Областной архив Пензенской области. Информация.

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1980
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 17 янв 2020, 16:49

Сообщение от 10 01 2020 г.
100 интересных фактов об архиве.


факт № 17.

Некоторые всерьез считают, что массовая реклама в России появилась лишь в конце XX века, во время перестройки. На самом деле, коммерческие объявления были так давно, что трудно даже сказать, когда всё началось.
В XIX веке все журналы и газеты пестрели яркими многообещающими сообщениями. Большинство из них были выдержаны в серьезном духе, но порой попадались и странные, смешные и нелепые объявления.
Трудно поверить, что первое рекламное агентство открылось в России в 1878 году. Потом они начали плодиться, как грибы после дождя и многие специализировались на одной сфере: например, табаке, страховании или даже галошах.
Чего только не рекламировали в дореволюционных газетах: от книг и духов до сельскохозяйственных машин. Конечно, уровень объявлений в губернских изданиях был ниже, но и в них можно найти порой оригинальные творения рекламщиков, странные для нашего дня. Никого в провинции не удивляли, например, объявления о продаже оружия (легендарных браунингов и маузеров), реклама средств от венерических болезней с портретами конкретных больных (бич многих провинциальных городов в начале 20 века). Из положительного стоит отметить многочисленные объявления о выпуске книг различными издательствами (в то время хорошие книги в провинции были в дефиците). А кто-то из пензенских умельцев решил зарабатывать на сдаче в наем театрального реквизита. В любом случае, даже в официальных губернских новостях последние страницы порой были интереснее новостей, а издания частные часто почти наполовину были заполнены рекламой, которая могла занимать и первые полосы даже общественно-политических изданий.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1980
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 26 апр 2020, 11:39

Изображение

Изображение

Изображение

Интересный факт № 20


В ряде дел фонда Пензенской духовной консистории хранятся проекты постройки различных сооружений. Выше представлен проект на постройку Богоявленской церкви, которая сохранилась до нашего времени, правда, в сильно перестроенном виде (все его знают как ДК им Ф.Э. Дзержинского).

Церковь начала строиться в 1874 году, в связи с закрытием из-за ветхости Воскресенской церкви («Старого Спасителя»), которой после проведения рядом с ней железной дороги угрожало дальнейшее разрушение. Проект церкви, разработанный младшим инженером строительного отделения Пензенского губернского правления А.С. Федотовым, был утвержден 16 июля 1873 года, а 18 августа следующего года состоялась закладка храма, на который пошла и часть кирпича из разобранной трапезной и колокольни Воскресенской церкви.

Сооружение Богоявленской церкви производилось главным образом на 20 тысяч рублей, пожертвованных бывшим тамбовским губернским предводителем дворянства, одним из инициаторов строительства прошедшей через Пензу Моршанско-Сызранской железной дороги, тайным советником Сергеем Дмитриевичем Башмаковым, чье имя увековечено в названии станции «Башмаково» и Башмаковского района Пензенской области. 30 декабря 1884 года церковь была освящена. Возведение колокольни началось в 1888 году, но, сложенная до высоты 40 метров, она 11 сентября 1891 года обрушилась, и вместо нее была сделана временная деревянная звонница. Интересен тот факт, что леса вокруг строящейся колокольни 2 августа 1891 года послужили отличным наблюдательным пунктом желающим посмотреть на прохождение поезда с возвращающимся в Петербург из кругосветного путешествия будущего императора Николая II.

После революции церковь стала центром местных «обновленцев» из так называемой «Свободной народной церкви» отца Владимира Путяты. В 1923 году Богоявленскую церковь передали железнодорожникам, которые переоборудовали ее под клуб, открывшийся в 1926 году и получивший впоследствии название Дворца культуры им. Ф.Э. Дзержинского. 24 марта 1929 года в нем выступал нарком просвещения А.В. Луначарский, приветствовавший превращение церкви в рабочий клуб.

В 2000-е годы начался длительный процесс передачи здания Епархии. После многочисленных споров, слухов и обещаний не закрывать ДК, в 2019 году историческое здание было возвращено церкви. Теперь оно официально называется «Епархиальный духовно-просветительский центр имени святителя Иннокентия Пензенского при Богоявленском храме».

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1980
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Областной архив Пензенской области. Информация.

Сообщение expedA » 04 июл 2020, 23:02

100 интересных фактов об архиве.


Интересный факт № 22.

Исповедные ведомости.


Одним из самых важных документов, который может помочь в составлении родословной является исповедная ведомость.

Так назывались ежегодные отчеты, которые приходские священники предоставляли в духовную консисторию, при этом один экземпляр оставался в церкви.

С 1716 года по указу Петра Первого «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада» ежегодно перед Пасхой, во время Великого поста, все прихожане были обязаны были явиться в церковь на исповедь и причастие, о чем должна была быть сделана запись в исповедной ведомости. Если в течение 3-х лет человека не было на исповеди, то его могли отнести к старообрядцам.

Исповедная ведомость представляет собой список всех жителей, относившихся к приходу церкви.
Они были разделены на социальные группы и писались последовательно: духовные, военные, дворяне / статские, дворовые / городские, крестьяне (у каждой группы указывались домовладельцы и их семьи). Велись они в довольно свободной форме, поэтому могут отличаться даже в соседних уездах, не то что в регионах. В первом столбце писали номер домовладения по счету. Затем шел список людей. Сначала писался домовладелец (глава семьи), затем его жена (которая жена по счету, если не первая, в случае смерти одного из супругов делась приписка: вдова или вдовец). Следом перечислялись их дети и их семьи, если они проживали одним двором с домовладельцем. Затем указывались более дальние родственники, проживающие во дворе: братья, племянники, мать, теща и т.д.

По раскольникам велись отдельные списки. Попадание в такие списки было чревато очень серьезными последствиями. Несмотря на то, что еще со времен Екатерины II в Империи было провозглашено терпимое отношение к иноверцам, в реальности же в стране до 1917 года было невозможно сделать гражданскую и военную карьеру человеку, не принадлежащему к Православной церкви. Исключение составляли только протестанты, но это уже было влияние немецких корней правящей династии Романовых.

Вроде бы установить состав семьи и возраст ваших предков из исповедной ведомости очень легко, намного проще, чем по церковной метрике, вся информация присутствует. Но есть одно но: 25 мая 1927 года бюллетенем Центрального архива РСФСР было предписано уничтожить все исповедные росписи за период 1865 – 1927 гг., как не представляющие исторической ценности. Поэтому не всех регионах исповедные ведомости сохранились в полном объеме, в ряде областей все документы были полностью уничтожены.

В Пензенской области области этого, к счастью, не случилось. В Государственном архиве Пензенской области исповедные ведомости входят в состав фонда духовсной консистории (Ф. 182). Общее количество сохранивщихся исповедных ведомостей более 1860 единиц. Хронологически наиболее полно представлены исповедные веломости с 1768 до 1826 годов. Больше всего исповедных ведомостей сохранилось по Кузнецкому, Инсарскому, Наровчатскому и Мокшанскому уездам. Базу данных вы сможете посмотреть на нашем официальном сайте http://arhiv-pnz.ru в разделе «НСА – тематические базы данных – исповедные ведомости».

Изображение

Пред.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1