Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 03 мар 2023, 20:19

Всем привет! Недавно обнаружил статью о Василие Васильевиче Лапине. Материал подготовлен Государственным архивом Пензенской области.

ЧИТАТЬ: http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/27_musei/ZiF/LAPIN.pdf
expedA писал(а):
Akimov
Коллеги, доброго дня! Музей боевой и трудовой славы ЗиФа очень интересно смотрится. Подскажите, пожалуйста, были ли за ЗиФе Герои социалистического труда? Я пока не могу найти.

Первая фотография, которая мною была обнаружена в своём архиве.

Изображение

Из архива Павлова Н.В.Добавление от 10 11 2022г.
Изображение
Токарь -расточник Лапин В.В
.

Изображение
Сентябрь 1981 года.
Вложения
пкпкрррррнаыыууапкквур.jpg
пкпкрррррнаыыууапкквур.jpg (54.82 KiB) Просмотров: 2092

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 13 мар 2023, 01:13

Всем привет! 13 марта 1935 года на заводе им. Фрунзе - знаменательная дата: приказ об организации производства патефонов на велозаводе. И хотя я эту информацию уже давал, но она была в разделе Пензенского краеведческого музея. Хочу разместить её и здесь.
Привожу цитату из воспоминаний Шишатской Анны Игнатьевны, текст которой был напечатан на листах бумаги пишущей машинкой, которая была найдена мной возле разграбленного музея. Все эти воспоминания могли бы сгинуть в небытие как мусор на бумаге. Но я же люблю подбирать мусор, и вот делюсь с вами этой информацией которую нашел! Согласитесь же, ну как такое можно выбросить?! А ещё я заметил, что информация встречаемая нами из постов сотовых телефонов, ноутбуков, компьютеров - воспринимается иначе чем на таких старых и грязных листах бумаги или в книгах. Со смартфона читать это становится в разы интереснее. Я так считаю. А вы как думаете?


Воспоминания Шишатской Анны Игнатьевны:
В 1935 году группа людей сборочного цеха (основное производство)
Батанина Нина Петровна
Зинукова Полина
Номофилова Зинаида Васильевна
Новикова Валентина Григорьевна
Шишатская Анна Игнатьевна
Шефер Сирафима Николаевна
по распоряжению главного инженера завода Кузюкова Василия Григорьевича была направлена в г. Коломну на коломенский патефонный завод по освоению сборки патефонов. В начале сборка патефонов производилась непосредственно в сборочном цехе основного производства, а затем был организован самостоятельный цех (в корпусе станкостроения), коллектив которого возглавлял начальник цеха Калашников Иван Порфирьевич – прекрасный человек, имеющий особый подход к каждому человеку, знающий производство, пользующийся особым уважением и любовью людей. Заместителем начальника работал Михайлов Алексей.
Производственным мастером на сборке патефонов работали Новикова Валентина Григорьевна, и Шишатская Анна Игнатьевна, а контрольным мастеромна патефонном производстве работал Москвичев Борис Васильевич. В 1937 году патефонное производство было свернуто и большинство рабочих мастеров были направлены снова в сборочный цех основного производства.
За период моей работы в сборочном цехе основного производства приходилось трудиться со многими производственными и сменными мастерами, а так же контрольными мастерами:
Производственные Мастера:
Стасюкевич Степанида Антоновна
Стасюкевич Зинаида Венидиктовна
Балашов Владимир Васильевич
Брядов Владимир Алексеевич
Каблов Прокофий Михайлович
Канаков Михаил Андреевич
Маркина Вера Николаевна
Сдобников Петр Григорьевич
Кожевникова Любовь Ермолаевна
Агеев Иван Васильевич
Котова Людмила Ивановна
Тихонов Леонид Иванович
Сменные Мастера:
Хренцова Клавдия Алексеевна
Седова Антонина Ивановна
Лебедева Анна Ивановна
Иванов Иван Иванович
Костылев Иван Михайлович
Побитков Петр Наумович
Ермакова Евдокия Николаевна
Михайлова Анна Дмитриевна
Стасюкевич Вера Венидиктовна
Контрольные Мастера:
Миронова Елизавета Михайловна
Никитина Клавдия Ефимовна
Зверева Мария Федоровна
Мараева Мария Сергеевна
Прогулова Екатерина Федоровна
Канакова Юлия Михайловна
Корнеева Донара Васильевна
Бызеева Мария
Изображение

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось Дмитрий Кавунский 14 мар 2023, 13:52, всего редактировалось 2 раз(а).

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 393
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 13 мар 2023, 13:45

Ещё нет и 4-х лет с того момента, когда Андрей Юрьевич Нугаев открыл рубрику " Музей боевой и трудовой славы завода ЗИФ", и вот уже 50.000 просмотров - рекорд среди всех музеев Пензенского края представленных на "Пензоведе"! Чего греха таить - приятно. Значит мы не напрасно работали собирая по крохам информацию о заводе и делясь с Вами. Значит и Вы соучастники этого, как показало время, востребованного проекта. Спасибо за участие.
Приглашаем и на другие проекты связанные с ЗИФом:
- на форум "Священная война" рубрика - " ЗИФ - территория трудовой доблести в годы Великой Отечественной войны"http://xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/viewtopic.php?f=40&t=2433 и
- на форум "Воспоминания очевидцев" - "По волнам моей памяти" где я делюсь своими воспоминаниями о тех 29 годах проведённых на ЗИФе.http://xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/viewtopic.php?f=10&t=2412

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 09 апр 2023, 07:39

Всем Привет! Пришло время рассказать о велосипеде "Сура-9" который находился у Андрея Нугаева - участника велопробега по Европе. Тогда в пробеге испытывалась новая заводская модель "Сура-9", которую только что освоили к выпуску. В пробеге участвовало несколько велосипедов "Сура-9", об одном из которых и пойдёт речь:
Изображение

Изображение

Велосипед дорожный "Сура-9", модель 111-525. 1993 года выпуска. Собирался и комплектовался специально для велопробега по Европе. Была собрана партия велосипедов для пробега в количестве не более 10 штук. Рамы отбирались только наилучшие, с наилучшей геометрией, без перекосов и тп. Отсутствие наклеек с надписями "Сура-9" и отсутствие головной марки говорит о том что велосипед не сходил с главного конвейера и не проходил все ОТК, а непосредственно прямо со сборочного экспериментального цеха отправился в руки хозяев велопробега. Подбирались узлы, складировались в экспериментальном цехе и шла силиктивная сборка и регулировка каждого велосипеда.
Штатные багажники были заменены на специальные (экспериментальные), более прочные усиленные багажники, способные выдержать на себе очень большие грузы необходимые в походах и велопробегах. Задний багажник имеет функцию прицепа к велосипеду дополнительной тележки с грузом.
Изображение

Велосипед оснащён осветительными приборами, фонарь задний - сигнализирующий стоп-сигнал. Фара передняя - перенесена на переднюю ось колеса, т.к. крепление для фары теперь выполняет функцию крепления переднего багажника. Проводка проведена внутри рамы.
Изображение

Тормоза клещевые на переднее и заднее колесо. Рычаги тормозов - родные, производства ЗИФ.
Втулка заднего колеса - бестормозная с пятью ведомыми звёздами (вместо 4-х). Пятая малая звезда устанавливалась заводом дополнительно на резьбе. Поэтому довольно часто можно встретить вариант велосипеда "Сура-9" с 10-ю скоростями. Хотя, выражение "часто" - условно, тк. моделей "Сура-9" было выпущено всего порядка 2000 штук. Так что эту модель можно считать редкой, а в исполенении с 10-ю скоростями - тем более.
Передняя звезда - двойная, штатная. Такие двойные звёзды применялись на моделях "Сура-9" и "Самсон".
Изображение

Переключатели скоростей - родные, пензенского производства.
Изображение

Педали штатные были установлены пластмассовые, но на пробег были заменены на Харьковские более прочные педали (как и многие другие комлектующие). Поэтому было решено на фотографиях оставить педали как есть, а не устанавливать родные, но более дешевые и более убогие педали. Были мысли поставить для фото Ломовские педали более ранних моделей, но решили от этой идеи отказаться.
На осях веловтулок и оси каретки установлены специальные пыльники из войлока от попадания грязи.
Для велопробега было заменено родное Ломовское седло на более прочное дамское седло типа "Чепрак" (от модели 21В). Так же был заменен родной руль на алюминиевый (меньше вес) Харьковский руль типа "Баран", и вывернут рогами вверх, для наилучшего контакта с руками велогонщика, т.о. было достигнуто три точки контакта с руками, переодически меняв которые, можно было менять положение рук для отдыха на ходу. Были так же заменены тормозные рычаги на Харьковские, тк. Харьковские более надёжные и сделаны из более прочных материалов.
Изображение

Сейчас велосипед восстановлен максимально к оригиналу с родными Пензенскими комплектующими.
На раме сделана памятная надпись со странами через которые проехал велосипед: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия.
Велосипед находился у участника велопробега - Андрея Юрьевича Нугаева. Андрей Юрьевич в настощее время занимается фотографией и краеведением, в том числе администрированием сайта "Пензовед".

Велосипед дорожный
Модель 111 - 525 "Сура-9"


Техническая характеристика:

База велосипеда - 1160 мм
Высота рамы - 580 мм
Размер шин - 40-622 мм
Диаметр колес - 28"
Втулка заднего колеса - бестормозная
Количество передач - 8
Масса - 16,0 кг

производитель: 440039 г. Пенза, ул Ленина 3, АООТ "Завод имени Фрунзе"


PL-CZ-SV-H - 24 дня пути. 1800 км

PL (Польша)
Брест
Варшава
Познань
Франкфурт
Зелена Гура
CZ (Чехия)
Прага
Братислава (SV Словакия)
Оз Балатон (H Венгрия)
Будапешт
Ужгород (SV Словакия)- Западная Украина

О велопробеге в дальнейших публикациях расскажет участник велопробега - Платов Николай Яковлевич.
Продолжение следует....

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 393
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 09 апр 2023, 09:54

Интересно было бы увидеть эту чудо-веломашину. И прочитать воспоминания людей, которые готовили эти машины к пробегу, - руководитель группы Н.Я. Платов и механик - Е.Шабатин.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 13 апр 2023, 20:03

Дмитрий Кавунский » 09 апр 2023, 07:39

Тогда в пробеге испытывалась новая заводская модель "Сура-9", которую только что освоили к выпуску. В пробеге участвовало несколько велосипедов "Сура-9".

Добрый вечер! Небольшое дополнение о велопробеге. Завод предоставил нам в 1993 году девять велосипедов для велопробега по Восточной Европе для рекламных целей и чтобы протестировать новую модель в длительном путешествии. Нас было пять человек, еще двое перед стартом отказались. Рекламный отдел завода вручил нам большой пакет с буклетами и значками для распространения в веломагазинах стран Восточной Европы.
Изображение
Один вымпел у меня сохранился


Подготовка велосипедов перед походом производилась индивидуально, но под контролем механика команды Евгения Шабатина. Финансовая помощь группе выражалась в натуральной форме: велоприцеп и разобранный велосипед на нём, чтобы продать их на вещевом рынке в городе Варшаве, а остальное за свой счёт. В то время весь народ стал сразу бедным - страшная инфляция, поэтому руководитель группы Н.Я.Платов и опытный велотурист Валерий Асташин - завхоз группы приняли решение ехать по "сытой Европе" на автономке. На фотографиях видно, какие были у нас рюкзаки. У меня, я был новичком в таких велопробегах, задний рюкзак
без пяти караваев хлеба, которые докупили в Бресте, весил 30 кг. Передний рюкзак около 10 кг. Наши велосипеды могут выдержать и больший груз, и в этом их достоинство, но мешочек с запчастями весом в 2-3 кг. в велорюкзаке придавал нам большей уверенности в походе.
Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 393
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 14 апр 2023, 11:53

10 апреля 2023 года, мы, с Андреем Юрьевичем Нугаевым, побывали в гостях у самого возрастного из ныне живущих работников ЗИФа - у Анатолия Ивановича Шишкина. Ему 102 года. Он 1920 года рождения. Удивлены его физическим состоянием, живостью, трезвым взглядом на действительность.
Вместе с Анатолием Ивановичем нас встречала его дочь Наталья Анатольевна, тоже работник ЗИФа.
Я знаю Анатолия Ивановича по заводу, но “сталкиваться” по работе нам не приходилось, посему он меня не знал и естественно не помнил.
Знаю и Наталью Анатольевну, но она меня не запомнила, хотя пришла юной девушкой в тот же отдел где работал и я в то время (1973 г.). Я её помню хорошо. Видимо не приметен был для юных девичьих глаз, мне-то было уже ого-го сколько! Но дело не “ в энтим”.
Познакомившись с нами, Анатолий Иванович, предупредил, что к сожалению может нам уделить минут 30-40 не более (таково состояние на сей час).
После знакомства мы не спешили озвучить цель нашего посещения и не спешили переходить к ЗИФу. Поговорили об общих знакомых, увлечениях и привязанностях... Так наша беседа втянулась и к бывшим будням завода.
Мы ставили цель получить больше информации о работе завода в годы Великой Отечественной войны и о переходе на гражданские рельсы в послевоенные годы.
Изображение


Оказалось, что Анатолий Иванович приехал в Пензу и поступил на завод в 1950 году. Предыстория такова: - после окончания второго курса Ленинградского военно-механического института - кузницы кадров для военно-промышленного производства СССР, Анатолий Иванович приехал на летние каникулы к родителям в Горьковскую область. Началась война. Мобилизовали в РККА и направили инструктором в учебный центр подготовки боевых расчётов “Катюш”. Затем направили на завод авиационных двигателей в г. Горький (Нижний Новгород), там требовались грамотные люди, причём на рабочем месте в цехе, где производили коленчатые валы к авиационным двигателям. Тем временем эвакуированный из Ленинграда Военмех, в один из городов на черноморском побережье, был реэвакуирован в г. Молотов (Пермь), откуда на завод поступил запрос о направлении Шишкина А.И. для продолжения обучения - промышленности нужны были инженерные кадры. Однако судьба распорядилась иначе - продолжить обучение довелось только в 1947 году.
Изображение


Закончив институт в 1950 году Анатолий Иванович был распределён в г. Пензу на завод им. Фрунзе. При поступлении на завод, работал в отделе главного конструктора в бюро взрывателей. На вопрос: - много ли было инженеров на завде в то время? Ответил - единицы ( и это уже 1950 г.!). Знал ли Купцова Ф....? - Да знал.Его потомки и сейчас проживают в квартире над нами.

Вскоре Анатолий Иванович был назначен на должность начальника отдела технического контроля завода (ОТК), значит по всем видам выпускаемой продукции. Кандидатура для назначения на эту должность подлежала рассмотрению в отделе кадров и на Коллегии Министерства, после согласования назначение производилось Приказом за подписью Министра.
Назначение состоялось. В структуре ОТК завода и прошла вся трудовая деятельность Анатолия Ивановича на заводе, вплоть до выхода на пенсию.
В беседе Анатолий Иванович сетовал на то, что мол те или иные события или людей помню, а вот во времени увязать не могу. Тем не менее до сих пор играет в шахматы на компьютере и с партнёром, если подвернётся такой гость.
Слово за слово, от события к событию - наш визит длился 2 часа 30 минут.

Из общения я получил подтверждение моей версии о том, что “приёмный покой” ( так в проекте завода 1914 года) до 1951 года находился на территории завода (это здание пока сохранилось), пока не освободилось здание на улице Заводское шоссе, известное современникам как “Санчасть велозавода”. Это здание было построено в 1936 году и в нём размещалось заводоуправление.
Изображение

Рассказали ему эпизоды из истории завода, о которых он не знал. Удивлён был тому, что в годы войны в штате завода был самолёт У-2 с экипажем, для испытаний взрывателей к авиабомбам, с целью сокращения сроков ( надо было возить на специальные полигоны).
Анатолий Иванович разносторонне развитый и увлекающийся человек. Андрей Юрьевич провёл с ним минут 30 за беседой о фотоделе, современной фототехнике и фотоаппаратуре.
Познакомили их с Пензоведом, о его назначении и значении. Андрей Юрьевич провёл обучающую беседу о том как пользоваться и работать на этом форуме. Прониклись и оценили.
Впечатлены были фотографиями о природе, восторг вызвал видеосюжет о сурках. Компьютер у них подключен к музыкальному центру, когда в колонках раздался звук ветра, Анатолий Иванович растерялся - это что за звуки, не случилось ли чего. Когда объяснили, от души рассмеялся.
Расстались при обоюдном удовлетворении полученном от этой встречи.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 393
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 16 апр 2023, 18:33

Весенние метаморфозы... Не успели мы опубликовать, а, вы все ещё прочитать отчёт о визите к Шишкину А.И. - выпускнику военно-механического института в Ленинграде, как “ на его - института - волне всплыла” информация ещё об одном Человеке, судьба кторого тесно связана с ЗИФом в тяжёлые годы Великой Отечественной войны.

Речь идёт о директоре завода №50 им. Фрунзе - Степанове Степане Фёдоровиче.

До сего дня мы ничего не знали об этом Человек, как вдруг...
Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 10 май 2023, 07:33

Полный отчёт о велопробеге на велосипедах "Сура-9" по странам Европы - Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Автор статьи и участник велопробега - Николай Яковлевич Платов.
Читать здесь:http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/27_musei/ZiF/We_in_Europe.pdf
Карта маршрута велопробег
а
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 393
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 15 май 2023, 13:57

ЗИФ ПОСЛЕВОЕННЫЙ.

Настала пора поделиться своими наработками по послевоенному периоду на заводе им. Фрунзе в городе Пензе.
Мне уже 76 лет - а, вдруг больше некому будет поделиться пониманием и знанием заводских будней. Успеть бы всё рассказать!
Изображение


Есть много форумов, на которых представляются велосипеды произведённые на ЗИФе. Я не намерен их игнорировать и тем более вступать в полемику с ведущими этих форумов. Их наработки имеют право на жизнь, у них есть своя аудитория и свои фанаты, своё понимание и видение производственной деятельности заводов производящих велосипеды. Их материалы востребованы.
Начало этой работе было положено уже в далёком 2019 году. Побудил меня к этому “подвигу” молодой человек пожелавший остаться неизвестным, с которым мы вместе и создали предлагаемый Вам материал.


Считаю мне повезло с партнёром, который оказался дотошным “малым”, не стеснялся задавать казалось бы наивные и неудобные, на мой взгляд, вопросы. Его стремление познать, - я понял,- ведь он никогда не видел как работает большой завод, не видел как делают велосипед, или что либо. Я в свою очередь щедро делился с ним в рамках того, что знаю. Но не поучать. Он - внимательный слушатель, за это я ему благодарен. Без этого бы не состоялось то с чем мы хотим Вас ознакомить. В течение почти 5 лет, у меня не было дня, чтобы я не написал хотя-бы нескольких строчек о ЗИФе, или не пообщался с кем нибудь из бывших заводчан, уточняя некоторые факты и события, но никто из них не пожелал сотрудничать на постоянной основе.
Нашей целью было не столько показать свои знания о велосипеде как таковом, а показать жизнь велосипеда на заводе. В конце-то концов, что первично...
(Сразу оговорюсь - я ни в коем разе не являюсь экспертом по велосипедам).
Наработанное нами надо ещё суметь“приспособить” к тому месту, где этой информации и следует быть. Это оказалось самым сложным.
Мой партнёр проявил настойчивость и смекалку для знакомства с Администраторами форума Пензенских краеведов с названием “Пензовед”. Встреча состоялась.
Странным образом мы органично влились в состав подписчиков “Пензоведа”, стали постоянными участниками и авторами, сдружились с Админами Андреем Юрьевичем Нугаевым и Татьяной Вячеславовной Белявской, не просто по переписке, а очно и лично. Они нам помогают в размещении материалов, делятся фотографиями и материалами из их личного архива. Такая совместная работа, на мой взгляд, обогащает, теперь уже, НАШ форум краеведов.
Не буду скромничать - у меня тут (на Пензоведе) есть и две “Авторских” странички:
- на форуме “Воспоминания очевидцев” - “По волнам моей памяти” (тут Вы можете узнать откуда мои познания о заводе);,
- на форуме “Священная война” - “ ЗИФ - территория трудовой доблести в годы Великой Отечественной войны” ( а тут есть моменты о жизни завода в годы лихолетья, о которых больше нигде не узнаете).
Казалось бы всё просто - есть материал, ну и выкладывай его в хронологической последовательности “делов-то”. Так думали и мы, собрав довольно таки большой объём информации из разных источников доступных нам. ...
Совсем забыл сказать.
Делясь с партнёром тем, что знал, мы и не предполагали о том, что придётся делиться ещё с кем-то. Посему записи наши были на отдельных клочках бумаги или отсняты на телефон. Когда поняли, что идёт насыщение информацией и наши записи “пухнут”, попытались сформировать некоторое подобие статьи. Потом углубились в историю завода - и началось! Госархив, краеведческий музей, библиотеки, сайты ... и понеслось. Чтобы всё это не потерялось, и пока всё это свежо в памяти начали публиковать, тут, на Пензоведе, отдельными статьями. Хаотично. Бессистемно. Корявенько. Местами неграмотно. В итоге “Музей боевой и трудовой славы завода им. Фрунзе” стал самым посещаемым на форуме “Музеи Пензенского края”. Открыв - посмотрите и сравните. Получается - не напрасно работали. В сетях стали встречаться отдельные реплики и данные взятые у нас, к сожалению у этих пользователей нет ссылок откуда взята информация - а, ведь мы работали. Встретилась работа школьницы о ЗИФе, которую она посвятила своей прабабушке работавшей на ЗИФе, вот эта 14-летняя девушка указала наш источник, среди других. Приятно.
Вот такое длинное вступление получилось.
И ещё: материал собирали мы вместе, а вот сюжеты и формирование текста мои. Так, что “если что”, все “косяки” на мне.

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4