Хохряков Владимир Харлампиевич

Модераторы: expedT, expedA

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1286
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Хохряков Владимир Харлампиевич

Сообщение expedA » 02 окт 2018, 12:28

В октябре отмечается (по информации ru.wikipedia) 190 лет со дня рождения Владимира Харлампиевича Хохрякова.
Изображение

Этот человек был не только исследователем, но и просветителем земли Пензенской. Судьба подарила Пензе во второй половине 19 века двух братьев Хохряковых из Вятской земли.
Средняя школа № 57 г.Пензы носит имя одного из них, поэтому предлагаю статью-исследование данной школы
Исторический портрет Владимира Харлампиевича Хохрякова (1827-1916)



Введение


В 2002 году школе № 57 города Пензы присвоено имя выдающегося педагога и просветителя Владимира Харлампиевича Хохрякова, с именем которого связано не только становление и дальнейшее развитие научного краеведения в Пензе, не только первые труды по составлению биографии М. Ю. Лермонтова, но и усовершенствование системы образования в нашем крае, основы которой востребованы и сейчас. Долгое время не была написана биография В.Х.Хохрякова, так как записей о себе он не оставил. Воспоминания о В. X. Хохрякове довольно немногочисленны, но они помогли нам на первом этапе исследований: И.Федоров. Выдающиеся учителя и просветители Пензенской губернии: - Пенза ,1958; Е.Петряев. Люди. Рукописи. Книги. - Киров,1970; Н.М.Инюшкин. Пензенской истории причастны. - Пенза, 2001.
Представляется, что изучение жизни и наследия В. X. Хохрякова актуально и в настоящее время. Имя его вызывает живой интерес не только тем, что он сделал для становления и развития образования. Временем востребованы идеи его педагогической системы. Личность В. X. Хохрякова помогает ученику и учителю построить жизнь школы на основе диалога традиций и новаций времени.
Научное общество учащихся школы и педколлектив с интересом занимаются поисками сведений о В. X. Хохрякове. Была опубликована книга «В. X. Хохряков - педагог, краевед, просветитель» (Пенза, 2003 год).
В данной работе ставится задача составить биографию Владимира Харлампиевича Хохрякова на основе имеющихся материалов.
Основой для достижения поставленных целей является работа в архивах с литературой, документами ГАПО и ПУАК, экспедиционные поездки в город Киров и город Казань.
В ходе работы удалось обнаружить новые факты, которые дали возможность составить более полную биографию В.Х.Хохрякова - «дедушки пензенских педагогов», как называли его современники.



Детство и студенческие годы
Владимир Харлампиевич Хохряков родился в 1827 году в городе Кирове, бывшей Вятке. В одной из книг Сретенской церкви имеется запись о рождении в семье мещанина Харлампия Хохрякова младенца Владимира. Ученические годы Володи Хохрякова с 1836 по 1846 годы прошли в Вятской мужской гимназии. Руководствуясь архивными данными, можно считать, что учеником он был примерным: первый класс закончил с оценкой "5", а курс обучения во втором классе завершил не только на "отлично", но и с похвальным листом. В 1846 году Владимир закончил седьмой класс Вятской мужской гимназии на "отлично" и выбыл 22 июня 1846 года(1). Вероятно семья переехала в Пензу, так как судьба двух его братьев связана с Пензенским краем.

А вообще фамилия Хохряковых появилась в документах по Пензенской губернии еще с 1819 году. Мещанин Харлампий Хохряков по контракту вятской казенной палаты поставлял дорожные столбы по Саранскому уезду. В дальнейшем в Пензе жили и благотворно трудились сыновья купца: Александр (1820-1864), закончивший Казанский университет и посвятивший свою жизнь педагогической деятельности; Алексей (1831-1884), учившийся на медицинском факультете Казанского университета и получивший прекрасное образование врача; Василий (1839-1889), закончивший Медико-хирургическую Академию в Санкт-Петербурге, и Павел, адвокат по профессии.

С 1847 по 1851 годы Владимир Хохряков учится в Казанском университете на факультете общей словесности, где изучает следующие дисциплины: логику, психологию, церковную историю, стилистику, историю общей литературы, славянские наречия, общую историю, греческую, римскую и русскую словесности, русскую историю, богословие, государственные законы, политическую экономию и статистику.
1 .-Архив ГОКО, фонд Вятской мужской гимназии, Ф. №211 оп №1



За работу "Историческое обозрение наших риторических учебников, параллельно с образом развития отечественной филологии по 1776 год" получил степень кандидата филологических наук. Отзыв на этот труд был написан профессором русской словесности Казанского университета К.К. Фойгтом, который отметил, что "труд господина Хохрякова отчасти даже расширяет предмет науки, которой он посвятил себя с такою любовью, и, без сомнений, дает ему полное право на получение степени Кандидата по разряду общей словесности"(1). Также Фойгт выделил удивительное трудолюбие, способности и основательные познания студента Хохрякова в области словесности древней, ново - европейской и отечественной.
Таким образом, становление личности Хохрякова связано с постоянной работой, совершенствованием знаний, стремлением к цели трудиться и жить на благо Отечества.
1.-Государственный Архив Республики Татарстан, Ф.№211 оп№1


Просветительская и общественная деятельность. Значимость личности В. X. Хохрякова для Пензенской земли
Многогранное дарование В.Х.Хохрякова проявилось в трех основных сферах: народном просвещении, общественной жизни и пензоведении. Свыше тридцати лет прослужил В.Х.Хохряков на ниве народного просвещения.
После окончания Казанского университета В. X. Хохряков непродолжительное время работал в Нижегородской гимназии. С 1854 года стал учителем словесности и истории в Пензенском дворянском институте, где работал вместе с отцом Ленина Ильей Николаевичем Ульяновым. В 1857 году переходит на работу в Пензенскую мужскую гимназию. Потребность к образованию широких народных масс стала увеличиваться. Средние учебные заведения, гимназии реорганизовывались. Предусматривалось создание гимназий двух видов: классической и реальной. В классических гимназиях планировалось преподавание древних языков, а в реальных - увеличение объема курса математики и естествознания. Окончившим курс классической гимназии представлялось право поступления в университет без экзаменов, а окончившим реальную гимназию - только в высшее техническое заведение. Хохряков решительно высказывался за реальную гимназию, понимая, что старая гимназия, готовившая в большинстве своем чиновников, не могла удовлетворить запросов развивающейся промышленности и сельского хозяйства. К тому же, дети крестьян, разорившихся дворян стремились к реальному образованию, к знаниям, которые можно было применить на практике.
С 1868 по 1870 годы Хохряков - инспектор Уфимской гимназии. Здесь Хохряков проводит идею проникновения просвещения в массы.
В августе 1870 года Владимир Харлампиевич Хохряков был назначен инспектором народных училищ Пензенской губернии. Тогда в пензенской губернии числилось 207 школ. В каждой, как правило, обучалось только 7 человек. Это было начало.

Уже за четыре года инспекторской деятельности Хохрякова появилось 28 новых школ, поэтому были организованы курсы по подготовке учителей для начальных и второклассных школ.

Работая в качестве инспектора и организатора учительских курсов, он применял на практике педагогические идеи великого русского педагога К.Д.Ушинского и своего сослуживца И.Н.Ульянова. Его ученики и современники говорили, что Хохряков был "горячий и искренний последователь Ушинского в своей педагогической деятельности..."(1)

В 1874 году В.Х.Хохряков утвержден директором учительской семинарии, инициатором основания которой он и был. Хохряков, как и И. Н. Ульянов, большое значение придавал образованию широких масс.

Впервые в Пензе Владимир Харлампиевич добился организации преподавания в учительской семинарии мордовского языка для подготовки учителей для мордовского населения. Чтобы лучше поставить дело подготовки учительских кадров для национальных меньшинств, населяющих Пензенскую губернию, и получить опыт в этом деле, он ездил в Казань и Симбирск. Будучи в Симбирске, Хохряков многое заимствовал из опыта Ульянова.

Многие учебные пособия для обучения нерусских народов, такие как азбука для мордовских школ Пензенской губернии, указания учителю, как учить по азбуке, и первоначальные уроки русского языка для мордвы, были составлены под личным руководством Хохрякова. Методику преподавания национальных языков России позаимствовал у уроженца Пензы Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), преподавателя Казанского университета.
Серьезное место в работе директора учительской семинарии занимало нравственное и религиозное воспитание молодежи.
1-Воспоминания заслуженного учителя РСФСР Г. Д. Смагина.



Он подчеркивал в своих лекциях и рассуждениях, что воспитывать нужно "нравственно, чтобы, действуя на сознание и совесть воспитанника, избегать наказаний", считал, что "хорошая школа не нуждается в наказаниях".
Как свидетельствуют документы, главный принцип его педагогики: сначала люби детей, а потом учи. Этот принцип особенно ценили его ученики. В день 30-летия педагогической деятельности Владимира Харлампиевича 25 января 1882 года они преподнесли ему в подарок икону Спасителя с вырезанными на ней словами из Евангелия: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас". Каждый семинарист чувствовал, как близок Завет Божий их любимому учителю. В.Х.Хохряков стремился воспитать таких будущих учителей, которые не довольствовались бы приобретенными в семинарии знаниями, а шли бы дальше в своем развитии».
Владимир Харлампиевич пользовался большим уважением у своих учеников. С большой любовью вспоминали впоследствии о нем его бывшие ученики. "Этот учитель поразил меня своим методом преподавания, и предмет, ненавистный мне прежде, стал моим любимым", - пишет П.Ф.Филатов. " Он учил нас обращать внимание на самый смысл событий и их влияние на человечество, а не на пустой перечень фактов," - говорил Загибалов (1).
После убийства в 1881 году царя Александра II в стране наступила реакция. Хохряков был обвинен в либерализме по отношению к слушателям семинарии.
В 1885 г. Хохряков вынужден был уйти от руководства семинарией, оставаясь попечителем ее, членом и попечителем нескольких школ города и губернии.
1-ГАПО, Ф132,оп.1,д.295 2-Там же.


Общественная деятельность Хохрякова началась с избрания его действительным членом, а затем товарищем председателем Пензенского губернского статистического комитета, созданного в 1835 году - научного учреждения, ставившего своей целью комплексное изучение экономики, истории и культуры края. Там В. X. Хохряков налаживал связи с академиком Ф. И. Буслаевым, археологом П. С. Уваровой, сенатором Н. С. Таганцевым, профессором В. О. Ключевским, археографами А. П. и Н. П. Березновыми. В 1873 году по инициативе и под руководством В. X. Хохрякова комитет приступает к сбору исторических раритетов и книг, на базе которых в 1891 году открылся музей.

После ухода из семинарии Хохряков активно занимается изучением местной истории. Так из письма (1) к нему А.Дмитревского из Москвы от 5.06.1889 узнаем, что Владимир Харлампиевич просил найти карту, изданную Герардом Гесселем, и описания путешествия князя Куракина. Из переписки не установлено, как смог получить Хохряков карту, но о найденных рукописях князя Куракина, которые содержат несколько заметок о промышленности Пензенской губернии, А.Дмитревский сообщает в письме (2) от 9.04.1890.В том же письме информация для Хохрякова как попечителя учебных заведений: « В Москве существует несколько кружков, занимающихся рассмотрением книг для народного чтения и составлением из них небольших библиотек для безвозмездной рассылки в сельские школы. Средства на покупку книг собираются путем частных пожертвований. Десятирублевые библиотеки (с пересылкой -15 руб) из 100 с небольшим названий.

Основание этим кружкам положил известный деятель по народному образованию (в Тверской губернии) князь Д.И.Шаховской.
Если Владимир Харлампиевич порекомендует учителя (или учительницу), который занимается народным образованием, то по его заявлению будут высланы книги для чтения крестьянским детям и чтоб их давали для прочтения на дом».(1)
Автор письма, как видим, поддерживал стремление Хохрякова к образованию народных масс.
В распоряжении Хохрякова находилось несколько рукописей, именно ими заинтересовался издатель и редактор журнала «Всемирный вестник» (бывший «Вестник Всемирной истории») Сергей Сергеевич Сухонин из Санкт-Петербурга. Вот строки из его письма(3) от 18.12.1902: «От сослуживцев моих В.П.Есаулова и П.А. Сергеева я узнал, что в Вашем распоряжении находятся оригиналы Пушкина, Лермонтова, Загоскина, записки Аракчеева и другие не бывшие в печати рукописи... Я помимо личного своего интереса к оригиналам и манускриптам, заинтересован в возможности напечатать их в своем журнале. Позволю себе обращаться к Вам, извиняясь, что не знаю Вашего имени и отчества, покорнейшей просьбой прислать мне копии с них. Все посланное мне будет по миновании надобности возвращено Вам в сохранности...» В черновике своего ответа Хохряков пишет, что «сведения весьма преувеличены».(2)
И далее: "Два журнала Пензенского края есть, актов 3, записок Аракчеева у меня нет, оригиналов Пушкина нет, оригиналы Лермонтова переданы мною в Императорскую публичную библиотеку, собранный мною материал по его биографии у Дудышкина и Висковатова». В.Х.Хохряков был первым биографом М.Ю.Лермонтова. Собранные Хохряковым рукописи Лермонтова и материалы о нем хранятся в С-Петербурге, в Пушкинском доме Академии Наук СССР и в Государственной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина.
l.-ГАПО, Ф132, оп. 1.Д.295
2.- Там же.



9 сентября 1901 г. в Пензе создана губернская ученая архивная комиссия. Первым председателем ее был утвержден всеми уважаемый педагог В.Х.Хохряков. И здесь Владимир Харлампиевич проявил себя как деятельный руководитель. За короткий промежуток времени ПУАК было собрано до трех тысяч разных исторических предметов и открыт историко-археологический музей.
Под руководством Хохрякова издано большое количество «адресов календарей» и «памятных книг» Пензенской губернии. Эти календари и памятные книги в настоящее время являются важнейшими источниками по изучению истории, культуры и экономики нашего края.
Таким образом Хохряков был видным общественным деятелем, вложившим немало сил в развитие системы образования нашего края, общественной жизни и краеведения.
29 апреля 1916 г. В.Х.Хохряков умер в возрасте 88 лет. Похоронен на Митрофаньевском кладбище города Пензы. В губернских ведомостях был напечатан некролог со словами: "Прощай, учитель, ты сеял добрые семена любви и знания".(1)

Значимость просветительской деятельности В.Х.Хохрякова для пензенской земли и для России в целом трудно переоценить. Совершенно справедливо еще его современники называли Владимира Харлампиевича "патриархом наших учителей", "дедушкой народной школы". Он внес неоценимый вклад в развитие системы образования и воспитал целую плеяду ярких научных деятелей. Хохрякову обязаны восхождением на Олимп российской науки профессор Варшавского университета Н.И.Хлебников, почетный член Российской Академии Наук Н.С.Таганцев, профессор Московской консерватории А.С.Размадзе, профессор Томского университета Э.Г.Салищев, а также видные пензенские краеведы И.Ф. Кузьмин, В.М.Беляев, Г.Д.Смагин, археолог и историк Ф.Ф.Чекалин и многие другие.
1-ГАПО, ф.132,оп.1,д.295



Заключение

Учащиеся школы № 57 г. Пензы очень гордятся тем, что учатся в школе им. В.Х.Хохрякова. На здании школы установлена мемориальная доска. Надо делать все, чтобы этим именем гордились все пензенцы. Исторические условия сложились так, что на месте учительской семинарии, которую организовал В.Х.Хохряков, стоит университет, названный именем В.Г.Белинского, памятник рядом - ему же; улица Дворянская, где жил учитель, переименована в Красную. Имя Хохрякова возродили в наши дни. Давайте вместе подумаем о бюсте, улице, сквере... Хохрякова, чтоб дети, проходящие рядом, знали о первом учителе пензенских учителей.

Предоставленные результаты работы над биографией, подтверждают значимость фигуры педагога В. X. Хохрякова в деле становления системы образования в нашем крае. Он оставил после себя учеников, которые во многом продолжили его дело.

Представляется важным заметить в заключении работы, что она требует продолжения.

Образование выполняет такую важную роль в становлении личности, что изучение творческого наследия и жизни выдающихся педагогов, таких как В. X. Хохряков, помогает нам учиться у них.



Литература

И.Федоров. Выдающиеся учителя и просветители Пензенской
губернии. - Пенза, 1958

Е. Петряев. Люди. Рукописи. Книги. -Киров, 1970

Н.М.Инюшкин. Пензенской истории причастны.- Пенза, 2001

В.Х.Хохряков - педагог, краевед, просветитель. - Пенза, 2003

ГАПО ф. 132, оп. 1, д. 241б, 272, 292, ф. 194, 295, 271

М. Глухов, Ночайбек. Казанский ретро - лексикон.

Биографический словарь профессоров, студентов и преподавателей
императорского Казанского университета (1804 - 1904) под редакцией
профессора Загоскина. Казань, 1907

Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского
университета (1865 - 1963). Казань, 1965

«В. X. Хохряков - педагог, краевед, просветитель», Пенза, 2003 год

«Императорского Казанского университета список о студентах»
(1804 - 1904). Казань, 2002

11.«Казанский университет» (1804 - 2002) библиографический словарь.
Казань, 2002 11.« Преподаватели, учившие и служившие в императорском Казанском университете» (1809 - 1904). ( Собрал А. И. Михайловский). Казань, 1901



Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1286
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Хохряков Владимир Харлампиевич

Сообщение expedA » 12 ноя 2018, 17:58

Государственный архив Пензенской области.
Сообщение 10 10 2018 г

10 ноября 1828 года родился Хохряков Владимир Харлампиевич (1828-1916).

Окончил Казанский университет, служил инспектором и учителем гимназий с 1854 по 1868 годы в Нижнем Новгороде и Уфе, а с 1874 года жил и служил в Пензе
Был одним из организаторов народного просвещения в Пензенской губернии и изучения истории края..
В 1854–1868 гг. и с 1874 года жил и служил в Пензе старшим учителем словесности в дворянском институте и гимназии, затем основал и был первым директором учительской семинарии, помощником председателя Пензенского губернского статистического
комитета, с 1901 года – председатель Пензенской ученой архивной комиссии (ПУАК), её почётный член.
При участии В.Х. Хохрякова открыто 28 сельских школ, устраивались курсы для учителей, составлялись методические пособия по преподаванию мордовского языка. Владимир Харлампиевич первым в Пензенской губернии стал собирать материалы о М.Ю. Лермонтове, записывать воспоминания очевидцев, делать копии с автографов. Этими материалами пользовались первые биографы Лермонтова, в том числе и П.А. Висковатов.
Похоронен В.Х. Хохряков на Митрофаньевском кладбище.
21 декабря 2001 года постановлением Законодательного Собрания Пензенской области имя В. Х. Хохрякова было присвоено средней общеобразовательной школе № 57 г. Пензы.

Вернуться в Исследователи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1