Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 08 ноя 2020, 10:28

О ЛЮДЯХ РУКОВОДИВШИХ ЗАВОДОМ. (06.11.2020г.)


Закончив предыдущее повествование о горелках для керосиновых ламп, мы закончили словами: - пошли искать новую тему для следующего сюжета.
Посчитали, что сейчас будет уместно рассказать о внутренней жизни завода и о тех, кто руководил заводом.
У нас стало традицией сделать посыл в события того времени, о котором мы рассказываем. Не будем изменять этой традиции и на сей раз.
Из предыдущих статей о состоянии дел на заводе нам известно. По ходу представления были упомянуты и фамилии руководителей завода. Мы решили коротко представить их.
Первым в этом списке значится первый Председатель Временной Строительно Хозяйственной Комиссии по постройке завода генерал-майор, военный инженер технолог - Зыбин С.А. . Его мы уже представили в одном из предыдущих очерков.
№116_1
Изображение


В 1915 году Зыбина С.А. на посту Председателя Комиссии сменил генерал-майор, военный инженер барон-фон-Маршейдт-Гиллессем Иван Владимирович.
Выходец из старинного курляндского рода. Православный. Образование получил в Петровской Полтавской военной гимназии. В службу вступил в сентябре 1880 года. В 1883 году окончил Михайловское артиллерийское училище. Выпущен подпоручиком, направлен на службу в Керченскую крепостную артиллерию. В 1885 году произведён в поручики. В 1888 году с отличием закончил Михайловскую артиллерийскую академию по первому разряду, за что досрочно получил звание штабс-капитана, и направлен помощником начальника мастерских Петербургского артиллерийского арсенала. Через 2 года стал заведующим литейной мастерской арсенала, затем начальником чертёжного отдела арсенала, и далее начальником деревообделочной мастерской арсенала. Получив в 1898 году звание капитана назначен начальником слесарной мастерской арсенала.
В 1899 году получает назначение в Тифлис (Тбилиси) на должность начальника окружных артиллерийских мастерских. В 1902 году получил звание подполковника, через 3 месяца произведён в полковники, в 1909 году получает назначение на должность начальника Тифлисского окружного артиллерийского арсенала.
В 1911 году за отличие в службе произведён в генерал-майоры. Возглавлял Временную Хозяйственно Строительную Комиссию при постройке Самарского трубочного завода, стал начальником этого завода.
В 1915 году переведён в Пензу, на должность Председателя Временной Хозяйственно Строительной Комиссии и начальника завода, прослужил в Пензе до 1917 года.
Эмигрировал в Латвию (Рига) в родовое имение, в 1939 году в Германию. Умер в 1944 году в Познани. В возрасте 83 лет.
За время службы награждён четырьмя орденами царской России.
Так подробно представили послужной список генерала, с целью показать то, что большое дело было доверено не случайным людям по протекции правительства или ГАУ, а людям прошедшим путь от подпоручика до генерала, в деталях знающего артиллерийское дело. Как он руководил заводом, нам - не известно. Но... в своей книге Вьюнов и Демидов, не совсем лестно высказываются о его деятельности, представляя генерала пособником не чистых на руку подрядчиков при строительстве завода. Проверить их доводы нет возможности.
В смутные времена 1917 года, барона, на посту Председателя Комиссии и начальника завода сменил полковник, инженер Сахаров М.В., назначенный в Пензу в качестве заместителя Комиссии к Зыбину, в должности главного механика завода.О деятельности Сахарова на заводе можем судить только опять по суждениям и представлению Вьюнова и Демидова, представивших его как саботажника и вредителя. (Возможно таким представил Вьюнову его отец, работавший в то время на заводе. ???).
Время идёт!
В 1919 году на завод прибывает новый управляющий - назначенный центром: Бойков Павел Георгиевич.
Мы, Кавунский Дмитрий Александрович, Нугаев Андрей Юрьевич, и я, нашли в фондах Пензенского краеведческого музея некоторые артефакты принадлежавшие Павлу Георгиевичу, это - бумажные носители информации о нём. На основании тех данных которые в них указаны и представим Вам образ этого человека - каким увидели мы, спустя 100 лет.
№116_2
Изображение


Родился П.Г. Бойков в 1882 году.
В 1911 году поступил работать на Петроградский трубочный завод в качестве чернорабочего, затем освоил работу на станке и работу слесаря, на которой проработал с 1913 по ноябрь 1918 года.
№116_3
Изображение


Не сложно посчитать - пришёл на завод он в возрасте 29 лет, а в ноябре 1918 года ему было уже 36 лет.
Невозможно, не имея документов, и, не зная даже биографии, воссоздать тот путь, которым прошёл этот человек, но мы всё таки взяли на себя смелость реконструировать события того времени:
В одном из приветственных адресов Бойкову.
№116_4
Изображение


Встречаем фразу: - “ лишён возможности, как большинство рабочего класса, получить образование ... отдался политической борьбе... самообразование...
... - Председатель Всероссийского Комитета рабочих артиллерийских заводов;
... - Член Коллегии Центрального Правления артиллерийских заводов (ЦПАЗ).

Что же это за органы управления того времени? В 1917 - 1919 годах Всероссийский Комитет рабочих артиллерийских заводов, являлся центром объединяющим заводские комитеты рабочих на местах. Возглавляли этот Комитет видные деятели большевистской партии Н.М.Шверник; В.Я.Чубарь и другие.
...работа в объединениях фабзавкомов была для многих их представителей школой управления. Рабочие приобретали здесь опыт регулирования промышленного производства в городе, районе или на заводе,т.е низовых комитетов.
Разработанный Центральным Советом Фабрично-заводских Комитетов (ЦС ФЗК) Петрограда Устав завкомов чётко определял функции последних: объединения рабочих в их общественно-политических выступлениях, согласованных с политической организацией пролетариата - большевистской партией; Участие в рабочем контроле над производством и распределении продуктов. Петроградский Устав служил образцом для рабочих организаций других районов.

Судя по должности - Председатель Всероссийского Комитета... , Бойков был не рядовым членом этого движения. Хотя в ряды партии большевиков вступил в 1919 году. По всей вероятности был активным участником рабочего движения, уже вышедшем за рамки завода.
Далее указано: - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ЗАВОДОВ (ЦПАЗ): - как орган, объединивший в своих руках управление всеми специализированными артиллерийскими заводами. ЦПАЗ официально основан в октябре 1918 года постановлением Военно-законодательного Совета, утверждён Наркомом по военным делам.
При значимости артиллерийских заводов, необходимо было иметь особые подчинения о них и надлежаще организовать всё артиллерийское заводское дело в один стройный аппарат, позволяющий использовать всю мощь и значение этих заводов, обладающий соответствующим объёмом прав в лице особого правления.
Этот орган кроме того, что объединял заводы, обязан был для них принимать заказы и распределять их между ними, технически руководить их работой, кредитующий их, защищающий их интересы в вопросах снабжения, помогающий им в пополнении административно-технического персонала, а, главное, отвечать за правильный ход работ и экономичность производства на этих заводах.
Судя по тому, что Павел Георгиевич был членом Коллегии этого органа управления, то был не рядовым сотрудником. В состав Коллегии входят только руководящие работники.
Обладая опытом и знаниями полученными на Петроградском трубочном заводе и в организациях управляющих молодой советской промышленностью, П.Г.Бойков и прибыл 4 декабря 1919 года в Пензу на должность Председателя Правления Пензенского трубочного завода и управляющего заводом
№116_5
Изображение


С состоянием дел на заводе мы познакомились в предыдущих очерках о заводе. Да, если откровенно сказать, и завода-то как такового не было.
Кое-как велись работы по выпуску продукции на селивёрстовском отделении. Наиболее ответственные и более активные рабочие эвакуированные с петроградских заводов, начали работы по освоению производственных зданий и сооружений, установку эвакуированного оборудования. Но... ни тепла ни электроэнергии не было. Оборудование бездействовало.
Постепенно рабочее движение на заводе вошло в активную фазу: в октябре 1918 года был избран первый состав заводского комитета. Председателем его был избран Портнов, секретарём Заборский - оба из Петрограда.
Весной 1919 года была организована ячейка РКСМ в составе 17 человек.
Вот в это время и появился на заводе П.Г.Бойков. Позднее - в 1965 году, по случаю празднования 50-летия завода, Павел Георгиевич выступая на пензенском телевидении говорил о том времени, тезисы к его выступлению сохранились. Фрагмент из этого выступления мы приведём: - “
...мы начинали в суровые 1919-е годы. Молодая страна Советов задыхалась в кольце врагов, тогда я был назначен директором этого завода. Предстояло в кратчайшие сроки закончить строительство предприятия и немедля приступить к выпуску продукции. Одним из первых освоили производство горелок для керосиновых ламп. Да, тогда и они нужны были стране. Об электричестве только мечтали, да и производственные кадры надо было расширять. Правительство уделяло большое внимание развитию завода.
В 1920 году у нас на заводе побывал А.В.Луначарский (первый Нарком просвещения в Совнаркоме РСФСР и параллельно исполнял обязанности представителя Революционного Военного Совета республики в прифронтовых областях). Запомнилась встреча с ним и его речь. Это была значительная речь. Он говорил о международном положение, о трудностях, о том, что надо отдать все силы для победы над врагами. Луначарский был блестящий оратор. Он умел доходить до сердца каждого человека. Наблюдая за рабочими , я почувствовал, что в них влилась какая-то новая энергия, новая сила. А вся наша сила была тогда в мужестве, энтузиазме, в героизме людей.
Не хватало продуктов, жилья, не хватало кадров, оборудования. Но нет таких трудностей, которые не преодолел бы советский человек. Преодолели их и мы...
...Хочется назвать некоторых моих соратников того времени: - бывшего моего заместителя -Заборского П.Е., Бельдюсова, Вострикова, Фёдорова, Никиточкина, (знакомых нам) Купцова и Бесперстова...
В 1929 году была выпущена первая партия велосипедов. Я работал тогда в Саратове и мне было приятно получить одну из этих машин. Коллектив предприятия прислал мне её как подарок “первому директору завода”. Не забывают меня и до сих пор”...

В мае 1923 года по решению заводского комитета профсоюза за неустанную и самоотверженную работу в годы революционной борьбы занесены на Почётную красную доску ветераны труда. Всем им вручён “ Адрес героя труда”. Получил такой Адрес и П.Г. Бойков.
Один из таких Адресов, полученный П.Г.Бойковым.
№116_6
Изображение


При Бойкове стали организовываться и формироваться технические подразделения завода, начала работать школа заводского ученичества,организованы первые ударные группы по достройке заводских корпусов, дала первую электроэнергию заводская силовая станция - первая турбина выдавала мощность 480 кВт.
В конце 1921 года отказались от селивёрстовского отделения, завод стал работать только на основной площадке. Правда ещё не в обустроенных корпусах, в корпусах пока не отапливаемых. Силовая станция давала энергию с перебоями - не хватало топлива - мазута.
Тем не менее уже в 1922 году впервые на заводе было развёрнуто соревнование за высокие показатели труда каждого рабочего, бригады, мастерской.
В 1924 году организованы курсы для подготовки мастеров из числа квалифицированных рабочих.
Были организованы работы по обустройству территории завода и прилегающей к нему территории.
По воспоминаниям старожилов завода, территория прилегающая к заводу представляла собой жалкое зрелище: - окраина города , без света, с единственной дорогой - булыжной мостовой идущей от Селивёрстовской улицы к заводу (которая была построена силами завода в 1915 году, ещё до начала строительных работ на основной площадке), по одну сторону от которой росли три старые раскидистые ветлы, по другу стороны старый покосившийся ветряк - мельница (рядом был Мельничный порядок), и “благоухающий”, заросший кустарником пустырь, куда вывозили нечистоты из расположенного рядом тюремного замка (территория, где сейчас пока ещё сохранившиеся здания санчасти и фабрика-кухня).
На углу улиц (ныне Ленина и Заводского шоссе, где затем построили здание ФЗУ, а теперь “инкубатор” им. Паршина) стоял одинокий домик сторожа Пузырёва, где после работы нравилось собираться молодежи, а через дорогу от домика заросший кустарником пустырь. В конце концов у них созрело решение организовать на этом пустыре парк. С предложением обратились в администрацию завода и в профсоюзный комитет - инициатива была поддержана и одобрена. Подключились и другие работники. Работа закипела - расчищена площадка, высажены молодые деревца, разбиты клумбы для цветов. Работы проводились в свободное от работы время и выходные дни. Это место мне известно как “Козлятник”.
В фондах пензенского краеведческого музея обнаружили фотографию, где изображена группа молодёжи после работ на одном из этих субботников.
Примечательно и то, что изображена эта группа на фоне заводоуправления. Впервые встретилось фото с изображением заводоуправления того времени.
№116_7
Изображение


В 1924 году было получено разрешение и выделены средства на застройку жилого городка рядом с заводом, строительство было начато в 1925 году. Но это уже другая история.
В начале 1925 года Павел Георгиевич Бойков был отозван с завода, для работы в Москве.
Затем его следы деятельности обнаружены в Туле, директором одного из заводов. Откуда в 1928 году был назначен на должность заместителя Председателя Правления Патронно трубочного Треста (ПТТ).
№116_8
Изображение

Весь послужной список этого Человека, нам установить не удалось.
Только известно то, что последним местом его работы было: “Московское специальное конструкторское бюро автоматических линий и агрегатных станков”.( Мос СКБ АЛи АС).
Умер Павел Георгиевич Бойков в Москве, в 1973 году, на 92 году жизни.
№116_9
Изображение


Как мы увидели при организации и становлении завода, среди руководителей не было случайных людей - только профессионалы!

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 26 ноя 2020, 18:54

Сегодня не совсем обычный велосипед из фондов Пензенского краеведческого музея, который сошел с конвеера 27 ноября 1956 года. Юбилейный велосипед модели - ЗИФ 1В с полностью хромированной рамой. Серийный номер рамы: 3 000 000. К велосипеду прилагается паспорт с номером «3.000.000».

27 ноября 1956 года, 64 года назад, с конвейера Пензенского велосипедного завода имени М.В. Фрунзе сошёл очередной велосипед модели 1-В — тёмно-зелёный, с изящной бронзовой орнаментовкой, хромированными ободьями колёс и нанесённым на раму номером «3.000.000». Сборка трёхмиллионного велосипеда стала событием для завода, усиленно готовившегося к модернизации производства: в это время в цехах велась перепланировка и переоборудование, устанавливались дополнительные станки и новые высокопроизводительные конвейеры, на которые в следующем месяце должны были перевести все операции по сборке узлов и окончательной сборке велосипедов. Уже тогда с конвейеров ЗИФа ежесуточно сходило примерно 2850 двухколёсных машин, а в 1957 году выпуск велосипедов планировалось довести до миллиона штук в год.

Велосипед мужской дорожный модели 1В, обладает высокими эксплуатационными качествами и отвечает всем современным требованиям.
Приспособлен для эксплуатации в условиях различных дорог, в том числе и грунтовых; имеет прочную раму, мягкое седло с пружинами одинарного действия, руль поворотный, положение ручек которого может быть различно, заднюю втулку с тормозом от педали.
Качество велосипеда соответствует ТУ по ГОСТ 5503-50.
По соглашению с заказчиком велосипед может дополнительно к указанным принадлежностям, оснащен: щитком на цепь, передним тормозом, электрооборудованием, зеркалом обратного вида, счетчиком пройденного пути.

Технические характеристики:
Колесо - 710х40 (28"х1 8\4")
Расстояние между центрами колес (база) - 1206 мм
длинна рамы по верхней трубе - 650 мм
Высота рамы - 560 мм
Число зубцов у кареточной шестерни (ведущая звезда) - 48
Число зубцов у шестерни заднего колеса (ведомая звезда) - 18
расстояние между центрами у шатунов - 175 мм
цепь велосипедная втулочно-роликовая с шагом - 12.7 мм
задняя втулка тормозная типа "торпедо"
Вес велосипеда без принадлежностей - 16.5 кг

В комплект принадлежностей и инструмента к велосипеду входит:
Багажник на заднее колесо с пружинной прижимной рамкой
Насос со шлангом и насосодержателями
Отражатель красного цвета (Рефлектор)
Звонок
Инструментальная сумка
Ключ универсальный, ключ ниппельный, ключ для конуса, отвертка, масленка, аптечка.

Годы производства: 1951 - 1964

Производитель - "Завод имени Фрунзе" г. Пенза

Фото: Андрей Нугаев
№117_1
Изображение

№117_2
Изображение

№117_3
Изображение

№117_4
Изображение

№117_5
Изображение

№117_6
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 01 дек 2020, 11:37

Добрый день! Нами заменена фотография №116-7, на которой изображена группа работников завода, принявших участие в субботнике по облагораживанию территории прилегающей к заводу и закладке первого парка в этом районе. Шёл 1922 год. Стараниями Андрея Нугаева фотография приведена в такое состояние, что можно различить лица участников этого мероприятия, - от мала до велика. Фото сделано на фоне здания заводоуправления, это единственное фото того времени, на котором изображено это здание. Фото найдено нами в фондах Пензенского областного краеведческого музея. С их разрешения мы можем увидеть и рассмотреть, как это было.
Перед зданием виден элемент стеллы, около которой собралась группа. В какие годы была построена эта железобетонная конструкция и что она символизировала нам узнать не удалось, как и то, в каком году она была демонтирована и почему. Сопоставляя фотографии имеющиеся у нас и опознанных на них людей, попробуем найти этих людей на этой - общей фотографии. ...работа по утраченному продолжается.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 01 дек 2020, 11:59

Рассматривая публикацию Дмитрия о 3-х миллионном велосипеде, мод 1В выпущенном на ЗИФе, долго не мог понять - что- то тут не так. Уходил с форума, вновь возвращался, и так несколько раз. Вроде и описано всё так как надо, и фотографии чёткие и читаемые в деталях, вплоть до царапин и ржавчины. Но не даёт покоя один какой-то момент который не могу уловить. И вот зайдя в очередной раз, сразу же бросается в глаза "паспорт" на велосипед закреплённый на багажнике, и вижу... вот оно то, что не давало мне покоя несколько дней. На головной марке и щитке заднего колеса, на эмблемах написано "ЗИФ" на паспорте в изготовителях обозначен - П/Я - 25 (почтовый ящик №25), адрес, который использовался для закрытой переписки. Вот и раскрыта, тем самым, государственная тайна того времени, перед всей страной. Конечно это для внимательного пользователя и читателя. Обратили ли Вы внимание на этот момент?

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 17 дек 2020, 20:53

Горелки, зажигалки, взрывательные трубки, велосипеды вроде затрагивали и рассматривали, остались нетронутыми часы. Их историю и рассмотрим ниже:

5 марта 1935 года на Велосипедном Заводе им. Фрунзе организовано часовое производство, однако до выпуска первых часов ЗИФ еще далеко…
В апреле 1935 года издаётся правительственный указ об организации производства женских часов в Пензе на Заводе имени Фрунзе. Правительством СССР для организации на заводе нового производства были выделены средства на строительство новых корпусов и на закупку оборудования. Будущие часовые мастера набираются опыта у специалистов московских предприятий 1 МЧЗ и 2 МЧЗ, а руководитель будущего производства стажируется во Франции на заводе LIP.
Так как швейцарские компании отказались сотрудничать с СССР в организации часового дела, советская делегация договаривается именно с Французской фирмой LIP о покупке документации на наручные часы типа Т-18. В качестве посредников французы обеспечивают покупку необходимого оборудования в Швейцарии и оказывают техническую помощь в освоении производства часов.
Для подготовки специалистов и рабочих, для отработки навыков и технических приёмов, было организовано опытное производство часов марки "РПЧ-1", а позднее “Т-18”. Часы будут носить простое и лаконичное название “ЗИФ”.
№118_1
Изображение

В 1936 году правительство СССР заключило сделку с французской часовой компанией «Lip» по закупке часовых механизмов и деталей, а позднее и производственных технологических линий. Заводские инженеры и техники завода им. Фрунзе прошли стажировку во Франции. В 1937 году, были куплены узлы и детали у фирмы LIP, из которых на заводе была собрана и реализована первая партия в количестве 2889 шт. Lip T-18. В декабре к концу 1938 года в подарок членам Совнаркома (Совет народных комиссаров - правительство советской России), к Новому году были выпущены первые наручные часы марки «ЗиФ» с механизмом Т-18. К концу 1938 года было изготовлено 1012 часов марки Т-18 (ЗИФ). В 1939 году, на рынок вышло – 53 497 часов ЗиФ. (пока невозможно сказать сколько наших а сколько с покупной фурнитуры, но уверенно можно сказать, что доля механизмов белого цвета, была весомой. Дело в том, что механизм часов собранный и изготовленный на ЗИФе был белого цвета, а импортированные французские детали Lip, собранные на ЗИФе имели желтый цвет латуни).
Впоследствии все узлы и механизмы имели белый цвет и изготавливались у нас на заводе (ЗИФ). Импортировались только баланс и волосок т.к. были очень нежными и чувствительными деталями, толщина которых измерялась в микронах.
№118_2
Изображение


Рассмотрим как описывались события в книге:

№118_3
Изображение

Не дожидаясь окончательного оформления договора с фирмой “ЛИП”, в Пензе решили начать работы над созданием своих наручных часов. За основу был взят часовой механизм типа “Раймонд”. Назывались же часы просто РПЧ-1 (наручные часы прямоугольные). Был ли резон делать часы, которые, возможно, и не будут выпускаться? Да, Был! Люди получили возможность практически заниматься производством наручных часов, приобретать необходимые навыки и опыт. И всем очень хотелось знать: что они за мастера, сумеют ли сделать часы?
Основная нагрузка легла на модельный участок. Ряд деталей приходилось делать почти что кустарным способом. Работавший там в то время слесарь-механик А.Г. Хоренков в своих воспоминаниях писал:
- Анкерную вилку, регулятор и другие фигурные детали сначала размечали на станках фирмы “СИП” А.С. Ягупов и В.И. Калякин, а затем их вручную делали М.Г. Вавилин и А.А. Протопопов. Пластину после разметки приходилось растачивать на токарном станке со специальным приспособлением мне. Опыта, разумеется, ни у кого из нас не было. Так что шли на ощупь, ошибаясь и исправляя свои погрешности.
Наконец наступил день, когда мастер-часовщик Б.С. Попов начал собирать первые часы Рчп-1. Когда сборка подходила к концу, в цехе собралось много рабочих, пришла вся администрация часового производства. Все интересовались, пойдут ли часы или нет. И вот механизм собран. Однако желаемого “Тик-так” не слышно. Все очень расстроились. Попов стал искать причину. И нашел: оказалось, что крышка барабана, в котором помещается пружина, сильно прижала её. Часы разобрали, я проточил эту крышку, после чего их собрали опять. И они пошли.
Итак, сумели! В феврале 1937 года первые пензенские часы стали отсчитывать время. Это была победа: люди поверили в себя, в свои силы!
В конце 1936 года вступил в силу договор с фирмой “ЛИП”. Она поставила первые партии деталей и узлов для обучения рабочих сборке часов марки Т-18. Это расширило фронт работы. Сборщики перешли в отдельное одноэтажное здание, где раньше размещался патефонный цех. Здесь стало работать около ста человек.
На первых порах возникли определенные трудности. Но в Апреле 1937 года прибыли в Пензу иностранные специалисты: один конструктор, три сборщика и шесть инструментальщиков. Нельзя сказать, что они стремились поскорее обучить пензенских часовщиков лучшим приемам работы, передать им свои знания и опыт. Однако их годичное пребывание на заводе принесло определенную пользу. Главное, что переняли у них наши рабочие – это культуру производства, высокую точность выполнения работы, будь это сборка часов или изготовление инструмента.
Техническая помощь фирмы заключалась еще и в ознакомлении наших инженерно-технических работников с постановкой часового дела во Франции. Кроме того, при посредничестве фирмы ‘ЛИП’ в Швейцарии на станкостроительных предприятиях было заказано оборудование, необходимое Пензенскому заводу для производства часов. Во Францию выезжало несколько групп пензенских часовщиков. Одна группа принимала оборудование в Швейцарии.
В апреле 1937 года механический техникум выпустил первую группу специалистов-часовщиков, в июне – вторую. Дипломы получили М.Г. Анюшкин, И.И. Бахметьева, Н.И. Шашкова, Е.Г. Корсетская, И.Г. Самольянов, З.И. Кузнецова, В.С. Фомина, А.И. Шуваев, П.Х Дудкин и другие товарищи.
Выпустила своих первых питомцев-часовщиков и школа ФЗО. В их числе были Н.П. Козлов, А.И. Борискина, П.П. Степанова, Д.В. Мешков, В.Ф. Логинов, Н.П. Белотелова.
В июне сборщики получили в своё распоряжение новый трехэтажный корпус. Тот самый, где и поныне находится шестой сборочный цех. Первый этаж отвели под бытовые помещения. Собственно сборка разместилась на третьем этаже. А на втором – участки по изготовлению некоторых деталей и узлов часового механизма: баланса, анкерной вилки и анкерного колеса.

Первым мастером на участке баланса был В.И. Ермошкин. Он с несколькими товарищами в течение года наладил массовый выпуск этого узла.
Освоение анкерной вилки поручили А.С. Ягодину. Он справился с порученным делом и подготовил первого наладчика – В.С. Наземнову.
Много сделала для освоения выпуска анкерного колеса мастер Н.С. Зеленова. Она в короткий срок сдала в эксплуатацию ряд фрезерных полуавтоматов, подготовила наладчиков этих станков.
В конце 1937 года был создан первый технический отдел часового производства. В него вошли: В.Н. Васильев, Д.И. Володин, А.А. Дергунова, В.Е. Калинина, А.И. Лакейкин, Е.П. Леонов, В.А. Народецкий, А.К. Томилина и другие. Руководителем отдела назначили А.Н. Марушина.
Для более оперативного руководства освоением выпуска приборов времени при заводе имени Фрунзе создали управление часового производства, начальником которого назначили А.П. Баталина. Но проработал он в этой должности всего четыре-пять месяцев, так как его избрали секретарем Пензенского горкома ВКП (б).
Примерно тогда же с завода ушли главный инженер Д.И Призент и его заместитель И.С. Флигельман. Начальником управления часового производства назначается И.Н. Калинкин, а главным инженером – В.Н. Скорняков. Но уже в 1938 году он сменил И.Н. Калинкина и стал начальником управления.
К тому времени на часовом производстве было занято 648 человек. Из них 412 рабочих, 160 инженерно-технических работников, 44 служащих и 32 человека обслуживающего персонала. Функционировало только три цеха: сборочный, инструментальный и экспериментальный. В остальных цехах шел монтаж оборудования и устранялись строительные недоделки.
Новое руководство решило работы над часами типа РЧП прекратить и все усилия сосредоточить на освоение производства часов Т-18.
В начале 1938 года уехали из Пензы последние иностранные специалисты. И никто из них, даже те, которые относились к нашей стране с симпатией, не верили, что здесь скоро начнут выпускать свою продукцию. Они говорили: “Потребуются годы, чтобы вы научились делать часы”. Но прогнозы представителей прославленных зарубежных фирм не оправдались.
К середине 1938 года был почти закончен монтаж оборудования во всех новых корпусах. В этом была немалая заслуга отдела главного механика, которым руководил опытный производственник А.а. Лубенцов. Были организованны заготовительно-корпусной, автоматно-зубофрезерный, платино-мостовой и отделочный цехи.
Наращивал объем выпуска продукции инструментальный цех. Вся она проходила тщательную проверку на точность. Этим занималась группа ОТК, в которую входили Г.В. Токарев, Потапов, Карабельщиков, Логинов, Ремарчук, а так же измерительная лаборатория, которой руководила Н.И. Шашкова.

Фрагмент из книги В. Еременко “Пензенский часовой” 1985г.
№118_4
Изображение

В.Н.Скорняков - первый главный инженер часового производства и первый директор завода, возглавлявший его почти четверть века


№118_5
Изображение

А.А.Лубенцов - главный инженер часового производства и завода, проработавший на этой должности тридцать лет

№118_6
Изображение

И.Н.Калинкин - один из первых руководителей часового производства, секретарь партийной организации, впоследствии был начальником сборочного цеха, а затем автоматного цеха.


№118_7
Изображение

А.И.Лакейкин - один из первых инженерно-технических работников часового производства, позже занимал должность главного технолога завода.


№118_8
Изображение

А.Н.Марушин - первый начальник техотдела, впоследствии главный технолог завода.




5 мая 1940 года Наркомат общего машиностроения издал приказ об образовании Пензенского 3-го Государственного Часового Завода. Часы "ЗИФ" получили новое название - "Звезда". Некоторое время вставляли оставшиеся на складе желтые ЛИПовские механизмы в часы ЗВЕЗДА.
Делали часы «Звезда» на 3 ГосЧасЗаводе. Этим заканчивается пятилетняя предыстория рождения предприятия.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 22 дек 2020, 12:40

В очерке о часах, Дмитрий отразил все основные моменты начала организации часового производства на ЗИФе. Но...не могу же я пройти мимо этого сюжета, не добавив свою ложку дёгтя.
По решению СТО за №292 от 21.04.1935 г. было предписано организовать часовое производство на трубочных заводах: - в Самаре - мужских карманных часов и на Пензенском - женских наручных часов. Мощность выпуска на пензенском заводе устанавливалась 500 000 часов в год.На это решение сразу же по заводу был выпущен приказ:
ПРИКАЗ

По заводу №50 от 23.04.1935 г. №180.
Согласно решения правительства в текущем году необходимо развернуть строительство новых цехов по производству часов, для чего:
Приказываю:
1. Главному механику и начальнику ремонтно-строительного цеха представить мне на утверждение к 28 апреля с.г. проект и смету на постройку жилых бараков на 1000 человек с указанием места расположения их.
2.................4.
5. Выделить 15 подвод для обслуживания строительства бараков с 24 апреля с.г.
6. Главному энергетику до 10 мая оборудовать бараки водопроводом и электрическим освещением.
7. Приступить к строительству бараков немедленно.
Директор Болотников.

Вот тут возникает вопрос, на каком месте строились эти бараки?
Достоверной информации нет. Но, можно предположить, что рядом со стройплощадкой и недалеко от основной площадки завода, поскольку надлежит в короткое время подвести воду и электричество, а это - земляные работы.
Моя версия: - эти бараки были построены на том месте, где сейчас (2020г.) стоят колонны недостроенного корпуса на часовом заводе в 80-е годы, на месте снесённых жилых бараков, которые я помню, и, даже однажды был в одном из них в начале 70-х. Они были 2-х этажными - деревянными. Граничили с хоздвором ЗИФа и велозаводской баней, в них упиралась ул. ИТР.
Постепенно вокруг строящихся заводских корпусов начала формироваться инфраструктура - инженерные коммуникации, дороги и улицы.
Там, где ещё в конце 20-х колосились посевы овса для прокорма лошадей работавших на ЗИФе, образованы были улицы Комсомольская, Цеховая, Рогатка, Заводская, Ударная. Вероятнее всего в этом месте началось строительство жилья для первых работников часового производства ЗИФа. Некоторые из этих построек сохранились до наших дней (2020г.). Это были 2-х этажные дома барачного типа, построенных из шлакоблоков и оштукатуренных.
Шло время....
ПРИКАЗ

по заводу №50 от 16.05. 1937г. №293.
В связи с монтажом и пуском часового производства завода согласно решения Начальника 4 ГУ НКОП( 4-е Главное Управление Наркомата Оборонной Промышленности), существующую систему управления часовым производством реорганизовать создав вместо 5-го отдела Управление Часового Производства завода №50, с непосредственным управлением мне.
Начальником Управления Часовым Производством назначить Баталина А.П. с присвоением ему прав Зам. Директора завода №50.
Главным Инженером Часового производства назначить т. Призент Д.М.
Зам. главного инженера по Часовому Производству назначить т. Скорнякова В.Н.
Зам. главного инженера по конструкции Часового Производства назначить т.Флигельман.
Зам. главного инженера по технологии Часового производства назначить т. Лилье.В.К.
Директор Рошаль.

Следует обратить внимание на то, что на посту директора завода Болотникова сменил Рошаль.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 30 дек 2020, 21:29

Добрый вечер! В нашем музее за последнее время выложено много технической информации, предлагаю переключиться на другую тему, тему "Люди завода". Наверняка найдётся много удивительных личностей. Вот об одном из них мне поведала хранительница фондов музея народного творчества города Пензы, Ольга Викторовна Дудорова.
№119_1
Изображение
Отставнов Платон Алексеевич (1924-2002 гг.)

Небольшая вырезка из статьи Н.Гальчук "Живопись-любовь моя" 1992 год.
Как приходит человек в чудесный мир искусства, творчества?
- По-разному. У каждого своя, неповторимая тропинка,- считает самодеятельный пензенский художник П.А.Отставнов. - Я, к примеру, ещё каких-то пять лет назад, уже будучи пенсионером, не думал не гадал, что увлекусь живописью. А вот теперь жить без неё не могу. Живопись – любовь моя.
…Вся долгая трудовая биография Платона Алексеевича связана с велозаводом. Сюда он пришёл в грозном 41-м после окончания школы. Здесь самоотверженно проработал всю Великую Отечественную войну, пройдя путь от токаря до талантливого конструктора.
За сорок лет работы на заводе П.А.Отставнов разработал и внедрил в производство много новых приборов и автоматов, облегчающих труд рабочих родного предприятия. За свои изобретения удостоен различных наград, он считается активным рационализатором, изобретателем, новатором.
Выйдя на заслуженный отдых, Платон Алексеевич увлёкся ботаникой. Его садовый участок постепенно превратился в настоящий ботанический сад. В нём представлена коллекция полезных редких растений. В работе на садовом участке, постоянном общении с природой и возникло желание зарисовать эту красоту. Четыре года назад, в августе 1988 года, был создан первый робкий рисунок цветными карандашами на ватмане. Они изображали сочные наливные яблоки. Затем появились рисунки с другими щедрыми дарами осени.
Рисунок Платон Алексеевич освоил быстро. А затем возникло желание научиться писать масляными красками. Постепенно изучил основы композиции, занялся цветоведением. Когда же достаточно освоил цветовые смеси, начал рисовать этюды……
В музее народного творчества (1992 год) открылась персональная выставка П.А.Отставнова, на которой представлены около 60 лучших его работ…
… Н.Гальчук

№119_2
Изображение

№119_3
Изображение

№119_4
Изображение

№119_5
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 30 дек 2020, 21:37

№119_6
Изображение

№119_7
Изображение

№119_8
Изображение

№119_9
Изображение

№119_10
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 02 янв 2021, 13:50

С Новым 2021 Годом, друзья!
Намедни, тут Андрей с Ольгой Викторовной, поведали нам в своём коротком повествовании об интересном Человеке - Отставнове Платоне Алексеевиче. Я, был знаком с Платоном Алексеевичем, но не могу сказать, что знал его. Пожалуй сказывалась разница в возрасте, он был ровесником моих Родителей, и я конечно робел перед ним, и его авторитетом. Узнал я Платона Алексеевича придя работать в СКТБ ЗИФа (перевели меня на инженерную должность) в 1969 году, в отделе тогда работало более 100 человек, один из них и Платон Алексеевич. Занимал он должность - "начальник бюро контрольных приборов". СКТБ - специальное конструкторское бюро, занималось автоматизацией и механизацией производственных процессов. В бюро "контроля" разрабатывались средства автоматического контроля размеров на деталях как основного так и велосипедного производств. Было несколько типов этих приборов, но принцип действия один - разбраковать детали на 3 группы: годные, брак, исправимый брак, работали эти приборы как в автоматическом режиме, так и с участием контролёра.
Разработчиком ВСЕХ этих приборов был Платон Алексеевич, инженеры и техники работавшие в этом бюро, лишь воплощали его идеи в конструкцию. Вторым направлением в работе были автоматические загрузочные устройства к станкам-автоматам на доделочных операциях. Не простое это дело в рабочую зону станка подать детали одинаково сориентированными. Как правило, станочник укладывал в наклонный лоток детали сориентированные нужным образом и они поочерёдно подавались в зону обработки. Платон Алексеевич создал устройство в виде вибрационного бункера с кольцевыми спиральными лотками, по которым за счёт вибрации ориентируясь (конечно не сами по себе) за счёт всевозможных отсекателей, опрокидывателей и т.п. детали получали необходимое направление и подавались в зону обработки станка. Теперь детали загружались в бункер "из ведра", станочник теперь получил возможность обслуживать несколько станков, одновременно. Конечно не все станки оборудовались устройствами одной конструкции. Для каждой детали своя конструкция, а, их много было. Принцип только один - вибробункер.
Платон Алексеевич много имел свидетельств на изобретения и рационализаторских предложений. Скромный. Немногословный. Аскетичный. Увлечён был сбором трав и применял сборы из них на практике, желающие обращались к нему за помощью. Талантливый человек - талантлив во всём! А, тут оказывается ещё и картины писал! Таким мне запомнился Платон Алексеевич. Полагаю, мы вместе, ещё дополним повествование об этом Человеке.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 18 янв 2021, 08:40

Легкий мопед ПВЗ МВ-18М из фондов Пензенского Краеведческого музея.

Внешне новую модель можно отличить от предыдущей модели МВ-18 по креплению переднего крыла, втулкам колес и педальному приводу, который был перенесен на левую сторону.

Мопед имеет трубчатую сварную полуоткрытую раму с седлом на подушке из губчатой резины. При сухом весе 36 кг полезная нагрузка составляет 100 кг. Новый легкий мопед, действительно, самый легкий из отечественных машин такого типа и самый компактный:

база 1135 мм против 1210 мм у остальных моделей.

Габарит:
длина — 1840 мм,
ширина — 640 мм,
высота — 1040 мм.

Грузоподъемность - до 100кг
Расход топлива на 100 км пути, при скорости 25 км/час при езде по ровному асфальтированному шоссе - 1.8 литра
Тип двигателя - двухтактный с кривошипнокамерной продувкой модель Д-6
Рама - трубчатая сварная полуоткрытого типа, неразборная
Высота рамы - 450 мм
Руль - поворотный глубокого профиля
Подвеска заднего колеса жесткая
Передняя вилка - телескопическая с пружинными амортизаторами
Седло с мягкой подушкой, на одной вертикальной пружине, с регулировкой по высоте, с местом хранения инструментов в каркасе седла
Тормоза - колодочные во втулках переднего и заднего колеса.
Передний тормоз - с ручным управлением
Задний тормоз - с управлением от педалей
Размер шин - 559х48у
Освещение передней фары и заднего фонаря от первичной обмотки высоковольтовой катушки магнето двигателя, через последовательно соединенный с ней дроссель, встроенный в корпус фары
Вес легкого мопеда (сухой) - 35.2 кг

На МВ—18М установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель Д—6 воздушного охлаждения с возвратно-петлевой продувкой и золотником на впуске. Его рабочий объем — 45 см3, мощность — 1,2 л. с. при 4500 об/мин, степень сжатия — 6,0; диаметр цилиндра — 38 мм, ход поршня — 40 мм. Двигатель работает на смеси бензина марок A-66, А-72 (или А-76) в соотношении 20:1 с маслом АКП-10. Расход топлива при скорости 25 км/час составляет 1,8 л на 100 км пути, что при емкости топливного бака 5 л дает запас хода примерно на 275 километров. Максимальная скорость — 40 км/час.

Система зажигания — от магнето. Осветительные приборы получают питание от первичной обмотки катушки магнето. Электрооборудование — 6-вольтовое.

Сцепление — фрикционное двухдисковое. Передача от двигателя на заднее колесо осуществляется роликовой цепью, ее общее передаточное число — 16,8. Задней подвески на мопеде нет, передняя — представляет собой телескопическую вилку с пружинными амортизаторами. Размер шин — 559—48У.

Оба колеса снабжены колодочными тормозами, передний тормоз с ручным приводом от рычага на руле, задний — с приводом от педалей. Тормозной путь мопеда с максимальной скорости составляет всего 14,5 м.

Годы производства - 1975 - 1977

Производитель - Пензенский велосипедный завод им. Фрунзе

Фото: Андрей Нугаев
№118_1
Изображение

№118_2
Изображение

№118_3
Изображение

№118_4
Изображение

№118_5
Изображение

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6