тёще. Это считалось почетным – подарить теще лапти.
Изображение
Обора для лаптей. с. Канаевка, Городищенский уезд Пензенской губернии. Пензенский краеведческий музей.

О канаевских свадебных обычаях и песнях рассказывается в книге «Село мое, село мое родное» А.А.Тарховой и Н.С.Малькова; книга есть в библиотеке Пензенского краеведческого музея.
Изображение

Автор — О.В. Дубравина, хранитель музейных предметов.


Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Канаевка

Сообщение expedA » 06 май 2022, 19:11

Пензенский государственный краеведческий музей


Сообщение от 30 апреля 2021 года.
Жители села Канаевка Городищенского уезда Пензенской губернии выходят из церкви (это храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1805 году, он сохранился до нашего времени).

Дело происходит весной (листья не деревьях еще не большие; на солнышке уже тепло, поэтому дети и некоторые взрослые в одних кофтах и сарафанах, но большинство взрослых в верхней одежде). Это не великий праздник, такой как Пасха – женщины не в самых нарядных одеждах, например, не видно запонов – все просто в сарафанах.

Но и в обычные воскресные дни, в дни памяти особо чтимых святых и икон все, кроме очень старых или больных людей, приходили в храм. Приносили причащать младенцев (одного из них хорошо видно на фотографии – он сидит на руках у матери, одет в нарядную шапочку и завернут, поверх остальных одежек, в длинное нарядное полотенце с кружевами; другого малыша можно разглядеть на руках у девочки, третий «спрятался» под полой верхней одежды бабушки, стоящей возле церковного крыльца). Женщины в нарядных ситцевых платках, но все обуты в лапти (по праздникам они обувались в кожаные «коты» - в Канаевке это легкие туфли, напоминающие размером и формой лапти). А вот некоторые мужчины пришли в сапогах – это самые зажиточные люди. Например, молодой человек на первом плане, или семья, только что сошедшая с крыльца – в сапогах и седой дед, и отец, и даже маленький мальчик. Красивого металлического навеса над входом мы уже не видим на современных фотографиях храма…

Обычный момент из жизни старинного русского села сфотографировал краевед Б.Н.Гвоздев в 1924 году, а переснял со стеклянного негатива друг и помощник нашего музея А.Ю.Нугаев.

Автор заметки - хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея Ольга Дубравина.
Изображение



Саратовцы тоже совершили этнографическию экспедицию в село Канаевку в 1907 году. Вот некоторые фотографии с негативов.
Изображение
Нищий старик. с. Канаевка, Пензенской губернии (русские) 1907 год.


Изображение Бондарь. с. Канаевка, Пензенской губернии (русские) 1907 год.


Изображение
Женщины в сарафанах. с. Канаевка, Пензенской губернии (русские) 1907 год


Изображение
Негатив. Косарь. с. Канаевка, Пензенской губернии (русские) 1907 год.


Изображение
Плотник. с. Канаевка, Пензенской губернии (русские) 1907 год

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Канаевка

Сообщение expedA » 20 июн 2022, 17:24

Сообщение Пензенского краеведческого музея от 3 июня 2022 года
Изображение

Плетение пояса. Село Канаевка Городищенского уезда Пензенской губернии, фото Б.Н.Гвоздева.


В Канаевке, как и в других русских сёлах, обязательно подпоясывали свою одежду - носили пояса ручного плетения, из шерстяных разноцветных ниток, преимущественно красных и зеленых. На концах пояса оставляли кисти из основных нитей (длиной около 5 см.), женщины носили его поверх сарафана, завязывая с левой стороны, мужчины подпоясывали рубаху. Женские пояса были гораздо шире и длиннее мужских, иногда они длиной около четырех метров! И изготавливали их, как видно на фотографии, совместно с подругами, соседками или родственницами.

В далёком 1924 году сотрудник Пензенского краеведческого музея Борис Николаевич Гвоздев сделал совсем не парадный, не постановочный снимок – женщины и девочки, которые участвуют в работе, одеты в повседневную одежду, ни у кого нет запона поверх сарафана. Хозяйка будущего пояса, сидящая на лавке (к ее талии привязан пояс), даже без платка на голове – она, очевидно, в своем дворе, и не замужем (судя по прическе), ей можно не покрывать голову. Остальные пришли в гости – они платках, даже девочки, некоторые надели бусы и бисерные гайтаны. Платки надеты по канаевски – концами назад, и хорошо видно, кто из взрослых замужем – у них под платками повязанная надо лбом «кичка» (выступ, «рог») из собственных уложенных вокруг головы кос или специальной накладки. У девушек платки повязаны на гладко зачесанные волосы.

Длинные петли шерстяных нитей держат пять женщин; две самые молодые девушки, девочки - подростки, стоят по краям – они пока еще учатся у старших, а две девушки постарше уже участвуют в работе. С крыльца наблюдают, скорее всего за приезжим фотографом, принарядившиеся родственники или соседи; видно, что у мужчины, обутого в лапти, оборы повязаны совсем не так, как у женщин. У женщин черные канаевские оборы (обвязки вокруг ноги) намотаны плотными витками над ступней, в нижней части голени (точно так же, с черными оборами, носили и праздничные канаевские туфли – коты). В низкие косого плетения канаевские лапти обуты почти все, плетущие пояс, кроме женщины и девочки на переднем плане. Их семья побогаче: даже девочка в кожаной обуви и с украшениями на шее, сарафаны у мамы и дочки отделаны лентой с рисунком (а не просто нашивками из ткани).

Благодарим Андрея Юрьевича Нугаева, администратора сайта «Пензовед», за возможность рассмотреть изображение со стеклянного негатива! Он же сфотографировал канаевский костюм, который сейчас можно увидеть в музее И.Н.Ульянова на выставке «Мир пензенских сословий».

Материал подготовил хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея Ольга Дубравина.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Канаевка

Сообщение expedA » 09 июл 2022, 14:22

Добрый день! Предлагаю ознакомиться с темой "Женский головной убор села Канаевка"
Большая работа по изучению женского головного убора с. Канаевка создана хранителем Пензенского краеведческого музея Ольгой Викторовной Дубравиной. Первые части сообщений Пензенского краеведческого музея смотрите ниже.

Часть первая от 21 08 2021 г.
Старинные женские головные уборы из села Канаевка в фондах Пензенского краеведческого музея.

В 1927 году в Пензенский краеведческий музей поступили старинные женские головные уборы из русского села Канаевка (Городищенского уезда Пензенской губернии, ныне Городищенского района Пензенской области). В то время жительницы села их уже не носили, а просто хранили в сундуках; поэтому неизвестно, как их называли в Канаевке – кокошниками, или было какое-то другое местное название.
Изображение

Изображение

Фото А.Ю.Нугаева.

Записи в книге поступлений музея гласят: «Женский головной убор».
Изображение

Фото А.Ю.Нугаева.


Нарядные головные уборы с жесткой основой– кокошники – известны во многих местностях России. Русские кокошники, распространенные на огромной территории, были разной формы, изготавливались из разных материалов (ткань, золотные нити, а в северных губерниях также речной жемчуг и перламутр), носили их обычно молодые замужние женщины (крестьянки, купчихи, а до XVIII века и дворянки), но иногда и женщины старшего возраста. Кстати, на известной картине М. Шибанова «Крестьянский обед» изображена женщина в похожем на наш головном уборе – она подаёт на стол.
Изображение

М.Шибанов. «Крестьянский обед». 1774 г. Государственная Третьяковская галерея.

Картина написана в 1774 году и «представляет суздалской провинции крестьян» (жителей Владимирской губернии). Канаевка в начале XVIII столетия принадлежала Саввино – Сторожевскому монастырю и некоторые из её жителей были выходцами из Звенигородской провинции (уезда) Московской губернии; возможно, кокошники бытовали в части села, заселённой ими (к сожалению, информация об этом не сохранилась).

Головные уборы жительниц Канаевки представляют собой мягкие шапочки на подкладке из домотканой ткани, покрытые сверху нарядной фабричной тканью; главное их украшение – очелье в форме дуги, покрытое золотной вышивкой. Для жесткости очелья подшиты с изнанки берестой.
Изображение

Очелье (лицо и изнанка) от женского головного убора из с. Канаевка. XVIII век.


Один из кокошников покрыт сохранившейся тканью XVIII века, на другом сохранилась только подкладка из окрашенного в синий цвет холста – верхней тканью был тонкий шелк, от которого остались лишь маленькие фрагменты по краям (натуральный шелк – красивая, но очень нестойкая ткань). Еще один головной убор, много поколений переходивший по наследству от матери к дочери, дошел до нас покрытым тканью второй половины XIX века – узорным красным ситцем.
Изображение

Женский головной убор из с. Канаевка, XVIII век.

При этом основные части, золотные очелья, сохранялись со старины. Вышиты они золотными (металлическими, не драгоценными, спряденными с обычной ниткой) нитями «в прикреп» (то есть орнамент создан тонкими прочными нитями прикрепа, прижимающими натянутые золотные нити к основе, но также обыгрывается и изменение направления золотных нитей).
Изображение

Изображение

Фото А.Ю.Нугаева.

Вышитые в такой технике изделия изготавливались профессиональными мастерицами, они стоили дорого, к тому же покрывались дорогостоящей тканью, поэтому и сохранялись в семьях не один век. Сейчас можно только представить, как красиво и благородно выглядели в те времена канаевские женщины, собравшиеся в храме в праздничный день или на семейных торжествах! На одинаковых по форме головных уборах вышивка очелий и дорогая ткань были разными, блестели серьги и шейные украшения, металлические пуговицы на косоклинных сарафанах.
Изображение

Изображение


Но с течением времени крестьянский костюм менялся, хотя и не так быстро, как городской; золотная вышивка уступала место ярким фабричным тканям, которые со второй половины XIX века стали доступны небогатым людям. К ХХ веку старинные головные уборы повсеместно вышли из моды, они заменялись нарядными платками. В Канаевке замужние женщины носили под платками повойники, полностью скрытые от глаз и не имеющие нарядных очелий; только лишь во время и после свадьбы молодые женщины надевали на повойник более сложный головной убор «наклонник», похожий на старинные большие кокошники другого типа, но тоже скрытый под платком. К счастью, сохраненные кем-то старинные предметы вовремя попали в музей, иначе мы никогда уже не смогли бы увидеть их.

Благодарим А.Ю Нугаева за профессиональные фотографии головных уборов!

Дубравина О.В., хранитель музейных предметов.


Часть вторая от 18 10 2021 г.
Старинные женские головные уборы из села Канаевка в фондах Пензенского краеведческого музея. Часть вторая.


Мы уже писали о традиционных русских головных уборах - старинных кокошниках из села Канаевка, поступивших в Пензенский краеведческий музей в 1924 году.
Изображение


Кроме этих головных уборов в нашей коллекции есть еще один кокошник из того же села. На известной картине М.Шибанова «Крестьянский обед» (1774 г.) в таком головном уборе изображена молодая женщина с младенцем на руках. Молодая мать одета наряднее всех в семье – на ней большой (а в тесной избе он кажется просто огромным) кокошник с жемчужной сеткой – поднизью на лбу.
Изображение


За спиной у нее длинная и очень дорогая шелковая фата, которую при выходе из дома накидывали поверх кокошника (на гравюре Жан-Батиса Лепренса показано, как могла выглядеть крестьянка, надевшая фату; в то время (XVIII в.) так же одевались и многие горожанки).
Изображение


С возрастом женщины начинали носить более скромные кокошники (на картине такой у свекрови, которая подаёт на стол). Свекровь – хозяйка в доме, по своему положению в семье она главнее невестки, но молодая жена ее сына одета богаче. Нарядно и богато одетая невеста, жена – гордость родителей, а затем мужа и его семьи, показатель их достатка, высокого статуса среди соседей и других семей своего круга. Первое время после свадьбы красивые и сложные, но не слишком удобные головные уборы (кокошники, кички, сороки) крестьянки могли носить постоянно, даже во время работы (что показано, например, на рисунке художника Емельяна Михайловича Корнеева (1782 – 1839 гг.).
Изображение


М.Шибанов изобразил на своей картине крестьян Суздальской провинции, но такие же сцены можно было увидеть в разных русских сёлах центральной России, в том числе в Канаевке Городищенского уезда Пензенской губернии (часть жителей которой была выходцами из Звенигородского уезда (провинции) Московской губернии, оттуда могли и привезти традиционные кокошники). Головные уборы из роскошной ткани стоили дорого, небогатые крестьянские семьи не могли себе позволить покупать и менять их часто – наш канаевский кокошник явно пережил много поколений владелиц, его передавали от матери к дочери, вероятно, более века. Тесьма из металлизированных нитей, которой отделан кокошник, потемнела, синяя ткань с тканым цветочным орнаментом частично выцвела и имеет утраты нитей орнамента; поднизь (или какое-то другое украшение лба) и шелковая фата не сохранились. И всё равно он остался красивым, выглядит величественно и богато.
Изображение

Изображение

Изображение




Материал подготовил хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея Ольга Дубравина.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Канаевка

Сообщение expedA » 09 июл 2022, 18:10

Третья часть. Сообщение от 28 04 2022 г.
"Русский свадебный головной убор конца XIX -половины XX вв. из с.Канаевка в коллекции Пензенского краеведческого музея"
Читать: http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/07_histplace/kanaevka/Head_ubor.docx

Добавлю пару фотографий. На праздник Троицу мы побывали в гостях у Илюниной Евдокии Ивановны в селе Канаевка.
Изображение

На берегу речки Крукол.

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Канаевка

Сообщение expedA » 10 мар 2023, 16:56

Случайная фотография из прошлого.
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Село Канаевка

Сообщение expedA » 13 мар 2023, 16:34

Добрый день! Виды на село Канаевка
Изображение


Изображение

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7