Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
Современные мотивы!Авгур и Элла http://www.youtube.com/watch?v=lwcADwZf_YE . Мокшень стирь http://www.youtube.com/watch?v=Cv2KHcTdAws ,Мокшанская народная песня "Ай сязьгата, ай шякшата" ("Сорока и дятел") http://www.youtube.com/watch?v=OMMwEp0NbaY .Кому что понравилось?
Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
Спасибо. "Ай сязьгата, ай шякшата" зажигает,молодец парень
Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
Очень ценная книга "Одежда мордвы - мокши
Краснослободского и Беднодемъяновского уездов
Пензенской губернии. Автор Н.И.Спрыгина"
Пенза 1925г
Скачать https://yadi.sk/d/QcvFHCLtmn6mo
Добавлено из фондов ГАПО 20 07 2018
Краснослободского и Беднодемъяновского уездов
Пензенской губернии. Автор Н.И.Спрыгина"
Пенза 1925г
Скачать https://yadi.sk/d/QcvFHCLtmn6mo
Добавлено из фондов ГАПО 20 07 2018
Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
.Большим почитанием у мордвы пользовались некоторые деревья,в частности,липы,названными "прощенными" из-за их особой сакральной силы отводить гнев богов от людей,прощать их неправедные поступки.Мордва верит,что всякая болезнь приходит к человеку в наказание от разгневанных божеств,и,чтобы избавиться от болезней ,нужно умилостивить пославшего их бога,-констатировал М.Е.Евсевьев ,описавший липы около заштатного города Троицк,к которым на поклонение приезжала мордва из Краснослободского,Инсарского и Наровчатского уездов.Традиционно мордва считала,что наиболее серьезным наказанием,посланным богом семье,были болезненные дети,либо вообще их бездетность.К "прощенным" липам часто приезжали бесплодные женщины,привозя с собой разные угощения.Разложив их под липами ,они начинали молиться ,ползая со слезами вокруг лип на коленям,упрашивая о прощении и помощи.На липы развешивали привезенные дары(холсты,платки,новые рубашки и др.).С больных детей снимали шапочки,рубашки,пояса,оставляя их под липами в надежде что с ними останутся и болезни.По сообщению крестьянина-мокшанина из деревни Садовка Василия Карьциганова,на собранные деньги и пожертвования можно было бы построить каменный собор.Молодые женщины нередко оставляли свои лучшие наряды,иногда стоимостью до десяти рублей.Это и не удивительно,так как бесплодие женщины и смерть малолетних детей считается у мордвы самым тяжким несчастьем.Народ приходил молиться во все времена года,но больше всего летом.К молениям привлекали знающих старух,многих привозили из близлежащих деревень Садовки и Кимляя,наиболее известными среди них считались Марфа Гуреева и Татьяна Данькина(д.Садовка),Февронья Челнокова и Авдотья Парамонова(д.Кимляй).Обряд старушки совершали бесплатно,довольствуясь скромным угощением и небольшими подарками.Обычно им дарили лепешку и пару яиц,в редких случаях -ситцевый платок,12-15 копеек или отрезок холста в полтора-два аршина.Все оставленное после ухода молившихся старушки раздавали нуждающимся.
qSebX.jpg
qSebX.jpg
Вернуться в Этнографические заметки
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5