Областной архив Пензенской области. Информация.

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 18 сен 2018, 20:38

Сообщение от 14 09 2018 г
СТО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ АРХИВЕ

Несмотря на бурные события первой половины 20 века документы, связанные с деятельностью сословных учреждений бывшей Пензенской губернии были сохранены пензенскими архивистами и в настоящее время каждый может прикоснуться к истории пензенских дворянских родов.

Важнейшие документы, связанные с пензенским дворянством, безусловно, дела о внесении в родословные книги Пензенской губернии. Помимо самих родословных, написанных от руки, эти документы включают в себя нередко оформленные художниками родословные древа, копии старинных жалованных грамот.

Возникновение и порядок ведения официальных дворянских родословных книг были установлены Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Порядок внесения в них фамилий дворян также регламентировался Жалованной грамотой. На первом этапе уездные предводители дворянства составляли алфавитные списки родов, живущих на территории уездов. Уездные предводители были обязаны доставлять эти списки губернскому предводителю дворянства, а копии оставлять у себя. В алфавитные списки вносились все дворяне, проживавшие на территории уездов. Именно эти алфавитные списки явились впоследствии основой для составления родословных книг.

Ответственными за ведение дворянских родословных книг являлись Дворянские депутатские собрания под руководством предводителя. Копия родословной книги, подписанная предводителем и дворянскими депутатами, отсылалась в Герольдию. Сама родословная книга хранилась в архиве Дворянского собрания, а копий она имела уже две, препровождавшиеся в губернское правление, которое один экземпляр оставляло у себя, а второй отсылало в Герольдию «для сбережения».


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 21 сен 2018, 19:07

ЛИЧНЫЙ ФОНД И. С. ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Сообщение от 20.09.2018
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение

Изображение


Изображение


документы из личного фонда Горюшкина-Сорокопудова

Иван Силыч родился 4 ноября 1873 года в с. Нащи Елатьменского узда Тамбовской губернии. Отец его Сила Васильевич Горюшкин был бедный малоземельный крестьянин; солдат. Работал бурлаком на р. Оке, потом на Волге где и утонул.

Ваня в три с половиной года лишился родителей и его взяли на воспитание дальние родственники мещане Сорокопудову в г. Саратове. Вскоре мальчика устроили к купцу Кузьмину, а затем в приют, где он пробыл четыре года. Работал «при буфете» плавал на пароходах от Саратова верх и вниз по Волге.

Здесь подросток встретился с доктором медицины П. Я. Пясецким, который заинтересовался пареньком и его рисунками. Эта встреча изменила судьбу Горюшкина. В 1890 г. Горюшкину удалось поступить в школу Г. А. Власова в Астрахани, где он прошел первые азы художественной грамоты.

Девятнадцатилетний юноша едет в Петербург, где старый волжский знакомый Пясецкий помог ему устроиться в чужом городе.

Проходит около трех лет и в канцелярию Императорской академии художеств 9 сентября 1895 г поступает прошение от саратовского мещанина Горюшкина-Сорокопудова, который просит принять его в число вольнослушателей Высшего художественного училища по «отделу живописи», работавшего с 1894 г. под контролем Академии. После окончания учебы Ивану Силычу предлагали место в Петербурге, но его влекло в среднюю полосу России.

В 1908 г. Академия художеств предлагает ему место в рисовальной школе (ныне художественное училище имени К. А. Савицкого) .И с 1908 года Горюшкин-Сорокопудов связал свою жизнь с Пензенским краем. В 1915 году он покупает у купца Карпова небольшую усадьбу по реке Ардым около деревни Ивановки. Тут он и поселился на всю жизнь.

И. С Горюшкин-Сорокопудов все свое время делил между творчеством художника и трудом по воспитанию молодого поколения. Кроме пейзажей, портретов и полотен на темы русской старины создал картины на темы первой русской революции, гражданской войны, созидательного труда народа. Его картины хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном центральном музее современной истории России, Третьяковской галерее, в музеях областных центров -Пензе, Ростове, Киеве, Астрахани, Харькове, Екатеринбурге и др., а также за границей — в Риге, Ницце, Нью-Йорке.

Кроме творческой и педагогической деятельности Иван Силыч принимал активное участие и в общественной жизни.

Он являлся организатором Пензенского отделения ассоциации художников революции (АХР), председателем Пензенского областного филиала Союза Советских художников, депутатом Пензенского горсовета. В 1943 г. в связи с 70-летием со дня рождения и 30-летием педагогической деятельности Горюшкину-Сорокопудову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и вручен орден трудового красного знамени.

Умер И.С. Горюшкин-Сорокопудов 29 декабря 1954 г. Похоронен он в Пензе на Митрофаньевском кладбище, рядом с могилой первого директора художественного училища К. А. Савицкого.

Фонд И. С. Горюшкина-Сорокопудова в Государственном архиве Пензенской области представлен документами личного происхождения : личной перепиской с художниками, деятелями науки, семейным фотоальбомом, грамотами и благодарственными адресами, программами художественных выставок. Из интересных следует отметить фотографию прославленного советского маршала Г.К. Жукова с автографом а также художественно-литературный журнал «Гамаюн» 1906 г.



Ps.Моё добавление
Изображение

Изображение
Найдите разницу?



Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 15 окт 2018, 18:30

15 ОКТЯБРЯ 1958 ГОДА ПЕНЗЕНСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВПЕРВЫЕ ВЫШЛО В ЭФИР

Сообщение от 15.10.2018
Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение


В этот день в эфир выходит первая получасовая оригинальная программа местной студии телевидения. Ее ведущей была Татьяна Мартынова (Преснякова).

История пензенского телевидения начинается с 1956 г., когда министерство связи РСФСР издает приказ о проектировании и строительстве в Пензе телецентра.

25 июля 1958 г. Облисполком принимает решение о создании Пензенской студии телевидения.

Первоначально транслировались программы, созданные на местной телестудии. Почти все они шли в прямом эфире. Постепенно продолжительность эфира увеличивалась, к концу 60х годов эфир начинался с 3х часов дня и до 11 вечера. В основном преобладали программы общественно-политической тематики, но выпускались и передачи развлекательной тематики, в основном для детей. Уникальной особенностью Пензенской телестудии тех лет был театр телевизионных спектаклей. Спектакли на пензенской телестудии ставят с 1960 г. Официально телевизионный театр создан в октябре 1961 г. Последующее десятилетие им руководят А. Ярмак, Юрий Гранатов, Светлана Белая. Всего на телестудии осуществили около 70 постановок.

7 ноября 1962 была проведена первая прямая трансляция с площади им. В. И. Ленина. В 1966 началась трансляция первой программы ЦТ.

В государственном архиве Пензенской области документы по истории местного телевидения (и радио) в основном относятся к фонду Пензенский областной комитет по телевидению и радиовещанию. Помимо управленческой документации (приказы по основной деятельности, финансовые отчеты,планы работы) в нем хранятся и уникальные документы связанные с работой пензенской телестудии : программы передач 60-х годов, выписки из протоколов заседаний художественных советов , тематические планы работы. Также в архиве хранится много фотографий по пензенской телестудии : фотографии с записей телепередач, выезды журналистов в районы и многие другие.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 22 окт 2018, 18:01

СТО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ АРХИВЕ


Сообщение от 19.10.2018
Изображение
Самая толстая книга в фондах Государственного архива Пензенской области содержит 1838 страниц. Это ревизская сказка четвертой ревизии (документ по переписи податного населения в XVIII-XIX вв.) по Мокшанскому уезду от 1782 года. Высота книги составляет 32 см, размер страниц 19 на 32 см. Вес книги достигает 5 кг. Хранится она в фонде губернской казенной палаты (номер фонда ф-60).

Всего в Российской империи проводилось 10 ревизий податного населения с 1718 по 1858гг.

Первую ревизию проводили гвардейцы Петра Первого, выявившие утайку помещиками огромного количества крестьян, которые вскоре были выведены императором из крепостного состояния и переведены в новое сословие - государственных, казенных, лично свободных крестьян. Впоследствии, ревизии по переписи населения проводили Военная и Ревизион-коллегии, но дело шло очень медленно. Последние ревизии осуществляли должностные лица губерний и уездов, помещики, старосты, казенные палаты. Чиновники, старавшиеся угодить начальству и получить его расположение, дотошно проверяли метрические книги и сопоставляли данные из них с ревизскими сказками, разыскивая при этом все утаенное.

В свою очередь, были чиновники, которые вымогали взятки за то, чтобы в учетные списки помещиков не вносились "мертвые души", увеличивающие налог. Справедливо будет заметить, что и сами помещики зачастую провоцировали государственных служащих на получение мзды за сокрытие какого-либо количества крестьян в ревизских сказках. Единицей переписи была так называемая «ревизская душа», сохранявшая свою актуальность как налогоплательщик вплоть до следующей ревизии, несмотря на возможное изменение социального статуса, забор в рекруты или смерть (эта особенность ревизского учёта легла в основу сюжета повести Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

В нашем архиве хранятся результаты ревизий, начиная с третьей. Самые давние по времени — первая и вторая хранятся уже в РГАДА (Российский государственный архив древних авторов), потому что им требуются особые условия хранения.

Изображение
Изображение[/center]

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 27 окт 2018, 17:31

СТО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ АРХИВЕ


Сообщение от 26.10.2018
Изображение
Это объявление еврейской политической партии «Идише Фолкспартей» напечатанное на идише кириллическим шрифтом перед выборами в Пензенскую еврейскую общину в декабре 1917 года в газете "Наш путь"

Выбор кириллического шрифта был связан с тем, что в 1915г., во время Первой мировой войны, распоряжением военных властей ( в рамках распространявшейся сверху антинемецкой и антиеврейской шпиономании)были закрыты все издания на иврите и идише (независимо от их содержания), а в 1916г. запрет был распространен и на печатные издания. Запрещен был сам еврейский печатный шрифт. И когда в 1917г. был снят запрет с еврейского печатного слова, то уже было трудно вновь наладить еврейское типографское дело. Приходилось использовать то, что было в наличии.

В тексте написано следующее:

Граждане евреи!

24-го и 25-го декабря состоятся выборы в пензенскую общину. Все на выборы! Идите сознательно, помните, что вы должны сделать.

Не голосуйте за список № 1. Это союз ассимиляторов с клерикалами, союз богатых карманов с мраком [имеется в виду мракобесие].

Не голосуйте за сионистов, для которых еврейский народ – игрушка для их фантазий, они презирают ваш язык и тем причиняют вам обиду. Если вы хотите, чтобы община была демократической и вправду отстаивала интересы широких народных масс, голосуйте за список № 4.

Если вы хотите, чтобы были созданы независимые еврейские народные школы, еврейские библиотеки, госпитали, дома престарелых, голосуйте за список № 4.

Если вы хотите, чтобы развитие и поддержку получили еврейские ремесленники, чтобы был кредит для еврейских лавочников, чтобы было улучшено экономическое положение еврейских масс, голосуйте за список № 4.

Если вы хотите, чтобы позаботились о беженцах так, чтобы они смогли вернуться и устроиться на своих старых местах, голосуйте за список № 4.

За список еврейской народной партии («Фолкспартей») № 4.

Вообще, в годы гражданской войны в документах и газетах г. Пензы упоминается пять еврейских политических организаций: «общие сионисты», «Бунд», «Идише Фолкспартей», «Поалей-Цион», «Ахдос Исроэль». Дело в том, что в Первую мировую войну в Пензу хлынул поток еврейских беженцев, и количество еврейского населения города временно выросло почти в 10 раз - с 1000 до 10000 тысяч человек.

Материал взят из сборника статей Д. Кузнецова "Еврейские политические партии в Пензе в годы гражданской войны 1917-1922"


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 09 ноя 2018, 10:38

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

6 ноября 1928 года на Советской площади был открыт в Пензе памятник борцам революции

Памятник, реставрированный в 1972 году, изображает рабочего, солдата и крестьянина, сплоченных под революционным красным знаменем. Автором памятника является скульптор М. С. Бабинский.
Установлен вместо деревянного обелиска на братской могиле павших в боях 28-29 мая 1918 года с чехословацкими легионерами.
У подножия могильного холма мемориальная доска с именами захороненных: русских, немцев, венгров, чехов, словаков (всего около 200 человек). На цоколе надпись: «Слава борцам, отдавшим жизнь за дело пролетарской революции».
По мере погребения других активных участников рев. событий образовался мемориальный комплекс из братской могилы и 24 отдельных захоронений активных участников борьбы за установление и упрочение Советской власти, захороненных в 1921-1936 года. (народника А. Л. Теплова, рабочего А. М. Фролова и других). В постаменте памятника замурована урна с прахом А. А. Маршана.
В государственном архиве Пензенской области сохранилась уникальная фотография траурного митинга на братской могиле, проходившего в 1918 г., в числе участников которого был председатель Губсовета В.В. Кураев.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 13 дек 2018, 14:27

СТО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ АРХИВЕ

Изображение

Представленный выше план фасада, разработанный инженером путей сообщения В. А. Арцишем, был представлен в строительное отделение Пензенского губернского правления в марте 1902 года.

После подавления польского национально-освободительного восстания 1863-1864 годов в Пензу было сослано достаточное большое количество поляков.

В 1897 году пензенское римско-католическое общество,стало ходатайствовать о разрешении им приобрести усадьбу на улице Лекарской, принадлежащую цеховой Устинье Сабуровой, для устройства на ней молитвенного дома. 22 января 1898 года Высочайшим повелением такое разрешение им было дано. Но в 1901 году устроенный в одном из зданий усадьбы молитвенный дом сгорел и вместо него на прежнем месте было решено построить костел.

На основании того, что был выполнен проект не молитвенного дома, а костела, строительное отделение послало его на рассмотрение в Министерство внутренних дел, которое, «не встречая препятствий к разрешению», утвердило его 13 марта 1903 года без всяких замечаний.

Однако строительная комиссия, католическим обществом, нашла, что внутреннее решение костела очень неудобное и для молящихся, и для проведения самого богослужения. Проект не был принят, а вместо него губернским архитектором А. С. Федотовым был составлен новый проект, внешне схожий с первым, но рассчитанный на большую вместимость, который и был утвержден строительным отделением Пензенского губернского правления 17 сентября 1903 года.

По окончании строительства в сентябре 1906 костел был освящен во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. К моменту его открытия католическая община насчитывала 1024 чел. В сентябре 1931 костел был закрыт; в нем размещался клуб строителей, а затем зернохранилище. После перестройки костела, в ходе которой были разрушены башни, здесь разместился областной Дом работников просвещения.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 20 июн 2019, 20:20

Сообщение от 20 06 2019 г.
Крепостной театр Гладковых


26 октября 1806 года пензенский дворянин, надворный советник Г. В. Гладков отправил на имя губернатора Ф. Л. Вигеля прошение, в котором говорил «о позволении завести в городе Пензе театр»
Не сохраненное временем здание крепостного театра располагалось на месте, где позднее находился магазин «Дон» . (угол улиц Замойского, бывшей Пушкарской, и Кирова, до революции именовавшихся Нижне-Посадской, 1-й Спасской, Троицкой). Этот участок (от улицы Замойского до улицы К. Маркса) в прошлом ,называли Театральной улицей.
Первым владельцем и основателем Пензенского крепостного театра был Г. В. Гладков, «в ведомстве» которого тот находился с 1806 по 1820–1821 год.После смерти Г. В. Гладкова в 1821 году крепостной театр вместе с поместьями перешел к его сыну.
Театр открывался с целью получения прибыли, таким путем помещик пытался поправить свое пошатнувшееся материальное положение. Получилось надо сказать не очень. Современники в один голос говорят об ужасающем внешнем виде актеров. В репертуаре в основном были комедии как отечественных, так и зарубежных авторов, которые пользовались наибольшим успехом у непритязательной провинциальной публики. Например в реестре спектаклей на 7 страницах (!!) список комедий занимает 5 страниц.
Здание театра оставляло желать лучшего. Поэт П.А. Вяземский, посетивший его 8 января 1828 года, писал: «Театр, как тростник от ветра колыхаясь, - ветхий и холодный, род землянки. В ложи сходишь по лестнице крючковатой. Освещение сальными свечами, кажется, поголовное по числу зрителей».
Актеры были крепостные. Хозяин сгонял на спектакль всю свою дворню, вплоть до сторожей.Владельцы театра, и отец, и сын, проявляли к своим крепостным, в том числе и актерам, жестокий произвол, безудержную жестокость. Нередки были жалобы на них об издевательствах и истязаниях. Барщинные крестьяне и дворовые слуги зачастую совершали побеги, уходя даже за Урал от помещичьего самодурства. Были даже попытки убить хозяина.
Один из актеров Гладкова, дворовый человек Петр Карманов, доведенный до отчаяния жестоким обращением хозяина, бежал в г. Кузнецк и возбудил там против него дело, получившее широкую огласку благодаря поддержке уездного предводителя дворянства Николая Александровича Радищева, сына писателя. По приговору Сената В. Г. Гладкову было предписано церковное покаяние и принято решение о взятии его имения под опеку.
В разное время театр посещали пензенский губернатор М. М. Сперанский, поэт П. А. Вяземский, молодой В.Г. Белинский.
В своих мемуарах П.Н. Вяземский писал «Не стесняясь присутствия зрителей, вмешивался он (Гладков) в диалог на сцене с грозными криками и угрозами, называя не потрафившего лицедея дураком или скотиной, а то, бурно сорвавшись со своего места, летел стремглав на сцену, чтобы чинить немедленную расправу с провинившимся актером или актрисой посредством пощечин и зуботычин»

Закрыт театр был в 1829 году.Здание театра быстро пришло в негодность и пугала своим видом гостей города. Тем не менее, театр Гладковых был первым постоянно действующим театром в нашем городе, работавшем на коммерческой основе, с постоянной труппой. Когда в 1840-е годы бывший декабрист И.Н. Горсткин выкупил усадьбу и разместил на ней свой театр, пензенский обыватель был уже привычен к театру и зал был полон

Изображение


Изображение Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 16 июл 2019, 23:09

Сообщение от 28 06 2019 г.
Изображение
Почему Спасск стал Беднодемьяновском.

С Пензенской областью связано достаточно много известных поэтов, писателей, драматургов. Но только именем одного был переименован целый город Спасск. Что интересно, сам Демьян Бедный к нашей области не имел ни какого отношения.
Родился на Украине, жил и работал в основном в Ленинграде (нынешнем Петербурге). Даже в своих поездках через Пензу не проезжал.
Пик славы Демьяна Бедного (настоящее его имя Ефим Алексеевич Придворов) пришелся на середину 20-х годов. Еще в период Гражданской войны Д. Бедный в статусе «почётного красноармейца» разъезжал по разным фронтам в штабных вагонах. К восторгу партийного руководства молниеносно сочинял нужные поэтические тексты для агитации и выступлений перед солдатами. О политических стихах Д. Бедного очень хорошо отзывались тогдашние руководители страны. По ходатайству Льва Троцкого Бедный был награждён орденом Красного Знамени. В творчестве преобладали политические агитки на злобу дня. Характерной особенностью его творчества было глумление над историей, религией и культурой дореволюционной России. При этом он нередко переходил все разумные пределы. В то время так писали многие, но Д. Бедный был тут вне конкуренции. Например его опус «Новый Завет евангелиста Демьяна Бедного» шокировал своим содержанием даже атеистов. Себя же Д. Бедный считал великим поэтом. В его личном архиве сохранилась запись: «В русской поэзии только два поэта: Маяковский и я».
19-20 апреля 1925 года на уездной партийной конференции было принято решение переименовать город Спасск в честь Демьяна Бедного. Уездный съезд советов присоединился к этому решению. 7 сентября 1925 года декретом ВЦИК и постановлением ЦИК СССР город Спасск был переименован в Беднодемьяновск и в быту стал именоваться уничижительно «Бедный».
Переименование проходило с согласия поэта. Председателем исполкома в уезде был в то время Вершинин, ответственным партийным секретарем - И. Саврасов.
Уездная газета «Плуг и молот» 12 сентября опубликовала сообщение о переименовании города, в котором говорилось: «Среди рабоче-крестьянской читательской массы Демьян Бедный имеет прямо-таки легендарную популярность. Книги его стихов можно встретить даже там,где не ожидаешь встретить вообще какой-либо книги».
Через несколько дней Демьяну Бедному было послано приглашение руководителей уезда на расширенный пленум уездного совета, «имеющий быть в селе Салазгорь 23 сентября 1925
года». Вскоре пришел телеграфный ответ: «Глубокоуважаемые товарищи! Из газет я узнал о постановлении ВЦИК переименовать по Вашей просьбе город Спасск в Беднодемьяновск. Разумеется, это доставило мне немалое удовольствие (вот это самолюбие!). Равным образом я был обрадован и Вашим телеграфным приглашением - приехать к Вам на заседание расширенного пленума уиспопкома. К сожалению, я в настоящее время не располагаю собой, находясь целиком в обработке врачей».
Переписка с Д. Бедным продолжалась и позднее. Уездные власти готовились к встрече известного поэта в 1927 году. Как вспоминает художник В.Г. Рябов, был даже и изготовлен гипсовый бюст Д. Бедного, у которого при транспортировке отвалился нос, и Рябова просили отреставрировать эту деталь.
Внезапное прерывание отношений поэта с уездными деятелями было вызвано политической обстановкой в стране – был исключен и выслан в в Алма-Ату Л. Троцкий. Д. Бедный решил временно переждать окончания партийной борьбы. А приезд его в город сопровождался бы газетной шумихой и был ни к чему. А вскоре уже и Д. Бедный как ни старался идти в ногу со временем, не сумел почуять изменений в стране. В начале 30-х в литературу возвращается тема патриотизма. Русских классиков уже никто не отправляет на свалку истории. Д. Бедный этот момент проспал.
Постановление секретариата ЦК ВКП(б) в 1930 году осудило творчество поэта. Он написал покаянное письмо вождю , но безуспешно. Д. Бедный был выселен из Кремля, а в 1938 году исключён из партии «за резко выраженное моральное разложение».
Вот тогда-то беднодемьяновское районное руководство забеспокоилось и стало ходатайствовать о переименовании города в Дубровск. Но город не переименовали. А вскоре началась Великая Отечественная война и стиль поэзии Д. Бедного вновь стал востребованным.
В 1978 году Пензенскую область посетил сын Демьяна Бедного Свет Ефимович Придворов, сценарист, корреспондент журнала «Крокодил».На приёме у Г.В. Мясникова Придворов выразил желание написать в журнал «Крокодил» какой-то материал. «Я укорил его, - пишет Георг Васильевич, - жители переименовали город в честь его отца, хотя он здесь не бывал, а сын приехал плеваться». В итоге только в 2005 году Спасску было возвращено его историческое название.

Изображение
Во время гражданской войны стихотворения Д. Бедного часто печатались в пензенских газетах. Стихотворение "Казанское чудо" в газете "Ополчение бедноты" от 21 сентября 1918 годы.



Ps.
Постановление секретариата ЦК ВКП(б) в 1930 году осудило творчество поэта. Он написал покаянное письмо вождю , но безуспешно. Д. Бедный был выселен из Кремля, а в 1938 году исключён из партии «за резко выраженное моральное разложение».

Подробнее см. https://yadi.sk/d/IZXeSP2mrnLbZA

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 30 авг 2019, 19:45

Сообщение от 30 08 2019 г.

100 интересных фактов об архиве


Продолжаем рассказывать о газетах из фонда журналиста В.К. Нуждова.

Сегодня на очереди иллюстрированное приложение к газете «Русский вестник». Эта газета издавалась в Берлине в 1914-1918 гг. для русских военнопленных.
Представленный выше номер рассказывает о Февральской революции в России. И почти половину номера занимает посредственный бульварный рассказ «Месть», о том как супруги в разводе мстили друг другу. Странноватое чтение для пленных военных!
А фотографии и рисунки первой успешной русской революции не несут в себе никаких идеологических оттенков.
Причина появления художественного рассказа в новостной газете достаточно проста – новости немцы писали очень неумело, так что фактически никто не читал. Получали её из-за мягкой бумаги на особые нужды. Она распространялась в лагерях бесплатно через комендатуру.
В «Русском вестнике» довольно осторожно критиковалось русское правительство (без каких либо националистических выпадов) и пленные призывались к критическому отношению к различным распоряжениям правительства. С другой стороны, пленным хотели внушить мысль, что Германия никогда не хотела войны, а это всё происки Антанты и подкупности отдельных лиц правительства России (!). Еще одна интересная особенность — газета была переполнена многочисленными рекламными объявлениями немецких фирм, которые изготавливали даже копии русской формы. Ряд историков считает, что в этом проявлялся коммерческий характер Первой мировой – все было подчинено задачам повышения выгоды, даже в отношении военнопленных. Вернувшиеся с войны солдаты рассматривались как потенциальные клиенты немецких фирм.
Единственный идеологический момент заключался в отделе открытых писем, в которых восхвалялись немецкие лагеря или отдельные лица из лагерного начальства. Если пленный желал заслужить расположение комендатуры, то ему следовало только написать письмо в эту газету. Причём об этом совершенно открыто говорилось в лагерях.
Весьма интересный факт — в годы Первой мировой войны нормой было достаточно гуманное отношение к пленным солдатам титульных наций (а к не титульным еще лучше, (если они пожелали перейти на сторону противника), но это уже особый разговор). К немецким пленным в России, кстати, тоже отношение было хорошим. Так, отправленные на работу в Пензенскую губернию пленные немцы и австрийцы могли достаточно спокойно прогуливаться на свободе вечером после окончания полевых работ. Случались даже драки с местным населением, так как пленных особо никто и не охранял.
Об «ужасах» немецкого плена красноречиво говорит биография будущего красного маршала Михаила Тухачевского, выпускника 1-й Пензенской гимназии. Совершив очередной побег из немецкого плена в новом лагере, он отказался подписать бумагу коменданту в том, что он не будет сбегать из лагеря во время прогулок вне огороженной территории (и это немцы предлагали для человека, который в открытую говорил, что обязательно сбежит своим немецким охранникам).

При подготовке использовалась статья Горина С.Р. «ПРОБЛЕМА ПРОПАГАНДЫ В НЕМЕЦКИХ ЛАГЕРЯХ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

Изображение
Изображение

След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4