Лермoнтовский музей-заповедник «Тарханы».

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 134
Зарегистрирован: 19 дек 2014, 11:01
Имя:

Лермoнтовский музей-заповедник «Тарханы».

Сообщение tigrik70 » 28 дек 2014, 20:30

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» в Пензенской области.

Многие из нас мечтают путешествовать по разным странам и городам. Нам хочется узнавать традиции и культуру других народов. Но при этом, зачастую, многие такие «путешественники» не были даже в деревнях своей родной области.


Изображение
Музей Тарханы расположен в селе Лермонтово Пензенской области в немного более 100 км от города Пензы, на автодороге Пенза - Тамбов.

Изображение
На северо-западе Пензенской области среди бескрайних полей и лесов, тенистых рощ и извивистых речушек раскинулось старинное село Тарханы, в настоящее время именуемое Лермонтово.

Изображение
Тарханы – одно из живописнейших мест России, где провел свое детство великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. Сейчас здесь Государственный Лермонтовский музей-заповедник - уникальный историко-культурный памятник федерального значения.

Изображение
При въезде в музей-заповедник «Тарханы», возвышается ветряная мельница.

Изображение
Автомобильные путешествия имеют ряд преимуществ. Ведь отправляясь в путешествия на автомобиле вам не обязательно заранее планировать дату выезда и покупать билеты на поезд или автобус, а так же сдавать билеты если вдруг дата путешествия изменится по каким либо причинам. Путешевстия на авто гораздо выгоднее и интереснее, и позволит вам получить максимум впечатлений.

Изображение
В музее разработаны и проводятся тематические экскурсии:
«Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи» (барский дом), в т.ч. театрализованная экскурсия по барскому дому и дому ключника (о жизни Лермонтова, его характере расскажут “современники” поэта: Мария Акимовна Шан-Гирей – милая тетенька поэта, ключница Дарья и другие).
«Русский народ, этот сторукий исполин …» (людская и дом ключника),
«Но чувство есть у нас святое ...» (церковь Марии Египетской),
«Сады благоуханием наполнились живым ...» (экскурсия по тарханской усадьбе),
«Кругом родные все места ...» (экскурсия в Апалиху),
«Мели, мели, мельница ...» (экскурсия на мельницу и в дом мельника),
«Эх, прокачу!» (экскурсия на конюшню),
«Дыханье цветов» (экскурсия в теплицу),
Интерактивная экскурсия «Сиреневый рай» (проводится в период цветения сирени на усадьбе: экскурсия по парку, конкурс на лучшее изображение букета сирени, литературно-музыкальная композиция).
Интерактивная экскурсия по территории музея для детей - коллективная игра с выполнением заданий и прохождением заданного маршрута по парку.

Изображение
Государственный музей М. Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник «Тарханы». В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Изображение
«Тарханы» - уникальный историко-культурный памятник федерального значения. В экспозиционный комплекс входят помещичья усадьба с барским домом, две церкви, построенные на средства бабушки поэта: церковь Марии Египетской (на усадьбе) и церковь Михаила Архистратига (в центре села); восстановленные дом ключника и людская изба. Живописная усадьба с прудами, садами, парками, вековыми липами и вязами хранит память о том времени, когда в ней жил поэт.

Изображение
Барский пруд.

Изображение
Лермонтов Михаил Юрьевич 1814—1841 — русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Его родители - Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Первые четырнадцать лет своей жизни Лермонтов провел в имении бабушки — Тарханах Пензенская губерния.

Изображение
Памятник М.Ю.Лермонтову перед Барским домом. Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места", - так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.

Изображение
Вид на Барский дом и церковь Марии Египетской. В состав музея-заповедника входят: усадьба с комплексом мемориальных памятников нач. XIX в. (барский дом, усадебная церковь Марии Египетской, заповедный парк, три сада, четыре пруда, Дубовая роща, восстановленные людская изба и дом ключника), фамильный некрополь Арсеньевых - Лермонтовых, могила отца поэта, мемориальная церковь Михаила Архистратига и церковная сторожка, усадьба Апалиха.

Изображение
Дом ключника. Революция усадьбу пощадила: в 1917 году на местном сходе тарханские крестьяне постановили: "Дом, сад и экономические постройки оставить нетронутыми из чувства глубокой любви к поэту М.Ю. Лермонтову". Любовь была не к стихам - любили самого молодого барина: именно Миша упросил бабушку отменить телесные наказания крепостных. Бабушка своего Мишеньку обожала, отказать ему не смогла и отменила розги. Легенда или нет, но это предание упорно жило среди бывших крепостных и передавалось по наследству.

Изображение
Фрагменты композиции в людской избе.

Изображение
Русская печь.

Изображение
Жизнь крестьян была хорошо знакома поэту с детства. Он играл с крестьянскими детьми, бывал в селе у "мамушки" - так Лермонтов называл свою кормилицу тарханскую крестьянку Лукерью Шубенину. Поэт посещал народные праздники, которые в Тарханах "встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю". Он хорошо знал и высоко ценил народное творчество.

Изображение
Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах. Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века.

Изображение
Самая большая комната барского дома - зала обставлена роскошной мебелью конца ХVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты.

Изображение
Люстра-обруч. Первое время ампирные люстры в России были стилевым продолжением древнерусских светильников-паникадил. Их конструкция представляла собой обруч, к которому прикреплялись «перья» с подсвечниками. Позднее композиция усложнялась, форма менялась, в оформлении появлялись характерные античные орнаменты и фигуры. В большой зале усадебного дома висит ценный экземпляр — люстра переходного периода, с хорошо различимым обручем в основе.

Изображение
Дочь Арсеньевой была тонкой артистической натурой и любила музицировать на рояле. Она сажала сына к себе на колени и, прислонив к груди, играла. Она умерла, когда сыну еще не исполнилось и трех лет, но в нем жило воспоминание о ее голосе. Этот эпизод детства поэта широко известен, он получил отражение как в рисунках поэта, так и в стихах. Над роялем в раме находится карандашный рисунок, на котором изображен малолетний ребенок, тянущий руки к матери. Рисунок выполнен поэтом.

Изображение
Зала, гостиная, столовая составляют анфиладу парадных комнат. Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой.

Изображение
Классическая люстра со свечами.

Изображение
Барский дом. Кабинет М.Ю.Лермонтова. Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой "Два брата", поэмой "Сашка", стихотворением "Умирающий гладиатор". Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре - портрет А.С.Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.

Изображение
Первые люстры со свечами были огромными. Поэтому, чтобы поменять у такой люстры свечи приходилось опускать и поднимать ее с помощью специальной лестницы.

Изображение
Долго интеллигенция не отказывалась от старых обычаев, и никакие веяния моды не могли изменить вековой порядок вещей. Речь идет о традиции вешать или ставить иконы в красном углу. Повсеместно (но не окончательно) традиция исчезла лишь после Революции 1917 года и насильственного внедрения атеизма. А до этого — сохранялась не только в крестьянском быту, но и в среде самых передовых и состоятельных представителей общества. В спальнях и других жилых комнатах наличие икон было обязательным, в парадных комнатах (гостиных) — альтернативным. В сельских дворянских домах обычай сохранялся дольше по сравнению с городскими. Бабушка Лермонтова была женщиной набожной, поэтому в доме есть еще и специальная «молельная» комната, так называемая «образная» — помещение, характерное для планировки боярских теремов в Древней Руси.

Изображение
Все комнаты наполнены подлинной мебелью конца 18- начала 19 века и предметами дворянского быта.

Изображение
Тарханы — это хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII–XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М. Ю. Лермонтова.

Изображение
Предметы интерьера, зеркало и пара подсвечников. Самый простой подсвечник на стол имеет очень мало элементов: опорную чашку, вертикальную стойку и крепление для свечи.

Изображение
Русская мебель в стиле ампир отличалась мягкостью форм, имела гладкие, плавные очертания, поэтому выглядела более пластичной и более домашней, по сравнению с каноническими французскими образцами.

Изображение
Полотно, предположительно, является копией (1828 г.), сделанной М.Ю. Лермонтовым с картины А.П. Лосенко «Андрей Первозванный»

Изображение
«Сундук — большая деревянная емкость с навесной на петлях крышкой, использовавшаяся для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода». Для изготовления сундуков использовались разные породы деревьев: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Сундуки имели внутренние или наружные замки, часто эти запоры делались «с секретом», и их открывание сопровождалось мелодичным звоном или музыкой. Внутри сундука, в верхней его части, часто делались специальные отделения для хранения мелочей — узенький ящик сбоку во всю ширину сундука. Производились сундуки самых разных размеров с таким расчётом, чтобы их при транспортировке на ярмарку можно было вложить друг в друга. Такие наборы имели специальные названия: тройки, пятерики, стая (шестерики, семерики). Особенно красивые сундуки помещики ставили в своих комнатах или в коридоре под лестницей.

Изображение
Комната для женской части прислуги. Некоторые элементы бытовой обстановки.

Изображение
Кухонная утварь. Сейчас "Тарханы" заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания. С 1971 в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.

Изображение
Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой в память о дочери. Церковь строилась с 1819 по 1820 г. С 1826 по 1840 г. она выполняла функции приходской. Здесь ребенком бывал Лермонтов.

Изображение
Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповденик «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова. Площадь поместья 187 га.

Изображение
«Тарханы» — это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны — парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи.

Изображение
Деревянная беседка в центре дальнего сада, для обедов на свежем воздухе.

Изображение
На южном склоне парка у пруда почти два столетия простоял дуб, который, по преданию, еще ребенком посадил Лермонтов. В 1995 году буря с корнем вырвала могучее дерево. Его остов сохранен, а рядом уже растет дубок, родившийся из желудя старого дерева.

Изображение
Мостик через большой пруд, ведущий в Круглый сад.

Изображение
Есть небольшая река и три пруда барский, средний и большой.

Изображение
... И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье...

М.Ю. Лермонтов
«Как часто пестрою толпою окружен...». 1840.

Изображение
Церковь Марии Египетской на территории усадьбы.

Изображение
Внутри церкви.

Изображение
Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта Е.А. Арсеньевой. В 1826 году началось строительство церкви Михаила Архистратига. М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск. Строительство церкви было завершено в 1839 году. Освящение состоялось в 1840 году. Вероятно, в церкви Михаила Архангела 21 апреля 1842 года, на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с прахом поэта для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:

Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

Изображение
Между храмом и часовней находится могила отца поэта - Ю. П. Лермонтова, прах которого был перенесен сюда в 1974 году из села Шипово Липецкой области.

Изображение
Стихотворение раннего Лермонтова, посвящено памяти отца (Ю. П. Лермонтова); написано в 1832 году.

Прости! увидимся ль мы снова?
И смерть захочет ли свести
Две жертвы жребия земного,
Как знать! итак прости, прости!..
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал...
Но понимаем был одним.
И тот один, когда рыдая
Толпа склонялась над тобой,
Стоял, очей не обтирая,
Недвижный, хладный и немой.
И все, не ведая причины,
Винили дерзостно его,
Как будто миг твоей кончины.
Был мигом счастья для него.
Но что ему их восклицанья?
Безумцы! не могли понять,
Что легче плакать, чем страдать
Без всяких признаков страданья.

Изображение
Памятник над могилой М. Ю. Лермонтова в часовне. Могильный памятник Лермонтова был высечен из черного мрамора, в виде небольшой четырехсторонней колонны, на одной стороне которого был приделан бронзовый вызолоченный лавровый венок, а на двух других было выгравировано время рождения поэта и смерти, с обозначением, что он жил 26 лет и 10 месяцев.

Изображение
Свинцовый гроб в котором захоронен М.Ю.Лермонтов. После гибели Лермонтова по ходатайству бабушки гроб с телом поэта был перевезен из Пятигорска в Тарханы и вторично погребен 23 апреля 1842 года в свинцовом гробу. После перезахоронения внука над дорогими ей могилами Е.А. Арсеньева выстроила часовню. Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была захоронена через четыре года после гибели внука.

Изображение
5 (27) июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера у подножия Машука состоялась дуэль между отставным майором Николаем Соломоновичем Мартыновым и поручиком Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Последний был убит. Обстоятельства ссоры и поединка до сих пор остаются не вполне выясненными. Неудивительно, что сразу же после дуэли появились слухи, что она велась не по правилам, а причины для нее, в сущности, отсутствовали. Более того, было высказано предположение на первый взгляд фантастическое: застрелил великого поэта некто неизвестный. Он якобы скрывался в кустах на скале, расположенной выше площадки, где происходил поединок.

Изображение
Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку - «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» - в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях - прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку. На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви.

Изображение
Трасса от поселка Тарханы, расположена на трассе Пенза — Тамбов.

Изображение
В нашей стране много городов, но самый родной для меня — Пенза.

Изображение
Приди ко мне, любезный друг,
Под сень черемух и акаций,
Чтоб разделить святой досуг
В объятьях мира, муз и граций.
Не мясо тучного тельца,
Не фрукты Греции счастливой
Увидишь ты; не мед, не пиво
Блеснут в стакане пришлеца;
Но за столом любимца Феба
Пирует дружба и она;
А снедь — кусок прекрасный хлеба
И рюмка красного вина.
М. Ю. Лермонтовъ 1829
Последний раз редактировалось tigrik70 13 авг 2015, 21:21, всего редактировалось 3 раз(а).

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Re: Тарханы.

Сообщение Boogor » 28 дек 2014, 22:14

ЗдОрово! Замечательная виртуальная экскурсия. :cool:

Вернуться в Автомобильные путешествия



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4