Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 28 июл 2020, 21:13

Справедливости ради, следует уточнить. Первым председателем "Временной хозяйственно-строительной комиссии по строительству трубочного завода в г. Пензе" был генерал-майор, военный инженер-технолог Сергей Александрович Зыбин, он же начальник трубочного завода. Тогда не было должности директора завода. Был в этой должности до 19.08.1915 года.
Его, на этом посту, сменил генерал-майор, военный инженер-технолог барон фон Мершейдт - Гиллессем Иван Владимирович, прослуживший начальником завода до 1917 года, уступив это место полковнику, военному инженеру-технологу Сахарову М.В.
В 1919 году на пост начальника завода был избран Бойков Павел Георгиевич, специалист эвакуированного из Петрограда трубочного завода. Руководил заводом до 1925 года.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 29 июл 2020, 15:01

В Пензенском Краеведческом музее экспонируется очень интересный патефон выпущенный на заводе имени Фрунзе.
Немного истории:
13 марта 1935 года на Заводе имени Фрунзе было организовано производство патефонов.
Для освоения навыков по сборке патефонов, группа людей была направлена на Коломенский патефонный завод.
Однако до июля месяца не было выпущено ни одного патефона, т.к. организация выпуска патефонов не выполнялась должным образом.
20 июля 1935 года на заводе им. Фрунзе всё-же были выпущены первые патефоны, после строгого приказа о начале производства.
Но в дальнейшем планы по выпуску патефонов будут постоянно срываться, отчасти из-за частой смены помещения патефонного цеха, который так и не занял своего постоянного места.
Тем не менее на складе завода скопится довольно-таки много патефонов, которыми будут награждаться лучшие работники, как и часами и велосипедами.
В 1937 году цены были следуйщие:
патефон = 2000р
часы = 960р
велосипед = 210р
В четвертом квартале 1936 года производство патефонов было свернуто, и к началу 1937 года и вовсе прекращено. Все оставшиеся детали к патефону в марте 1937 года отправлены в Ленинград на завод №4 им. Калинина .

№82
Изображение

№82-1
Изображение

№82-2
Изображение
Последний раз редактировалось Дмитрий Кавунский 22 авг 2020, 17:06, всего редактировалось 2 раз(а).

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 29 июл 2020, 21:53

Федор Сергеевич Купцов - Главный инженер велопроизводства на Пензенском трубочном заводе.
Цитата из книги "Пензенский велосипедный": Рождение и развитие велопроизводства тесно связано с именем ветерана завода, ныне пенсионера Федора Сергеевича Купцова.
В 1916 году в Селиверстовский отдел пришел подросток Федор Купцов. Он был принят в ремонтную мастерскую подручным слесаря. Способный рабочий прошел большую школу на производстве и позже стал настоящим командиром производства. С 1929 года он работал в качестве заведующего производством, затем - начальника велосборочного цеха и наконец - главного инженера велопроизводства.
№83
Изображение

№84
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 30 июл 2020, 18:08

Немного уточню информацию Дмитрия по патефонам: завод №4 им.Калинина, это - в Ленинграде (или Первый трубочный завод).

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 03 авг 2020, 00:02

3 Августа 1928 года в 16 часов от проходной завода пять велогонщиков из Москвы начали велопробег по маршруту Пенза - Москва. Дистанция - 850км. Среди участников велопробега были гонщики Московского велоклуба: Колосов, Ульянов, Заяц, Богомолов, Бушнин. Командор пробега - товарищ Колосов. В Москву велогонщики прибыли 11 августа в 12 часов, где в этот день состоялось открытие Первой Всесоюзной спартакиады народов СССР. Всю дорогу спортсменов сопровождала дождливая погода и труднопроходимые дороги.
Несмотря на все трудности, веломашины выдержали испытание.
Перед этим, в июле на Пензенском Велозаводе были собраны первые пробные 10 велосипедов. Для изготовления первых десяти опытных образцов на заводе, послужил велосипед закупленный у английской фирмы БСА "три ружья". По его образцу и были собраны первые Пензенские велосипеды. А с 10 февраля 1930 года выпуск велосипедов в Пензе был поставлен на серийный поток. Цена велосипеда тогда составляла 85 рублей.

На снимке - участники пробега перед стартом.
№85 Фото из архива заводского музея.
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 11 авг 2020, 12:08

11 августа 1928 года пять спортсменов прибыли в Москву на первых опытных велосипедах созданных на трубочном заводе в г.Пенза, тем самым завершив первый исторический велопробег в истории завода, который в последствии послужил началу велопроизводства в Пензе.

Первые 10 велосипедов на трубочном заводе в Пензе были изготовлены с применением некоторых узлов и деталей от других производителей.
Срок изготовления - 28 июля 1928 г. был установлен вышестоящей организацией "Патрубтрест" (ПТТ).
Перед стартом был проведён тщательный визуальный осмотр и отобраны 5 веломашин, с фиксацией замеченных отклонений в специальный журнал пробега - испытаний по маршруту Пенза - Москва, протяжённостью в 850 километров.
Велопробег был организован и регламентирован ПТТ-ом, им же была разработана программа испытаний и определён поимённый состав участников пробега, получивших статус "испытателей".
3 августа 1928 года в 5 часов вечера, от здания заводоуправления, был дан старт - моросил дождь.
Из журнала пробега, который вёл командор Колосов, известно, что большая часть пути пройдена под дождём при встречном ветре.
...." Выехав с последней остановки при хорошей погоде и не доехав до Москвы остановились наскоро помыть машины. Около часу дня прибыли на скаковой стадион, где нам был дан финиш и где мы были встречены как представителями от завода так членами ВСФК.
Грубых недостатков машин в дороге не выявлено, не касаясь термической обработки, которые можно выявить большим расстоянием пробега. К месту назначения машины прибыли в порядке, где они попали под критику большого количества встречающих и где можно было услышать только удовлетворительные отзывы.
Апофеозом событию был Приказ по заводу №50 от 16 августа №331.
"Первые изготовленные на нашем заводе велосипеды выдержали испытания в звёздном пробеге по маршруту Пенза - Москва и в исправном состоянии пришли к финишу на Первую Всесоюзную Спартакиаду в Москве.
От имени правления Патрубтреста и завода объявляю благодарность всем рабочим, служащим и техническому персоналу завода, участвовавшим в изготовлении первого выпуска велосипедов, за выполнение опытного задания к назначенному сроку.
Вывесить на видном месте.
Директор Дмитриев."
31 августа 1928 года была созвана Междуведомственная комиссия по итогам пробега - испытания. На основании решения этой комиссии было предложено организовать производство велосипедов в Пензе на заводе №50. Это решение было принято и ВСНХ.
Вот на таких велосипедах проводился этот первый - звёздный в истории ЗИФа пробег.
На фото велосипед образца 1932 года.
№86
Изображение


Текст составлял - Николай Павлов

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 20 авг 2020, 14:01

Касается публикации о свечах к фото №79. Я видел эти свечи в экспозиции краеведческого музея и принял как факт их название" Комсомолка". Но к фото №79 прилагается статья из журнала " за рулём", в которой имеется эскиз свечи авто-тракторной. Я ранее видел подобный эскиз в другом издании "Трудовая Пенза" от 20 сентября 1931 года, но не придал этому значения. Тут-то я и засомневался в том, что в музее именно"Комсомолка".
Не владея данными о типах и назначении свечей обратился к эксперту - знатоку и коллекционеру свечей - Алексею Пенькову, в коллекции которого свечи со всего Мира и разных лет выпуска. Я знал о том, что в его коллекции есть и свечи произведённые на ЗИФе.
Эксперт подтвердил мои сомнения, указав, что на фото №79 - свечи авиационные экранированные, на которых просматривается маркировка "ЭС"."Комсомолка" выглядит иначе. Моё мнение: в Пензенском краеведческом музее данный экспонат названный как"Комсомолка" ошибочен.
Справка: - Авиационные свечи начали производить в 1940 году. Производство подготовили и оснастили в кратчайшие сроки, одним из активных участников этого процесса был будущий директор ЗИФа - Джанполадов Вахтанг Павлович - лауреат Сталинской премии 1950 года.
№88
Свеча" Комсомолка"
Изображение

№89
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2808
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 21 авг 2020, 21:09

Спасибо Николай Васильевич, исправил.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 22 авг 2020, 16:34

Мотовелосипед ЗИФ 16В

В Пензенском краеведческом музее хранится очень редкий и один из первых образцов мопеда (мотовелосипеда) модели 16В выпущенном на Пензенском велосипедном заводе в 1959 году.
Мопед имеет серийный номер рамы 16в-02.
В мопеде все еще прослеживаются элементы велосипеда, будь то велосипедные крылья переделанные под мопедные или велосипедная звезда, шатуны, педали, руль, седло и багажник, а так же передняя и задняя втулки колес.

Технические характеристики:

База - 1130 мм.
Размер колес - 26 дюймов
грузоподъёмность - до 100 кг
Максимальная скорость до - 40 км/час.
Расход топлива на 100 км пути, при скорости 20 км/час, при езде по ровному асфальтированному шоссе - 1,5 л.
Тип двигателя - двухтактный с кривошипно-камерной продувкой, модель Д-4.
Рама - трубчатая полуоткрытого типа, неразборная. Высота - 500 мм.
Руль - поворотный, изогнутый в одной плоскости.
Подвеска заднего колеса - жесткая
Передняя вилка - с пружинными амортизаторами.
Седло - с жесткой покрышкой на трех пружинах.
Колесо - переднее с втулкой свободного хода, заднее с тормозной втулкой типа "Торпедо".
Размер шин - 665 х 48 мм (26"x2')

Годы производства: 1959 - 1964

Производитель - "Завод имени Фрунзе" г. Пенза
№90
Изображение

№90-1
Изображение

№90-2
Изображение

№90-3
Изображение

№90-4
Изображение

№90-5
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2808
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 29 авг 2020, 22:04

Доброй ночи!
№91
Изображение

№92
Изображение

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7