Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Оригинальные суждения о природе, географии, истории и культуре Пензенского края. Загадочные объекты и находки

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
В сети
Аватар пользователя
Сообщений: 1179
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение expedT » 04 дек 2014, 20:23

Архив темы:
---------------------
expedA писал(а):28.01.2013 22:49
Когда край оказался более или менее защищенным от набегов, начинается его усиленная колонизация русскими. Царское правительство раздает мордовские земли боярам, помещикам, служилому люду, а также мордовским и татарским мурзам. Помещики, пользуясь правом феодальной собственности, всеми средствами стремились увеличить свои земельные владения - пашни, луга, леса за счет захвата мордовских земель. Правительство охотно раздавало земли мордвы монастырям и церквям, которые в большом количестве строились на захваченных территориях. Среди них выделялись крупнейшие по тому времени Пурдошанский монастырь, основанный в 1573 году, Никольско-Черниевский, построенный в 1583 году, Иоанно-Предтеченский, основанный в Засурском лесу близ Пензы в этот же период и др. (И.С.Антонов «Лесные люди»)


Предтеченский монастырь был упразднен по указу в 1722 году за причастность монаха Варлаама (в миру Василия Левина) к расколу. Здания были разобраны, монахи переведены в Пензенский мужской монастырь. Ему же были переданы его леса и земли.
Монашеские кельи, два храма и хозяйственные постройки располагались на территории нынешних улиц Сплавная и Дачная.
(И.С.Антонов, Н.Н.Кривоносов «Курорт Ахуны»)


Многие монахи бежали в ближайшие леса и жили в землянках. (со слов И.С.Антонова).


У А.И.Дворжанского видел старую фотографию из коллекции И.С.Шишкина:
Изображение

Вопрос: Где находится место, изображенное на фотографии, и связано ли это с приведенными выше цитатами?

---------------------
Boogor писал(а):29.01.2013 11:40
Монастырь в Ахунах находился где-то здесь. Один мой товарищ живет там рядом с местом, где якобы находились хозяйственные постройки монастыря. Я от местных слышал о разных намеках на бывший монастырь в этом месте (копали, - наткнулись на бревна, остатки следов монастырской кухни, чего-то находили раньше еще, намекающее на его дислокацию). По фото сейчас вряд ли что определишь, деревья и заборчики - плохие ориентиры спустя много лет. И, скорее всего, фотография именована условно, вероятно в смысле "дорога к бывшему монастырю, к месту где он когда-то был", ведь монастыря на момент съемки уже давно не было.

Изображение

Кстати, версия с оккупирующим захватом мордовских земель довольно спорная и уже давно не однократно дискуссировалась историками.
Например, цитата:
Некоторые современные авторы движение Русского государства на Юг, Юго-Восток и Восток уподобляют катку, беспощадно подминающему под себя территории, народы, культуры. Фактически действия России в отношении присоединенных территорий далеко не всегда основывались на насилии. Если бы оно преобладало, то к началу XX века, безусловно, исчезли бы татары, удмурты, марийцы, мордва, коми, чуваши… Как это происходило в Средние века в Европе, где были уничтожены физически, либо потеряли национальные особенности в результате христианизации авары (испанские), лангобарды, пикты (бритты), ободриты, лютичи, ятвяги, десятки других. На территории России исчезли только весь, мерь и мурома, да и те в результате крещения и адаптации в новой культурной среде. Лишь один народ, буртасы, пал жертвой монгольских завоеваний, его остатки растворились бесследно среди народов Среднего Поволжья.


Источник: РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В 16 – НАЧАЛЕ 18 ВВ.: ПО ПУТИ ЭКСПАНСИИ ИЛИ ВЫЖИВАНИЯ? (М.С.Полубояров)

---------------------
expedA писал(а):29.01.2013 20:26
Версия расположения в 17веке монастыря в пойме реки Суры у меня вызывала сомнение уже давно.На том месте, возможно, было подворье Спасо-Преображенского монастыря. А.И.Дворжанский показал на днях листочек дневника  Бориса Николаевича Гвоздева - заведующего историческим отделом Пензенского естественно-исторического музея в 1922г. В нём говорится: "Был на месте, где, по прежним предположениям, находится Предтечев монастырь, в местность, называемую "клады". Место обнесено с двух с половиной сторон канавой, а с одной стороны овраг. В середине небольшое местечко огорожено жердками, уже обрушившимися, в середине этой изгороди столб (тоже повален), на нём была деревянная икона. Местность довольно дикая, есть несколько ям неправильной формы. Необходимо произвести, хотя бы маленькие, раскопки. "Клады" находятся дальше т.н."Нового Афона"...... ."
Ps. Место это, я думаю, должно быть высокой пойменной террасой.

---------------------
Лесник писал(а):24.06.2013 22:09
Там высокое место. Находился игуменский хутор.
Изображение

---------------------
expedA писал(а):12.08.2013 20:54
Монастырь находился в двух верстах от Ахун и это был 17век.

---------------------
Boogor писал(а):13.08.2013 09:19
Тогда "Игумновский хутор" - это и есть "подворье монастыря".

А если принять, что Ахуны долгое время были лишь кумысной фермой в районе современного моста через старицу, и то, что верста - чуть больше 1 км, то, получается, что предполагаемая площадка монастыря располагалась где-то южнее зареченской станции водоочистки, направлением дорогой на Бурчиху.
Может быть это полянка с родником (источник водоснабжения!) и остатками старых громадных сосен, где тренируются проходить полосы препятствий наши молодые туристы. Или территория "Русской охоты", но здесь местность низменная, могла заливаться в паводок. Причем предположение - только в одну, наиболее вероятную, сторону от "кумысного заведения". В первом случае (полянка с соснами), овраг есть. Надо искать "две с половиной канавы".

Попробовал наложить кусочек довольно неточной карты на спутниковый снимок. Длина красной стрелки - 2 км. Направление - на юг от "Кумысного заведения" (см. где север в правом верхнем углу).

Изображение

---------------------
expedA писал(а):13.08.2013 21:53
Я тоже думаю, что искать надо в этом районе.

---------------------
Лесник писал(а):14.08.2013 18:48
Откуда
expedA писал(а):Монастырь находился в двух верстах от Ахун
?
В 1904 году Пензенской ученой архивной комиссией было заявлено о том, что монастырь найден и находится в 7 верстах от дач Ахуна.

---------------------
expedA писал(а):14.08.2013 23:49
История поиска монастыря длится давно[align=center]Изображение
Изображение[/align]
"По словам проводников "Белая Гора" около Ахун существует приблизительно в 1версте вверх по Суре" ,- из записок Б.Н.Гвоздева

---------------------
expedA писал(а):14.08.2013 23:58
Сегодня организовали вылазку на поиски места расположения Иоанно-Предтеченского монастыря, построенного в 1583г.
Ровная площадка, где, возможно, был храм, имеется только у родника, чуть повыше.
Выше по склону обнаружено большое количество ям. Ямы образовались в результате провалов, т.е. подземные воды вымывали глинисто-песчаные слои в грунтах, сложенных из песчаника и опоки, в полости проникал воздух и поверхностные воды, своды песчаника разрушались и происходили обвалы. По всей видимости, это место и называлось в народе "клады"[align=center]».[url=http://s5.uploads.ru/hZyrB.jpg[align=center]]Изображение[/url]
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение[/align]

---------------------
expedA писал(а):15.08.2013 00:01
Поиски не закончены :nope:

---------------------
Лесник писал(а):15.08.2013 06:05
Происхождение ям иное. Это следы добычи камня жителями Ахун. И не только. Работники фабрики Сергеева возили камень для укрепления берегов Суры.

---------------------
Boogor писал(а):15.08.2013 13:27
Лесник писал(а):Это следы добычи камня жителями Ахун

Это мы знали заранее и такая версия возникла сразу же при беглом осмотре ям. Но одно обстоятельство не дает ответить на этот вопрос так просто.
При осмотре стен ям видно, что камни попадаются, как и в большинстве мест вокруг, но камни чаще в виде включений, т.е. больше грунта чем твердой породы. Тогда следует, что грунт должен был отваливаться на месте. Нет смысла возить грунт так далеко, нужны ведь только камни. Подобного грунта можно, при необходимости, найти много и поближе.
Но отвалов нет. Нет отвальной бровки, как у виденных ранее подобных карьеров.
Изображение Изображение
Изображение Изображение
Изображение
На последней фотографии нора какого-то зверя у основания одной из ям. При рытье норы зверь выбрасывал камни, их, хоть и плохо, но видно на переднем плане. В основном щебень, самый крупный с кулак.
По стенам норы тоже можно судить о характере грунта. Не каменные стены. :)
Так что все так просто не объясняется, вряд ли камни здесь залегали своеобразными линзами, которые и изымал ахунский народ.
Да и возить к реке камни не рационально из этого места, т.к. есть место гораздо ближе, в районе обрывов "Русской охоты". Помните, где биатлонное стрельбище было, например.
Может быть и это был карьер, но какой-то он странный. Добытчикам камня, игнорируя рельеф, надо было подниматься далеко на гору, чтоб не искать камни поближе. Была версия и о том, что где-то должны были жить пленные в Ахунском лесу. Но на остатки землянок такой рельеф тоже не тянет, да и площадь, занимаемая ямами очень большая. Это на целый "концлагерь" тянет, а такового в Ахунах никто не припоминает. Ямы оборонительной линии просматриваются четко, но гораздо ниже родника, ближе к дороге на Бурчиху и еще ближе к старице, но те все явно позиционные, с бровкой по фронту и это совсем другая "песня".
Наверное надо еще подумать и дополнительно исследовать сей район.

Тему о местонахождении военнопленных немцев в Ахунском лесу см. здесь - Где жили пленные в Ахунском лесу?

---------------------
zulus писал(а):15.08.2013 23:08
Наверное надо еще подумать и дополнительно исследовать сей район.


Не стал открывать новую тему, решил дополнить эту. Сегодня исследовал территорию леса, что ниже "Русской охоты", напротив дач, что вдоль старицы. Там глубокий овраг с ручьём. Наверху оврага концентрированное скопление камней. Вдоль оврага, вероятно, чернокопами оставлена одна выкопанная могила (углубление под человеческое тело) и три выкопа побольше (ямам явно не один год).
Порывшись немного, в центрах двух выкопов обнаружил вот это:
1)
[align=center]Изображение[/align]
2)
[align=center]Изображение[/align]
Подскажите, как эти штуки называются (скрепы?)
Не было ли такой приметы, чтобы в основание закладки строения (землянки?) зарывать подобные железяки.
Сохранность, кстати, у них сравнительно приличная. На какой примерно возраст можно ориентироваться?

---------------------
Дмитрий Л. писал(а):16.08.2013 11:12
это может быть стропильная или кровельная скоба.

---------------------
zulus писал(а):16.08.2013 11:34
Точно, - скоба.
При случае сфотографирую эти выкопы. Пока же по памяти: типа траншеи около метра в глубину. В длину метров по семь; со стороны оврага линия ровная, с другой – несколько полукругов. Скобы были в центре, ещё см. на 10 глубже основного выкопа.
Из ритуалов известно: «При закладке фундамента в него бросают зерна и несколько монет на богатство, удачу и счастье…»
Но здесь нет фундамента, - землянка, могила? Не знаю…

---------------------
zulus писал(а):19.08.2013 21:38
Сегодня с Лесником побывали на месте ям.
Краткий фотоотчёт.

Овраг, край которого обследовали:
[align=center]Изображение[/align]

Могила (?):
[align=center]Изображение
Изображение[/align]

Фото трёх ям:
[align=center]Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение[/align]

По снимкам всё-равно сложно понять, что к чему, поэтому попробую объяснить на словах.
Все три ямы однотипны по строению: метров по 10 в длину, около метра в глубину, край со стороны оврага прямой, противоположный представляет три полукруга (центральная часть наиболее большая, наиболее ровная, наиболее пологая с краю).

В качестве рабочей версии пока остановились на том, что когда-то это могли быть землянки, края которых ныне округлились - осыпались. В землянках могли жить те же монахи того же расформированного Иоанно-Предтеченского монастыря (согласно Антонову, укрывшиеся в близлежащих лесах). Заложенные по центру скобы могли быть припрятанными орудиями самообороны...

---------------------
Дмитрий Л. писал(а):19.08.2013 22:02
ямы в лесу часто встречаются и не только в Ахунском.

---------------------
zulus писал(а):19.08.2013 22:41
И везде в трижды трёхчастном виде?

---------------------
Дмитрий Л. писал(а):20.08.2013 09:54
нет конечно, разные, а так бы с удовольствием присоединился бы к вашим поискам.

---------------------
expedA писал(а):04.12.2013 18:10
В этом художественном произведении упомянут Иоанно-Предтеченский монастырь. http://thelib.ru/books/mordovcev_daniil ... listy.html

---------------------
Дмитрий Л. писал(а):04.12.2013 18:13
Спасибо! если руки дойдут почитаю.

---------------------

Участник
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 01 фев 2015, 20:25
Откуда: Московская область
Имя: Дмитрий

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение Дмитрий-13 » 01 фев 2015, 20:51

Добрый день, мой прапрадед Артоболевский Владимир Алексеевич, был последним священником Архангельского храма (1915-1930) в селе Б.Левино. После его отъезда в Москву, местные комсомольцы вскрыли родовой склеп Левиных, расположенного в церковной ограде. Якобы была найден сосуд с заспиртованной в ней головой того самого монаха Варлаама, из-за пророчества которого и был разобран Предтеченский монастырь..(в свете последних откровений про Петра, может по этому так серьезно и отнеслись к предсказаниям монаха Варлаама?).
Отец Владимир в 1938 г. вновь приехал в Пензу, чтобы управлять епархией без архиерейского участия. В октябре 1939 его арестовали, умер он в 41 году в ИТК № 1, которая по странному стечению обстоятельств располагалась так же как и монастырь - в Ахунах.
Однако я не знаю точного места нахождения с привязкой к местности, если у кого есть информация по предвоенному расположению ИТК № 1 в Ахунах большая просьба поделиться информацией. Насколько я знаю там умерло очень много заключенных..вроде обсуждалось даже установка памятного креста.
По теме: http://old-penza.livejournal.com/12303.html
Фото остатки храма в Б.Левино.
ИзображениеИзображение Изображение

Участник
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 27 янв 2015, 12:11
Имя:

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение К. Селифанов » 07 дек 2015, 16:55

Несколько синодальных первоисточников, которые указывают местоположения Предтечьева Монастыря. Источник № 3 сообщает, что прежнее место монастыря находится в 4-х верстах от Пензы «на Белой горе по реке Суре». Источник № 5 уточняет: «на Белой горе неподалёку от нынешней Мочаловской мельницы».
Анализ этих топонимов позволяет предположить качество, обозначаемых ими, топографических объектов. "Белая гора" - гора, склон или обрыв с более светлым цветом грунта, нежели окружающие (возможно выходы мела, гипса и пр. пород). "Мочаловская мельница" - топоним конца XIX в. Вероятно, мельница была поставлена не на сурском форватере, а в протоке и ли на, впадающем в Суру, заовраженном ручье. Эта плотина, объект не древний, и за сотню лет безследно исчезнуть не могла. Два узнаваемых объекта, плюс азимут или дорога в 4 версты: этих данных достаточно, что бы выделить из группы грунтовых складок те, которые относятся именно к Предтечеву монастырю, а не к иной хозяйственной деятельности.
Вторая точка, предопределяемая первоисточниками - Божья гора. Конечно, монахи Предтечьева монастыря здесь не жили, но хозяйственную деятельность вели. Есть надежды на изыскание артефактов.

https://sites.google.com/site/penzakoto ... v-monastyr

Модератор
В сети
Аватар пользователя
Сообщений: 1179
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение expedT » 08 дек 2015, 21:34

Вариант "Белой горы" - склон на территории "Русской охоты". Это согласуется со схемой в сообщении Boogor 13.08.2013 09:19

Вопрос к туристам-водникам, кто путешествовал по Старой Суре: есть ли там еще места, которые подходят под название "Белая гора"?

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение Boogor » 08 дек 2015, 22:28

К. Селифанов писал(а):«на Белой горе по реке Суре»


expedT писал(а):Вариант "Белой горы" - склон на территории "Русской охоты"


А местность с названием "Белый омут" не наводит ни на какую мысль? Опять район "Русской охоты". И родники там есть. Обязательно надо учитывать, что должен быть рядом источник питьевой воды для обеспечения одного из условий возможного проживания монахов (размещения монастыря).

Татьяна, ты права - намекая что нет там больше никаких "гор". От самой плотины Сурского моря Старая Сура течет по низине, и только непосредственно рядом с затоном Белый омут попадается первая (и единственная!) гора. Возможно она и есть Белая(?).
И ниже по течению никаких гор больше нет. Когда-то Сура почти "лизнула" высокий берег только в этом месте, а потом уходит западнее и далее на север мимо Ахун и к Пензе по низине.

Осмелюсь предположить, что гидроним "Белый омут" возник от названия близ расположенной Белой горы. Меньшая вероятность в обратной зависимости. Вряд ли кто-то усмотрел этакий омут (затон) с молочной водой. Скорее обрыв со светлым грунтом (или голым от деревьев заснеженным местом на крутом и высоком скате) правого берега, возможно, был когда-то назван "Белой горой".

Помните, мы когда-то обсуждали вот эту фотографию
Изображение

Она как раз снята с места (подножья) начинающейся за спиной фотографа горы.

А вот и сама, не очень, конечно же, высокая, но, сравнительно с близлежащей местностью, все же - "гора", которую можно вполне назвать Белой:

Изображение

Надо будет пересмотреть записки И.И.Спрыгина. Я уже писал ранее:
И.И.Спрыгин посещал затон Белый омут 6 августа 1915 года, о чем он пишет в своей статье "Растительность рек и озер окрестностей Пензы" (Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск IV, под ред.А.А.Солянова, Департамент культуры пензенской областной администрации, Пензенский государственный объединенный краеведческий музей, Пенза: 1993, стр.37). В это время И.И.Спрыгин затон описывает как "затон по правому берегу Суры под названием Белый омут... представляет небольшую заводь...".

Может быть он где-то вскользь упоминал о каких-нибудь рядом расположенных достопримечательностях (?).

И еще. В районе Белого омута давно располагалось кое-какое жилье. Может на территории бывшего монастыря?
И проводились в этом районе археологические раскопки. Интересно, никаких артефактов по рассматриваемой тематике не попадалось ли?

Участник
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 27 янв 2015, 12:11
Имя:

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение К. Селифанов » 09 дек 2015, 10:03

Я тоже полагаю этот район наиболее вероятной точкой месторасположения Предтечьева Монастыря. Топонимическое сходство в названии горы и водоёма не случайно. Кроме того, с этого места открывается широкий панорамный вид Сурской долины, что вполне позволяет именовать в народном обиходе это место и "горой", и "горой в Сурском лесу", и "горой на Суре" (вспомним такие же террасные "Воробьёвы горы" в Москве). К тому же, Белый омут находится на удаление примерно в 6,5 км от Тамбовской заставы. Это вполне согласуется с указанием первоисточников: "в 4-х верстах от города".
Интересно, мог ли при постановке в соответствующем месте запруды этот затон, или какой нибудь прилежащий овраг, использоваться как мельничный водоём?
Если такая возможность существует гипотетически или будут найдены реальные следы плотны (запруды), то приплюсовав к вышесказанному цвет "горной" породы, мы получаем, по меньшей мере 5 независимых признаков, подходящих к лексическому значению топонима "урочище Белая Гора рядом с Мочаловской мельницей" (см. источник № 5 https://sites.google.com/site/penzakoto ... v-monastyr). То есть можно констатировать, что сведения из первоисточников нач. XVIII-го века и характер местности в районе Белого омута совпадают. На этом основании, с большой степенью вероятности можем утверждать, что монастырь располагался именно здесь.
Если сразу после снеготаяния попытаться провести сборы исторических артефактов и они покажут признаки бытовой культуры XVII-XVIII вв. то о местонахождении потерянного монастыря можно будет говорить утвердительно. Во всяком случае, это будет единственная версия, подкреплённая доказательной базой.
Следует учесть, что сборы следует делать не на "горе" (там они скрыты слоем дёрна), а в грунтовых осыпях под "горой" (где они накапливаются при естественном вымывании).
Интересно сравнить сборы на предполагаемой "Белой горе" с аналогичными сборами на Божьей горе (если конечно, что то будет найдено). Но если на горе близ Белого омута, действительно, велась активная жизнедеятельность, то керамический бой будет найден обязательно.
Вряд ли что то сохранилось от деревянных монастырских построек. Но есть надежда, что сохранился монастырский некрополь. Признаки такого объекта, без вмешательства человека, истираются очень медленно. Как правило,очень долго угадывается в ландшафте его обрамляющий ровик.

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение Boogor » 09 дек 2015, 21:32

Еще одно примечание к раздумьям и поискам.
В двух источниках указывается:

«на Белой горе по реке Суре»

Не "у Белой горы", не "под Белой горой", а «на Белой горе». Складывается впечатление, что монастырь располагался либо на склоне (на террасе), либо на вершине горы, т.е. на местности которая относится именно к самой горе, а не у ее подножья, не рядом с ней.
Хотя может быть и другой вариант трактования локализации, - если «на Белой горе по реке Суре», - это название некоторой местности, урочища с привязкой к возвышению "Белая гора". Так, например, "на Шуисте" - в районе вокруг озера Шуист.
В этом случае, вероятно, "на Белой горе" должно быть часто употребляемым тогда понятием, как современные "на Южной поляне", "на Западной поляне", "на Красном кусте", "на "Ветерке" и проч. многим известные понятия для локализации расположения объекта.

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение Boogor » 09 дек 2015, 22:24

Бред, конечно же, но какая-то непонятная "козявка" на старой фотографии. Просто решил взглянуть в интересующем нас направлении дореволюционным ракурсом. И обнаружил, что надо мной издевается какая-то непонятность. Или на оригинале фотографии артефакт, или на моей ее копии этакое "привидение". Провел азимут - оказалось сие привидение как раз на месте "Русской охоты" :)
Конечно же, к этому времени никаких остатков монастыря быть не должно, да и фантомообразный объект великоват.
Может кто к оригиналу фотографии вхож :) - проверить бы, что там такое издевается над искателями старых монастырей.

Изображение Изображение

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение Boogor » 10 дек 2015, 16:52

10.10.2015 втроем побывали на предполагаемой Белой горе. Вероятность когда-то размещения здесь монастыря значительная.
Территория "Русской охоты". Над рекой имеется большая полка возвышающейся береговой террасы, примерно 150х50 метров. И это только одно из мест.

Что касается
К. Селифанов писал(а):«на Белой горе неподалёку от нынешней Мочаловской мельницы»


предположили, что Мочаловская мельница могла стоять именно на бывшей когда-то протоке ЧЕРЕЗ Белый омут.
Ранее уже обсуждали такое расположение протоки. (viewtopic.php?f=20&t=379&p=420&hilit=%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9+%D0%BE%D0%BC%D1%83%D1%82#p420 ).
Тогда становится понятным назначение странной перемычки на фотографии, которая не давала проходить воде по руслу.
Изображение

Теперь получается можно вполне предположить, что вода Суры специально пропускалась через затон Белый омут для обеспечения работы мельницы. Да и был ли он тогда затоном? Может быть он стал затоном после исчезновения мельницы?
Тогда, по характеру местности и конфигурации затона наиболее вероятно, мельница могла стоять вот здесь:

Изображение

Таким образом, от мельницы до предполагаемых мест расположения монастыря от 250 до 550 метров. Что вполне укладывается в понятие
"неподалёку от нынешней Мочаловской мельницы".

Если здесь есть остатки мельницы - то, скорее всего, мы на правильном пути!

Перечитал статью И.И.Спрыгина "Растительность рек и озер окрестностей Пензы". И.И.Спрыгин посещал затон Белый омут 6 августа 1915 года. Как ранее я отмечал, про Белый омут он пишет лишь только это: "Затон по правому берегу Суры под названием Белый омут... представляет небольшую заводь...". И далее: "...прибрежная растительность в ней оказалась испорченной человеком - затон этот постоянно посещается городскими жителями и рыболовами". Т.е. в 1915 году, и, скорее всего, в предыдущие несколько лет до 1915 года Сура через него уже не текла, и действующей мельницы никакой не существовало (если только следы ее остатков).
Надо уточнять когда была сделана запись «на Белой горе неподалёку от нынешней Мочаловской мельницы», чтобы установить время существования этой мельницы и привязать ее к местности поиска.


=============================
Попутно южнее д.Бурчиха на правом берегу Старой Суры уточнили назначение пятнадцати одинаковых ям, протянувшихся ровной цепочкой в лощине параллельной руслу реки (не похожих на остатки землянок).

Изображение Изображение Изображение Изображение
Общим соглашением наиболее вероятным посчитали, что ямы - это остатки существовавших когда-то погребов-ледников для хранения выловленной в реке рыбы. Вдоль лощины невысокий вал, который образовался, скорее всего, при рытье лощины для бОльшего заглубления ледников. Рядом есть так и не заросшая площадка, где, наверное, стоял дом самих рыбаков с позьмом. Кстати Федорыч писал, что рядом у урочища Хован он видел большие грузила для лова. Измерил со со спутника, до места, где стояла изба - чуть меньше 600 метров.

Фёдорыч писал(а):
25.10.2012 01:07
... В краеведческом музее я видел фотографию избы на омуте Хован. Возможно это была станция на узкоколейке. А на другом берегу реки (а это было настоящее русло Суры) стояли лысые холмы (вырубки). Сейчас это место опять занимают леса (ахунские). В дальнейшем, изба Хован стала дачей родителей моего одноклассника - Кирсанова. Отец Кирсанова был знаменитым футбольным тренером. Недалеко от этой избы я нашёл целый склад каменных грузил. Они и сейчас там лежат. Как раз в этих местах ловили знаменитую сурскую стерлядь и по лямзяйской дороге в деревянных бочках увозили через Пензу в Петербург на дворцовый стол.

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Re: Иоанно-Предтеченский монастырь. Поиски и находки

Сообщение Boogor » 10 дек 2015, 19:59

Нашел фотографию строения расположенного на месте предполагаемого размещения Мочаловской мельницы.
Снято с южного берега затона.


Изображение

Фото: -Ant- - Lake near "Russian Hunt" base на Panoramio

След.

Вернуться в Загадки Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3