Чембарские истории

Модераторы: expedA, expedT

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Чембарские истории

Сообщение Boogor » 26 ноя 2014, 20:59

expedA писал(а):Александр Шилин попросил положить на форум свой рассказ о Чембарских кручах.

«ОГЛЯДЕТЬ СПОКОЙСТВИЕ ДУБРАВ С БЕРЕГА ВОЛШЕБНОГО ЧЕМБАРА...»

Принять, разглядеть, победить!
Принять участие в восхождениях «Против ветра в гору», разглядеть в темно-синем лесу «Бешеных кроликов» и, самое главное, услышать победоносный вопль: «Чай готов!» – когда ни на что другое уже не хватает ни сил, ни желания – можно было во время 1-го Открытого чемпионата Пензенской области по альпинизму.

Абсолютная отметка самой высокой точки Пензенской области – 342 метра от нуля Кронштадтского футштока – свидетельствует о том, что «уровень жизни» у нас выше, чем в Европе. В среднем, сия цифирь у них составляет чуть больше трехсот метров, и это – несмотря на Альпы!
Заниматься ли в этой ситуации альпинизмом? Федерация альпинизма Пензенской области вопрос этот даже не ставит: однозначно – «Да!». «Не заниматься им просто постыдно!», – считают повелители горных «жандармов» из альпинистского клуба «Пенза».
В последние дни XXII-й зимней Олимпиады в городе Белинском состоялся 1-й Открытый чемпионат Пензенской области по альпинизму в дисциплине «Ледовая техника».
Спортивное мероприятие, к счастью, не оскверненное тлетворным влиянием Русского географического общества, проходило в окрестностях бывшей турбазы «Чембар», на склоне третьей чембарской кручи. Выглядело оно весьма достойно и цели преследовало исключительно благородные.
21 февраля организаторы соревнований готовили дистанцию, 22 февраля четырнадцать человек из Пензы, Заречного, Сердобска и Чаадаевки выступали в личном зачете, а 23 февраля двенадцать участников – в парных связках.[align=center]Изображение[/align]

Тренироваться лучше на «кошках»!
В рюкзаках альпинистов лежало все самое необходимое и, прежде всего, «халва» – коренастые и увесистые поленья, напиленные и наколотые, не выходя из леса. Они имитировали полезную нагрузку, без которой на «вершине» было бы, ой, как тоскливо.
Дистанция состояла из четырех этапов, а очередность ее прохождения среди участников соревнований определялась простой жеребьевкой.
Самым ответственным моментом этапа «А» – произвольного спуска с самозадержанием – была остановка при помощи ледоруба в намеченном коридоре. Ограниченный красно-белым «волчатником», последний рубеж означал, что дальше – «пропасть» и зарубаться в ней слишком поздно.
Самым увлекательным эпизодом этапа «Б» – подъема по веревке с ледорубом и в «кошках» – было надевание этих самых «кошек». Надетые задом наперед, не на ту, на босую или на скорую ногу, а также похищенные у товарища, они, чаще всего, слетают и делают это тогда, когда им удобно. Хорошо, если казус случится на побережье Чембара! А если – на пике Чогори?
Этап «В» – скоростной спуск по веревке со спусковым устройством (методом Ганса Дюльфера) – состоял из двух частей, по количеству этих самых веревок. От одной из них, которая «закончилась», следовало успеть во время отстегнуться, а другой перепоручить заботу о собственной безопасности, правда, не ранее, чем эта веревка «начнется». Тактический маневр производили возле осины, которая сама непонятно каким способом держалась за склон обрыва... [align=center]Изображение
Изображение[/align]

Повезло тем участникам соревнований, которые стартовали в числе первых, пока лучи солнца не озарили и не разогрели, обращенный к светилу небесному, северо-западный склон третьей кручи.
На нем, согласно этапу «Г», отрабатывалась техника подъема по вертикальным перилам – без ледоруба, с одним из подъемных устройств на выбор участника: механическими зажимами или веревочными узлами.
Закованный в ледяной панцирь ночью, склон к полудню начал стремительно таять и подтекать, а трасса – все больше и больше соответствовать буквенному обозначению этапа.
На милых «кошках», на рюкзаке с драгоценной «халвою» а, главное, на любимой веревке бессовестным образом налипала склизкая, грязно-коричневая субстанция. Самое, что ни на есть, калоидное олицетворение происходящего!
Шунты и жумары, «наевшись» коварной глины, работать по назначению не хотели. Проскальзывая по веревке, заменяя спусковые устройства «гри-гри», они работали в обратном направлении. В том же направлении следовали и те, кто наивно пытались выбраться из оврага.
Каждому следующему участнику, несмотря на уровень его подготовки, взбираться наверх приходилось все тяжелее и тяжелее.
Последним и самым непредсказуемым испытанием был этап «Х». Там попадались вопросы исторические. Скажем, во славу чего, 8 августа 1786 года за бокалом «Клико» посидели Мишель-Габриэль Паккард с Жаком Бальма. И – риторические вопросы. Чем, например, отличается брамшкот от грейпвайна, а «двойной булинь» от «встречной восьмерки»? «Восьмерки» восьмерками, а «двойки», по нашему наблюдению, никому в первый день не поставили. Уже другие по смыслу, они появились днем позже…

«Альпинизм – это вам не шахматы...»
«Альпинизм – это вам не шахматы. Здесь думать надо!». Когда же находишься в «двойке», то и думать надо вдвойне – за себя, и за «того парня». Нести не только свою «халву», но и ответственность за партнера по связке.
Второй день соревнований был посвящен именно этому – командной работе в автономном режиме. За неимением пространства для измышлений, здесь мы лишь перечислим список заданий, блестяще исполненных на следующий день чемпионата.
Забег на пятьсот метров по пересеченной местности в полном альпинистском снаряжении. «Пересеченная местность» представляла собой зимний лес, а «беговые дорожки» – тропинки, проложенные по снежной целине самими участниками соревнований.
Спуск по склону методом Ганса Дюльфера, во время которого следовало преодолеть бергшрунд – трещину в снежно-ледовом склоне. С нее начинается оползень!
Восхождение по сложной стенке. Ведущий шел с нижней страховкой, а ведомый был со страховкой верхней.
Косой траверс горного склона с оборудованием промежуточной станции. Ставить палатку, гонять чаи и ходить на рыбалку по прибытии на «станцию» не благословлялось.
Подъем условного пострадавшего при помощи полиспаста. Полиспаст делался самый, что ни на есть, настоящий – из альпинистского «железа», а «пострадавший» был условным настолько, что даже не вопрошал о квалифицированной медицинской помощи. Потому и заботой врачей «его» не окружали.

Результаты впечатляют!
В личном зачете лучшие места заняли:
1-е – Александр Соловьев (г. Заречный) – 13 мин. 29 сек.;
2-е – Сергей Алексеев (г. Пенза) – 14 мин. 57 сек.;
3-е – Виктор Трофимов (г. Пенза) – 22 мин. 26 сек.

В командном зачете призовые места достались связкам:
1-е – «Против ветра в гору» (Виктор Трофимов и Ксения Николаева, оба – г. Пенза) – 59 мин. 08 сек.;
2-е – «Бешеные кролики» (Александр Соловьев, г. Заречный и Юлия Бычкова, г. Пенза) – 63 мин. 52 сек.;
3-е – «Чай готов!» (Евгений Драганов, г. Пенза и Александр Сайков, с. Чаадаевка) – 83 мин. 30 сек.

Призеры чемпионата удостоились почетных грамот: без медалей – от Федерации альпинизма Пензенской области, с медалями – от Комитета Пензенской области по физкультуре и спорту. Еще им вручили бейсболки и подарочные сертификаты на 500 рублей от сети магазинов «Турист». Другие участники восхождений шли по пятам, но, хотели они того или нет, пьедесталов, отличных от призовых, наши министры для них пока не придумали.

– Лучше, чем в Сочи – говорили ребята, и были по-своему правы: вместо Черного моря – Малый Чембар, вместо Красной Поляны – поляна в Орешнике, вместо гор-трехтысячников – тридцатиметровый обрыв, а вместо отмытого олимпиарда – заработная плата.
Шоу-программа, посвященная открытию и закрытию соревнований, предусмотрена не была, а, значит, ничего не отвлекало от главного. «Мундиры, званья, ордена» не имели никакой сверхъестественной силы. Важнее была сила воли! Уважение к силам природы![align=center]Изображение[/align]


НЕМНОГО ИСТОРИИ:

[align=center]Изображение
Изображение[/align]
Туристская база «Чембар»была построена в 1969 – 1974 годах. Состояла на балансе Пензенского областного совета по туризму и экскурсиям при Пензенском областном совете профессиональных союзов и находилась по адресу: город Белинский, ул. Туристская, 1.
Первых туристов она приняла 1 июля 1974 года, а в 1975 году была включена во Всесоюзный туристский маршрут №178 «По лермонтовским местам».
Название получила в 1973 году по имени протекающих неподалеку рек – Малого Чембара и Большого Чембара. Произошло это после того, как имя сие перестал носить город Белинский – ровно четверть века спустя. 15 сентября 1780 года реки поделились своими именами с уездным городом, а 17 мая 1948 года, уже с районным центром, Советская власть «поделилась» фамилией неистового Виссариона.
26 апреля 1995 года, уже не работавшая к этому времени турбаза, была передана в состав Белинской центральной районной больницы.


В настоящее время от первого в истории Пензенской области туристского комплекса остались два трехэтажных кирпичных здания. Когда-то это были спальные корпуса круглогодичного действия. Сейчас, разграбленные «зимние дворцы» представляют собой обыкновенные жилые дома с адресами по улице Туристическая, 10 и 12.

Чембарские кручи
Первая, вторая и третья кручи – обрывистые правые берега реки Малый Чембар в пригородном лесу Орешник. Несмотря на такое название, в кущах и рощах осины трепещут значительно чаще. Да и с дубов-колдунов листвы облетает больше, нежели чем с лещины.
Первая круча выражена неявно, покрыта деревьями, за которыми почти ничего не видно. Когда работала турбаза, здесь была стилизованная сторожевая башня со смотровой площадкой, а к Малому Чембару по склону оврага петляла «старинная» лестница.
Вторая круча – отвесная стена, на которой ни башня, ни лестница не могли устоять по определению, но именно поэтому необходимость в смотровой площадке тоже не возникала.
Третья круча – обладает всеми преимуществами второй, но отличается от своей «сестры» большими размерами. Это уже не стена, а стены «амфитеатра».
«...Много уголков страны узнав, не ищу судьбы другого дара: оглядеть спокойствие дубрав с берега волшебного Чембара...» – утверждает пензенский альпинист, поэт и исполнитель собственных песен Евгений Михайлович Сайков. Не согласиться с ним невозможно!

Альпинизм на чембарских кручах
О том, когда эту местность облюбовали пензенские туристы и альпинисты, история деликатно умалчивает. Известно только одно: они не могли появиться здесь ранее 1974 года, поскольку турбаза тогда еще не работала, и – позже 1978 года, ибо участником первых восхождений себя хорошо помнит заместитель начальника Пензенского пожарно-спасательного центра Геннадий Васильевич Кабанов.
Для альпинистской подготовки самой удобной кручей считается третья: из-за больших размеров обрыва по нему можно проложить не менее четырех различных маршрутов. А самым приятным временем года – зима: бергшрунды и ранклюфты, лавины и ледопады… Все – по-настоящему!
Место проведения восхождений оказалось настолько удачным, а традиции – настолько сильными, что со временем они стали жить своей собственной жизнью, не привязанной к факту существования турбазы.
В 1987 году автор этой статьи, забыв, что его фамилия не Дюльфер, обнаженные корни деревьев – не динамические веревки, а помочи для порток – не грудная обвязка, всем своим естеством, взрыхлил вторую кручу, от самого верха – до самого низа. Успев во время полета посмотреть увлекательный фильм-калейдоскоп «Вся предыдущая жизнь пред глазами». Это его не остановило, и через несколько дней он полез с самого низа – на самый верх, на этот раз с велосипедом...

Александр Шилин,
Клуб путешественников «ЗАГОСКИНЪ»,
10 марта 2014 года.

Вернуться в Пешеходные путешествия



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4