Северорусский тип костюма в Пензенском крае

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedT, expedA

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1196
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Северорусский тип костюма в Пензенском крае

Сообщение expedA » 18 апр 2018, 19:23

Музей народного творчества

Изображение
Сообщение от 18 04 2018 г.
Традиционный женский костюм у всех народов России никогда не был только одеждой – это сложная система, гармонично соединяющая в себе бытовой, художественно-эстетический и обрядово-ритуальный аспекты. Особенно ярко это проявляется в русском женском костюме. По одежде русской крестьянки знающий человек легко мог определить не только её достаток, но и возраст, семейное положение, из какого села она родом, и многое другое.
В экспозиции Музея народного творчества представлена точная копия женского свадебного костюма села Канаевка Городищенского района Пензенской области.
Костюм северорусского типа состоит из рубахи, сарафана (кумашника) и головного убора (наклонника). Подобную одежду молодуха надевала в праздничные дни до года после свадьбы или до рождения первого ребёнка (в зависимости от местных традиций).
Белая рубаха богато отделана вышивкой, несколькими видами тесьмы, кружевом, вставками красной ткани. Обращают на себя внимание слегка присборенные у кисти рукава с манжетами-воланами – они закрывают руку практически до кончиков пальцев. Это признак праздничной одежды (заниматься хозяйственными делами в такой рубахе попросту неудобно) и в то же время – след народных поверий о порче и сглазе, согласно которым, можно навредить человеку, просто прикоснувшись к нему с дурной мыслью. Чтобы уберечь невесту от такой порчи, свадебную рубаху шили с рукавами длиннее обычного.
Сарафан сшит из красной хлопчатобумажной ткани. Ткань красного цвета называлась в старину кумачом, отсюда название такого сарафана – кумашник. Сарафан отделан узорной тесьмой и золотистой тесьмой-вьюнком. Спереди на вырезе тесьма нашита в четыре ряда, и от него широкой полосой спускается почти до края подола. Такая отделка имитирует более древнюю разновидность сарафана, имевшую спереди застёжку на пуговицах по всей длине.
Головной убор (наклонник), сшитый из той же ткани, что и сарафан, состоит из очелья, позатыльника, закрывающего всю голову, и завязок в виде широких лент. Очелье отделано тесьмой и расшито растительным орнаментом из блёсток, бисера, белых и красных перламутровых бусин и золотых шнуров. Нижний край обшит золотным кружевом с нашитыми поверх него блёстками, бисером и бусинами. Под нижним краем идёт спускающаяся на лоб поднизь из бусин, имитирующих жемчуг. Наклонник надевали на молодуху после обряда расчёсывания волос, когда девушке распускали её девичью косу, расчёсывали волосы «по-бабьи» надвое и, заплетя две косы, укладывали их вокруг головы.
К канаевскому свадебному костюму не полагалось большого количества украшений. Самым заметным дополнением наряда невесты были янтарные бусы, в идеале – в несколько рядов. Янтарь считался камнем женского здоровья, и такое украшение должно было обеспечить молодым многочисленное потомство.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1196
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Северорусский тип костюма в Пензенском крае

Сообщение expedA » 30 июн 2018, 09:06

Сообщение Пензенского краеведческого музея от 7 июня 2018

С самого праздника Семик, что был перед Великой Троицей, в музее И.Н. Ульянова можно увидеть выставку одного экспоната «Парочка - к Троице подарочек».
В конце 19-начале 20 века в Пензенской губернии еще сохраняется традиционный народный костюм, однако под влиянием городской моды все более популярными становятся комплекты, состоящие из кофты и юбки, сшитых из одной ткани — так называемые «парочки». Как и все городское, парочки поначалу были праздничной одеждой, показателем «статусности» и «продвинутости» носительницы.
Такая нарядная парочка стоит в нашей украшенной к Троице избе и пользуется интересом посетителей разных категорий.
Изображение
Изображение
Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1196
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Северорусский тип костюма в Пензенском крае

Сообщение expedA » 04 авг 2018, 20:54

Сообщение Пензенского краеведческого музея от 28 июня 2018 г
Русский женский костюм из села Канаевка Городищенского уезда (ныне Городищенского района Пензенской области) выставлен в музее И.Н.Ульянова.

Чаще всего в музеи попадают самые нарядные, праздничные образцы народной одежды – например, свадебные костюмы, которые хранили на протяжении всей жизни. Более простую, повседневную одежду люди сохраняли гораздо реже, ее изнашивали и в конце концов выбрасывали. Поэтому особенно интересен костюм, представленный на выставке «Мир пензенских сословий» в музее И.Н.Ульянова.

Яркий, праздничный костюм села Канаевка широко известен, ведь именно в таких одеждах выступает Канаевский народный хор; сшитые из красного «французского» ситца с крупным орнаментом кофты и запоны (фартуки) запоминаются зрителям. Но ведь жительницы этого русского села не постоянно носили столь яркие наряды. Даже невеста на второй день свадьбы была уже не во «французском», а в более простом «самотканом» запоне из темной домотканой ткани с красной грудкой (подобный запон вы можете видеть на фотографиях). Верхняя часть - «грудка» самотканых запонов бывала из однотонных фабричных тканей разного цвета, а нижнее полотнище шилось из двух полос особой домотканой ткани в полоску с вытканной широкой клетчатой красной каймой на подоле. Еще одна особенность канаевских запонов: у них были не завязки, а особые пояса с пуговицами из красиво отстроченной ткани (у праздничных запонов бывали и из позумента). Один такой поясок проходил сзади повыше талии и пристегивался на пуговицу в нижней части нагрудника, второй проходил спереди под «промцами» (лямками) сарафана. Нагрудник обшивался шелковой бахромой фабричной работы.

Традиционный русский синий косоклинный сарафан («китайка») в Канаевке закладывали в складки сзади; закрепляли эти складки с помощью горячего, только что выпеченного хлеба, который клали сверху на сшитый и присборенный как нужно сарафан, в сундуках сарафаны хранились заложенными в складки. Подол сарафана ничем не украшали; спереди (под запоном) и сзади он отделан полосой из желтого ситца с нанесенным в технике набойки традиционным орнаментом в виде, так называемых, «турецких гвоздик» (чаще такой орнамент встречается на тканой фабричной тесьме, которой повсеместно в России отделывали сарафаны, набойка – более дешевый вариант). Канаевский сарафан не распашной (не расстегивается спереди), но мы видим имитацию застежки: зеленый шерстяной шнур, выполненный в технике «дерганье», пришит как бы по краям воображаемого разреза, из него выложены округлые «петли» вокруг металлических пуговок. В Канаевке были и другие варианты отделки сарафана спереди. По верхнему краю и «промцам» сарафан обшивался яркой тканью.

Под сарафан надета кофта из цветного ситца с прямыми поликами, с длинными широкими рукавами и оборкой на запястье, закрепленной на «беечке» (узком обшлаге). Под кофту надевалась нижняя рубаха.
Сарафан обязательно подпоясывали длинным широким поясом из красных и зеленых шерстяных ниток. Пояс завязывался с левой стороны. На шею надевали украшения: бусы «жерелки» и бисерный гайтан (особенно много жерелок и другие украшения надевали по праздникам, здесь вы видете скромное количество этих канаевских бус).

Пензенский краеведческий музей благодарит за фотосъемку канаевского костюма А. Нугаева.


Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Ps.На празднике "Спас" я встречал канаевских девчат :)

Изображение

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1