Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение expedA » 01 апр 2017, 12:33

Сегодня Первое апреля. В этот день решил открыть новую тему о сказках нашего времени. Сейчас как-то сказки отошли на второй план, уступив своё место анекдотам, юмору. Возможно, это объясняется современной жизнью, когда прагматизм и информационный шум преобладает в сознании народов. А есть ли место сказке сейчас?
Наш форумчанин «Земляк» в своих краеведческих исследованиях, связанных со своей малой родиной «Мокшанские вершины», нашёл много фактов, так или иначе упомянутых в общеизвестных сказках А.С.Пушкина. Неплохо бы их оформить в современные сказки.
Сказка - ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок
Да, если приглядеться, в каждом уголке нашей земли живут свои сказки, они существуют в рассказах местных жителей, в истории, в названиях местности, только остаётся соединить их в единый сюжет. Так писались сказки в прошлом, так писала их Александра Анисимова. И человек хранит их в памяти, как частицу своей Малой Родины, до самой смерти.
Моя просьба: старайтесь отходить от современной политической сатиры, сарказма. Ведь сказки сеют в мир человека добро и мудрость жизни
Изображение

Участник
Сообщений: 222
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение Земляк » 11 апр 2017, 13:21

expedA писал(а):...Наш форумчанин «Земляк» в своих краеведческих исследованиях, связанных со своей малой родиной «Мокшанские вершины», нашёл много фактов, так или иначе упомянутых в общеизвестных сказках А.С.Пушкина. Неплохо бы их оформить в современные сказки. ...

:) :spsb: Андрей за открытие темы.
Правда в цитируемом тексте мне показалось кавычки не на своих местах...
"Земляк" можно писать без кавычек, ибо я действительно земляк и ник мой Земляк :D
А вот сказки иногда беру в кавычки, ибо некоторые пушкинские и не только чётко коррелируют на наш край, события и время эпохи Пушкина +/- n-лет. По сему эти "сказки" по моей гипотезе вроде как достоверная быль!

И еще я не буду ограничиваться "сказками" Пушкина, так как считаю столько произведений написать о нашем крае будучи лишь проездом по Мокшанским вершинам из Саратова в Болдино, поэт в одиночку не мог. Явно использовал литературных негров [url]https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературный_негр[/url], а также некоторые произведения, эпиграммы и сюжеты "дарил" по каким то причинам другим авторам. Например "Конек-Горбунок" подарил П.Ершову. Но ведь подсан из Сибири не мог в 19 лет обработать сюжет, написать, пройти цензуру и издать это произведение. Причем впоследствии более ничего не написал аналогичного по объёму и содержанию. Так что не по нему эта "сказка". Это мог написать и издать Пушкин с помощью пензенского литературного раба.
Как у меня всё началось с этими "сказками"? Рассказывать долго... Но попробую.
С раннего детства (5-7 лет) сказка "Лягушка-путешественница" мне устойчиво казалась что часть событий происходит именно в моём краю, где я родился (Нечаевка, Орловка, Городок). Т.е. мне прямо казалось что эта лягушка живёт (жила) где то рядом. Все свои ощущения по этому поводу приводить не буду - уж поверьте на слово!
Далее в рамках поиска могилы "Нечаевского великана" вспомнилось событие-ориентир: очевидец 1899 г.р рассказывал моему отцу (мне тогда ~5-6 лет было): " ...голова с конское ведро (это про великана)... а копнули [могилу] - там "княжна"". Т.е. дед явно имел ввиду могилу француженки-гувернантки дворянского происхождения Е.И. Суше-де-ла-Дюбоассиер.
Однажды в детстве, когда я уже умел читать, с мамой набрели на эту могилу и я спросил: откуда она здесь? Мать ответила особо не раздумывая: путешествовала, приехала в Нечаевку, заболела и умерла.
И вот совсем недавно в споре с одним из оппонентов по войне с французами 1812г. мы перешли на терминологию: наших воинов столько то, а лягушатников столько то. Надо же было как то своих от врагов отличать...
В исследовании уже в зрелом возрасте оказалось: Суше-де-ла-Дюбоассиер француженка - "лягушатница", которая прибыла в имение помещика Кек в Нечаевке в 1812 г. (перед сдачей Москвы спалённой пожаром) и до самой смерти (1843г.) занималась воспитанием детей. Т.е. по меркам односельчан гражданку-француженку занесло из очень далЁко.
И вот уж совсем недавно я обратился к одной очень известной исследовательнице французский фамилий в России по судьбе Суше-де-ла-Дюбоассиер. Она мне выдаёт: да была такая Елизавета Ивановна 1797 г.р. куда мол делась не знаю, спасибо (мне) что прояснил ситуацию с судьбой и местом захоронения.
Однако не всё так просто... "моя" нечаевская Елизавета уже 1797 г. учила и готовила детей Кека Т.А. в Москве для поступления в престижные учебные заведения и только война 1812г. вынудила продолжить работу в Нечаевке. Фамилия эта редкая, появление полных тёзок Елизаветы Ивановны Суше-де-ла-Дюбоассиер вряд ли возможно и моя была как минимум лет на 20 старше. Парадокс! Именно на парадоксы я часто в своих исследования и опираюсь.
Кто эта лягшатница-путешественница-гувернантка? И где та что 1797 г.р.? Пока я не знаю. Но то что что то необычное в её прибытии(путешествии) и пребывании уже есть.
Я уверен Пушкин А.С. будучи знакомым с В.Т.Кек с 1819г. бывал у него в гостях в имении и мог знать, иметь сюжет событий происходящих в Мокшанских вершинах и около , например в столице лука - Бессоновке - Лукоморье!
Таким образом реальные француженки могли "влипнуть" в некоторые "сказки" как лягушки-путешественницы, царевны-лягушки... о которых в силу разных обстоятельств нельзя было открыто говорить и писать (ибо секретно, конфиденциально, ДСП...)
Ведь например Пушкин А.С. был сотрудником-шифровальщиком в отеле КИД - МИД - аналог СВР (служба внешней разведки).

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение expedA » 11 апр 2017, 20:41

Изображение

Уважаемый Земляк. Как это место у деревни Липяги (Драгунские Липяги, Буерак, Литомгино) отражено в ваших сказках? :)

Участник
Сообщений: 222
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение Земляк » 11 апр 2017, 22:22

expedA писал(а):Как это место у деревни Липяги (Драгунские Липяги, Буерак, Литомгино) отражено в ваших сказках? :)

Литомгино в этом списке лишнее, оно южнее.
В наших с Пушкиным :D сказках есть строки:

Я ль вас, други, не ласкал.

Да какой вас черт украл?

Чтоб пропасть ему, собаке!

Чтоб издохнуть в буераке!

В строну Городка (Свиногородок) есть мусульманское кладбище - это на запад. Близ Городка есть местечко именуемое с древности Краснопёрый (посёлок, хутор?). Не путать с Краснополье! Возможно это связано как то с пером Жар-птицы. На восток от этого косогора с погостом Рамзай. По с/х переписи 1917г. в Рамзае 44 ! хозяйства (семьи) имеющих фамилию Кри(в)улин(а). По моей гипотезе "царь" Салтан в миру Кузьма Криулин (по матери он Салманов >Салmан)
И нейдет ли царь Салтан.
Басурманить христиан?
Полагаю Кузька набасурманил такой высокий показатель концентрации одной фамилии.
Еще с этим бугром рядом родник Горбунок и проходила старая Саратовская дорога шедшая на Доможировку. Пушкин же сворачивал в Нечаевку, гостил у Кека, пил мёд. А потом уж ехал на Доможировку и далее в своё Болдино.
Кстати болдинские Пушкины и Нечаевы (основатели Нечаевки) с 16-17 века соседствовали там имениями.
Во времена Пушкина в Мокшанском уезде было >18000 ульев в остальных не более 6-7 тысяч. Нечаевка и Липяги относились к Пензенскому уезду, но к медовому краю примыкали.
Поэтому Пушкин об этом месте прямо сказал в некоторых сказках
Я там был, мёд, пиво пил...
Т.е. он реально тут БЫЛ!
"Сказка о царе Салтане..." начинается в декабре 1814 и заканчивается в имении Кека в Нечаевке , а "Конёк-Горбунок" в Липягах (Буераке) начинается перед визитом Александра I в 1824г.
В обеих упомянутых сказках Пушкин пишет о реальных событиях, реальных героях, своих современниках.
Многие исследователи пытаются расшифровать второй смысловой ряд этих сказок, но у всех у них есть большой недостаток - они не родились в этом месте. А у меня здесь аж четыре места рождения ( писал в теме Деревни-фантомы). Так что мне повезло больше.
Сказку "о Салтане..." Пушкин вначале издал в ЕДИНСТВЕННОМ экземпляре для Императора, но это был "прокол". Так бы все поняли что это указатель места! Тогда и была придумана легенда (моё мнение), что Николай I стал личным цензором поэта. Видимо отредактировав сказку-шифровку, разрешил запустить в массовый тираж. А от авторства "Конька-Горбунка" "открестился" в пользу никому неизвестного 19 летнего паренька из Сибири.
Словом обе сказки показывают место в нашем крае. А что за "собака" здесь зарыта, надо читать другие сказки!

Участник
Сообщений: 222
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение Земляк » 12 апр 2017, 13:35

Немного вернусь к сказкам о лягушках...
Впервые сказка о царевне-лягушке была опубликована в ХVIII веке. Только называлась она иначе — «О лягушке и богатыре».


Полное название сказки Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
"Нечевский великан" перезахороненный в 1912г. - это и есть тот богатырь от него и француженки и родился богатырь Гвидон.
Служили в Пензенском военном гарнизоне три земляка, родом из Нечаевки. Михаил Филиппович Новиков и Кузьма Васильевич Криулин – мужики с окладистыми бородами лет за сорок. Богатыри, косая сажень в плечах. Они были крепостными помещика Т.А.Кека.

А безусому ратнику Емельяну Фёдоровичу Зайцеву «стукнуло» тогда всего лишь двадцать. Он числился за нечаевским помещиком И.А.Чарыковым. Бывало соберутся все трое – ни дать, ни взять словно с картины Васнецова «Богатыри» сошли. Такие же могучие и осанистые.[/b]
- 1 июля 1815г. "Как нечаевские мужики пленных французов этапировали ". Автор явно пишет воспоминания давно минувших дней, очевидцем которых являлся, но уже знакомым с сюжетом картины Васенцова, написанной 1881 -1898г.
В сказках Пушкина он Салтан от фамилии по матери (Кузькиной матери!) (Салманова>Салmан>СалТан ...m=Т), он же купец Кузьма, поп (в значении отец семейства (гарема)) толоконный лоб. Предки его по линии матери из крещеных татар -Крещены. На могиле "Нечаевского великана", Кузьмы- Салтана в ограде стоят рельсы с отрубленной головкой по всей длине. Т.е. в профиле получается буква "Т". Рельсы английские ~1837г. Т.е. до того как в России появились ЖД и такие рельсы вообще.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение expedA » 13 апр 2017, 21:58

Еще с этим бугром рядом родник Горбунок и проходила старая Саратовская дорога шедшая на Доможировку. Пушкин же сворачивал в Нечаевку, гостил у Кека, пил мёд. А потом уж ехал на Доможировку и далее в своё Болдино.


Как я понял, Пушкин ехал по такому маршруту? :ugeek:
Изображение

Участник
Сообщений: 222
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение Земляк » 14 апр 2017, 08:21

expedA писал(а):Как я понял, Пушкин ехал по такому маршруту? :ugeek:

Ну-у... в общих чертах как бы да, но НЕТ!
Пушкин служил в разведке (КИД-МИД-СВР, шифровальщиком) и был в курсе, что Наполеоновские карты лягушатнику перед войной подсунула наша разведка. Готовое клише литографию 100 листовой карты РИ и даже заботливо перевели ему на один из популярных в РИ языков, которым пользовалось дворянство- французский. И как уже можно догадаться эти литографии имели свои коварные нюансы. Выиграть войну по этим картам было затруднительно :)
Пушкин вероятно имел точные карты. И позориться в имении двух братьев, военных топографов (Кек В.Т. и И.Т) наполеовскими картами не стал.
Саратовская дорога проходила минуя Пензу, через д.Буерак (Липяги) на Доможировку. Из Доможировки уходило пять дорог:
1. Обратно в Саратов.
2. Мокшан
и на левом берегу р.Азясь:
3. в Саранск (и далее Болдино)
4. Н.Ломов
5. Чембар.
Т.е. контрразведчик Пушкин съезжал с трассы в Буераке, заезжал в с.Никольское, Нечаевка тож к своему другу. После снова вставал на трассу до Доможировки, пересекал мост р.Азясь и ехал в свое Болдино. Многолюдные Мокшан и ранее Пензу он избегал. Посему пензенские историки не имеют точных свидетельств о пребывании П. в Пензенской губернии.
В качестве доказательств моей гипотезы могу предъявить факт созерцания мною лично в 1962г. в середине сентября шляпу и трость Пушкина в доме Кека. В то время это начальная школа и пошёл в первый класс.

Нечаевский великан (правильнее великий человек, богатырского телосложения) был похоронен на высоком месте на севере от села, так что бы друг Кека Пушкин мог по приезду из Болдино видеть раньше, чем заедет в село...

Участник
Сообщений: 222
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение Земляк » 17 апр 2017, 10:05

Прошу уважаемых форумчан отметить:
Тема создана 01.04.2017г
Я ответил в ней 11го.04.2017г., хотя заметил и прочел несколькими днями раньше. Просто обдумывал план ответа и продолжения темы...
Созданию темы предшествовала наша переписка с модераторами Андреем Нугаевым и Татьяной Белявской, ранее я уже высказывался насчет сходства сюжетов ряда сказок с нашим краем. И даже вроде бы уже писал на форуме о Салтане-Кузьме, его Кузькиной матери и др. героях.
Некоторые подозрения о привязке сюжета (в дальнейшем буду применять слово коррелирует
) у меня возникли с дошкольного возраста (в начале 60х годов, например: Лягушка-путешественница) и сохранились по ныне. Сказка о Салтане мне вообще казалась взрослой из единственного момента: "на кровать слоновой кости" и "к исходу сентября". Я уже в то время знал что между этими событиями должно быть 9 месяцев. И считал что взрослые почему то ошибочно пропустили эту "порно" сцену. Можно же было в стихе обойтись без упоминания кровати и например: наутро родила богатыря -как в сказке. Но Пушкин почему то, зачем то четко эти события с зачатием-рождением Гвидона привязал по времени "в те поры война была" и в конце сказки заверил "я там был".
...Где то в середине 90х годов прошлого века с потерей своих родителей, я активизировался в генеалогическом и краеведческом исследовании. За десять лет к 2006г. окончательно пришел к выводу что сказки писаны с натуры, с окрестностей, где родился и взрослел. К 2010г. я из открытых источников собрал много материалов и подтверждений своим гипотезам по реалистичности "сказок". Но случайно сам же и уничтожил его весь, предварительно собрав всё на одну флешку. Долго горевал... И уже хотел забросить эту сказочную тему навсегда. Потом попался этот форум...с темой Великанов нашего края. Еще раньше (~ до 2006г.) попалась статья о нечаевском великане http://nd58.ru/old/ml/2005/7254.htm (в конце). Начал работать снова на корреляцией на мой край сказок о Салтане, Коньке-Горбунке, о купце Кузьме и т.д. ...И опять неудача в конце 2015г. полетел жесткий диск у ноутбука с уже вторично собранным материалом.
Тут я уже отнёсся по философски - возможно в предыдущих материалах были ошибки, неточности и "дух Пушкина" приходит и уничтожает мои рукописи на компе :) . Понуждая переписывать, исправлять и дополнять всё заново.
Поверьте третий раз очень лень собирать, систематизировать материал в таком виде что бы был понятен читателю. Просто я себе уже доказал о четкой корреляции ряда Пушкинских и к которым он руку приложил сказок к Мокшанским вершинам и их окрестностям. Как бы получил (увидел) готовый ответ. А вот само решение выстраивать, описывать уже лень. Тем более не вижу живого интереса и конструктивных вопросов от читателей форума.
Почему это всё выше написал!? Хочу чтобы модераторы "запатентовали" за мной эти "открытия". Это не для тщеславия, уж поверьте! Это мой долг перед моей малой родиной, как её земляка (уроженца).
А почему так ускоряю "патентование"!? Тут дня три четыре назад заглянул в [url]https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка_о_царе_Салтане[/url], а там обновление
Последнее изменение этой страницы: 13:58, 13 апреля 2017.

И что я вижу! Конкуренты на пятки наступают.
По моей версии сюжет сказки о Салтане Пушкин получил от нечаевского друга по Кишиневской командировки -Кек'а В.Т. по матери он как и купец Кузьма - Салманов (отсюда > Салmан> Салтан, m=Т) ~в 1821-22г.
И в Википедии появилась новая запись, подтверждающая мою гипотезу:
Считается, что первую запись, связанную с сюжетом будущей сказки, Пушкин делает в 1822 году в Кишиневе

И еще я чуть ранее писал (встречал это в дневниках Пушкина), что Салтан был написан в ЕДИНСТВЕННОМ экземпляре, только для царской семьи!!!:
Впрочем, по свидетельству Ефремова в его первом издании сочинений Пушкина (т. III, 1880, стр. 441), существовало более раннее издание: будто бы эта сказка была «впервые напечатана в особой брошюре вместе со сказками Жуковского, но брошюра эта назначена была Жуковским только для высочайших особ».

Есть в тексте от 13.04.2017г. и другие "мелочи" коих ранее не было, но я их уже находил и собирал из других источников.

Участник
Сообщений: 222
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение Земляк » 19 апр 2017, 17:06

Вот нашел единственное упоминание о Салмановой (Кек по мужу) Степаниде Андреевны:
Изображение
За мужем за Кохом - тут либо ошибка, либо намеренное искажение.
Это из списка окончивших Мариинку в 1797г.. Закончила с шифром? - это что значит?
Полагаю это тётка Кузьмы-Салтана.

Участник
Сообщений: 222
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: Хочешь – верь, хочешь – нет. Современные сказки

Сообщение Земляк » 19 апр 2017, 17:26

Пушкин с Кеком В.Т. познакомился на балу у Полторацких - Олениных в мае 1819г. Продолжил дружбу в командировке в Кишинёве в 1821-22г.
Кек (по матери Салманов) В.Т. как раз и мог пересказать сюжет сказки о купце Кузьме-Салтане.

Основатели Нечаевки Нечаевы с давних времен соседствовали имениями с предками Пушкина...

След.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2