Пензенский государственный краеведческий музей

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2808
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение expedA » 08 авг 2020, 21:26

Барс » 12 сен 2019, 01:24
На фото 1958 г. станковый пулемёт обр. 1943 г. системы Горюнова (СГ) на лёгком полевом колёсном станке Дегтярёва-Гаранина в экспозиции музея.Кто нибудь видел этот экспонат после 90-х.?

Сегодня был в музее. Могу обрадовать "Барса", экспонат нашёлся :)
Изображение

Изображение

Участник
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение Барс » 08 авг 2020, 23:46

Спасибо Андрей Юрьевич. :spsb: Может и ПТРС-41 найдётся ? Интересно почему он пропадал из экспозиции и почему в таком виде станок . Им бы ещё одно здание под расширение .

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение Дмитрий Кавунский » 04 сен 2020, 19:05

В Пензенском Краеведческом музее собрана интересная коллекция патефонов. Один из них - Коломенский патефон 1937 года выпуска с инициалами вышестоящего ведомства НКМ (Народный Комиссариат Машиностроения).
Немного истории:
О заводе: В 1933 году в Коломне возникла совершенно новая отрасль промышленности – был основан патефонный завод союзного значения проектной мощностью 250 000 патефонов в год.
По распоряжению Государственного треста граммофонно-пластиночной промышленности НКТП треста на завод приехали крупные специалисты граммофонного производства – Максим Григорьевич Момод и Борис Никитович Хитев. Не откладывая дело в долгий ящик они занялись чертежным хозяйством и открытием экспериментального участка и акустической лабораторией.
Не ожидая поступления всего оборудования, эти специалисты предложили изготовлять опытную партию патефонов вручную: следовало без оттяжек проверить компоновку схемы, взаимосвязь деталей в собранном виде, чтобы откорректировать альбом чертежей и подготовить производство к серийному выпуску патефонов.
В канун 1 мая 1934 г. в ремонтно-механическом и инструментальном цехах завершилась сборка первых десяти коломенских патефонов. Когда на месте бывшей фабрики построили патефонный завод , сюда пришли работать в большинстве дети работников Коломенского машиностроительного завода, одного из крупных предприятий города. Коллектив молодого предприятия уверенно наращивал темпы. К концу 1934 г. было изготовлено 242 патефона, а на следующий год их выпуск составил 35655 штук, в 1936 г. – 148061, а с 1938 г. со сборки ежесуточно сходило тысяча патефонов. Лозунг «Даешь 1000 патефонов в сутки!» появился в 1936 г. в резолюции общего партийного собрания, которое мобилизовало людей на скорейшее достижение проектной мощности завода.

О Всесоюзной славе: Благодаря вкладу коллектива Коломенского патефонного завода коломенский патефон имел всесоюзную славу и не уступал не одной продукции других граммофонных заводов страны. Патефон сближал своих слушателей, так как диапазон его действия был не велик. За его прослушиванием собирались целыми дворами, заводскими коллективами в минуты отдыха. Во время войны песни с пластинок давали бойцам надежду. Коломенский патефон по праву может называться символом предвоенной эпохи. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания продукции Коломенской патефонки в литературных произведениях (А.Козин «В том самом октябре», Ю.Козлов «Совесть», Н.Черкашин «Портмоне, патефон и чашка», Г. Териков «За кулисами смеха» и многие другие).
Из книги «Николай Островский», подготовленной к печати женой и другом писателя-большевика, говориться, что Председатель ЦИК Украины Г.И. Петровский 24 ноября 1935 г. приезжал в Сочи специально для вручения Николаю Алексеевича за его культовый роман «Как закалялась сталь» ордена Ленина, высшей награды СССР, и в качестве подарка – коломенского патефона с набором пластинок. В часы отдыха, в дни, когда в гостях у писателя была молодежь, играл патефон, звучала музыка. В 1936 г. был куплен еще один коломенский патефон, уже по просьбе самого Н.А. Островского. Он подарил его своей матери, Ольге Осиповне.

О качестве продукции: Работники завода заботились не только о количественных показателях, но и о качестве продукции. Редакции местных газет установили связь с магазинами и торговыми организациями Коломны и Москвы, через которые работники завода получали от покупателей претензии на качество отдельных узлов патефона. Письма покупателей обсуждались в цехах и отделах. Это дисциплинировало людей, повышало их ответственность и способствовало устранению брака.
Качество патефона зависит прежде всего от качества звучания мембраны. С целью повышения добротности и конкурентоспособности коломенских патефонов на мировом рынке (они экспортировались в Афганистан, Иран, Монголию, Китай, в другие страны Азии и Ближнего Востока) был объявлен конкурс на создание более совершенной мембраны. В нем участвовало несколько предприятий страны. В лабораторных условиях было проведено качество звучания мембран пяти отечественных грамзаводов и мембраны именитой английской фирмы His Master`s Voice. Лучшей из всех была признана мембрана, сконструированная инженером Коломенского грамзавода М.Г.Момотом. С большими трудностями коллективу завода удалось запустить новинку в серию. И уже в 1937 г. патефоны Коломенского завода экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

О Коломенском патефоне: Коломенский патефон увековечен в песне поэта В.Дыховичного «Днем и ночью» как боевой товарищ фронтовиков, ушедших бороться с немецкими фашистами. Песню тогда исполнял всеми известный Леонид Утесов со своей дочерью Эдит.

Еще больше о Коломенском патефоне можете узнать на сайте музея Коломенского патефона https://xn--80ajbkfdbgjlfcbim2aw1b.xn--p1ai/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4/

Изображение

Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение Дмитрий Кавунский » 07 сен 2020, 20:05

В 2017 году я совершил поход на уже разграбленный музей Завода им. Фрунзе на ул. Ленина. Тогда я нашел много листовок, валяющихся под окнами музея в грязи. Вот что бывает, когда важная информация попадает в нужные руки, а ведь это всё могло пропасть!!
Представляю вам часть цитат из документа воспоминаний Шишатской А.И. касаемо производства патефонов на Заводе им. Фрунзе в 1935-1937 годах.

Воспоминания Шишатской Анны Игнатьевны:
В 1935 году группа людей сборочного цеха (основное производство)
Батанина Нина Петровна
Зинукова Полина
Номофилова Зинаида Васильевна
Новикова Валентина Григорьевна
Шишатская Анна Игнатьевна
Шефер Сирафима Николаевна
по распоряжению главного инженера завода Кузюкова Василия Григорьевича была направлена в г. Коломну на коломенский патефонный завод по освоению сборки патефонов. В начале сборка патефонов производилась непосредственно в сборочном цехе основного производства, а затем был организован самостоятельный цех (в корпусе станкостроения), коллектив которого возглавлял начальник цеха Калашников Иван Порфирьевич – прекрасный человек, имеющий особый подход к каждому человеку, знающий производство, пользующийся особым уважением и любовью людей. Заместителем начальника работал Михайлов Алексей.
Производственным мастером на сборке патефонов работали Новикова Валентина Григорьевна, и Шишатская Анна Игнатьевна, а контрольным мастеромна патефонном производстве работал Москвичев Борис Васильевич. В 1937 году патефонное производство было свернуто и большинство рабочих мастеров были направлены снова в сборочный цех основного производства.
За период моей работы в сборочном цехе основного производства приходилось трудиться со многими производственными и сменными мастерами, а так же контрольными мастерами:
Производственные Мастера:
Стасюкевич Степанида Антоновна
Стасюкевич Зинаида Венидиктовна
Балашов Владимир Васильевич
Брядов Владимир Алексеевич
Каблов Прокофий Михайлович
Канаков Михаил Андреевич
Маркина Вера Николаевна
Сдобников Петр Григорьевич
Кожевникова Любовь Ермолаевна
Агеев Иван Васильевич
Котова Людмила Ивановна
Тихонов Леонид Иванович
Сменные Мастера:
Хренцова Клавдия Алексеевна
Седова Антонина Ивановна
Лебедева Анна Ивановна
Иванов Иван Иванович
Костылев Иван Михайлович
Побитков Петр Наумович
Ермакова Евдокия Николаевна
Михайлова Анна Дмитриевна
Стасюкевич Вера Венидиктовна
Контрольные Мастера:
Миронова Елизавета Михайловна
Никитина Клавдия Ефимовна
Зверева Мария Федоровна
Мараева Мария Сергеевна
Прогулова Екатерина Федоровна
Канакова Юлия Михайловна
Корнеева Донара Васильевна
Бызеева Мария
Изображение

Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение Дмитрий Кавунский » 09 сен 2020, 20:59

Продолжаем тему патефонов). На этот раз на обзоре мини-патефон из Пензенского Краеведческого музея производства Молотовского патефонного завода, г. Пермь.

Немного истории: 14 июня 1939 г. приказом Народного Комиссара Боеприпасов СССР был утвержден Устав «Государственного завода № 260». Эта дата считается официальным днем рождения ОАО «Велта». Предприятие было создано на базе эвакуированного в Пермь Владимирского патефонного завода. В марте 1942 г. была выпущена первая продукция для фронта. С 1946 г — патефонный завод, с 1966 — «Пермский велосипедный завод», с 1977 — «Пермский машиностроительный завод им. Октябрьской революции», с 1991 — ПО «Велта», ныне ОАО «Велта». Предприятие ликвидировано в 2006 г.

Из истории: Владимирский граммофонный завод был эвакуирован в город Молотов и стал называться №260. Всю войну он выпускал взрыватели, а с 1945 года был передан министерству сельхозмашиностроения и стал осваивать веялки-сортировки, корнерезки и запчасти к тракторам. Но мощности простаивали. Тогда вспомнили о граммофонах. К этому времени уже были патефоны и страна остро нуждалась в них, как и во многом другом.

Технологически изготовление патефонов было на порядок выше той продукции, что завод выпускал в войну: осваивать пришлось изготовление множества деталей, литьё под давлением, шлифовку деталей, оклейку футляров и т.д. К тому же золотой фонд предприятия — инженеры и кадровые рабочие — предпочли вернуться на родину, во Владимир. Не все, но многие уехали. Только организованно было отправлено два эшелона с рабочими и членами их семей, а сколько ещё отправились самоходом!

В апреле 1946 года завод произвёл первые сто патефонов и стал называться Молотовским патефонным.
Кроме стандартного патефона модели пт-3, выпускались горизонтальные (они же поперечные, модель ПГ-1) и мини-патефоны.

В 1947 году выпуск патефонов был доведен до 10 тыс. штук, но их производство было убыточным, а после аварии 1948 года, когда рухнули фермы перекрытия в одном из цехов, предприятие прочно обосновалось в числе отстающих. Рабочие жили в бараках, технология была отсталой, тем не менее план выполняли.

К 1954 году предприятием был выпущен уже миллион патефонов и миллиарды патефонных игл. Технологию подтянули, конструкцию довели до совершенства и, вроде бы, даже вошли в производственный ритм, но всё было напрасно — время этого музыкального аппарата уже прошло. Спрос резко упал и никакие ухищрения, например особо красивые футляры, не помогали.

В 1956 году, спустя десять лет с начала работы, производство патефонов было закрыто, а Молотовский патефонный завод был перепрофилирован на выпуск велосипедов.

октябрь 1956 г. Пермскому патефонному заводу (позднее Пермский велосипедный завод, ОАО «Велта») передано с Горьковского завода производство велосипедов, выпущены первые 6688 машин. Завод стал называться велосипедным.

Завод выпускал знаменитые советские военные каски, боеприпасы. После конвертации стал выпускать велосипеды — знаменитые дорожный велосипед «Урал», складной подростковый «Кама», «Парма», «Велта-спорт», «Велта-турист», «Велта-комфорт». На основе Велта-спорт производились велотренажёры.
Изображение

Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение Николай Васильевич » 10 сен 2020, 19:39

Здравствуйте! Не могу принять посыл Дмитрия о том, что технология изготовления патефона на порядок выше той продукции, которую Пермский завод выпускал в войну ... а, выпускал завод взрыватели.
Не хочу обидеть патефон но... по сравнению с взрывателем это - фанерный ящик с гайками. Ведь не просто так взрыватели делают на специализированных заводах, а патефоны делали артели в каждой подворотне. Конечно были и солидные заводы-производители патефонов.
Чтобы понятно было, в составе какого ведомства был Пермский завод, полагаю нужно пояснение: под "брендом" Министерства сельскохозяйственного машиностроения выпускалась продукция производимая до того Министерством боеприпасов (было ликвидировано и заменено мирным названием), номенклатуру которого дополнили ракетной техникой, получившей бурное развитие в послевоенные годы.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение Дмитрий Кавунский » 13 сен 2020, 17:56

Продолжаем рассматривать модельный ряд патефонов из фондов Краеведческого музея. На этот раз представлен патефон "Молот" послевоенного выпуска, модель ПТ-3, производился в Вятских Полянах.
Немного истории:

В 1938 году в селе Вятские Поляны (Кировская область) была открыта шпульная фабрика для обслуживания нужд текстильной промышленности, село получило статус рабочего посёлка.

С началом Великой Отечественной войны, осенью 1941 года в Вятские Поляны из подмосковного Загорска был эвакуирован машиностроительный завод. Его оборудование для производства пистолета-пулемёта ППШ устанавливалось на территории шпульно-катушечной фабрики. Первые пистолет-пулемёты были отправлены на фронт уже в конце ноября 1941 года. В 1942 году было произведено 1,5 миллиона единиц. Конструкторское бюро завода возглавил создатель пистолета-пулемёта Георгий Семёнович Шпагин. В этом году рабочий посёлок получил статус города. За годы войны коллектив Вятско-Полянского машиностроительного завода выпустил более 2,5 миллионов пистолетов-пулемётов ППШ, за это в сентябре 1945 года завод был награждён орденом Ленина.

После окончания войны завод наряду с военным заказом стал выпускать и мирную продукцию. В 1945-1946 годах Было налажено производство патефонов. Завод ответственно отнесся к производству патефонов, и было выпущено огромное количество патефонов "Молот", и даже сейчас этот патефон встречается довольно часто, но спрос на них стал снижаться, так как появились более современные по тем временам радиолы и проигрыватели. Поэтому к концу 1955 года производство патефонов было прекращено.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение Дмитрий Кавунский » 18 сен 2020, 15:47

Продолжаем рассматривать аппараты по воспроизводству грампластинок хранящихся в фондах Краеведческого музея.
На этот раз рассмотрим не совсем патефон, а ламповую радиолу, в пользу которых отказались от стандартных патефонов модели ПТ-3 во второй половине 50-х годов (хотя были и стандартные патефоны работающие от электричества, а не от пружины - фонолы).

Примечание: Производства патефонов (ПТ-3) в г. Казань - Небыло! Если вдруг, встретите информацию в свободном доступе, что в Казани выпускали патефоны на базе эвакуированного завода "Тизприбор" из Москвы - то не верьте этому! Ни одного патефона г.Казань не встретилось до сих пор! хотя встречались и такие экземпляры патефонов, которые выпускались поштучно. Из Москвы в Казань было эвакуировано основное производство завода "Тизприбор", но не производство патефонов.

Немного истории:

Радиола сетевая ламповая "Казань" с 1956 года выпускалась на Казанском заводе "Радиоприбор". Радиола заключает в себе радиоприёмник и электропроигрыватель с усилителем и двумя громкоговорителями. Электрическая схема радиолы собрана на 5 радиолампах, включая усилитель НЧ, приёмную часть и выпрямитель. Приёмник имеет фиксированные настройки на 3 программы, переключение кнопочное. Есть возможность перестройки в пределах ДВ, СВ диапазонов. Радиолу можно применить и для работы с магнитофонными приставками. Отдельные узлы радиолы смонтированы на металлической панели. 2 громкоговорителя 1-ГД-6 установлены внутри ящика. В радиоле применён супергетеродинный приёмник на лампах 6А7, 6Б8С, 6Н9С, 6П6С, в выпрямителе работает 6Ц5С. В качестве антенны используется осветительная сеть .ЭПУ состоит из электромагнитного звукоснимателя УЭЗ-1 и асинхронного двигателя ДАГ. От сети радиола потребляет 70 вт, приёмник 40 вт. Диапазон частот звука воспроизводимых АС 120...6000 Гц при прослушивании грамзаписи и 120...4000 при радиоприёме. Габариты радиолы 300х560х220 мм. Масса 11 кг.
Радиола может воспроизводить как виниловые пластинки (33 оборота в минуту), так и патефонные шеллачные пластинки (78 оборотов в минуту).
Изображение

Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение Дмитрий Кавунский » 30 сен 2020, 21:22

Продолжаем обзор устройств по воспроизводству грампластинок из фондов Пензенского Краеведческого музея.
На этот раз у нас на обзоре электропроигрыватель ММЗ Московского завода "Агрегат".

Историческая справка:

Электропроигрыватели "ГП-46" и "ГП-55" соответственно с 1946 и 1955 года выпускал Московский опытный завод "Агрегат". Электропроигрыватель "ГП-46" (Грамофонная Приставка 46 года) рассчитан на проигрывание стандартных грампластинок на скорости 78 об/мин совместно с любым радиоприёмником имеющим адаптерный вход для магнитного звукоснимателя. Под верхней крышкой были нанесены буквы ''ММЗ'' своеобразная визитная карточка завода, логотип. После переименования завода в номерной под верхней крышкой стоял ''№ 615''. Синхронный двигатель МС-1 при включении начинал вращаться только с небольшим его раскручиванием вручную. Электропроигрыватель имел электромагнитный звукосниматель с выходным напряжением до 1,5 вольта и диапазоном воспроизводимых частот 100...5000 Гц. Иглы в звукоснимателе применялись патефонные, громкий или тихий тон влияния на качество звука по сравнению с патефоном не имел. Объяснялось это меньшим весом звукоснимателя, по сравнению с патефонным. Ещё меньшую нагрузку обеспечил пьезоэлектрический звукосниматель ''ПЗ-1'' который завод устанавливал на электропроигрыватель с 1950 года. Второй вариант проигрывателя выпускался с 1955 года под названием ''ГП-46У'', по некоторым данным ''ГП-55''. Он был двухскоростной 33, 78 об/мин с пьезоэлектрическим звукоснимателем, двумя корундовыми иглами заменяемыми поворотом в зависимости от скорости проигрываемой пластинки. Двигатель стоял уже асинхронный с автозапуском.
Изображение

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 243
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Пензенский государственный краеведческий музей

Сообщение Дмитрий Кавунский » 10 окт 2020, 16:28

А теперь рассмотрим самый ранний представленный нам образец патефона из фондов Краеведческого музея.
Данный патефон модели ПТ-2 "Грампласттрест" был выпущен на Ленинградском патефонном заводе в 1934 году.
Особенности и основные отличия от стандартного патефона модели ПТ-3:

-Отсутствует угловая игольница с права, тут она слева и закрывается крышечкой
-тонарм другой формы и диаметра
-отсутствует эмблема завода, в связи с чем его не так просто опознать
-диск (круглый поворотный стол) сделан из другого металла и немного другой формы
-выход раструба прямоугольной формы
-дека разделена на две части
-заводная ручка вставляется под прямым углом, а не под наклоном
-упор крышки с другой стороны
-отсутствует механизм автостопа

Из истории:

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ПАТЕФОННЫЙ ЗАВОД
Его «мамой» стала фабрика «Красный Октябрь», которая в 1929 году вошла в Музобъединение ВСНХ РСФСР.
С 1935 года завод производит патефоны модели ПТ-3 и принадлежит Народному Комиссариату Тяжелой Промышленности СССР (НКТП ГПТ СССР) ГрамПластТрест.
- 22 августа 1937 г. Завод передан Народному Комиссариату Машиностроения СССР (НКМ ГПТ СССР) ГрамПластТрест.
- 02 февраля 1938 г. Завод переподчинён тресту ГлавШирПотреб НКМ. (ГШП НКМ).
- 05 августа 1939 г. Завод передан Народному Комиссариату Общего Машиностроения ГлавШирПотреб (НКОМ ГШП)
В 1939 году предприятию присвоили звание Государственного союзного Ленинградского граммофонного завода.
- 8 сентября 1940 г. Ликвидация завода.

На Ленинградском патефонном заводе до самой войны выпускали и пластинки.
И хотя сведения о самом заводе весьма скудны, его продукция до сих пор пользуется спросом не только у коллекционеров, но и у ностальгирующей публики. Ленинградский патефон обладает великолепной акустикой. Его звучание пронзает не только время, но и пространство. Он прочен и практичен. Подобно дорожному чемодану, закрывается на ключ. И, как все его собратья, обходится без электрической подпитки.
Изображение

Изображение

Изображение

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5