Уходящий говор (Елшанка Неверкинского района)

Модераторы: expedT, expedA

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1549
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Уходящий говор (Елшанка Неверкинского района)

Сообщение expedA » 01 май 2015, 20:47

В 2007 году довелось нам ехать по Неверкинскому району. На нашем пути сменялись сёла: татарские, чувашские, русские… Близился вечер. До Старой Андреевки (куда мы планировали добраться в этот день) было ещё далеко. Мы неслись по пензенской степи, подгоняемые попутным ветром. По правую сторону от дороги показалось село. Вдруг из придорожного кювета вышла бабушка. Мы, как обычно, поздоровались с ней и, почти миновав её, услышали ответное приветствие. Непривычный северный говор заставил нас остановиться и на время забыть о своей цели.

Через несколько лет на конференции «Моя Малая Родина» мы услышали доклад Ивана Фёдоровича Шувалова о его родном селе, который предлагаем Вашему вниманию.
(Неплохо было бы найти и почитать его книгу - http://www.ym-penza.ru/index.php?id=200:poslednee-slovo-elshanki&Itemid=217&option=com_k2&view=item)
Наверное, сейчас в селе всё меньше остаётся носителей этого говора, а возможно, и песен – вот интересная тема для исследований устного народного творчества, если оно ещё сохранилось…

Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Моя Малая Родина». Выпуск 9 / Под общей редакцией кандидата исторических наук В.Е.Малязёва. Степановка-Пенза,2012. Стр.247-254.

Шувалов И. Ф.
профессор ПГУ Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пенза

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ЕЛШАНКИ НЕВЕРКИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Село Елшанка... Обыкновенное русское село, каких сотни в Пензенской области и тысячи по России. Расположено оно в юго-восточной части Неверкинского района, который граничит на юге с Саратовской областью, а на востоке — с Ульяновской. Селом традиционно называется за свою величину, хотя никогда в нём не было церкви, по которой исстари определялся тип поселения на Руси: без церкви - значит деревня. Во всех официальных документах Елшанка так и называется. Но жители не хотят именовать свою родину деревней и предпочитают жить в селе. Мы не станем нарушать традицию и тоже будем именовать Елшанку селом.
История села Елшанки, как и десятков других населённых пунктов Пензенской области, тесно связана с историей всего этого региона, его заселением и освоением, которое началось в середине XVII века.
Пензенские земли вплоть до этого времени были «диким полем». Так назывались непаханые, никому не принадлежащие степи Волго-Донья. В средние века они граничили с мещерскими, мордовскими и муромскими лесами. Русского населения здесь не было. Заселение и освоение «дикого поля» Пензенского края началось в XVII в. по мере сооружения засечных черт(1), возведения городов-крепостей и других укреплённых пунктов. Так, город-крепость Нижний Ломов был основан в 1636 году и сыграл важную роль в заселении западных и юго-западных земель Пензенского края. Неоднократно отражал набеги крымских и кубанских татар. Керенск (Вадинск) как пограничный острог возник между 1635 и 1639 годами, Саранск как крепость - в 1641 году.
Инсар как главный опорный пункт обороны Инсарской засечной черты построен в 1647 году, а Пенза как город-крепость основана в 1663 году(2). Эти и другие опорные оборонительные пункты, остроги и города-крепости расположены в северо-западной и центральной части Пензенской области. Заселение же и освоение южной и юго-восточной части края началось позднее, в конце XVII века.
Так, Городище было основано в 1670 году, Кузнецк и Малая Сердоба - в 1697 году, Сердобск - в 1698 году, Камешкир и Беково - около 1700 года. Другие южные населённые пункты (Анненково, Кондоль, Куракино, Лопатино, Трескино и пр.) появились в начале XVIII века. Поэтому эти годы можно считать временем интенсивного заселения южных регионов нашей области. Именно в это время возникло большинство современных населённых пунктов Пензенского края. Среди поселенцев преобладали русские, сюда же переселялись мордва, татары и чуваши.
Русская колонизация Пензенских земель шла в основном с севера и северо-запада государства. С запада и юго-запада переселенцев было значительно меньше. Вот почему в нашей области южнорусских говоров, по данным проф. В. Д. Бондалетова, только 13%, а северных - в полтора раза больше (20%). Основную же массу составляют среднерусские говоры (более 60%), в которых значительная доля приходится опять-таки на окающие говоры(3).
Анализируя материалы по заселению южной части Пензенской области, можно с определённой долей уверенности предположить, что деревня Елшанка возникла во второй половине XVIII века. Раньше это произойти не могло, потому что ближайший оборонительный пункт — село Неверкино было основано служилыми чувашами во главе с Невером Кебекеевым (отсюда название села - Неверкино) в начале XVIII века(4). Земли вокруг этого населённого пункта (а деревня Елшанка находится в 12 км к югу от Неверкина) были получены за службу на оборонительной линии, проходившей по этой местности. В 1719 г. в селе Неверкине было только 61 лицо мужского пола, а через 25 лет, в 1745 г. - уже 138. Вряд ли заселение безлесных, степных, ничем не защищенных земель к югу от Неверкина могло происходить в первой половине XVIII века при малочисленном оборонительном пункте, в котором было не более двух-трёх десятков воинов (а таким и было Неверкино). Логичнее предположить, что освоение земель к югу от этого оборонительного пункта началось тогда, когда его гарнизон значительно возрос, хотя бы до 100 человек, что и произошло во 2-ой половине XVIII века.
В пользу этой гипотезы говорит и следующий косвенный факт. Во второй половине XVIII века наместником Владимирской, Пензенской и Тамбовской губерний был князь Роман Илларионович Воронцов (1707-1783 гг.), генерал-поручик и сенатор при Елизавете, генерал-аншеф при Петре III и при Екатерине II. Может быть, в это время он и приобрёл земли в окрестностях Неверкина и заселил их крестьянами из северных губерний. Потом эти земли отошли по наследству его сыновьям и внукам. То, что эти земли принадлежали роду Воронцовых, свидетельствует книга «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Настольная и дорожная книга для русских людей. Под ред. В.П. Семёнова. Т. 6. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. СПб.: Издание А.Ф. Девриена. 1901».
В этой книге на странице 449 читаем сл.: «Верстах в 18 к востоку от Старого Чирчима (село в Камешкирском р-не Пензенской области. — И. Ш.) находится ещё большое село План (Воронцовка, Архангельское), имеющее более 3 000 жителей, волостное правление, школу, лавки, базары и 2 ярмарки. В эпоху освобождения крестьян (1861г. - И. Ш.) эта Воронцовка была центром обширной вотчины, принадлежавшей генералу-адъютанту князю Семёну Михайловичу Воронцову, сыну знаменитого кн. Михаила Семёновича Воронцова, оказавшего незабвенные услуги России своими заботами об устройстве Новороссийского и Закавказского краёв. Воронцовская вотчина в Кузнецком уезде состояла из сёл Воронцовки (Плана), Чибирлея, Елшанки и отчасти старого Чирчима и заключала в себе 22 тыс. десятин земли». В настоящее время это земли Кузнецкого, Камешкирского и Неверкинского районов.
Михаил Семёнович Воронцов (1782-1856 гг.)(5), светлейший князь, генерал-фельдмаршал, - внук Р. И. Воронцова, наместника Пензенской, Владимирской и Тамбовской губерний в 1780-1781 гг.. Михаил Семёнович был назначен в 1823 г. Новороссийским генерал-губернатором с резиденцией в г. Одессе, где находился в это время в ссылке А.С. Пушкин. Сын этого губернатора Семён Михайлович (1823-1882 гг.) и владел до 1861 года деревней Елшанкой.
О том, что жители с. Елшанки входили в вотчину князей Воронцовых, говорят и другие документы. Так, в «Статистическом сборнике. Кузнецкий уезд» (Саратов, 1891 г.), в котором приводятся данные по переписи населения 1886 г., после названия «Д.Елшанка» в скобках указано «б. Воронцова» (с. 90-91). В этом же сборнике при характеристике селений, входящих в Неверкинскую волость, читаем сл.: «Д.Елшанка - Крестьяне на дарственном наделе, б. кн. Воронцова, великороссы (православные и поморцы)» (с. 308).
Севернорусское происхождение диалекта с. Елшанки подтверждает и следующий интересный литературный факт. В автобиографическом произведении «Повесть о детстве» Ф.В. Гладков довольно часто употребляет диалектизмы (в основном лексические), которые почти полностью совпадают с таковыми с. Елшанки. Писатель рассказывает о жизни села Большая Чернавка(6) конца XIX в., находившейся в Малосердобинском районе (в настоящее время она не существует - исчезла). Несмотря на значительную удалённость друг от друга (около сотни километров), в жизни, быте и языке сёл Елшанки и Б. Чернавки очень много общего. Это говорит о том, что они имеют одинаковый источник происхождения. О таком источнике (северные говоры) говорит следующий текст повести:
«С горы, за речкой, от нашего порядка медленно спускалась разноцветная толпа с хоругвями, которые поблёскивали на солнце, и с иконами в руках пела «Христос воскресе» (праздновалась Пасха - И. Ш.)... Это шёл крёстный ход к колодцу. Кулугуры обычно в это время прятались в избы, а те, кто не успел скрыться, обязаны были вставать. Поп был очень злой гонитель «поморцев» и привязывался ко всякому пустяку, чтобы наказать раскольников»(7) (выделено нами — И. Ш.).
Слова «кулугур» нет во многих словарях русского языка, но оно есть в лексиконе жителей села Елшанки и имеет значение «раскольник», «старовер». И если оно ещё не обозначает место происхождения людей этой категории (хотя большая часть раскольников находилась в северных регионах Российского государства), то слово «поморец, -ы» указывает на то, что «изначальная» часть жителей Б. Чернавки когда-то (в середине XVIII в.) была переселена в Пензенскую область из региона, примыкающего к Белому морю.
Этот косвенный факт ещё раз говорит о том, что переселение русского народа, в основном, наверное, принудительное, из северных губерний России в Пензенскую область (да и в другие места Поволжья) было если не массовым, то и не единичным явлением в истории Российского государства. Отсюда и преобладание на территории Пензенского края окающих говоров.
По X ревизии (переписи) населения России 1857 года в Елшанке, вотчине князя С.М. Воронцова, было всего лишь 65 домохозяев и проживало 229 душ мужского пола и 240 - женского, т. е. 469 человек, тогда как в соседнем селе План было 2116 человек (334 домохозяйства). Через 29 лет, в 1886 году в Елшанке уже насчитывалось 122 хозяйства и 701 душа обоего пола(8). Т. е. за это время произошёл рост домохозяйств почти в два раза, а населения — в полтора раза. Видимо, сказались результаты отмены крепостного права (крестьяне стали называться «дарственниками») и реформ 60-х годов XIX в.
В хозяйственном отношении картина в селе была следующая. Население занималось в основном хлебопашеством и животноводством. Удобной для обработки земли было всего 226 десятин, т. е. в среднем две десятины на каждое хозяйство. Для обработки земли и других нужд крестьяне держали 159 рабочих и 66 нерабочих лошадей. В селе имелись 91 корова, 75 телят, 507 овец и 64 свиньи. Кроме земледелия и животноводства, распространёнными промыслами в селении были: пилка леса (21 чел.), отход на земледельческие работы за Волгу (11 женщин и 9 мужчин), плотничество (9 чел.) и наём в пастухи (5 чел.). Доходных статей в селе не было.
Грамотными среди взрослых были 21 мужчина и ни одной женщины. Никто из детей не учился. Школа находилась в Плане, в шести верстах от села, а церковь — в четырёх верстах от прихода, в селе Журавлиха Вольского уезда(9).
Через 25 лет, в 1911 году, число хозяйств в Елшанке возросло до 160 (увеличилось почти на 40 единиц, 24%), а число жителей достигло 948 человек (увеличение произошло почти на 250 человек, или больше чем на 1/3). Число лошадей сократилось, а коров увеличилось на 46 единиц. Возросло количество и гулевого скота (жеребят, телят) и мелкого скота (овец, свиней). В хозяйствах появились железные плуги — 48 (а был только один: пахали сохами), 3 жнейки, 4 молотилки и пока ни одной сеялки и веялки. Работала земская школа(10).
В 1926 году, непосредственно перед коллективизацией, в селе насчитывалось 214 хозяйств (за 15 лет с 1911 года их число возросло на 54 единицы - 33,75%: самый большой прирост за такой короткий отрезок времени). Число жителей перевалило за тысячу и составило 1135 человек (515 мужчин и 590 женщин)(11). Село расстроилось и значительно преобразилось. Поэтому конец 20-х и начало 30-х годов XX в. можно считать высшей точкой роста его населения и личных жилых и хозяйственных строений.
В начале 30-х годов в Елшанке прошла коллективизация, изменившая общественный уклад села. Возникло колхозное (коллективное) хозяйство. Преобразился значительно и облик поселения. Индивидуальные усадьбы (дома с прилегающими к ним и выносными постройками) «сузились», но зато появились большие общественные строения. На окраине села возник конный двор, где были загоны для скота, конюшня, коровник и другие постройки. Рядом находились гумно (ток) и сплошной ряд амбаров для хранения зерна и другой продукции. Недалеко от них располагалась кузница, вокруг которой стояли сеялки, жатки («лобогрейки» и «самосброски»), молотилка (МК), плуги, бороны и другой инвентарь. На току для обработки зерна использовались веялки и сортировки. В селе работали маслобойка и две ветряные мельницы. Появились первые колёсные трактора.
За несколько лет до Великой Отечественной войны в центре села построили большой клуб. Расширилась начальная школа. Она состояла из трех помещений - из двух деревенских изб и большого здания с двумя классами, в одном из которых учились, а в другом, весьма просторном, проходили разные мероприятия: новогодние ёлки, колхозные собрания, киносеансы (клуб в войну, как и здание правления колхоза, разобрали).
В первые послевоенные годы развитие села продолжалось. Открылись медпункт, изба-читальня, а потом и клуб, работала библиотека. Построили небольшую дизельную электростанцию, провели радио. На речке на месте старого деревянного моста возвели плотину, образовался большой пруд. Детей школьного возраста (1935-1941 гг. рождения) было много: открыли семилетнюю школу. Парни после службы в армии возвращались в село и работали в основном механизаторами, а девушки - доярками. Перестраивались многие дома и дворы, обновлялись обветшавшие за годы войны колхозные строения. Елшанка заметно преобразилась.
Однако в силу разных причин поступательное движение села в 50-е годы стало замедляться. Молодёжь, не видя перспектив в своей дальнейшей жизни, стала уезжать из села. Многие семьи, особенно молодые, с детьми, переселялись или в районный центр Неверкино, или в г. Кузнецк, где можно было найти работу и дать возможность детям получить образование. Уезжали и в другие регионы страны. Такой отток населения заметно изменил численный состав сельских жителей, в том числе и в Елшанке. Так, на 1-ое января 1960 года в селе насчитывалось только 697 человек(12). По сравнению с 1926 годом население сократилось на 438 человек, или на 38,5%. Это без учёта того, что за 5-6 лет до завершения коллективизации в селе (1930-1931 гг.), исходя из среднегодового прироста в 12 - 13 человек (с 1911 по 1926 гг.), число жителей должно было бы возрасти как минимум на 70-75 человек. Таким образом, фактическая убыль населения за 30 лет, с момента завершения коллективизации до 1961 года, составила более 500 человек, т. е. свыше 40%. Вот такой страшной бедой расплатилась Елшанка за проведение в ней коллективизации и за потерю своих лучших сынов (в основном мужчин в самом работоспособном возрасте) в годы Великой Отечественной войны. После этого она уже не могла оправиться.
Несмотря на все усилия властей, население Елшанки за последние 50 лет неуклонно сокращалось. Снижалось производство сельскохозяйственной продукции и животноводства. Закрылись школа, медпункт, библиотека. Окончательно добила село ликвидация колхоза в начале 90-х годов. Поля перестали обрабатываться. От колхозного хозяйства ничего не осталось. Все общественные постройки растащены, техника распродана. В селе осталось не больше 70-80 жилых домов, в основном, с пенсионерами преклонного возраста.
В списках избирателей по выборам Президента российской Федерации 4 марта 2012 года в Елшанке значится только 105 человек. А всего по данным Планского сельсовета, куда входит село, в нём насчитывается 131 житель. Фактически же проживает около 80 человек и только 5 не достигших по возрасту права голоса. Как неперспективное, Елшанка медленно умирает. Возродится ли она снова, пока неизвестно.

Примечания
1. Лебедев В.И., Лебедева Л.В. Засечные черты // Пензенская энциклопедия. - М, «Большая Российская энциклопедия», 2001. - с. 192-194.
2. Даты основания этих и других ниженазванных населённых пунктов взяты из «Пензенской энциклопедии» (М., 2001).
3. Бондалетов В.Д. Русские говоры на территории Пензенской области и их изучение // Вопросы географии Пензенской области и методика географии. - Л., 1971.-С. 111—123.
4. Полубояров М.С. Неверкино // Пензенская энциклопедия. - М., 2001.-С. 386.
5. О древнейшем дворянском роде Воронцовых и их деяниях можно узнать из книги «Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии». В 12 томах. Т. 3. М: Большая Российская энциклопедия, 1993. -С. 485-487.
6. Полубояров М.С. Большая Чернавка // Пензенская энциклопедия. -М., 2001.-С. 68.
7. Гладков Ф.В. Повесть о детстве. Гл. XXXII.— М.: Художественная литература, 1971.
8. Статистический сборник. Т. 10. Кузнецкий уезд. — Саратов, 1891. — С. 90-91.
9. Там же. С. 308-311.
10. Списки населённых мест Саратовской губернии. Кузнецкий уезд. — Саратов, 1913. - С. 24-25.
11. Список населённых мест Кузнецкого округа Средне-Волжской области. - Кузнецк, 1928. - С. 29-30.
12. Численность наличного населения сельских населённых мест
Пензенской области с указанием численно преобладающей
национальности (по административно-территориальному делению на 1
января 1960 г.). Неверкинский р-н. ГАПО. Фонд № Р-921. Опись № 10,
ед. хр. 7.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1549
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Уходящий говор (Елшанка Неверкинского района)

Сообщение expedA » 01 май 2015, 20:54

Ещё хотел бы найти источник, на который сслылается И.Ф.Шувалов:

Бондалетов В.Д. Русские говоры на территории Пензенской области и их изучение // Вопросы географии Пензенской области и методика географии. - Л., 1971.

Вернуться в История городов, сёл и деревень Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1