Мир ритуального полотенца Пензенской области

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Мир ритуального полотенца Пензенской области

Сообщение expedA » 13 июл 2017, 22:33

Мир, вроде бы, простой бытовой вещи - полотенца - вмещает в себя всю жизнь человека от рождения до смерти. Знатоком этой темы в Пензенской области, безусловно, является Нина Петровна Востокова - к.и.н., доцент, председатель Историко-этнографического центра Пензенской области.
Изображение

Предлагаю ознакомиться с её статьёй, размещённой в альманахе "Краеведение" №4 за 2015год
https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2016/03/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-4-16-2015.pdf&hl=ru

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РИТУАЛЬНОГО ПОЛОТЕНЦА


Наша коллекция ритуального полотенца состоит из двухсот предметов. Формировалась она представительницами нескольких поколений одной семьи.
Первое полотенце будущей коллекции было изготовлено в 1893 г. в селе Шемышейке (в то время входила в Саратовскую губернию – Н.В.) четырнадцатилетней Александрой Зайцевой для своего приданого и было «задействовано» во время её сватовства.
В 1951 г. это заветное полотенце из бабушкиного сундука было подарено автору настоящей публикации как семейная реликвия и в качестве приданого.
Полотенце, как и человек, имеет свой возраст, место рождения, национальность, неповторимый внешний вид и даже свою судьбу. Основная часть предметов коллекции изготовлена на территории Пензенского края, хотя для сравнения имеется по одному смоленскому и архангельскому полотенцу. Все полотенца русские, но для сравнения имеется по одному мордовскому и чувашскому экземпляру, и несколько татарских. По своей социальной принадлежности все полотенца коллекции крестьянские. Холст для них выткан на самодельных деревенских ткацких станках. Для сравнения имеется одно барское полотенце, изготовленное белошвейками.
Все предметы атрибутированы, т.е. определена их национальная и социальная принадлежность, время изготовления и бытования, функциональное назначение. Каждое полотенце коллекции единственное в своем роде. Если и похожи орнаменты, не похожи размеры, ткань, её отбелка и кружево.
По своему функциональному назначению полотенца делились на: пристены, спичники, божники, зеркальные, маховики, свадебные (рукобитные, залоги, подножники, дарные), крестильные, для детских праздников, солдатские (обереги рекрутам).
Наиболее ранние экспонаты относятся к последней трети XIX – поздние к 70-м гг. XX в.
Научный интерес автора к предметам коллекции обоснован тем, что самодельное крестьянское полотенце как неотъемлемый элемент народных обычаев, обрядов, поверий и праздников, представляет собой интересную и важную разновидность памятников истории и культуры русского народа, обильный и надежный исторический источник познания, духовного содержания отдельного человека и общества в целом.
Осмысление роли обрядового полотенца значимо для сегодняшних дней как способ формирования интереса к традиционной культуре русского народа.
В наиболее значимых обрядах русского народа, таких, как свадебный, родильный, крестильный, похоронный, – полотенцу всегда находилось особое место. Оно «свидетель» отношений между мужчиной и женщиной, матерью и ребенком, старшим и младшим поколениями.
Полотенце как украшение, оберег, подарок было задействовано на всех этапах русской свадьбы. Перекинутое через левое плечо, завязанное узлом на правом бедре, оно спускалось до пола как знак особого свадебного чина. Расшитые ярким орнаментом полотенца украшали сватов, направляющихся в дом родителей невесты. Отец девушки, которую пришли сватать, выводил её к столу из «закутка», держа не за голую руку, а обёрнутую расшитым полотенцем. При этом и его рука была обёрнута этим же полотенцем. Рукобитье, пожатье рук родственниками жениха и невесты как знак согласия с обеих сторон, делалось не голыми руками, а через платок или полотенце. Рукобитное полотенце также являлось оберегом, защищающим невесту и присутствующих родственников от нечистой силы, сглазу и порчи.
Во многих сёлах Пензенской области среди многочисленных ритуалов предсвадебного этапа был следующий: так называемый «веник», который подруги невесты несли через всё село накануне свадьбы. Для придания ритуалу большей торжественности и важности снизу веник – букет «подпоясывали» расшитым красными нитками полотенцем. Яркий, праздничный веник был знаком публичного оповещения односельчан о важном событии: подруги невесты несли жениху её подарок – свадебную рубашку, в которой он на следующий день будет венчаться в церкви. Полотенце в данном ритуале выполняло объединяющую роль, символизировало единение мужчины и женщины, а также единение двух ранее чужих семейств.
Полотенцами украшались друзья жениха и главная фигура свадебного поезда – «кучер», как главный распорядитель свадебного поезда. Особым чином в свадебном обряде был дружка, который также украшался расшитым полотенцем.
Во время венчания в церкви молодожёны стояли на расшитом полотенце как на коврике. В народе это полотенце называлось подножником. После венчания родители молодого встречали новобрачных на крыльце дома. Для придания ритуалу торжественности использовались расшитые и украшенные кружевом льняные ритуальные полотенца. Согласно свадебному ритуалу, на расшитом полотенце мать преподносила молодым каравай («хлеб-соль») как пожелание здоровья и счастья. Отец, в знак благословения, также на расшитом полотенце поддерживал снизу благословенную икону. Эти рушники почитались и хранились, как особо ценные, всю жизнь. Потерять их или отдать кому- то считалось плохой приметой. В Пензенской области до сих пор известно множество других вариантов использования полотенец в свадьбе.
Красивым, ярким орнаментом украшалось полотенце, на которое принимали ребенка из купели во время крещения. Когда ребенок плакал, его умывали от сглазу и вытирали именно этим, крестильным полотенцем. А когда он женился, то «хлеб-соль» молодым родители преподносили на этом полотенце.
Дома, во время крестильного обеда, крестный и крестная должны были некоторое время посидеть накрытыми с головой красивым расшитым и украшенным кружевом полотенцем. Этот ритуал олицетворял установление духовного родства между ребенком и крестными.
Расшитые полотенца играли большую роль в обрядах эпизодического характера, когда коллективными силами девушек за одни сутки, т.е. за день и ночь (абы день) изготавливались так называемые «обыденные полотенца», которые сами по себе несли огромную ритуальную нагрузку. Большие коллективы девушек за одни сутки изготавливали «обыденные полотенца», чтобы опоясать ими храм на скорое и удачное замужество.
Расшитые полотенца использовались в русских календарных обрядах и ритуалах. Так, к весенне-летнему циклу праздников относятся праздники, связанные с началом сева. Расшитыми полотенцами поддерживали снизу иконы во время службы на поле с целью освящения семян.
Расшитые полотенца использовались для освящения яиц и куличей во время пасхальной заутрени в церкви. Ими украшались берёзки во время девичьих кумлений на празднике «Похороны кукушки».
Изображение

Древо Жизни – символическое дерево, когда на одном стволе изображались разные растения – васильки, цветы мальвы, лист хмеля с усиками, злаки и т. д., чего не могло быть в реальной жизни.


Изображение

Особое место в орнаментальном символическом «тексте» занимают геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, квадраты, ромбы, ставшие универсальными символами засеянного поля и плодородия в целом. Розетка – правильная геометрическая фигура, круг, разделённый на восемь частей, восемь лопастей, – символ девичества и одновременно плодородия.

Осенний цикл обрядов связан с началом жатвы. Первый день жатвы, как правило, был праздничным. В этот день полотенца расстилали прямо на краю поля для праздничной трапезы. Вышитым полотенцем перевязывали первый сноп, когда зажинали урожай. Каждая семья ставила такой сноп на верхушку суслона, а после трапезы в поле эти снопы, подпоясанные расшитыми полотенцами, женщины несли в свои избы, чтобы зимой использовать колоски в святочных гаданиях. Одним из известных осенних праздников был день святого пророка Наума (14 ноября). Этот день почитался как день «наставления на ум» и именно этот день был первым днем обучения мальчика грамоте в богатой крестьянской семье. Обучение завершалось изучением всего одной буквы: «Аз». В благодарность за обучение мать одаривала учителя расшитым полотенцем, символизирующим начало учебы, отец одаривал учителя другими подарками. Мог подарить рубаху, порты и даже кафтан.
Изображение

Цепочка – символ вечности. Изображалась как в природном (цветочном), так и в геометрическом орнаментах.

Изображение

Зооморфные изображения: птица – символ воскресения природы, плодородия, супружеской верности и счастливой семьи; две птички, изображённые повёрнутыми головами друг к другу — Лада (Богиня Любви) и Леля (Богиня Весны), символы плодородия, свадьбы, супружеской верности, счастливой семьи.

Зимой расшитые полотенца использовались в многочисленных святочных гаданиях. Для украшения стен во время зимних посиделок широко использовались расшитые полотенца.
Полотенца использовались и в похоронном обряде. Впереди траурной процессии, так называемые богоносцы, несли икону, украшенную расшитым полотенцем. Снизу икона поддерживалась не голыми руками, а через это похоронное полотенце. На особых полотенцах, более прочных и длинных, чем праздничные, несли гроб на кладбище, на полотенцах его отпускали в могилу. Орнамент похоронных полотенец расшивался нитками черного цвета.
На Радоницу, день поминовения «родителей», т.е. всех умерших родственников, на их могилах полотенца расстилали вместо скатерти и на них свершали поминальную трапезу, затем их забирали домой до следующего раза.
В похоронной обрядности полотенце является символом перехода в другой мир. В поминальных обрядах оно выполняло функцию связи с умершим.
Таковы лишь некоторые обычаи, обряды и ритуалы, связанные с использованием ритуальных полотенец в традиционной культуре русского народа. И все же они дают представление о культурных потребностях русского народа: семейно - брачных отношениях, досуге и других ценностных ориентациях.

Важным элементом любого произведения декоративно-прикладного искусства является орнамент.
Наша коллекция ритуального полотенца содержит многогранную информацию о символике вышитых на полотенцах орнаментов. Так, к основным сюжетам вышивки орнаментов относятся следующие: древо жизни – символическое дерево, когда на одном стволе изображались разные растения – васильки, цветы мальвы, лист хмеля с усиками, злаки и т. д., чего не могло быть в реальной жизни; геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, квадраты, ромбы, ставшие универсальными символами засеянного поля и плодородия в целом; розетка – правильная геометрическая фигура, круг, разделённый на восемь частей, восемь лопастей, – символ девичества и одновременно плодородия; цепочка – символ вечности, изображалась, как в природном (цветочном) так и в геометрическом орнаментах; зооморфные изображения: птица – символ воскресения природы, плодородия, супружеской верности и счастливой семьи: две птички, изображённые повёрнутыми головами друг к другу Лада (Богиня Любви) и Леля (Богиня Весны) – символы плодородия, свадьбы, супружеской верности, счастливой семьи; изображение розы; пословицы и поговорки.
Эта символика позволяет сделать выводы об общечеловеческих истоках русской культуры: все названные символы имели животворящее начало, оберегали, предохраняли людей от стихий мироздания, нечистой силы.
Наша коллекция позволяет прикоснуться к истокам традиционной культуры русского народа

Изображение

Изображение розы – это цветы известного и любимого всеми шиповника.

Изображение

Пословицы и поговорки.

Фотографии из фондов Музея народного творчества и моего архива.
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мир ритуального полотенца Пензенской области

Сообщение expedA » 18 июл 2017, 22:01

У друзей сфотографировал несколько полотенец.
Изображение
Изображение


Изображение
Изображение

Изображение
Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мир ритуального полотенца Пензенской области

Сообщение expedA » 06 дек 2018, 09:11

Изображение

Нина Ивановна Гаген-Торн "Обрядовые полотенца у народов Поволжья"

Читать http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2000/no6/2000_6_101_Reshetov.pdf

Ps.На днях сфотографировал полотенце из Керенского уезда
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мир ритуального полотенца Пензенской области

Сообщение expedA » 06 дек 2018, 09:32

Обрядовые полотенца из татарских сёл Пензенской области, которые довелось сфотографировать в 2018 году. Подробнее см. сообщение за 06.12.2018 года http://xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/viewtopic.php?f=19&t=368&p=7478#p7478
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мир ритуального полотенца Пензенской области

Сообщение expedA » 22 фев 2019, 21:59

Продолжение к предыдущему сообщению
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мир ритуального полотенца Пензенской области

Сообщение expedA » 29 дек 2020, 19:24

Добрый вечер! Нашёл в одном из альбомов Российского этнографического музея https://ethnomuseum.ru/ фотографию из Пензенской области
"Крестьянки держат в руках два вышитых полотенца. 1927 год"
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мир ритуального полотенца Пензенской области

Сообщение expedA » 02 мар 2021, 21:57

Музей И.Н. Ульянова


Сообщение от 25 02 2021 г.
Село Красная Дубрава

Изображение

Полотенца из села Красная Дубрава на выставке «Мир пензенских сословий».
Макет крестьянской избы на выставке «Мир пензенских сословий» в пензенском музее И.Н.Ульянова украшен вышитыми полотенцами. В настоящих избах нарядное полотенце всегда висело в красном углу под иконами, а в дни больших праздников или во время свадьбы дом наряжали множеством полотенец, которые в обычное время хранились в сундуках.
Наша изба всегда нарядная, как на праздник; но полотенца там время от времени заменяются на другие. Сейчас вы можете видеть на выставке полотенца из села Красная Дубрава Земетчинского района Пензенской области (до революции оно относилось к Спасскому уезду Тамбовской губернии). Они были привезены из этнографической экспедиции сотрудниками Пензенского краеведческого музея в 1981 году. Сероватый плотный холст украшен красно – черной вышивкой крестом, она выполнена по счету нитей. А концы полотенец отделаны не только традиционным белым кружевом, но и яркими широкими атласными лентами. Такие полотенца особенно радуют глаз и украшают жилище!
На фотографиях можно рассмотреть их поближе, а потом попробовать вышить орнамент по старинным образцам

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мир ритуального полотенца Пензенской области

Сообщение expedA » 26 апр 2023, 18:31

Добрый вечер! Хорошая статья о полотенцах Лидии Сергеевны Токсубаевой на страничке Вк https://vk.com/public167661875
РИТУАЛЬНЫЕ ПОЛОТЕНЦА В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА И ДРУГИХ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
(автор статьи Лидия Сергеевна Токсубаева - кандидат исторических наук, Казанский федеральный университет)

"Анализ материалов исследований, проведенных среди русского населения Казанского Поволжья, позволил выявить следующие факты, формы, варианты бытования орнаментированных полотенец в крае. «Жизнь» полотенца начиналась тогда, когда девушка начинала готовить приданое. Наши материалы свидетельствуют о том, что в зависимости от достатка семьи, невеста готовила к свадьбе от десяти до пятидесяти полотенец. Узоры для вышивания, что также подтверждается полевыми материалами, девушки брали с полотенец своих матерей или бабушек по материнской линии. Этот факт позволяет говорить о наследовании орнамента, что присуще и другим народам.
Полевые материалы по Казанскому Поволжью свидетельствуют о том, что богато украшенные полотенца, которые были изготовлены в предсвадебный период, никогда не использовались в утилитарных целях. Это подчеркивают многие исследователи. Так, Б.А.Рыбаков писал следующее: «Специально ритуальным предметом, давно обособленным от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой». В литературе часто встречается выражение «свадебное полотенце». Такое название мы неоднократно фиксировали во время полевых исследований в разных частях Казанского Поволжья. Однако каких-либо четких характеристик «свадебного полотенца» получить не удалось.
На наш взгляд такое выражение связано с тем, что изготовление полотенец непосредственно было связано с подготовкой к свадьбе и использованием их на всех этапах свадебного ритуала. В последующие периоды своей жизни женщина никогда не занималась вышиванием полотенец. Полотенца, оставшиеся после дарения на свадьбе, поступали в собственность молодой; использовались в дальнейшем по ее усмотрению во всех обрядах жизненного цикла, а после ее смерти передавались по наследству дочерям, внучкам или другим родственникам по женской линии. Если женщина умирала бездетной, то полотенца, как и другие ее вещи, возвращали в дом родителей, что обеспечивалось нормами наследования женского имущества по обычному праву.

С первого дня пребывания молодой в доме мужа свекровь снимала свои полотенца и выносила их из избы. Она никогда больше не вывешивала их в своем доме. На их место молодая развешивала свои. Эти факты зафиксированы не только в Поволжье, но и у русских Поморья и Сибири, у вепсов, у белорусов. Полотенцами украшали в основном божницу. На праздники ими обрамляли зеркала, постилали на стол.
Ритуальное использование приготовленных невестой полотенец начиналось в предсвадебный период с момента сговора и запоя, во время которых полотенце вывешивали на всеобщее обозрение. Этот явление называлось в крае - «трепать полотенца». В некоторых селениях полотенца вывешивали только на второй день свадьбы. Они были обязательным атрибутом во время рукобития (договора родителей жениха и невесты на брак их детей), домашнего обручения жениха и невесты, а также являлись одним из главных предметов одаривания невестой родителей и родственников жениха. Обязательным было повязывание полотенцами дружек, что означало признание невестой их полномочий. Это действие носило название «наметить» дружку. Он мог попасть в дом невесты только в том случае, если предъявлял «билет» - полотенце невесты. Полотенцами повязывали через плечо и участников свадебного поезда, тоже «намечали».
И.И.Шангина отмечала, что полотенце использовалось в обрядах «банного действа» и «прощания с девьей красой». Девушка прощалась с девичеством, а взамен получала от банника в бане плодовитость. В этих обрядах полотенцем укрывали невесту, на нем раскладывали жертвенную еду для банника.
Во время свадьбы полотенцами украшали подводы свадебного поезда, ими обвивали дуги, подвешивали к оглоблям, перевязывали приданое. В доме жениха перед или во время венчания, или после первой брачной ночи приданое и в первую очередь полотенца развешивали на стенах. В некоторых селениях подруги невесты набрасывали на себя рубашки, сарафаны, столешницы, повязывали головы полотенцами невесты и устраивали катание на лошадях по селу, демонстрируя приданое. В день свадьбы полотенце использовали для обустройства брачного ложа, в некоторых районах Поволжья им связывали молодых в первую брачную ночь.

Отмечена значительная роль полотенца и в родильно-крестильной обрядности, начиная с того, что ребенка принимали на полотенце матери. При первом купании ребенка полотенце постилали в корыто, куда бросали также серебряную монетку. Это полотенце отдавали бабке-повитухе. Ей же роженица дарила полотенце при исполнении обряда размывания рук, нередко в него заворачивали хлеб и соль. К моменту крещения ребенка крестная мать готовила свое полотенце. Этим полотенцем в церкви закрывали приготовленную для крещения воду, а затем крестная мать принимала на него младенца из купели. После крещения это полотенце уходило в дом ребенка.
Заключительным обрядом родильного цикла, где фиксируется использование полотенца, была «бабина каша». В Казанском Поволжье отмечены лишь смутные упоминания о нем. По материалам И.И.Шангиной, через несколько дней после рождения ребенка в его доме на торжественный обед собирали всех родственников, кума и куму. Основным действующим лицом являлась бабка-повитуха. Она вносила в избу горшок с кашей, который ставили на крышку квашни, покрытую полотенцем или холстом. Сверху на горшок укладывали пирог и все это покрывали полотенцем или холстом. Затем бабка снимала полотенце с каши, обматывала им голову или подпоясывалась. По некоторым описаниям она откладывала немного каши в чашку и ставила на печной столб (для «родителей», т.е. предков), а затем трижды поднимала кашу, произнося благопожелания новорожденному. Отец в это время трижды поднимал ребенка вверх. Кум и кума при этом покрывали голову одним полотенцем. Наконец горшок разбивали и все присутствующие ели кашу.

Как показали экспедиционные материалы, в похоронно-поминальной обрядности полотенце использовалось не менее широко. В день смерти человека на углу его дома или косяке окна вывешивалось полотенце, информировавшее односельчан о случившемся. В других случаях полотенце или платок вывешивали после похорон и поминок на третий день. На сороковой день полотенце снимали и отдавали его читальщице. Во многих районах на подоконник ставили стакан воды, а иногда и еду. До сих пор это объясняют тем, что душа покойного по полотенцу поднимается в дом, омывается водой и утирается полотенцем. Полотенце вешали также в переднем углу на иконы. Его убирали на сороковой день или после похорон, а потом отдавали кому-нибудь или уносили в церковь. Есть информация и о том, что полотенце, снятое с божницы на 40-й день, несли на околицу деревни и стряхивали на четыре стороны света, прощаясь с душой покойного. На крест, ставившийся перед домом перед похоронами, также повязывали полотенце.
Во время похорон полотенца клали в гроб, их прикрепляли к крышке гроба. На кладбище их снимали и отдавали могильщикам. Если гроб везли на лошадях, то полотенца крепили к дуге или использовали вместо вожжей. В случае, когда гроб несли, то обычно на полотенцах или новине.
Широко был распространен обычай готовить определенный набор предметов для первого встречного при проводах покойного. Для этого шили специальный мешочек, в который клали нитки, «пушечки» (печеные изделия), мыло, деньги, полотенце или платок.
В дни поминовения усопших, по нашим материалам, полотенца вешали в избе на косяк окна. В Костромской губернии, как сообщает И.И.Шангина, их расстилали на лавки, чтобы ночью по ним ходили «родители» и оставляли свои следы.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что сферой применения полотенец являлись в основном семейные обряды, связанные с рождением, смертью, вступлением в брак, или, как их называла А.П.Косменко, обряды «перехода», когда порываются прежние семейные узы и устанавливаются новые». В комплексах календарной обрядности, в действиях, связанных с сельскохозяйственной магией, упоминания об использовании полотенец скудны.
Наши исследования во многом согласуются с суждениями указанных ранее авторов. Анализируя факты применения полотенца в обрядах жизненного цикла, его движение между участниками ритуалов, между членами семейно-родственных коллективов, между «своими» и «чужими», мы можем говорить о знаковой сущности полотенца, как носителя родового женского знака. Именно это качество полотенца делает его сакральным предметом, объединяющим всех членов рода, как живущих сегодня, так и ушедших в другой мир, а также позволяющим душам ушедших воплощаться в этом предмете.
Мы выделяем в качестве основных следующие функции ритуальных полотенец: оберега, жертвы, приобщения и соединения, информирования или оповещения.
Рассмотрим функцию оберега - вывешивание полотенец на стены жилища, где играется свадьба или осуществляются другие семейные обряды, обвязывание ими приданого, покрывание воды в купели, оформление полотенцами похоронной процессии и многие другие моменты ритуалов являются не чем иным, как ограждением, выделением безопасного, «своего» пространства. Здесь участникам обряда не грозят злые силы «чужого» мира, здесь гарантировано участие и помощь предков. Для предков вышивка на полотенцах тоже знак, что это их потомки приглашают ушедших к участию, просят о защите, а полотенце то место, где душа умершего может найти себе приют. Установление таких символических границ независимо от размеров ограждаемого пространства близко к понятию оберег.

Функция приобщения прослеживается в ситуациях, когда, например, новорожденного принимают на полотенце матери, а крестная мать принимает его из купели на свое полотенце, когда крестная мать и крестный отец в момент крещения ребенка накрываются одним полотенцем. Бабка-повитуха опоясывается полотенцем матери ребенка или накрывает им голову. То же наблюдаем, когда «намечали» дружку или «намечали» свадебный поезд, то есть принимали в родство сторону жениха, приобщали к «своему» безопасному пространству тех, кто не входил в него прежде. Молодая женщина, формируя свою семью, шедшую на смену стареющим родителям, вывешивала в доме мужа свои полотенца и как бы принимала мужа и будущих детей под покровительство своего родового знака - оберега. Полотенце, как сакральный предмет, выполняло соединительную роль. Так, в некоторых районах края во время домашнего обручения руки жениха и невесты накрывали или связывали полотенцем, им связывали молодых на брачном ложе, что возможно заменяло обряд венчания в глубокой древности.
Функция жертвы прослеживается в многочисленных случаях дарения полотенец отдельным лицам, церкви, первому встречному, оставления на кресте во время похорон и др.

Возможность определения по полотенцу принадлежности человека к тому или иному семейному коллективу мы обозначили как информативную функцию. Обычаи «трепать» полотенце (вывешивать на длинном шесте, оповещая о предстоящей свадьбе), кататься по селу, накрывшись полотенцами невесты, вывешивать полотенце на угол дома в случае смерти свидетельствуют в пользу выделения этой функции ритуального полотенца. Вероятно, его вкладывали в руки умершего также для того, чтобы в мире мертвых он был «опознан» предками. Исследователь марийской вышивки М.Т.Маркелов указывал на такую любопытную деталь. В гроб умершей женщины у мари клали не только ее незаконченную вышивку, но и одежду или фрагмент вышитой одежды ее матери или бабушки «.. .чтобы легче приняли покойницу в свое сообщество предки (по верованиям марийцев, в загробном мире покойники группируются большими семьями или родами)».
То, что у марийцев знак собственности вышивался и на женских рубахах, также обнаружил М.Т.Маркелов в середине 20-х годов в Сернурском районе Марийской области: «...если в одной и той же семье было несколько снох, то каждая сноха отмечала свою рубаху знаком своих родителей, а не мужа». Он подчеркивал, что узор передавался по материнской линии. Даже в том случае, когда старухи готовили себе смертную одежду, они копировали вышивку с рубах своих матерей и бабок по матери. Вышивание знаков собственности, видимо, было нормой, что придавало предметам, на которых они размещались, высокий семиотический статус. Возможно, широко распространенные монограммы в орнаменте полотенец у русских Поволжья на рубеже веков стали заменой родового знака в новых условиях, когда традиционный орнамент начал разрушаться под напором печатных узоров.

Чтобы понять в сколь отдаленные времена вышивка стала служить опознавательным знаком, надо вспомнить русскую сказку о том, как Баба Яга, отправляя Иванушку к своей старшей сестре, дала ему ширинку (полотенце), по которой сестра сразу поймет, от кого пришел добрый молодец. В этой связи интересен еще один факт, приведенный М.Т.Маркеловым. Говоря о характере обучения вышивке девочек-восьмилеток, он пишет: «Казалось бы, что обучение легче начинать с простейших элементов вышивки - стежков. В марийской же практике мы видим обратное. Девочку обучают сначала самому трудному приему: прокладыванию контура рисунка черной нитью, то есть прививают ей прежде всего непосредственный навык осмысления рисунка в целом.».
Еще один аспект функционирования полотенца - его связь с идеей плодородия. М.Т.Маркелов приводит легенду, рассказанную марийской язычницей о происхождении вышивки. Суть ее заключается в том, что однажды богиня плодородия «мланда-ава», проходя мимо разложенных на снегу белоснежных холстов, решила оставить память о себе и набросала по краю холста зерна овса, которые превратились в вышивку. Как мы видим, из обширного пантеона богинь и богов у мари с вышивкой связывают именно богиню плодородия.
Магия рождения, плодовитости, продолжения рода, соединения поколений воплощалась в нем наиболее полно. Однако и полотенца, несущие другой орнамент, выполняли те же функции. В Пензенской губернии, например, существовал обычай в год наступления половой зрелости накрывать девушку полотенцем, чтобы была плодовита. Та же цель преследовалась в указанных выше обрядах «банного действа» и обустройства брачного ложа.

Рассмотрение ритуальных полотенец с таких позиций позволяет в несколько ином свете трактовать их использование в общественной жизни и, прежде всего, в жертвоприношениях и молениях, проходивших в священных рощах. В житийной литературе упоминается, что славяне «дуплянам, древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся» (Карамзин, 1830). По описанию ритуала жертвоприношения у поволжских народов, данному Н. И. Гаген-Торн, можно предположить, что полотенца, которые развешивались на деревьях, маркировали пространство, ограничивавшее место встречи с предками. Полотенцами отмечены участники ритуала, жертвенное мясо, посуда. Полотенце служило и оберегом, и той площадкой, на которую приглашали предков для участия в обряде.
В связи с этим интересно привести некоторые моменты из описания жертвоприношения и моления у вотяков Елабужского уезда, которое наблюдал Г. Н. Потанин в 80-х годах XIX в.: «... разложен костер, а над ним положена жердь для подвешивания котлов, от березы прямо на юг,
шагах в шестидесяти, были воткнуты рядом три березки, а перед ними поставлен стол. На березках была протянута веревка, увешанная белыми, расшитыми по концам, полотенцами. Их было так много, что они образовали сплошную стену; эта драпировка называется чалма: впрочем, вотяки так зовут вообще полотенца. На крайней левой березе на высоте человеческого роста, было свито гнездо или положен горизонтально венок, в нем лежало блюдо, прикрытое полотенцем. Сюда, как я потом заметил, ссыпал главный жрец деньги, приносимые жертвователями». Жрецы, выполняя свои функции, набрасывали на шею полотенца, концы которых висели спереди. Однако, смешиваясь с толпой, они снимали полотенца.
Обыденные полотенца, в изготовлении которых участвовали женщины всей деревни, имели особую силу, так как в них вложена просьба о помощи не одного, а сразу нескольких родов. Такое полотенце готовили в случаях различных бедствий, болезней и т.д."

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мир ритуального полотенца Пензенской области

Сообщение expedA » 05 июн 2023, 17:04

Добрый день! Редкое издание по этнографии Пензенской области.
Изображение


СКАЧАТЬ:https://disk.yandex.ru/i/tZVK5jeipCDSrQ

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2