Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 59
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 17 сен 2020, 00:06

17 сентября 1932 года Константину Эдуардовичу Циолковскому - основоположнику космонавтики ОСОАВИАХИМ подарил Пензенский велосипед в связи с его 75-летием.
Константин Эдуардович Циолковский - (17.09.1857 - 19.09.1935)
№102
Изображение

№103
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 20 сен 2020, 12:01

В 1977 или в 1978 году при восстановлении дома - музея К.Э.Циолковского в Калуге, на ЗИФ привезли велосипед для восстановления. Состояние его было - плачевное. Поработали, восстановили, этот велосипед стал экспонатом дома - музея. Вот только не известно, тот ли велосипед 1932 года подаренный ОСОАВИАХИМом восстанавливали, или какой-то другой.
Последний раз редактировалось Николай Васильевич 22 сен 2020, 18:24, всего редактировалось 2 раз(а).

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 59
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 22 сен 2020, 10:20

22 сентября - день отказа от автомобиля. Обычно альтернативой автомобилю становится велосипед, к тому же велосипед это экологически чистый вид транспорта. Отказ от автомобиля делается именно ради сохранения экологии окружающей среды. Велосипед это не только мужской вид транспорта, но и дамский. И на этот раз мы обозреваем дамский велосипед ЗИФ 21В с открытой рамой. Пензенский велозавод один из немногих заводов который делал дамские велосипеды наиболее массово, и довольно продолжительное время.

Велосипед Дорожный для взрослых с открытой рамой модели 21в представленный на обзор Пензенским Краеведческим музеем.
Серийный номер рамы: 500-59А

Технические данные:
1. Рама - открытая (женская).
2. Шины - 622 х 40 мм.
3. Втулка заднего колеса - тормозная.
4. Ведущая зубчатка - 48/41 -зуб.
5. Ведомая зубчатка - 22/18 зуб.
6. Цепь - роликовая с шагом 12,7.
7. Задний тормоз - барабанный.
8. Передний тормоз - поршневого типа.
9. Наибольшая нагрузка на велосипед - 100 кг.

Оборудование:

1. Велоаптечка.
2. Щиток на цепь.
3. Защитная сетка.
4. Насос.
5. Сумка с инструментами.
6. Маслёнка.
7. Звонок.

Дополнительная комплектация:

1. Электрооборудование (генератор, фара).
2. Багажник задний.
3. Счётчик пройденного расстояния.
4. Зеркало обратного вида.

Годы производства: 1959 - 1964
Далее эта модель производилась под маркой "ПВЗ" до 1975 года с небольшими изменениями.

Производитель - "Завод имени Фрунзе" г. Пенза

Фото: Андрей Нугаев
№104-1
Изображение

№104-2
Изображение

№104-3
Изображение

№104-4
Изображение

№104-5
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 24 сен 2020, 18:36

[quote]Здравствуйте! Намедни, в разговоре с Андреем Нугаевым, пришли к выводу, что настала пора ознакомить сообщество с некоторыми сюжетами из истории завода ЗИФ и с некоторыми видами продукции выпускаемой заводом.
Ладно - хорошо...
Решил начать эту публикацию в несколько ином виде, чем уже сложившаяся версия, поскольку первым будет представлен обзор продукции, ради которой строился завод и выпускал её с первых до последних дней своего существования - о взрывательных трубках и взрывателях...
Что же явилось предпосылкой для царского правительства к строительству нового трубочного завода в столь тяжёлое время - годы Первовой Мировой войны?
Немного вглубь веков и дебри военной и технической терминологии и понятий. Коротко. Только для того чтобы понять о чём идёт речь.
До 1873 года в России не было специальных заводов для фабрикации трубок к артиллерийским выстрелам. Взрывательные трубки изготовлялись казёнными горными заводами и частной промышленностью, как правило по чертежам и технологиям западных производителей.

С течением времени, в производстве боеприпасов, с изобретением новых видов взрывчатых веществ (ВВ), менялись как артиллерийские системы так и снаряды к ним, вместе с ними и трубки. Действие трубочных механизмов находящихся в такой тесной зависимости от устройства снарядов и от условий выстрела можно рассматривать только во взаимной связи с остальными элементами артиллерии.
ТРУБКИ - механизмы, для воспламенения снарядов снаряженных чёрным или бездымным порохом в районе цели.
В конце 19 столетия в связи с заменой порохового снаряжения снарядов бризантными ВВ потребовалось применение взрывателей.
ВЗРЫВАТЕЛЬ - тот же механизм, что и трубка, но предназначен для возбуждения детонации (трубка-для воспламенения) в разрывном заряде и снабжённый капсюль-детонатором и промежуточным зарядом ВВ. Таким образом взрыватель состоит из трубки и детонирующего устройства.
Если трубка или взрыватель действуют при ударе о преграду, их называют ударными.
Если разрыв необходимо произвести в воздухе до соприкосновения снаряда с целью (например над позициями противника), то их называют - дистанционными.
Трубки двойного действия объединяют в себе дистанционный и ударный механизмы.
По месту расположения в снаряде трубки и взрыватели подразделяют на головные и донные. Дистанционные трубки располагаются только в головной части снаряда.
Это - упрощённые понятия о взрывных механизмах.
Так вот, в конце 19 столетия, потребовалось применение в артиллерийских выстрелах взрывателей. А, их, произведённых в России, нет.
Робкие попытки изобретения взрывателей делают некоторые русские военные инженеры.
Так в 1890 году инженер Филимонов предлагает снабдить окончательно снаряженный снаряд с влажным пироксилином (так назывался заряд)
своей трубкой с запальным стаканом и детонатором из сухого пироксилина, т.е. по существу делает первый взрыватель для пироксилиновых снарядов.
В 1898 году военный инженер Максимов предлагает конструкцию первого дистанционного взрывателя.
В 1903-1904 гг предложен ударный взрыватель для 6"(дюймовых) мелинитовых снарядов, конструкции русского инженера Гельфрейха.
С 1911 года началось внедрение других конструкций взрывателей для сухопутной и морской артиллерии.
Предложения от изобретателей есть, а производить негде.
В Петрограде, в бывших государственных винных складах, действовал гильзовый завод, в его составе был инструментальный цех, в котором изготавливались приборы для артиллерийского вооружения. В 1871 году, начальник этих мастерских военный-инженер Петрушевский предложил свою конструкцию вышибной трубки, цех был преобразован в трубочный цех, а в 1873 году в трубочное отделение. Гильзовый завод перевели в другое место города.
В 1892 году это трубочное отделение было преобразовано в трубочно-инструментальный завод, который стал называться трубочным заводом и находился в непосредственном подчинении ГАУ (Главного Артиллерийского Управления) и был единственным в России заводом, производящим для сухопутной и морской артиллерии все виды трубок, взрывателей, капсюльных втулок, электрозапалов и других средств воспламенения.
Трубки Петроградского трубочного завода настолько часто не срабатывали (из-за порчи в них пороха при хранении) либо давали преждевременные разрывы в канале ствола или при выходе из ствола, поражая обслугу своего и соседних орудий, что приходилось их изымать в войсках и переделывать.
Имели место и конструктивные недостатки, качество трубок снижалось из-за: "отсутствия тщательности при её фабрикации , как в смысле выполнения чертежа и точности его соблюдения, так и в смысле принятия мер к сохранению качества трубки при её разработке и укупорке".
"Наши 22"(секундные) трубки - писал в 1911 году В.И.Гибер фон Грейвенфильс, в то время помощник начальника трубочного завода по технической части: "... выделывались и выделываются по чертежам недостаточно разработанным, этим он объяснял, случаи преждевременных разрывов и отказов по причине недостаточной согласованности как нормальных размеров, так и допусков на эти размеры в различных частях трубки...".
При этом сохранялась опасность полной утраты трубочного производства: "...за многие годы асфальтовые полы сборочной мастерской пропитались пороховой пылью, что грозило пожаром ("куски пола, взятые с пола, в сухое и тёплое время загораются искристым пламенем"). Все ходатайства начальника мастерской о замене асфальта метлахской плиткой "...остались без уважения...". Вообще состояние мастерской нуждалось в исправлении.
По заключению Грейвенфильса, помещения сборочной мастерской "...плохо приспособлены к исполнению в них ответственных и весьма деликатных работ, относящихся к сборке и снаряжению дистанционных трубок. Теснота, ветхость, отсутствие вентиляции, вообще запущенность и неустроенность её помещений были таковы, что "...почти невозможно было в них поддерживать опрятность, чистоту, определённую температуру и влажность. Из-за отсутствия раздевален рабочие (полная смена 800 человек) прямо с улицы входят в помещения. В период морозов и ненастья вносят с собой холод, сырость на верхней одежде, которую они вешают тут же, в сборочных отделениях, и грязь на своей обуви, которую им негде обтереть... Всегда существует опасность того, что запрессованные порохом детали во время работы и хранения в таком помещении отсыреют и будут испорчены...".
Предельная мощность Петроградского трубочного завода, на которое опиралось снабжение армии, до войны составляла 1,5 миллиона трубок в год. "Теоретически" Петроградский и новый трубочный построенный в 1912 году Самарский могли давать армии около 3-х миллионов трубок в год.
На совещании проведённом в ГАУ в декабре 1912 года считало, что: "...возможным рассчитывать на половину этого количества..." (т.е. на 1,5 млн. в год). "... на Самарском трубочном заводе до самого начала войны валовое производство трубок не было ещё вполне налажено, хотя туда были направлены устанавливать производство опытные специалисты с Петроградского трубочного завода, где их тоже не хватало".
Фронтам нужно было 1,5 млн. трубок и взрывателей в месяц.
Дефицит был огромный и покрывался за счёт выпуска частными фабриками и поставляемыми из-за рубежа Французскими и Швейцарскими фирмами. В таких условиях Правительство России и ГАУ приняли решение о постройке новых трубочных заводов в Пензе и Воронеже.(quote]

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 59
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 24 сен 2020, 20:19

Отличная статья Николай! Надеюсь на продолжение! А пока представляю схемы одного из взрывательных устройств РГМ
Изображение

Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 28 сен 2020, 14:34

Добрый день! Дмитрий, показал эти приборы, чтобы скоротать наше время. Несколько рановато, но ладно, они нам пригодятся. Теперь мы (это значит, с Дмитрием вместе) предложим Вашему вниманию более ранние устройства, которые предшествовали взрывателям РГМ. Познавать будем поэтапно, от простого к сложному, не вдаваясь в подробности устройства и принципа действия. Только в познавательных целях, и для обзора ситуации во времени.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 59
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 03 окт 2020, 20:42

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 06 окт 2020, 18:17

Долго думал, как же продолжить начатое повествование о рождении ЗИФа.
Совсем недавно Андрей выложил статью в многотиражке “Фрунзенец” написанную корреспондентом газеты Раисой Субботиной (фото №100).
Моя версия, истории завода, во многом перекликается с версией Раисы.
Вот и подумалось: - ведь есть сюжеты, которые не вошли в наше описание.
Ладно - хорошо...
Попробуем накопать неописанное и интересное для Вас.
По схемам устройств и по названию завода, я полагаю, Вы догадались, что проектируемый к постройке завод должен был выпускать трубки - но не курительные и даже не электронно-лучевые, а дистанционные взрывательные.
Дистанционная трубка только называется трубкой, но на трубку, совсем не похожа - внешне, скорее, на гриб, а изнутри - так и вовсе на улитку...
... трубка эта ввинчивается в стакан шрапнельного снаряда, который заполнен вышибным пороховым зарядом, огнепроводной центральной трубки для его воспламенения и свинцовыми шариками-пулями диаметром 12 мм., в количестве 260 штук.
Назначение дистанционной трубки двойного действия - подрыв шрапнельного снаряда на траектории полёта, в заданное время и на определённом расстоянии или при ударе о препятствие. После разрыва гранаты свинцовые шарики-пули вылетают из стакана поражая живую силу неприятеля.
Установка времени на дистанционной трубке производится до заряжания орудия. При выстреле, например, 22” (секундная) трубка обеспечивает дальность полёта снаряда на расстояние равное 5,1 км.; 34” трубка обеспечивает дальность полёта уже на 8 км.
Вот для фабрикации таких устройств и были спроектированы, уже в ходе военных действий Первой Мировой войны, Пензенский и Воронежский Трубочные заводы.
Завод в Пензе был спроектирован и оснащён по подобию Самарского, а проект литейной мастерской был полностью скопирован с Самарского завода, даже повторив архитектуру (сам видел), чтобы сократить время на проектирование. Но... изначально царским правительством и ГАУ предполагалось купить полностью заводы по производству взрывателей в США, т.е. полный комплект оборудования и полное технологическое оснащение, с наладкой и пуском американскими специалистами. Военные действия “вытягивали из казны” большие средства и от покупки заводов отказались.
Возникает вопрос: - неужели эти устройства настолько сложны в изготовлении?
Пример: - единственный частный завод Барановского заключил договор на производство 34” дистанционных трубок, для шрапнелей горной артиллерии, добился удовлетворительных результатов только на четвёртом году работы, освоив, отказался от этого заказа, несмотря на огромные затраты.
Другой пример: - будучи построенным и сданным в эксплуатацию, Самарский Казённый трубочный завод №2 только на исходе второго года работы выпустил годную продукцию.
Вот такую характеристику трубочного производства дал один из генералов ГАУ: - “ подобию Самарского.
Но... не всё так радужно, как на бумаге, было в действительности. По состоянию на 5 мая 1916 года на “Селивёрстовском отделении” состояло 286 рабочих и только один инженер- технолог и тот по вольному найму.
В своём “Рапорте” отправленном в 1916 году в ГАУ Председатель Комиссии барон Гюлессем бьёт тревогу о том, что ГАУ не утвердил штат представленный Комиссией и о невозможности выполнения заданий по выданным нарядам. И “ кроме того следует иметь ввиду, что самый наряд на изготовление трубочек для ручных гранат был дан Комиссии с целью подготовить рабочих для будущего трубочного завода. Не имея штата, т.е. руководителей, не возможно подготовить рабочих, цель не будет достигнута и завод по окончании постройки вряд=ли успеет скоро пустить в ход, т.к. не будет достаточно сведующих руководителей, ни достаточно опытных рабочих”.
Вот как характеризует производство трубок, один из генералов ГАУ:
"Производство дистанционных трубок и взрывателей весьма сложно, требует особого оборудования, чрезвычайно большой точности и специально подготовленного технического персонала ( Н.В. чего не было сделано на Самарском заводе). Производство трубок и взрывателей в широком масштабе требует от инженера не только технологических знаний, но и основательного знакомства со специальными артиллерийскими дисциплинами: внешней и внутренней баллистикой, теорией взрывчатых веществ, теорией стрельбы и т.д. Кроме того требуется практическое знание методики массовОго точного производства, почти не встречающегося в гражданской промышленности.
Успешное массовое изготовление трубок и взрывателей может производиться, как изготовление винтовок и пулемётов, только на специальных трубочных заводах.
Неудовлетворительное изготовление дистанционных трубок приводит к большому рассеиванию разрывов шрапнелей,т.е. к весьма неточной стрельбе; неудовлетворительное изготовление взрывателей влечёт за собой преждевременные разрывы фугасных снарядов в канале ствола орудий и несчастные случаи с людьми.
Приведённых данных достаточно для суждения о крайней необходимости заблаговременной весьма продуманной подготовки производства дистанционных трубок и взрывателей, чтобы обеспечить должное широкое его развитие, вызываемое огромными потребностями войны.” (Источник: Снарядное производство России в конце 19 в. начале 20в.).
Ранее мы обратили внимание на причину затянувшегося выпуска продукции на Самарском трубочном заводе - не выполнено одно из ключевых требований подготовки производства - не были вовремя подготовлены технические и рабочие кадры. Для пуска завода, в Самару была направлена группа специалистов из Петрограда с Первого трубочного завода.
В Пензе, учтя опыт Самарского завода, вместе со строительными работами занимались подготовкой кадров, изготовлением средств оснащения и отработкой технологических процессов. Для этих целей были куплены бывшие винные склады на улице Селивёрстовской, это подразделение получило название “Селивёрстовское отделение”, там же разместилось управление Временной Строительно Хозяйственной Комиссии. Первым председателем Комиссии был генерал-майор военный инженер технолог( о нём мы рассказывали в одном из очерков) Зыбин, которого заменил военный инженер -технолог генерал-майор барон фон Мершейдт- Гюллесем Иван Владимирович,переведённый из Самары, где был начальником трубочного завода, т.е. имел опыт работы при пуске нового завода. Тем более завод в Пензе был спроектирован и оснащён по подобию Самарского.
Но...изначально царским правительством и ГАУ предполагалось купить полностью заводы в США, т.е. технологии, оборудование, средства технологического оснащения, техническую документацию, специалистов для наладки оборудования и для запуска производства. Военные действия "вытягивали из казны" большие средства и от покупки заводов отказались.
Летом 1917 года года строительная готовность завода составляла 70%: - “все основные производственные здания и сооружения были выстроены под крышу” (так сказано в Акте проверки). Военная комиссия при правительстве решила - строительство продолжить, с дополнительным ассигнованием.
Подобная же Комиссия приняла решение приостановит строительство трубочного завода в Воронеже, его готовность составляла менее 40%.
Не смотря на то,что заводы начали строиться в одно время Пензенская стройка велась более интенсивно за счёт близкого расположения железной дороги, ветка на завод была заведена раньше, чем началось строительство основных объектов и за счёт избыточного источника рабочей силы, в лице военнопленных, лагерь, в котором они содержались был расположен через дорогу от стройплощадки. Одновременно, на строительстве, работало около 2000 военнопленных.
С началом событий в октябре 1917 года строительные работы были приостановлены и на Пензенском заводе.
Однако работы по выпуску продукции не были остановлены на “Селивёрстовском отделении”, изготавливались трубки из тех материалов которые были в незавершённом производстве и на складах, хотя работников осталось 270 человек.
Летом 1918 года на “селивёрстовском отделении случился пожар (как предполагают - диверсия) - сгорела литейная мастерская, с которой начинался весь производственный цикл. Пожар уничтожил часть технической документации и полностью все деревянные модели.
Руководство завода приняло решение не восстанавливать сгоревшую мастерскую, а с неё начать освоение площадей на основном заводе.
Вскоре начало поступать оборудование и специалисты с эвакуированных из Петрограда Трубочного и Сестрорецкого оружейного (взрывательная мастерская)заводов.
Руководство Пензенского завода неприязненно приняло эвакуированных, чиня всякого рода препятствия, как по размещению семей, так и по установке оборудования. Постепенно страсти улеглись и ситуация нормализовалась.
Но продукцию выпускать не могли из-за отсутствия эл.энергии. Силовая станция осталась недостроенной. Оборудование для неё почти полностью поставлялось из-за границы и застряло в портах и на станциях по пути следования на завод. Для имеющегося локомобиля, который выдавал эл.энергию не было топлива -мазута. Всё остановилось!
Как выход из создавшегося положения положения было решено начать перемещение оборудования с “Селивёрстовского отделения” на основную площадку. Работы выполнялись силами работников оставшихся на заводе. Заработную плату не платили - нечем. Работники увольнялись или просто не выходили на работу, перебиваясь случайными заработками.
Изыскали возможность и средства - закупили локомобиль, тем самым частично решив проблему обеспечения эл.энергией.
Станки прикрыли навесами, предохраняя их от проливов сверху, в цехах оборудовали места для обогрева у костров. Работы велись, но продукции не производилось, да и заказов не поступало на её изготовление.
1920 - 1921 стали определяющими в судьбе завода. Постепенно привели в порядок здания и сооружения. Запустили некоторое оборудование, подавая эл. энергию от локомобиля по разработанному графику, для определённой группы станков.
Постепенно жизнь на заводе стала налаживаться. Тяжело, с трудом находили оборудование на станциях и в портах и доставляли на завод. Шаг за шагом начали запускать оборудование. Материалов критически не хватало. Заказы на трубки взрыватели были минимальными, по нескольку сотен в месяц. Порой -ничего.
А есть-то хочется постоянно, паёк который был положен работникам выдавался с запозданием и не в полном объёме.
В этих условиях было решено делать продукцию для села в обмен на продукты питания. Ковали лемехи к сохам, зубья к боронам, начали делать зажигалки и наплитные утюги. По сёлам с продукцией завода разъезжались сформированные продотряды, привозя на завод вырученные по обмену сельхозпродукты.
В ноябре 1920 года были созданы два отдела: технический и механический.
В декабре 1920 года организован инструментальный отдел, при нём организовали техническую библиотеку.
В 1921 году была установлена первая турбина мощностью 480 кВт, но были перебои с поставкой мазута.
Организовали ударные группы по достройке производственных корпусов.
20 декабря 1921 начала работать школа заводского ученичества. Располагалась эта школа в помещении бывшего заводоуправления (изначально -проектом, это здание предназначалось для проживания семьи начальника завода)., т.е. в помещении, где мы с Дмитрием недавно нашли кирпичи “ от Грошева”.
Летом 1921 года завод выдал первую продукцию - шестилемешные плуги для тракторов, в количестве 10 штук.
Сам собой возникает вопрос: плуги для трактора выпущены, а как обстоит дело с самими тракторами?
Ладно - хорошо... поищем!
И, вот удача! Нашли!
В газете “Трудовая Пенза” за № 241 от 1923 года:
“ В селе Николо-Райское , ныне Городищенский район, Пензенской области, приступил к работам первый трактор с нефтяным двигателем немецкой фирмы ЛАНЦ. Крестьянин села Е.Н.Маурин, приехал на всероссийскую выставку и купил на ней трактор за 210 червонцев, а фирма-изготовитель доставила купленный трактор до его дома”.
Ещё одна публикация в той же газете за№150 за 1924 год:
“ 2 июля из Москвы в Пензу прибыли первые 4 трактора системы “ФОРДЗОН”, работающие на керосине.По технической характеристике на тракторе за 10 часов рабочего дня можно было обработать более 3-х гектаров земли. Максимальная скорость движения - около 20 км. в час.”
Видите с каким опережением в потребности продукции работал завод, выпустив первые плуги.
На этом данное повествование закончим. Пошли работать над другой темой.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 11 окт 2020, 18:19

Перед началом следующего сюжета, о продукции выпускаемой заводом, следует отметить, чтобы не возвращаться к милитаристской теме, - завод какое бы название не имел и к какому бы ведомству ни относился ( а, относился он только к военным ведомствам), со своего рождения на бумаге и до тризны выпускал, не прекращая, взрывательные трубки и взрыватели.
В канун 75-летия Дня Победы,работая над очередным сюжетом, пришла мысль, которая раньше меня не посещала. Поделюсь: - статистики вычислили, что за годы войны было выпущено в сторону противника 33 миллиона снарядов, по их же данным каждый четвёртый выпущенный снаряд был оснащён взрывателем изготовленным на ЗИФе. И вот тут-то я и впал в ступор! Это сколько же смертей было “организовано” работниками нашего завода! При этом понимая, что это были противники-враги. В тоже время осознавая - это были - ЛЮДИ!
Зачем эти войны? Кому они нужны и выгодны?
Не выгоднее ли производить только мирную продукцию делающую быт и жизнь людей более комфортной и светлой.
Например - ЗАЖИГАЛКИ.
Наш “Музей боевой и трудовой славы завода имени Фрунзе” начинается с книги написанной работниками завода Г. Вьюновым и Демидовым “ Пензенский велосипедный”.
Книга эта выложена Андреем Нугаевым, с неё он и начал тему ЗИФа на “Пензоведе”.
Начнём и мы с чтения книги, вернее, с одного из абзацев из неё, на стр. 38 читаем: - ...”Когда одна часть рабочих ещё достраивала завод, рыла канавы, стеклила над корпусами фонарные коньки, вела монтаж оборудования, другая часть стояла за прессами и штамповала узорчатые заготовки ламповых горелок, рубила пластинки для ЗАЖИГАЛОК, отливала несложные формы наплитных утюгов...”.
Нас заинтересовала упомянутая продукция, начался поиск информации о ней.
СПРАВКА: немного об авторах книги.
Г.Вьюнов - его семья была эвакуирована в Пензу из Петрограда в 1918 году, в составе специалистов заводов Трубочного и Сестрорецкого оружейного, на каком из этих заводов и кем работал его отец выяснить не удалось.
Известно то, что его брат Б.Вьюнов был слушателем первого набора в школу ФЗО, выпуск состоялся в 1926 году.
Сам же Г.Вьюнов, тоже работал на заводе рабочим, был внештатным корреспондентом заводской многотиражки “Металлист”, первый номер которой вышел 10 января 1929 года.
Из этой же книги известно о том, что : - ...” в Москве на Красной Площади хоронил Ильича посланец завода, делегат Всесоюзного съезда Советов бывший петроградский рабочий А.А.Вьюнов...”.
Демидов - до войны был корреспондентом заводской многотиражки, уже сменившей своё название - “за качество, за темпы”. После войны стал её главным редактором.
И так, первым сюжетом нашего исследования будут зажигалки на ЗИФе.
Поиск в ГАПО в фондах по заводу не пролил нам свет на этот вид продукции, исследование в фондах краеведческого музея тоже не принесло никаких результатов. Обратились в сообщества коллекционеров зажигалок - никто не слышал и не встречал о таком производителе, и о самой зажигалке тоже никто ничего не знает. На просторах интернета по нашим запросам тоже пустота.
Ладно - хорошо...
Отсутствие результата - тоже результат.
Вы скажите, а к чему же вся эта писанина?
Поначалу мы и сами так посчитали. Не стоит об этом и упоминать.
Но интересно же, чёрт побери! Червячок-то поисковика шевелится!
Авторы книги не на пустом же месте назвали этот вид продукции.
Прекратили поисковые работы.
И вот тут, уже один, исподволь, я начал более глубоко интересоваться той эпохой, в которой происходят эти события, т.е. 20-е годы прошлого столетия.
Забегая вперёд скажу: - о ЗИФовской зажигалке ничего не нашёл.
Но, для себя выяснил, что этот продукт промышленности был востребован.
Приглашаю и Вас вместе со мной пройтись по тернистому пути поиска. Заодно может у кого нибудь эта тема вызовет интерес и побудит к новому поиску.
В предыдущей публикации мы ознакомились с ситуацией, когда рабочим на заводе нечем было платить заработную плату; продуктов питания не было. Администрация завода приняла решение о выпуске товаров для села в обмен на продукты. Были сформированы продотряды.
Могла быть зажигалка товаром для обмена? Вполне.
По молодой советской республике в 20-е годы прокатилась волна кризисов:
- 1922 год - финансовый;
- 1923 год - кризис сбыта;
- 1924 - 1925 годы - товарный голод;
- 1927 - 1928 годы - кризис хлебных заготовок.
Усугубили эти кризисные моменты и неурожайные-голодные годы.
Государство ( партийно-государственное руководство) активно, но мало компетентно вмешивалось в эти процессы.
Принимаемые меры по преодолению очередного кризиса способствовали дальнейшему сужению рыночного пространства.
А, что делать заводскому рабочему? Выживать! А как?
Если идти от завода по теперешней ул.Ленина в сторону Д.К. Кирова, с этого места, до теперешней ветки железной дороги (тогда её ещё не было) и далеко на север был пустырь, вот его-то и приспособили под огороды, засаживая картошкой.
Привозили немного продуктов, по обмену и из сёл. Скудный, но выдавался рабочим и служащим продовольственный паёк. Выживали!
В ходе поисковых работ нашёл один рассказ, (день чтения книг у нас) ярко описывающий жизнь и быт городского обывателя того времени. Почитаем фрагмент из рассказа. Написал рассказ Н.Никандров, называется “Проклятые зажигалки”:
- “Хлеб быстро дорожал... Зажигалки быстро дешевели... Кто вчера делал , например, 8 зажигалок, тот сегодня, чтобы прокормить семейство, должен был успеть сделать по крайней мере 10 штук... Кто не успевал, кто отставал, тот умирал голодной смертью на панели...
И всё-таки, на зажигалках, как ни на чём другом, можно прекрасно нажиться!...
Нужен только случай, нужно только не бросать этого дела, терпеть, ждать,, стараться больше работать...
...-Вчерашний день Марья вынесла на базар 10 зажигалок, а едва хватило на обед, - с тревожно выпученными глазами соображал за работой Афанасий.
- Стало быть , нынче придётся выгнать 12 штук.
Однако отрезав 12 колбасок (трубочек) Афанасий, как всегда, не смог остановиться на назначенном числе и отпилил ещё 3 трубки лишних.
Где будут сработАны 12 зажигалок, там незаметно пройдут и эти 3 а между тем они тоже принесут кое-что дому! “... (Шёл 1921 год, четвёртый год советской власти).... Весь рассказ на 21 странице. Кого заинтересовал - дочитайте.
И вот совсем недавно у коллекционеров всплыла зажигалка датированная 1921 годом. Изготовитель не известен. Мы с Дмитрием считаем, что подобную мог производить и ЗИФ. Показываем и Вам.
Уж коли мы не раскрыли полностью тему, в виде бонуса, познакомим Вас с историей появления зажигалок. Совсем коротко.
История зажигалок весьма интересна. Она начинается в 1816 году.
Первая зажигалка называлась “лампой Дёберейнера” - по имени изобретателя, немецкого химик Иоганна Вольфганга Дёберейнера. В его зажигалке в качестве топлива использовались не бутан или масло, а гидроген, который является взрывоопасным веществом. Излишне говорить, что эта зажигалка не была безопасной, и, будь она изобретена сегодня, вряд ли прошла бы сертификаци.
В этих зажигалках в качестве катализатора использовали платину, а не кремень или пьезоэлемент. Учитывая ценность платины, можно себе представить, како роскошью была зажигалка в те времена. Только очень богатые курильщики могли позволить себе их, все остальные по-прежнему обходились спичками.
Кроме того “лампа Дёберейнера” не очень удобной, она не была приспособлена, для того, чтобы держать её в руках. Зажигалка была - настольной. Тем не менее она считалась настоящим признаком статуса.
В процессе эволюции к 1908 году зажигалки стали более удобными и маленькими, пригодными для ношения в кармане. Катализатор из платины уступил место дешёвому кремнию.
Особенно бурное усовершенствование зажигалки проходило в годы Первой Мировой войны. Изобретатели стали улучшать дизайн зажигалок,и, к 1918 году они стали удобными и лёгкими. ( В начале я спрашивал - зачем нужны войны? Вот зачем - двигать научно-технический пргресс. Впору брать свои слова назад. Ну, уж - нет!
В 20-е годы курение стало необычайно популярным, а, зажигалки тут как тут. Они стали популярны не только у мужчин, их носили в своих сумочках самые модные и шикарные женщины. Но, всё равно они ещё оставались роскошью.
Сложившаяся к тому времени общественно-политическая ситуация в РСФСР внесла сумятицу и неразбериху в народном хозяйстве и среди населения.
Среди многих пропавших на рынке товаров, пропали и спички, деньги не обеспечивали покупательную способность.
Наступила эра товарообмена. Вот тут-то и пригодились зажигалки.
№105-1
Изображение

№105-2
Изображение

№105-3
Изображение

№105-4
Изображение

Вот и всё.
Уж извините. Как получилось.
Пошли готовить материал для следующего сюжета.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1981
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 13 окт 2020, 11:24

Добрый день! Сообщения Николая Васильевича о продукции завода весьма содержательные. Большое ему спасибо 8-) . Но как добиться, чтобы большая масса людей выпускала эту продукцию?
Рассмотрим завод, как живой высокоорганизованный организм. Нам в этом поможет наша любимая областная библиотека имени М.Ю.Лермонтова. На днях она выложила в интернет интереснейшую книжицу, в которой описана организация жизни на трубочном заводе (1924 год)
Вот отдельная цитата
Начало работ на заводе оповещается троекратным гудком: первый гудок подается за полчаса до начала работ, второй гудок за четверть часа и третий гудок в момент, назначенный для начала работ. Окончание работы оповещается одним гудком, подаваемым в момент, назначенный для окончания работ, согласно правилам внутреннего распорядка. Начало обеденного перерыва оповещается одним коротким гудком; за четверть часа до конца обеденного перерыва подается два коротких предупредительных гудка и в момент, назначенный для начала работ после перерыва, подается три коротких гудка.

Изображение

Читать:https://dl.liblermont.ru/DL/Oktober_20/Pravila_vnutrennego_rasporyadka_na_penzenskom_trubochnom_zavode.pdf/download/Pravila_vnutrennego_rasporyadka_na_penzenskom_trubochnom_zavode.pdf

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1