Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 140
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 11 янв 2022, 18:43

Из выше написанного Николаем хочу отметить такие наиважнейшие моменты в производстве велосипедов - Ремонтно-механические цеха - именно на них и строились первые пензенские велосипеды. Иначе возникает глупый вопрос: а на каком же оборудовании завод делал велосипеды в 28-29гг если специальное немецкое оборудование поступило только в 1930 году, и продолжало поступать в 1931г. Мало того, это оборудование якобы должно быть обязательно с какого-нибудь велозавода (пусть будет BSA из Англии).
На счет партии - доводилось мне разговаривать с работниками Тамбовского порохового завода, и там была специальная должность, что-то вроде контролера, который заметив брак в хотя бы одной упаковке пороха, который зашит как-то не правильно, имел право забраковать всю партию! (партия - несколько тысяч штук упаковок, которая упаковывалась в отдельную упаковку).

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 12 янв 2022, 10:59

Дмитрий, замечу - ремонтно механических цехов много не бывает, тем более на таких небольших заводах, каким в то время был завод №50. Как строилось производство мирной продукции на заводе - это отдельная тема. Первые велосипеды тоже следует разделить - для пробега и первые серийные.
Окончательную приёмку продукции военного назначения ведёт представитель военной приёмки ( в наше время - военпред), которая вне штата завода.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 25 янв 2022, 14:55

В Пензу “пришёл” велосипед.


Затратив довольно много времени для знакомства с ситуацией в стране и на заводе в период 1924 - 1928 годов, мы увидели, что политика партии и правительства направленная на обеспечение страны товарами народного потребления нашли отклик в промышленности которая смогла обеспечить заводы технической, кадрами, создать социальные условия для освоения новых видов продукции.
На заводе №50 в Пензе - “срослось всё”, как говорят сегодня.
Но, как всё большое видится не в полном объёме - маловато документов того времени о ситуации на заводе. Посему получается лишь реконструкция событий. Нет никаких документов и о том, что инициатива по изготовлению велосипеда исходила от администрации завода, которая хотела бы заполучить новые виды продукции.
В одной из своих публикаций, я сказал, что сейчас невозможно в каком из кабинетов ГВПУ родилась идея освоения такого сложного изделия как велосипед на заводе №50 в Пензе. При этом другим заводам, из 8 входящих в структуру Патрубтреста, установили выпустить, - водо и парозапорную арматуру, электроарматуру, примусы, самовары, охотничьи и малокалиберные патроны, мясорубки...
Коли это реконструкция событий, тогда наберусь смелости предположить, что тут не обошлось без участия людей входящих в руководящий состав ГВПУ и ПТТа - Бойкова П.Г. и Дыммана (с ними мы Вас знакомили ранее), непосредственно работавших на заводе.

Есть ряд документов которые “проливают свет” на данное событие, находится в фондах ГАПО по заводу №50.

24 марта 1928 года на Пензенский завод от ПТТа поступил директивный документ с входящим № 332/179 “Протокол заседания Коллегии ГУВП ( Главное Управление Военной Промышленности) под председательством Дыммана “ №53 от 20.3.1928г.
Изображение

Цитируем этот протокол почти в полном объёме:

“......Состоялось утверждение организации велосипедного производства на заводе №50, и разрешение на расходование для этой цели средств.
Разрешается приступить ко всей подготовительной работе по выпуску первых партий велосипедов - 50 штук в 1927/ 28 году и 10.000 штук в 1928/29 году.
На техническом совещании Правления при члене Правления тов. Дыммане*) по вопросу выбора типа, модели велосипеда и его частей (протокол №73).
Вышеуказанными выбранными типами вам надлежит руководствоваться во всех своих проработках как по технической планировке производства, так и нормировании материала.......
......В ближайшее время мы получаем оригинальный велосипед BSA модели №3 ( выбранный нами для производства) от ОРГАМЕТАЛЛА ( институт для организации и производства оборудования и индустрии обработки металла) по каковому будет вами произведена поверка ИМЕЮЩИХСЯ ЧЕРТЕЖЕЙ, И КАКОВОЙ БУДЕТ ВЫСЛАН НА ВАШ ЗАВОД ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПО НИМ партии велосипедов - 50 штук.
В дальнейшем все изменения в частях и модели велосипеда производить с утверждения Правления Треста.
Построить производство с мощностью выпуска 120 тысяч велосипедов в год.
Получена номенклатура материала на изготовление велосипедов от Оргметалла, каковая после проработки будет передана на ваш завод для составления спецификаций и заявок на материалы, потребные для изготовления опытной партии велосипедов.

Установлено принять:

- тип BSA мод.№3 “let of BSA Tittinely” дорожный с уклоном верхней трубы 1/2”, как основной тип для производства;
- остановиться на типе BSA мод. №4 “let of BSA Tittinys” устанавливающие %% соотношение мужских и дамских велосипедов: 10% дамских, 90% мужских;
- остановиться только на одном мужском велосипеде мод. №3 с уклоном рамы 1/2”, колёса изготавливать одного размера 28” и шириной обода под шину 1/4”. Обода колёс никелировать под проволочную покрышку;



СПРАВКА: завод “ТРЕУГОЛЬНИК” приобрёл патент ДЕНЛОПА на производство шин с проволчными бортами.

- при производстве принять 80% втулок со свободным ходом и педальным тормозом в ней типа “Eadie”(ИДИ) и только 20% со свободным ходом, тип втулки оставить английский “ HЕУ” - глухие втулки;
- на программу 50 шт. и 10.000 оставить втулки “ИДИ”;
- установить размер большой шестерни для мужских велосипедов в 56 зубьев и дамского в 44 зуба. Малые шестерни устанавливать в 18;20;22 зуба;
- на 50 штук изготовить передачу 56 х 20 зубьев;
- остановиться на изготовлении сёдел: для мужских “Brooks B90 /1”, для дамских “Brooks B 85”;
- для первых партий установить резиновые педали с шириной: для мужских с шириной в 4”, для дамских в 3 и 1/2”;
- тип руля - не принят;
- на втулки “НЕУ” тормоз на переднее колесо - рычажный, на заднее колесо - тросовый на обод колеса;
- окраска - чёрный цвет с разрисовкой;
- все принадлежности закупать, за исключением спецключей.”

Из этого директивного документа видно, насколько строго были регламентированы все действия завода.
Срок изготовления установлен - август 1928 года - 50 веломашин.


Необходимо отметить, что на это совещание не были приглашены представители завода - присутствовали только представители от Патрубтреста.
Немногим позднее 8 апреля 1928 года в ПТТе было принято решение и утверждено в ГУВП о начале подготовки к выпуску велосипеда на заводе №50 в Пензе и разрешено открыть финансирование.

Изображение

В недрах ГВПУ было принято амбициозное решение об участии группы спортсменов-велосипедистов совершить испытательный пробег на первых велосипедах Патрубтреста собранных в Пензе, по маршруту Пенза - Москва. Пробег посвящался Первой Спартакиаде народов СССР. Старт из Пензы группе был назначен на 3 августа 1928 года.

В пробеге должны были принять участие 5 веломашин.
Сотрудниками производственно -технического отдела ПТТа, из укомплектованных 10 машин предстояло отобрать 5 единиц. В поступивших на завод, узлы и детали для сборки велосипеда попадались и бывшие в употреблении.

Точно не установлено, могу только предположить, что работы по изготовлению этих 10 веломашин, проводились в инструментальных мастерских и ремонтно- механической мастерской, как наиболее оснащённых универсальным оборудованием и укомплектованных квалифицированными рабочими кадрами.

Это событие не было обделено вниманием средств массовой информации Пензы:

“Трудовая правда” от 12 июня 1928 года.

В ПЕНЗЕ БУДЕТ ПРОИЗВОДСТВО ВЕЛОСИПЕДОВ
.

“ В апреле текущего года заводоуправление получило от центра задание на изготовление пробной партии велосипедов. Вскоре же было приступлено к работе, а в настоящее время молодое производство надо считать в достаточной мере окрепшим.

В августе этого года будет выпущена пробная партия велосипедов в количестве 50 штук. 10 штук из них пойдут на испытание в пробег по маршруту: Пенза - Москва и обратно.

После этого испытания будет приступлено к массовому выпуску вело-машин. По намеченной программе в 1931 - 32 года выпуск продукции разовьётся до 120.000 штук в год. Примерная цена велосипедов при массовом производстве достигнет 85 рублей.

Всё производство предполагается вести на материалах высшего качества, которыми, а так же и высококвалифицированной рабочей силой завод будет обеспечен полностью.” Автор статьи:Шмырёв.

***

“Трудовая правда” от 17 октября 1928 года.

ПРОИЗВОДСТВО ВЕЛОСИПЕДОВ (завод №50).


“Программа на 28-29 год предполагает выпуск 10.000 велосипедов. Это количество завод сделает на имеющихся станках, лишь незначительная часть машин ввозится извне.

Сейчас выпущены первые 50 велосипедов. С декабря месяца начнут работать станки массового производства, и уже в феврале будет выпущено 300 штук.

В связи с удачно закончившимся пробегом пробных велосипедов предполагается передать заводу заказ на производство 120.000 штук. В настоящее время этот проект разрабатывается технической частью завода и представителями Оргметалла. Проект будет утверждён в Москве.

Велосипеды будут продаваться в кредит, в первую очередь рабочим завода. Об этом администрация договаривается с трестом.” Автор статьи: Герасимов.



Отмечено это событие и в ПЕРВОМ номере заводской многотиражки “МЕТАЛЛИСТ” вышедшем 10 января 1929 года:

“Дадим советский велосипед”


“Чертёжное бюро занято вечерами и праздниками выполнением чертежей инструмента и приспособлений к велосипедному делу. Для ускорения подготовки к производству велосипедов привлекаются кроме основной мастерской школа ФЗУ и курсы слесарей.
Вопрос с привозным оборудованием уже разрешён. Организуется специальная велосборочная мастерская. По приблизительным подсчётам на производстве занято до 400 рабочих. Впервые организуется производство из русского материала”.

- Планы выданы, задания получены... думаю вскоре последуют вопросы. Откуда знаю? - уж слишком стремительно развиваются события на неподготовленном месте.
Всю подготовительную стадию мероприятий к выпуску велосипеда в Пензе на заводе №50 мы насколько можно показали.
Готовим первую опытную партию велосипедов и ... в путь!
Последний раз редактировалось Николай Васильевич 26 янв 2022, 18:32, всего редактировалось 1 раз.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 140
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 25 янв 2022, 21:43

Николай, позволю себе сделать замечание, хоть это уже нами ранее горячо обсуждалось: Первая установочная партия велосипедов в количестве 50 штук разве была с бестормозными втулками "HEY"? Я так не думаю. Полагаю - на этой партии велосипедов в количестве 50 штук, как и на последующих серийных, были втулки "EADIE". Бестормозные же втулки "HEY" использовались лишь в первом велопробеге Пенза - Москва на первых пяти из десяти изготовленных велосипедах. Сколько их там могло быть? Полагаю всего одна, максимум две, сейчас не помню на память, надо перечитывать отчет о велопробеге.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 26 янв 2022, 11:18

Дмитрий, если Вы говорите о допущенной мною неточности в тексте о применении втулок заднего колеса ( - при производстве принять 80% втулок со свободным ходом и педальным тормозом в ней типа “Eadie”(ИДИ) и только 20% со свободным ходом, тип втулки оставить английский “ HЕУ” - глухие втулки на программу 50 шт. и 10.000 оставить втулки “ИДИ”)., то я не вижу разницы в "моём" тексте, хотя это является копией с документа, и Вашим вариантом прочтения. Видимо вот в этом месте: (...тип втулки оставить английский "НЕУ" - глухие втулки. Стоило поставить точку,и продолжить: На программу 50 шт. и 10.000 оставить втулки "ИДИ" ) В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ - ИЗМЕНЕНО. Комплектование машин для велопробега - это другая история.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 140
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 28 янв 2022, 07:58

Николай, я тоже документ понимаю так как на нем написано. а именно: на программу 50шт и 10 000шт ставить втулку Eadie. Надо полагать, что бестормозные втулки "Hey" предполагалось ставить на дамские велосипеды (10% от мужских). Сделали первую пробную установочную партию мужских велосипедов, и не логично было бы ставить на них бестормозные втулки предназначавшиеся для дамских велосипедов. Кроме того нужно было велосипеды оснастить стремянными тормозами, хотя от стремянных тормозов в ходе исследования отказались. Но предположим, что на эти 50 велосипедов всё-же поставили эти глухие втулки, а значит отработали процесс производства этих втулок. И вот партия велосипедов готова, их осмотрели, сделали выводы в отчетах и тд... приняли решение на массовый выпуск в следующем году. И тут выясняется что на последующие 10 000 велосипедов нужно ставить тормозную втулку "Eadie", а значит нужно по новой, с нуля(!) отрабатывать технологию производства тормозных втулок.
Поэтому считаю, что отработали сначала мужскую модель велосипеда с тормозной втулкой. А вот производство дамских велосипедов по каким-то причинам затягивалось, и которые начали выпускать только лишь в 1936 году. Но тогда уже на дамские велосипеды начали ставить всё ту же втулку "Eadie". А вот бестормозную втулку "Hey" в производстве так и не освоили, хотя изначально в 1928 году утвердили на бумаге - оснащать дамские велосипеды бестормозными втулками. Ну по крайней мере я так вижу эту ситуацию.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 28 янв 2022, 12:28

Дмитрий, я не понимаю почему Вы обращаетесь в мой адрес. Я всего лишь исследую данную тему на основании найденных документов, при этом не являюсь экспертом и историком по теме велосипеда и моя точка зрения не является единственно верной и правильной - я лишь знакомлю с найденной информацией не делая выводов.
Вы, представляете свою точку зрения и своё видение ситуации, я её уважаю и она имеет право на жизнь - коли у Вас есть аргументы. А их нет - как у меня, так подозреваю и у Вас.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 30 янв 2022, 13:21

В своей реплике Дмитрий озвучил свой тезис о том, что причиной того что втулка заднего колеса типа “ХЕЙ” не была освоена по причине нецелесообразности и нелогичности.
Мне эта ситуация представляется несколько иначе: - да, версия Дмитрия имеет место быть, но - это не единственная и не основная причина.
Программа освоения пензенского велосипеда была принята в 1928 году, но время и развитие страны вносит свои коррективы в планы принятые ранее и которые на момент их принятия были грандиозными.
Так и в нашем случае - индустриализация страны объявленная в 1929 году, внесла изменения в планы ГВПУ и трестов входящих в его систему. Стране потребовались новые виды вооружения и элементы входящие в состав новых видов боеприпасов. Строились новые заводы массового выпуска тракторов и автомобилей, для комплектации и эксплуатации которых требовались запальные свечи зажигания, для производства которых, в свою очередь, нужно прогрессивное и высокопроизводительное оборудование и т.д. А тут какой-то велосипед, безусловно нужный народу тоже, но не в народном хозяйстве и экономике страны.
И вот здесь, по всей видимости, ГВПУ пришлось расставить приоритеты по освоению на заводе упомянутой продукции. Что - важнее? Что - более необходимо стране? А заводу-то что - он заложник ситуации: велосипед на стадии освоения, средства на организацию производства затрачены, оборудование за валюту заказано. Выполняй то, что принято ранее и наработано. Несовершенен велосипед - придёт время, приведём в порядок. Товар-то есть!
Такое моё видение причинно-следственных связей.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 202
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 11 фев 2022, 17:24

ЗВЁЗДНЫЙ ВЕЛОПРОБЕГ.


Из первых 10 собранных велосипедов 5 были отобраны для испытаний, по программе разработанной Патрубтрестом, реализовать которую было поручено группе опытных велогонщиков из спортивного общества г. Москвы. В пробег - испытание были отправлены веломашины с номерами рам №№: ...1;...2;...5;...7;...9 - новые, до пробега не работали. Полностью номера рам не показаны с целью сохранить интригу.

На этих велосипедах работали велосипедисты - испытатели (такой статус они получили): Колосов, Ульянов, Заяц, Бушнин, Богомолов - известный в то время велогонщик. Товарищ Командор команды т. Колосов. Перед стартом был произведён тщательный визуальный осмотр всех 5 машин, с фиксацией замеченных отклонений в специальный журнал.

3 августа 1928 года в 5 часов вечера был дан старт.
Из журнала пробега и “ Докладной записки о велопробеге Пенза - Москва” (орфография и стилистика сохранены):
Изображение
Из фонда ГАПО

3 АВГУСТА: 5 часов вечера дан старт - моросил дождь. Проехали до села Весёловки дождь усилился, пришлось остановиться ночевать. Ещё не заснули, как у одной из машин что-то треснуло, утром при осмотре оказалось лопнул шатун в месте клинка. Не имея с собою запасных шатунов пришлось звонить тов. Курочкину о высылке таковых, кот. были доставлены через 1-1,5 часа.

4 АВГУСТА: заменили шатун и имея с собою в запасе выехали из Весёловки в 11 часов дня, шёл дождь дорога невозможная на колёса налипает грязь, препятствуя вращению. с трудом местами едем - местами идём пешком, затрачивая при этом много времени на очистку колёс от грязи. Проехали около 65 км. остановились в селе Фёдоровка.

5 АВГУСТА: ввиду дождя и грязи на просёлочной дороге ехать стало не возможно. Решили изменить маршрут и ехать параллельно ж/д полотна, по дорожке для пешеходов. Из Фёдоровки через Каменку выезжаем на ст. Студенец. От грязи и по этой дороге мы не избавились, за исключением того, что с изменением почвы грязь не стала налипать на колёса. За этот день мы доехали до ст. Пачелма.
Изображение

6 АВГУСТА: выезжая из Пачелмы продолжая путь весь день под дождём - мы покрываем расстояние в 125 км. доехав до Моршанска.

7 АВГУСТА: выехали из Моршанска в 9 часов утра, дорога хоть и грязная, но погода благоприятствует - дождя нет. Покрыв расстояние в 100 км. остановились на ст. Кензино не доехав км. 20 до Ряжска.

8 АВГУСТА: выезжая из Кензино, до обеда едем под периодическим - после обеда под сильным дождём и покрываем расстояние в 95 км. останавливаемся на ст. Строжилово в 45 км. от Рязани.

9 АВГУСТА: выехав со ст. Строжилово проехали Рязань. Остановились за Рязанью в 25 км. покрыв расстояние в 70 км.

10 АВГУСТА: выбравшись от Рязани на шоссейную дорогу положение наше улучшилось. Дорога грязная, но гораздо устойчивей для езды, колёса скользят меньше.Под сильным дождём мы покрываем расстояние в 130 км. не доезжая до Москвы 40 км.

11 АВГУСТА: выехав с последней остановки при хорошей погоде и не доехав до Москвы остановились наскоро помыть машины. Около часу прибыли на скаковой стадион, где нам был дан финиш и где мы были тепло встречены как представителями от завода так и членами ВСФК.

Закончив наш трудный звёздный и испытательный пробег 7,5 дней мы ехали на сплошной грязи и воде, 6 дней ехали под дождём, при таком положении во все движение велосипеда неизбежно должно попасть грязь, вода и песок, что вредит и подвергает к преждевременной разработке подшипников, у наших же машин разработок подшипников мы совершенно не наблюдали. Грязь и песок также губительно должно было - бы отразиться и на всём состоянии машин, ввиду скольжения по грязи и уравновешивания машин от падения с машин, приходилось брать максимальный запас прочности, при этом падения всё таки были неизбежны и падали в разнообразном виде. Падали на ровной дороге - летели и под откосы. Падали с высоких насыпей срываясь с пешеходной дорожки, при этом как машина так и велосипедист летят до низа кувыркаясь. Много было падений и через руль, когда переднее колесо неожиданно влетало в прорытую яму. Падения доходили до смешного, когда один из участников падает отвесно в овраг двух саженей глубины (4 м.). Не мало падений было коллективных - тогда как передний соскользнув падает, за ним следующие летят через него, при этом получается целая куча в без порядке лежащих машин.Всех же падений было до сотни на каждого.

Падения грозившие изгибам рамы, поломкой рамы или передней вилки, принесли нам изгиб передних вилок у двух машин, изгибы боковые, которые удалось выправить в дороге.Падения грозящие погнутию или излому кареточным осям - шатунам или педальным осям принесли нам излом одной кареточной оси где по излому видно что 40% излома свежий, 60% было покрыто окислением, чему можно судить, что трещина в оси была раньше.

Грубых недостатков машин в дороге не выявлено,не касаясь термической обработки, которую можно выявить большим расстоянием пробега.

Мелкие недостатки:

1) Необходимо усилить край загиба щитков - края слабоваты и от тряски выпучиваются.

2) Производить сверловку дыр в ободе до никелирования, а не после, так как места дыр остаются не заникилерованными и окисляются, что способствует преждевременному прорыву обода ниппелями.

3) Необходимо переконструировать верхнюю гайку руля, сделав завёртывание её при помощи ключа.

К месту назначения машины прибыли в порядке, где они попали под критику большого количества участников звёздного пробега и где можно было слышать только удовлетворительные отзывы.

Участник пробега______п/п_______________(подпись не разборчива).

20.08.1928 года.







ПРИКАЗ по заводу № 50.

от 16 августа 1928 г. №331.


“ Первые изготовленные на нашем заводе велосипеды выдержали испытания в звёздном пробеге по маршруту Пенза - Москва и в исправном состоянии пришли к финишу на 1-ю Всесоюзную Спартакиаду в Москве.

От имени Правления Патрубтреста и завода объявляю благодарность всем рабочим, служащим и техническому персоналу завода,участвовавшим в изготовлении первого выпуска велосипедов, за выполнение опытного задания к назначенному сроку.

ВЫВЕСИТЬ НА ВИДНОМ МЕСТЕ.

Директор Дмитриев М.Г.





31 августа 1928 года была созвана Междуведомственная комиссия по итогам пробега - испытания. Представляем протокол заседания.

Изображение
Из фонда ГАПО



ПРОТОКОЛ


заседания 31 августа 1928г. Междуведомственной Комиссией, по приглашению - Московского Автомобильного Клуба(МАК), по осмотру участвовавших в Звёздном пробеге Спартакиады по маршруту Пенза - Москва пяти велосипедов построенных в гор. Пензе Патронно- Трубочным Трестом.

Присутствовали от МАК-2человека, ПТТа-1человек, Автотреста-2 человека, Наркомторга-1 человек, НАМИ-1 человек, Военно-Технического Управления РККА-1 человек, от участников пробега тов. Командор команды т. Колесов.

Председательствовал - Борисов (МАК).

Постановили: работу выполнить в следующем порядке:

1 - составить таблицу №1 вопросов требующих освещения. В означенную таблицу занести соответствующие сведения о всех 5 машинах.

2 - после составления таблицы и сравнения отдельных деталей велосипедов, по соответствующим пунктам,дать общее заключение о состоянии машин после пробега, как в целом, так и в осмотренных деталях.



ПО 1 ВОПРОСУ ПРОТОКОЛА: (таблицу № 1 предлагаем в несколько изменённом, авторами, виде по форме, но без изменения по сути данных.)

В пробеге приняли участие 5 мужских дорожных велосипеда с номерами рам: ...1; ...2;...5; ...7; ...9 - новые до пробега не работали. Вес машин составляет от 16,9 кг. до 17,75 кг. Все с рамой 24”.

Все машины эмалированы в чёрный цвет без обводки. Эмалировка местами побита и отстаёт.

Все машины имеют обычные никелированные части, включая металлическую часть седла. Никелировка тщательная прочная, с легка желтоватым оттенком.

В руле отклонений от нормальных линий не обнаружено ( на глаз) у машин с №№...1;...2;...5. У машины с №...7 руль слегка погнут у его узла. У машины №...9 отклонений руля не обнаружено.

В рамах всех 5 машин отклонений от нормальных не обнаружено (осмотр произведён на глаз).

Правильность ободов, колёс на наличие мятин и прочих повреждений и дефектов: №...1,...2 не обнаружено; №...5 оборвана спица на переднем и одна на заднем колесе; №...7 оборваны 2 спицы на заднем колесе; №...9 оборваны 3 спицы на заднем колесе.Все колёса имеют” бой” от 1,5 до 5 мм.; все имеют средний “люфт”; спицы растянулись; головки спиц слегка разогнулись.

Состояние неправильности щитков, наличие мятин и прочих повреждений и дефектов: у машины №...5 заднего щитка нет не был поставлен на заводе т. к. для кронштейна не оказалось места на задней оси из-за крепления багажника; у №№...1, ...2, ...7 щитки в порядке; №...9 у переднего щитка вырвано ушко для крепления к коронке, щиток укреплён проволокой. Все щитки имеют мятины полученные при падении машин при езде по грунту.

Состояние задней ( малой) цепной шестерни, правильность работы, износ зубьев и т.п. - состояние всех цепных шестерён удовлетворительное.

Состояние и степень износа тормоза на переднее колесо - на всех 5 машинах пружины отводящие тормоз назад из-за неправильной конструкции (закрепление пружин на руле) и на ушко хомутика (разогнулись и работа тормоза происходит не правильно). Остальные части тормоза работают.

Состояние седла - кожа седла вытянулась во время дождей, но имеет половину в среднем половину запаса на её провисание.Никелированные детали рамок седла и передних пружин покрылись ржавчиной; сорвана резьба с подседельного болта.

Люфт (качка) колеса - на всех машинах имеется средний люфт колёс передних и задних. Регулировка подшипников в пути не производилась. Люфт несколько различен, на одних колёсах больше, на других меньше.

Люфт каретки - №№...1,...2,...9 - нормальный; №№...5,...7- люфт выше нормального.

Люфт педалей - у педалей всех машин в наружных подшипниках отсутствует смазка. Свободное пространство подшипников забито грязью и песком. Во всех подшипниках имеется люфт, средний.

Состояние резины: покрышек, камер, педальных подушек, тормозных колодок - хорошее, следов износа не замечено. Покрышки 2го сорта. За весь пробег был один прокол на заднем колесе.

Состояние цепи(износ вытяжение) - цепь “Элит”. Общий износ цепей на всех машинах выше среднего. По длине цепи средняя выработка выражается в размере 14 мм на длину цепи 1526 -1527 мм.

Состояние трущихся поверхностей чашек и шариков руля на всех машинах хорошее. Болт затяжного замка проходит близко от стержня передней вилки цепляет за неё оставляя след на стержне. Так же цепляет за стержень (не разборчиво) крепящей защёлку от маслёнки руля.

Втулка переднего колеса: состояние конусов, шариков, корпуса, величина прогиба осей, состояние передка оси. Состояние резьбы и шариков во всех машинах хорошее. Прогиба в осях не обнаружено. Износ конусов колес средний.

Каретка: состояние чашек, осей, клинков,шатунов, прогиб и скручивание, состояние резьбы кареточного узла и чашек, плотность посадки шатунов на оси: все машины имеют средний износ чашек и шатунов. Состояние резьбы и плотность посадки шатунов хорошее.

Втулка заднего колеса- состояние конусов, осей,барабанов, червяков и прочих деталей втулки.

Машина с №...1 - втулка английская с трещоткой марки “Хейли”. Конус втулки имеет средний износ.

Машина с №...2 - втулка “Торпедо” Германская.

Машины с №№...5,...7,...9 с Английской втулкой марки “ИДИ”. Ввиду того, что втулки поставлены бывшие в употреблении, перед пробегом разобраны не были ,то определить степень износа их деталей Комиссия затрудняется.

Подписи всех членов Комиссии.

31 августа 1928г.





ПО ПУНКТУ 2 ПРОТОКОЛА:

Общее заключение Комиссии.

Подводя итог осмотра велосипедов как в целом, так и в разобранном виде, Комиссия считает возможным дать нижеследующее общее заключение.

Принятая Патруб-Трестом конструкция велосипеда, как дорожной модели, рассчитанной на современные условия эксплоатации в СССР, как показали результаты пробега, в общем и целом соответствуют своему назначению. Выполнение моделей, как со стороны тщательности и точности пригонки частей, так и со стороны внешней их отделки (шлифовки, полировки,эмалировки и никелировки) удовлетворительно. Качество поставленного материала в общем соответствует предъявленным к нему требованиям. Найденные перекосы, изгибы и поломки являются случайными явившимися результатом тяжёлых случаев многократных падений водителей, при езде в дождливую погоду по чернозёму,причём эти падения, как показывает приводимая выше таблица, не вызвали ни одного случая серьёзной поломки или повреждения машины.В трущихся частях велосипедов желательно улучшение качества материала конусов передней оси, педалей, чашек каретки уменьшающих их износ. Конструкция тормоза на переднее колесо неудачна и требует её коренного изменения. Вес машины нормальный. Желательно улучшение качества эмали, а также улучшение формы кривизны щитков и способа их крепления делающих лучшую защиту от грязи и более устойчивую и точную установку в раме оси заднего колеса.Наименьшее расстояние шатунов от вилки рамы должно быть не менее 10 мм.

Хотя велосипеды прошли дистанцию в 850 км. в тяжёлых условиях, тем не менее Комиссия считает необходимым для полных данных для суждения о качестве велосипедов, дополнительное испытание их в эксплоатации на дистанцию не менее 5000 километров, с периодическим осмотром и разборкой каждые 1000 километров.

Найденные выше дефекты по мнению Комиссии, требуют немедленного их устранения.

Председатель _______________ Борисов.

Члены Комиссии_____П/П___________ подписи. “____” 08.1928г.

* с мнением Комиссии в целом согласен кроме оценки эмалировки, такая по моему мнению неудовлетворительная. Член Комисси представитель ВТУ УС РККА.

Так закончился следующий этап принятия к производству велосипеда в “Патрубтресте”.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1000
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedT » 11 фев 2022, 18:59

Тяжела была работа у испытателей! И не было возможности, как в наше время, при ухудшении погодных условий ехать по асфальту. Но люди и сделанные их руками вещи были крепче.
Фото имеет отношение к пробегу, или просто для иллюстрации? Там 6 велосипедистов.

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2