Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 25 окт 2021, 12:50

Заключение и выводы, по теме взаимоотношения общественного транспорта и ЗИФа.

Прочитав статьи представленные нами с Дмитрием о трамвае и мотовозе в Пензе, задался вопросом об электрическом обеспечении города в те годы. Ведь трамвай-то в 1930-х, предполагалось построить на электрической тяге.

Изучил историю электроснабжения Пензы.

Делюсь тезисно:

- до 1930 года, в городе не было электростанции. Каждое из промышленных предприятий и мастерские - вырабатывали электроэнергию при помощи дизель-генераторов ( так во всех публикациях, которые я просмотрел). Возможно оставались ещё и локомобили, которые “крутят” электротурбину при помощи пара, грубо - паровоз без движения.
В архивах нахожу вот такой документ: -

знакомлю с его содержанием и Вас:

Об электроснабжении г. Пензы (Постановление Плановой комиссии по электрификации (Электроплана) Главэлектро ВСНХ СССР) [21 декабря 1926 г.]:

Об электроснабжении г. Пензы(Постановление Плановой комиссии по электрификации (Электроплана) Главэлектро ВСНХ СССР


21 декабря 1926 г.

1. Признать, что современное состояние электроснабжения г. Пензы, базирующееся на получении энергии от станции бывш. Трубочного завода, неудовлетворительно по следующим соображениям:

а) завод сжигает под котлами нефть при низком коэффициенте полезного действия и при очень высокой себестоимости энергии;

б) как работающий на нужды обороны, завод не может держать в распоряжении города мощность, соответствующую росту нагрузки;

в) не может гарантировать бесперебойность подачи энергии, а также и устойчивого тарифа.

2. Признать, что ввиду отсутствия подходящего местного топлива электроснабжение данного района должно базироваться на установках или гидравлических, или тепловых, работающих, во всяком случае с высоким коэффициентом полезного действия.

3. Признать целесообразным приступить к постройке в 1926/27 г. дизельной электростанции на общую мощность 2100‑2800 кВт, использовав как существующую на Трубочном заводе повысительную подстанцию, так и электропередачу для снабжения упомянутого завода электроэнергией от городской станции.

4. Поручить Пензенскому губисполкому разработать финансовый план и план финансирования строительства исходя из расчета, что по госбюджету будет ассигновано не более 600 тыс. руб., из коих в 1927/28 г. предполагается к отпуску 300 тыс. руб. и столько же в 1928/29 г.

5. Просить Госплан РСФСР ходатайствовать перед ЭКОСО РСФСР о вынесении постановления о постройке Пензенской электростанции.

6. Признать желательным использование воды, охлаждающей цилиндры, а также тепло от исходящих газов для производственных целей.

7. Признать недопустимым строительство новых и расширение существующих электростанций в Пензенском районе ввиду предстоящего сооружения указанной выше централи в г. Пензе.

Как следует из документа, новая станция должна быть построена не далеко от “трубочного завода” поскольку должна быть задействована повышающая подстанция энергосистемы завода. Да ещё дать заводу недостающую электроэнергию.

В 1930 году электростанция была пущена.

Станция вырабатывала энергию в основном для коммунальных нужд города. Улицы города в ночное время освещали аж 56 фонарей, в половине из которых не было ламп.

Мощность этой электростанции составляла 15 тыс. кВт. - прямо скажем - не много (в документе 2100 - 2800 кВт). Об электроснабжении г. Пензы (Постановление Плановой комиссии по электрификации (Электроплана) Главэлектро ВСНХ СССР) [21 декабря 1926 г.]:

Об электроснабжении г. Пензы(Постановление Плановой комиссии по электрификации (Электроплана) Главэлектро ВСНХ


Возникают вопросы:

Вырабатывалась ли эта электроэнергия при помощи дизель-генераторов закупленных в Германии?

Могли ли эти мощности удовлетворить потребности в электроэнергии двух линий трамвая?



Этот вид транспорта работает на постоянном токе.

Станция генерирует переменный, который надо преобразовать в постоянный и “доставить” к трамваю!

Изучаем как это сделать:

ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАМВАЙНОГО ДВИЖЕНИЯ.



Как известно, электропитание трамвая происходит от контактной сети, к которой подается постоянный ток. Провод контактной сети имеет позитивный потенциал, а в качестве обратного проводника используется рельсовый путь..
Чтоб от электростанции попасть в контактную сеть трамвая, электроэнергия претерпевает ряд преобразований, что показано на
Изображение


Выработанная на электростанции 1 трехфазная электроэнергия передается на трансформаторную подстанцию 2 где ее напряжение повышается до уровня в 110 или 220 тысяч Вольт, чтоб уменьшить потери напряжения при ее передаче на дальнее расстояние по линиям электропередач 3. В городах высокое напряжение от ЛЭП понижается на подстанции 4 до напряжения в 6 или 10 кВ, а оттуда передается на тяговые подстанции 6 трамвая и троллейбуса по трехфазным кабельным сетям 5, реже – по воздушным линиям.

На тяговых подстанциях 5 переменное напряжение с помощью трансформаторов понижается и с помощью выпрямителей превращается в постоянное напряжением в 550 – 600 В. По линиям 7 положительной и отрицательной полярности электроэнергия подается в контактную сеть 8 трамвая 9 и контактные провода троллейбуса 10.
Система электроснабжения от электростанции до тяговой подстанции называется внешней, а после тяговой подстанции – внутренней.

Достаточно ли вырабатываемой электроэнергии для обеспечения двух маршрутов трамвая с несколькими вагонами одновременно на линиях?.

Ладно - считать не будем. По моему - нет.

Надо проложить пути со стрелочным хозяйством (маршрутов-то два предполагалось организовать), устроить контактную линию из медного провода... . Всё это требует постоянного обслуживания. Подвижной состав тоже без обслуживания специалистами не оставишь, ведь на электричестве работает! А они были - специалисты-то?

Затратное это мероприятие - построить трамвайную сеть.

Закралось сомнение и в том, что везде говорится, что электроэнергия вырабатывалась при помощи дизель-генераторов.

На дворе начало 30-х. А были ли в это время доступны дизельные двигатели, чтобы крутить генераторы. Генераторы точно были. А вот дизельные двигатели - вопрос. То, что были изобретены ещё в середине 1880-х, это -да. А, вот выпускались ли массово, чтобы оказаться Пензе.

На поиски информации:

- и так, дизельный двигатель-

Новый двигатель Рудольф Дизель запатентовал в 1892 году. Изначально в качестве горючего изобретатель рассматривал угольную пыль, однако опыты продемонстрировали ее полную непригодность. После этого следовал целый ряд экспериментов с другими веществами, и наконец, очередь дошла до частично очищенной нефти. Именно это топливо позволило Дизелю воплотить свой замысел.

Первый подобный двигатель, вес которого составил несколько тонн, был построен в 1893 году. Более трех лет продолжалось его усовершенствование, и только в 1897 агрегат заработал. Его КПД оказался около 27%, что превышало результаты всех существующих на то время машин.

Свое изобретение Дизель назвал экономичным термическим двигателем, однако в 1913 году, после смерти ученного, его детище было переименовано во всемирно известный дизельный ДВС.

Говорить о конкретном человеке, который соединил электрический генератор и дизельный двигатель, к сожалению, нельзя — его имя неизвестно, но очень известно его изобретение. Использование дизельного двигателя позволило создать полноценный дизельный генератор на основе двигателя и применявшихся на тот момент паровых генераторов. Дизельный двигатель обладал достаточно высокими показателями КПД и не требовал постоянного присутствия человека, контролирующего подачу пара на лопасти генератора. Он мог работать в автоматическом или полуавтоматическом режиме, что было экономически выгодно для многих промышленных предприятий Германии.

Очень сильно преобразился дизельгенератор во времена Первой Мировой войны. Это объяснялось тем, что во время военных действий необходимо было постоянное обеспечение как производств, так и воинских частей электроэнергией. Именно в этот период создавались дизельные генераторы больших мощностей, которых не могли создать при помощи ДВС. Такими генераторами оснащались корабли и стационарные производства, которые требовали постоянного наличия электроэнергии. Создание дизельной электростанции небольших размеров позволило автоматизировать производство электрической энергии в различных полевых условиях. Массово дизельные генераторы стали производится американской компанией Caterpillar и английской Perkins. Основными принципами работы дизельного генератора являются контроль, качество и безопасность.

Возможно их уже начали производить и в Германии, с которой у СССР были установлены торговые взаимоотношения. Или были закуплены каким-то иным способом.

Ладно, хорошо... с дизель-генераторами на электростанции разобрались. Допускаем то, что они были. Разобраться-то разобрались, а вот место расположения станции в городе остаётся под вопросом. Что ж - тема для исследования.

Изображение

Машинный зал диз. станции.




Теперь к мотовозу.

В свете рассмотренного, установка дизельного двигателя на мотовоз ЗИФа, который курсировал по маршруту: ЗИФ - Драмтеатр, маловероятна.
Дизельных двигателей промышленность СССР ещё не выпускала. Закупленный по импорту редкий двигатель ставить на эту неказистую машину, уж слишком шикарно.
По всей вероятности на мотовоз был установлен двигатель внутреннего сгорания работающий на керосине или лигроине.
Выяснили.
Вернёмся к городской дизель-генераторной электростанции.
Её -то “кормить” надо было уже соляром (соляркой).

Для полноты картины, чтобы закрыть эту тему, выясним какое же состояние с горюче-смазочными материалами было в СССР. Ведь уже были построены автозаводы и тракторные заводы, развивался морской и подводный флот - везде нужно топливо.

Короткая справка:

“Кроме этого РККА имела и другие быстрорастущие топливные потребности .
Имеющееся мощности не могли удовлетворить такой спрос ни в количественном, ни в качественном отношении .
Качество нефтепродуктов было плохим .
В 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 млн. 414 тыс. т. нефти, из этого количества нефти выработано :
883,6 тыс. т. авиационного бензина,
3 млн. 476,7 тыс. т. автомобильного бензина,
5,6 млн. т. керосина,
1 млн. 274 тыс. т. лигроина,
1 млн. 459 тыс. т. дизельного топлива,
413,2 тыс. т. флотского мазута,
9,8 млн. т. топочного мазута,
1 млн. 469 тыс. т. различных масел .
Т.е. выход бензина составил менее 15% .
В США ещё в 20-х годах выход бензина был около 35% ,т.е. глубина и эффективность переработки нефти была намного выше .
Однако даже из тех 883,4 тыс. тонн авиационного бензина, которые были произведены в 1940 году более 95% составлял авиационный бензин с невысоким октановым числом от 70 до 74.
Для отечественных самолётов устаревших типов вроде истребителей И-15, И-153, И-16 , бомбардировщиков Тб-3 и СБ кое-как годился и бензин Б-70 .
Новые боевые самолеты :Як-1, Як-3, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Су-2 -- нуждались в бензине не хуже Б-78 .
Однако его в 1940 году было выработало всего 36 тысяч тонн -- т.е. 4% от всего количества авиационного бензина .
Из этого количества на обучения летчиков тратились крохи и вообще бензин поступал с перебоями .
Генерал Новиков :
"Как правило, ежегодно... в самый разгар полетов, начиная с июля, а иногда и с июня, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паек, свертывая из-за этого полеты.... Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября, когда уже фактически полеты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают. Для создания могучего Воздушного Флота, способного выполнять боевые задачи в сложных условиях, перебои с бензином необходимо прекратить" .

.
В 1941 году общий расход всех видов жидкого топлива в РККА составил 1,1 миллиона тонн , что было примерно 1/3 от необходимого .
Вот , что по словам генерал-майора П.В.Котова ( начальник Управления снабжения горючим ) представляло собой снабжение ГСМ РККА в 1941 году :
"Удовлетворение потребности Красной армии в ГСМ по текущему снабжению, начиная с 1940 г., происходит с большими урезками. Из месяца в месяц НКО недополучает значительное количество ГСМ по установленным нормам ... Выделенные Правительством лимиты в 1-м полугодии 1941 г. относительно того же периода 1940 г., значительно урезаны, а именно: по автотракторному горючему с 80,4% за 1940 г. до 61,1% от потребности 1941 г.; по авиабензинам с 78,2% за 1940 г. до 66,2% от потребности 1941 г. В целом на 1941 г. Госплан при СНК СССР планирует для текущего снабжения Красной Армии покрыть потребность НКО СССР в следующих размерах: по автотракторному горючему на 46-75%; по авиабензинам на 91%. ... обеспеченность по авиабензину Б-78, дизтопливу и дизсмазке в сравнении с другими сортами ГСМ крайне низкая”.


Посудите сами могла ли бесперебойно работать городская электростанция при таком дефиците топлива для РККА?

Напрашивается вывод, что городской электротрамвай в Пензе, это лишь “хотелки” или попытка ввести народ в заблуждение. Зачем? Даже финансовые затраты были произведены. Вот вам и “сталинская твёрдая рука в ежовых рукавицах”!

Вот такое исследование у меня состоялось. Использовал все доступные для меня ресурсы, при этом вопросы остались.

Совсем забыл - в источниках, описывающих историю энергетики Пензы и области, нигде не упоминается силовая станция трубочного или позднее велосипедного завода, которая обеспечивала потребности завода с 1921 года, а с 1926 года выдавала электроэнергию и для городских нужд.

Возникает следующий вопрос - Война 1941-45 годов. В Пензу массово эвакуированы заводы, которые в кратчайшие сроки приступили к выпуску продукции необходимой фронту. Для работы оборудования необходима электроэнергия. Откуда же её брали? Ведь работали все заводы. Значит хватало всем. А трамвай не могли обеспечить!?

СПРАВКА: ТЭЦ-1( цех №27 ЗИФа) - пущена только в 1943 году.

Ещё одна тема для исследования.

Жду аргументированных дополнений или возражений. Обсудим.

Ну, вот! Пока статья “давала сок” в ожидании публикации, подоспела и новость по месту расположения в Пензе дизельгенераторной станции!

Присылает мне вот эту фотографию знакомый по ВК с вопросом - это электростанция на ЗИФе?

Изображение


Отвечаю - нет, это дизельгенераторная станция, и отправляю ему вот это фото:
Изображение

Изображение


которой со мной поделился год тому назад ещё один из участников в ВК, задав тот же самый вопрос - ЗИФ ли это?

Буквально через день получаю от обладателя фото , фотографию:
Изображение



И с названием места расположения этого объекта.

Кто разгадал этот момент я не знаю.

И тут же у меня в голове щёлк и “ тумблер” переключатся в 1964 год, на 57 лет назад.

Как же я не связал документ о строительстве станции с местом расположения!? Ведь я был на этой территории в 1964 году! Правда в машинный зал не заходил, посему не знаю было ли там оборудование. А, был вот по какому поводу -

в 1964 году, после окончания 10 класса, наш классный руководитель предложила ребятам подработать в дни летних каникул. Муж у неё был одним из руководителеё в горэлектросети. Мы четверо “братьев по разуму” поразмыслив - чего бы не подзаработать на “экипировку” к предстоящему выпускному. Соглашаемся. Приняли нас на работу в качестве разнорабочих на строительно-ремонтный участок. Принести, замесить, поднять и т.п. Поработали за лето на нескольких объектах. Самое продолжительное время работали на ремонте мягкой кровли зданий расположенных на ул. Каракозова, где размещалась горэлектросеть. Видел конечно и помещение которое на снимках. Как только впервые увидев фотографии, сразу же мелькнуло - где-то я видел его. Сначала посчитал, что на заводе местпрома, которое за ДК Дзержинского. Но когда прочитал “Постановление” о строительстве, понял, что ошибался. Там чётко прописано - вблизи с велозаводом.

На Каракозова, на работу, мы ездили на велосипедах. И вот когда “тумблер”-то щёлкнул, окунув меня в воспоминания, вспомнилось и то, что на повороте с ул. Пролетарской на ул. Каракозова из-под асфальта местами проступали рельсы.

Тогда было и не вдомёк, что это могут быть пути трамвайные. Да и когда описывали маршрут мотовоза - не вспомнил. А тут - на тебе!

Вот такой сюжет.

Ах, да! На заработанные летом деньги, к выпускному “экипировались” полностью. Даже позволили себе купить модельные туфли чешкой фабрики “ЦЕБО” по цене 30 рублей за пару. Самые дорогие тогда были в Пензе, потому и стояли в свободной продаже

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 31 окт 2021, 10:45

В заключение темы о Пензенском мотовозе мне хочется дополнить наше исследование журналом "СУРА", где А.А. Родионов описывает работу мотовоза, его технические недостатки, состояние дорог Пензы того времени с многочисленными навозными кучами, и о том как погиб мотовоз в огне.
Читать здесь: https://disk.yandex.ru/d/FKl-HIzpymMQJA
Вложения
кпппуееекууя5ееккр.jpg
кпппуееекууя5ееккр.jpg (161.22 KiB) Просмотров: 1653

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 11 ноя 2021, 13:31

Изображение


СУДЬБА ДИРЕКТОРА.

РОШАЛЬ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ.


Рошаль Михаил Григорьевич, был назначен директором на завод имени Фрунзе в Пензе, в 1936 году.

Собирая материал по истории завода, я знал о том, что директор завода Рошаль М. Г. был арестован и осуждён в 1937 году. Не найдя иной информации об этом событии, я ограничился только этими данными.

Примерно в это же время была арестована группа руководящих работников в Главном Военно Промышленном Управлении в Москве, в состав которого входил и ЗИФ. Посему я посчитал, что и Рошаль был привлечён по этому же делу.

К стати, среди осуждённых в ГВПУ был и член Коллегии по фамилии Дымман, который входил в первый состав Временной Хозяйственно Строительной Комиссии созданной в 1915 году для строительства казённого трубочного завода в Пензе - военный инженер-технолог полковник. Им же была сформирована и комиссия по принятию решения о начале производства велосипедов на трубочном заводе в Пензе.

Были аресты и на заводе, одним из арестованных был секретарь комсомольской организации завода Всеволод Роговский, которого через три месяца освободили. Позднее он стал секретарём Заводского районного комитета ВКП(б). Я застал его на заводе в должности главного механика.

Хорошо знал его младшего сына, были с ним в приятельских отношениях, несмотря на разницу в возрасте. Раза 2-3 был у него в гостях, чтобы принять глоток дурмана после работы на природе ( в саду). Жили они в 2-х квартирном деревянном доме на улице Ленина, в одном из первых построенных в 1926 году. Возле каждого из этих домов был сад.

Вот такие воспоминания “накатили” после прочтения очерка в газете “Улица Московская”.

Очерк подготовил кандидат исторических наук М. Зелёв.
Изображение


Представляем этот очерк в полном объёме:




«Большой террор» в Пензе: судьба сталинского директора
.

«Большой террор» 1937-1938 гг. – одно из самых сложных и многоплановых событий в истории сталинизма. За эти 2 года по делам органов НКВД был арестован 1575259 человек, из них 681692 человека были казнены. Коммунистический режим избавлялся в профилактическом порядке от тех категорий населения, что казались ему потенциально опасными. Но параллельно с этим сталинский режим решал задачу решительного обновления состава номенклатуры и полного разгрома сложившихся за предыдущие годы хозяйственно-бюрократических кланов, позволявших бюрократии успешно ускользать из-под контроля диктатора. Хозяйственное руководство было одним из тех отрядов номенклатуры, что в полной мере испытал на себе новый курс Иосифа Сталина. В этой связи судьба директора Пензенского завода им. Фрунзе (ЗИФ) Михаила Рошаля особенно интересна. Прежде всего, на его примере мы можем рассмотреть острый конфликт между дирекцией крупного предприятия и местным партийным руководством.

Традиционно местные партийные руководители старались действовать в тесной связке с руководством крупных предприятий, ведь об их успехах и неудачах центральная власть судила, прежде всего, по экономическим показателям возглавляемого ими города или региона.
Это в ещё большей мере проявлялось в таких небольших городах, как Пенза, где ЗИФ – одно из крупнейших предприятий Куйбышевской области – давал львиную долю промышленной продукции.
1937 г. нарушил эту закономерность. Но даже для этого времени конфликт между М. Рошалем и ответственным секретарём Пензенского горкома К. Старостиным представляется чем-то выдающимся по своей остроте и продолжительности. С февраля по сентябрь 1937 г. он являлся стержнем политический жизни города. Мы не встретим подобного конфликта ни в одном другом городе Средней Волги в этот период. Да и сама личность М. Рошаля не могла не привлечь наше внимание.
До Пензы
Михаил Рошаль родился в 1897 г. в Петербурге в семье торговца еврейского происхождения.
В РСДРП(б) – с 1915 г. Революцию он встретил рядовым запасного полка в Новгороде.
В марте-августе 1917 г. – секретарь большевистского комитета в Хельсинки. Затем на протяжении почти года Рошаль возглавлял новгородскую губернскую организацию большевиков. Его знаменитый брат, большевик Семён Рошаль, был убит в декабре 1917 г. в Румынии.
С 1918 г. М. Рошаль – на хозяйственной работе (кроме 1928-1929 гг., когда он был заместителем заведующего информационным отделом ЦК ВКП(б)). Он занимает важные посты: председатель Воронежского губернского СНХ в 1918-1919 гг., председатель Казанского губернского (с 1920 г. – Татарского республиканского) СНХ в 1919-1921 гг., член президиума СНХ Украины в 1921-1922 гг., начальник управления ремонтных заводов НКПС в 1929-1931 гг., член совета торгпредства в Берлине в 1931 г., председатель Химимпорта в 1931-1932 гг., заместитель начальника Метростроя в Москве в 1932-1933 гг., начальник центрального управления финансов НКПС в 1933-1934 гг.
Непосредственно перед переводом в Пензу он был заместителем начальника главного управления автотракторной промышленности НКТП. В 1930 г. Рошаль, имевший ранее лишь гимназическое образование, окончил Высшие академические курсы НКПС.
Таким образом, к моменту своего назначения директором ЗИФа в январе 1936 г. 38-летний Рошаль имел огромный опыт руководства разными отраслями народного хозяйства, обладал репутацией не участвовавшего в оппозициях старого коммуниста и авторитетного хозяйственника. Во многом именно столь значительный авторитет позволил ему столь долго отстаивать самостоятельную позицию в борьбе с горкомом.
В Пензе
Первый год руководства заводом прошёл для М. Рошаля достаточно успешно. Но начало осенью 1936 г. «кадровой революции» ознаменовалось широкими обвинениями хозяйственников в контрреволюционном саботаже. Началась политизация производственных инцидентов.
Новый руководитель города, ответственный секретарь горкома Константин Старостин, оказался более чуток к новым политическим тенденциям. Он возглавил город 20 ноября 1936 г. Будучи лишь на 2 года моложе Рошаля, Старостин обладал не меньшим авторитетом.
В 1934-1935 гг. он был парторгом Метростроя и получил орден Ленина за строительство метро. Затем был секретарём Московского комитета и начальником Политуправления Наркомвода.
Однако в его биографии был серьёзный изъян, с точки зрения политической благонадежности: до Октябрьского восстания Старостин был меньшевиком. Человек крайне импульсивный и даже авантюристичный, и в то же время чуткий и гибкий, К. Старостин поставил во главу угла своей политики задачу перевести удар с руководства города и себя лично на руководителей ЗИФа. Так началось противостояние двух руководителей и двух бюрократических группировок.
Авария на электростанции
Первое крупное столкновение между ними произошло в феврале 1937 г. 8 февраля на электростанции ЗИФа произошла крупная авария. В результате неверного распоряжения мастера на 5 часов было прервано электроснабжение завода, железнодорожного узла и других важнейших предприятий города.
Положение осложнялось непрерывно гудевшим заводским гудком, т. к. пар был направлен в его паропровод. Отключить его было невозможно, т. к. нельзя было проникнуть в котельную, заполненную паром. Одновременно вспыхнул небольшой пожар в соседних бараках и детском очаге. К заводу съехались пожарные команды со всего города. В Пензе возникла паника.
Руководство горкома не преминуло воспользоваться этим инцидентом в своих политических целях. Он был рассмотрен 11 февраля на бюро горкома. Оно расценило аварию как преступный акт и обвинило руководство завода в слабом внимании к подбору личного состава электростанции, в благодушии, декларативности, слабом реагировании на тревожные сигналы.
Рошаль, входивший в состав бюро, высказал резкое несогласие с принятым постановлением и выступил с особым мнением, взяв под защиту ряд работников электростанции, и заявил, что гордится умелой ликвидацией аварии без ущерба для оборудования.
Такая позиция директора была умело использована Старостиным для обвинений его в политической близорукости, в покровительстве чуждым элементам среди инженерно-технического персонала. Тем более, что вскоре начались аресты работников силового хозяйства завода.
Некоторое время М. Рошаль продолжал отрицать существование вредительства на заводе, но уже на собрании городского партактива 26-29 марта 1937 г., состоявшемся после знаменательного февральско-мартовского пленума ЦК, был вынужден признать свою неправоту в оценке аварии.
Партийное собрание
Новым этапом в разворачивающемся конфликте стало общезаводское партийное собрание, продолжавшееся рекордно долго – с 15 апреля по 11 мая 1937 г. Весенняя отчётно-выборная кампания в партии была инициирована последним пленумом ЦК. В своей политике разгрома бюрократических кланов на местах И. Сталин попробовал сначала организовать давление на них снизу.
Для этого февральско-мартовский пленум значительно демократизировал систему выборов партийных органов. (Как показала история, ненадолго.) Чтобы местные вожди не смогли манипулировать выборами, а рядовые коммунисты могли свободно критиковать своих непосредственных руководителей, верховная власть развернула беспрецедентную кампанию критики партийных секретарей в прессе. К. Старостин вновь с успехом воспользовался новой кампанией.
«Сейчас со злобою, часто даже без опаски, клеймят последними эпитетами вчера ещё всесильных исполкомщиков и партийцев... Открылись шлюзы недовольства. На всех собраниях перед слушателями сменяются, как в говорящем фильме, жуткие рассказы о том, как изворачивается советский гражданин, чтобы прожить, пробиться, обойти, задобрить бездушного чиновника или хищного стяжателя», – так описывал атмосферу партийных собраний той весны меньшевистский журнал «Социалистический вестник».
Эта характеристика справедлива и для собрания на
ЗИФе. Целый месяц коммунисты завода каждый вечер увлечённо обсуждали личности своих начальников. Ничего подобного не практиковалось с конца 1920-х годов.
Очень скоро выяснилось, что главным объектом критики на собрании является не партком завода и его секретарь П. Лёвин, не игравшие на заводе самостоятельной роли и полностью управляемые директором, а сам М. Рошаль. Один за другим выступавшие коммунисты выдвигали всё новые и новые обвинения в его адрес.
Среди них было мало собственно политических претензий, преобладали обвинения в бюрократизме, грубости с подчинёнными, зажиме критики, помыкании парткомом, производственных неполадках, очковтирательстве, вызывающей роскоши и т. п.
«У нас дело с критикой построено так, что если вы вздумаете критиковать т. Рошаля, то вы заранее должны приготовить себе место для работы», «... Рошаль почти один весь дом занимает. Мало того, он даже себя охраняет. Около его дома стоит пост», – говорили выступавшие.
Особую роль на собрании и в дальнейшей борьбе сыграла группа молодых инженеров-коммунистов. Их особенно волновало то, что директор окружил себя группой беспартийных инженеров и практиков. Эта группа блокировала карьерный рост молодёжи.
На собрании они главный удар нанесли по ним, обвинив Рошаля в семейственности, в покровительстве подхалимам и бюрократам, людям с сомнительным социальным происхождением и биографией. Не случайно, что с именем одного из молодых инженеров – С. Субботина – связан один из самых драматических моментов собрания.
19 апреля он публично высказал своё подозрение в том, что М. Рошаль является ставленником казнённого незадолго до этого бывшего 1-го заместителя наркома тяжелой промышленности Георгия Пятакова.
После этого потрясённый Рошаль поднялся на трибуну и попытался объяснить, что выступление Субботина не основано на фактах, бездоказательно, но нарастающий шум и смех в зале вынудили его замолчать. Позже выступления ряда авторитетных коммунистов, осудивших речь Субботина, заставили инженера пояснить собранию, что он лишь поделился своим сомнением.
В этот момент в дискуссию включился Старостин. Он заявил, «что, когда товарищи говорят, что у нас на заводе есть вредительство, я только вижу в этом здоровую партийную политическую бдительность», тем самым поощрив бездоказательные выступления. Он обвинил Рошаля в том, что тот не возглавил критику, пытается заглушить её. Секретарь горкома призвал к ещё большему развёртыванию критики: «Чем больше нас здесь критикуют, тем лучше».
Собрание сделало соответствующие выводы: Рошаль не был включён в списки для голосования 365 голосами против 133. Это был неординарный случай.
29 апреля Старостин отправляет докладную записку секретарям ЦК Андрею Андрееву, Николаю Ежову и и. о. первого секретаря Куйбышевского крайкома Павлу Постышеву, где проинформировал их о произошедшем, повторил все обвинения в адрес Рошаля и высказал мнение, что директор не сделал серьёзных политических выводов. «Это становится опасным для интересов дела, для предприятия, в целом для пензенской парторганизации, и поэтому я ставлю перед Вами со всей остротой этот вопрос и прошу дать мне необходимые указания».
Как показали дальнейшие события, Старостин действовал явно по собственной инициативе. Ни областное, ни центральное руководство не ожидали такого исхода собрания.
В Пензу срочно выезжает П. Постышев. В своём получасовом выступлении на собрании он говорит, что критика директора верна, но ему не следует выражать политическое недоверие, т. к. он – достойный директор.
Но здесь произошло небывалое. Заводское партсобрание не прислушалось к мнению кандидата в члены Политбюро и не включило Рошаля в списки. На выборах в партком 7 мая лишь 114 из 661 голосовавшего воспользовались своим правом и вписали имя Рошаля дополнительно в свои бюллетени.
Поскольку в 1 туре избрать весь состав парткома не удалось, то 10 мая был проведён 2 тур. На этот раз кандидатура Рошаля была включена в списки для голосования, но он набрал 270 голосов «за» и 282 – «против».
Одна из самых влиятельных фигур в хозяйственной номенклатуре Куйбышевской области так и не смогла войти в состав парткома руководимого ею предприятия. Это было неслыханно. Новый раунд борьбы окончился явной победой горкома.
Привычный финал
Последовавшие 2,5 месяца были временем дальнейшей эскалации напряжённости. Этому способствовала, прежде всего, политическая обстановка в стране. Процесс по «делу военных» во главе с Михаилом Тухачевским и казнь осуждённых 12 июня запустили широкие репрессии против командного состава Красной Армии.
В июне 1937 г. состоялся экстренный пленум Куйбышевского крайкома ВКП(б). С информацией о «Военно-фашистском заговоре» и его руководителе бывшем командующем Приволжским военным округом М. Тухачевском выступил Постышев.
Рошаль об этом пленуме позже писал: «Припоминаю тягостную атмосферу собрания, раздражённость и повышенную нервозность докладчика, сообщившего об аресте М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, о самоубийстве Я. Б. Гамарника. Всех это настолько ошеломило и придавило присутствующих, что никто никаких вопросов не задавал и даже в кулуарах вне всякого обыкновения не обменивались мнениями».
Рошаль хорошо знал Тухачевского ещё со времён революции и обсуждал с ним ситуацию на ЗИФе, уже будучи директором.
Июньский пленум ЦК ознаменовал собою начало широких репрессий в номенклатурной среде. Именно в период с июня по сентябрь 1937 г. было снято со своих постов и репрессировано подавляющее большинство руководителей высшего и среднего звена.
Секретный приказ наркома внутренних дел № 000447 от 30 июля, утверждённый на следующий день Политбюро, ознаменовал начало «массовых операций». Коммунистический режим с каждым днём всё более нагнетал в стране истерию шпиономании и охоты на ведьм.
Положение на заводе ухудшалось, как ухудшалось положение в экономике в целом. В 1-м полугодии 1937 г. завод выполнил программу по военной продукции лишь на 62,2%.
Главной причиной ухудшения была нараставшая волна репрессий. С 1 февраля по 26 июня 1937 г. с завода были уволены 37 ИТР и 100 рабочих из числа «чуждых элементов». Многие из них были арестованы. Готовились новые увольнения и аресты.
Угроза репрессий заставляла инженерно-технический персонал перестраховываться, перекладывать ответственность за принятие сколько-нибудь значимых решений на вышестоящих работников, требовать подтверждения указаний в письменном виде. Эти настроения охватили даже руководящую верхушку завода. О рационализации производства уже никто не думал.
Конфликт между руководством города и завода продолжался. В середине июня К. Старостин потребовал от начальников цехов ЗИФа предоставить ему докладные записки о ходе работы руководимых ими подразделений накануне доклада М. Рошаля на заседании бюро горкома.
А 19 июня на заседании бюро горкома без предварительного согласования с директором выступил с докладом беспартийный инженер В. Джанполадов – будущий директор завода.
Рошаль в письме Постышеву обвинил Старостина в нарушении принципа единоначалия и подрыве его авторитета. Вот как вспоминал об этом эпизоде инженер А. Баталин: «Ни для кого не секрет, что на протяжении нескольких месяцев у Старостина и Рошаля ненормальные взаимоотношения. Эти ненормальные взаимоотношения сказывались на работниках завода. Старостин вызывает [меня] днём или ночью, говорит: «Дайте мне то-то, то-то». Рошаль говорит: «Вот тебе приказ, ты не имеешь права [разглашать] никакие сведения». Старостин говорит, что ты – член партии. Рошаль говорит, что являешься моим подчинённым. Такие вещи сильно отражаются на работе».
20 июня 1937 г. хорошо знавший положение на заводе старший военный представитель Артиллерийского управления РККА Розенберг направил наркому обороны Клименту Ворошилову доклад, в котором чрезвычайно критически оценивал работу завода. Он справедливо обвинил Рошаля в попытках выдать бракованную продукцию за годную, в глубоких технологических просчётах, ведущих не только к повышению себестоимости продукции, но и к ухудшению её качества, к браку.
Розенберг резко критиковал стиль руководства директора. В заключение он предложил рассмотреть вопрос о снятии с работы М. Рошаля.
Заключительный раунд борьбы начался 21 июля. В этот день был арестован заместитель Рошаля М. Шумин-Айбиндер. Арест столь крупного руководителя и предъявление ему политических обвинений позволили Старостину перейти в наступление против руководства завода, которое теперь легко можно было обвинить в пособничестве врагу народа.
22 июля решением бюро горкома был смещён секретарь парткома завода П. Лёвин, тесно связанный с директором и враждовавший со Старостиным.
Дело Рошаля рассматривалось на заседании парткома 5 августа и на пленуме горкома 7 августа. В основном он придерживался прежней линии защиты: говорил об успехах завода, обвинял Старостина в стремлении подчинить себе руководство завода, открещивался от обвинений в каких-либо связях с Шуминым, кроме деловых.
Партком высказался за исключение Рошаля из партии. Горком поддержал это решение и решил просить обком, ЦК и наркомат оборонной промышленности о снятии его с поста директора.
После своего исключения Рошаль не утратил надежды на изменение решения, полагая, что вышестоящие органы положат конец «чудовищному произволу», творимому Старостиным. Он обращается к А. Андрееву, П. Постышеву и уполномоченному КПК по Куйбышевской области Арону Френкелю.
Но ситуация, по сравнению с весной 1937 г., сильно изменилась. Как раз в середине августа в Куйбышев прибыл А. Андреев, чтобы потребовать от руководства области всерьёз взяться за борьбу с «врагами народа». Его визит сопровождался арестом второго секретаря обкома Александра Лёвина и председателя облисполкома Георгия Полбицина.
Террор в области вступил в решающую фазу. Неудивительно поэтому, что 21 августа бюро обкома поддержало решение пленума Пензенского горкома об исключении Рошаля из партии.
31 августа начальник Пензенского горотдела НКВД
А. Филиппов направил Постышеву доклад, где сообщил о том, что НКВД подозревает Рошаля в принадлежности к контрреволюционному троцкизму. 7 сентября нарком оборонной промышленности Моисей Рухимович отдал приказ о смещении Рошаля. В конце месяца Рошаль был арестован.
В противоборстве М. Рошаля и К. Старостина политическое чутьё оказалось, безусловно, на стороне последнего. Он всегда был наступающей стороной, а Рошаль – обороняющейся.
Но решить стратегическую задачу и отвести от себя удар секретарю горкома, разумеется, не удалось. Руководителю такого уровня в 1937 г. было практически невозможно уйти из-под удара машины террора. На следующем пленуме горкома 12 сентября была смещена вся руководящая верхушка Пензы.
Рошаль ещё успел на свободе увидеть падение своего политического противника. Старостин был снят со своего поста и исключён из партии. Вскоре он был арестован и через год казнён.
После ареста
Рошаль стал жертвой того политического режима, который с энтузиазмом сам и создавал.
Первые 10 дней следователи из Управления НКВД по Куйбышевской области допрашивали Рошаля круглосуточно. В то время он большей частью стоял лицом к стене, получал сильные удары по голове, спине, ногам резиновой плетью и велосипедной цепью. Требовали признаться во вредительстве.
После небольшого перерыва многодневный допрос с применением физического насилия возобновлялся. Результат тот же. Несмотря на адские страдания и угрозы расстрела без суда, Рошаль выстоял.
Следователь вынужден был записать в протоколе о невиновности арестованного. Но и после этого Рошаля не освободили, а перевели в Москву на Лубянку. Снова допросы с применением средневековых пыток. Не помогло.
В сентябре 1938 г. строптивого арестанта перевели в Лефортово. Вспоминая о том времени, в 1955 г. он писал в Комитет партийного контроля: «Действительность, с которой я столкнулся, значительно превзошла все представления об ужасах, о которых я был только наслышан. Я попал в обстановку произвола, кошмара и пыток. Допросы проходили каждодневно и каждую ночь. Из всех кабинетов следственного корпуса слышались душераздирающие крики, стоны, оглушительный шум ударов и плач. Я понял, что попал в среду преступников, совершающих чудовищные преступления против государства и партии, сознательно уничтожающих кадры старых членов партии».
Так продолжалось до тех пор, пока Рошаль не «признался» следователям о своих связях с «врагами народа» и «вредительстве» в оборонной промышленности, не подтвердил свою антисоветскую деятельность в Пензе.
16 января 1940 г. Сталин утвердил представленный наркомом внутренних дел Лаврентием Берией очередной расстрельный список. Среди представленных к казни были Исаак Бабель, Михаил Кольцов, Всеволод Мейерхольд.
Рошаль проходил в нём по второй категории. Это означало 15 лет лагерей. В июне 1940 г. Военная коллегия Верховного суда СССР на своем закрытом заседании в Лефортове приговорила Рошаля к 15 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
С первой же партией осужденных его отправили в Коми на заготовку леса. Работа оказалась неимоверно трудной. В 1941 г. Рошаль и многие его товарищи по лагерю попросились на фронт, но их перевели в Сибирь, где условия работы и жизни были намного хуже, чем в Коми. Пришлось и эти невзгоды вынести, преодолеть.
В 1954 г. Рошаля освободили из мест заключения, реабилитировали, пригласили участвовать в работе XX съезда партии. За 30 лет после выхода из лагеря (Михаил Рошаль умер в июне 1985 г.) он опубликовал книги «На путях революции», «События Октября в Новгороде», «Семён Рошаль», «Записки из прошлого», десятки статей в сборниках и журналах.
Михаил Зелёв,
кандидат исторических наук

Изображение

Изображение

Участник
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Барс » 13 ноя 2021, 01:14

Николай Васильевич писал(а):СПРАВКА: ТЭЦ-1( цех №27 ЗИФа) - пущена только в 1943 году. Ещё одна тема для исследования.
Жду аргументированных дополнений или возражений. Обсудим.
Ну, вот! Пока статья “давала сок” в ожидании публикации, подоспела и новость по месту расположения в Пензе дизельгенераторной станции!
Есть интересные архивные фото.
j9taO Пенза Аэрофотосъемка 3.06.1942.jpg
Аэрофотосъемка Люфтваффе 3.06.1942 года.
j9taO Пенза Аэрофотосъемка 3.06.1942.jpg (162.42 KiB) Просмотров: 1616
AkfZw Пенза Аэрофотосъемка 12 мая 1943.jpg
Аэрофотосъёмка Люфтваффе 12.05.1943 г.
AkfZw Пенза Аэрофотосъемка 12 мая 1943.jpg (146.16 KiB) Просмотров: 1616

Обратите внимание на объект №1. /верхнее фото/ (перевод) Силовые установки. А на счет потребления энергии весь фокус в том что гражданского потребления электроэнергии фактически не было , кроме лампочек , приемники же изъяли в 1941 г. , а больше потребителей и не было вообще.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 13 ноя 2021, 14:16

Барс, да, на ЗИФе была силовая станция. Почему силовая, а не электрическая. Кроме электроэнергии она вырабатывала пар и горячую воду для технологических нужд завода и отопления, при этом обеспечивала и рабочий посёлок при заводе. В годы ВОВ "делилась" эл. энергией с другими заводами города по особому графику, при этом останавливая некоторые подразделения на самом заводе. Война, куда деваться. В этом районе была только одна повышающая подстанция - на ЗИФе, от которой расходились линии в другие районы города. На эту же подстанцию поступала энергия с городской дизельной станции. Это всё, то что в городе было. Я точно не знаю, но возможно где-то стояли и локомобили или дизельные установки.
СПРАВКА: при проектировании завода в 1913 году была заложена автономная деятельность завода, с тем чтобы работа завода не зависела от городских коммунальных служб города. О силовой станции сказали, на территории завода было 4 артезианских скважины воды, очистные сооружения промышленных и фекальных стоков и отведение их. Наверное неправильным будет говорить о том, что потребления эл. энергии в городе почти не было, ведь работали объекты коммунального хозяйства, госпитали, пекарни, бани и пр., без их работы, тем более в годы войны не обойтись - иначе беда, в виде эпидемии.

Участник
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Барс » 13 ноя 2021, 14:42

SubUp Пенза Аэрофотосъемка 1.10.1942.jpg
Съёмка Люфтваффе 1.10.1942 г.
SubUp Пенза Аэрофотосъемка 1.10.1942.jpg (176.68 KiB) Просмотров: 1610

Участник
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Барс » 13 ноя 2021, 15:02

zif.jpg
И все таки такие мощности генерации нужны были только для промышленности , бани были на угле и дровах значит только лампочки , ж.д. полностью на паровозной тяге , троллейбусов и трамваев не было , в городе была светомаскировка , т.е. улицы не освещались. И потом строительство мощной электростанции не представлялось возможным пока не построили плотину. На этой немецкой склейке видно и основную электростанцию зона В и линию электропередач в зону А -ЗИФ. И обратите внимание у них на снимках все подписано и точно , а завод оборонный , значит их спецы были на 50 заводе при монтаже различного оборудования , например станков или тех же дизель-генераторов.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 13 ноя 2021, 19:13

Мой посыл не противоречит Вашей версии. И всё таки война войной, а, город должен жить. Ведь в основном-то жили рабочие тех же заводов. Безусловно и бесспорно, те мощности, которые шли на "бытовуху" несоизмеримы с промышленным потреблением.
С 1935 года в Пензе постоянно проживала целая немецкая диаспора, это рабочие и специалисты, которые приехали в трудные времена для Германии, работать на завод по оргнабору. Для них даже построили дома с удобствами и отдельными квартирами. Для одиноких отдельные комнаты в общежитиях. Они же приходя на завод свободно могли перемещаться по территории. Можно предположить, что вернувшись в Германию попали в цепкие лапы разведки. Посему и попали на карты такие точные названия объектов. А, вот на 5(б) им хода не было, только на производстве велосипедов немцев использовали, и возможно в станкостроении, но это не подтверждено.

Участник
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Барс » 13 ноя 2021, 20:06

Скорее всего так , но все равно видно как хорошо у этих тварей разведка была поставлена , ведь мало иметь фотоснимки , надо ещё и точно классифицировать объекты-цели. И видно насколько было тяжелейшее положение если даже такой стратегический завод вообще не был прикрыт авиацией , Ju 88D-1 довольно тихоходная цель . Вы не подскажите есть ли информация как был прикрыт зенитными батареями сам завод или их вообще там не было. Батарея на Боевой горе не в счет.
mgzCf  Пенза Аэрофотосъемка 7.10.1942.jpg
Электростанция.
mgzCf Пенза Аэрофотосъемка 7.10.1942.jpg (169.4 KiB) Просмотров: 1598

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1184
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedT » 13 ноя 2021, 22:45

Получается, электростанция была, где сейчас ТЭЦ?
(Это я смотрю на современный спутниковый снимок в американской программе "Карты" Google на планшете - в цвете и с гораздо большим разрешением, и никакое ПВО не достанет - новый уровень разведданных от "потенциального противника", доступных любому)

Интересно, почему у реки построили - с перспективой строительства плотины, или вода нужна была, например, для охлаждения, или просто место было свободное недалеко от завода? А в промежутках улицы частных домов - некоторые до сих пор сохранились (по крайней мере, участки, дома могли и новые построить), на месте других уже многоквартирные, но сохранилось чередование жилья и промзоны.

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18