Золотая осень в селе Ершово Белинского района

Модераторы: expedT, expedA

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1260
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Золотая осень в селе Ершово Белинского района

Сообщение expedA » 06 ноя 2018, 20:30

Сейчас Ершово – забытый Богом уголок в Белинском районе, на границе с Тамбовской областью, куда в распутицу можно добраться только на внедорожнике. И мало кто знает, что два столетия тому назад здесь располагалось одно из самых блестящих культурных гнезд Пензенской губернии, сопоставимое с соседними Зубриловкой и Знаменским, – усадьба графов Разумовских.
(«Осколки дворянской России. Ершово». Газета «Улица Московская» №326 от 20.01.2010 года )

Для освещения темы «Золотая осень в Ершово» мной была использована статья Евгения Белохвостикова – журналиста, краеведа Пензенской области .
В одном из своих велопоходов мне пришлось проезжать вдоль реки Ворона окольными дорогами от города Кирсанов Тамбовской области через село Студенку до села Поим. Часто на этом участке попадались мощёные участки старой тамбовской дороги. Эта дорога шла по пойме или по пойменной террасе, минуя большинство оврагов, через которые проложена современная тамбовская трасса. Так, проехав длинное село Пересыпкино Тамбовской области, мы по старой дороге добрались до леса. С виду лес как лес, но, продвигаясь глубже, начинаешь понимать рукотворную деятельность человека в разбивке аллей, которые уже мало заметны глазу. И вдруг дорога привела нас к храму, так я очутился в селе Ершово.
Изображение
Основание села Ершова связано с родом Нарышкиных: кажется, земли получил боярин Лев Кириллович (1664-1705), дядя Петра Великого; а само поселение появилось при нем или его наследниках – вдове Анне Петровне (1670-1728) или сыне Иване Львовиче (1700-1734). Далее, анализируя родословные росписи, приходим к выводу, что оно было дано в приданое за Екатериной Ивановной Нарышкиной (1729-1771), вышедшей замуж в 1746 г. за графа Кирилла Григорьевича Разумовского (1724-1803).
Изображение
Усадьба в селе возникла уже при Разумовских.

Весь комплекс, от которого столь мало сейчас сохранилось, думается, появился здесь в начале XIX в. и был целиком выдержан в стиле классицизма. Место для этого было выбрано соответствующее – на западной окраине села, над берегом Вороны.

Изображение


Парк, довольно обширный, в основном состоит из лиственных пород деревьев, на их фоне выделяются многометровые исполинские сосны – возможно, когда-то они окружали парк по периметру. В глубине – кирпичные остатки фундамента главного барского дома, которые до сих пор периодически привлекают к себе кладоискателей (и гораздо реже – исследователей). Кажется, по крайней мере, ко второй мировой войне от дворца Разумовских осталось только это.
Рядом с парком, со стороны села, – несколько однотипных хозяйственных построек-амбаров; рядом с ними – кирпичные дома самых зажиточных крестьян (еще несколько таких разбросано по селу). В Ершово существовал свой кирпичный завод, так что усадьбу, амбары, церковь, эти дома строили из местного кирпича.
Изображение
Изображение

Инициатором создания усадьбы был тогдашний владелец Ершова, граф Алексей Кириллович Разумовский (1748-1822), министр просвещения при Александре I, сын последнего украинского гетмана, племянник морганатического супруга императрицы Елизаветы Петровны и дед поэта А.К.Толстого. Времена Алексея Разумовского – короткий век расцвета Ершовской усадьбы.
Именно на рубеже 1810-20-х гг. в Ершово заезжал поэт Евгений Баратынский (его собственное имение находилось в нескольких десятках верст отсюда, в Кирсановском уезде). Некоторые исследователи считают, что среди гостей Ершова были и князья Голицыны, владельцы Зубриловки. Вполне вероятно, что все они встречались здесь и с самим сиятельным владельцем усадьбы, но принимать их мог и Петр Гаврилович Беляев – управляющий имениями графа Разумовского, с 1805 г. постоянно живший здесь.

Изображение

Беляев почти сорок лет отслужил на военной, а затем на гражданской службе, в Выборге женился на шведке Шарлотте Андреевне Верениус. Их сыновья, Александр и Петр, стали декабристами.
По воспоминаниям старшего сына, отец был образованным человеком, хорошо знал классическую немецкую литературу, имел свою библиотеку. Уже тот факт, что в Ершовской усадьбе провели детство декабристы Беляевы, должен придавать ей мемориальную ценность. По сведениям М.С.Полубоярова, братья Беляевы жили в Ершово и с 1856 г., после каторги и ссылки

Подробнее о братьях Беляевых можно посмотреть здесь http://d1825.ru/viewtopic.php?id=5880&p=1 и здесь http://d1825.ru/viewtopic.php?id=5881


Единственная постройка усадьбы, дошедшая до нас практически в первозданном виде, – Троицкая церковь. Версия о том, что церковь создавалась именно как часть усадьбы, подтверждается и тем, что предыдущее ее здание находилось в другом месте – на теперешнем сельском кладбище (позже там построили часовню). Годы строительства – с 1803 по 1812-й, храмоздателем в клировых ведомостях значится граф Алексей Разумовский.
Он был видным масоном, одним из создателей и вице-президентом Библейского общества, но это не мешало ему строить православные храмы: во-первых, большинство масонов не отрицало Православия, во-вторых, храм строился, с точки зрения Разумовского, скорее как архитектурная часть усадьбы; и расположен он непосредственно за восточной границей парка.
Есть предположения о том, что Троицкий храм принадлежит авторству Александра Сергеевича Кутепова (1781-1855) – московского архитектора, практически полностью ныне забытого. Он остался в истории, прежде всего, как составитель шести архитектурных альбомов, а кроме того, как автор неосуществленного проекта храма Христа Спасителя. Именно его взял за основу и воплотил Константин Тон.
Впрочем, говорить об авторстве Кутепова в отношении ершовской церкви нужно с определенной осторожностью.
А.И.Дворжанский указывает, что храм построен «по проекту, близкому к проекту московского архитектора А.Кутепова»; «облик церкви напоминает проект московского архитектора А.Кутепова». То есть уверенности в том, что этот проект именно для Ершова разрабатывал именно Александр Кутепов, нет
.

Подробнее читай А.И.Дворжанского https://yadi.sk/i/U6LaSUP_FuodFw
Есть шанс, что Троицкая церковь построена по образцовому проекту Кутепова. Хотя первый из известных его альбомов издан уже в 1812-м – в год освящения ершовского храма – наверняка составлять свои типовые проекты он начал гораздо раньше, и, возможно, они уже имели определенное распространение. Но если знать, что авторству Кутепова принадлежит еще несколько церквей в усадьбах московской знати, более вероятной покажется версия о том, что и для Ершова зодчий создал специальный проект.

Изображение
Изображение
Изображение

Церковь изящна и пропорциональна, но никаких особых изысков и новаторства в ее объемно-пространственной композиции нет: четырехколонные портики у боковых приделов, купольная ротонда с четырьмя полуциркульными окнами, небольшая колокольня со шпилем. В наши дни особый интерес представляет иконостас Троицкой церкви – один из крайне немногих сохранившихся от эпохи классицизма.

Изображение
Изображение

Сами образа особым изяществом не отличаются (предположу, что их писал местный художник), но план и детали оформления явно разработаны опытным мастером – скорее всего, автором здания.
В целом храмовый интерьер сохранился здесь неплохо благодаря тому, что закрыт храм был меньше десяти лет, в начале 1945 г. здесь уже возобновились службы.
Говорят, что росписи в куполе и на алтарных сводах – Новозаветная Троица и Всевидящее Око – старые, а остальные в 70-х приглашали писать армян, и поэтому, якобы, все святые лики вышли похожими на них.

Девять икон в Троицкой церкви – из храма соседнего Пересыпкина 1-го (это уже Тамбовская область). В 30-х все иконы там выкинули, некоторые из них находили потом в поле. Свидетельством кощунства является икона Спаса Нерукотворного, на которой показывают следы лошадиных копыт.

А главная святыня храма – икона Божией Матери Милующая. Она стоит в особом киоте, выполненным благотворителями из Ульяновска, по левую руку от Царских Врат. Празднество ей совершается 24 июня. На него собирается много народу, на автобусах приезжают паломники из Поима, Невежкина, Белинского. По традиции, крестным ходом с Милующей иконой обходят вокруг храма (в последние годы выносится не сама святыня, а список с нее). Потом двое священников встают с иконой у западных дверей, а верующие проходят под ней, прикладываются ко кресту, и их кропят святой водой. Говорят, когда-то от Милующей совершалось чудо: ночью перед ней сама возгоралась лампада, а в 2002 г., на день ее чествования, и несколько раз до этого икона мироточила
.
Изображение

К сожалению, теперь этой иконы и ещё десяти в храме уже нет. Подробности см.http://www.penzainform.ru/press/report/2012/05/22/iz_starinnoj_tcerkvi_ukrali_chudo-ikonu.html

В церковной ограде сохранилось несколько могил людей, близких к храму. В нескольких метрах к северо-востоку от алтаря лежит каменная плита, с прямоугольным, почти квадратным углублением – очевидно, для несохранившейся металлической доски. По местному преданию, церковь строили немцы, один из них сорвался с крыши и разбился, и на этом месте в его память и был положен камень. Но более вероятно, что так обозначена могила Петра Беляева.

Изображение
К северо-востоку обнаружил два квадратных камня. Со слов Тамары Николаевны Абросимовой – старосты церкви - на них стояли две чугунные капители, которые найдены на других могилах. Сами памятники давно исчезли. Это ещё одна версия о могилах родителей декабристов Беляевых.
Изображение

А еще в юго-западном углу церковной ограды сохранилась яма, в которой ершовцы сами отливали колокол.
Однако особый интерес у всех гостей Ершова вызывает часовня, пристроенная к юго-западному углу храма над склепом 18-летней дочери одного из последних ершовских помещиков.
Ее постройку разрешил 31 июля 1893 г. Строительный комитет Пензенского губернского правления. Сообщалось, что проект заказала местная землевладелица Мария Ивановна Веригина – часовня возводилась над могилой ее юной дочери Екатерины Константиновны (1872-1890), а выполнил его «московский архитектор Михайлов». Он же взялся наблюдать за ходом постройки. По мнению А.И.Дворжанского, эта миниатюрная пятиглавая часовня-усыпальница «отличается удивительным изяществом, позволяющим отнести ее к лучшим творениям «русского» стиля на пензенской земле».
Выскажем осторожное предположение, что упомянутый архитектор – это Михаил Владимирович Михайлов (16 августа 1845 – 17 декабря 1899), похороненный в московском Скорбященском монастыре. В рейтинге, составленном рейтинговым центром Профессионального союза художников в
2002 г., он упоминается как «профессиональный архитектор»; очевидно, какие-то его постройки известны, однако мне ничего найти пока не удалось.
Часовня интересна не только внешним видом, ее интерьер также выполнен с большим вкусом. Настенные росписи – Новозаветная Троица, Распятие, Воскресение, Вознесение – и орнамент в стиле Васнецова заполняют собой все стены. Сохранились даже резные деревянные двери. А вот фарфоровый иконостас, говорят, украли в середине 2000-х гг.
Чуть левее центра часовни – саркофаг белого мрамора. Надписи на нем гласят: на западной стороне – «Екатерина Константиновна Веригина», на северной – «Родилась в Италии в Андорно близ города Биелла 28 октября / 9 ноября 1872 года» (первоначально было выбито «1878»), южная сторона не сохранилась. На крышке – крест с цитатой из Нагорной проповеди: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят»
.

Изображение
Изображение
Изображение

Вернуться в Достопримечательности Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1