Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 27 июл 2021, 15:27

Государственный архив Пензенской области.

Сообщение от 27 07 2021 г.
Изображение


15 июля состоялась рабочая поездка руководства Комитета по делам архивов Пензенской области и сотрудников ГБУ «Государственный архив Пензенской области» на территорию промышленной площадки ОАО «Завод имени Фрунзе» по адресу Гагарина, 40. С 2006 года предприятие находится в процедуре банкротства. Архивные документы, в том числе и по личному составу, не упорядочены и не передавались на постоянное хранение в соответствии с требованиями Федерального закона «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004 г № 125-ФЗ (с последующими изменениями). На основании письма конкурсного управляющего ОАО «Завод имени Фрунзе» комиссией проведено обследование архивных документов. Архивные документы находятся в неудовлетворительном состоянии: сильно запылены, повреждены плесенью, с выгоревшим текстом, частично утрачены. Заключение экспертной комиссии по итогам рабочей поездки будет доведено до сведения конкурсного управляющего ОАО «Завод имени Фрунзе».


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 02 авг 2021, 16:27

Будем надеяться. См. со 2 мин.50 сек

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 10 авг 2021, 10:44

ФАБРИКА _ КУХНЯ НА ЗИФе.


На этот раз начнём публикацию в необычном для нас формате:

“В столовую ЦРК (Центральный Рабочий Кооператив - который состоит из пайщиков)для рабочих при фабрике “Маяк Революции” мне пришлось случайно попасть 3 октября. Эта столовая по сравнению со столовой при ВЕЛОЗАВОДЕ, где мне приходится обедать чуть ли не ежедневно, заслуживает внимания.

Прежде всего, столовая при “Маяк Революции” имеет приличный наружный и внутренний вид. Много света и воздуха. У кассы столовой бросается в глаза меню на на обеды с обозначением цен на них. Хлеб обедающим подаётся на особых тарелках. Везде - чистота и порядок.
При столовой имеется красный уголок, где много книг, газет и журналов; на стенах портреты вождей, что у нас на ВЕЛОЗАВОДЕ совершенно отсутствует.
После обедающих столы быстро убираются от посуды и протираются; новые посетители принимаются к чистым столам.
При ВЕЛОЗАВОДЕ же к чистым столам попадает лишь первая партия обедающих; остальные довольствуются грязными столами и даже скамейки и табуретки для сидений не редко встретить залитыми щами и разными отбросами. Хлеб приходится совать в засаленные карманы (надо полагать - карманы спецодежды).
Своей грязью и неопрятностью наша столовая при ВЕЛОЗАВОДЕ превзошла существующую в старое время в Пензе на базаре, так называемую “обжорку”.

Рабочий ВЕЛОЗАВОДА И.Ив.

Статья из газеты “Трудовая правда” от 10.10.1930 года, под заголовком “Хуже чем в обжорке”.



Прочитав эту статью, я заинтересовался - а, как же была выстроена система общественного питания на велозаводе в те годы.
Ни в архивных документах, ни в заводских хрониках того времени, ничего не нашёл. Ничего не оставалось кроме как продолжить поиск в местной печати и изучить развитие общественного питания в стране.
Познакомлю и Вас с тем что удалось найти в местной прессе:

“Трудовая правда” от 27.10. 1930 г.

“...Вопрос о строительстве фабрики-кухни в Пензе назрел и решён в положительном смысле.

В настоящий момент число обедающих в столовых ЦРК достигает 15 - 18 тысяч в день.

Это только незначительная часть того, что должно быть охвачено общественным питанием. /...../ Пенза избрана одной из первых для создания кухни на 35 тысяч блюд.

Крайпотребсоюз ассигновал на это 830 тыс. рублей. При самой кухнебудет столовая на 7 тысяч человек(!!!), остальное количество (блюд, надо полагать)должно развозиться в термосах в распределители по предприятиям.

По намеченному проекту само здание будет одним из лучших и обширных в Пензе.

В производственном процессе должны быть применены новейшие достижения техники.

Место постройки на месте бывшего зимнего театра Вышеславцева (место, где сейчас установлен памятник “Первопоселенцу” и жилой дом).

Отсюда должны обслуживаться бисквитная и мебельная фабрики, кирпичные заводы и расширяющаяся станция Пенза-3.
В нижней части города кухню строить нецелесообразно, здесь аналогичную роль будет играть СТОЛОВАЯ-КУХНЯ ПРИ ВЕЛОЗАВОДЕ, которая будет расширяться. К постройке новой фабрики-кухни должны приступить с весны 1931 года.”.

По всей видимости этой стройке не суждено было сбыться.

Интересна выдержка из статьи в газете с тем же названием от 30.09. 1931г. - - т.е. через год после выхода представленной выше статьи:

“Все силы города - на помощь стройке завода автосвечей”.

“....корреспондент сетует на плохую обеспеченность столовыми и на то, что фабрика-кухня удовлетворяет только 20% рабочих завода. Треугольник завода должен принять решительные меры к выходу из положения.”.


Судя по всему фабрика - кухня при велозаводе была самым вместительным местом и использовалась для проведения массовых мероприятий на заводе.
Та же газета от 29. 11. 1931 года публикует отчёт о рабочей конференции завода по итогам работы за 10 месяцев 1931 г. :
Итоги не утешительны, план 10 месяцев выполнен только на 56% годовой программы. Но...проходила эта конференция в зале фабрики-кухни.
Кстати: на этой конференции директор завода тов.Соколовский отметил, что фабрика-кухня должна быть увеличина в 3-4 раза.
Получается так, что введённое в эксплуатацию в 1930 году помещение фабрики- кухни уже не удовлетворяло потребностей работающих.

Фотографий и описания фабрики-кухни того времени найти не удалось.

Как же работали эти заведения?

И для чего они организовывались?

Почему носили такое странное название?

Изобретать велосипед не станем. Познакомим Вас с исследованиями по данной теме и публикациями в прессе того времени:
Изображение



“ Как работает фабрика-кухня?"


На фабрике-кухне четыреста человек рабочих приготовляют в день двадцать четыре тысячи обедов. Как же рабочие справляются с такой огромной работой?

Дело в том, что на фабрике-кухне вместо дров - пар, а рукам помогают электрические машины. Суп на фабрике-кухне варится не в кастрюлях, а в котлах. Котлы белые. Они приделаны прямо к полу и ростом не больше уличных, в которых варят летом асфальт. Под котлами проходят трубы с горячим паром. Трубы греют лучше печки. В котле варится разом 4500 тарелок супу.

Каждое утро на фабрику-кухню грузовики привозят картошку. Всю картошку надо вымыть и вычистить. Как это сделать?

Вертится длинная металлическая бочка. В бочке внутри бьют справа налево и слева направо водяные фонтанчики. Пляшет в воде картошка и выкатывается чистая, как будто каждую терли мочалкой. В другой машине картошка чистится, третья машина выжимает сок из клюквы, четвертая - мелет мясо, пятая - крутит мороженое.

На фабрике-кухне много машин. Даже хлеб режут здесь машиной, даже тарелки машиной моют.

С утра до вечера приходят на фабрику-кухню люди. Придут, пообедают и уйдут. Придут, пообедают и уйдут.

А во двор один за другим въезжают грузовики. Рабочие ставят на них высокие, узкие посудины, и грузовики уезжают. Посудины похожи на пушечные снаряды. Они так устроены, что горячий суп можно везти в них из Москвы в Ленинград, суп не простынет. Называются эти пушечные снаряды термосами.

Куда же едут термосы? На заводы, на фабрики, на постройки. Раньше рабочий в обеденный перерыв вытаскивал из кармана кусок хлеба или соленый огурец и ел всухомятку, а теперь к нему в термосе приезжает горячий обед. Как будто рабочий сам побывал на фабрике-кухне.

Фабрика-кухня и своих гостей кормит и сама в гости ездит.


Изображение

Изображение


“Знаковое понятие советских времен - фабрика-кухня. Первая - открылась в 1925 году, в подмосковном Иваново. Рабочий народ, строитель великого будущего с энтузиазмом индустриализировал страну. Вдаль к горизонту коммунизма советские труженики шагали с все возрастающей тягой к труду. И ничто не должно было отвлекать советского рабочего человека от трудовых подвигов, тем более быт с приготовлением еды на коммунальной кухне. На самом высоком уровне приняли решение о создании фабрик-кухонь, которые централизованно готовили еду для рабочего человека, способствовали «обобществлению быта». Советские фабрики-кухни начиная с 20-х годов, в разгар НЭПа несли идеологически - социальную подоплеку, они были призваны «увести» посетителей из частного сектора (кафе, пирожковых, трактиров и прочих «забегаловок» ), где большая часть рабочих исконно любила сиживать в свободное от работы время. Велась борьба за трезвость и вместо привычной рюмочки после работы советский человек с задором поедал столовские щи с морковными котлетами на второе в своем дружеском рабочем коллективе единомышленников. Конечно, как и любая «столовка» фабрики-кухни имели свои недостатки, вследствие дешевизны продукции, используемой в производстве и массовости подачи ее населению. Фельетонисты и сатирики 20-х-30 годов не обходили вниманием некоторые вопиющие «недочеты» фабрик-кухонь. Незабвенный роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок» живописно дарит читателю описание одной из фабрик — кухонь, где «по-европейски» кормили чем то коричневым и «кривая желудочных заболеваний резко пошла вниз». По всей стране открывались грандиозные комбинаты- фабрики-кухни. Они снабжали заводские столовые, готовили полуфабрикаты для тех, кто все же привык питаться дома. Традиционное здание советской фабрики-кухни имело несколько этажей, помещения для производства, приготовления, хранения и подачи еды в залах и продажи в кулинариях. Предусматривались и большие залы для проведения банкетов и празднеств. Строились фабрики-кухни по всему СССР в стиле конструктивизма и этот изящный, облегченный городской стиль, построенных в 20-х-30-х годах зданий, до сих пор является достойным украшением городских пейзажей и памятным архитектурным символом советской эпохи. 0 Первая такая фабрика-кухня появилась в 1925 году в городе Иваново-Вознесенке (больше известном как Иваново). Никто специально здание не строил. Это было дореволюционное промышленное предприятие, которое перепланировали, набили английскими и немецкими машинами и запустили туда поваров. Кстати, в организации фабрики-кухни в Иваново участие принимала некая Екатерина Максимова – позже она построит собственную фабрику-кухню в Самаре. Эксперимент оказался удачным. И фабрики-кухни начали появляться в других городах. Следующую создали в Нижнем Новгороде, но она тоже не была построена специально. Фактически же первой фабрикой-кухней, которая была построена с нуля, оказалась московская. И она была выдающейся! В ней был обеденный зал на 12 тысяч человек. Такая аудитория – это ни много ни мало целый стадион. 0 Фабрики-кухни, которые строили с нуля, впитали в себя всё лучшее, что было в конструктивизме (новая идеология, новые люди, новые дома). Первый канон, сложившийся при строительстве, это окна. Чаще всего это было ленточное остекление либо высокие окна от потолка до пола, чтобы посетители обедали при естественном свете, что создаёт домашний уют. Ну, и на электроэнергии можно сэкономить. Второй канон – это большие плоскости, которые можно заполнить столами со стульями. Популярно было использовать плоские крыши, чтобы в теплое время года рабочие могли обедать на свежем воздухе. Немаловажен и вид. В Екатеринбурге, например, сделали столовую на крыше, чтобы рабочие, обедая, глядели на то, как дымит их завод. Третий канон касался больше внутреннего устройства. Фабрика-кухня практически никогда не была только столовой. Это всегда был некий культурный центр. В Москве в одной из фабрик-кухонь был огромный универмаг. В другой фабрике-кухне это был почтамт. Где-то могли поставить аптеку. В Самаре в рукояти «молота» были небольшой спортзал и библиотека. Макет Фабрики-кухни в Самаре. 0 Внешне каждая-фабрика кухня выглядела революционно! До этого никто никогда не видел таких огромных зданий. Но настоящая революция произошла внутри. Дело в том, что фабрика-кухня – это дитя хлебозавода и автозавода. Вместе получается самый эргономичный на то время процесс. От хлебокомбинатов они получили идею спирального последовательного производства, когда операции по готовке следуют одна за другой с минимумом потерь по времени. Проще говоря, при готовке щей никто не ходит к бакам с огромными тазами нарезанной капусты. От автозаводов пришла идея конвейера. С помощью него, например, блюда попадали из раздаточной в обеденные залы. Ну, и конечно машины: хлеборезки, овощерезки, картофелечистки, баки для варки, струйные мойщики овощей, посудомоечные машины. Это тоже была вершина технологии и эргономики своего времени. Например, грязная и чистая посуда не пересекались друг с другом и с готовой едой. Ещё одна революционная идея фабрики-кухни – это автоклавы. По сути, это огромные чаны с герметичной крышкой, в которых можно было готовить очень быстро и много. Просто космическое количество еды! Дело в том, что фабрики-кухни занимались не только тем, что кормили в своих залах людей.
Изображение

Изображение



Они ещё активно готовили еду для заводских столовых, которую в огромных термосах развозили по городу. Они пекли пирожки для чайных и уличной продажи. На той же минской фабрике-кухне работало 478 человек. Плановая мощность минской фабрики-кухни – 65 тысяч порций. В реальности цифры были меньше – от 10 до 30 тысяч, в зависимости от размеров фабрики-кухни. Ну и, конечно, различные готовые котлеты, рыбные блюда и прочее, что требовалось только разогреть. Несмотря на все свои успехи, фабрики-кухни довольно быстро пришли к закату. Строительство фабрик-кухонь закончилось к середине 30-х годов. На то было несколько причин. Во-первых, стоимость работы и постройки фабрики-кухни была высокой. Во-вторых, многие предприятия начали сами открывать столовые. В-третьих, благодаря стараниям Анастаса Микояна и Полины Жемчужной активно развивалась пищевая промышленность, консервы стали входить в оборот. ОТЧЕГО ФАБРИКИ-КУХНИ НЕ СПРАВИЛИСЬ С ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ? После переворота идея мировой революции витала в России ещё долго. Так или иначе она переплеталась с идеей о строительстве новой страны. В новую страну должен войти новый человек – без сословия, без старых привычек, освобождённый от кухонного самодержавия. Через массовые обеды старались людям привить коллективизм. Зачастую раздача производилась так, что на стол из шести человек подавали одну, общую кастрюлю супа. Второй идеологический момент заключался в том, что люди вдруг стали есть то, чего раньше не пробовали. Как выглядел обед простого рабочего до фабрик-кухонь? - Он брал хлеба кусок, селёдку и огурец, отходил от станка и в уголке один это ел. А тут неожиданно у всех появились одинаковые фарфоровые тарелки, блестящие металлические столовые приборы, и порции у всех были одинаковые. В этот момент приходило понимание, что не зря была революция, не зря была гражданская война. Вот она новая жизнь. Она наступила. И её символ – это фабрика-кухня. Но люди всё равно предпочитали есть дома. Крестьяне просто не успевали быстро перестраиваться в городе и возвращались к примусам да керосинкам. К тому же в середине 30-х стартовала смена идеологической парадигмы. Советская власть ушла от мировой революции и повернулась к человеку. Рождественская елка в 1935 году стала новогодней, в 1939 году вышла «Книга о вкусной и здоровой пище». Советские граждане так и не смогли отказаться от домашней кухни. Но однозначно говорить о провале фабрики-кухни нельзя – они стали основой и школой советского общественного питания. Самара 0 Самара 0 Самара 0 0 0 Ныне фабрика-кухня – это образец сложного производства с высоким уровнем технологических процессов и запутанной логистикой. Сбор заявок на производство от заказчиков, разделение их по цехам (горячий, холодный, рыбный, мясной, мучной и т.д.) с учетом оптимальной загрузки их мощностей, обеспечение наличие необходимых продуктов, упаковка и маркировка готовых полуфабрикатов и отправка их на места реализации. При этом нужно уделять особое внимание качеству и стандартизации продукции, т.к. на месте реализации уже просто не будет возможности исправить какие-то допущенные ошибки.”

Фабрика-кухня на ЗИФе - построенная в 1930 году сохраняла своё название в устах рабочих и аборигенов рабочего городка своё первоначальное название, несмотря на то, что в 1980 году, после проведения капитального ремонта получила иное название “Комбинат общественного питания “ЗИФ” “.

В рабочее время комбинат работал как и все столовые на заводе, обслуживая работающих обедами в двух залах - на первом и втором жтажах.

Вечером зал на втором этаже работал как кафе, поскольку интерьер зала был спроектирован для этого. В этом же зале проводились и торжественные мероприятия для работников завода, как то: юбилейные даты, свадьбы, и т.п. меропрития. Плата за аренду помещения для работников завода была символической.

Вот так выглядела фабрика кухня по всей вероятности в послевоенные годы: Фото №4

К большому сожалению видна только торцевая часть здания, та что на дальнем плане. Других фотографий найти не удалось.

На переднем плане здание известное нам как “Санчасть велозавода”, но...это уже другая история.
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1184
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedT » 10 авг 2021, 21:38

Интересно! Получается, такая громадная столовая, и не только. Не довелось мне поработать на таком предприятии, где работали десятки тысяч, и всем надо обеспечить не только условия труда, но и быт. Целая наука!

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 16 авг 2021, 10:18

СТАНКОСТРОЕНИЕ НА ЗИФе.

Нами несколько нарушена хронологическая последовательность предоставления освоения новых видов продукции на ЗИФе. Если мы умышленно пропустили подробности по освоению велосипеда, то построение станкопроизводства “перебило” не менее значимое, не только для завода, но и для всей страны - производство авторакторных свечей.

Восполняем сей пробел.

Архивные фонды не позволяют нам полно пролить свет на данное событие, но...всё же, кое- что удалось найти.

Копий документальной переписки у нас нет, представим только тезисно:

- апрель 1928 года - НКТП запрашивает завод о возможности налаживания производства оборудования для нужд завода и всей страны.

- май 1928 года - сообщение дирекции завода на запрос НКТП о возможности изготовления трёх видов станков уже в 1928 - 29 операционном году.

- август 1929 года - НКТП издан Приказ № 457 от 3.08.1929г. о начале финансирования работ связанных с производством станков.


Рассмотрим ситуацию более подробно на основании публикаций и анализов состояния станкостроительной отрасли того времени в СССР. И попробуем реконструировать события на заводе.

Мировой кризис 1920- 30 годов создал для СССР весьма благоприятные возможности для приобретения на внешних рынках передовой техники и технологий по довольно низким ценам. Таким шансом не приминули воспользоваться. В 1929 - 1933 годах основные фонды промышленности, которая к этому времени находились в состоянии катастрофического износа, удалось обновить на 71,3% и не менее 2/3 - за счёт импорта. Такое масштабное обновление производственной базы стало крупным фактором экономического роста в этот период ( по официальным данным он удвоился).
В 1929 - 1930 годах на завод поступило 196 единиц на сумму 636 894 руб.
В 1931 году поступило 539 единиц на сумму 1 200 000 рублей
, в основном это современное и высокоточное оборудование, которым оснащались инструментальные, ремонтно-механические и станкостроительные мастерские - ведь эти подразделения обеспечивают стабильную работу валовых подразделений.

В основном это - универсальное металлорежущее оборудование, среди них:
- токарно-винторезные “Хенди” и прочие;
- шлифовальные “Черчиль”, “Циммерман”, “Лендис”....;
- токарно-револьверные “ Вард”, “Ганс Вреде”, “Индекс”;
- прессово-штамповочное оборудование, а также и специальное на велопроизводство.

Имел место быть и нелегальный импорт по каналам косвенного влияния и нелицензионное копирование иностранной техники, и её “творческое переосмысление”, проще говоря - банальный плагиат.

В советских “заимствованиях” особенно поражают две вещи: их огромный масштаб и удивительный цинизм. Копировалось буквально всё - от огромных заводов, автомобилей, тракторов, самолётов, фотоаппаратов, бытовой техники и игрушек.
Нет, велосипед не относится к категории “заимствованных”.
Копировалли - не значит, что всегда воровали. То, что нельзя было украсть, покупали за деньги.

А, вот станок - токарно-револьверный автомат фирмы “Ган и Кольб” марки “Индекс - 0” - “позаимствовали”. Правда, не с него началось станкостроение на ЗИФе.

При производстве взрывателей весьма велик уровень доделочных операций, это - малоквалифицированный ручной и весьма утомительный труд, без которого не обойтись. После токарных, фрезерных и других работ выполняемых методом резания, остаются заусенцы, не обработанные фаски, отверстия и резьбы и прочие мелкие операции. Вот они-то и назывались - “доделочными”. Для выполнения этих операций использовался женский труд. Операции выполнялись на приводных приборах с использованием ручного инструмента (шабер,напильник, шарошка и им подобные). Для механизации этих работ на заводе разработали настольно-фрезерные станки с креплением детали быстродействующим цанговым зажимом, оснащёнными суппортами с продольной и поперечной подачей, на которых крепился инструмент, что обеспечивало постоянство размеров обрабатываемой детали, быстрый переход с обработки одной детали на другую, что обеспечивалось быстрой переналадкой станка. Брак на этих операциях сократился до минимума.Производительность труда увеличилась.
Эти станки были нескольких габаритов, в зависимости от размера обрабатываемой детали.
На завод наряду с универсальным оборудованием поступало и пргрессивное металлорежущее оборудование для массового производства - токарно-револьверные автоматы. Видимо тогда у руководства НКТП и возникла идея “заимствования”, что и предложено было для реализации на пензенском заводе. На заводе это предложение приняли. Литейный цех действовал, модельный участок при нём был, ремонтно-механическая мастерская оснащалась импортным оборудованием, квалифицированные кадры были, но...работали с минимальной загрузкой - их надо было удержать, ФЗУ тоже готовили специалистов - их тоже надо было задействовать. Да и самими станками - автоматами заодно укомплектовать производственные участки.
Кругом - выгода.
Приступили. Конструктора “заимствовали” с раскиданного по деталям станка, “создавая” чертежи. Начали организовывать и комплектовать оборудованием и кадрами станкостроительный цех. Поручено это было (знакомому уже нам по организации свечного производства) - Бесперстову.
Изображение

Пока идёт на заводе организационная работа, мы с вами познакомимся непосредственно с объектом ради которого затеяли это всё - токарно-револьверный автомат марки “Индекс -0”.

Автомат предназначен для токарной обработки сложных по форме деталей, требующих применения нескольких последовательно работающих инструментов: резцов, свёрл, зенкеров, развёрток, метчиков ( на некоторых моделях 12 -16 инструментов).

Для изготовления деталей взрывателей и велосипедов - идеальный вариант.

В качестве заготовок используется калиброванный пруток различных марок стали, цветных металлов и их сплавов с диаметром обработки - 12мм; 18 мм; 36мм круглого, квадратного и шестигранного сечения.
Калиброванный и выправленный пруток закладывается в направляющую трубу и закрепляется в шпинделе станка цанговым зажимом. Комплект режущего инструмента закреплён в револьверной головке и на поперечных суппортах.
Револьверная головка служит для обточки резцами, обработки отверстий и нарезания резьбы метчиками и плащками.
Поперечные суппорты предназначены для обработки фасонными резцами, для осуществления подрезных переходов и отрезания готовых деталей.
При включении станка все рабочие и вспомогательные движения выполняются автоматически при помощи специальных кулачков (для каждой детали расчитывается “свой” набор кулачков и инструмента). Профили кулачков обеспечивают необходимую скорость движения инструмента, требуемую длину обработки и чередование переходов.

Наличие регулировочных устройств и соответствующих установок инструментов устраняют необходимость в промерах каждой детали.

Для чего я это всё описал?

Да, для того чтобы было легче воспринять то, что происходило на заводе в годы Великой Отечественной войны.
Оснащение цехов такого типа станками позволило внедрить многостаночное обслуживание, организовать поточные линии из автоматов и встроить в них агрегатные станки и доделочные операции. Ни на одном из заводов выпускающих взрыватели не был достигнут тот уровень механизации и поточности технологических процессов. Поэтому ЗИФ и выпустил больше всех этих устройств в годы ВОВ.

Освоение начали с автоматов на которых обрабатываются детали с диаметром обработки до 12 мм. произошло это событие 31 декабря 1933 года.

Наркомом НКТП Орджоникидзе была объявлена благодарность заводу и выделены денжные средства для премирования отличившихся работников. Возглавлявший работы по освоению станка на заводе К.П.Бесперстов премирован легковой машиной, а завод - двумя автобусами, легковой и грузовой машинами.

Автоматов мод. 1112 было выпущено:

1934 год - 46 единиц;

1935 год - 125 единиц;

1936 год - 396 единиц.

В 1935 году освоен выпуск автомата мод. 1118, в составе которого 2500 деталей.
№127
Изображение

В марте 1936 года освоили производство одношпиндельного автомата продольного точения по типу “Торнос” тоже “заимствованного.

Через год - в марте 1937 года был изготовлен образец токарно-револьверного автомата мод. 1136.

Самым серийным из этого модельного ряда стал - автомат 1136, применяемый для обработки корпусных деталей.

За годы производства с 1933 по 1946 годы станков мод. 1136 было выпущено:

4623 единицы.

Автоматы этого модельного ряда, как и других моделей производились не только для применения на ЗИФе, но и поставлялись на другие заводы отрасли и страны.

Для расширения станкостроительного цеха в 1936 году был построен новый корпус в котором разместили поначалу и цех изготовления патефонов.

Корпус располагался между нынешними фабрикой-кухней и санчастью, в глубине. С улицы Заводское шоссе его не было видно, т.е. за основной территорией завода. Снесли этот корпус в конце 1970-х, в административном 2-х этажном помещении организовали профилакторий завода

На 1938 год заводу был установлен план выпуска 675 станков в год.

Это очень много!!!

Производство патефонов перевели на основную площадку завода, а вскоре и вовсе прекратили их выпуск. Пришлось пересмотреть планы по выпуску и других изделий народного потребления.

В сентябре 1937 года станкостроительный цех преобразован в станкостроительное производство.

В 1940 году конструкторское бюро станкостроения начало подготовительную работу по разработке документации шестишпиндельного токарного автомата получившего на заводе мод. 1261. Чем закончилась эта работа установить не удалось.

Справка: первые многошпиндельные автоматы американской фирмы “КОН” поступили на завод в декабре 1938 года. Видимо с этих станков и “заимствовали” при разработке “1261”.

Закончилась Великая Отечественная война. Были продолжены работы по проектированию многошпиндельного автомата мод. 1261. Но были прерваны по неизвестной причине.

Зато в 1946 году возобновили изготовление токарно-револьверных автоматов мод. 1112 и 1118.

В начале 1970-х годов был “заимствован”, уже с более совершенного “Индекса” закупленного в ФРГ, обновлённый автомат получивший марку

“СТР 18” и “СТР 18 А” (зависело от комплектования при поставке).

В середине 1980 годов совместными усилиями специалистов завода и отраслевого технологического института (НИТИ) начата разработка токарно-револьверного автомата с ЧПУ “Старт 25” мод. СТР 25Ф4.

К 1990 году был разработан и изготовлен рабочий образец автомата, на котором отрабатывались программы на базе микропроцессорной системы

ЧПУ 2Р22. Вся элементная база и комплектующие использованные при построении станка были отечественного производства (ещё СССР).

Сегодня - летом 2021 года, от былого величия станкопроизводства не осталось НИЧЕГО.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 25 авг 2021, 11:45

Участие военнопленных в строительстве пензенского

трубочного завода.


В самом начале своей поисковой работы по ЗИФу, в фондах ГАПО встретил информацию о том, что при строительстве казённого трубочного завода в Пензе к работам привлекались иностранные рабочие, которые содержались в лагере для военнопленных. Лагерь располагался в Пензе в помещениях бывших “мортирных казарм” расположенных рядом с “тюремным замком” и “через забор” со строительной площадкой завода.

Для себя зафиксировал этот эпизод, посчитав его незначительным и...забыл об этом, погрузившись в другие материалы.

В одно из очередных посещений читального зала в ГАПО к нам подошёл молодой человек. Познакомились. Выяснили предметы поиска. Обменялись мнениями. Интересы совпали. Это был старший научный сотрудник научно-исследовательского института военной истории при Военной академии Генерального штаба ВС РФ - Сергиевский Илья Александрович. Пензяк.

Оказалось, что у него есть несколько научных публикаций по исследованию работ при строительстве трубочного завода в Пензе.

Он любезно предложил нам свои публикации и позволил использовать данные своих работ в нашем исследовании.

Вот такое длинное, но необходимое, на мой взгляд, вступление.

Представляем Вам эту работу Ильи тезисно:

Возведение Пензенского трубочного завода планировалось согласно “ Большой программе по усилению армии”, утверждённой в 1913 году. Однако строительные работы начались только в середине 1915 года, в самый разгар боевых действий на фронтах Первой Мировой войны.
Подобное военное строительство было бы невозможно без должного обеспечения хозяйственными ресурсами, грамотным инженерным персоналом и рабочей силой. Кадровый вопрос стоял очень остро, так как большое количество работников различных сфер деятельности были мобилизованы на военную службу.Большинство из них в первые же кампании были выбиты. Строительство завода требовало большого количества квалифицированной рабочей силы, однако это усиление могло быть произведено только за счёт неквалифицированных рабочих. Как результат - низкая производительность труда, что, в свою очередь, ещё увеличивало потребность в рабочих руках. Безусловно “страдало” и качество работ.

Завод возводился в основном силами подрядных строительных организаций и частных лиц - всего было заключено 35 контрактов.
В это время широкую практику получило привлечение военнопленных, особенно в ходе строительных работ.
Распределение военнопленных на работы происходило согласно “Правилам об отпуске военнопленных для работ в частных промышленных предприятиях”, утверждённых Советом Министров 17.03.1915 г. “Правила” были согласованы С Главным управлением Генерального штаба русской армии, которое ведало военнопленными.
Отпуск на работы осуществлялся партиями не менее 25 человек для каждого предприятия. При этом число военнопленных не должно было превышать 15% общего числа рабочих на предприятии.
Пленные должны были жить в отдельных от других рабочих помещениях.
Заработная плата военнопленных равнялась месячному содержанию обычного рабочего. Из этой суммы 1/4 должна была поступать в профильное министерство (которое заведовало предприятием), а 3/4 шли на руки военнопленным, за вычетом расходов на содержание, расквартирование и “окарауливание”. Особо отличившимся лицам, “обнаружившим усердие в работе”, выделялось 20 копеек в день дополнительно на “улучшение пищи”.

Естественно, приоритет в выборе пленных для работ отдавался людям с необходимой специальностью.

Следует отметить, такой казалось бы казусный факт, что захваченные в плен лица должны заниматься строительством оборонного завода для нужд Военного министерства. Но, было!

Первые ходатайства о выделении военнопленных поступили уже в конце 1915 года со стороны товарищества “П.О.Рапопорта и И.И.Шимонина”, которое сообщало Временной Комиссии по постройке Пензенского трубочного завода: “ для выполнения столь срочных работ, при современных тяжёлых условиях найма землекопов и разнорабочих, желательно будет воспользоваться трудом военнопленных, почему просим не отказать сообщить могут ли на условиях быть назначены военнопленные в 40 человек, примерно с 1 января по июнь будущего года, причём желательно , чтобы были назначены исключительно только бывшие чернорабочие и никоим образом не было между ними людей интеллегентных профессий”.

В мае 1916 года в Пензу прибыло 400 пленных лиц, и Временная строительно-хозяйственная Комиссия по строительству завода подала прошение об из распределении между своими подрядчиками. В июле того же года количество контингента возросло до 666 человек.
Их этнический состав был неоднороден: немцы,венгры, поляки, австрийцы румыны, хорваты и другие.
По специальностям: земледельцы - 333; чернорабочие - 59; плотники - 42; каменщики - 35; кузнецы - 20 и т.д.
Из интеллегенции: писари, чиновники, парикмахеры,судьи, унтер-офицеры и прочие.
На строительстве завода трудились и пленные турки. Они были отправлены в Пензу из Уральска в июле 1916 года в количестве 30 человек. Османы выполняли земляные работы, после чего вновь были отправлены в Уральск. В ходе строительства турки, как отмечалось, зарекомендовали себя “весьма хорошими работниками”- весьма неприхотливыми в быту и весьма трудоспособными.
Рабочие подразделения из числа военнопленных формировались по армейскому принципу: батальон - рота - взвод.
Рабочий день составлял 12 часов, из которых 2 часа отводилось на обед и отдых.
По воскресеньям предоставлялся выходной день.
Были предусмотрены увольнения в составе конвоя.
Пленники имели право переписки с родными и близкими по ту сторону фронта. Письма подвергались строгой цензуре.
Рацион питания их составлял стандартный паёк нижнего чина русской армии, за исключением сахара и табака, которые в условиях войны были в дефиците.
По заявлению подрядчиков “военнопленные производят работы очень хорошо”.
Наиболее остро стоял вопрос с медицинским обеспечением строителей из числа пленных. Временной строительно-хозяйственной Комиссией завода были разработаны “Правила” по недопущению травматизма и соблюдению правил личной гигиены среди военнопленных.
Революционные события 1917 года серьёзно повлияли на положение военнопленных. Участились случаи побегов, политических демонстраций, отказов от работ. Тем не менее строительство завода шло успешно. Можно большой долей уверенности сказать, что данный контингент рабочих внёс существенный вклад в строительство военного предприятия в Пензе.


Р. . Илья Сергиевский - майор ВС РФ, в мае 2021 года успешно защитил кандидатскую диссертацию и получил учёное звание - кандидата исторических наук.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 31 авг 2021, 11:40

Объекты социальной инфраструктуры завода ЗИФ
.
Касается публикации: ФАБРИКА - КУХНЯ НА ЗИФе.
Прочитав реплику Татьяны, засела мысль - что хорошего было на советских заводах? Почему люди шли работать туда?
Мы всё описываем промышленное бытиЁ, да к тому же не всегда в светлых тонах: мрачные и загазованные цеха, в которых люди работали по 12 часов к ряду в невыносимых условиях за “семь копеек”.
Современному человеку сейчас трудно представить то, что было - мешают стереотипы сложившиеся за последние десятилетия вокруг заводов того периода.
Мало кто знает сейчас, что перед руководством завода кроме производственных обязательств, лежали и большие социальные обязанности, которые были прописаны и утверждены в документе между администрацией завода и коллективом работников, которых представлял - заводской комитет профсоюзов. Назывался этот документ - “ Коллективный договор”.
В этом документе (далеко не формальном) были прописаны все социальные требования работников завода - обязательные для выполнения администрацией. Контроль за выполнением принятых и утверждённых мероприятий “Договора” возлагался на заводской комитет профсоюзов. Задействованы были все подразделения обширной социальной инфраструктуры: от жилого фонда, детских садов, стадиона, ДК культуры и т.д. до озеленения рабочего городка или отдельно взятого двора.
Коротко о некоторых из соцобъектов, из того что осталось в памяти.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ:
Организация питания на производстве — задача непростая, но... — экономически оправданная. О разнообразии блюд и качестве приготовления в заводских столовых ведутся ожесточенные споры. Всё - относительно. Я с 18 лет, придя на завод, обедал только в заводских столовых. Возможно мне повезло, поскольку первые 6 лет работал в “закрытом” цехе и в этой столовой питались только работники нашего цеха. До сих пор живой. Готовили прилично и по карману. Возможно работникам кухни “тащить” было сложнее, проходили через два поста вооружённой охраны, с частой сменой вахтёров. Сложно было сговориться.
Подобные (цеховые) столовые были в нескольких цехах, но не во всех была своя кухня. В тех где их не было - привозили в термосах с фабрики - кухни. На территории завода были три столовые размещённые в типовых стеклянных павильонах типа “Светлячок”. Таких и в городе-то было мало, в них размещались заведения - кафе. Из многих, этого типа кафе, осталось в городе, только одно - с названием “Парус”, в сквере им. Лермонтова.
Особняком стояла фабрика-кухня. В обеденное время это заведение работало как столовая, обслуживая всех желающих пообедать. Вход в неё был только с улицы со стороны Заводского шоссе, этим создавая неудобства работающим на территории завода - не хватало времени отведённого на обед. А опоздание с обеда каралось. Вот такие удобства.
В вечернее время фабрика-кухня работала как кафе с продажей пива. Фирменным блюдом в это время было жаркое в горшочках. Вкусно. Перейдя железную дорогу, в “синеньком”, что стоял на ул. Пролетарской, можно было купить водочки и из кармана “сдобрить” пивко. А для того чтобы за таким “пивком” не засиживались, была уловка...столики были на высоких ножках - за ними можно было трапезничать только стоя. К 1980 году провели полную реконструкцию здания с полной заменой кухонного оборудования и интерьеров
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Цеховая столовая "Сказка"

Изображение

Приложил руки к этому и я - по долгу работы.

Библиотека

Первая библиотека на заводе была создана в декабре 1920 года, при организации инструментального отдела.
В 1924 году библиотека стала работать как самостоятельное подразделение.
Организовывалась как техническая.
По всей вероятности пополнялась постоянно не только технической литературой, периодическими изданиями и всякого рода “техническими вестниками”, но и художественной литературой.
Первый раз, я, услугами заводской библиотеки воспользовался в 1965 году, взяв справочники по математике и физике. Обучаясь во ВТУЗе пользовался литературой только из её фонда.
Был большой выбор газет и журналов.
Попадались книги на немецком и французском языках, видимо для пользования иностранными специалистами работавшими на заводе в 30-е годы.
К 1978 году разрослась настолько, что в новое помещение её перевозили несколько дней.
Долгое время библиотека размещалась в “Доме техники”, который освобождали для того чтобы организовать в этом здании “Музей боевой и трудовой славы”.
Новым местом дислокации библиотеки, с читальным залом, стало светлое и просторное помещение во вновь построенном корпусе на территории завода.
За все годы работы на заводе постоянно пользовался литературой из технического фонда библиотеки.


Заводской парк - место отдыха заводчан

В 1924 году по инициативе молодых рабочих, на пустыре, заросшем бурьяном и кустарником, через улицу Ленинскую от заводоуправления, было решено организовать место отдыха рабочих. Расчистили площадь, избавив её от мусора и кустов. Разметили и построили дорожки, посадив вдоль них уже “благородные” сорта кустарников. Там же организовали спортивный городок. Видя почин молодых, к ним примкнули и старожилы. Это место стало популярным у жителей растущего вокруг завода микрорайона.
Весной 1931 года была произведена перепланировка этого сквера: посажены деревья, обустроены были дорожки, организованы цветочные клумбы, ликвидированы были спортивные площадки, а на их месте построен летний-деревянный театр.
У старожил рабочего городка, то место где располагался этот парк, бытует название его - “Козлятник”.
За годы войны и в послевоенные годы этот массив был не востребован. Выросли огромные тополя на которых”роились” вороны и галки, т.е. выглядел как и сейчас - в августе 2021 года.
В 1978 -79 годах этот массив из зарослей тополей ликвидировали, оставив лишь молодые клёны и посадив каштаны, проложили дорожки с цветами вдоль них, Расставили парковые скамейки, установили спортивные тренажёры (подобные сейчас стоят на “Олимпийской аллее”). Организовали вход на фабрику- кухню со стороны завода, времени стало хватать не только на обед, но и посидеть в тени в этом сквере. Но...по прежнему он оставался “козлятником”.
Изображение

Изображение




Стадион завода

Выше было сказано, что в парке были ликвидированы спортивные площадки. Пожалуй ликвидированы не верно сказано. Эти площадки разместили на территории вновь строящегося заводского стадиона, расположенного тут же, рядом с парком. Открыт стадион был 2 мая 1933 года и получил название “стадион завода им. Фрунзе” , а, как же иначе-то!
Прожил этот стадион до середины 1950-х, пока ни построили в 1955 году новый, расположенный и до сего дня на ул. Гагарина. Но увы...носящий уже иное название и...пустующий.
Изображение




Дворец культуры имени С.М.Кирова

8 мая 1931 года началась разбивка площадки под строительство заводского клуба. Строительство велось силами комсомольцев и молодёжи во вне рабочее время, т.е. после работы и в выходные и праздничные дни. Строительных приспособлений в виде подъёмного крана не было. Все материалы поднимали на верх на носилках, а кирпич на спине на специальных устройствах для переноски кирпича. Были перебои с материалами. Кирпич был в дефиците.
Как бы то ни было, а 6 ноября 1934 года клуб распахнул свои двери перед посетителями. Состоялось первое торжественное заседание посвящённое очередной годовщине Октябрьской Революции. Были организованы первые кружки для заводской молодёжи, немногим позднее стали работать детские кружки и секции.
В декабре 1934 года состоялось собрание коллектива завода, на котором было решено присвоить Дому культуры имя С. М. Кирова.
Со временем облагородили площадь перед ДК, установили фонтан и памятник С.М. Кирову.
Все общественные мероприятия проводились в ДК!
На его сцене выступали известные эстрадные коллективы, народные ансамбли, актёры театров и кино. Много чего видели его стены.
В том числе и эвакуированный из Ленинграда в годы войны коллектив НИИ-22, с его опытным производством, единственный разработчик взрывателей в СССР.
Изображение

Изображение

Изображение



Лечебные и оздоровительные подразделения завода

Проектом завода было предусмотрено строительство медучреждения именуемого как “приёмный покой”. Помещение было построено до 1917 года, но вот использовалось ли по назначению, выяснить не удалось.
В заводских хрониках находим:
1927 год - завод посетил Нарком здравоохранения Н.А. Семашко. Что увидел Нарком на заводе не сообщается. Где лечили заболевших тоже найти не удалось.
4 января 1932 года на заводе открыт первый здравпункт.
23 июня 1934 года организован Дом отдыха для трудящихся в посёлке Ахуны.
12 ноября 1943 года организована поликлиника, открыт профилакторий.
6 марта 1948 года в помещении промкорпуса открыт дополнительный здравпункт.
11 сентября 1951 года организован лечебный стационар при санчасти завода.
В 1979-1980 годах был произведён капитальный ремонт медсанчасти завода с расширением поликлиники и стационара, организована лаборатория. В это же время полностью заменили и вновь приобрели диагностическое оборудование: рентгеновский аппарат; аппарат флюорографии; одним из первых в городе аппарат УЗИ; оснастили современным по тому времени оборудованием кабинеты стоматологии и протезирования; отделение женской консультации; коллектив пополнили врачами и средним медицинским персоналом.
На учёбу в мединституты и медучилища стали направлять своих стипендиатов, с условием отработки в санчасти после окончания учебного заведения.
По такому направлению медучилище закончила и одна из моих дочерей.
В том же 1980 был организован и оснащён профилакторий, в помещении бывшего сборочного цеха станкостроения. Корпус примыкает к санчасти.
Специально для профилактория на территории завода (в “козлятнике”) была организована скважина по добыче минеральной воды. Применялась эта вода для предотвращения и реабилитации некоторых заболеваний по предписанию врача.
Сейчас в августе 2021 года помещение санчасти пустует и находится в плачевном состоянии.
Изображение

Изображение

Изображение


Детские учреждения

Пионерский лагерь “Молодая гвардия”:
Первый пионерский лагерь который разместили в районе “Светлой поляны” на берегу тогда неполноводной, но с чистой водой реки с названием - Вядя. Даже рыба в ней водилась!
Сколько детей проводили там свои летние каникулы - подсчёту не поддаётся.
В 1978 - 1993 годах путёвки в лагерь для детей рабочих завода выдавались бесплатно.
Пусть спальные корпуса и были построены только для летнего отдыха, не были обеспечены горячей водой и туалетами в помещении, зато обеспечивали всех желающих.
А вот в каком году он был организован определить не удалось.
Изображение

Изображение



Детские сады и ясли

Я специально эту тему не исследовал.
Знаю, что в послевоенные годы, один из детских садов был размещён на первом этаже “Немецкого дома” на ул. М. Горького / Ул. Володарского. Были садики и ясли утопающие в зелени на ул. Лазо и ИТР - близ с заводом.
В конце 1970-х были построены несколько современных по тому времени комбинатов и ... очереди в дошкольные учреждения исчезли. На завод стали приходить молодые люди только по причине обеспечения места для их ребёнка.
Вот как рассказывает о работе дошкольных учреждений завода “Отличник народного образования” работавшая этой сфере с 1957 года Тамара Павловна Полковникова: (выдержки) - “ В 1957 году по распределению я попала в детский сад № 28 велосипедного завода и стала работать воспитателем. Тогда предположить не могла, что 35 лет своей жизни посвящу детским учреждениям самого крупного и значимого в Пензе завода./..../
Детские учреждения ЗИФа были базовыми. Сколько мы проводили различных семинаров, встреч! /..../
Все кто помнит наши садики в те годы, подтвердят, что они были как волшебная сказка: лучшие игрушки, лучший инвентарь, оборудование, мебель, посуда, цветы, изумительный ремонт из лучших стройматериалов и красок...
И не только внешне садики были лучшими. Особое внимание уделялось оздоровлению детей. Детский сад № 28 был санаторного типа, детские сады № 1 и № 48 и ясли-сад №113 имели логопедические группы, в яслях-саде № 104 были открыты группы для детей с ослабленным зрением. За счёт средств завода закупили дорогую современную аппаратуру для лечения детей, укомплектовали опытными медицинскими кадрами, авторитетными специалистами узкого профиля.
Родители спокойно работали, а мы воспитывали, обучали, лечили их ребяток. Им не нужно было отпрашиваться с работы для прохождения процедур по месту жительства - результаты лечения были хорошими.”
Над каждым из этих 12 садиков были шефы - коллективы ведущих цехов завода.
Изображение

Изображение



Жилой фонд

Ооо! Это лебединая песня и головная боль всех директоров и во все времена.
На заводе этим обширным хозяйством заправлял ЖКО - жилищно-коммунальный отдел. В какое время он был создан не известно. Но забот у его сотрудников было “выше крыши” самого высокого здания с башенкой на ул.Ленина и тоже находящегося под опекой ЖКО.
Жилой фонд завода начал создаваться в 1924 году на территориях примыкающих к заводу: это будущие улицы - Лазо, Крупской, Ленина, Шмидта, ИТР, Заводская...
Первые дома по ул Ленина были деревянными на 2 квартиры.
Вместе с ними начали возводить и из кирпича.
Строительство жилых домов шло постоянно до середины 1990 годов.
Обслуживание жилого фонда и всей социальной инфраструктуры завода лежало на “плечах” ЖКО. Да ещё в добавок и некоторые обекты энергообеспечения Заводского района, но находящиеся на балансе завода.
В составе ЖКО были все службы необходимые для поддержания деятельности и устранения неисправностей и аврий на всех объектах социальной инфраструктуры завода.
Хлопотное дело!
Жилой фонд разрастался, а очереди на жильё не сокращались, коммуникации изнашивались или требовали реконструкции. поскольку не обеспечивали возросшие потребности в энергообеспечении.
А тут ещё и бараки! Которые надо было расселять.
Забот хватало, а вот жилья, в отличии от детских садов - нет.
Очередь образовалась - значительная!
Такой и осталась навечно.
Изображение


Спорт

И конечно спорт! Можно много и долго рассказывать о спортивном движении на заводе. Спортивная организация входила в состав Всесоюзного объединения “Зенит” - представляющего интересы заводов и организаций входящих в систему военной промышленности.
Не было в городе такого вида спорта, в котором бы команды завода не принимали участия. Многочисленные детские спортивные секции, команды взрослых и мастеров насчитывали многие сотни человек. Были мастера спорта СССР и спортсмены - разрядники.
На футбольные баталии между коллективами подразделений, болельщиков собиралось больше чем на матчи заводской команды на первенство города.
Разве всё вспомнишь, а тем более опишешь!

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 03 сен 2021, 12:31

Вот и пришла очередь представить последний велосипед из экспонатов Пензенского краеведческого музея.
В реестре музея он обозначен как - “велосипед Государственного велосипедного завода”.
Велосипед: ГВЗ. Серийный номер рамы 13 589. Год выпуска: 1931.

Из истории:
- В одном из кабинетов чиновника высокого ранга в Патрубтресте г. Москва, в состав которого входил тогда завод №50 в Пензе, состоялось представительное совещание представителей заинтересованных ведомств.
Тема совещания - о строительстве нового велосипедного завода.
Совещание проходило через несколько дней после завершения велопробега Пенза - Москва, на велосипедах изготовленных в Пензе.
Того самого пробега о котором было рассказано совсем недавно, проходившего 3 - 11 августа 1928г.
Присутствовал на этом совещании и командор пробега товарищ Колосов.
Рассмотрев все исходные данные велосипеда из Англии фирмы “B.S.A.”, прототипу пензенского велосипеда - участника пробега, и подробно рассмотрев все замечания и недостатки выявленные в результате пробега, совещание приняло решение - рекомендовать ВСНХ СССР об изготовлении велосипедов на заводе №50 в Пензе.
Необходимо отметить то, что представители завода для участия в этом совещании приглашены не были.
Совещание же и решило - взять за основу для выпуска велосипед завода “B.S.A.” - модели “B.S.A.” №3 без изменений.
Вскоре был издан Указ ВСНХ СССР о начале финансирования по этому проекту. Заводу устанавливалось создать мощности по выпуску 120000 веломашин в год. Серийный выпуск начать в 1930 году.
В этом же Указе были выделены средства и Харьковскому велосипедному заводу для расширения производства до 120000 велосипедов год.
Средства выделены, сроки установлены, образец и конструкторская документация закуплены через посредника (с военным ведомством, в лице Патрубтреста, никто не хотел иметь никаких дел) и переданы заводу.
Предстояло на заводе переработать КД и создать чертежи в соответствии с требованиями существующими в СССР.
Насколько интенсивно велись работы на заводе установить не удалось.
Достоверно известно то, что с началом работ в Харьков была направлена экспедиция технологов для изучения производственных и технологических процессов. Завод принял эту экспедицию только после вмешательства высокого руководства в Москве и Харькове (тогда столица УССР).
После работы на заводе ХВЗ все записи сделанные членами экспедиции были просмотрены главным инженером ХВЗ, некоторые изъяты. Уже в Пензе пришлось восстанавливать по памяти.
Наряду с освоением и отработкой технологических процессов вёлся и выпуск велосипедов малыми партиями:
1928 г. - 10 шт.;
1929 г. - 50 шт.;
1930 г. - 6796 шт.;
1931 г. - 44773 шт.;
1932 г. - 71865 шт.;
1933 г. - 43976 шт.
И только на 5-й год освоения достигнута проектная мощность, выпущено
1935 г. - 125593 веломашины.
По объёмам выпуска видно, что динамика роста просматривалась до 1933 года - откуда и наш музейный экземпляр, и вдруг спад. В чём же дело?
Те документы, которые есть в ГАПО, а они не в полном объёме, не позволяют провести качественного анализа.
Изучив эти документы и материалы публикаций в пензенских СМИ того времени, можно предположить о причинах спада:
- на заводе в 1931-1933 годах начали реализовывать другие амбициозные для страны проекты, всё пришлось организовывать с “НУЛЯ” и “НА ПУСТОМ МЕСТЕ”: -завод автотракторных свечей и производство токарно-револьверных автоматов по типу “Индекс”. Везде, как в текущем производстве так и при освоении новых видов продукции нужны средства оснащения технологических процессов от инструментального производства и ремонтно-механического цеха - нестандартное оборудование и спецприспособления. Для выполнения работ в этих подразделениях нужны рабочие высокой квалификации. Да и само только что полученное по импорту тоже требует высокой квалификации рабочих. На заводе их критически не хватало. Выпускники ФЗУ и техникума ещё не достигли необходимого уровня квалификации.
- Не хватало финансовых средств для скорого развития велопроизводства.
- Затянулось техническое оснащение велопроизводства специальным оборудованием полученным по импорту из Германии и от станкостроения завода.
- Не хватало квалифицированных кадров во всех подразделениях велопроизводства. На то время, на заводе не было ни одного инженера, который хотя бы видел как делают велосипеды.
- Усугубляли проблемы и заводы-смежники срывая поставки...и ряд других проблем, включая и заводские, в том числе и организационные.
Совокупность этих, да, видимо и других причин не могли не сказаться на объёмах выпуска велопродукции.
В 1931 году Правительство СССР принимает решение о привлечении иностранных рабочих и специалистов в экономическую деятельность СССР.
Прибывает такая группа, и на наш завод, это были немецкие рабочие.

ДОРОЖНЫЙ ВЕЛОСИПЕД П.В.З.
Дорожный велосипед имеет удобное для посадки седло на упругих пружинах, поглощающих толчки от неровностей дороги, удобный руль, свободный ход и задний тормоз. Свободный ход и задний тормоз обеспечиваются специальной конструкцией задней втулки.
Велосипед изготавливается из высококачественных материалов, чем обеспечивается высокая прочность велосипеда и вместе с тем сравнительно небольшой вес 15-17 кг.

Велосипед завода им. Фрунзе (в данном случае - Пензенский Велосипедный Завод) является дорожным велосипедом, предназначенным для езды по плохим проселочным и грунтовым дорогам, снабжен тормозной втулкой со свободным ходом системы "ИДИ", прямым дорожным английским рулем или полугоночным, с лезвием незначительно изогнутым книзу (сделано это с целью представления выбора потребителю), дорожным седлом, имеющим усиленные и эластичные пружины, обеспечивающие мягкую и спокойную езду.
Велосипед рассчитан на максимальную скорость в 25 км\час, при нагрузке в 100 кг. (в нагрузку 100 кг. входит вес самого ездока).
Высокая механическая прочность машины обеспечивается применением высококачественных материалов, что и позволяет применять велосипед при не всегда удовлетворительных дорожных условиях.
Пензенский велосипед был первым велосипедом в СССР полностью из материалов и комплектующих отечественных производителей.

Технические характеристики:
РАМА: - рама велосипеда изготавливается из стальных труб и состоит из переднего четырёхугольника и заднего треугольника, передней вилки.
Передний четырёхугольник образуется трубами: - головка рамы, горизонтальной трубы, вертикальной (подседельной) трубы и наклонной трубы.
Задний треугольник образуется трубами: - нижняя вилка (цепная) и задняя стойка.
ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА: - состоит из двух перьев соединённых между собой и со стержнем посредством коронки.
Геометрия рамы - Полностью идентична геометрии рамы велосипеда B.S.A. мод.№3
Высота рамы: 22" или 24" от центра кареточного узла до края подседельного узла

Колесо - 710х40 (28"х1 8\4")
Шины - типа "Денлоп" с проволочной арматурой, производитель - завод "Красный треугольник" г. Ленинград.
Обод: с профилем типа "Чайка", разработанный под покрышку "Денлоп"
Число зубцов у кареточной шестерни (ведущая звезда) - 56
Число зубцов у шестерни заднего колеса (ведомая звезда) - 20
задняя втулка тормозная типа “Eadie”(ИДИ)
цепь: роликовая
Седло: Кожаный чепрак Московский дроболитейный завод, "ПаТрубТрест Дорожный" по типу “Brooks B90 /1”
Каркас седла: Система вертикальных и горизонтальных пружин, снизу замыкаемый специальным замком для прикрепления к подседельному крюку
Педали: резиновые шириной 4" для мужской модели
тип руля: не принят (дорожный и полугоночный)
окраска: чёрный цвет с разрисовкой

Арматура и Специальные принадлежности:
Щитки на переднее и заднее колесо
Звонок
Насос
Сумка
Набор ключей и отвертка

Производитель: Государственный велосипедный завод, г. Пенза

Фото: Андрей Нугаев
№128_1
Изображение

№128_2
Изображение

№128_3
Изображение

№128_4
Изображение

№128_5
Изображение

№128_6
Изображение

№128_7
Изображение

№128_8
Изображение
Последний раз редактировалось Дмитрий Кавунский 01 июл 2022, 13:09, всего редактировалось 1 раз.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 08 сен 2021, 20:38

Велосипед ГВЗ, 1931 года выпуска. Из фондов Пензенского краеведческого музея. А так же найденная недавно в фондах музея довольно интересная архивная фотография датированная началом 30-х годов, г. Пенза. На фото видны два Пензенских велосипеда (точно определить это удалось по характерному оттиску на седле одного из велосипедов - "Патрубтрест Дорожный") и один зарубежный. На фото в центре - Яковлев Петр Сергеевич, справа его брат - Яковлев Александр Сергеевич.
№128_9
Изображение

№128_10
Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось Дмитрий Кавунский 20 сен 2021, 11:49, всего редактировалось 3 раз(а).

Участник
В сети
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Барс » 10 сен 2021, 22:33

Пионерский лагерь " Молодая гвардия " открыт в 1956 г. С середины 90- х. заброшен , на данный момент полностью разграблен и уничтожен.

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22