Музей народного творчества г.Пенза

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2786
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение expedA » 03 янв 2021, 12:47

Добрый день! На просторах нашего форума уже была заявлена тема о музее народного творчества Дмитрием Мотовиловым, но так и осталась, как указание кому-то. А форум изначально задумывался как народная площадка создания образа родного края. Поэтому коль заявил, так работай, покажи пример другим. :idea: Прошло несколько лет, и приходится мне открывать эту тему, т.к. народное творчество - это пласт народной культуры, которая составляет основу провинциальной культуры родного края. Пока ещё вопреки, а не благодаря...
Начать знакомство с музеем предлагаю с дома, в котором живёт память народных ремёсел. В этом помогают информационные ресурсы "Пензенского краеведческого музея", куда входит, как подразделение, "Музей народного творчества".
Изображение

Сообщение "Пензенский краеведческий музей"https://vk.com/museumpenza
от 3 ноября 2020 года

Музей народного творчества размещается в старинном деревянном особняке, построенном в начале 19 века.

Это здание – образец типовой деревянной постройки второй половины 1810х – начала 1820х годов. Подобные одноэтажные дома с мезонинами, террасой и балконами строились по всей Российской империи (в Пензенской области к строениям такого типа относится барский дом в музее-заповеднике «Тарханы»). Уникальным здание музея народного творчества делает резьба, покрывающая все его внешние стены.

Ажурная домовая резьба в Пензенском крае переживала свой расцвет во второй половине 19 – начале 20 века. Неизвестные мастера, украшавшие деревянный особняк, расположенный между улицами Дворянской (ныне – ул. Красная) и Верхней Пешей (ныне – ул. Куйбышева), превратили его в эталонное произведение своего искусства. В резном убранстве причудливо и органически соединились самые разные декоративные мотивы.

Особенно наряден западный фасад музейного здания, обращённый в сторону ул. Красной, где находился парадный вход в усадьбу. Его архитектурной доминантой, приковывающей взгляд, является крытый балкой мезонина, двускатную кровлю которого венчает огромная резная подкова. Подкова в представлении славянских народов – символ удачи, благополучия, оберег от нечистой силы, её традиционно помещали над входом в дом. Такое отношение к подкове – далёкий отголосок древнеславянского обожествления коня. Конь – верный, незаменимый помощник землепашца и воина, был символом или атрибутом многих славянских богов, а после принятия христианства – святых. От подковы на две стороны вдоль скатов крыши отходят резные доски-«полотенца».

Этот архитектурный элемент традиционно символизировал гостеприимство, символически изображая расшитое полотенце-рушник, на котором подносили хлеб-соль гостям. Кровля балкона опирается на четыре фигурные колонки, растительный узор на которых перекликается с каменными орнаментами древнерусских соборов. Балюстрада балкона состоит из сплошного ряда резных дощечек, образующих непрерывную полосу геометрического узора. Её центральный элемент – косо поставленный квадрат с точкой в центре. Это упрощённое изображение одного из древнейших славянских символов – знака засеянного поля, исконно представлявшего собой ромб с четырьмя точками. Этот простейший орнаментальный мотив символизировал плодородие во всех его проявлениях (неслучайно подобные ромбы встречаются в вышивке женских свадебных рубах). Мотив плодородия продолжает и орнаментальный карниз, опоясывающий балкон и тянущийся на всю длину фасада. Он украшен повторяющимся рисунком колоса, символизирующего весенний расцвет жизни, изобилие, а значит, и благополучие. Колонны, поддерживающие балкон, выполнены в виде сложных балясин. В декоре их капителей мы вновь встречаемся с образом божественного коня – каждая капитель состоит из двух конских головок. Подобные парные изображения «коньков» хорошо известны в вышивках Русского Севера, особенно в «золотых платах» - вышитых золотом головных платках невест и молодых женщин.

Принято считать, что это символическое изображение пары коней, везущих солнечную колесницу. Однако существует и мнение, что повёрнутые в разные стороны конские головы символизируют восходящее и заходящее солнце. Ещё одну необычную трактовку солярного мотива мы видим в декоре четырёх из восьми окон, выходящих на террасу: здесь венчающая наличник круглая солярная розетка поднимается из стилизованных морских волн. Образ «красного солнышка», выходящего поутру «из окиян-моря», часто встречается в народных заговорах, призванных исцелить от болезни или сглаза. Да и само изображение солнца в декоре окна носило обережную функцию – оно призвано было устрашать духов болезней, которые, по народным представлениям, могли проникнуть в дом через окно, и защищать обитателей дома от «дурного глаза», который тоже мог стать причиной хворей и всевозможных несчастий. Мотив животворной воды продолжают и извилистые зигзагообразные линии, вьющиеся по доскам наличника – таким образом изображали или водные потоки, или змей-ужей, которые также считались символами воды и дождя, а заодно – добрыми духами, оберегающими жилище от всяческих напастей.

Очень интересен декор ризалитов, замыкающих террасу. Они снабжены двускатными кровлями с резными «полотенцами», под которыми помещены большие полукружия с ажурной резьбой – ещё один вид солярной розетки. Наличники окон в ризалитах отличаются сложностью оформления. Над верхней доской помещён выступающий резной карниз, который венчает сложная композиция: полукруглая стилизованная раковина в обрамлении двух сложных фигур из ромбов.

Если раковина была заимствована из дворянской архитектуры, то ромбические фигуры по бокам от неё – самого простонародного происхождения. Это широко известные в русской народной вышивке «репьи» или «репейки» - орнаментальные мотивы, прошедшие долгий путь развития от солярного знака до символа девичьей красоты.
Богатый и многообразный декор западного фасада насыщен традиционной народной символикой, в целом составляющей пожелание удачи, счастья, здоровья и богатства обитателям дома.

Декор восточного фасада музея значительно скромнее. Здесь мастера сделали акцент на длинных резных карнизах-«подзорах», расположенных в несколько рядов, и ажурных резных вставках, образующих своеобразные фризы. Наличники оформлены причудливыми балясинами и резной «бахромой», как бы свисающей на верхнюю часть окна. Этот фасад не предназначался для парадного обзора, поэтому украшавшие его резчики – «крестьяне по званию, но художники по призванию» отказались от изобилия разнообразного узорочья, ориентируясь в большей степени не на господские «затеи», а на свой художественный вкус.
Текст подготовила сотрудник музея, Мария Евгеньевна Захарова

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 386
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение Николай Васильевич » 03 янв 2021, 18:16

Андрей, спасибо за реанимацию темы. Ведь интересно же! А, знаем о музее и его сокровищах лишь малую толику. Надеемся на активную работу форумчан - знатоков, собирателей и почитателей народных ремёсел и народного творчества. Тем более если экспонаты будут сопровождаться содержательным и грамотным текстом, таким как о самом здании в котором расположен музей.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2786
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение expedA » 18 янв 2021, 21:55

Изображение

Добрый вечер! Предлагаю пока не заходить в музей, там много произведений народных ремёсел Пензенского края, а ознакомиться с трудами народных мастеров, которые окружают нас в повседневной жизни.
Хочу поговорить о пропильной (пропиловка) и накладной резьбе, как архитектурный декор домов города Пензы и области.
Для начала предлагаю ознакомиться с двумя работами по этой теме
Изображение

Читать здесь: https://yadi.sk/d/G_VGyMEJtfaO9A

Изображение

Читать здесь:https://dl.liblermont.ru/DL/September_20/Eremeev_derevyannoe_zodchestvo_Penzy.pdf/download/Eremeev_derevyannoe_zodchestvo_Penzy.pdf

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2786
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение expedA » 08 окт 2023, 13:49

Добрый день! Увы, никто не желает продолжить разговор о деревянном зодчестве Пензенского края. И это понятно. Вчера исполнилось бы 75 лет Евгению Соловьёву. Музей народного творчества подготовил хороший материал о мастере.
Сообщение от 7 10 2023 г.
Музей народного творчества продолжает рубрику «История музея в лицах», посвящённую мастерам народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, в разные годы сотрудничавшим с музеем и отмечающим свою юбилейную дату в текущем году.
Сегодня, 7 октября 2023 года, исполнилось бы 75 лет замечательному пензенскому керамисту, мастеру абашевской игрушки Евгению Валентиновичу Соловьёву (1948-2017). Он родился в 1948 году в селе Сушенцы Кировской области. В 1973 году поступил в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого на скульптурное отделение. С этого времени его жизнь оказалась неразрывно связана с Пензенским краем и его богатейшими культурными традициями. Сейчас уже невозможно сказать, кому в 1977 году пришла мысль направить талантливого молодого керамиста в село Абашево, в ученики к Т.Н. Зоткину, но это решение оказалось судьбоносным и для истории абашевского промысла, и для Евгения Валентиновича. Около трёх лет он постигал премудрости старинного ремесла под руководством самого талантливого абашевского мастера 20-го столетия, перенимал стиль абашевской пластики. Как и любой по-настоящему одарённый творческий человек, усвоив приёмы абашевской школы и придерживаясь традиционного абашевского стиля, выработал свой уникальный творческий почерк. Т.Н. Зоткин, сам неутомимый экспериментатор и выдумщик, поощрял творческую фантазию ученика. Позже Е.В. Соловьёв уже и сам помогал учителю обучать молодых керамистов. Среди его первых учеников была пензячка Татьяна Евгеньевна, в лице которой молодой мастер обрёл жену и единомышленника во всех своих творческих начинаниях.
В 1986 году в Пензе на базе художественных мастерских при Союзе художников была создана мастерская по изготовлению абашевской игрушки и гончарных изделий. Её руководителями и основными сотрудниками стали супруги Соловьёвы. Этой мастерской Евгений Валентинович посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Здесь из его рук выходили и традиционные абашевские свистульки, и гончарная посуда, и уникальные авторские изделия, и работы, причудливо соединившие в себе абашевскую традицию с творческой фантазией мастера.
Круг художественных интересов Е. В. Соловьёва был очень широк. Наряду с характерной для абашевского промысла игрушкой-свистулькой мастер создавал гончарную посуду в разных техниках, вслед за своим учителем Т.Н. Зоткиным изготовил большое количество интерьерной скульптуры, повторяющей формы традиционной абашевской пластики, освоил технику создания чёрнолощёной керамики, экспериментировал с изделиями из разноцветных глин. По примеру гончаров прошлого, он нередко использовал для декорирования своих крупных работ цветные глазури, отличающиеся в его исполнении красотой цвета и нежностью цветовых переходов между оттенками. Изучая народную керамику из других регионов нашей страны, Е.В. Соловьёв смело перерабатывал понравившиеся ему сюжеты, придавая им легко узнаваемый абашевский облик. Одно из оригинальных новшеств, созданных им – гончарные свистульки, выполненные в виде миниатюрных чайничков. Нередко такие чайнички «посажены» один на другой по 3-5 штук – мал мала меньше, и у каждого свой «голос», так что на такой свистульке можно исполнить нехитрую мелодию.
Талант и трудолюбие мастера были замечены и оценены по достоинству. В 1988 году Евгению Валентиновичу Соловьёву было заслуженно присвоено звание «Народный мастер». Позже, в 2001 году, он стал членом Союза художников Российской Федерации. Его работы многократно экспонировались на всероссийских, региональных и зональных выставках, на различных фестивалях и конкурсах. Автора награждали почётными грамотами, дипломами, ценными подарками.
Е.В. Соловьёв много лет активно сотрудничал с музеем народного творчества. В фондовом собрании бережно хранится коллекция его работ – гончарная посуда и игрушка, абашевская игрушка-свистулька, декоративные вазы, крупные скульптуры животных и птиц.
Евгения Валентиновича Соловьёва не стало 12 октября 2017 года. Что оставляет после себя человек, уходя из жизни? Зависит только от того, как он эту жизнь прожил. Жизнь Е.В. Соловьёва прошла под знаком народного искусства, ставшего для мастера и призванием, и профессией. Его наследие – это множество прекрасных керамических изделий, хранящихся в музейных и частных собраниях, это добрая память многих людей о талантливом человеке, наполнявшем мир теплотой рукотворной красоты. И, конечно же, это ученики, нашедшие стараниями мастера свой путь в жизни и искусстве. Сейчас многие из них продолжают дело своего учителя по сохранению и развитию абашевского керамического промысла.


Я был знаком с Евгением Валентиновичем, предлагаю небольшой ролик о мастере. Съёмка 2012 года.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2786
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение expedA » 11 окт 2023, 14:32

Продолжаем тему гончарного искусства Пензенского края. Несколько работ Евгения Валентиновича Соловьёва для Вас.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2786
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение expedA » 11 окт 2023, 14:36

Продолжение.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2786
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение expedA » 16 окт 2023, 19:38

Добрый вечер! Предлагаю две публикации в газете "Пензенская правда" о семье Соловьёвых.
Изображение


Изображение


Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2786
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение expedA » 27 ноя 2023, 16:48

Добрый день! На РАДИО-Пенза вышла замечательная передача Сергея Юрьевича Пономарёва об Абашевской игрушке. Ольга Викторовна Дудорова знакомит нас с гончарным промыслом в селе Абашево Спасского района. http://radiodk.ru/news/abashevskaya-luchshaya-igrushka-rossii-2023-ekskursiyu-po-ekspozicii-muzeya-narodnogo-tvorchestva-provodit-xranitel-muzejnyx-predmetov-olga-dudorova.html

Изображение
Изображение

Слушать: http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/27_musei/Muspeoplwork/abashevskay.mp3

Моё добавление к рассказу Ольги Викторовны. Фотографии Ивана Егорьевича Печёнкина о промысле в селе Абашево.

Изображение
Село Абашево. Добыча глины. 1925 год.

Изображение
Производство горшков. 1927 год.

Изображение
Село Абашево.Свистульки.

Изображение
Обжиг горшков. 1926 год..

Изображение
На базаре. 1925 год.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 138
Зарегистрирован: 06 янв 2015, 13:29
Имя:

Re: Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение expedL » 28 ноя 2023, 23:16

Такая глиняная труба, как на последнем фото у меня в деревне в сенях валяется. Теперь понятно откуда.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1170
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Музей народного творчества г.Пенза

Сообщение expedT » 31 дек 2023, 19:09

Продолжаем рассказ про пензенских мастеров гончарного дела.
Изображение

В Музее народного творчества экспонируются изделия мастера-керамиста Василия Анатольевича Кучер (1949-2014 гг.) - это игрушки-свистульки, скульптуры малых форм, декоративная утварь и гончарные изделия.
Кучер Василий Анатольевич родился в г. Базар-Курган Омской области в Киргизии. Окончил Алма-Атинский педагогический институт, отделение художественной графики и Пензенское художественное училище. Был учеником знаменитого абашевского мастера-керамиста Т.Н. Зоткина.
В селе Полеологово Бессоновского района Василий Анатольевич основал мастерскую по изготовлению керамических игрушек-свистулек. Он обучал детей работать с глиной, лепить игрушки, причудливые сосуды, необычные скульптурки. Мастер создал своеобразную «полеологовскую игрушку»: очень колоритную, декорированную неповторимым лепным узором. «Полеологовская игрушка» хороша и без глазури. Её изюминка - в необычном сочетании цветной глины и тонком ювелирном орнаменте.


Изображение

Изображение

Этот обаятельный дракончик живет у нас дома уже 12 лет.
С наступающим Годом Дракона!

След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1