Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedT, expedA

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 735
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 19 июл 2016, 16:59

Мокшанское село Старая Сазоновка ночью!Мордовия. Изображение
Последний раз редактировалось Ежка Веле 30 июл 2016, 15:33, всего редактировалось 1 раз.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 735
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 30 июл 2016, 15:32

В 2011 году ,в журнале Странник вышла повесть Александра Зайцева " Тайга горы Калма-Кужа". http://www.proza.ru/2016/05/25/909

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 735
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 29 авг 2016, 17:57

Село Изосимовка РМ,население смешанное русские-мокша.В далеке стоит храм который мне напомнил такую историю.В 1698 году большая неприятность случилась с крестьянами села Изосимовки Троицкого присуда. Началось с того, что неподалеку от села на Ломовской дороге на презжавших служивых «вершников и пехоты с тележники» напали скопом «деревни Ежовки мордва... Еремка Кудяев, Чемота Мемешев, Костя Авдеев с товарищи, с дрекольем и с оружием». Войско встало в оборону и стояло так несколько деней, потом дало бой, после чего солдатики «своротили и поехали неведомо куда». Воодушевившись победой, ежовские баламуты «с того числа копились многолюдством конницею и пехотою, по многим дорогам стояли караулом». Потеряв реального противника, ежовцы обратили свой взор на соседей. С Изосимовки взять было нечего, но подраться хотелось. Правда, дальше словесных перепалок конфликт не разросся, но малолюдная Изосимовка пережила очень тревожные дни. Мужики в челобитной жаловались патриарху Адриану, что «мордва на нас сирот твоих хвалятца в словах огнем пожегою и на дороге боем и на церковь Божию всяким ругательством...». Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 735
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 05 сен 2016, 10:05

Пиктографическое изображение на серебряном украшении .Краснослободский район,РМ.Территория проживания мордвы-мокша.Так называемое пиктографическое письмо присутствует в графических изображениях,в вишивке и т.д.Может содержать в себе напоминание или повествование о происходящих событиях,религиозно-магического обряда,отражение различных мотивов хозяйственно-трудовой деятельности.Эту область исследовал ученный Мартьянов.В.Н в своих работах "Пиктографические изображения на парях свадебных сундуках мордвы Горьковской области".Мартьянов В.Н. "Памятники прикладного искусства мордвы".ИзображениеИзображениеИзображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 735
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 15 сен 2016, 17:28

Возможно это символика Рожаницы.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1200
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение expedA » 24 ноя 2017, 20:21

Предания старины. с.Мордовская Паёвка Инсарского района https://www.youtube.com/watch?v=1d8t1slkIUE

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1200
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение expedA » 07 янв 2018, 21:07

Интересные фотографии со стены Константина Шапкарина https://vk.com/id277530592
Рынок в Краснослободске. 1952 год. Фотограф Георгий Скворцов
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Взято здесь http://kc13.ru/photo/staryj_krasnoslobodsk/100_let_nazad/1952_god_fotograf_georgij_skvorcov/7-0-4388

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1200
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение expedA » 18 апр 2018, 19:44

Пензенский краеведческий музей

Сообщение от 10 04 2018 г.
Поясные украшения мордвы мокши Краснослободского уезда Пензенской губернии в фондах Пензенского краеведческого музея.

Для мокшанского народного костюма типичны многочисленные поясные украшения, различные по внешнему виду, размеру и названиям. Образцы таких украшений второй половины 19 – начала 20 веков хранятся в Пензенском краеведческом музее, большинство из них поступили в 1920-е годы из сел бывшего Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне это территория Мордовии). В фондах музея хранятся также поясные украшения из сел Наровчатского и Чембарского уездов Пензенской губернии и поясная подвеска-кисть из села Анаево Спасского уезда Тамбовской губернии.

Сегодня мы расскажем об украшениях, созданных жительницами селений Краснослободского уезда (Волгапино, Старое Синдрово, Мордовские Парки); подобный комплекс украшений был распространен и в других районах расселения мордвы-мокши.
На повязанном вокруг талии узком пояске или шнурке женщины закрепляли полотенца «кеске руцят», которые носили по два, по четыре и даже по шесть штук, закрывая ими бедра и поясницу. Кеске руцят носили замужние женщины, впервые их надевала невеста в день свадьбы в доме жениха; комплект этих полотенец напоминал несшитую поясную одежду типа русской понёвы, закрывавшую женщину сзади и с боков. Полотенца изготавливались из тонкого хорошо отбеленного домотканого холста шириной 37-38 см и длиной 50-60 см.; концы кеске руцят были затканы красными нитками. Между красными ткаными полосами шли полосы цветной вышивки, орнамент вышивки был геометрический. На концах полотенец иногда пришивались цветные ленты, тесьма, металлические пайетки. С появлением в 20 веке в мокшанской одежде передников поясные полотенца постепенно исчезли из обихода.
В отличие от кеске руцят поясные подвески разного размера носили не только замужние женщины, но и девушки. Парные длинные (около 40 см) подвески к поясу назывались «каркс сёконят» (что означает «поясные кисти»), «килькштамат» и т.п. (фото 4). Основу этих украшений составляет каркас из прочной металлической проволоки или петли из тканого на дощечках шерстяного пояска, скрепленные между собой поперечными рядами проволоки. Эта основа украшалась многочисленными белыми раковинами каури, разноцветными стеклянными бусинами, металлическими жетонами и цепочками, бубенчиками, различными пуговицами (металлическими, стеклянными, пластмассовыми), золотистыми металлизированными нитями. Подвески всегда имеют на конце бахрому из ниток, обычно шерстяных красного или черного цвета.
Мокшанские девушки и молодые женщины носили также и более короткие парные подвески. Они назывались «сёкт», «цёкт» («кисти»); «кели каркс» («широкий пояс»); «бок сёкт» и др. Эти подвески также состоят из раковин, обрамленных жетонами, цепочками, пуговицами, плетеной из крупного бисера сеткой, снизу расположена шерстяная красная бахрома. Сёкт подвешивали к поясу за петли из тканого шерстяного пояска или кожи рядом с длинными подвесками, но ближе к пояснице.

Очень интересно разглядывать многочисленные мелкие детали мордовских украшений. Например, среди металлических пуговиц встречаются те, что были когда-то пришиты к военной или гражданской форменной одежде (на фото 8 представлен фрагмент кисти из села Волгапино Краснослободского уезда, к верхней части которой пришиты три крупные форменные пуговицы: по краям пуговицы с номером воинской части, посередине пуговица с двуглавым орлом, с опущенными крыльями, со стрелами и венком в лапах. Пуговицы с номерами были введены в частях русской армии в 1829 году и использовались до 1862 года, когда в ходе военной реформы перешли на гладкие пуговицы. Пуговицы с одинаковыми номерами принадлежали разным воинским частям, поэтому установить происхождение именно этих пуговиц пока не представляется возможным. Пуговицы с орлом (государственным гербом) также появились в русской армии в 1829 году, они были присвоены гвардейским частям и использовались до 1857 года, когда был утвержден новый рисунок государственного герба. В царствование Николая I было утверждено два варианта рисунка государственного герба; тот, что мы видим на фотографии, использовался в основном военными ведомствами. Но иногда и на мундиры гражданских ведомств нашивали пуговицы с так называемым «военным» гербом. Так или иначе, отслужив своё, форменные пуговицы второй трети 19 века оказались в руках мордовской рукодельницы.

Чаще для изготовления мокшанских украшений использовали специальные металлические жетоны, так называемые «мордовки», отличавшиеся самыми разными размерами и рисунками. (фото 10).
В настоящее время полный комплекс мокшанской женской праздничной одежды и украшений (подобных краснослободским) из сёл Наровчатского уезда Пензенской губернии можно увидеть на выставке «Мир пензенских сословий» в музее И.Н. Ульянова.
Дубравина О.В., хранитель музейных предметов.


Изображение
Кеске-руцят - женское поясное украшение в виде полотенца. Пензенская губ., Краснослободский уезд, с. Волгапино. ПГКМ КП – 15206
Изображение


Изображение
Килькшт - кисти к поясу девичьи (одна из пары). Пензенская губ., Краснослободский уезд, с. Старое Синдрово. ПГКМ КП -15332-2


Изображение
Бок сёка - кисть к женскому поясу. Пензенская губ., Краснослободский уезд, дер. Мордовские Парки. ПГКМ КП -15337-2

Изображение
Кисти к поясу. Пензенская губ., Краснослободский уезд, с. Старое Синдрово. ПГКМ КП -15331

Изображение
Сёка - кисть к поясу. Пензенская губ., Краснослободский уезд, с. Волгапино. ПГКМ КП - 15205-2
Изображение

Изображение
Кисть к поясу. Пензенская губ., Краснослободский уезд, с. Старое Синдрово. 15330-1 камис
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1200
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение expedA » 23 авг 2018, 13:16

Пензенский краеведческий музей

Сообщение от 23 08 2018 г.


Ярмак-пилькс («серьги из денег») – старинное нагрудное украшение мордвы мокши. Оно привезено в Пензенский краеведческий музей 1925 году Нонной Ивановной Спрыгиной, заведующей этнографическим отделом. Украшение приобретено у старушки Екатерины Павловны Резеповой, жительницы села Лесное Ардашево, которое до революции относилось к Темниковскому уезду Тамбовской губернии, а в 1920-е годы было присоединено к Краснослободскому уезду Пензенской губернии. По словам Н.И.Спрыгиной, у Екатерины Павловны «сохранился ее нарядный костюм только потому, что она не имела дочерей», ведь даже в те годы собрать старинный костюм в том районе являлось делом нелегким. Ведь «при отсутствии на рынке необходимого материала» (то есть при возникшем после революции дефиците товаров) молодые мордовки распарывали и переделывали бабушкины и прабабушкины украшения, чтобы переделать их для себя по новому образцу. Ярмак-пилькс в 1920-е годы уже не носили, Спрыгиной пришлось опрашивать старушек, чтобы узнать, как именно их надевали.

Вот что писала Нонна Ивановна: «Это украшение имеет вид двух закругленных в верхней части полос, размером 32 х 8,5 см., соединенных вверху ниткой крупных цвета янтаря стеклянных бус. Полосы имеют основой холст, по которому вышита кайма из черного, белого, желтого и зеленого бисера, а середина плотно зашита поддельными монетками (подражание копейкам Петра I ); по нижнему краю и частью сбоку полосы обшиты ужовками, голубыми, черными и белыми бусами, медными пуговицами разных размеров и горошкат на длинных цепочках». «Горошкат» - местное мордовское название металлических печатных жетонов, любимого метериала для мокшанских женских украшений. « Ужовки» – раковины каури.

Общаясь со старыми женщинами, Н.И. Спрыгина пришла к выводу, что полосы «ярмак-пилькс» спускали спереди и располагали на груди ближе к рукам – так они красиво сочетаются с шитой серебряной нитью полосой на головном уборе. Еще раньше, в 18 веке, подобные полосы, унизанные старинными серебряными копейками, пришивались по обеим сторонам к головному убору (отсюда пошло и название «пилькс» - серьги).

Изображение
Изображение

Ps. Чешуйки 17 века и французские монеты 19 века, интересное сочетание. :)

Пред.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2