Говоры родной земли
Сообщений: 10
• Страница 1 из 1
Говоры родной земли
Тема говоров Пензенского края была уже затронута в разделе "Истории сёл.."http://xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/viewtopic.php?f=11&t=878 и "Говор Шацкого уезда" см.https://yadi.sk/i/HjVs1p7h3FHLFi
Тему хочется продолжить после разговора с фермером из села Ушинка Земетчинского района, у которого я часто покупаю его продукцию.
Вырисовывается такая картина: носители говоров в Пензенской области имеют возраст 80 и более лет. Для многих хочется уточнить, что разные говоры русского, эрзянского, мокшанского, татарского и чувашского языков являются одним из основных элементов корневой культуры населения Пензенской области. Общение с живыми носителями культуры нельзя сравнить ни с аудио записями, ни, тем более, с бумажными публикациями.
В 21 веке молодое поколение стало увлекаться исторической реконструкцией, наработаны огромные массы знаний по вещевой и оружейной тематике. Это очень большое достижение нашего времени, но культура народов начинается со знания его родного языка, и не просто языка, а того, как говорили предки в том или другом селе, деревне или местности. С этого начинается Малая Родина.
Реконструкция родных говоров уже началась в России среди молодёжи, которую поддерживают и преподаватели высших и средних учебных заведений. Можно взять пример на вологодчине
Прекрасный пример для курсовых и дипломных работ для наших будущих филологов, за которые не жалко и гранты выдавать. При этом, чтобы они были бы доступны в интернете. Да и своих сказок у нас в крае предостаточно
Тему хочется продолжить после разговора с фермером из села Ушинка Земетчинского района, у которого я часто покупаю его продукцию.
Вырисовывается такая картина: носители говоров в Пензенской области имеют возраст 80 и более лет. Для многих хочется уточнить, что разные говоры русского, эрзянского, мокшанского, татарского и чувашского языков являются одним из основных элементов корневой культуры населения Пензенской области. Общение с живыми носителями культуры нельзя сравнить ни с аудио записями, ни, тем более, с бумажными публикациями.
В 21 веке молодое поколение стало увлекаться исторической реконструкцией, наработаны огромные массы знаний по вещевой и оружейной тематике. Это очень большое достижение нашего времени, но культура народов начинается со знания его родного языка, и не просто языка, а того, как говорили предки в том или другом селе, деревне или местности. С этого начинается Малая Родина.
Реконструкция родных говоров уже началась в России среди молодёжи, которую поддерживают и преподаватели высших и средних учебных заведений. Можно взять пример на вологодчине
Прекрасный пример для курсовых и дипломных работ для наших будущих филологов, за которые не жалко и гранты выдавать. При этом, чтобы они были бы доступны в интернете. Да и своих сказок у нас в крае предостаточно
Re: Говоры родной земли
Добрый вечер! В начале июля был в гостях в селе Белынь Пачелмского района с журналистом Сергеем Юрьевичем Пономарёвым ГТРК "Пенза". Он готовит передачу о песенных традициях села на Радио-Пенза, я же записал стихи Лидии Васильевны Князевой. Материал о стихах Л В.Князевой я размещал в теме за 28 02 2019 года
https://www.youtube.com/watch?v=Hd9Vjl4LiIs
Многие посчитают, что это "чересчуръ"-обяснение слова см. Вот такой современный народный фольклор
https://www.youtube.com/watch?v=Hd9Vjl4LiIs
Многие посчитают, что это "чересчуръ"-обяснение слова см.
- Николай Васильевич
- Участник
- Сообщений: 406
- Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
- Имя:
Re: Говоры родной земли
Как всегда - прекрасна Лидия Васильевна!
- Дмитрий Кавунский
- Участник
- Сообщений: 244
- Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
- Имя: Дмитрий
Re: Говоры родной земли
Слышу в разговоре с бывалыми пензяками такую фразу: Цап цугунок и в пецку. Сказано, так, по приколу.Посмеяться и тд. Погуглил. Оказалось это имеет пензенские корни, и это характерно для пензяков. Вот примеры:
Цап цугунок и в пецку - пензенских, земецикх цуранов так дразнят ягуны. Луцок, цыснацок, дацка (дочка), цасы и прочее.
Привет всем из Пензы!
У нас говор очень интересный, да в каждом районе свои выражения, сразу и не вспомнишь. Вот некоторые:
В моём родном селе слова сильно тянут, получается, например, так: тыкЫва, пЫшано, купить опЫтом; ухетал - сделал до конца; летцы(летась) - в прошлом году; обоща - огород;, баз - двор; собиться - стараться; кочет - петух; жигало - крапива.
А вот в Земетчинском районе(граничит с Рязанской областью) живут цураны и ягуны. Цураны цокают, про них даже поговорка есть "Цап цугунок и в пецку и все цицки перецупацкала"( Взяла чугунок и в печку и все сиськи перемазала), а самогонку называют чимагонка, не во всех словах, но вставляют вместо "с" - "ч", а ягуны к концам слов прибавляют "я": наливайЯ, пишиЯ, рисуйЯ.
Цап цугунок и в пецку - пензенских, земецикх цуранов так дразнят ягуны. Луцок, цыснацок, дацка (дочка), цасы и прочее.
Привет всем из Пензы!
У нас говор очень интересный, да в каждом районе свои выражения, сразу и не вспомнишь. Вот некоторые:
В моём родном селе слова сильно тянут, получается, например, так: тыкЫва, пЫшано, купить опЫтом; ухетал - сделал до конца; летцы(летась) - в прошлом году; обоща - огород;, баз - двор; собиться - стараться; кочет - петух; жигало - крапива.
А вот в Земетчинском районе(граничит с Рязанской областью) живут цураны и ягуны. Цураны цокают, про них даже поговорка есть "Цап цугунок и в пецку и все цицки перецупацкала"( Взяла чугунок и в печку и все сиськи перемазала), а самогонку называют чимагонка, не во всех словах, но вставляют вместо "с" - "ч", а ягуны к концам слов прибавляют "я": наливайЯ, пишиЯ, рисуйЯ.
Re: Говоры родной земли
Дмитрий Кавунский » Вчера, 10:15
Слышу в разговоре с бывалыми пензяками такую фразу: Цап цугунок и в пецку. Сказано, так, по приколу.Посмеяться и тд.
Сейчас, живого носителя любого говора Пензенской области встретить можно, как мамонта на автобусной остановке. Познакомился с одной женщиной на рынке, она торговала мясом, и завязался разговор. Она родом из Ушинки Земетчинского района. Это было семь лет назад. По её рассказу, в селе осталось две-три бабушки - носители этого говора. Недавно встретил её, она сказала, что бабушки ушли в мир иной. А у младшего поколения говор практически стёрся. А дети все в гадежтах и говора не знают.
Замечательная подборка статей редактора Нижнеломовской газеты "Куранты -Маяк", Людмилы Саляевой о нашем современном языке.
http://kurant-mayak.ru/news-3-6611.html
http://kurant-mayak.ru/news-3-6638.html
http://kurant-mayak.ru/news-3-6644.html
Прикол в том, что мы медленно теряем своё лицо.
Сообщений: 10
• Страница 1 из 1
Вернуться в Этнографические заметки
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7