Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 13 янв 2023, 14:43

ВСТУПЛЕНИЕ: ОТ КЕРОСИНОВОЙ ЛАМПЫ К ВЕЛОСИПЕДУ
Начали строить завод во время империалистической войны. На высокой трубе силовой станции выложена черным кирпичом цифра “1916”. В этот год начали строить завод. Стройка завода затянулась. Началась революция, затем гражданская война.
В то время на красный Петроград, в котором находилось очень много заводов, наступали белые генералы и финские белогвардейцы. Петроградские рабочие дружно поднялись на защиту своего города. Но рисковать своими фабриками и заводами, которые могли захватить генеральские банды, рабочие не стали. Ценное оборудование с надежными товарищами они отправили в глубь страны, где было спокойно и безопасно. Часть этого оборудования была направлена в Пензу на недостроенный завод. Когда стихла в стране гражданская война, завод начали расширять. Года через три Пензу посетил комиссар народного просвещения, товарищ Луначарский.
Он хорошо познакомился с заводом и говорил рабочим:
“Вы, товарищи, должны беречь свой завод. Ведь таких заводов даже за границей не слишком много. Смотрите какой он большой, светлый и чистый. Вы должны гордиться тем, что Америка приходит в Пензу!”
Однако в то время завод еще не был подлинной Америкой. Завод делал горелки для керосиновых ламп, и другие мелкие работы. Для выполнения их не требовалось высокой техники. Такие лампы и горелки с успехом могла бы делать кустарная мастерская.
Изображение

Изображение

Америка пришла в Пензу, на наш завод значительно позднее, когда мы начали делать велосипеды.
Из книги В.Л. Садовского “Наш велосипед”.

В 1928 году завод приступил к производству велосипедов.
Изображение

Коллегия Патрубтреста, головная организация, на своём заседании постановили:
К производству велосипедов Установлено принять:
- тип BSA мод.№3 “let of BSA Tittinely” дорожный с уклоном верхней трубы 1/2”, как основной тип для производства;
- остановиться на типе BSA мод. №4 “let of BSA Tittinys” устанавливающие %% соотношение мужских и дамских велосипедов: 10% дамских, 90% мужских;
- остановиться только на одном мужском велосипеде мод. №3 с уклоном рамы 1/2”, колёса изготавливать одного размера 28” и шириной обода под шину 1/4”. Обода колёс никелировать под проволочную покрышку;

СПРАВКА: завод “ТРЕУГОЛЬНИК” приобрёл патент ДЕНЛОПА на производство шин с проволчными бортами.
20230111_7
- при производстве принять 80% втулок со свободным ходом и педальным тормозом в ней типа “Eadie”(ИДИ) и только 20% со свободным ходом, тип втулки оставить английский “ HЕУ” глухие втулки;
- на программу 50 шт. и 10.000 оставить втулки “ИДИ”;
Изображение

- установить размер большой шестерни для мужских велосипедов в 56 зубьев и дамского в 44 зуба. Малые шестерни устанавливать в 18;20;22 зуба;
- на 50 штук изготовить передачу 56 х 20 зубьев;
Изображение

- остановиться на изготовлении сёдел: для мужских “Brooks B90 /1”, для дамских “Brooks B 85”;
- для первых партий установить резиновые педали с шириной: для мужских с шириной в 4”, для дамских в 3 и 1/2”;
- тип руля - не принят;
- на втулки “НЕУ” тормоз на переднее колесо - рычажный, на заднее колесо - тросовый на обод колеса;
- окраска - чёрный цвет с разрисовкой;
- все принадлежности закупать, за исключением спецключей.”
При принятии решения о выпуске велосипедов в Пензе, было установлено изготавливать только из отечественных материалов и комплектующих, чего не скажешь о ХВЗ и МВЗ - они использовали импортные комплектующие.
Первые велосипеды выпускались под названием ПТТ (ПаТрубТрест), традиционно присваивалось всем товарам народного потребления производимыми другими заводами входящие в это ведомство, будь то мясорубки, боевые патроны или самовары. Не стал исключением и велосипед. Но Полагаю Эмблему (логотип) кто-то всё-же разработал и "принял на вооружение" (тобишь массово стали клеить на велосипеды). Однако в скором времени возникнет необходимость сменить название и сам логотип. Это будет связано с переименованием завода в Государственный велосипедный завод и с реформированием вышестоящего ведомства "ПаТрубТрест", ктоорое преобразовалось в "ПаТрубвзрыв". Две вышеописанные причины вызвали необходимость организовать на заводе конкурс на лучшую эмблему и логотип Пензенского велосипеда. В 1931 году Завод выдвинул ряд требований, в рамках которых стоит проявить свои таланты. Победителю будет полагаться премия.
Изображение

Изображение


Цитата: 19 июля 1930 года - Заводоуправление объявляет конкурс на фабричную марку для велозавода. Условия конкурса:
1 - Рисунки должны иметь следующие начальные буквы: Г (Государственный), В (Велосипедный з-д), П (Пенза).
2 - Рисунки представляются в красках, сделанные в масштабе 1:1.
3 - Срок подачи предложений до 10 августа. За лучшие предложения, принятые заводоуправлением, назначается 3 премии:
1-я премия 250 рублей, 2-я премия 150 рублей, 3-я премия 100 рублей.
Примечание: В случае отсутствия приемлемых предложений премии не выдаются.
Предложения подаются секретарю тех. пома тов. Ивановскому.
Директор завода Соколовский.

Изображение

Таким образом появилась новая эмблема велосипеда ГВЗ (Государственный Велосипедный Завод, и небольшая надпись снизу - "Пенза"). К логотипу была добавлена ещё и аббревиатура ВСНХ.
ГВЗ
Изображение


Технические характеристики:
РАМА: - рама велосипеда изготавливается из стальных труб и состоит из переднего четырёхугольника и заднего треугольника, передней вилки.
Передний четырёхугольник образуется трубами: - головка рамы, горизонтальной трубы, вертикальной (подседельной) трубы и наклонной трубы.
Задний треугольник образуется трубами: - нижняя вилка (цепная) и задняя стойка.
ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА: - состоит из двух перьев соединённых между собой и со стержнем посредством коронки.
Геометрия рамы - Полностью идентична геометрии рамы велосипеда B.S.A. мод.№3
Высота рамы: 22" или 24" от центра кареточного узла до края подседельного узла

Колесо - 710х40 (28"х1 8\4")
Шины - типа "Денлоп" с проволочной арматурой, производитель - завод "Красный треугольник" г. Ленинград.
Обод: с профилем типа "Чайка", разработанный под покрышку "Денлоп"
Число зубцов у кареточной шестерни (ведущая звезда) - 56
Число зубцов у шестерни заднего колеса (ведомая звезда) - 20
задняя втулка тормозная типа “Eadie”(ИДИ)
цепь: роликовая
Седло: Кожаный чепрак Московский дроболитейный завод, "ПаТрубТрест Дорожный" по типу “Brooks B90 /1”
Каркас седла: Система вертикальных и горизонтальных пружин, снизу замыкаемый специальным замком для прикрепления к подседельному крюку
Педали: резиновые шириной 4" для мужской модели
тип руля: не принят (дорожный и полугоночный)
окраска: чёрный цвет с разрисовкой

Арматура и Специальные принадлежности:
Щитки на переднее и заднее колесо
Звонок
Насос
Сумка
Набор ключей и отвертка

Производитель: Государственный велосипедный завод, г. Пенза
Изображение


Изображение

Аналогичный велосипед был подарен К.Э. Циолковскому в 1932 году


В 1934 году велосипед претерпел небольшие изменения, изменится как сама головная марка, так и некоторые конструктивные части. В первую очередь бросается в глаза уменьшение в диаметре ведущей звезды с уменьшением зубцов до стандартных (до настоящего времени) 48 зубьев. В предыдущие годы их было на ведущей звезде 56. Задняя ведомая звезда осталась без изменений (20 зубцов). Именно эти 20 зубцов на задней втулке и отличали наши Пензенские велосипеды от наиболее похожих - Московских, у которых их было 18. Скорость и шаг велосипеда рассчитывается по специальной формуле: число передней шестерни 48 умножается на диаметр колеса 28, результат делится на число зубьев заднего колеса 20. (48х28:20=67)

Изменение кареточной шестерни было изменено по нескольким причинам: Во первых во всю мощь заработал Московский велозавод (с 1932 года), и была как-бы унификация деталей. Велосипеды ведь практически были идентичны друг другу. Во вторых на Пензенском заводе планировалось внедрить в производство дамскую модель велосипеда (еще аж с 1930 года! Но по каким-то причинам дамская модель не была в производстве), и вот в 1936 году её внедрили в производство, и эта шестерня была одна для всех моделей, с одной стороны это и взаимозаменяемость, а с другой - облегчение производства. Не надо было делать звёзды разного диаметра для разных велосипедов. Так или иначе Выпуск дамских велосипедов по отношению к мужским составлял всего 10%.
Таким образом мы получили новую модель велосипеда, более усовершенствованную и современную. (фото обзор)

Изображение

Никита Хрущёв приветствует нас и демонстрирует свой велосипед 1936 года выпуска


s
Изображение


s
Изображение


s
Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Для обзора нам предоставил фотографии своего велосипеда Никита Хрущёв.

Велосипед c логотипом "ФРУНЗЕ"
Как мы говорили ранее, велосипед в Августе 1930 года "обрёл" новую головную марку - ГВЗ. В скором времени пришло время изменить и её. Причин было снова Несколько. Во первых изменилось название завода. 9 апреля 1933 года заводу присвоено название "Завод им. Фрунзе", сокращенно "ЗИФ". Но на эмблемах довоенного времени было принято писать название полностью - "ФРУНЗЕ". из газеты от ноября 1933 года видно что эта эмблема (с колесом) уже была принята. Точно пока не известно устраивался ли такой же конкурс как и в июле 1930 года. Однако такие велосипеды с эмблемой в виде велосипедного колеса встречались, хоть и редко, но отнесены к 1934 году.
Изображение

Во вторых – было изменена структура управления промышленностью. Ведомство "ПаТрубВзрыв" изменено на НКТП – Народный Коммисариат Тяжелой Промышленности.
В 1935 - 1936гг Вновь потребуется изменить эмблему. Точных причин этому мы не нашли. Но Велосипед с Новой эмблемой уже был и представлен здесь.
Изображение

Изображение

Велосипед Фрунзе
Общие данные:
Велосипед завода им. Фрунзе является дорожным велосипедом, предназначенным для езды по плохим и просёлочным и грунтовым дорогам, снабжен тормозной втулкой со свободным ходом системы "ИДИ", прямым дорожным английским рулём или полугоночным, с лезвием незначительно изогнутым книзу (сделано это с целью представления выбора потребитилю), дорожным седлом , имеющим усиленные и эластичные пружины, обеспечивающие мягкую и спокойную езду.
Велосипед рассчитан на максимальную скорость в 25 километров в час, при нагрузке в 100 кг. (в нагрузку 100 кг входит вес самого ездока).
Высокая механическая прочность машины обеспечивается применением высококачественных материалов, что и позволяет применять велосипед при невсегда удовлетворительных дорожных условиях.

Технические характеристики:
высота рамы 22" или 24" (считая от центра кареточного узла до края подседельного узла)
размер колёс 28" на 1 3/4.
кареточная шестерня на 48 зубьев (ведущая звезда)
шестерня на заднем колесе на 20 зубьев ( ведомая звезда)

Составные части велосипеда:
Рама
Передняя вилка
Руль
Каретка и педали
Втулки передняя и задняя
Колёса
Цепь
Седло
Арматура и принадлежности (Щитки на переднее и заднее колесо, сигнал, насос, сумка, Набор ключей и отвёртка)



Прекращение велопроизводства на ЗИФе:
Вот как уж второй год подряд достигли более-менее успешности в велопроизводстве (за 36-37гг это самый высокий показатель) и вдруг на 1938 год завод не получил задания по велосипеду. Это означало - полное прекращение велопроизводства с 1 января 1938 года!

приказ по заводу №50 им. Фрунзе от 31.12.37г - ПОЛНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЕЛОПРОИЗВОДСТВА. Исключение составили лишь запасные части велосипеда.
Завод на 1938г. не получил задания по велосипеду и имеет в программе только велосипедные запасные части. Составлены спецификации на них. Списан весь освободившийся инструмент на производство велосипедов, находящийся как в самих производственных цехах, так и в ЦИС"е.
К 12 часам дня 3.01.38г весь инструмент и ведомости сданы нач. 3-го отдела (Купцову), , которому поручено проверить ведомости и передать Главному бухгалтеру.
До 1.02.38г изъят из кладовых цехов весь освободившийся инструмент, приборы и приспособления. Смазаны и упакованы в ящики. В ящике составлен документ, указывающий № инструмента или приспособления, его наименование, наименование и № детали, для которой он предназначен и разработки, для приспособлений № станка.
Приспособления в упакованном виде сданы на склады, инструмент сдан на центральный склад по описям.
Все освободившиеся станки тщательно очищены, смазаны, приведены в порядок и закрыты, указано наименование освободившегося оборудования.
3-му отделу дано задание цехам на доделку всех деталей находящихся в незавершенном производстве в течении первого квартала 1938 года. Инструмент, потребный на доделку деталей, находящихся в незавершенном производстве и не вошедших в спецификацию запасных вело-частей, заказывались по отдельным нарядам.
Приведена в порядок вся документация по велосипеду, для этого выделив специальных людей. Документация сдана в архив, со соответствующми описями.
Производились заказы материалов только в соответствии с установленной спецификацией на запасные части. На излишествующий материал и полуфабрикаты составлен план реализации и приступили к реализации таковых немедленно.
Для выполнения установленного плана выпуска запасных велочастей и доработывания незавершенного производства, установлены лимиты на рабсилу, перебросив излишествующих в другие цеха завода.

Директор завода: Кончев (подпись).


Как видим, в 1938г в таких условиях не могло и быть никакого велопроизводства.
За 10 предвоенных лет велопроизводства было выпущено 848 тыс. 838 велосипедов

28 - 10
29 - 50 - 60
30 - 6 796 - 6 856
31 - 44 773 - 51 629
32 - 71 865 - 123 494
33 - 43 976 - 167 470
34 - 125 593 - 293 063
35 - 127 495 - 420 522
36 - 218 815 - 639 337
37 - 209 501 - 848 838

Таблица выпуска велосипедов по годам с начала производства см. диаграмму на фото.
Изображение


Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 22 янв 2023, 19:05

В дополнение к обзору на велосипед хочу представить на обзор паспорт эксплуатации 1937 года издания.
Особая благодарность за возможность изучить сей документ хочу выразить Пензенскому краеведческому музею.
Автор книги: Федор Сергеевич Купцов
ДОРОЖНЫЙ ВЕЛОСИПЕД ЗАВОДА ИМЕНИ ФРУНЗЕ
Издатель: Завод Им. Фрунзе
Пенза, Типо-Литография издательства "Рабочая Пенза"
1937г.
Изображение

https://disk.yandex.ru/d/RdZtJOLwHkRC4Q

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 02 фев 2023, 08:13

19 февраля 1948 года (75 лет назад) был выпущен 100 000-ный велосипед ЗИФ. Особо бросается в глаза хромированные детали велосипеда и остроконечная головная марка велосипеда. Фото Пензенского Краеведческого музея.
Изображение
Последний раз редактировалось Дмитрий Кавунский 14 фев 2023, 07:38, всего редактировалось 1 раз.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 09 фев 2023, 13:47

В 1952 году был выпущен первый миллион велосипедов, начиная с 1946 года. На фотографии представлен миллионный велосипед ЗИФ 1В, рядом с ним представлен дамский велосипед новой модели 4В, на уменьшенных колёсах 26 диаметра. Фото Краеведческого музея.
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 12 фев 2023, 21:13

Юбилейный пробег на велосипедах, совершенный работниками завода «ЗИФ», посвященный 40-летию Победы, под руководством мастера спорта по туризму Чернышова Станислава по дорогам семи республик


По дорогам семи республик

Изображение


В истории производственного объединения «Завод имени Фрунзе» немало велопробегов разного ранга, проведенных в испытательных и спортивных целях, агитационного плана, состоявшиеся еще до Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Теперь в заводскую летопись вписывается еще одна страница по испытанию продукции, выпускаемой этим предприятием.
…В минувший вторник на центральной заводской площади, у памятника В. И. Ленину, собрались представители фрунзенцев, чтобы проводить в дальний путь своих товарищей. В четком строю выстроились с велосипедами участники пробега – слесари, токари, сборщики, рабочие других специальностей, инженеры. В их числе и три женщины. Им поручено проверить в деле, в разных дорожных условиях по три машины трех марок. Это серийно выпускаемые мужской велосипед «Сура-2», женский 21ВМ и вновь освоенный женский велосипед «Прима».
Председатель заводской организации ДОСААФ А. С. Уразин рапортует о готовности участников к старту генеральному директору «ЗИФа» Е. Н. Витковскому. Тот, в свою очередь, желает велозаводцам успешного осуществления пробега, который станет лучшим контролем работы всего заводского коллектива.

Добрые напутствия


К отъезжающим обращается с добрыми напутствиями и секретарь парткома объединения С. В. Иванов. Он напоминает им о славных традициях коллектива флагмана пензенской индустрии, о том вкладе, какой он внес в годы Великой Отечественной войны в священное дело освобождения нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. Ведь свой пробег фрунзенцы посвящают 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной и 70-летию предприятия, которые они готовятся отметить в будущем году.
От имени участников пробега к мемориалу с именами заводчан, не вернувшихся с фронта на свои рабочие места, возлагаются корзины цветов.
…Закончена церемония проводов. Участники пробега садятся на велосипеды и устремляются в свой дальний путь по дорогам семи союзных республик. Повел их опытный путешественник, мастер спорта по туризму токарь инструментального цеха Станислав Чернышов.
В течение двух с половиной месяцев восемнадцати велосипедистам «ЗИФа», которые будут сменять в пути друг друга, предстоит пройти десять тысяч километров. Эти километры пролегают по маршруту: Пенза – Горький – Вологда – Ленинград – Таллин – Рига – Вильнюс – Минск – Киев – Полтава – Днепропетровск – Ростов – Астрахань – Гурьев – Уральск – Оренбург – Уфа – Казань – Саранск – Пенза.

Юбилейный пробег фрунзенцев


В понедельник, 2 июля, коллектив пензенского дважды орденоносного производственного объединения «Завод имени Фрунзе» проводил в дальний путь своих посланцев. Это были участники испытательного велопробега, посвященного двум историческим датам – 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и исполняющемуся также в будущем году 70-летию флагмана пензенской индустрии – объединения «ЗИФ».
Маршрут этого пробега общей протяженностью более десяти тысяч километров пролегал по территориям семи союзных республик, включал такие крупные города, как Горький, Ярославль, Иваново, Ленинград, Таллин, Рига, Вильнюс, Минск, Киев, Донецк, Ростов, Ставрополь, Астрахань, областные центры Казахстана Гурьев и Уральск, Уфу, Казань.
В среду, 29 августа, состоялся финиш зифовцев в родном городе. Их встречали на заводском стадионе, где в это время проходил спортивный праздник. Как только участники футбольного матча чемпионата области, закончив первый тайм, ушли на отдых, на беговой дорожке стадиона в центре перед трибуной выстроились усталые, но довольные участники пробега.
Возглавлявший пробег токарь инструментального цеха, мастер спорта по туризму Станислав Чернышев рапортует об успешном завершении пути генеральному директору объединения «ЗИФ» Е. Н. Витковскому. Приветствуя участников пробега, тот особо отметил, что обобщение итогов дальнего испытательного пробега будет способствовать повышению качества, надежности в эксплуатации выпускаемых объединением велосипедов. Под аплодисменты собравшихся велосипедистам-испытателям преподносятся цветы.
Тут же после торжественной встречи на финише берем интервью у С. Чернышева.

Юбилейный пробег. Тяжелые будни похода

– Как показали себя пензенские велосипеды в столь длительном пробеге?
– С собой мы не брали ни единой запасной машины. Все велосипеды – мужской «Сура-2», женские 21ВМ и вновь освоенная «Прима» не подвели, благополучно дошли до места своего рождения. В общем, наши машины выдержали тяжелый экзамен. Разумеется, за столь длительный, двухмесячный срок и в самых различных условиях не обошлось без «помарок». Где-то и что-то не выдерживало, ремонтировалось на ходу. Кстати, на каждый велосипед в ходе его эксплуатации мы вели специальный дневник. Так что о всех замеченных недостатках, своих наблюдениях будет доложено специалистам объединения.
– Это о материальной части. А как выдержали путь в десять тысяч километров сами участники?
– Вы только что сами видели на финише всех ребят и девчат, здоровых и жизнерадостных. Вместе с самым старшим в нашей группе – 37-летним работником охраны Михаилом Фроловым не ударили лицом в грязь 18-летние токарь Валерий Федин и наладчик Андрей Шачнев. Нашему доктору Б. Г. Шевченко оставалось немногое – унять головную боль, некоторые другие легкие недомогания. Нельзя забывать, что шли мы в разных часовых поясах, в дождь и град, жару и заморозки. Кстати, сам Борис Григорьевич, большой любитель активного отдыха, также крутил педали. Выполнял он и еще одну общественную обязанность, запечатлевая наш долгий путь кинокамерой. Так что вправе ожидать своего рода путевой документальный фильм, с которым постараемся ознакомить коллектив объединения. Сделано и много фотографий.
– Как складывался ваш путь, режим дня?
– По намеченному заранее графику проходили в день 150-180 километров. Вставали рано, чтобы успеть все подготовить к пути. На все девять машин имели, если так можно выразиться, два экипажа. Одна смена была на велосипедах, другая отдыхала в сопровождающем нас автобусе. Такое распределение сил позволяло держать высокую скорость. Чтобы не терять лишнего времени, свободная смена опережала на автобусе гонщиков, готовила на привале обед.

Настоящая походная жизнь

– Кстати, о привалах. Где вы ночевали: в гостиницах или вне городов?
– Только не в городах. Тепличная обстановка гостиниц расхолаживает. А это не шло бы на пользу делу. Располагались на отдых, где заставала нас ночь. Старались обосноваться около рек или других водоемов, чтобы помыться, лучше отдохнуть.
– Видимо, не только по асфальту крутились колеса ваших велосипедов…
– И по сыпучим пескам степей Казахстана, и по размокшему от дождя чернозему на грунтовых дорогах России. Особенно тяжело достался нам отрезок пути на стыке Башкирской и Татарской АССР.
– Были ли у вас в пути следования какие-либо встречи?
– Конечно. Увидев на автобусе, что пробег посвящен 40-летию Победы советского народа над фашистскими захватчиками, к нам часто подходили, беседовали участники Великой Отечественной войны. В Горьком нас засняли операторы местной студии телевидения. Побывали мы в знаменитой Хатыни в Белоруссии, в Бабьем Яру в Киеве, других местах, связанных с событиями 1941-1945 годов, бегло ознакомились с достопримечательными местами Ленинграда и других на нашем пути городов. На большее не хватало времени. Все это, конечно, надолго останется в памяти участников пробега.
– Остается пожелать участникам пробега доброго здоровья после их длительного путешествия, успешного труда на своих привычных рабочих местах.
– Спасибо за добрые пожелания.
Изображение

В. Нуждов - Газеты «Пензенская Правда» №157, 8 июля 1984 и №204, 4 сентября 1984

40-летию великой победы посвящается…


ВЕЛОПРОБЕГ ФИНИШИРОВАЛ

2 июля мы выехали из Пензы. Наш велопробег посвящен 40-летию Победы над фашистской Германией и 70-летию образования производственного объединения “ЗИФ”. Испытываются три модели велосипедов: “Сура-2” “Прима” “21ВМ”. К 28 июля нами пройдено 3923 километра. Из Пензы выехали в дождь, который нас сопровождал до Горького, где совершили экскурсию по городу, посетили памятник А.М. Горькому.
На границе Горьковской и Владимирской областей попали под дождь с градом, но двигаться не переставали ни на минуту. Настроение у всех было бодрое, ребята были полны решимости продолжать пробег. Все охотно помогали у костра готовить пищу нашим милым девушкам.
16 июля прибыли уже в Ленинград, оставив позади Иваново, Кострому, Ярославль. В Городе на Неве мы отдыхали, знакомились с его достопримечательностями.
Прибалтика встретила нас проливными дождями: успевали за сутки до 4-5 раз промокнуть до нитки и высыхать на ходу. Велосипедами довольны; как все говорят, “катят отлично”. Особенно радует своей надежностью и легкостью “Прима”.
В Паланге, несмотря, на дождь и штормовой ветер, некоторые участники отважились искупаться в Балтийском море, благо оно было в ста метрах от трассы.
И вот – Белоруссия. Разбив свой палаточный лагерь, отправились в Хатынь. Потрясенные увиденным, мы долго не могли разговаривать на обычные бытовые темы: Это казалось кощунством по отношению к тем, кто пал от рук палачей. Были сняты серия фотографий и киноролик. После ночлега под открытым небом – снова в путь. И вот уже позади Минск, Бобруйск, Гомель, Чернигов, Киев, Полтава, Днепропетровск, Запорожье, Донецк, Жданов, Астрахань, Гурьев, Уральск, Оренбург, Уфа, Казань, Саранск.
29 августа наш велопробег финишировал. На заводском стадионе нас встречали представители объединения, комсомольцы и активисты комитета ДОСААФ.

Б. Шевченкоучастник велопробега. Газета “Фрунзенец” 31 августа 1984г.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 18 фев 2023, 08:20

17 февраля 1958 года был выпущен 4-миллионный велосипед ЗИФ 10В.
Автор фото: Н.Н. Павлов
Из архива И.С. Шишкина
Изображение

Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 21 фев 2023, 19:05

Добрый вечер! Некоторое время назад в библиотеке им. Лермонтова обнаружил книгу В.Л. Садовского "Наш велосипед" 1976 года издания. Книга немного отличается от издания 1958 года, но не существенно.
Краткая биография автора:

Владимир Лаврентьевич Садовский (18 июль 1909, Пенза - 30 октября 1973, там же) — русский советский писатель, драматург, очеркист, журналист.

Родился в семье в польского дворянина, члена партии «Народная воля», который после тюрьмы и каторги был выслан в Пензенский края на постоянное поселение, работал железнодорожником. После окончания школы в 1926 году пошёл работать на железную дорогу. Был учеником слесаря в депо, путевым рабочим дистанции пути Сызрано-Вяземской железной дороги. С 1929 года — станочник на Пензенском велосипедном заводе. Тогда же начал писать свои первые журналистские заметки.

В 1932 году В. Садовского, как активного рабочего корреспондента приняли в штатные сотрудники пензенской газеты «Трудовая правда». Одновременно с работой поступил на учебу на химико-технологический факультет Пермского университета.

Работал в газетах «Рабочая Пенза», «Сталинское знамя», «Полярная правда».

В годы Великой Отечественной войны — корреспондент Совинформбюро, затем трудился в журналах, на радио.

Член Союза писателей СССР.

Творчество
В 1955 году в Пензе вышел первый сборник его рассказов.

Автор романа «Алмазная грань», повестей «Путь под звёздами», «Петербургская ворожея», сборника рассказов «Чембарские истории», рассказов («Подарок», «Девушка из Пскова», «Мольба в ночи», «Четверть часа», «Деревенские новости», «Путешествие во тьме», «Любовь Марфы» и др.), пьес «Испытание любви», «Опалённая юность», «Дорога сквозь мглу», «Цветы-цветочки» и др.

В. Садовским написан ряд произведений для детей, в том числе, «Тик-так», «Святая Елена»

Ознакомиться с электронным вариантом книги предлагаю здесь:
Изображение

Читать:http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/27_musei/ZiF/My_velo.pdf

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 26 фев 2023, 18:21

Всем привет! Очередная интересная статья из журнала "Техника молодежи" за 1935 год с упоминанием велодрезины с моторчиком. За статью особая благодарность Владимиру Гордееву!

Интересна и сама конструкция, и очередное упоминание веломотора. До войны было несколько попыток сделать доступный и надёжный веломотор, но все они так и не удались.
***
Велосипед на рельсах

Пензенский велозавод сконструировал приспособление, с помощью которого любой велосипед в течение 15—20 минут может быть превращен в велодрезину.

К обычному велосипеду прикрепляется приставка, весящая всего 8 кг, которая дает велосипедисту возможность устойчиво двигаться по одному рельсу. Велосипед стоит на своем ободе-шине, ведущие же ролики-приставки мешают ему сойти с рельса. На втором рельсе тоже имеются 2 ролика, скрепленные с велосипедом тяговым устройством, которое придает ему устойчивость.

Вес всей велодрезины не превышает 28 кг, что дает возможность одному человеку сравнительно легко снимать ее с рельс.

Такое использование велосипеда имеет огромное значение для обслуживания железнодорожного хозяйства. Велодрезина будет служить необходимым спутником путевому сторожу, дорожному мастеру, телеграфисту-монтеру.

В настоящее время разрабатывается проект применения на велодрезине легкого портативного мотора.

«Техника — молодежи», 02/1935
Вложения
впвпп6ууууууеуууке.jpg
впвпп6ууууууеуууке.jpg (124.98 KiB) Просмотров: 2018

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1179
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedT » 26 фев 2023, 22:14

Хорошая штука! Давно читала где-то про велопоход по узкоколейкам с использованием подобного приспособления.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 393
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 27 фев 2023, 10:50

Прожекты, прожекты! Каких только предложений не было!!! На мой взгляд - это одно из них. Абсурдное. На железной дороге издавна были мобильные средства передвижения для обслуживания путей и инфраструктуры. Средства эти как для передвижения одиночки, так и целых бригад. Средства эти просты в исполнении, надёжны и неприхотливы в эксплуатации - общее их название - дрезина. Дрезины с ручным приводом от "табуретки" для одного рабочего, так и для бригад с платформой для инструмента. Были и с бензиновым двигателем. Надёжные. И зачем им инородное устройство в их привычном хозяйстве. За велосипедом нужен уход и определённые знания и навыки по эксплуатации. А тут ещё и эта "приблуда" которую надо пристёгивать аж 20 минут - лучше покурим. Да ещё при движении надо держать равновесие. Нет, не могло это устройство прижиться на железной дороге.

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3