Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Оригинальные суждения о природе, географии, истории и культуре Пензенского края. Загадочные объекты и находки

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2699
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение expedA » 10 мар 2023, 16:51

Интервью Александра Николаевича Голякова https://www.penza-press.ru/news/history-of-penza/51122/

Изображение

Житель Пензы Александр Голяков обратился в редакцию информационного агентства «Пенза-Пресс», чтобы рассказать о своей версии местонахождения первого в городе Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. Его догадки кардинально отличаются от предположений, которые ранее высказывал Заслуженный работник культуры Пензенской области Александр Дворжанский.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2699
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение expedA » 18 мар 2023, 19:19

Добрый вечер! Александр Николаевич Голяков и Александр Игоревич Дворжанский продолжают архивные поиски. Тема поиска монастыря становится для нас предметом настоящего краеведения, состоящего из полевого и архивного исследования.
Следующая публикация Александра Дворжанского на сайте Пенза-пресс https://www.penza-press.ru/news/history-of-penza/51320/
14.03.23
История Пензы

Поиски Предтеченского монастыря: Александр Дворжанский поделился мнением о новой гипотезе


Заслуженный работник культуры Пензенской области Александр Дворжанский поделился с ИА «Пенза-Пресс» мнением о версии краеведа Александра Голякова, который считает, что первый монастырь Пензы, Иоанно-Предтеченский, находился у моста недалеко от въезда в Ахуны.


Разбор представленных Александром Голяковым доказательств о расположении Предтеченского монастыря на месте Тихоименитого хутора Спасо-Преображенского монастыря, то есть справа от моста при въезде в Ахуны, начнём с названия хутора.

По мнению Александра Голякова, слово «тихоименитый» может означать следующее: «смирный, спокойный и широко известный, знаменитый», а дальше проводится связь названия с монастырём: «Значит, его усмирили, успокоили, а ранее оно было знаменитым. Я уверен, что речь идет о том, что раньше на месте строения хутора был именно Иоанно-Предтеченский мужской монастырь».
Не нужно ничего выдумывать и пытаться найти какие-то ассоциации, поскольку всё предельно просто. Заглянем в церковнославянский словарь и посмотрим, что означают созвучные слова «христоименитый», «богоименитый». Это «носящий на себе имя Христово» (христианин), «названный по имени Божию». Отсюда: «Тихоименитый» – именуемый, названный, называемый «Тихим». «Тихий хутор» и «Тихоименитый хутор» – одно и то же.

Как видим, уверенность, если она опирается только на название, очень легко поколебать. Для пущей уверенности нужны веские документальные доказательства. И они, на первый взгляд, вроде бы есть. Нам приводится следующий архивный документ: «По словесным преданиям, слух (выделено мной. – А. Д.) носится от Пензенских старожилых людей, что Пензенский мужеский монастырь первоначально построен был за рекою Сурою, на востоке против города Пензы в дремучих и темных лесах на поляне, называемой Какушкина пристань, где ныне монастыря сего хутор». Выделенные слова сразу же опровергают всю документальность (то есть опору на факты) источника: слух не может являться фактом, действительным событием, которое произошло.
Содержание документа тоже весьма противоречиво: монастырь построен «в дремучих и тёмных лесах на поляне, называемой "Какушкина пристань", – то есть у самой речки, а не в лесу. К тому же всё-таки хутор был устроен не на этой поляне, а по другую сторону моста, которого тогда ещё не было, как и самой дороги на Пензу, она проходила ниже по течению, за Какушкиной пристанью. На старых картах это можно видеть. Но это уж так, попутно. Главное, – что указанное местонахождение не является достоверно известным, а вычислено на основании слухов.
Изображение


Кстати, пользуясь случаем, позволю себе порассуждать: а зачем здесь сделали пристань, если Ахуны ещё не были заселены?
Изображение


Старые карты объясняют и это.
На одной из них мы видим, что в центр к дому лесника сходятся все дороги. Отходящая вправо, обозначенная красным цветом, называется «Лашманская». Лашманы – это люди, которые заготавливали корабельный лес для постройки флота России, главным образом татары. Одну лесную дорогу-лашманку мы знаем близ села Индерка Сосновоборского района. Оказывается, у нас в Ахунах находилась своя такая же дорога, по которой к реке доставлялись корабельные сосны, произраставшие от Ахун до Селиксы (Кижеватово), где и проживали лашманы, набираемые из мордовского населения, приписанные к Казанскому адмиралтейству. Тема, достойная самостоятельного изучения.

Эта дорога сейчас уходит в Заречный, до реки же она не продолжалась. Видимо, от дома лесника брёвна зимой доставлялись по естественному ложу – по льду ручья, впадающего в Суру как раз у Какушкиной пристани. Весной по полой воде брёвна, связанные в плоты, или же на судах доставлялись в Казань на верфь, где из них строились корабли. Когда здесь лашманская повинность прекратилась, пристань стала не нужна.

Интересно, что каждая дорога, отходившая от дома лесника, имела своё название. К югу уходила Кичкилейская дорога. На запад (нанесена красным цветом) шла дорога Терновская (она же на Пензу). Севернее – дорога, называемая Дедова (тоже в Пензу). На север через дом лесника проходила дорога Игуменская – от Игуменского хутора Троицкого женского монастыря (район бывшей психколонии), территория которого, близкая к квадрату, обведена синим цветом. Эта дорога выводила на тракт «Пенза – Городище», по другую сторону которого Архиерейская дорога вела к Архиерейскому Светлоколодезному хутору.
Итак, будем считать, что документального подтверждения местонахождения Предтеченского монастыря в районе Тихоименитого хутора автор новой версии не привёл. А оно вообще-то есть? Да, конечно.

Первый источник – это книга В. В. Зверинского о монастырях, где сказано, что Предтеченский монастырь располагался «в 4 верстах от Пензы, в называющемся Большом Сурском лесу, на Белой горе неподалёку от нынешней Мочаловской мельницы». Если под Белой горой понимать не конкретную локализованную гору, а район или, как пишет Александр Голяков: «всю территорию у Ахун называли Белой горой», то найти монастырь по такому «адресу» – всё равно что искать иголку в стоге сена.

Некоторые даже считают, что Белая гора и вовсе находится не за Сурой. Что Белая гора и Божья гора, где расположен дачный массив, – это одно и то же. Специально для них привожу выдержку из документа Святейшего Синода: «Граждане Пензы, со своей стороны, предложили средства для построения монастырских зданий и двух деревянных церквей, предлагали также построить скотный двор и наградить всяким скотом, ходатайствуя о позволении построить вновь Предтечев монастырь, на Божьей ли горе, или на прежнем месте – на Белой горе, по реке Суре…». Как видим, здесь речь идёт о двух совершенно разных местах.

Второй документ – краткая записка Бориса Николаевича Гвоздева, 20 июля 1924 года посетившего с проводниками место Предтеченского монастыря, которую Александр Голяков приводит в пересказе. Так не делается. Нужно давать читателям сам документ. Вот он: «Был на месте, где, по прежним предположениям, находился Предтечев монастырь, в местность, называемую «клады». Место обнесено с двух с половиной сторон канавой, а с одной стороны овраг. В средине небольшое местечко огорожено жердками, уже обрушившимися, в средине этой изгороди столб (тоже повален), на нём была деревянная икона. Местность довольно дикая, есть несколько ям неправильной формы. Необходимо произвести хотя бы маленькие раскопки. «Клады» находятся дальше т. н. «Нового Афона», нужно итти вдоль канавы налево, перейти грань Молошниковского леса. По словам проводников, местность «Белая Гора» около Ахун существует приблизительно в 1 версте вверх по Суре». Для определения местоположения монастыря написано, прямо-таки скажем, невразумительно.
Но обратите внимание на выделенные мною слова: они дают нам ориентир, утверждающий, что Белая гора, где, согласно Зверинскому и синодальному документу, располагался Предтеченский монастырь, находится в районе «Русской охоты» и «Белого омута», не доходя Бурчихи. На этой (как мы считали) горе в прошлом году и пытались найти какие-либо остатки монастыря. Но ничего не нашли. Так, может, гора не та или это гораздо большая территория?

Прежде чем ответить на этот вопрос, приведём третий и, можно сказать, главный документ о местоположении монастыря, который как-то остался вне поля нашего зрения. В 13-м номере «Пензенских епархиальных ведомостей» за 1902 год был напечатан материал об упразднённых монастырях, в том числе и о пензенском Предтеченском монастыре, о котором сказано: «Находился в 4 верстах от г. Пензы в «большом Сурском лесу», на урочище, именуемом «Белая гора».

Не на самой горе, а на её урочище. А что такое урочище? Есть несколько объяснений этого слова. Например, «любой географический объект или ориентир, о названии которого договорились люди». Но тогда и Белая гора – тоже урочище.

Или другой перевод: «Место, выделяющееся по каким-либо признакам из окружающего ландшафта», - то есть, по сути, всё, что особо заметно на фоне остального. Но тогда это может быть и гора, и овраг, и Белый омут, и даже ресторанно-гостиничный комплекс «Русская охота».

Так мы можем гадать сколько угодно. Нужна какая-то подсказка. Чтобы её найти, пришлось в госархиве Пензенской области просмотреть несколько десятков старых планов, и на двух из них встретилось это название в дореволюционной транскрипции – «Урочище Белыя горы», что надо понимать не как множественное число «Белые горы», а как «Урочище Белой горы».

Чтобы легче было представить себе нахождение этого места, подскажем, что изображённый на чертеже в верхнем правом углу топор соответствует «Русской охоте». А само урочище лежит не на горе, а у её подошвы, по левую сторону дороги, ведущей в Бурчиху.
Изображение

Вот здесь и нужно искать остатки Предтеченского монастыря. Это строго соответствует имеющимся документам. Территория довольно большая. Но работа стоит того, так как в этом году исполнилось ровно 300 лет с момента уничтожения монастыря.

4 февраля 1723 года Святейший Синод издал указ, в котором говорилось: «…оный Предтечевский монастырь, в котором ныне настоятеля не имеется, разобрать до основания, а братство… перевесть и всякую церковную утварь, и ризную казну, и прочее, что ни есть, всё с землями и угодьями, описав, отдать в Спасский Преображенский…».

Так погасла лампада возносимых в этом месте молитв к Богу, начало которым было положено ещё до основания Пензы. Пусть же спустя 300 лет здесь вновь возродится молитвенное общение с нашим Творцом. Но сначала всё-таки нужно найти материальные подтверждения того, что обитель располагалась именно здесь.

P. S. Если мы посмотрим на последний план, то увидим, что постройки Тихоименитого хутора Спасо-Преображенского монастыря находились близ теперешнего моста, у самого ручья Тёплый колодец. Кстати, название ручья, видимо, неслучайно: пока родниковая вода, протекая по одноимённому оврагу, попадала в устроенный монахами у своего дома колодец, она успевала хорошо прогреться.
Изображение

Это местоположение построек опровергает версию И. С. Антонова, который в своей книге «Ахуны: история и современность» писал, что Предтеченский монастырь основан на территории современных Ахун, и его монашеские кельи располагались на территории нынешних улиц Сплавная и Дачная. Там в советское время были найдены клад серебряных монет, иконка Сергия Радонежского, крестик, подсвечник и т. д., что и дало основание автору для такого утверждения.

В его книге даже приведена фотография монастырского пруда, который, как он считает, «одно из самых старых гидротехнических сооружений Пензенской области». И даже указывает фантастическую дату, когда он был сооружён, – 1570-е годы.
Но мы-то теперь знаем, что первые постройки Тихоименитого хутора стояли у теперешнего моста через старицу. Следовательно, в то место, где расположен пруд, они были перенесены монахами уже позднее – от суеты и свалки на Какушкиной пристани. Выше по течению реки, на расстояние 500 метров от ручья Тёплый колодец, где хутор снова стал «тихим», каким ему и полагается быть исходя из названия.

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2699
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение expedA » 05 апр 2023, 17:22

Добрый день! Поиски Иоанно-Предтеченского монастыря продолжаются. Источник:https://www.penza-press.ru/news/history-of-penza/52310/
04.04.2023 г.
Поиски Предтеченского монастыря: пензенский краевед получил данные о старинном кладе

Изображение
В деле поиска местоположения первого пензенского монастыря – Иоанно-Предтеченского появились новые факты. По словам краеведа Александра Голякова, ему удалось изучить опись клада, который был найден в 60-х годах прошлого века в Ахунах. Он уверен, что возраст монет доказывает правильность его теории о том, что монастырь был справа от моста при въезде в микрорайон.
Но начнем по порядку. Местонахождение Иоанно-Предтеченского мужского монастыря является большой загадкой пензенской истории, над решением которой бились многие исследователи. Территорию, где находилась святыня, установить достаточно сложно из-за крайне скупых сведений, которые сохранились до наших дней.
Это связано с тем, что в царское время историю монастыря намеренно предали забвению. В 1722 году его монах Варлаам на Базарной площади в Пензе объявил Петра I антихристом и устроителем пагубных реформ. После этого обитель разобрали, а монахов перевели в Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Датировка монет

Работая над решением загадки о местонахождении монастыря, Александр Голяков решил изучить данные о кладе, который в своей книге об истории Ахун упоминал краевед Иван Антонов. В издании указано, что находка была сделана в 1964 году на переулке Сплавном. В этом же районе, считал Иван Антонов, и был Иоанно-Предтеченский монастырь.
Изображение

«Но никаких подробностей, документов о нем не было приведено. Поэтому в таком виде информация о кладе не могла служить подтверждением его версии. Чтобы заполнить эту информационную пустоту, я обратился в Пензенский государственный краеведческий музей. Спустя некоторое время сотрудниками музея были найдены интересующие меня сведения. Клад оказался уникальным по своему содержанию и значению», – рассказывает Александр Голяков.

Краевед сообщил: в описи указано, что в кладе, который нашли на огороде в Ахунах, обнаружено более 1600 серебряных монет, научно определено 104 из них. Они были созданы в период от времени царствования Василия Шуйского до Петра I, самая поздняя датирована 1716 годом. Примечательно, что экспертизу проводил известный советский нумизмат, сотрудник «Эрмитажа» Иван Георгиевич Спасский.
Изображение


«К каким выводам можно прийти исходя из полученной информации? Во временной период, который задает датировка клада, в этой местности находился только Предтеченский монастырь. И ничего более. Временные рамки существования монастыря и клада совпадают. Уже значительно позже, после указа Петра I от 1722 года, здесь появляется лесная стража. Поэтому вывод однозначен: клад принадлежал монастырю. Сбережения монастыри обычно прятали в стенах церквей, закапывали в землю на территории культового сооружения либо вблизи. Из этого следует, что там, где был найден клад, и находился монастырь. Главный вывод: пензенский Предтеченский монастырь находился на территории современных Ахун», – утверждает Александр Голяков.

Новое доказательство

Краевед уверен, что новый факт подтверждает ранее высказанную им теорию, которую он описал в своей книге «Пензенский Предтеченский монастырь: поиски и находки» (0+) и озвучил читателям ИА «Пенза-Пресс». В ней он опирается на информацию старых карт и описанные свидетельства местных жителей. Александр Голяков считает, что его теория совпадает с предположениями Ивана Антонова о том, что следы монастыря следует искать недалеко от въезда в Ахуны.

Спор двух краеведов

Против теории Александра Голякова ранее выступал Заслуженный работник культуры Пензенской области Александр Дворжанский . Он считал, что Иоанно-Предтеченский монастырь нужно искать в другом месте, в районе Бурчихинских склонов.
Александр Дворжанский также был не согласен с трактовкой топонима «Тихоименитый хутор», которую в доказательство своей теории приводил оппонент. Вот что по этому поводу отвечает Александр Голяков:
«Предлагаю свою реконструкцию истории возникновения названия «Тихоименитый». С появлением хозяйственной необходимости построения хутора [Спасо-Преображенского монастыря, который был здесь позднее] встал вопрос о том, где его возвести. А самое удобное место уже было найдено ранее. Приняли решение там и строить, где был [ранее Иоанно-Предтеченский] монастырь. Но как назвать? Не по ручью же [Теплый колодезь]. Хотелось в названии сохранить память о монастыре. Очевидный, на первый взгляд, вариант: Предтеченский хутор. А позволит ли властная местная цензура пропустить это? Ни в коем случае, ведь «Предтеченский» – это память о преступлении. И вот в результате творчества игумена и братии Спасо-Преображенского монастыря появилось на свет «Тихоименитый».

Кроме того, Александр Дворжанский указал, что оппонент ссылается на документ 1841 года. В нем указано, что, по словам старожилов, «Пензенский мужеский монастырь первоначально построен был за рекою Сурою, на востоке против города Пензы в дремучих и темных лесах на поляне, называемой Какушкина пристань». По мнению Заслуженного работника культуры Пензенской области, в исследованиях не стоит опираться на слухи.
Изображение

«Я и не утверждал, что приводимый документ является прямым доказательством. Оно – косвенное. Да, предание, легенда, слух. Но ценность его велика. Во-первых, это документ о Предтеченском монастыре. А они единичны, их крайне мало, и поэтому каждый из них важен. Во-вторых, он датирован 1841 годом. А самый «древний» документ, на который ссылается Пензенская энциклопедия, датирован 1866 годом. В-третьих, это единственный документ, в котором ТОЧНО указывается местоположение монастыря. Нельзя сбрасывать со счетов такой архивный источник».

Конечно, ставить точку в поисках местонахождения Иоанно-Предтеченского монастыря пока рано. А в спорах рождается истина.

P.S. Александр Голяков выражает благодарность за помощь заместителю директора Пензенского краеведческого музея Сергею Александровичу Никушкину, работникам Государственного архива Пензенской области и Валерию Юрьевичу Малышкину.

Елена Юсупова

Участник
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 30 дек 2014, 16:42
Имя: Александр

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение Лесник » 15 июн 2023, 07:31

На сайте Пензенской Лермонтовской библиотеки в разделе "Электронная библиотека" можно читать и скачать книгу "Пензенский Предтеченский монастырь: поиски и находки".
Изображение

ЧИТАТЬ: https://dl.liblermont.ru/DL/May_23/Penzenskij_predtechenskij_monastyr.pdf/download/Penzenskij_predtechenskij_monastyr.pdf

Пред.

Вернуться в Загадки Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1