Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1178
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Сообщение expedT » 05 дек 2014, 21:34

expedA писал(а):25.09.2014 18:21
Крупный сайт, рассказывающий о татарах Пензенской области
Конгресс татар Пензенской области  http://www.pstp.info/

Интерес представляет проект энциклопедия татар Пензенской области. Газета "Арба", жаль только одна статья.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Татарская энциклопедия Пензенского края

Сообщение expedA » 13 янв 2015, 22:31


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Сообщение expedA » 08 апр 2015, 17:48

Интересная информация о татарском писателе Мусе Мухамеджановиче Акжигитове http://sura.liblermont.ru/content/files/v125/gurkin.pdf

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Сообщение expedA » 14 июн 2015, 19:48

Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (Сравнительный анализ) http://tatar.yuldash.com/153.html

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 116
Зарегистрирован: 18 фев 2015, 14:28
Имя: Олег Полумордвинов

Re: Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Сообщение Penzyak » 08 сен 2015, 18:26

Интересно, упоминается ли в этой энциклопедии известнейший в России татарский писатель земли Пензенской - Бикмуллин Анвяр Хамзиныч.
"Охранять природу - значит охранять Родину!"
М.М. Пришвин

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Сообщение expedA » 14 ноя 2015, 19:40

О классике татарской литературы Захире Бигееве http://sura.liblermont.ru/content/files/v129/gurkinfeldman.pdf

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Сообщение expedA » 12 дек 2015, 19:20

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ областной научно-практической конференции учащихся - участников туристско-краеведческого движения пензенских школьников «Земля родная»
----------------------------------------
Беткаева Руфина, Акжигитова Нурия,
учащаяся Кикинской средней школы
Каменского района

«Национальная женская одежда села Кикино конца XIX, начала - первой половины XX веков»
Когда смотришь демонстрации моделей одежды, то невольно притягивают внимание те из них, в которых присутствуют элементы национальной одежды, народная эстетика и колорит.
Костюмы, полностью выдержанные в национальных традициях - совершенно безупречны, ими нельзя не залюбоваться.
Это объясняется тем, что национальная одежда не одним человеком создавалась. Конструкция, стилистика, цветовая гамма национальной одежды формировались, совершенствовались на протяжении нескольких поколений. В ней нет ничего случайного. Все продумано до мелочей: покрой, отделка, цветовое сочетание, орнамент, украшения. Даже самая маленькая деталь несет свою смысловую нагрузку.
Национальная одежда кикинцев имеет свои особенности, отличающие ее от одежды казанских татар.
Тут явно сказалась территориальная отдаленность пензенских татар – мишарей от основной части нации (казанских татар). Сыграло свою роль и наше многовековое соседство с русскими селами. Общение с русскими на бытовом уровне, совместные базары, ярмарки, смешанные браки, русская классическая литература – все это способствовало влиянию одной национальной культуры на другую. И в первую очередь, это влияние сказалось на одежде.
Женская традиционная одежда нашего села начала-середины 20 века различалась по возрастному признаку (одежда девушек, молодых женщин, женщин средних лет и пожилых женщин). Традиционный набор одежды наших прабабушек включал в себя рубаху (кулмэк), штаны (ыштан), ичиги (читек), лапти (чабата), башмаки, камзол (камзул), бешмет (бишмит), платок (яулык), шаль, передник, накосники, серьги (сырга), браслеты, кольца.
Женские рубахи шились длинными. Почти до щиколоток. Чаще всего они украшались вышивкой. Нагрудную часть вышивали нитью «мелким крестом». Экземпляр такой рубахи есть в нашем школьном музее. Частью нижней женской одежды являлась нижняя нагрудная повязка. Ее шили из прямоугольного куска материи (домотканной или фабричной).
Важную часть нижней одежды женщин представляли штаны, сшитые из льняной или хлопчатобумажной ткани. Они были широкими у пояса, длиной до щиколоток, укреплялись на бедрах с помощью шнурка.
Основной частью женской рабочей одежды был передник. Он немного отличался по форме и названию от передников, какие носили казанские татарки.
Частью женской одежды были камзол и бешметы. Камзолы были с рукавами и без рукавов. Распространены были парчовые, атласные, бархатные камзолы.
Бешмет – утепленная зимняя одежда с длинными рукавами, которую шили из плотной ткани.
Русское окружение повлияло и на женский головной убор, и на особенности ношения головного убора. Молодые девушки покрывали платком только волосы. Платки замужних женщин закрывали не только волосы, но и лоб и шею. Пожилые женщины повязывали платок, концы его завязывали узелком на лбу или под подбородком.
Женские национальные украшения делились на головные, шейные, нагрудные, ручные.
Национальная одежда – это часть нашей культуры. В ней отражается характер народа, его видение мира, его вера, традиции, обычаи, его представления о прекрасном.


Руководитель: Баткаева Р.Ф., руководитель краеведческого объединения

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Сообщение expedA » 29 ноя 2016, 19:29

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ областной научно-практической конференции учащихся - участников туристско-краеведческого движения пензенских школьников «Земля родная»
Муслимова Гольсиня, учащаяся Карлыганской средней школы
Лопатинского района

Свадебный обряд (туй йоласы) жителей села Старый Карлыган

Свадьба — особенно торжественное и надолго запоминающееся событие. И у каждого народа этот обряд проходит по- разному. Свадьба татар в прошлом почти везде устраивались однообразно, только с некоторыми отличиями в обрядах.
Татарские свадьбы производились: по обыкновенному сватовству и крадение невесты. Об этих обрядах с членами кружка решили подробно узнать, поэтому ходили к старожилам нашего села и беседовали с ними. Они рассказывали об этих обрядах и о собственных свадьбах.
Особенно интересны были рассказы Мусякаевой Фягими Рахимовны- 95 лет, Салеевой Зайтуни Ханяфиевны - 83 года, Магдеевой Раиси Исхаковны -70 лет, Ялагиной Джамили Сафовны- 73 года. Они помнят не только свои свадьбы, но и байты, причитания, песни и свадебные частушки.
Воспоминание Фягими Рахимовны.
Этот день и это событие в моей жизни запомнилось очень ясно и подробно. Было начало 30-ых годов. Времена были тяжёлые. Семья была большая, жили бедно, поэтому родители решили выдать меня замуж пораньше, чтобы было поменьше едоков.
Мне было семнадцать лет, когда меня, засватали, вспоминает Фягимя апа. Я со своим будущим мужем Абдуллой не была знакома, он жил в другом конце села, а раньше парень и девушка заранее не встречались до свадьбы. Обычно жениха и невесту выбирали родители. Вот и наши родители договорились о моем сватовстве. Его родители тоже были не против.
Как обычно, в четверг его родители прислали сватов (башкода). Башкодой выбирали таких людей, которые отличались красноречием. Мои родители, узнав о цели прихода гостей, меня и других домочадцев, отправили в другую половину дома.
По обычаям татар башкода не проходит дальше избяной матицы, если она расположена поперёк порога, я слышала как башкода начал разговор о том, что у нас есть дочь на выданье,
а у них сын для женитьбы. Мои родители пригласили их за стол, где разговор о сватовстве возобновился. Башкода открыто говорил, что Мусякаевы хотят с нами породниться, затем начал перечислять выгоду и счастье их брака. Мои родители обещали через дня два три прийти для знакомства.
В назначенный день моих родителей и несколько близких родственников пригласили в дом жениха на рукобитие (сюз куярга). Со стороны жениха была приглашена и их родня, которая встретила гостей у порога со свадебными частушками.
Затем пригласили в дом и усадили за столы и начали угощать чем аллах послал. Во время угощения разговор о сватовстве продолжался договорились о калыме, который в татарских свадьбах был обязательным. Мой будущий муж был не так уж и богат, поэтому договорились на пятидесяти рублях и назначили день свадьбы (никяха).
При прощании мои родители передали подарки от меня жениху и родителям; вышитый платочек, обработанный тамбуром( крючком), вышитую тюбетейку, вышитое полотенце( рушник), скатерть и др.. Мой вышитый платочек жених носил до свадьбы и мог показывать всякому любопытствующему.
Мне было страшно выходить замуж, боялась идти в чужой дом, к чужим людям, но моя мама, подружки уговаривали, успокаивали, рассуждая, что выдают за своего односельчанина и не за старого.
Здесь Фягимя апа задумалась на некоторое время, вспомнив, рассказала историю своей подружки, как её, молоденькую девчушку Апакаеву Сагидю Ибрагимовну выдали замуж за богатого старика Юнуса. Сложили даже байт об участи Сагиди за стариком- мужем.
Слово «байт» на русский язык не переводится. «байт» - это похоже на плач княгини Ольги в устном народном творчестве. Данный байт посвящён невесте, которую выдали замуж насильно за старика. Больная мать успокаивает свою дочь, что богатый муж выплатит большой калым, и за ним жизнь будет безбедной .
Затем Фягимя апа вновь стала рассказывать о своей свадьбе. После всех договоренностей родители собрали всю родню, пришел жених с родителями и близкими родственниками.
Призвали муллу, который, прочитав молитву, дозволил жениху сидеть рядом со мной и моими подружками за занавеской. Подруги распустили мне косы и стали расчесывать, приговаривая, чтоб жизнь была долгой, как мои косы, гладкой и ровной, затем расстегнули пуговицы на блузке, чтобы не было узелков, помех в жизни. В это время гости сидели и ждали, когда мулла начнет церемонию никяха.
Во время этого обряда мулла три раза громко спросил жениха: «Абдулла, сын Лятифа, взял ли в жены Фягиму, дочь Рахима?» На что жених ответил теми же словами «Алдым" - женился. Спросил мулла также и меня три раза: «Фягимя, дочь Рахима, бардыцмы?" - вышла ли? Я ответила: «Бардым»-вышла. Во время церемонии мы не показывались ни мулле, ни родственникам, а сидели в чулане, за занавеской. Когда мулла закончил молитву, он объявил нас мужем и женой. Тем закончился обряд никяха.
После никяха меня стали одевать для того, чтобы отправиться в дом своего мужа. Подружки помогали мне одеваться, сами от моего имени причитали прощальную.
У двора ожидали кони, запряженные сани, состоящие из двенадцати упряжей, которых нарядили вышитыми полотенцами, подушками на стенках саней, покрывалами, лентами.
Когда начали выводить из дома, лицо мне закрыли большим платком с кистями, оставили лишь глаза, чтобы молодую невесту не сглазили и дурной глаз не мог навредить. Усадили нас с мужем в сани на подушки, и мы поехали во главе свадебной вереницы, а за нами поехали остальные провожатые в дом жениха.
По обычаю, мы проехали все село, а затем до дома жениха. У двора на нас кидали конфеты, зерно горстями, посулили обильную, богатую жизнь. Дети подбирали конфеты. Большинство сельчан стояло в стороне, надеясь увидеть молодую невесту, звучала свадебная песня.
Встретила нас родня мужа и его родители с шербетом (мед, разведенный с водой). Муж снял меня с саней и поставил на заранее приготовленную подушку, (обещание доброй мягкой жизни), а мать поднесла нам шербет, который мы вкусили, чтобы жизнь была сладкой. Остальной шербет был выпит близко стоящими людьми, чтобы ни капельки не осталось на донышке посуды. Когда ввели в дом, нас молодых, отвели в чулан, где мы должны были находиться пока нарядят дом. А моя родня, несколько женщин, сталЛ-наряжать комнаты изделиями, которых я своими руками приготовила - это вышитое полотенце, наволочки, покрывало, занавески и скатерть, вязанные тамбуром. Родня мужа ждала, как наряжают для молодых, приговаривали и оценивали моё рукоделие. После того, когда дом был наряжен, все гости стали одаривать подарками и поздравлять нас.
В другой половине дома готовили столы для угощения-пира. Нас за стол не посадили, как сейчас сажают молодых, помогали угощать гостей. Помню, в то время угощение было очень скудным. Для выпивки ставили брагу хмельную, а угощали квашеной капустой, солеными огурцами о помидорами, конина с картошкой, но и мучные изделия: пироги с разными начинками: с тыквой, капустой, творогом и др.
За столом, в основном сидела моя родня и мужчины со стороны мужа, а женщины носили угощения и потчевали, припевая свадебные песни.
Так с песнями, шутками, прибаутками прошла свадьба в доме жениха, а потом в доме моих родителей.
Началась жизнь в доме мужа. Вырастила троих детей, двух дочерей и сына. В настоящее время живу с сыном и снохой, но часто берут в гости старшая дочь, внуки. Живем дружно.
Следующая собеседница - это Салеева Зайтюна Ханяфиевна, ей 83 года. Она рассказала о своей свадьбе, которая не похожа на предыдущую. Она вспоминает: Я родом из Вершаута, с соседнего села. В Карлыгане оказалась по воле судьбы.
Вышла я замуж в 25 лет, на то были свои обстоятельства.
Вот однажды, мы встретились со своим будущим мужем Абдуллой в Карлыгане, куда я приезжала в гости. Мы понравились друг другу и решили пожениться тайно без родительского согласия, потому что семья моего жениха была бедной и калым не могли выплатить. Тогда мы решили провести обряд умыкания невесты. У Абдуллы, так звали будущего мужа, со своими дружками приехали в Вершаут, когда мы возвращались с сенокоса. Усадив меня на телегу, повезли в Карлыган.
Уже вечерело. Мы ехали и боялись, что за ними будет погоня. Тогда родители могли вернуть меня обратно. Но после этого, вряд ли возвращённая невеста выйдет замуж. Это считалось позором для всей семьи. Поэтому мы окольными путями приехали в Карлыган сразу в дом жениха, где его родители, родные и мулла ждали для совершения никяха.
У порога на руки мне дали маленького мальчика, которого велели передатьбудущей свекрови. Это был знак того, что первенцем должен родиться мальчик. Так оно и случилось, родился первый сын.Затем мулла совершил обряд никяха и объявил нас мужем и женой. После никяха нас оставили одних, чтобы мы могли по-ближе узнать друг друга. Через несколько дней, мы с мужем поехали в Вершаут просить прощения у родителей и принять благославения. Одних в таких случаях не пускали, чтобы не было скандала. С нами ездила заловка Майсара.
Сначала мои родители не хотели принять нас, ругались, но муж уговорил их, обещав жить дружно, почитать их как своих родителей. Тогда они приняли и простили нас, но свадьбу справлять не стали. Сейчас мне 83 года. Вырастили с мужем четверых детей - троих сыновей и одну дочь, которые живут отдельно со своими семьями.
Заключение.
Брак в настоящее время и в татарских семьях является добровольным союзом мужчины и женщины.
Юридической формой этого признания является вступление в брак и его регистрация.
Сейчас и у мусульман после совершения обряда (никях) молодые закрепляют свой союз регистрацией брака в ЗАГСе.

Руководитель: Рамазанова Ш.Я., учитель истории

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Сообщение expedA » 14 фев 2017, 19:54


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни татар Пензенской области

Сообщение expedA » 06 июл 2017, 22:47

Вышла книга Зюзина Фаттиха Мухомятовича и Алюшева Рашида Ханяфиевича "Усть-Уза".
Изображение


Подробнее:
http://xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/viewtopic.php?f=11&p=5881#p5881

След.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2