Музей-усадьба В.Г.Белинского в Чембаре

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedT, expedA

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1605
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Музей-усадьба В.Г.Белинского в Чембаре

Сообщение expedA » 19 мар 2017, 22:22

Представляю фотоальбом музея, прослеживающий вехи истории музейной деятельности.
Материал любезно представлен работниками музея.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Изображение
Изображение
Изображение


Изображение
Изображение

Изображение
Изображение
Изображение


Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1605
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-усадьба В.Г.Белинского в Чембаре

Сообщение expedA » 14 май 2017, 22:08

Изображение

Областной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова оцифрованы и размещены в Пензенской электронной библиотеке новые краеведческие издания.
Особого внимания заслуживает книга Ф. Забнева «Музей В. Г. Белинского». Это путеводитель по государственному музею-усадьбе, единственному в нашей стране музею, посвященному великому критику, нашему земляку Виссариону Григорьевичу Белинскому.


Читать http://dl.liblermont.ru/DL/May_17/Muzey_Belinskogo.pdf/download

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1605
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-усадьба В.Г.Белинского в Чембаре

Сообщение expedA » 21 июл 2019, 11:18

Сообщение от 19 07 2019 г.
Изображение


А.И. Храмов – основатель и первый директор музея В.Г. Белинского, был, несомненно, талантлив во многих сферах жизни. Школу закончил с похвальной грамотой, а в аттестате по всем предметам стояло только «отлично». По ходатайству директора школы поступил в Пензенскую учительскую семинарию, а по вечерам учился в художественном училище, находил время для практики в училище садоводства. В летние каникулы А.И. Храмов занимался подготовкой абитуриентов для поступления в средние учебные заведения. После окончания учительской семинарии поступает в Московскую художественную академию, которую, однако, закончить не пришлось. На втором курсе Храмов бросил учебу и приехал в Чембар, где в то время открыли советскую партийную школу. В нее он и поступил на работу. После расформирования совпартшколы работал учителем рисования, директором кинотеатра «Олимп» в Пензе, заведовал потребкооперацией и был директором Народного дома им. В.Г. Белинского в Чембаре. С 1924 по 1930 гг. А.И. Храмов, руководитель театрального кружка. В этот период в коллектив влились А.И. Круковский, А.П. Кугушева, А.И. Лианюк. Членами драмкружка были учащиеся совпартшколы, рабочие, интеллигенция. Здесь вокруг него объединился дружный и талантливый драмколлектив. Каждый спектакль, поставленный Храмовым, становился событием и праздником для жителей города. В репертуаре театра были произведения русских, советских, зарубежных писателей: Пушкина, Горького, Шиллера, Толстого, Леонова, Симонова, Войнич, Корнейчука, Островского, Гоголя, Афиногенова.
Не оставил А.И. Храмов и занятий рисованием. Он автор картин, которые являются украшением современных экспозиций музей В.Г. Белинского: «Ярмарка в Чембаре» (заканчивал работу над картиной художник Ф.Ф. Воробьев), «Молодой Белинский», «Портрет В.Г. Белинского» и др.. Для театральных постановок Храмов создавал декорации.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1605
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-усадьба В.Г.Белинского в Чембаре

Сообщение expedA » 21 июл 2019, 11:26

Сообщение от 18 06 2019 г.
Изображение

"Записки" Марии Ивановны Храмовой

В 1978 г. в Государственном музее-усадьбе В.Г. Белинского появился новый уникальный экспонат - три тетради "Записок" Марии Ивановны Храмовой.
Это три довольно объемистых тетради, сшитые суровой ниткой, составляющие вместе 1140 страниц тетрадного формата. Записи произведены разными чернилами и карандашами разного цвета. На многих страницах записи от времени почти или, к сожалению, совсем неразборчивы, отрывочны, иногда без конца или без начала, иногда повторяются. Порой трудно определить, от чьего имени ведет Мария Ивановна рассказ, от первого лица или от третьего.
Последние записи произведены ещё до войны. В 1941-1942 гг. этими «Записками» пользовалась белинсковед В.С. Нечаева во время работы над своей монографией «В.Г. Белинский. Жизнь и деятельность»: «С большой осторожностью я позволила себе ввести в оборот неопубликованные записи преданий о семье Белинских, хранившихся в Чембаре во второй половине XIX века».
Записи эти – воспоминания матери Анны Ивановны - Марии Ивановны Храмовой, простой русской женщины, полуграмотной, но глубоко понимавшей величие и значение таких имен, как Лермонтов, Белинский, Шаляпин, Шан-Гирей. Она в 70-летнем возрасте записывает и свои воспоминания о старине, о далеких годах, о людях старшего поколения, о событиях, кажущихся ей более значительными, представляющими интерес для тех, кто будет читать её записи. Но самое интересное – это сведения, записанные ею в 1910-1911 годах со слов Александра Алексеевны Воскресенской, современницы В.Г. Белинского, подруги его сестры Шуры, знавшей и их родителей. Прожила она 103 года, умерла в 1916 году. Свой рассказ она так и начинает: «Отец мой был всегда приятелем Григория Никифоровича Белынского. Они служили вместе в Свеаборге».
В своих воспоминаниях Воскресенская много рассказывает о Григории Никифоровиче, отце критика – как о Лекаре, так и о пропагандисте новой культуры картофеля. Вспоминает Воскресенская и о Виссарионе Григорьевиче, о его любви к чтению, сбору лекарственных трав и грибов. В воспоминаниях можно найти сведения как о быте крестьян (и крепостных тоже), так и их помещиков: Норовых, Мосоловых, Богдановых.
В «Записках» встречаются воспоминания о Лермонтове, Е.А. Арсеньевой, о её отношениях с крепостными. Часто встречаются фамилии Шан-Гиреев, родственников Арсеньевой.
Много страниц посвящено фольклору.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1605
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-усадьба В.Г.Белинского в Чембаре

Сообщение expedA » 12 ноя 2019, 17:47

Изображение

Добрый вечер! Посещая музей В.Г.Белинского, невольно задерживаешь взгляд на этой картине. В голове всплывает знаменитая фраза " В России две беды...", которая чаще всего приписывается Гоголю, но есть ещё и продолжение, "Письмо В.Г.Белинского Н. В. Гоголю от 15 июля 1847 года". Вот небольшой отрывок.
Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною… Что Вы подобное учение опираете на православную церковь — это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между Ним и какою-нибудь, а тем более православною, церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину Своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, больше сын Христа, плоть от плоти его и кость от костей его, нежели все Ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь всё это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста…

А потому, неужели Вы, автор «Ревизора» и «Мёртвых душ», неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? — Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя Божие, почёсывая себе задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нём ещё много суеверия, но нет и следа религиозности[8]. Суеверие проходит с успехами цивилизации; но религиозность часто уживается и с ними; живой пример — Франция, где и теперь много искренних, фанатических католиков между людьми просвещёнными и образованными и где многие, отложившись от христианства, всё ещё упорно стоят за какого-то Бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в нём даже к духовенству; ибо несколько отдельных, исключительных личностей, отличавшихся тихою, холодною аскетическою созерцательностию — ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похвалить за образцовый индифферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противуположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно.


[8] - Этот тезис получил отражение в статье Герцена «Россия» (1849), писавшего: «Русский крестьянин суеверен, но безразличен в религиозном смысле. Он в точности исполняет все обряды... чтобы остальные шесть дней не думать о церкви. Священников своих он презирает, как лентяев и жадных людей, которые живут на его счет. Во всех непристойных народных рассказах и уличных песнях предметом насмешек и презрения служат всегда поп и дьякон или их жёны» (Герцен. Полное собрание сочинений, т. VII, 1915, с. 352).

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1605
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-усадьба В.Г.Белинского в Чембаре

Сообщение expedA » 29 ноя 2019, 21:35

Добрый вечер!
Руднева Любовь Михайловна - специалист по просветительской работе Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского, на сайте https://penzasmi.ru/dust-of-centuries помещает много интересного материала о истории Белинского района. Вот один из последних https://penzasmi.ru/dust-of-centuries/27931/vmesto-kvasa-podavali-orshad-i-konfekty-chto-eli-v-provincii-v-xix-veke
«ВМЕСТО КВАСА ПОДАВАЛИ ОРШАД И КОНФЕКТЫ». ЧТО ЕЛИ В ПРОВИНЦИИ В XIX ВЕКЕ?

Что ели в провинции в XIX веке? Вопрос занимательный. На него можно найти ответ в письмах тех людей, которые в частной переписке рассказывали подробности обычной жизни. И найдем немало удивительного.
История сохранила нам имена многих известных гурманов, ценителей изысканной кухни и тонких блюд. И.А.Крылов, Н.В.Гоголь, А.С. Пушкина... А что ели не в столицах? Речь не о крестьянах, а о людях более состоятельных, людях среднего сословия.

Семейство Белынских в Чембаре (на 1825 г. в городе проживало 1300 душ мужеского пола и 1293 женского) было известно: глава - уездный штаб-лекарь Григорий Никифорович, его супруга Мария Ивановна – домохозяйка, пять человек детей. Старший сын Виссарион в Чембаре был в последний раз в 1830 г. Уехав в Москву, скучал по «местам, где провел детство». Младшему брату Константина неоднократно просил подробнее писать о чембарских новостях. Именно эти бытовые подробности позволяют узнать о подробностях провинциальной жизни 30-х гг. XIX века.

Собрания и балы были самой распространенной формой общения и развлечения дворян Чембарского уезда. Приурочивались они к праздникам, венчаниям и другим событиям. На собраниях и балах играли оркестры, как правило, состоявшие из крепостных музыкантов. Такие музыкальные коллективы имели многие чембарские помещики. Танцы, игры, в том числе и карточные, являлись главными составляющими собраний и балов. Публику угощали яствами и напитками. В письме 18 декабря 1832 г. Константин сообщает: «Шестого декабря чембарская публика была у Брычевых, где играла музыка Норова, отчего пробыли до самого рассвета». В феврале 1833 г.: «На святках были собрания в доме Кулагина: благопристойность, веселие были главными пунктами сего собрания, на котором я отличился в танцах с дочерью Френева». Ниже он уведомляет брата: «Вместо кваса подавали оршад и конфекты». Оршад - молочнообразный напиток, смешанный с горьким и сладким миндалем. Он и тогда был экзотикой, почему о нем и сообщил Константин. Ели Белинские икру, из напитков чаще употребляли фруктовые и хлебные квасы, брагу, водицу. Из алкогольных - виноградные вина, наливки, водку, сладкую водку и настойки на травах «ерофеич», кизлярку, ямайский ром, перцовку, простяк. Из писем Константина узнаем о праздничных блюдах, подаваемых на масленицу в Чембаре: блины с икрой и сметаной, пириженцы с вареньем, яйцами. Пириженцы - разновидность пирогов. Икра осетровых во времена Белинских не была экзотикой, о чем сообщает их родственник и современник Дмитрий Иванов. В погребе Ивановых постоянно стояли бочки с паюсной икрой. В повседневности на столе Белинских преобладали молочные продукты: молоко, сметана, масло, творог. Они держали в своем хозяйстве двух, коров, а также кур, гусей, баранов, свиней. Варили каши, пекли блины, хлеб, сдобные булки, коптили окорока ветчины, гусей.
Изображение


Сам Виссарион Григорьевич, по воспоминаниям своячницы А.В.Орловой (сестра жены), «... очень любил гречневую кашу, находил, что она лучше всяких пирожных».

Подробности другого стола – императорского, но в Чембаре – узнаем из описаний событий 1836 года. Именно в 1836 г. Николай I вместе с окружением совершал инспекционную поездку, осматривая военные поселения на юге России. Неподалеку от Чембара коляска, где находился государь вместе с шефом жандармов Александром Христофоровичем Бенкендорфом, перевернулась. То ли лошади понесли, то ли кучер сплоховал, но государь оказался на земле со сломанной ключицей. Об этом событии впервые написал Дмитрий Власьевич Ильченко «Император Николай Павлович в уездном городе Чембаре с 25-го августа по 8-ое сентября 1836 г. (журнал «Русская старина», 1890, март). «Тихая и уединенная жизнь в Чембаре ему /Николаю Первому/, видимо, понравилась, но она в первое время, конечно, имела свои неудобства и лишения, пока все не устроилось, так как в городе трудно или совсем невозможно было достать ничего, что требовалось для стола и вообще для жизни, сколько-нибудь комфортабельной. Начиная с вин, фруктов и разных колониальных предметов и кончая говядиной, хлебом, зеленью, даже маслом сливочным - все, до малейших мелочей, доставлялось на курьерских из Пензы, иногда по несколько раз в сутки. Естественно, что говядина не всегда отличалась должной свежестью, что видно из письма гр. Бенкендорфа к Панчулидзеву, в котором он, благодаря за доставленные 27 августа припасы и вина, сообщает, что судаки и лещи оказались сонными, а говядина с духом. Для устранения подобных вещей, из Пензы отправился в Чембар торговец мясом и погнал скот, чтобы убивать его на месте; приглашены были туда и булочники. Вина в Пензе оказались плохими и выписывались после прямо из Москвы».

Об этом событии, используя документы, хранящиеся в Государственном архиве Пензенской области, пишет к.и.н. Гришаков В.Г.в сборнике статей «Как провинциальный Чембар был столицей Российской империи»: «Соседние помещики присылали фруктов и запасов всякого рода, пополнив тем самым царские кладовые. Нужно отметить, что гастрономические притязания царя не содержали заморских изысков. В письме губернатору Панчулидзеву Бенкендорф просил прислать для императора «как можно поспешнее» 100 бутылок лучшего вина, разных овощей и фруктов, мясо говядины, дичь, рыбу, чай, сухари, масло. Из экзотики лимоны, апельсины и персики. Интересно, что из рыбы Николай просил не осетров и стерлядь, а судаков, лещей и окуней».

Нам часто кажется, что сейчас наш стол куда как разнообразнее и вкуснее, чем 100 или 200 лет тому назад. Но, судя даже по нескольким документальным источникам, питались наши предки часто гораздо «вкуснее» нас. А то, что еда была полезнее и здоровее – однозначно.

Автор текста: Любовь Руднева.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1