Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 31 авг 2020, 21:49

25 октября 1941 года - налажено производство цепей Галля. Роликовая приводная цепь Галля. Применяется для передачи механической мощности в различных механизмах транспортных, подъёмных и сельскохозяйственных машин. В зависимости от формы и назначения подразделяется на несколько типов.
Число звеньев на цепи может быть только чётным, иначе она не соберётся в бесконечный круг. На ЗИФе могла применяться на велосипедах, станках и сельхозтехнике изготавливаемой заводом.
СПРАВКА: 23 мая 1932 года был закончен монтаж оборудования для производства велоцепей, изготовлены первые образцы.
В октябре 1941 года было налажено производство цепей другого назначения, предположительно для военной техники и станков.
На фотографии цепь с более крупным шагом, чем велосипедная.
Данная цепь с маркировкой ЗИФ, хранится в фондах ПГКМ.
№93
Изображение
Последний раз редактировалось Дмитрий Кавунский 03 сен 2020, 18:53, всего редактировалось 1 раз.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 02 сен 2020, 18:26

Касается фотографии (№91) с надписью:" Выделка деталей для велосипеда" - да именно так в довоенное время производилась нарезка зубьев на ведущей шестерне велосипеда. Обработка велась на зубофрезерном станке, заготовки деталей в виде "блинов" собирались в "пакет" и зубья формировались специальной фрезой, с определённой наладкой станка. После этой операции детали поступали на последующую обработку.
На втором снимке (№93) подпись производимой операции дана не верно - следует читать - "производится профилирование и закругление велообода" эта работа выполнялась на специальном станке. На этом же станке при смене формующих роликов и переналадке станка, можно было профилировать и щитки велоколёс. Операция "центровка обода" является последней, в череде многих других, после которой готовое колесо передаётся на сборку велосипеда.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2809
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 02 сен 2020, 21:35

Добрый вечер!
Группа работников свечного цеха
№94
Изображение


Комсомольцы механического цеха №108 на рабочих местах. Декабрь 1985 год.
№94
Изображение

№95
Изображение


Добавлено 03.09.2020 г.
№96
Изображение

№97
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 04 сен 2020, 13:09

На ЗИФе цех №108 входил в состав станкостроительного производства, организованного в далёком 1929 году. Из ребят изображённых на фотографиях вспомнил только одного - на фото №95, но...ни фамилии, ни имени не знаю, только в лицо помню.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2809
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 04 сен 2020, 14:00

На фото №95 изображён наш веломеханик-путешественник, Дмитрий Цыганов :) .

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 06 сен 2020, 19:41

Николай Васильевич писал(а):
31 декабря 1933 года были произведены испытания первого токарно-револьверного автомата мод.1112 (по типу автомата фирмы "Индекс"). 26 августа 1934 года Наркомпром Орджоникидзе объявил благодарность заводу. БЕСПЕРСТОВ премирован легковой машиной, завод - двумя автобусами, легковой и грузовой машинами. Вот такая история одного человека, которая началась с фотографии неизвестного лица со свечой в руках.

Интересно какую же легковую машину подарили в 1934 году? Уж ни иномарку ли? Ну кроме ГАЗ-А и шикарного лимузина ЗиС-101 на ум ничего не приходит. Т.к. производство отечественных легковых машин было налажено в 1940 - КИМ 10-50. А после войны - Москвич-400. До войны были ЗиС-101, или ГАЗ-А. Но ЗиС отпадает, т.к. выпускался с 1936г

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2809
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 07 сен 2020, 18:57

Добрый вечер! Предлагаю интересные статьи из газеты "Фрунзенец":
-об Анатолии Ивановиче Иванове - директоре завода,
№98
Изображение

№99
Изображение


- об истории завода.
№100
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 08 сен 2020, 14:28

Касается фото №100.
В историческом очерке о ЗИФе, автор - Раиса Субботина, несколько раз упоминает фамилию - Зыбин. А, кто это такой?
Кратко познакомлю с этим человеком, сыгравшим значительную роль в принятии решения о постройке Трубочного завода в Пензе.
Зыбин Сергей Александрович родился в Москве в октябре 1862 года, в многодетной семье мелкопоместного дворянина, отставного поручика.
Восемь лет было мальчику, когда его отец умер. Мальчик поступил во Второй Московский Кадетский корпус, окончив его поступил в Михайловское артиллерийское училище, после окончания которого, подпоручик, был направлен в 28-ю артиллерийскую бригаду для дальнейшего прохождения службы.
Через три года Зыбин успешно сдал экзамены в Михайловскую артиллерийскую академию. Окончив полный курс академии по первому разряду, в чине штабс-капитана, был направлен на Сестрорецкий оружейный завод на должность помощника начальника мастерской. Через два года (в 1893 году) был переведён на знаменитый Императорский Тульский оружейный завод (ИТОЗ) на должность начальника замочной мастерской.
На этом оборонном предприятии А.С.Зыбин проработал в течение 20 лет.
В те годы (1891 - 1893гг) на ИТОЗ первоначальной задачей было наладить серийное производство винтовки Мосина. В те годы на заводе работали известные оружейники, каждый из которых внёс огромный вклад в дело создания новых образцов оружия. В тесном общении с ними Зыбин приобрёл значительный опыт и знания, получил навыки в методах организации современного производства и и стиле руководства им. Шёл его рост и по карьерной лестнице.
На ИТОЗ начали заниматься вопросом машинного способа выделки охотничьего ружья, поскольку все работы по изготовлению подарочного оружия с художественной отделкой, парадного и наградного оружия, выполнялись вручную. Руководством завода Зыбин был отправлен в зарубежную командировку для ознакомления с постановкой оружейного дела в Бельгии, Англии, Австро-Венгрии, франции и Германии. По возвращении в Тулу он представил подробнейший отчёт с детальным анализом состояния оружейного дела в этих странах.Разработал свои предложения по организации машинного производства охотничьих ружей в России. Все предложения Зыбина в полном объёме вошли в решение Комиссии, которой он представил свои отчёты, были утверждены царём, приобрели силу Закона и распространены на все три оружейных завода: Тульский, Ижевский, Сестрорецкий.
Вскоре машинное производство ружей на ИТОЗе было налажено.
В 1910 году Зыбин был назначен штаб-офицером по технической части, а ещё через два года исполняющим должность - "старшего техника для заведывания производствами".
На ИТОЗе, Зыбин, вёл и общественную деятельность. Он был инициатором и добился открытия при заводе начальной и ремесленной школ для детей мастеровых и рабочих. Организовал вечернюю школу и библиотеку для рабочих. Организовал пошивочную мастерскую, где находили работу вдовы оружейников и девочки - сироты оружейного сословия. Открыл богодельню для престарелых работников завода. Создал театральный коллектив, в котором были простые работники завода и даже написал несколько пьес для них.
Все эти социальные направления, по его требованию, были заложены в проект будущего завода в Пензе.
В 1913 году полковник Зыбин был назначен помощником начальника Ижевского оружейного и сталеделательного завода.
В 1913 году произведён в Генерал-майоры.
В 1913 году при постройке трубочного завода №2 в Самаре был назначен Председателем Временной Хозяйственно - Строительной комиссии.
В 1915 году был назначен на ту же должность при постройке Пензенского трубочного завода №3.
Наладив дело в Пензе был назначен начальником Трубочного завода №2 в Самаре.
Генерал -майор царской армии С.А.Зыбин принял Октябрьскую революцию 1917 года, вступил в ряды ВКП(б) продолжая работать на Самарском трубочном заводе как военспец. Был переведён в Москву для работы в ВСНХ СССР.
В 1924 году покинул Москву и вернулся в Самару к дочери, где работал учителем математики в школе, а затем профессором высшей математики и теоретической механики в Самарском сельско-хозяйственном институте.
В 1930 году был арестован и приговорён к трём годам ссылки в Сольвыгодске и Архангельске. В 1957 году реабилитирован. После отбытия ссылки проживал в Казане, где и скончался в 1942 году.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 10 сен 2020, 19:44

По просьбе Николая Васильевича, размещаю его статью по кирпичам из здания отдела кадров ЗИФ тут. Т.К. наша цель исследовать не сам кирпич и истоки его производства на том или ином предприятии, а как и почему именно этот кирпич попал в здание отдела кадров.

1 сентября 2020 года, мы с Дмитрием ходили на ЗИФ ознакомиться с ходом работ в заводоуправлении. Проходя мимо здания бывшего отдела кадров завода увидели входящего во внутрь человека, мы последовали за ним. Зайдя в здание не обнаружили его, и несколько минут были без присмотра. На одном из обломков кирпича увидели клеймо. Во! на "Пензоведе" есть про кирпичи, давай посмотрим. За пару минут собрали то, что видите на фото и сфотографировали. Появился грубый человек, с очень глубокого похмелья, наехал на нас - "частная территория а вы тут без разрешения ходите и т.д и т.п." Ну мы парни скромные, всего лишь попросили прихватить пару обломков кирпича. Интересно же нам стало! В ответ получили заявление, что тут всё только продаётся. Удивлённые таким ответом ушли. Хорошо хоть успели сфотографировать. А, червячок-то любопытства - зашевелился. Придя домой перечитал всё, что есть на "пезоведе", пустился на поиск информации на данную тему из доступных источников.
На "пензоведе" кирпичей и описаний с такой маркировкой, которые мы нашли нет, а именно: И.А.Г. Зашёл на страничку участника с ником "Антон 642" в его коллекции есть кирпич с клеймом И.А.Г. но никак не описан.
Дмитрий мне подкинул статью из газеты " Наша Пенза" от 13 мая 2020 года. Покопался в "Пензенской энциклопедии" (от Тюстина), на сайте "Пенза которой нет", и в других открытых источниках. И вот решил поделиться на этой страничке тем, что раскопал, но уже в нашей с Дмитрием версии.
И.А.Г. - обозначает не что иное как - Иван Алексеевич Грошев - купец 2-й гильдии, пензенский промышленник и домовладелец, неоднократно избирался купеческим старостой. Он имел монопольное право на торговлю в Пензенской губернии портландцементом. В 1910 году Грошев построил кирпичный завод с применением передовых, по тому времени технологий, оснащённых сразу двумя гофмановскими печами для обжига продукции. На старых фотографиях того времени видна единственная высокая труба на "поповке" это - труба завода Грошева.
Это было первое в Пензе предприятие промышленного производства кирпича, к 1913 году "кирпичные сараи Грошева" производили до 4-х миллионов кирпича в год.
В 1914 году Грошев с Журавлёвым И.Г. учредили торгово - промышленное товарищество " Кирпичное производство и торговля строительными материалами". Их кирпич с клеймом "Г.К.О. №1" стал производиться на заводе расположенном на современной Южной Поляне.Потребность в Пензе на кирпич росла: строились помещения при станции Пенза-1; возводились "Красные казармы" в верхней части ул. Чкалова ( военная кафедра ППИ), началось строительство Государственного трубочного завода №3 (больше известного как ЗИФ). Кирпич стал нарасхват!
Шла Первая Мировая война. В 1915 году было принято решение на постройку в Пензе Трубочного завода. Все строения завода должны были возводиться из кирпича. Экономическая ситуация была напряжённой, возросла инфляция и на её фоне ощущался дефицит ряда ресурсов, чем умело воспользовалась масса аферистов и спекулянтов.
Начальник Главного Артиллерийского Управления(ГАУ) генерал Маниковский А.А. в своей книге " Боевое снабжение русской армии в мировую войну" отмечал, что при строительстве завода "главным и наиболее громоздким материалом" является кирпич. Следовательно, необходимо было при каждом строящемся заводе иметь готовую фабрику по производству кирпича и цемента, что исключило бы ненужные транспортные операции. Кирпич, как первоочередной материал для строительства , являлся предметом спекуляций, о чём свидетельствуют журналы Строительной Комиссии возглавлявшей постройку завода:
"Местный купец Иван Грошев, имея свой завод в Пензе, скупает кирпич сырец у местных мелких кустарей и тем вздувает цены на кирпич, что им проделывается так же и с известью.... Купец Грошев продал кирпич подрядчикам Комиссии от 40 до 50 рублей за 1 тысячу кирпича, при этом доставка с его завода на участок обходится по 16 руб. 50 коп. с 1000 шт., что в сумме составляет 60 рублей за 1000 кирпичей, а к примеру закупка кирпича на Саратовском кирпичном заводе и его доставка обходились бы всего в 45 руб. за 1000 штук.
К этому надо добавить, что кирпич, сдаваемый им теперь подрядчикам, не соответствует представленному им образцу, изготавливается им маломерным и часто не дожжён."
Поставляли кирпич и из Саранска, но были проблемы с доставкой из-за отсутствия ж/д вагонов, приходилось складировать вблизи железнодорожной станции Саранска в абсолютно неприспособленных помещениях с неподобающими условиями хранения.
Кирпича на стройке остро не хватало.
Тогда, совместным решением Управы г. Пензы и Временной Строительной Комиссией по постройке трубочного завода было принято решение передать находящийся в собственности города муниципальный кирпичный завод - Генеральному подрядчику на строительстве завода "Черноморскому строительному обществу", это было сделано в 1916 году.
Я видел в коллекции "Антона 642" кирпич промаркированный якорем, возможно это было клеймо "Черноморского строительного общества"? иначе откуда взяться якорю в Пензе?
Закончу о Грошеве. Конфисковали у него всё, что нажил неимоверным трудом в 1918 году, оставив только дом для проживания на ул. Тимакова ( ныне Водопьянова). Сам же он служил и агентом по снабжению; организовывал кустарное производство строительных материалов на Волге, но вынужден был отказаться от производства; занимался благотворительностью; принимал активное участие в приходской жизни Митрофаньевской церкви. В конце концов отказался и от дома, был арестован и в январе 1931 года - по приговору суда - расстрелян. Вот так закончилась жизнь кирпичного короля Пензы.
Как же тогда эти "грошевые" кирпичи оказались в кладке здания построенного позже, в конце 20-х. начале 30-х годов? тем более внутренних перегородок.По проекту это здание предназначалось для проживания начальника завода (тогда директоров не было), если идти в сторону заводоуправления по ул. Ленина, следующее здание предназначалось для главного механика, а то здание в котором размещался музей ЗИФа, для проживания главного инженера.
Я ожидал увидеть в этих зданиях кирпичи от разрушенного Спасского Кафедрального собора. Увы - нет! Так где же кирпичи И.А.Г. лежали столько времени, если у него конфисковали всё в 1919 году?
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2809
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 16 сен 2020, 22:35

№101
Изображение

Изображение

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2