Головные уборы народов Пензенского края

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Головные уборы народов Пензенского края

Сообщение expedA » 12 авг 2021, 13:33

Добрый день! Материалы о головном уборе в одежде населения Пензенского края описаны по экспонатам музеев и фотографиям прошлых лет. Постараемся собрать информацию в эту тему о народной культуре головного убора. Моду на иноземные потехи 19- 21 веков пока отложим на будущее, кроме одной фотографии из уездного города Кузнецка Саратовской губернии начала 20 века. :)
Изображение


А теперь по делу. Сообщение Областного краеведческого музея Пензенской области от 10 августа 2021 года
Автор: Ольга Викторовна Дубравина, хранитель музея
Старинные женские головные уборы из села Канаевка в фондах Пензенского краеведческого музея.

В 1927 году в Пензенский краеведческий музей поступили старинные женские головные уборы из русского села Канаевка (Городищенского уезда Пензенской губернии, ныне Городищенского района Пензенской области). В то время жительницы села их уже не носили, а просто хранили в сундуках; поэтому неизвестно, как их называли в Канаевке – кокошниками, или было какое-то другое местное название.
Изображение

Изображение

Фото А.Ю.Нугаева.

Записи в книге поступлений музея гласят: «Женский головной убор».
Изображение

Фото А.Ю.Нугаева.


Нарядные головные уборы с жесткой основой– кокошники – известны во многих местностях России. Русские кокошники, распространенные на огромной территории, были разной формы, изготавливались из разных материалов (ткань, золотные нити, а в северных губерниях также речной жемчуг и перламутр), носили их обычно молодые замужние женщины (крестьянки, купчихи, а до XVIII века и дворянки), но иногда и женщины старшего возраста. Кстати, на известной картине М. Шибанова «Крестьянский обед» изображена женщина в похожем на наш головном уборе – она подаёт на стол.
Изображение

М.Шибанов. «Крестьянский обед». 1774 г. Государственная Третьяковская галерея.

Картина написана в 1774 году и «представляет суздалской провинции крестьян» (жителей Владимирской губернии). Канаевка в начале XVIII столетия принадлежала Саввино – Сторожевскому монастырю и некоторые из её жителей были выходцами из Звенигородской провинции (уезда) Московской губернии; возможно, кокошники бытовали в части села, заселённой ими (к сожалению, информация об этом не сохранилась).

Головные уборы жительниц Канаевки представляют собой мягкие шапочки на подкладке из домотканой ткани, покрытые сверху нарядной фабричной тканью; главное их украшение – очелье в форме дуги, покрытое золотной вышивкой. Для жесткости очелья подшиты с изнанки берестой.
Изображение

Очелье (лицо и изнанка) от женского головного убора из с. Канаевка. XVIII век.


Один из кокошников покрыт сохранившейся тканью XVIII века, на другом сохранилась только подкладка из окрашенного в синий цвет холста – верхней тканью был тонкий шелк, от которого остались лишь маленькие фрагменты по краям (натуральный шелк – красивая, но очень нестойкая ткань). Еще один головной убор, много поколений переходивший по наследству от матери к дочери, дошел до нас покрытым тканью второй половины XIX века – узорным красным ситцем.
Изображение

Женский головной убор из с. Канаевка, XVIII век.

При этом основные части, золотные очелья, сохранялись со старины. Вышиты они золотными (металлическими, не драгоценными, спряденными с обычной ниткой) нитями «в прикреп» (то есть орнамент создан тонкими прочными нитями прикрепа, прижимающими натянутые золотные нити к основе, но также обыгрывается и изменение направления золотных нитей).
Изображение

Изображение

Фото А.Ю.Нугаева.

Вышитые в такой технике изделия изготавливались профессиональными мастерицами, они стоили дорого, к тому же покрывались дорогостоящей тканью, поэтому и сохранялись в семьях не один век. Сейчас можно только представить, как красиво и благородно выглядели в те времена канаевские женщины, собравшиеся в храме в праздничный день или на семейных торжествах! На одинаковых по форме головных уборах вышивка очелий и дорогая ткань были разными, блестели серьги и шейные украшения, металлические пуговицы на косоклинных сарафанах.
Изображение

Изображение


Но с течением времени крестьянский костюм менялся, хотя и не так быстро, как городской; золотная вышивка уступала место ярким фабричным тканям, которые со второй половины XIX века стали доступны небогатым людям. К ХХ веку старинные головные уборы повсеместно вышли из моды, они заменялись нарядными платками. В Канаевке замужние женщины носили под платками повойники, полностью скрытые от глаз и не имеющие нарядных очелий; только лишь во время и после свадьбы молодые женщины надевали на повойник более сложный головной убор «наклонник», похожий на старинные большие кокошники другого типа, но тоже скрытый под платком. К счастью, сохраненные кем-то старинные предметы вовремя попали в музей, иначе мы никогда уже не смогли бы увидеть их.

Благодарим А.Ю Нугаева за профессиональные фотографии головных уборов!

Дубравина О.В., хранитель музейных предметов.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Головные уборы народов Пензенского края

Сообщение expedA » 20 окт 2021, 16:24

Сообщение Областного краеведческого музея Пензенской области от 18 10 2021 г.
Старинные женские головные уборы из села Канаевка в фондах Пензенского краеведческого музея. Часть вторая.


Мы уже писали о традиционных русских головных уборах - старинных кокошниках из села Канаевка, поступивших в Пензенский краеведческий музей в 1924 году.
Изображение


Кроме этих головных уборов в нашей коллекции есть еще один кокошник из того же села. На известной картине М.Шибанова «Крестьянский обед» (1774 г.) в таком головном уборе изображена молодая женщина с младенцем на руках. Молодая мать одета наряднее всех в семье – на ней большой (а в тесной избе он кажется просто огромным) кокошник с жемчужной сеткой – поднизью на лбу.
Изображение


За спиной у нее длинная и очень дорогая шелковая фата, которую при выходе из дома накидывали поверх кокошника (на гравюре Жан-Батиса Лепренса показано, как могла выглядеть крестьянка, надевшая фату; в то время (XVIII в.) так же одевались и многие горожанки).
Изображение


С возрастом женщины начинали носить более скромные кокошники (на картине такой у свекрови, которая подаёт на стол). Свекровь – хозяйка в доме, по своему положению в семье она главнее невестки, но молодая жена ее сына одета богаче. Нарядно и богато одетая невеста, жена – гордость родителей, а затем мужа и его семьи, показатель их достатка, высокого статуса среди соседей и других семей своего круга. Первое время после свадьбы красивые и сложные, но не слишком удобные головные уборы (кокошники, кички, сороки) крестьянки могли носить постоянно, даже во время работы (что показано, например, на рисунке художника Емельяна Михайловича Корнеева (1782 – 1839 гг.).
Изображение


М.Шибанов изобразил на своей картине крестьян Суздальской провинции, но такие же сцены можно было увидеть в разных русских сёлах центральной России, в том числе в Канаевке Городищенского уезда Пензенской губернии (часть жителей которой была выходцами из Звенигородского уезда (провинции) Московской губернии, оттуда могли и привезти традиционные кокошники). Головные уборы из роскошной ткани стоили дорого, небогатые крестьянские семьи не могли себе позволить покупать и менять их часто – наш канаевский кокошник явно пережил много поколений владелиц, его передавали от матери к дочери, вероятно, более века. Тесьма из металлизированных нитей, которой отделан кокошник, потемнела, синяя ткань с тканым цветочным орнаментом частично выцвела и имеет утраты нитей орнамента; поднизь (или какое-то другое украшение лба) и шелковая фата не сохранились. И всё равно он остался красивым, выглядит величественно и богато.
Изображение

Изображение

Изображение




Материал подготовил хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея Ольга Дубравина.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Головные уборы народов Пензенского края

Сообщение expedA » 30 сен 2022, 13:30

Сообщение Областного краеведческого музея Пензенской области от 22 09 2022 г.
Головной убор «Рога» из села Ушинка Керенского уезда Пензенской губернии в собрании Пензенского краеведческого музея.

Изображение
Женский головной убор «Рога». Пензенская губ., Керенский у., с. Ушинка. Вторая пол. XIXв. Фото А.Ю. Нугаева.

Женский головной убор «Рога» поступил в Пензенский краеведческий музей в 1925 году от жительницы русского села Ушинка Керенского уезда (ныне Земетчинский район Пензенской области). В 1920-е годы такие головные уборы в селе уже не носили. «Рога представляют собой головное украшение» - так начинается описание убора в старой книге поступлений. Действительно, очень нарядно и заметно (хотя и непривычно для нас) выглядит женщина в таком наряде – тяжелая распашная понёва, богато украшенный запон или более короткий «нагрудник» - и головной убор с рогами длиной 22 сантиметра, с широким золотным очельем, на спину спускаются длинные лопасти, отделанные лентами, блестящей тесьмой и тончайшей художественной вышивкой.
Изображение

Изображение

Изображение

За необычные наряды и говор жителей Ушинки, как и некоторых других пензенских сел, называли «мещерой». В позапрошлом веке мещеру именовали не этнографической группой русских (жителей Мещерского края и их потомков – переселенцев из рязанских земель в соседние регионы), а официально записывали в «инородцы», считая этих людей «соплеменниками мордвы» (то есть финно – уграми), которые лишь обрусели, но русскими не являются. Именно быт и костюмы «инородцев» Пензенской губернии, мордвы и «мещеры», в первую очередь изучались сотрудниками Пензенского краеведческого музея в 1920-е годы; благодаря экспедициям тех лет сохранились редчайшие старинные образцы народной одежды, привезенные прямо из сел, где они бытовали.
Изображение
«Карта» - фрагмент головного убора «Венец». Пензенская губ., Керенский у., с. Большая Ижмора. Вторая пол. XIX в. Пензенский краеведческий музей.

В те же годы в музей поступили женские рогатые головные уборы из села Большая Ижмора; их конструкция немного другая, но вышитые вставки на лопастях, называемые «картами», очень похожи по исполнению на такие же детали «рогов» из Ушинки. Тонкими и яркими шерстяными нитками, двусторонней вышивкой косым крестом вышиты традиционные геометрические орнаменты.


Изображение

Иллюстрации из книги: Иванова Т.Т. Русские головные уборы XVII – начала ХХ века в собрании Исторического музея. М., 2021 г.

Очень похожий на ушинские «рога» головной убор из коллекции Государственного Исторического музея опубликован недавно в книге «Русские головные уборы XVII – начала ХХ века в собрании Исторического музея». Он описан как «Сорока рогатая. Тамбовская губерния, вторая половина XIX в.»
Головной убор поступил в ГИМ в 1922 году из коллекции И.В. Цуриковой – Горяиновой. И.В. Цурикова, урожденная Горяинова, была дочерью тамбовских помещиков В.М. Горяинова и А.А. Горяиновой, урожденной Голицыной. Им принадлежало имение в селе Вельможино Кирсановского уезда Тамбовской губернии; там был большой помещичий дом, также Горяиновы открыли в селе школу. После революции 1917 года муж И.В Цуриковой-Горяиновой, служивший в армии, эмигрировал во Францию, а Ирина Владимировна с маленьким сыном скорее всего жила в имении своей матери. Во время борьбы с Антоновским крестьянским восстанием женщины были арестованы, мать Ирины Владимировны умерла в тюрьме в 1921 году, а саму ее отпустили, сняв обвинение. Имение было конфисковано, очевидно тогда и были переданы в Государственный Исторический музей головные уборы из коллекции, собранной И.В Цуриковой - Горяиновой или, возможно, ее матерью.

Возможно, в обстановке гражданской войны предметы из этой коллекции, если даже и были когда-то правильно описаны владельцами, поступили в московский музей просто как происходящие из Тамбовской губернии (по месту жительства владелицы). Очень большое сходство с пензенским головным убором из Ушинки говорит о том, что он мог быть куплен для коллекции у продавцов антиквариата. Существовала мода на коллекционирование предметов русской старины, поэтому старинные головные уборы (кокошники, сороки) скупали у крестьян для перепродажи коллекционерам.
Есть и небольшие различия: хранящийся в ГИМ головной убор больше по размерам, также у него, по описанию, «рога кички (формы) из простеганного холста», а у пензенского головного убора рога из дерева. Шелковая бахрома свисает с рогов ушинского головного убора, а на хранящемся в ГИМ она нашита у висков. Но ткани, ленты, тесьма, кружево и, главное, вышитые вставки сходны.

Изображение
Женский головной убор «Рога». Пензенская губ., Керенский у., с. Ушинка. Внутренняя холщевая лопасть, находящаяся под верхними, сшитыми из фабричных тканей


Для желающих изготовить такой головной убор приводим схему с размерами.
Изготавливали ли эти уборы в самом селе Ушинка, где они бытовали? Полной уверенности в этом нет. В книге М.С .Полубоярова «Весь Пензенский край» сообщается, что в селе Черкасское Керенского уезда (недалеко от Ушинки , Большой Ижморы и других «мещерских» сел) в конце 19 века существовал промысел – «изготовляли женские головные уборы в виде кокошника «с рогами»». При этом само Черкасское не относится к «мещерским» селам, где могли носить рогатые уборы, его жители – потомки переселенцев из Симбирского уезда. Неизвестно, какие именно уборы изготавливали в Черкасском; вышивали ли там золотные очелья и двусторонние «карты» с орнаментом (которые встречаются на головных уборах из разных сёл), или изготавливали сами рога, что тоже требует специальных навыков. Но если был промысел, то была и торговля – значит, можно предположить, что пензенские «рога» могли оказаться и в соседней Тамбовской губернии.

Иногда пишут, что рога пензенских рогатых головных уборов делали непременно из молодого дуба. Это утверждение пошло из книги 1867 года издания «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Пензенская губерния. Часть II», где есть глава «О мещеряках». В ней кратко описаны одежда и обычаи «составлявших особое племя» мещеряков, без указания конкретных сёл, в которых проводили исследования. Именно там сказано, как к венцу наряжают девушку: «На голову прикрепляют шнуром вшитые в холст, и загнутые из молодого дуба рога, обтянутые кумачем и обвешанные красными, крученаго шелку, кистями; на лбу прикрепляют золотой венец, который с затылка связывают широкими лентами, по ихнему «лопсами», весь же этот головной убор называется у них «сорокой»». Скорее всего то, что рога прикрепляли на голову отдельно от очелья с лопастями, показалось автору ошибочо (так они не будут нормально держаться). Утверждение про дубовую древесину не подтвердилось при реставрации рогатого головного убора из Большой Ижморы – рога оказались сделаны из согнутой в дугу ивовой палки; исследование древесины ушинских рогов не проводилось.
Изображение




[i]Литература
:

Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Пензенская губерния. Часть II. СПб, 1867 г.

Полубояров М.С. Весь Пензенский край. http://suslony.ru/Penzagebiet/PenzKray.htm

Иванова Т.Т. Русские головные уборы XVII – начала ХХ века в собрании Исторического музея. М., 2021 г.

https://www.geni.com/people/%D0%98%D1%8 ... 7686308648
информация об И.В Цуриковой – Горяиновой и ее семье.

О.В.Дубравина, хранитель музейных предметов.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Головные уборы народов Пензенского края

Сообщение expedA » 07 апр 2023, 17:38

Областного краеведческого музея Пензенской области

Сообщение от 06 04 2023 г.
Нарядные головные повязки, оставлявшие открытыми волосы на макушке, носили по праздникам девушки разных народов.

В мордовском мокшанском селе Анаево Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово – Полянского района Республики Мордовия) такая повязка называлась «звязка».

Как писала исследовательница мордовского костюма Н.И. Спрыгина, в старину их расшивали блестками, мишурой, цветными лентами и пуговицами, а «современные» (то есть первой четверти ХХ века) вышивались мелким бисером геометрическим орнаментом. Сзади от звязки спускались на спину длинные разноцветные, покрывающие девичью косу ленты, а спереди на лоб – «кудрят», т.е. загнутые перья селезня или, как подражание им, петли из черных шерстяных ниток. А наиболее зажиточные девушки повязывали голову шелковым платком, два угла которого завязывали спереди узлом, а двумя другими углами платок распускали по спине и уже поверх платка повязывали звязку.

В 1920-е годы несколько лет село Анаево относилось к Пензенской губернии. Поэтому в Пензенском краеведческом музее хранятся две звязки, привезенные оттуда во время этнографической экспедиции 1925 года. Обе они старого (по описанию Н.И.Спрыгиной) образца - расшиты лентами, пуговицами, металлическими пайетками и золотными нитями; но по сделанным в экспедициях фотографиям видно, что многие девушки продолжали носить такие повязки. К сожалению, не сохранились разноцветные ленты, спускавшиеся на спину.

Подробнее о праздничных нарядах жительниц села Анаево можно прочитать в нашей публикации:
Сообщение от 12 06 2022 г.
Великий православный праздник Троица считался в народе еще и девичьим праздником. Молодые девушки особенно отмечали его – после торжественной службы в храме начинались хороводы, игры, угощения. И, конечно же, не только девушки, но и все люди одевались, как и на Пасху, в самую лучшую и нарядную одежду.
Изображение

На сделанной в 1920-е годы фотографии жители мордовского (мокшанского) села Анаево Спасского уезда (до революции он относился к Тамбовской губернии, в 1920-е годы стал называться Беднодемьяновским и был присоединен к Пензенской губернии. Село Анаево сейчас относится к Зубово – Полянскому району Мордовии). Это выход из церкви после праздничной службы (деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы сохранилась до нашего времени); на крыльце храма, украшенном к празднику березками, в основном дети и девушки, которые и в то время больше любили фотографироваться, чем взрослые. Некоторые держат в руках березовые ветки или букеты – это символ праздника, наступившего лета.

Особенно много нарядных девушек. Некоторые в темной верхней одежде, но большинство в белых вышитых праздничных рубахах «щам». Живущие в этом районе мордовки мокшанки шили рубахи из широкого тонкого белого холста. Получалась широкая просторная одежда, ее подпоясывали плетеным из шерсти шнуром и подтягивали до колен, образуя у пояса напуск, который служил для женщин карманом. К поясу подвешивали украшения «пояз» (вышитая полоса с кистями) и «кеск - руцат» (свернутые зеленые шерстяные кушаки или платки - полушалки). Более узкие у кисти, но расширенные у плеча рукава шились еще и с большими ластовицами «ицькол» из красного с узорами «французского» ситца. Под рубахой женщины носили белые холщевые штаны «понкст», но их не должно было быть видно из-под подола, особенно в праздник.

Девушки надели лучшие украшения: на груди рубаху «щам» застегивали большой нарядной заколкой «сюльгам»; на шею надевали длинное ожерелье «щафтома» из бусин и монет, с крупным серебряным или медным крестом, а вокруг шеи нитки фарфоровых белых или позолоченных бус. И самые лучшие головные уборы – кто-то просто нарядные платки, а кто-то и головные повязки.

Такая повязка называлась «звязка». Как писала исследовательница мокшанского костюма Н.И. Спрыгина, в старину их расшивали блестками, мишурой, цветными лентами и пуговицами, а «современные» (то есть первой четверти ХХ века) вышивались мелким бисером геометрическим орнаментом. Сзади от звязки спускаются на спину длинные разноцветные, покрывающие косу ленты, а спереди на лоб – «кудрят», т.е. загнутые перья селезня или, как подражание им, петли черной шерсти. А наиболее зажиточные девушки «повязывают голову шелковым платком, два угла которого завязывают спереди узлом, а двумя другими углами платок распускают по спине и уже поверх платка повязывают звязку».

На фотографии есть и замужние женщины; они встали сзади и по краям (в девичий праздник девушки должны быть на самом виду!). Только одна из женщин стоит в центре, у нее на руках маленькая дочка. Кто из жительниц села замужем, сразу видно по головному убору. На волосы они надевали холщевый «лосник» - прямоугольный мешочек, в верхнюю часть которого вставлена дощечка «щявня» размером 30 х 6 см. Под затылком укреплялась тесемками «затилка» - прямоугольник из ткани с вышитой бисером каемкой по низу. А поверх лосника и затилки повязывали головное полотенце («пря - руця», к 1920-м годам его стали называть «платенця») – оно из бумажного холста (домотканой ткани из белых хлопковых нитей) длиной около 130 см., с нарядными концами. Эти концы назывались «пет»; они состояли из «виклдкат», выкладок – прямоугольников, затканных цветным орнаментом в технике закладного ткачества, и «нарятт» - это часть украшенных концов, сшитая из полосок галуна (металлизированной тесьмы), шелковых затканных цветами лент и бахромы. «Платенця» повязывалось так, что холст туго охватывал голову и лосник, образуя так называемые рога, около которых красиво располагались пестрые украшенные концы.

Мальчики тоже пришли в праздничных рубашках, как у взрослых мужчин (так их одевали лет с трёх). В 1920-е годы эти рубашки шили из белого коленкора и украшали широкой вышивкой крестом красными и черными хлопчатобумажными нитками по городским образцам (на женских рубахах продолжали вышивать старинные мордовские орнаменты шерстью или шелком). Иногда шили из цветного ситца; покрой таких рубашек – как у русских косовороток. Девочки на фотографии в основном одеты в такие же рубахи, как у взрослых, но есть и девочка в «новомодной» одежде ( Н.И Спрыгина писала, что на рубашках девочек плечи не вышиваются, а украшаются шелковыми, затканными цветами лентами, рукава делаются из ситца, а подол расшивается крестом красной и черной бумагой широкими узорами (как у мужских рубашек или женских запонов, которые иногда надевали поверх рубах. Этот род вышивки, по городским узорникам, был широко распространен в 1920-е годы)).

Дети стоят впереди, их одежду можно особенно внимательно разглядеть. Многие мальчики (и одна девочка) обуты в сапоги – они из более зажиточных семей; кожаные со сборами на голенище сапоги назывались «кеметь». Другие в лаптях с аккуратно, ровными витками повязанными вокруг ног оборами. А вот две нарядные подружки соскучились стоять и проголодались – они уже чем-то весело угощаются. Праздник наступил, пора его праздновать!
[/b]


Автор заметки – хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея Ольга Дубравина.

Изображение

Изображение
Девушки из с. Анаево (фрагмент фотографии), середина 1920-х гг.


Изображение


Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Головные уборы народов Пензенского края

Сообщение expedA » 08 апр 2023, 17:14

Добавление к предыдущему сообщению.
Изображение

Девушки и женщины села Анаево. Передний и задний вид.


"Одежда мордвы - мокши
Краснослободского и Беднодемъяновского уездов
Пензенской губернии. Автор Н.И.Спрыгина"

Пенза 1925г
[b]ЧИТАТЬ[/b]:
[pdf]http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/24_etno/moksha/2023/Sprigina_mordva_moksha_1925.pdf[/pdf]

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Головные уборы народов Пензенского края

Сообщение expedA » 10 май 2023, 13:53

Областного краеведческого музея Пензенской области


Сообщение от 05 05 2023 г.
В Пензенском краеведческом музее хранится старинный праздничный головной убор мордовки мокшанки – жительницы села Рыбкино Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинского района Республики Мордовии).

Нонна Ивановна Спрыгина, зав. отделом археологии и этнографии музея в 1920-е годы, подробно описала такой убор в своем труде «Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии. По материалам экспедиции 1925 г.» в разделе, посвященном костюму мокши южной части Краснослободского уезда и северо – западной части бывшего Наровчатского уезда.
«Головной убор молодой женщины, называемый панга, имеет плоскую верхнюю часть, состоящую из натянутой на доску (приблизительный размер доски 14 х 32 см.) красной бумажной материи и украшенную, как с передней, так и с тыльной стороны лентами, галуном и кружевом из мишуры; по обе стороны этой части убора пришиваются красные гарусные кисти. В нижней, охватывающей голову части убора, налобная сторона украшена полосой шитья серебряной нитью, а тыльная сторона состоит из двух прямоугольных кусков красной материи на подкладке из домашнего холста, из – под которых спускается лопасть также из холста, украшенная по нижнему краю плотной вышивкой; к прямоугольникам у нижних сходящихся углов прикрепляется привеска из раковин, бисера, цепочек, медных монет и медных пуговиц. Вокруг панга обвязывается в виде чалмы тонкий шерстяной или бумажный платок, над которым возвышается верхняя плоская часть убора».
Изображение

Изображение


Точнее, для украшения панги использовали не монеты и пуговицы, а их имитацию - металлические жетоны (так называемые "мордовки").
Изображение

Гарусные (из гаруса – ярких покупных шерстяных ниток) кисточки на нашей панге утрачены; они сохранились на почти таком же головном уборе из села Волгапино, хранящемся в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее.

Кисточки можно разглядеть на дагерротипе Н.П.Орлова (из серии «Типы населения Пензенской губернии» 1862 год). Возможно, фотографии мордвы были сделаны в селе Рыбкино, так как в альбоме дагерротипов есть вид этого села. Для издания этих дагерротипов их раскрасили (по своему вкусу), так кисточки на панге получились зелеными.
Изображение
https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47d9-4262-a3d9-e040-e00a18064a99Орлов Н.П. Мордва (дагерротип). Из серии «Типы населения Пензенской губернии», 1862 г
.


Панга с кисточками есть и на фотографиях, сделанных во время экспедиции Н.И.Спрыгиной - жительницу села Волгапино попросили надеть старинный убор и украшения и сфотографировали вид костюма спереди и сзади.
Изображение

Фото «Костюм женщины. Передний и задний вид. Село Волгапино Краснослободского у». Середина 1920-х г.г.

Интересно, что на молодой женщине надета не старинная, а современная (для того времени, середины 1920-х годов) праздничная рубаха. Старинные мордовские рубахи богато украшены вышивкой; та, которую мы видим на фотографии, отделана в основном нашивками из ткани и тесьмы. Рукава ее по форме похожи на рукава русских рубах или городской одежды – они не прямые (сшитые из одного полотнища домотканого холста и слегка суженные к кисти), а широкие и заканчиваются оборкой с перехватом.
А как выглядит панга из Волгапино (хранящаяся в Мордовском краеведческом музее) в сочетании со старинной мокшанской рубахой, можно увидеть на иллюстрации из альбома «Мордовский народный костюм" Илюстрация 228-229».
Изображение


Материал подготовил хранитель музейных предметов Пензенского краеведческого музея Ольга Дубравина.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5