Южновеликорусский поневный комплекс.

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 10 авг 2018, 21:57

Русский народный костюм Пензенской губернии

Изображение
Источник: https://www.perunica.ru/tradicii/6711-russkiy-narodnyy-kostyum-penzenskoy-gubernii.html

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 17 фев 2019, 21:51

В интернете появилась очень хорошая книга. Дождались :)
Маковцева Л.В. Русский народный костюм XVIII — первой четверти XX века в собрании Саратовского областного музея
Изображение

Читать https://vk.com/doc650911_443457797?hash=0b14fcc0d8deefa5c3&dl=031b753c0b7f1b769c

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 18 авг 2019, 17:58

Изображение

Интересная идея, жаль только подход профессиональный, т.е. фотографии низкого разрешения.
Московский фотограф Дмитрий Давыдов, со свойственной сильным мужчинам решительностью, не стал теоретизировать, а просто нарядил современных женщин и девушек в костюмы различных областей России из музейных и частных коллекций, а потом устроил им фотосессию. Получилось очень интересно.

Подробнее см. https://www.livemaster.ru/topic/668209-vy-polagaete-vse-eto-budet-nositsya?&inside=0&wf=

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 11 июл 2020, 06:59

Изображение
Выборка по Пензенской области
Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 18 дек 2021, 14:36

Выставка коллекции Татьяны Стаильской (2021г)

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Южновеликорусский поневный комплекс.

Сообщение expedA » 24 янв 2023, 17:53

Пензенский краеведческий музей

Сообщение от 24 01 2023 г.
Понёва из села Знаменское в коллекции Пензенского краеведческого музея

Изображение
Понёва. с. Знаменское Керенского уезда Пензенской губернии. кон.XIX - нач. ХХ в.в. Пензенский краеведческий музей.


Село Знаменское Керенского уезда Пензенской губернии (ныне Башмаковского района Пензенской области) основано в начале XVIII века как дворянская вотчина князя В.Л. Долгорукого. Другое название села – Большой Буртас, по названию речки, на которой оно расположено. Часть нынешнего Знаменского раньше была отдельным селом – Архангельское полковника В.Ф.Салтыкова. В издании «Пензенская губерния. Список населенных мест по сведениям 1864 года» оно указано сразу под четырьмя названиями: Салтыково (Архангельское, Буртас, Знаменское). В XIX веке село принадлежало графу М.Ю. Виельгорскому. Его жители – представители мещеры, одной из локальных групп русского народа.

Их традиционная одежда была похожа на одежду жителей других мещерских селений этого района. Замужние жительницы Знаменского носили тяжелые распашные понёвы, характерные для Мещерского края Рязанской губернии, откуда родом были первые поселенцы пензенских мещерских сел. Но не во всех мещерских селах, относящихся сейчас к Пензенской области, одевались именно так, часто понёвы были лёгкие клетчатые с прошвой из однотонной ткани; распашные понёвы носили в некоторых сёлах Керенского уезда - Большой Ижморе, Малой Ижморе, Вяземке, Знаменском, Ушинке, малой Ушинке.
Традиционный наряд мещеряков уже в XIX столетии выглядел необычно и привлекал внимание жителей более северных областей России, где крестьянки носили сарафаны. Так, М.С. Полубояров в книге «Весь Пензенский край» сообщает, что летом 1837 года во время поездки по России село Знаменское посетил наследник престола, будущий император Александр II. Его сопровождали поэт В.А.Жуковский, историк К.Д.Кавелин, граф Бенкендорф. В усадьбе Виельгорских высоким гостям, по их просьбе, показали двух мещеряков и одну мещерку в национальных одеждах.
Тяжелые распашные понёвы шили из трёх одинаковых полотнищ, не соединённых спереди. Они не очень длинные (длина понёвы из Знаменского, хранящейся в Пензенском краеведческом музее: спереди 59 см., сзади 66 см), снизу был виден узорный подол рубахи. Ткали каждое полотнище сразу необходимого размера по основе из конопляных ниток шерстяным утком (полотнища нашей понёвы сотканы шириной 53 см.). Верхний край, подогнутый на изнанку, ткался сначала только конопляными нитями, потом темно – коричневым, красным и синим шерстяным утком. Этот верх подшивался и служил кулиской, в которую продевали шнур – гашник, который собирал понёву на поясе.
Изображение
Верхний край понёвы (изнанка).


Основное полотнище ткалось утком из двойных шерстяных нитей, поэтому понёва получалась очень плотной и тяжелой. Вдоль подола ткали полосы с многоцветным традиционным геометрическим орнаментом, разным на разных понёвах (у молодых и пожилых женщин, в будни и праздники, еще были «пецальные», то есть траурные понёвы).
Изображение
Кайма понёвы из с. Знаменское.


Узорный подольник с изнаночной стороны закрыт подкладкой, которую, как и верхний подогнутый край, ткали по конопляной основе самой понёвы; у понёвы из с. Знаменское эта подкладка выткана яркими светло – зелеными шерстяными нитями и имеет красную полосу.
Изображение
Нижний край понёвы (изнанка).

.
Известно, что иногда края понёв подтыкали к поясу, таким образом подкладка оказывалась на виду – поэтому её украшали. Края понёвы обшиты узкой красной шерстяной тесьмой.

Впервые такую понёву надевали в ходе свадебного обряда, после чего женщина всю жизнь не должна была показываться перед людьми без понёвы. Можно было подоткнуть её, так что становилась видна длинная плотная белая рубаха, но снять совсем было бы совершенно неприлично.
Изображение
Женщина в подоткнутой распашной понёве. Пензенская губерния.Фотография из фондов Российского этнографического музея.


А незамужние наоборот ходили всегда без понёв, только в верхней плечевой одежде поверх рубахи.

К середине ХХ века такие одежды стали редкостью, увидеть их в повседневной жизни было уже нельзя. В научном архиве Пензенского краеведческого музея хранится выписка «Из записей 8-го похода за 1958 – 59 учебный год (январь)». Запись была сделана пензенскими туристами; судя по указанию на учебный год, это мог быть поход, организованный Областной детской экскурсионно – туристской станцией, созданной в 1956 году. Указаны маршрут похода: сёла Знаменское – Малая Ушинка и цель похода: описание старинного костюма, принадлежащего Кочмарёвой Ксении Степановне. Хранящуюся в музее выписку сделал, вероятно, начальник отдела дореволюционного прошлого Михаил Романович Полесских, который в 1960 году купил для музея и описал этот костюм. В документах по закупке указано, что К.С. Кочмарёва – жительница именно села Знаменское.

Особенно интересна приложенная к выписке запись «Описание рисунков – узоров на панёве».
Изображение

В ней, видимо со слов владелицы, приведены названия традиционных орнаментов на подольнике понёвы. Вот эти названия:

«Белый узор – «ярга» (широкая полоса)»;

«В ярге - семиногие».

«По бокам «ярги» - «важанки», а в них, в середине, «репеюшки» и «кривоногие»».

«В самом низу – узкая полоска - пазатки».


ИзображениеИзображение
Фрагмент каймы понёвы: «ярга», в ярге «семиногие».


Большая удача – то, что эти названия были вовремя записаны и сохранены для науки. Но в документах по закупке костюма не сказано, для какого возраста и каких случаев была предназначена понёва. Это можно установить теперь, после того как в 2018 году вышла книга В.Н. Жигулевой «Русская народная одежда. Понёва и юбка». В ней рассказывается о понёвах такого типа, а на стр. 45 есть фотография понёвы из собрания Сергиево – Посадского государственного историко – художественного музея – заповедника, очень похожей на нашу, из села Знаменское.
Изображение
В.Н. Жигулева. «Русская народная одежда. Понёва и юбка». стр. 44 - 45.
В.Н. Жигулева. «Русская народная одежда. Понёва и юбка». стр. 44 - 45.


Это праздничная понёва молодой женщины из села Ушинка Керенского уезда. В некоторых сёлах (Ижмора, Вяземка) молодые женщины носили красные понёвы, а праздничная понёва молодой жительницы Ушинки синего цвета; красная у нее широкая кайма – подольник с четырьмя полосами яркого многоцветного орнамента.

На красном подольнике (шириной 23 см.) темно – синей понёвы из Знаменского еще больше полос орнамента, их шесть. Узоры очень похожи на те, что на понёве из Ушинки, но они не так вытянуты по горизонтали, поэтому на полотнище понёвы их уместилось больше.
ИзображениеИзображение
Кайма понёвы из с. Знаменское.


У орнамента понёв из деревни Малая Ушинка, хранящихся в Пензенском краеведческом музее, та же особенность, что у ушинской понёвы в книге – геометрические фигуры сильно вытянуты по горизонтали; это еще раз подтверждает то, что понёва К.С. Кочмарёвой действительно из села Знаменское, а не из Ушинки. Судя по количеству полос с узорами, она праздничная, и носили такую молодые женщины.

Дубравина О.В., хранитель музейных предметов.

Литература:

Жигулёва В.Н. Русская народная одежда. Понёва и юбка. – М.,2018.

Полубояров М.С. Весь Пензенский край: историко – топографическое описание Пензенской области. - М., 2016 г.


.

Пред.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5