Южновеликорусский поневный комплекс.

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 853
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 09 дек 2016, 21:17

Для тех, кому интересно.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Татьяна Стаильская не только профессиональный исполнитель народных песен, но и интересный рассказчик.
В коллекции представлена крестьянская одежда жителей западных окраин Пензенского края: Башмаковский, Земетчинский и Вадинский районы. Рекомендую посетить выставку, экспонаты можно потрогать :)

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 853
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 11 янв 2017, 15:39

Большая коллекция памятников этнографии Пензенского края (более 900 единиц хранения) находится в Сергиево-Посадском музее http://old.museum-sp.ru/mus_exppamhik2.html :(

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 853
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 27 янв 2017, 11:42

Возвращаясь к коллекции Татьяны Стаильской, хочу сказать, что район Пензенской области - Земетчинский, из которого представлены одежды коллекции, весьма самобытен. С точки зрения этнографии, села междуречья рек Выши и Вада описаны наиболее содержательно из всей истории сёл Пензенской области. Заметный вклад в изучение культуры этого района принадлежит нашему современнику, учёному этнографу России, Павлу Ивановичу Кутенкову. Предлагаю главу из его книги "Великорусская женская сряда" https://yadi.sk/i/-99Wi2cb3BBbfF

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение


Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Изображение
Изображение
Изображение

Изображение
Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 853
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 18 май 2017, 21:33

Сегодня, 18 мая в музее народного творчества открылась персональная выставка мастерицы Надежды Рябовой
Изображение
На выставке представлены народные русские костюмы Пензенской области. Её работы можно увидеть на учащихся музыкального колледжа и культпросвет училища, обучающихся по специальности народный фольклор. Её работы можно увидеть и на артистах народных коллективов Пензенской области. Её высшее образование связано с этнографией и культурой, что помогает ей в создании своих работ, и, конечно, большое трудолюбие. Рекомендую посетить выставку. "Ночь музеев" обещает интересную программу.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 853
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 30 май 2017, 09:27

Пензенский краеведческий музей, сообщение от 25.05.2017 https://vk.com/museumpenza
В фондах Пензенского краеведческого музея хранятся образцы русского закладного ткачества.

Закладное ткачество – это вид узорного ткачества на основе полотняного переплетения. Каждая деталь цветного узора и белого фона выполняются в закладе самостоятельной нитью утка (с помощью отдельного челнока), по счету нитей. Узор при этом получается с уступами. Отличительная черта закладного узора: по его контуру имеются небольшие вертикальные щели, отделяющие один цвет от другого, что диктуется техникой исполнения; иногда эти щели аккуратно зашивались тонкой ниткой. Так как фон и узор выполняются полотняным переплетением, поверхность ткани гладкая, нерельефная; ткань получается двусторонняя – одинаковая с лица и с изнанки.
Выполненные в закладной технике узорные ткани в виде полос различного размера использовались русскими крестьянками Пензенской губернии для декорирования предметов одежды. Они пришивались к рубахам, к подолам юбок.В разных селах эти полосы носили разные названия: «выкладки» или «концы», ткались они в ширину обычного домотканого полотна (около 35 см). Для украшения подола рубахи или юбки одинаковые «выкладки» сшивали между собой в длинную полосу, которая затем пришивалась к одежде. В музее сохранились образцы таких фрагментов одежды из сел Кармалейка, Пустынка, а также поступившие в 1950-е годы из Вадинского музея (происхождение этих выкладок точно не указано, вероятно это одно из сел бывшего Керенского уезда). Юбка из села Белынь украшена сразу двумя разновидностями тканых выкладок (вероятно, не хватило полос одного вида).
Тканые в закладной технике фрагменты использовались в отделке женских рубах и запонов сел, ранее относившихся к Тамбовской губернии: Гоголев Бор, Кириллово, Красная Дубрава, Колударово, Оторма (в настоящее время эти села относятся к Земетчинскому району Пензенской области). В коллекции музея хранятся рубахи и запоны из этих сел, и также отдельный тканый фрагмент одежды из с. Кириллово, в центре которого вытканы традиционные ромбы с продленными сторонами – «репьи».
Для русского народного ткачества в целом характерна строгая геометричность всех узоров. Узор в ткани представляет из себя самые различные орнаментальные формы, в которых ясно прослеживается их происхождение от ромба: это ромб с отростками, ромб с гребенчатыми сторонами, ромб с крючками, выходящими из двух или из четырех его углов, ромбовидная сетка, а иногда полуромб в виде треугольника.Для широких «выкладок» из Керенского уезда характерны яркие цвета, обычно с преобладанием красного, рядом с которым бросаются в глаза детали ярко-розового, насыщенного черного, желтого, зеленого и других цветов (оранжевого, голубого, фиолетового и др.); такое богатство цвета характерно для традиционных тканей юга России. В узоре на юбке из с. Белынь есть фрагменты из металлизированных золотистых и серебристых нитей.
Представленные образцы из коллекции Пензенского краеведческого музея – одни из ярких проявлений русской народной культуры.

https://vk.com/album-48635857_244339305

Дубравина О.В., хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея.


Изображение
Изображение

Изображение
Изображение


Изображение

Изображение
Изображение


Изображение
Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 853
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 09 июл 2017, 20:18

Интересная книга по ткачеству В.А. Добровольский
"Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани"
"Новая деревня 1924год

Изображение

ЧИТАТЬ: https://yadi.sk/i/IMGHW50m3KtS86

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 853
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 03 окт 2017, 19:05


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 853
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 31 окт 2017, 18:26

Интересные мысли нашёл Вконтакте на странице "Русский национальный костюм - народное искусство" https://vk.com/russkij_kostjum
Изображение

Автор. Марианна Николаевна Медведева
К вопросу об обережности узоров, одежде старинного кроя и картузах


Те, кто учатся у меня ткачеству, плетению поясов, старинной вышивке, чаще всего задают вопросы - "Как соткать обережный пояс? Какие узоры самые обережные?" Убеждена - узоры, пояса, рубахи, вышитые полотенца - важны, действительно важны, но они не всевластны, в них есть своя загадка и своя власть над человеком и обществом, но надо уметь разгадать их загадку, их сокровенную тайну. За несколько лет исследований, изучения старинной русской одежды, общения со стариками и размышлений на эту тему пришла к выводу, что любой предмет одежды старинного кроя и устроения играет огромную обережную роль, но не совсем так, как представляется с первого подхода.

Уверена - пояса, сарафаны, поневы, рубахи, косоворотки старинного кроя и с узорами, и без узоров одинаково обережны, но крой одежды играет даже большую роль чем собственно узоры. Важно раз и навсегда осознать, что главная обережность узоров и одежды выражается не в том, чтобы хранить уже родившихся людей, а в том, чтобы способствовать тому, чтобы у людей создавались нерушимые семьи, в которых бы рождалось много детей. Обережность одежды и узоров - не только и не столько в том, чтобы охранять уже живущих людей, а в том, чтобы рождались новые люди. Обережность в том, что чтобы создать такую нравственную высоту отношений между мужчиной и женщиной, в семье и обществе, чтобы рождались дети, чтобы были крепкие семьи, в которых будет много детей. Обережность в том, чтобы создать уверенность у каждого человека в том, что все подчиняются правилам, установленными предками, и приложат все усилия для подчинения этим правилам, крепость семьи, святость семьи - самые важные условия для рождения детей.

Одежда и сотни лет назад и сейчас - это инструмент влияния на общественное мнение. Одежда - мощнейший инструмент создания представлений о жизненных сценариях, она порождает доминирование в обществе тех или иных поведенческих сценариев, предназначение традиционной одежды заключалось в том, чтобы человек через ношение одежды, такой же как у его дедов, нравственно подчинялся родителям, судьбе, роду, воле отцов.

Чью одежду носишь - ту душу и дух и наследуешь, хотя бы отчасти. Кто кроит одежду, кто творит одежду - тот кроит и душу, и судьбу тех, кто её будет носить.

Многие с удивлением узнают, что семьи в 18-м, 19-м и даже начале 20-го века создавались не по любви, а по уважению к закону и традициям, да потому что, вы только вдумайтесь - потому что срок пришёл.
Стоит вспомнить, что большинство семей до революции создавалось по воле родителей, не по большой влюблённости или любви молодой пары, а по их подчинению воле родителей, свадьба - означала пожизненные изменения, люди раз и навсегда покорялись своей судьбе, и огромным грехом считалось оставление семьи, разрушение семьи, уход из семьи. Много рассказов о том, что их родителей женили не по любви я слышу в деревнях от бабушек, родившихся в 20-е, 30-е, 40-е. Так было принято еще совсем недавно. А в наши дни огромное число наших соотечественников не женятся, потому что ждут большую любовь или счастливый случай, который сам всё устроит, и при этом считают себя людьми, почитающими, сохраняющими и возрождающими традиции. Или женятся, но не спешат рожать детей. Но ведь традиции - именно в этом, и в первую голову именно в этом, а не в рубахах, сарафанах, поясах, венцах и картузах. Надеть картуз или пояс - важно, но хорошо не забывать и корневых сценариев жизни, о том, как было и должно быть - важно вовремя жениться и выйти замуж, и не ходить бобылём/старой девой, вот и весь сказ, вот главное предназначение любой обережности и традиций - рожать и нянчить детей, растить их и радоваться им. В семейственности - самая главная задача и одежды, и традиций, и ремесел, и узоров. Всё это только подчинено этой цели, и это - главное.

Узоры, пояса, рубахи, сарафаны и картузы ценны и важны лишь в той степени, в какой они могут помочь переродиться нашему сознанию к восприятию того, какими были наши прародители, создавшие такой крой, такие узоры, такие каноны одетости. На деле вышитые рубахи и тканые пояса закрепляли именно статус женщины - по одежде было видно, замужем она или нет, молодуха или уже не рожает - няньчит внуков, одежда разных периодов проживания обязанностей женщины в семье отражалась именно на её одежде. Одежда говорила не о человека как таковом и его индивидуальности, а о его включенности в семью. А это значит, что одежда громогласно говорила не о человеке, её надевшем, а об обществе, о семье и традициях в первую очередь, о том, насколько крепко в этом обществе уважение к семье, к положению матери, девушки, бабушки, отца, деда, прадеда.

Одним словом одежда играла огромную роль именно в поддержании уважения к институту семьи как таковой, и благодаря этому рождалось много детей - наши предки учились и умели жить ладно, с огромным уважением друг к другу и именно к такому устроению общества, к таким обычаям. Уважение и подчинение вековым устоям было важнее страсти, уважение было подлинной любовью в высшем её роде.
Поэтому одежда подлинно старинного кроя является обережной вне зависимости от того, покрыта она узорами или нет. Узоры играют совсем не первую роль в обережности как таковой.

Узоры, пояса, рубахи, сарафаны и картузы отчасти оберегают, но и самим надо быть с головой на плечах. Предназначение одежды старинного кроя - помочь становлению личности, зрелой, ответственной, решительной, с сильным и цельным характером, с правильными акцентами в жизни, со зрелыми поступками и решениями. Предназначение одежды старинного кроя - создать крепкие уважительные отношения между членами семьи и деревни, создать уверенность друг в друге, доверие друг к другу. Предназначение одежды старинного кроя - противодействовать атомизации общества, когда каждый человек сам по себе, в деревне счёт шел не на людей, живущих обособленно, а на семьи - там живёт семья Кошкиных, тут семья Коковихиных, а тут Моргуновых.

Сделать общество и людей нравственно здоровыми, чтобы в крепких семьях рождались и вырастали дети, способствовать доминированию правильных сценариев в жизни человека и общества - вот главная задача и правда обережной одежды и узоров.

Когда все, кто "сохраняют и возрождают", крепко задумаются об этом, задумаются о том, что самое важное - воссоздавать правильные сценарии жизни, озадачатся мыслью - как традиционной культуре народов России не кануть в небытие именно через это и в первую очередь через это, тогда будет хоть малейшая возможность предотвратить катастрофу тотального уничтожения традиционного уклада, народных обычаев, мировоззрения и самых душ наших предков, ещё живущих в нас. Успеем ли мы это осознать? Успеем ли? Под силу ли это нам? Каждому из нас давать ответ на этот вопрос - сегодня, завтра или уже никогда.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1