Всё интересное из жизни чувашей Пензенской области

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Всё интересное из жизни чувашей Пензенской области

Сообщение expedA » 09 фев 2016, 20:49

Приглашаем на концерт
13 февраля в Пензенской областной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова Николай Архипкин проводит творческий вечер «Поет гармонь на улице моей». В программе принимает участие руководитель группы «Белый день» Валерий Сёмин. Начало – в 15.00.

Стоимость билета — 200 рублей. Справки по телефонам: 8-902-345-60-51, 63-44-31 и 63-44-32.
http://liblermont.ru/index.php?page=news&id=3284

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни чувашей Пензенской области

Сообщение expedA » 13 фев 2016, 21:12

Пришёл с концерта Н.А.Архипкина. Мои впечатления:
-большой зал в областной библиотеке был полон, что бывает редко. Зрители в основном по возрасту, кому за 40 . Люди пришли послушать народные песни и гармонь, что для них "лекарство на душу". Приехали люди с разных уголков области и соседних городов;
-в концерте принимали участие, как сам гармонист, так и его друзья - исполнители народной песни, в том числе чувашский ансамбль «Шёпчёксем» (Соловушка). Особый колорит в концерте добавил Валерий Сёмин, художественный руководитель группы "Белый день" http://whitedaygroup.ru/
Кстати, любителей баяна он приглашает в понедельник на концерт http://vk.com/stargo?z=photo3217413_399368813%2Falbum3217413_00%2Frev

Изображение
Изображение
Изображение

После таких концертов настроение повышается. "Ещё остался порох в пороховницах" :)
В интернете есть несколько видеоклипов Николая Архипкина, один из них http://www.youtube.com/watch?v=8nXSJXXMz1I

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни чувашей Пензенской области

Сообщение expedA » 02 янв 2017, 19:06

Есть народные артисты по бумагам, а есть по людской молве. Песня с вышеуказанного концерта http://www.youtube.com/watch?v=St1Aha04ljs
И ещё http://www.onlinetv.ru/video/1038/?autostart=1

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни чувашей Пензенской области

Сообщение expedA » 14 янв 2017, 15:30

Чувашский костюм Пензенской области http://vk.com/sur_krug?z=album-97962930_232977576

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни чувашей Пензенской области

Сообщение expedA » 28 апр 2019, 08:50

Пензенский краеведческий музей

Сообщение от 30 01 2019 г.

Чувашский женский костюм. Конец XIX - начало XX вв., Кузнецкий уезд Саратовской губернии (ныне Неверкинский район Пензенской области).

Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни чувашей Пензенской области

Сообщение expedA » 09 фев 2024, 19:19

Добрый вечер! Уже неделю читаю страничку журналиста Владимира Островитянина на портале Проза.ру https://proza.ru/avtor/lls3385258&s=50
Один из его репортажей я посчитал ценным. В нём досконально описывается чувашская свадьба простым языком. Правда, в Чувашии. Но в селах Неверкинского района Пензенской области тоже присутствуют эти традиции. Обычай "одного стакана" меня удивил.

Старики на уборке хмеля
Владимир Островитянин

В 1965 году на экраны нашей страны вышел чехословацкий фильм Старики на уборке хмеля. Я про тот хмель тогда, а мне было 17 годочков, и понятия не имел, но пивко на его основе уже неоднократно попивал.
Завлекало нас другое. Это был музыкальный фильм про старшеклассников, которых по осени от школы направили в сельскую местность на уборку хмеля. Стариками они называли себя на эдаком молодежном слэнге. Конечно, юношеская любовь и музыкальное сопровождение с песнями в исполнении трех стильных гитаристов были особо забойными в сюжете.
Тогда я впервые увидел наклонные ряды длинных бревен с которых свисали шпалеры плетей с хмелевыми шишками, которые и убирали герои того фильма.
И только через десять лет, переехав на постоянное жительство в Чувашию, я немного узнал что это такое ХМЕЛЬ и как его выращивают!
Надо сказать, что Чувашия исторически была центром производства хмеля, который шёл исключительно для приготовление пива. И не только в промышленных масштабах.
Варить его умели практически в каждом доме в чувашских деревнях. И проезжая по населенным пунктам республики, где проживало коренное население (в русских селах этого почти не наблюдалось) на задах позьмы – приусадебного участка можно было видеть ряд вкопанных бревен с толстой проволокой по верхним торцам с которой на прочных шнурах свисали плети хмеля.
А хмелевники – это достаточно обширные участки с рядами вкопанных наклонно столбов и свисающими с них шпалерами шнуров с плетями хмеля, можно было наблюдать почти при каждом колхозе-совхозе.
При многих из них были и сушилки готовой продукции. Это достаточно сложное и большое сооружение непонятное по применению несведущему человеку. Обшитый листовым металлом большой короб с вытяжными трубами на крыше. В него заходили рольганги транспортера, на который насыпалась сырая хмелевая шишка очищенная от стеблей и листьев, что сборщики обобрали с плетей снятых с тех самых столбов.
В нижней части короба разводился в топке огонь, а нагретый воздух оттуда подавался вентилятором под рольганги и сушил шишку, а далее она шла на фасовку. Там под крышей склада-ангара ее сухую прессовали в тючки примерно 0,5 х 0,5 м, (видел тюки и побольше) обвязывали туго шпагатом и укладывали в штабель. Продукт готов для отправки потребителям.
Шишка хмеля созревала ко второй половине сентября, когда погода уже переходила в дождливую фазу. А потому сушка ее была крайне необходима.
Хочу отметить, что многие из моих знакомых брали отпуска и отгулы именно в это время и отправлялись на сезонные работы по уборке хмеля. Расчет с ними производился тючками готовой продукции, которые они сдавали очень выгодно на приемный пункт в Чебоксарах. Достаточно сказать, что в конце 80-х, начале 90-х там можно было получить за хмель только что появившиеся в свободном обращении доллары. Вот такой был спрос пивзаводов нашей страны на чувашский хмель.
Надо отметить, что те сушилки были исключительно чехословацкого и ГДРовского производства. А потому были доступны далеко не каждому сельхозпроизводителю , но на сушку хмелевые шишки крепкие хозяйства с сушилками принимали их и со стороны. За отдельную плату, конечно.
В некоторых районах Чувашии были богатейшие хмелеводческие предприятия. В те времена на слуху был колхоз Ленинская искра Ядринского района. Его руководитель Аркадий Айдак был депутатом Верховного Совета позднего СССР. А потом депутатом нескольких созывов нардепов Российской Федерации.
Мне в те годы по роду своей деятельности много приходилось перемещаться по Чувашии. Занимался я реализацией агрохимикатов, а потому как-то заехал в село Верхние Ачаки. В тот самый колхоз Аркадия Айдака.
Был там совершенно поражен многочисленными шикарными кирпичными коттеджами. По широкой асфальтированой центральной улице ехал как по картинной галерее. На воротах домов из листового железа были изображены различные жанровые красочные картины. Как на темы народных сказок, так и… Озеро, утки плавают, а в камышах прячется охотник с ружьем и в шляпе с пером.
И вот такое я там узнал. Оказывается все эти дома колхоз исключительно за свой счет строил для молодых семей. Но была там некоторая фишка. Если молодой хозяин пытался как-то отблагодарить строителей или организовать за отдельную плату какую-то доделку-перепланировку с отступлением от проекта, то договор с ним на бесплатное жилье аннулировался.
Но вернемся к домашнему чувашскому пиву. Темное, густое, очень вкусное. Его варили и настаивали на тех самых хмелевых шишках. Фильтровали сусло через слой соломы, что бы ни чешуйки в нем от шишечек не осталось, а дозревало оно в бочках в холодном подвале.
А в 80-х я работал на химическом предприятии начальником смены цеха. В смене у меня преобладали чувашские ребята – выпускники специализированного ПТУ в Новочебоксарске, а кто-то и окончивший местный химтехникум.
Трудились мы в очень серьезной химической технологии с полным доверием и пониманием, а потому несколько раз мои подчиненные приглашали меня на свои свадьбы в родные деревни.

Пару раз ездил. И, надо сказать, чувашская свадьба в селе по старым обычаям это отдельная песня!
Начинается она ранним утром. А точнее глубокой ночью. Отец жениха с сыном и его друзьями прибывал еще по темну к дому невесты.
Там, конечно, знают об этом и потому ворота дома невесты на запоре, а за ними во дворе многочисленные подружки невесты ведут длинный торг с женихом и его друзьями. Наконец прибывшую сторону запускают во двор и ворота опять закрывают плотно изнутри.

Невеста пока еще в своем доме за запертой дверью, а жених со товарищи со двора начинает вторую еще более длительную серию торга. В нем присутствую вопросы родителей невесты и подружек на предмет благосостояния жениха и его жилищных возможностей. Все через закрытую дверь и окна. За все отдуваются его говорливые друзья и, понятно, не только словами, но и кошельками. За счет главного персонажа, конечно.

А отец жениха, как только компанию друзей запускали к невесте за ворота, тут же недалече устанавливал широкую короткую скамейку. Ее приносили с собой. На нее водружался здоровенный чайник с самогоном и блюдо с солеными огурцами. Один стакан и более ничего. Рядом возникают три-четыре родственницы жениха в национальных платьях - длинных бело-красных рубахах. На девушках расшитые монетками шапочки Тухья, на взрослых женщинах Сурбанчики, но более богато украшенные монетами и такие же ожерелья. Все наряды, конечно, бабушкины.

Женщины стоят плотной группой, притоптывают дробно ногами, поводят совместно плечами. Руками не размахивают, но в ладоши прихлопывают. Негромко поют какую-то чувашскую песню.
А отец жениха в это время зорко оглядывает улицу. У него в помощниках быстроногие подростки. Как только замечен вдалеке прохожий они бегут к нему и кричат: - Киль кунда! Киль кунда! Это по чувашски - Иди сюда! Берут его под руки и не давая вырваться подводят к скамейке.
Здесь хозяин вкратце объясняет приведенному причину по которой он здесь, наливает из чайника стакан самогона и предлагает выпить за счастливый исход переговоров жениха в доме невесты.

Что интересно, чуваши очень уважают свои обычаи, даже проживая в городе. Однажды ранним утром я возвращался с завода после ночной смены и у соседнего подъезда усмотрел группу поющих женщин в национальных платьях и мужика с чайником и стаканом. Мне было призывно кликнуто – Киль кунда! И налит стакан самогона, а далее по теме. И как тут откажешься?

Ну, а свадьба после окончательного сговора, где-то к восьми утра с гармошками, разряженными молодыми, их родней и подружками невесты перемещается к дому жениха.
Там уже все готово. Накрыты столы. На них ничего лишнего. Соленые огурцы, вареные яйца, отварное мясо, зеленый лук и как большая роскошь нарезаная копченая селедочка. Самогон в том же объемном чайнике и..ОДИН(!) стакан.
Пиво домашнее в небольших деревянных кадейках с навешенными ковшиками стоит по всем углам. Только попроси.

Командует парадом Той Пусь – голова пира. Тамада! Он сидит во главе стола на специальной богато расшитой подушечке. Подставляет помощникам стакан под чайник и по, не до конца понятой мной системе, приказывает поднести питье тому или другому присутствующему на торжестве.
Главная задача тамады соблюдать порядок угощения – за этим строго следят пожилые гости. Но есть у него и другая задача - сохранить почетнейший пост головы пира. А этой шкоды как раз добиваются присутствующие.
Это не самая последняя фишка чувашской свадьбы.

Он (Той Пусь) должен прочно сидеть на своей расшитой подушечке и не реагировать, к примеру, на игривые просьбы смазливой соседки – Та томно и просяще - А не подадите ли мне вон тот кусочек селедочки? Только приподнимется его зад, как дежурящие в избе и затаившиеся до того пацанята выдергивают из под него подушку - символ начальника застолья.

При общем веселье гостей и огорчении лоханувшегося тамады выбирается новый Той Пусь.

Ну, а жених с невестой молодые, смущенные и ослепительно красивые, побыв с гостями совсем немного, и совершив несколько обязаловок, типа (поцеловаться под столом) под песни подружек невесты и шутки друзей жениха препровождаются в заранее протопленную баню! Подружки сидят в предбаннике и громко поют свадебные чувашские песни. Реагируют только на стук в дверь изнутри и передают туда ковшики с холодным квасом. Возвращаются молодые к гостям совершено счастливые через несколько часов.

Вопрос. А как же регистрация законного брака? А она происходит здесь же. Пред сельсовета за столом на почетном месте с печатью и нужными бумагами. И не отходя от кассы (от стола), как положено в пиджаке и при галстуке, учиняет акт регистрации брака с подписями свидетелей и самих новобрачных, шлепает печать и вручает молодым нужный документ.
Только вот точно не помню было это до похода молодых в баню или после прохождения там курса молодого бойца!

А веселье идет весь день. Гости плотно сидят за столом, притоптывают ногами, поют и иногда хлопают в ладоши или слегка кулаками по столешнице.
Той Пусь и его помощники с чайником и ковшами трудятся не уставая.

Именно так чуваши проводят все свои праздники даже в малогабаритных городских квартирах. И если тебе «повезло» этажом выше иметь таких соседей, то в праздники долго не уснешь от дробного стука ног в пол гостей сидящих за столом – так они пляшут.

Но жизнь не стоит на месте. И огромный спрос на чувашский хмель резко сошел на нет.
Все дело в том, что те самые тючки из высушенных шишечек нельзя было хранить долго. Продукт набирал влагу и активная альфа-кислота в них уменьшала свою концентрацию. А без нее хорошего пива не сделаешь.

И вот молодые и борзые менеджеры пивзаводов новой России стали искать замену этому одноразовому сырью.
И нашли! В Германии! А позднее и в Китае. Там высушенные шишечки хмеля в среде газа азота упаковывались в вакуумные пластиковые пакеты.
Срок хранения хмелевого сырья для пива возрос многократно. Это покрывало более высокую цену его закупок.

А в городке Цивильск недалеко от Чебоксар был расположен НИИПТиХ – Научно исследовательский институт пивных технологий и хмеля. Понятно, что мы с ними плотно контактировали на предмет применения наших инсектицидов по защите посадок хмеля от вредителей.

И вот как-то директор этого НИИ позвонил моему товарищу Игорю, а он был зам директора по науке нашего исследовательского центра, и предложил следующее: - К нему прибыло немецкое оборудование для вакуумной упаковки хмеля с их же монтажниками и наладчиками. И он попросил нас приехать и привезти с собой высококвалифицированного наладчика автоматических линий, но частным порядком, который смог бы понаблюдать за сборкой и наладкой схемы, а потом обучить этому его полудеревенский техперсонал.

Сказал, что немцы привезли огроменное количество своего пива и оно все для вас с его закусью и хорошим дополнением.

Я, как руководитель коммерческой службы с разъездным авто, конечно был востребован в этом мероприятии.

Приехали. Михал Калистратыч (фамилию подзабыл) провел нас в ангар, где шел монтаж немецкой линии. В середине обширного помещения был установлен стол на котором красовались батарея бутылок импортного пива, тарелки с отварными раками, снизки вяленой жирной чехони и крутобокие лещи. Ножи для разделки рыбы были здесь же.

Несколько часов мы не отрывались от стола и наслаждались угощением по полной программе. Наш профессионал наладчик общался с немцами через их переводчика. А Михал Калистратыч ушёл, сославшись на неотложные дела.


Но потом он появился и пригласил нас отобедать в местный ресторан Савал, что и означает Цивиль. Вот тут от водки он не отказывался и активно нам подливал. Конечно, при расчете мы все взяли на себя, как и несколько ящиков немецкого пива в багажник нашего авто. А наладчику и водителю налили по несколько канистр местного изделия из автоклава вспомогательного цеха НИИ. Там пиво разных сортов готовили для тестовых испытаний в лабораториях института.
Все расстались совершенно довольные друг другом.

А в финале, конечно, Ода Пиву!
Прислал мне это товарищ из Нижнего Новгорода. Автор неизвестен, а потому слова будем считать народными!

ОДА ПИВУ!

Когда шершавою струей
Лаская стенки пищевода,
Горча призывно, как свобода,
Журча в желудке ручейком
И по сосудам прямиком
Вливаясь в полости предсердий,
В меня вникает кружка пива…
Протяжным, выпуклым глотком,
Не вспоминая ни о ком,
Я сам с собой неторопливо,
Как океан в часы отлива,
Веду ленивый диалог
Про жизни миг, любви глоток
И вечное желанье пива...




Моё добавление.
Из этнографической экспедиции 1905 года. Фотография постановочная. В селе Кузнецкого уезда Саратовской губернии.
Изображение

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1