Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 16 фев 2021, 16:12

Прошло совсем немного времени со дня публикации основного материала по автотракторным свечам на велозаводе, а уже пошли дополнения. Работаем! Вот и я копаясь в своих архивных записях обнаружил парочку фактов из фондов ГАПО, знакомлю:
Калькуляция на 1932 год по авто-свечам марки 8Д 15/20.

Калькуляционная единица 1.000 штук,
Годовой выпуск 3.280.000 штук,
1-й квартал 187.000 штук.


Ориентировочная калькуляция на 1932 год по автосвечам марки 8М 12/15.
Калькуляционная единица 1.000 штук,
Годовой выпуск 7.200.000 штук,
3-й квартал 3.000 штук ( исправлено 3-й квартал на 1 квартал).

Андрей нашёл фотонегатив, произвёл его реставрацию, в итоге удалось вычитать. Оказалась это - публикация в заводской многотиражке "За качество за темпы"
Ц.О. ЦК ВКП(б) "Правда", Наркомтяжпром Орджоникидзе, Ц.К. Машиностроения, "Паттрубвзрыв" -Венецкому, газета "За индустриализацию", газета "Волжская Коммуна", Крайпрофсовет - Тимофееву, Крайком Машиностроения-Горину, Горкому партии-Дрокину, Горпрофсовет, газета "Рабочая Пенза", газета "За качество за темпы".
От треугольника Пензенского Велозавода.
Р А П О Р Т

По заданию партии и правительства автосвечной цех Пензенского Велозавода, на полтора месяца досрочно освоил производство автосвечей, к 23 июня, ко дню годовщины исторической речи тов. Сталина выполнив полугодовую программу на 111%, при среднемесячном составе рабочих 83%, себестоимости свечи ниже плановой на 10%.
Таким образом дан первый миллион советской автосвечи "Комсомолка", освобождающей страну от импортной зависимости.
Заверяем Вас, что ударники автосвечного производства, под руководством большевистской партии боевыми темпами будут бороться за выполнение всей годовой программы в 3.200.000 автосвечей к 15 годовщине Октябрьской Революции.
Директор Велозавода Соколовский.
Секретарь парткома Горбутевич.
Прередседатель завкома Луконенко.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 19 фев 2021, 13:19

Да! Совсем забыл сказать о том, что фотографии свечей "Комсомолка" любезно представил и разрешил опубликовать коллекционер свечей зажигания и знаток этого дела - Пеньков Алексей. Благодарю его за это.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 21 фев 2021, 10:52

И ещё для полного раскрытия и понимания темы по автотракторным свечам. По данным того же Алексея Пенькова - маркировка и применяемость:
- Д20/20 - резьбовая часть - 7/8" х 18; диаметр резьбы - 22,225; шаг резьбы - 1,411 мм. Применяемость: - тракторы АСХТЗ-НАТИ; У-1; У-2; У-3; У-4 (Универсал); Возможно автомобили ГАЗ-А; ГАЗ-АА первых выпусков.
- Д15/20 - резьбовая часть - 7/8" х 18; диаметр резьбы - 22,25 мм; шаг резьбы - 1,411 мм. Применяемость: - трактор С-60 (Сталинец). Автомобили: -Я-5; Я-7; ЯГ-10; АМО-3; возможно ЗИС-5 первых выпусков.
Я же в одной из статей встретил запись (в моём пересказе) о том, что свечами Пензенского свечного завода будут комплектоваться автомобили выпускаемые Горьковским автозаводом. Что собственно и подтверждает Алексей.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 04 мар 2021, 18:21

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ДЛЯ ТРАКТОРОВ НА ВЕЛОЗАВОДЕ
.



В фотогалерее нашего музея есть две фотографии, объединённые одной производственной темой - выпуск запасных частей к тракторам.

Изображение

Изображение


Как видим эти фотографии выполнены в разное время. Люди на них тоже разные.

Почему так?

В заводских хрониках “Люди , события, годы” (выложена в нашем музее) находим: - “ 17 февраля 1931 года получен заказ на изготовление запасных частей к тракторам”.

От какой организации принят заказ? Да, и, мог ли завод принять самостоятельно решение и такой заказ?

В предыдущей статье о выпуске автотракторных свечей мы рассмотрели структуру управления оборонной промышленностью, и можем сказать - нет, не могли. Тогда, что же произошло, коли завод начал выпуск столь нехарактерной для него продукции.

Решение могло исходить только от Объединения “Паттрубвзрыв”, а оно уже руководствовалось Постановлениями и Указами правительственных органов.

Ладно-хорошо... ищем.

Прошло два дня - тщетно.

Поиск продолжаем. И... вот оно!

Просматривая архивы Правительства СССР того времени, нашёл документ, из которого становится понятно каким образом изготовление запасных частей к тракторам “попало” на велозавод.

"ЦК ВКП(б) и Совнарком в неоднократных постановлениях указывали на важнейшее государственное значение своевременного выполнения программы производства тракторных запчастей.

Постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 23 октября 1932 г, установлена конкретная программа для каждого завода по производству запчастей.

Эта программа выполняется заводами совершенно неудовлетворительно. Программа четвертого квартала по запасным частям для тракторов выполнена промышленностью в денежном выражении на 55%, при чем выполнение по отдельным дефицитным частям в еще более неблагоприятном положении. Неудовлетворительно выполняется и программа первого квартала. ЦК и СНК установили, что директора предприятий до сих пор производство запчастей для тракторов считают для своих предприятий побочным несущественным делом, срывая этим важнейшее для государства дело.

Признавая данную вам программу производства тракторных запчастей безусловно обязательной и указывая, что полное выполнение этой программы является сейчас важнейшим партийным заданием, ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР предупреждают вас, что невыполнение этого задания в срок будет рассматриваться, как саботаж важнейшей партийной директивы, влекущий за собой самые суровые взыскания в партийном и советском порядке.

ЦК и Совнарком обязуют вас безусловно выполнить данное вам задание по производству запасных частей и предлагают в пятидневный срок телеграфно сообщить какие меры вами приняты для обеспечения полного выполнения взятых на себя обязательств и каждую пятидневку сообщать в Наркомтяжпром сводку выполнения этого задания.

Секретарь ЦК ВКП(б) - И. Сталин.

Предсовнаркома СССР - В. Молотов (Скрябин).

К этому документу есть несколько приложений значительных по объёму, в которых предлагается Совнаркому направить своих полномочных представителей из числа ответственных работников с указанием фамилий и мест командирования в субъекты народного хозяйства, с целью выявления и уточнения потребности в запчастях. Всего названо 87 субъектов.

Ещё одно приложение адресовано директорам заводов, которые получили задание на изготовление запасных частей. Таких заводов 145, среди них в этом перечне под №100 значится Пензенский велосипедный завод, которому установлено изготовить запасных частей к тракторам на сумму 248,1 тысяч рублей в 1 квартале 1933 года. Ответственность за выполнение этого задания возложена на директоров заводов. “Приложения” эти подписаны также Сталиным и Молотовым.

В какой мере выполнены эти задания правительства, установить не удалось.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 05 мар 2021, 10:24

Ну вот! Не успел разместить статью, а уже подоспела дополнительная информация по этой теме. Просматривая в очередной раз свои записи сделанные в ГАПО, наткнулся на такую: "1933 год. Цех тракторных деталей. Руководитель Бесперстов".
А, тут и Андрей Нугаев "подкинул порцию" информации с восстановленных им фотонегативов сделанных с заводской многотиражки изданной в 1933 году. С трудом, но удалось вычитать. Знакомим и Вас:
" ДАДИМ ЗАПЧАСТИ ДЛЯ УБОРКИ УРОЖАЯ И ОСЕННЕГО СЕВА.
Постановлением народного комиссариата тяжёлой промышленности на наш завод возложена боевая задача - выполнение задания по производству запасных тракторных частей.
Срок выполнения годовой программы по этому производству сокращён на 3 месяца.
Для выполнения этого задания необходимо взять темпы, которые наш завод держал и не сдавал к концу первого квартала.
На выполнение всей оставшейся годовой программы с увеличением поршневых колец на 250.000 штук с установленным количеством выхлопных клапанов в 70.000 - осталось всего 4 месяца. Чтобы полностью обеспечить выполнение программы к 1 октября 1933 года необходимо усилить административно-техническое руководство на всех участках работы.
Начальники цехов должны контролировать деятельность производственных мастеров, требуя декадного отчёта о выполнении по всем показателям.
В цехах и на производстве должна быть поднята трудовая дисциплина, для чего со стороны администрации требуется исключительная бдительность и чёткое руководство. Работу поставить так, чтобы каждый рабочий ясно себе усвоил необходимость выполнения возложенных партией и правительством на наш завод заданий по запасным тракторным частям, чтобы каждый сознательно включился в боевые темпы выполнения, зная, что он этим обеспечивает своевременное и бесперебойное проведение осеннего сева."

Есть и ещё заметки на эту тему, но...написанное не удалось реанимировать и прочитать. Поиск продолжается.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 10 мар 2021, 18:59

Я вот тут намедни перечитал то, что понаписал по запасным частям для тракторов и с чем познакомил Вас.

Наткнулся на фразу “Нехарактерная продукция для велозавода”.

Задумался. А почему я применил эту фразу?

Просмотрел список тех 145 заводов, которым было установлено это задание. Большинство из них относились к военным ведомствам. Почему так? Разве продукция военного назначения не нужна была стране?

Погрузился в изучение экономической и политической ситуации того времени в СССР. Коротко, в своём пересказе познакомлю и Вас.

Ещё в 1929 году ВСНХ СССР были озабочены тем, что военные заводы были недостаточно загружены военными заказами, значит оборудование, здания и сооружения(что называется основными фондами), которым располагали эти заводы - простаивало. Такое состояние в промышленности влияло на сроки мобилизационного развёртывания. Надо было повысить загрузку основных фондов и сохранить кадры рабочих. Правительством было предложено - поднять темпы загрузки военных заводов мирной продукцией до максимальных пределов.

В 1931 году в Военпроме подавляющее большинство работающих занятых на производстве было охвачено различными формами соцсоревнования (91%). Числилось почти 148 тысяч ударников, т.е. более половины всех рабочих. При сопоставлении этих цифр с плановыми показателями нельзя не прийти к выводу о “показухе” и “компанейщине” в ударническом движении. Ударная работа нередко тоже шла во вред качеству. Не способствовало ему и упрямое требование выполнения плановых заданий, которое чаще всего решалось путём снижения качества. Из предложенных публикаций в многотиражке видно , что выполнение плана зависело только от борьбы за него и не иначе.

1931 год был с полным основанием назван “ГОДОМ БРАКА” в СССР.

Если в Военпроме сложилась такая ситуация по качеству, то уж, что тогда говорить о состоянии в других отраслях промышленности.

Не на высоте качество было и на предприятиях производящих сельхозинвентарь и сельхозтехнику.

А, как обстояли на заводах дела с кадрами?

23 июня 1931 года перед хозяйственными руководителями страны тов. Сталин говорил о необходимости ликвидировать текучесть кадров на заводах, усилить организованный набор рабочей силы в колхозах, преодолеть уравниловку в оплате труда, обезличку, правильно организовать труд, улучшить бытовые условия, правильно расставлять кадры, переходить к хозрасчёту...

На основании этого выступления были сформулированы “ шесть условий тов. Сталина, необходимых для построения социализма в СССР”.

Изображение

Изображение

Началась реализация этих условий.

Мы обещали знакомить с событиями, которые происходили на ЗИФе в эти годы.
В фондах Пензенского краеведческого музея нами найдены несколько газет, выпускаемых в цехах завода. В них обсуждаются насущные вопросы в жизни коллектива цеха. Мы не будем делать обобщений и каких-либо выводов от их прочтения. Предлагаем Вашему вниманию несколько этих статей в полном объёме. Прочитав их, сами сделаете выводы.

Из газеты “Ударник” от 19 сентября 1935 года, цеха №4. Являлся органом партийной, профсоюзной и комсомольской организаций цеха. Справка: Цех №4 это - валовый токарно-автоматный цех.

“ КАЛИСТРАТОВА НА ТОВАРИЩЕСКИЙ СУД”.


11 октября во вторую смену браковщица Карасёва забраковала у станочницы Калистратовой 13 штук колец по 7-й работе.

В это время подошёл её муж Калистратов С., который работает совсем на другом участке установщиком и стал ругаться с Карасёвой, зачем она пишет брак его жене.

- Не я буду, - заявил Калистратов, обильно пересыпая свою речь площадной руганью,- если не сживу тебя из этой сманы.

Проверенные детали старшим мастером Журовым оказались браком.

Калистратов неоднократно вмешивался и раньше в разбраковку деталей своей жены и бранился с браковщицей.

Профорганизации цеха необходимо передать Калистратова на товарищеский суд за оскорбление браковщицы. (Редколлегия).

*****




“СУРОВО НАКАЗЫВАТЬ ТЕХ, КТО ПЫТАЕТСЯ ДЕЗОРГАНИЗОВАТЬ ТРУД”.


Трудовая дисциплина в нашем цехе за последнее время расшаталась. Об этом говорят факты. Недавно были уволены за хищение велошатунов станочник Васьков, за кражу 4-х кг олова работница лудильного отделения Каменская и лудильщик Харитонов. В цехе нередки случаи появления на работу в нетрезвом виде. Уволенная в настоящее время (за прогул) работница пескоструйного отделения Шабанова 22 сентября вышла в 3-ю смену сильно пьяная, вследствие чего не была допущена к работе. Станочник Соломатин 29 сентября пришёл на работу во 2-ю смену совершенно пьяным и уснул на полу за станками.

Мастер Бутузкин очень часто бывает навеселе, а на днях, 21 сентября, в обеденный перерыв, так изрядно “хлебнул”, что пришлось отослать его домой.

Работники ремонтной группы должны работать в выходные дни по назначению механика цеха согласно приказа директора, ремонтники приказу не подчиняются и не выХодят на работу.

Бригадир Тингаер, назначенный работать в выходной день 6 сентября, категорически отказался от этого и на работу не явился. Пришлось во избежание срыва работы вызвать из дома мастера Медведева.

За сентябрь из нашего цеха уволено за прогулы 5 человек. Все приведённые факты говорят о том, что значительно ослабла массово-воспитательная работа в нашем цехе, что кроме этого явных дезорганизаторов ещё плохо привлекают к ответственности, к товарищескому суду.

Треугольники бригад должны обратить самое серьёзное внимание на укрепление труддисциплины среди рабочих. (Г.Н.).



*****




“ПЕРЕВОДИТ МЕТАЛЛ В БРАК”.


На пятой работе первой детали работает Букина. Было заявлено начальнику по труду т.Безрукову, что Букина брак бросает в стружку. О ней ставили вопрос на бригаде, но Букина даже никогда не приходит на собрания, “отделываясь” площадными словами. Об этом было известно профоргу Маркову, но до сего времени мер никаких к Букиной не принято.

В начале сентября у ней в стружке нашли брак. При обсуждении на бригаде решили Букину лишить звания ударницы, т.к. Букина скрывает брак, обманывает производство. (Рабочий).

Вы скажете, зачем это нам всё?

А, для того чтобы понять, какая общественная и производственная обстановка была на предприятии военно-производственного комплекса.

Чтобы Вы могли себе представить, что же тогда творилось на заводах производящих сельхозтехнику и товары широкого спроса.

Видимо совокупность показанных причин и “привела” изготовление запасных частей к тракторам на ЗИФ - низкого качества были тракторы.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 11 мар 2021, 10:42

Николай Васильевич » 10 мар 2021, 18:59
1931 год был с полным основанием назван “ГОДОМ БРАКА” в СССР.

Интересно. Почему "наши" учёные, т.е. социологи и психологи не исследуют это явление в обществе?( В моём багаже нет этих сведений :( ) Ведь оно появляется периодически в новейшей истории страны.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 11 мар 2021, 14:11

Андрей, исследования есть. Только итоги, этих исследований, не муссируются в современном обществе. Почему - ???

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 11 мар 2021, 17:44

Даже фильмы на эту тему снимались в очень маленький временной отрезок времени, (начало 70-х годов ХХ века), но какие фильмы 8-) Богатый материал для обсуждения и изучения на ближайшие 100 лет :) К примеру
https://www.youtube.com/watch?v=hbDtS-bL1b8 и, безусловно, https://www.youtube.com/watch?v=c5aMwSzsWW8 :cool: .

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 12 мар 2021, 11:09

Андрей, предложенные Вами фильмы безусловно интересны. Пересмотрев их, вернулся в те годы и события. Но...всё таки будет не корректно, тем более через худ. фильмы, сравнивать и противопоставлять две эпохи - сталинскую, с его железной рукой и брежневскую - развитого социализма.Да, схожие ситуации наверное могли возникать, в обе эпохи. На мой взгляд(правда при поверхностном рассмотрении ситуаций в 30-е годы) природа возникновения подобных ситуаций разная. Это большая и сложная тема, которую раскрыть мне не по силам. Поэтому и ограничился только констатацией факта.

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5