Сарафанные комплексы в Пензенском крае

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Сарафанные комплексы в Пензенском крае

Сообщение expedA » 30 июн 2018, 09:06

Сообщение Пензенского краеведческого музея от 7 июня 2018

С самого праздника Семик, что был перед Великой Троицей, в музее И.Н. Ульянова можно увидеть выставку одного экспоната «Парочка - к Троице подарочек».
В конце 19-начале 20 века в Пензенской губернии еще сохраняется традиционный народный костюм, однако под влиянием городской моды все более популярными становятся комплекты, состоящие из кофты и юбки, сшитых из одной ткани — так называемые «парочки». Как и все городское, парочки поначалу были праздничной одеждой, показателем «статусности» и «продвинутости» носительницы.
Такая нарядная парочка стоит в нашей украшенной к Троице избе и пользуется интересом посетителей разных категорий.
Изображение
Изображение
Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Сарафанные комплексы в Пензенском кра

Сообщение expedA » 04 авг 2018, 20:54

Сообщение Пензенского краеведческого музея от 28 июня 2018 г
Русский женский костюм из села Канаевка Городищенского уезда (ныне Городищенского района Пензенской области) выставлен в музее И.Н.Ульянова.

Чаще всего в музеи попадают самые нарядные, праздничные образцы народной одежды – например, свадебные костюмы, которые хранили на протяжении всей жизни. Более простую, повседневную одежду люди сохраняли гораздо реже, ее изнашивали и в конце концов выбрасывали. Поэтому особенно интересен костюм, представленный на выставке «Мир пензенских сословий» в музее И.Н.Ульянова.

Яркий, праздничный костюм села Канаевка широко известен, ведь именно в таких одеждах выступает Канаевский народный хор; сшитые из красного «французского» ситца с крупным орнаментом кофты и запоны (фартуки) запоминаются зрителям. Но ведь жительницы этого русского села не постоянно носили столь яркие наряды. Даже невеста на второй день свадьбы была уже не во «французском», а в более простом «самотканом» запоне из темной домотканой ткани с красной грудкой (подобный запон вы можете видеть на фотографиях). Верхняя часть - «грудка» самотканых запонов бывала из однотонных фабричных тканей разного цвета, а нижнее полотнище шилось из двух полос особой домотканой ткани в полоску с вытканной широкой клетчатой красной каймой на подоле. Еще одна особенность канаевских запонов: у них были не завязки, а особые пояса с пуговицами из красиво отстроченной ткани (у праздничных запонов бывали и из позумента). Один такой поясок проходил сзади повыше талии и пристегивался на пуговицу в нижней части нагрудника, второй проходил спереди под «промцами» (лямками) сарафана. Нагрудник обшивался шелковой бахромой фабричной работы.

Традиционный русский синий косоклинный сарафан («китайка») в Канаевке закладывали в складки сзади; закрепляли эти складки с помощью горячего, только что выпеченного хлеба, который клали сверху на сшитый и присборенный как нужно сарафан, в сундуках сарафаны хранились заложенными в складки. Подол сарафана ничем не украшали; спереди (под запоном) и сзади он отделан полосой из желтого ситца с нанесенным в технике набойки традиционным орнаментом в виде, так называемых, «турецких гвоздик» (чаще такой орнамент встречается на тканой фабричной тесьме, которой повсеместно в России отделывали сарафаны, набойка – более дешевый вариант). Канаевский сарафан не распашной (не расстегивается спереди), но мы видим имитацию застежки: зеленый шерстяной шнур, выполненный в технике «дерганье», пришит как бы по краям воображаемого разреза, из него выложены округлые «петли» вокруг металлических пуговок. В Канаевке были и другие варианты отделки сарафана спереди. По верхнему краю и «промцам» сарафан обшивался яркой тканью.

Под сарафан надета кофта из цветного ситца с прямыми поликами, с длинными широкими рукавами и оборкой на запястье, закрепленной на «беечке» (узком обшлаге). Под кофту надевалась нижняя рубаха.
Сарафан обязательно подпоясывали длинным широким поясом из красных и зеленых шерстяных ниток. Пояс завязывался с левой стороны. На шею надевали украшения: бусы «жерелки» и бисерный гайтан (особенно много жерелок и другие украшения надевали по праздникам, здесь вы видете скромное количество этих канаевских бус).

Пензенский краеведческий музей благодарит за фотосъемку канаевского костюма А. Нугаева.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Ps.На празднике "Спас" я встречал канаевских девчат :)

Изображение

Татьяна Кутукова в в костюме села Канаевка

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re:Сарафанные комплексы в Пензенском крае

Сообщение expedA » 25 сен 2018, 18:44

Сообщение Пензенского краеведческого музея от 25 09 2018
Русский праздничный женский костюм из села Белынь в коллекции Пензенского краеведческого музея.

Русское село Белынь Нижнеломовского уезда Пензенской губернии (ныне Пачелмского района Пензенской области) основано, вероятно, в конце 17 века и было монастырской вотчиной, затем его жители стали государственными крестьянами. В селе сложился самобытный народный костюм; к счастью, образцы праздничной народной одежды из Белыни в 1960 году были собраны сотрудниками Пензенского краеведческого музея. В то время еще жили люди, помнившие народные традиции, поэтому удалось записать и то, как в селе полагалось надевать эти вещи.
Например, красный с мелким рисунком ситцевый платок под названием «Фата», два конца которого отделаны шелковой лентой и разноцветными «махрами», «в церковь завязывали назад, а остальное время концы вперед ушками». Этот платок сшит из двух полос ситца и не имеет каймы. Праздничный широкий кушак повязывали поверх фартука, называемого «Подпузник», концами слева. Узкий тканый пояс «с махрами» (кисточками) в праздники завязывали концами назад, а в будни концами налево. Под прямой сарафан из яркой фабричной ткани жительницы Белыни надевали нарядные домотканые нижние юбки, называемые «Подол». «Подол» «носился по праздникам под сарафаном, чтобы видна была кайма» - тканая полоса с ярким геометрическим орнаментом, выполненная в закладной технике.
Поверх кофты и сарафана надевали безрукавку «Сяртук» из красного ситца с мелким орнаментом. В прохладную погоду девушки и женщины носили черную верхнюю одежду поддевку, сильно присборенную сзади ниже талии. «Чермохарка» - праздничный шерстяной платок-полушалок к сарафану; он черного цвета с рисунком-«огурцами» и широкой красной каймой с розами.


Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Добавление.
Ю – Юбка «Подол» (село Белынь Нижнеломовского уезда Пензенской губернии).

Всем известны русские сарафаны, а знаете ли Вы, что очень часто их надевали поверх нижних юбок, иногда и нескольких? Юбки нужны были для тепла в холодное время года и для придания красивой формы сарафанам из тонких тканей, сшитым без подкладки. А иногда эта нижняя одежда служила еще и украшением женского наряда – когда юбка была чуть длиннее сарафана и ее украшенный нарядный подол был на виду.

Именно так носили сарафаны в селе Белынь; нарядные нижние юбки там так и назывались – «подол». К сшитой из плотной полосатой домотканой ткани юбке снизу пришита широкая кайма, разноцветный геометрический орнамент на которой выткан в закладной технике. Обратите внимание на то, что юбка обильно присборена сзади. Это характерная черта русской народной одежды; таким способом создавался особый силуэт женской фигуры. Прямые широкие сарафаны из тонких тканей, надеваемые на подобные нижние юбки, тоже собраны сзади в множество мелких складок, и женщина в таком наряде смотрелась величественно, но не казалась толстой (ведь спереди одежда почти не сосборена или сборок гораздо меньше). Крестьянская женщина должна была быть сильной и здоровой, при этом держаться красиво и с достоинством; именно такими выглядели наши прабабушки в своих традиционных народных костюмах.

Изображение
Юбка подол
Изображение

Изображение



Изображение
Безрукавка

Изображение

Изображение

Изображение
Фартук


Изображение
Пояс


Добавление от 17 02 2021 г.
В Пензенском краеведческом музее хранится и другая праздничная одежда из Белыни, привезенная в музей в 1960 году – красные сатиновые сарафан и кофта, желтый фартук, пояс. Короткая красная кофточка - рукава с отложным воротником называется «Выставка», она надевалась под сарафан (а не поверх него, как розовая кофта из показанного раньше комплекса). Сшита она в 1910 году.

Под сарафан надевалась и полосатая домотканая нижняя юбка «подол» с тканой узорной каймой, а чтобы эта красота была видна, сарафан подтыкали спереди. То место над подолом сарафана, которое постоянно сминали и подтыкали под пояс, выделяется по своему виду – ткань там более потертая, видны заломы на ней, и даже отделка из нашитой полосы яркой голубой ткани с желтым кантиком здесь прерывается и заменена белым фрагментом.

Очень красива тонкая отделка сарафана и кофты – узкие канты из яркой контрастной ткани (желтой, голубой, оранжевой, розовой) обрамляют черную обшивку верха задней части сарафана; тесьма вьюнчик, пуговицы, пучки цветных ниток (махры), маленькие фрагменты вышивки оживляют красную кофту. Особенно богато были украшены манжеты рукавов: обшиты шелковыми лентами, тесьмой и металлизированной нитью, а поверх ленточек когда-то были нашиты ряды мелких пуговиц (к сожалению, сохранилась только одна из них). Выполненная с большим вкусом и мастерством отделка костюма не бросается в глаза какой-то необыкновенной яркостью, но делает вещи из однотонной хлопчатобумажной ткани по - настоящему праздничными.

Фартук из желтого сатина сам по себе очень яркий, он отделан только полосой черного машинного кружева. Тканый на дощечках пояс соответствует фартуку: на нем нет сложного орнамента, только желтые и светло-зеленые продольные полосы и черная кайма. Концы пояса завязаны сзади (в селе Белынь так полагалось по праздникам, по будням пояс повязывали концами налево).

Материал подготовлен О. Дубравиной; авторы фото - А. Нугаев, О. Дубравина


Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Сарафанные комплексы в Пензенском крае

Сообщение expedA » 11 дек 2018, 21:26

Музей народного творчества

Изображение
Сообщение от 18 04 2018 г.
Традиционный женский костюм у всех народов России никогда не был только одеждой – это сложная система, гармонично соединяющая в себе бытовой, художественно-эстетический и обрядово-ритуальный аспекты. Особенно ярко это проявляется в русском женском костюме. По одежде русской крестьянки знающий человек легко мог определить не только её достаток, но и возраст, семейное положение, из какого села она родом, и многое другое.
В экспозиции Музея народного творчества представлена точная копия женского свадебного костюма села Канаевка Городищенского района Пензенской области.
Костюм северорусского типа состоит из рубахи, сарафана (кумашника) и головного убора (наклонника). Подобную одежду молодуха надевала в праздничные дни до года после свадьбы или до рождения первого ребёнка (в зависимости от местных традиций).
Белая рубаха богато отделана вышивкой, несколькими видами тесьмы, кружевом, вставками красной ткани. Обращают на себя внимание слегка присборенные у кисти рукава с манжетами-воланами – они закрывают руку практически до кончиков пальцев. Это признак праздничной одежды (заниматься хозяйственными делами в такой рубахе попросту неудобно) и в то же время – след народных поверий о порче и сглазе, согласно которым, можно навредить человеку, просто прикоснувшись к нему с дурной мыслью. Чтобы уберечь невесту от такой порчи, свадебную рубаху шили с рукавами длиннее обычного.
Сарафан сшит из красной хлопчатобумажной ткани. Ткань красного цвета называлась в старину кумачом, отсюда название такого сарафана – кумашник. Сарафан отделан узорной тесьмой и золотистой тесьмой-вьюнком. Спереди на вырезе тесьма нашита в четыре ряда, и от него широкой полосой спускается почти до края подола. Такая отделка имитирует более древнюю разновидность сарафана, имевшую спереди застёжку на пуговицах по всей длине.
Головной убор (наклонник), сшитый из той же ткани, что и сарафан, состоит из очелья, позатыльника, закрывающего всю голову, и завязок в виде широких лент. Очелье отделано тесьмой и расшито растительным орнаментом из блёсток, бисера, белых и красных перламутровых бусин и золотых шнуров. Нижний край обшит золотным кружевом с нашитыми поверх него блёстками, бисером и бусинами. Под нижним краем идёт спускающаяся на лоб поднизь из бусин, имитирующих жемчуг. Наклонник надевали на молодуху после обряда расчёсывания волос, когда девушке распускали её девичью косу, расчёсывали волосы «по-бабьи» надвое и, заплетя две косы, укладывали их вокруг головы.
К канаевскому свадебному костюму не полагалось большого количества украшений. Самым заметным дополнением наряда невесты были янтарные бусы, в идеале – в несколько рядов. Янтарь считался камнем женского здоровья, и такое украшение должно было обеспечить молодым многочисленное потомство.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Сарафанные комплексы в Пензенском крае

Сообщение expedA » 16 фев 2019, 21:51

Экспонаты Городищенского краеведческого музея. Село Канаевка.
Изображение
Изображение

Добавлено 04 04 2019 г.
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Сарафанные комплексы в Пензенском крае

Сообщение expedA » 17 фев 2019, 21:52

В интернете появилась очень хорошая книга. Дождались :)
Маковцева Л.В. Русский народный костюм XVIII — первой четверти XX века в собрании Саратовского областного музея
Изображение

Читать https://vk.com/doc650911_443457797?hash=0b14fcc0d8deefa5c3&dl=031b753c0b7f1b769c

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Сарафанные комплексы в Пензенском крае

Сообщение expedA » 16 янв 2021, 21:38

Добрый вечер! Решил в эту тему положить материал об этнографическом школьном театре села Полеологово. Все костюмы, созданные Равилёй Исхаковной Кучер, это стилизация женской одежды, как народов нашего края, так и северных областей России. Поводом послужили фотографии стилизованного костюма села Корсаевка, которые стали блуждать по сетям, поэтому решил показать и другие работы Равили Исхаковны Кучер. Фотосессия, июль 2014 года.
Изображение
Равиля Исхаковна Кучер


Изображение
Изображение


Изображение
Изображение

Изображение


Материал о "Полеологовских вечёрках" помещен здесь: http://xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/viewtopic.php?f=19&t=364

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6