Северорусский тип костюма в Пензенском крае

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedT, expedA

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1077
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Северорусский тип костюма в Пензенском крае

Сообщение expedA » 18 апр 2018, 19:23

Музей народного творчества

Изображение
Сообщение от 18 04 2018 г.
Традиционный женский костюм у всех народов России никогда не был только одеждой – это сложная система, гармонично соединяющая в себе бытовой, художественно-эстетический и обрядово-ритуальный аспекты. Особенно ярко это проявляется в русском женском костюме. По одежде русской крестьянки знающий человек легко мог определить не только её достаток, но и возраст, семейное положение, из какого села она родом, и многое другое.
В экспозиции Музея народного творчества представлена точная копия женского свадебного костюма села Канаевка Городищенского района Пензенской области.
Костюм северорусского типа состоит из рубахи, сарафана (кумашника) и головного убора (наклонника). Подобную одежду молодуха надевала в праздничные дни до года после свадьбы или до рождения первого ребёнка (в зависимости от местных традиций).
Белая рубаха богато отделана вышивкой, несколькими видами тесьмы, кружевом, вставками красной ткани. Обращают на себя внимание слегка присборенные у кисти рукава с манжетами-воланами – они закрывают руку практически до кончиков пальцев. Это признак праздничной одежды (заниматься хозяйственными делами в такой рубахе попросту неудобно) и в то же время – след народных поверий о порче и сглазе, согласно которым, можно навредить человеку, просто прикоснувшись к нему с дурной мыслью. Чтобы уберечь невесту от такой порчи, свадебную рубаху шили с рукавами длиннее обычного.
Сарафан сшит из красной хлопчатобумажной ткани. Ткань красного цвета называлась в старину кумачом, отсюда название такого сарафана – кумашник. Сарафан отделан узорной тесьмой и золотистой тесьмой-вьюнком. Спереди на вырезе тесьма нашита в четыре ряда, и от него широкой полосой спускается почти до края подола. Такая отделка имитирует более древнюю разновидность сарафана, имевшую спереди застёжку на пуговицах по всей длине.
Головной убор (наклонник), сшитый из той же ткани, что и сарафан, состоит из очелья, позатыльника, закрывающего всю голову, и завязок в виде широких лент. Очелье отделано тесьмой и расшито растительным орнаментом из блёсток, бисера, белых и красных перламутровых бусин и золотых шнуров. Нижний край обшит золотным кружевом с нашитыми поверх него блёстками, бисером и бусинами. Под нижним краем идёт спускающаяся на лоб поднизь из бусин, имитирующих жемчуг. Наклонник надевали на молодуху после обряда расчёсывания волос, когда девушке распускали её девичью косу, расчёсывали волосы «по-бабьи» надвое и, заплетя две косы, укладывали их вокруг головы.
К канаевскому свадебному костюму не полагалось большого количества украшений. Самым заметным дополнением наряда невесты были янтарные бусы, в идеале – в несколько рядов. Янтарь считался камнем женского здоровья, и такое украшение должно было обеспечить молодым многочисленное потомство.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1