Как правильно называть Бакунинский мост в прошлом?

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1179
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Как правильно называть Бакунинский мост в прошлом?

Сообщение expedT » 06 дек 2014, 21:37

Архив темы:
---------------------
Петрович писал(а):05.08.2012 15:44
Как правильно называть Бакунинский мост  в прошлом: Красным или Карауловским?

---------------------
Boogor писал(а):05.08.2012 16:01
Георг Васильевич Мясников в своей книге "Город-крепость Пенза" (1989г.) пишет о Предтеченской церкви Новодрагунской слободы с упоминанием о мосте:
"... церковь стала называться Предтеченской. Это передалось и улице (нынешняя улица Бакунина до первых лет Советской власти называлась Предтеченской). Церковь находилась недалеко от теперешнего Бакунинского моста через Суру (в давние годы здесь существовал "Красненький мост") и была разобрана за ветхостью в 1797 году."

---------------------
Петрович писал(а):05.08.2012 18:12
Почему же в источнике "Виды старой Пензы на грани ХIХ - ХХ веков" этот мост назван "Карауловским" и так называл его мой тесть, живший неподалеку от этого места на улице "Ерик". Источник: фотоальбом И. П. Вакуленко  "Виды города Пензы". Конец ХIХ века.
Фотография: "Вид с северо - востока, из района Карауловского моста"

---------------------
Boogor писал(а):05.08.2012 21:24
Вот здесь есть фотографии старой Пензы и одна из них - фотография с Красного моста.
Ссылка


А вот цитата со страницы сайта Пенза, которой нет ("О Красном мосте")
....Да, о названии моста. Изначально, c XVII века, он назывался Драгунским, так как строился, поновлялся и охранялся поселянами пензенской Ново-Драгунской слободы.
Прозвание прижилось, и кажется, на века. Но спустя пару столетий с ним приключилась типичная российская коллизия. Всё началось в далёком Санкт-Петербурге и какого либо отношения к Пензе не имело вовсе: в начале XIX-го столетия драгунские части русской армии стали переформировываться в уланские, к чему были свои, чисто военные резоны.
А в самой Пензе предыстория названия моста к этому времени давно забылась, но кулуарные бурления по поводу армейской реформы, за неимением других поводов для «молвы», набирали и набирали силу. Вот, кто то из чрезмерно педантичных партикулярных чиновников, с трудом различающих войсковые рода, и порешил мудро в порыве административного экстаза: коли нет боле в армии драгун - не следует быть на реке Пензе и Драгунскому мосту. Единообразие - коренной столп Империи и общий параграф должен осенять всё от армейского устава до мельчайшего субъекта городской инфраструктуры! А то, как бы чего не вышло! Вдруг начальство какое проедет и за недосмотр спросит... Не измышляясь долго, мост стало велено именовать по новому - Уланским. А, чё, то же красиво!
Красиво и соответствует «текущему маменту». Циркулярная идилия! Но ни каких драгунов и, тем более уланов, при охране моста никогда не состояло: старинная пензенская слобода хоть и писалась Ново-Драгунской, а изначально заселена то была казаками (это они в прежней службе драгунами числились, а по воле первого пензенского воеводы Лачинова, были оказачены и в эту слободу населены; о том в «Строельной книге города Пензы» читать можно [ссылка на указанной странице] ).
Ну, ни кому от того переименования худо не стало, а у зловреднейшего из управляющих Пензенской казённой палаты Михалефгафычасалтыковащедрина на пензенском материале родилось новое словцо - «головотяпы». Образно, весело и весомый вклад в литературу, однако! Лишь только за ради этого можно мост выстроить!
Пензяки, не искушённые в армейской терминологии, запутались и чаще называли этот мост просто Мостом (с налётом большого уважения, ведь он был первым в городе по времени возведения).
Но к началу ХХ-го столетия к Мосту пристало новое название - Красный. Под этим именем он и запечатлен на всех пензенских фотографиях того времени. Свое красочное название Красный Мост получил за то, что по прихоти одного из подрядчиков был окрашен рыжей карабельной киноварью. Эта особенность выгодно отличала его от всех прочих пензенских мостов, которых к этому времени было уже множество, но ни какой отделки они не имели.
Интересно, что годом-двумя позже, тот же вдохновлённый подрядчик окрасил ещё один пензенский мост тем же вызывающим цветом; пензяки, не долго думая, назвали второй красный мост.... Красненьким.
Не смотря на то, что со временем, полиняв и несколько раз поврежденные весенним половодьем, они утратили свой импозантный вид - название «Красный» за первым из красных мостов прижилось. А сейчас он называется Бакунинским. Это в честь Бакунина Михаила Александровича - знаменитого теоретика анархизма и последовательного пан-славяниста.


Но о "Красненьком" здесь говорится как о каком-то другом.

---------------------
Петрович писал(а):08.08.2012 08:05
Уважаемый Boogor! Посмотрел источники,которые тобой названы и не могу признать их оригинальными первоисточниками. Во -первых в них не указаны авторы. И в них  есть фото Вакуленко. Т.е. это не оригиналы, и принимать в расчет их не стоит. Досадно,что нет ссылок на  авторов фотографий, это обстоятельство не позволяет мне признать их достойными доверия.

---------------------
Boogor писал(а):08.08.2012 08:45
Уважаемый Петрович! :) Да естественно, этот материал опубликован не авторами оригинальных фотографий. Ссылки приведены для информационного насыщения освещаемого вопроса.

---------------------
Петрович писал(а):08.08.2012 15:11
Уважемый Boogor!!! Я,  в отличие от тебя, никак не могу найти смайлики. Но кажется мою шутку поняли. И слава богу! Пошутил еще раз! А, по делу: собираюсь с духом написать обо всем, что с тобой обсудили.

---------------------
Boogor писал(а):09.08.2012 08:38
Еще информация из книги-альбома "Губернский город Пенза на рубеже XIX-XX веков" под редакцией С.И.Щукина. -Пенза, 2001.

В разделе "Пенза Промышленная" (А.В.Тюстин): "...Второй кожевенный завод купца Д.С.Кузнецова был открыт недалеко от Красного (ныне Бакунинского) моста".

В разделе "Вид на Пензу с Красного моста" (А.И.Дворжанский): "В апреле 1914 года закончилось строительство Красного моста вместо прежнего, соединявшего улицу Предтеченскую (ныне Бакунина) с заречной частью города, рядом с которым раньше находилась застава, от которой начинался тракт на г. Городище".
Приведена вот эта фотография, подписанная как "Вид на Пензу с Красного моста":

[align=center]Изображение[/align]


В разделе "Река Сура" (А.И.Дворжанский): "Река Сура...использовалась для сплава леса. С этой целью между Сурским и Красным (ныне Бакунинский) мостами на пологом берегу была устроена пристань, рядом с которой на водяной и паровой лесопилках производилась распилка доставляемого сюда с верховьев Суры соснового леса".


Кстати, выше идет речь о заставе у прежнего моста, может быть с ней связано название "Карауловский".

Порылся в своем скромном фотоархиве :hobo: - Бакунинский мост в 2005г.:
[align=center]Изображение[/align]


(Петрович, про смайлики смотри в личном сообщении :) )

---------------------
Петрович писал(а):09.08.2012 13:47
Олег!  Не находишь, что это один и тот же снимок из фотоальбома Вакуленко, только с другим более поздним названием моста? ( Красный мост построен по одним источникам в 1914 году, а по другим в1916 - позднее даты фотоальбома Вакуленко). И второе замечание. В пределах города до 1942 года текла не река Сура, а река Пенза. Она  на своих берегах не имеет промышленных лесов. Сплав леса по ней был возможен только в половодье, при пропуске молевого и   плотового сплава через Куриловскую плотину из Засурских лесов. Или заготовку моля и плотов вели зимой на берегах, в ожидании полой воды по  окончания ледохода. Молевой сплав – сплав отдельными бревнами, обрубками, плотовой сплав, в отличие от молевого, производится плотами, пучками и т.п. Для улавливания моля и плотов поперек реки строится преграда – запань (запонь - по другому). Запань это небольшие плоты, связанные вместе и удерживаемые заякоренными тросами или цепями.
Я, мальчишкой, когда меня приводили в гости в Новые Драгуны (Да, да до войны в памяти народа было еще живо название  этой слободы), бегал,- по запани в  створе Бакунинского моста,- купаться в Прокопе.
Более серьезными устройствами, для расформирования плотов и улавливания моля, была оборудована главная протока на Суходоле, выше плотины ГЭС «Маяка революции» («Сергеевской писчебумажной фабрики»). Там была сооружена солидная запань и установлены две бревнотаски, для извлечения из воды и штабелирования бревен.Судя по особенностям их устройства,  возможно, их построили еще в дореволюционное время. Они сохранились во время и после войны. Во всяком случае, работой при них подрабатывали студенты нашего института. Однако название моста так, для меня так и остается загадкой. Возможно Карауловский мост находился в створе теперешнего "Ростка", по имени Карауловской улицы на правом берегу реки Пензы. Однако это едва ли было возможно - там устье речушки Шелаховки.

---------------------
Boogor писал(а):10.08.2012 17:53
Проходил мимо, посетила идея найти точку съемки фотографии "Вид на Пензу с Красного моста".

Вот что получилось (правда погода подкачала, но как фотофакт пойдет).

Было:
Изображение
Стало:
Изображение

Конечно же, объективы у нас разные, есть небольшие искажения у обоих, и моя точка съемки на несколько метров правее, левый на фото песчаный берег сейчас под водой. Пробовал наложить, ориентируясь на главу храма в женском монастыре, береговую линию справа и устье Шелаховки (положение колокольни Спасского собора не знаю - соответствует ли вновь возводимой).
Получается, что автор черно-белого фото стоял на Бакунинском мосту! :) :mybb:

И еще, вот что нашел.

— На план-схеме г. Пензы, издания Пензенского коммунального отдела 1927 года, есть Красный мост (точно на месте современного Бакунинского):

[align=center]Изображение[/align]


— На карте существующего положения губернского города Пензы, отпечатанной в Санкт-Петербурге картографическим заведением А. Ильина в 1910 г.
есть Красный мост (ныне Бакунинский). Есть улица Карауловская напротив современного "Ростка". И ЧЕРЕЗ РЕКУ ОБОЗНАЧЕН МОСТ!

https://sites.google.com/site/penzakoto ... y-osnovnaa

А здесь информация : Ссылка
[spoiler="Карауловская улица"]КАРАУЛОВСКАЯ улица получила своё название по Карауловсвкому порядку, стихийно выросшему за р. Пензой в конце XVIII-го столетия вне административной границы города. Он, как и прочие порядки, был населён малоимущими сословиями, торговыми крестьянами и люмпеном, живущим за счёт Петро-Павловской ярмарки.
Порядок получил своё название по "караулке" - временной таможенной заставе, стоявшей на этом месте и упразднённой за ненадобностью ещё во времена Екатерины II. "Караулка" пресекала провоз товаров к Петро-павловскому торгу помимо Красного моста.
По генеральному плану 1841 г. заокраинная слободка вошла в новую городскую черту. Она стала застраиваться планомерно и постепенно обретать признаки цивилизованности. Тем не менее, грязь и анархический уклад жизни местных обитателей сохранялись ещё долгое время, давал повод считать Карауловку "местом нехорошим". Перелом произошёл в 1937 году, когда жители улицы выступили с инициативой о благоустройстве улицы. Не откладывая дела в "долгий ящик" и не унижая себя хождениями по инстанциям, они вышли на субботник и навели на своей улице образцовый порядок: убрали грязь, разобрали рухлядь, посадили деревья и выкрасили заборы. После благоустройства улица получила новое название и стала именоваться - улица ИНИЦИАТИВНАЯ.[/spoiler]


Выходит действительно, в районе устья Шелаховки на другую сторону р.Пенза для прохода на торги Петро-Павловской ярмарки был переброшен мост. Скорее всего он в народе и назывался Карауловским. :glasses:
(Так что, Николай Петрович, Ваша супруга права. :) )

---------------------
Петрович писал(а):10.08.2012 19:38
Эти исследования можно считать законченными.Сопоставление документов и дискуссия по этому вопросу заставляет сделать вывод: или авторы источника (1) "Виды старой Пензы"или И.П.Вакуленко (что мало вероятно) впали в ошибку. Делаем вывод,что (1) приводит фото сделанное с КРАСНОГО моста.

---------------------

Вернуться в Географические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3