Георгиевский кавалер из Сурска

Пензенцы в Первой мировой ("германской", "империалистической") войне 1914-1918 г.г.

Модераторы: expedA, expedT

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Георгиевский кавалер из Сурска

Сообщение Boogor » 02 дек 2014, 11:30

Архив темы:

__________________________

expedT писал(а):Министерство образования Пензенской области и областная станция юных туристов ежегодно проводят областную научно-практическую конференцию школьников "Земля родная", по результатам которой выпускают сборник тезисов докладов.
Лежат эти сборники где-то "мертвым грузом", неизвестные широкой общественности, а в них такие жемчужины знаний о нашей истории попадаются!
Вот, например, в сборнике 2010 года статья о нашем земляке - летчике Первой мировой войны, полном Георгиевском кавалере!

Денисов Алексей, Кочетов Анис,
учащиеся МОУ СОШ г. Сурска Городищенского района

Непризнанный герой Первой мировой войны

В наше время - время переосмысления отечественной истории, возрождения исконных национальных ценностей, хотелось бы по-другому взглянуть на некоторые, уже казалось бы прочитанные страницы истории и даже обратить внимание на честь и отвагу наших героев-земляков, незаметно живших рядом с нами.
Мужества и стойкости русскому солдату и офицеру было не занимать. Только в боях в Восточной Пруссии в августе 1914 года до 300 солдат и офицеров были награждены орденом Святого Георгия и его Знаком Отличия.
Георгиевским крестом награждались лишь лица, непосредственно участвовавшие в боях. Вопрос о награждении решали организации кавалеров ордена - георгиевские думы.
Не претендуя на абсолютную объективность, эта работа, тем не менее, даёт довольно полное представление о том, каким был офицерский корпус России перед Первой мировой войной, что представлял собой офицерский состав военного времени, обильно пополненный офицерами запаса и молодыми офицерами ускоренного обучения. Тем более, что речь идет о развитии нового рода войск - авиации, делавшей еще первые, неопытные шаги.Изображение
На уроке истории при объяснении темы «Россия в первой мировой войне» нам показали фотографию непризнанного героя Первой мировой, легендарного человека, полного Георгиевского кавалера, летчика-авиатора, нашего земляка, Михаила Ивановича Плотникова. Оказывается, будучи комиссованным по состоянию здоровья в годы гражданской войны из Красного Воздушного Флота, с 1923г. и вплоть до самой смерти в 1973г. он тихо и мирно проживал на одной из центральных улиц Сурска и занимался столярным делом на фабрике «Красный Октябрь». И мало кто знал, что в прошлом - это боевой лётчик времен Первой мировой войны, полный Георгиевский кавалер, солдат, начавший службу в царской армии, а окончивший её офицером Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного Флота.
Нам захотелось узнать об этом человеке как можно больше, но мы даже не представляли, что эта двухлетняя работа будет столь интересной, захватывающей, сколько трудной и незаконченной.
Во-первых, в Пензенском краеведческом музее, куда мы обратились в первую очередь, заместитель директора по научной работе А.В.Тюстин нам сказал, что у них на сегодняшний день мало сведений о Георгиевских кавалерах земли Пензенской. Есть сведения о В.Г.Рассказове (1881-1960), А.П. Кузнецове (1902-1987).
Во-вторых, в нашем городе Сурске Городищенского района Пензенской области проживает единственный сын героя - Евгений Михайлович вместе со своими детьми. С ними также проводилась поисковая работа, а затем состоялись и встречи. В данной работе нами был использован семейный архив отца, бережно переданный на сохранение в наш музей.
В-третьих, работая в архивах, мы убедились, что полных данных о Георгиевских кавалерах Пензенского края нет, поэтому пришлось делать запросы в военные архивы Москвы и Санкт-Петербурга, ответов на которые пока не получили.
Своеобразие нашего исследовательского труда заключалось ещё и в том, что в нем слились воедино события Первой мировой войны, до сих пор считавшиеся малоизученными, и история первой русской авиации, совершенно нового для того времени рода войск. И через всё это красной нитью проходит судьба рядового провинциального офицера, входившего, как оказалось, в десятку лучших авиаторов царской России.
Путь простого солдата к вершинам офицерского звания был нелёгок. Солдатами были люди всех сословий, и каждый мог либо отличиться на войне, либо, поступив в военное училище, быть произведенным в офицеры. Так и Михаил Плотников. Родился он в 1891 году в посёлке Николаевский хутор в семье мещанина Ивана Кирилловича и Евдокии Никитичны Плотниковых. Крестил его в местной церкви знаменитый на всю асеевскую вотчину священник Платон Евгеньевич Лавров. А крестными были добрые люди - Яков Жоржиков и Александра Денисова.
В 1913 году успешно окончил курсы учебной команды при 45-ой артиллерийской бригаде (ныне артиллерийское училище в г.Пензе), стал канониром, получив первый офицерский чин подпрапорщика.
Результаты выпускных экзаменов, которые оценивались по 12-ти балльной системе, позволяли нашему герою-земляку продолжать свое военное обучение в Александро-Михайловской лётной школе при Михайловской артиллерийской академии.
Дело в том, что в 1898 году здесь был создан специальный класс, куда перевели 50 лучших юнкеров для подготовки к новому роду войск - авиации, который только-только зарождался. В 1915 году, после её окончания, в звании подпрапорщика Михаил Иванович Плотников прибыл на службу сначала в 7 Армейский Авиационный отряд II Гвардейского корпуса действующей армии. Уже полным ходом шла Первая мировая война.
Один почти авантюрный поступок привел нашего героя в стены престижных учебных заведений - Александро-Михайловской, а затем и Севастопольской летных школ. 28 сентября 1915 года, то есть через две недели после первого самостоятельного вылета, Плотников успешно сдает экзамен на звание «пилота-авиатора» и его переводят на более сложный и немного более быстроходный самолет - «Фарман‑VII». На нем нужно было сдать испытания по более сложной программе для получения следующего, высшего звания - «военного лётчика».
По-прежнему старательно тренируясь в полетах, не упуская ни одного дня с хорошей погодой, молодой лётчик продолжал, особенно в нелётные дни, усиленно трудиться над разработкой различных улучшений в проекте своего самолета. Среди этих занятий, поглощавших без остатка все его время, незаметно подошло и окончание программы обучения летной школы.
Наконец, 15 октября 1915 года Михаил Иванович отлично сдал экзамен на звание военного лётчика. За все время обучения у него не было ни одной аварии или хотя бы мелкой поломки, что было редчайшим фактом в практике авиационных школ того времени.
В аттестации, вписанной в послужной список этого человека командованием Александро-Михайловской лётной школы, сказано: «Лётчик выдающийся, технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хороши... Школу окончил по первому разряду. Достаточно подготовлен к должности заместителя начальника отряда...».
Первая мировая империалистическая война разразилась 19 июля (1 августа нового стиля) 1914 г. Она была неожиданной для русского населения, царская Россия была подготовлена к войне плохо.
Основными самолетами, состоявшими на вооружении русского воздушного флота в начальный период войны, были уже известные «Ньюпоры-IV», «Мораны». В этот же период имелись отряды, вооруженные бипланами типов «Фарман-XVI» и «Фарман-XV», «Блерио» и т.д.
Бомбардировочная авиация была вооружена самолетами-гигантами отечественной конструкции и производства «Илья Муромец» - первыми в мире и непревзойденными до конца войны тяжелыми бомбардировщиками.
К сожалению, господствовавшие в правящих кругах неверие во всё отечественное, как и слабость промышленности, затруднившая перевод заводов на производство новых типов самолетов, вели к тому, что вплоть до конца войны русские заводы продолжали строить самолёты иностранных систем.
Тем не менее, благодаря отличной выучке, мастерству и подлинному героизму летного состава, русская военная авиация с первых дней войны зарекомендовала себя как неоценимый помощник армии.
Русские летчики показали, что они умеют отлично справляться не только с заданиями по разведке и связи. На непревзойденной высоте, как показывают документы, стояли аэрофотосъёмка, точность бомбометания, а позже и воздушный бой. Лётчики-истребители одерживали в воздухе блестящие победы над противником, летавшим и в больших количествах и на лучших самолетах.
Свои первый и второй Георгиевские кресты лётчик Плотников получил как раз за то, что во время разведки львовских укреплений, ему удалось сохранить подбитую машину целой, дотянуть до своих и грамотно посадить её на небольшой ровной поверхности перед лесом.
Сведения, доставленные лётчиками, были столь важными, что подпрапорщик Плотников был автоматически увеличен в чине. Кроме того лётчику, будучи одному в самолёте, было трудно вести наблюдение, фотографирование, бросать бомбы, стрелять, если понадобится, хотя бы из нагана или карабина.
В 1916-1917 гг. высшим фронтовым командованием были возбуждены ещё два ходатайства о награждении Михаила Ивановича Плотникова высшей в царской армии боевой наградой - орденом Георгия II и I степеней, что позволило ему получить почётное в то время звание полного Георгиевского кавалера.
В 1918 г. лётчик Плотников состоял уже в III Авиационном парке РККВВФ на должности члена постоянной приёмной комиссии. В грозные революционные годы по вполне понятным причинам он скрыл свои награды, ставшие не популярными в новой России. Демобилизовался из армии в конце 1922года.
Однако судьба этих крестов удивительна. Первый крест спас семью от голодной смерти в далёкие 30-е годы, а последний был продан 2 года назад. Но это уже другая история.
Таким образом, долгое время, вплоть до начала 90-х годов XX века, ничего не было известно о том, какой безвестный Герой жил в нашем городе. Но благодаря совместной исследовательской и поисковой работе ребят нашей школы и сотрудников, в городском краеведческом музее появились ценнейшие экспонаты, документы и фотографии, которые вошли в отдельную экспозицию, посвященную замечательному жителю города Сурска, полному Георгиевскому кавалеру времен Первой мировой войны Плотникову Михаилу Ивановичу.
В заключение следует отметить, что предлагаемая вашему вниманию работа является незаконченной, т.к. не претендует на детальное освещение использования авиации в Первой мировой войне и биографии нашего героя-земляка М.И.Плотникова. Но, думается, что затронутые проблемы и факты из его жизни, связанные с интереснейшими страницами из истории Отечества, позволяют воссоздать образ человека, оставившего яркий след в истории русской авиации, достойного звания Георгиевского кавалера. Имя этого лётчика-героя должно быть по праву вписано в боевую летопись Пензенского края.
Руководитель: Корчашкина Е.В.

___
Boogor писал(а):Информация из материала использована в дискуссии с учащимися школы 77 г.Пензы, посвященной Дню Героев Отечества и проведенной в рамках акции "Встреча поколений". Спасибо!

______________________________________________________________________

Участник
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 27 янв 2015, 12:11
Имя:

Re: Георгиевский кавалер из Сурска

Сообщение К. Селифанов » 14 дек 2015, 13:58

Очень интересная тема. Конечно, она требует развития, углубления и уточнения. В частности, требует коррекции та часть статьи, которая содержит сведения о награждении пензенского авиатора Плотникова орденом св. Георгия.
Если в статье идёт речь об офицерском ордене св. Георгия 1 и 2 степеней (Военном ордене), то эта информация не верна. В Первую мировую войну орден Св. Георгия 1-й степени не выдавался вообще, а 2-ю степенью этой награды были удостоены лишь четверо высших офицеров в ранге командующих фронтами. Поэтому, Плотников мог быть представлен только к офицерскому ордену св. Георгия 3-й и 4-й степеней.

Если речь идёт о солдатском Георгиевском кресте (Знаке Отличия Военного ордена), то он вручался нижним чинам, начиная с 4 степени и далее по нисходящей цифири. Таким образом, если военнослужащий был награждён Георгиевским крестом дважды, то это были кресты (опять же) 4-й и 3-й степеней. Офицер награждался солдатским Георгиевским крестом, если подвиг был совершен им до получения офицерского чина.
И ещё, полным георгиевским кавалером считался тот, кто заслужил все 4-е степени Георгиевского креста. Это называлось иметь "полный бант" т.к. колодки знаков 3 и 1 степени дополнялись бантами из георгиевской ленты. При этом, кресты 1 и 2 степеней выбивались из золота, а 3 и 4 из серебра.

Многое прояснит Статут военного ордена Св. Георгия, часть 2 "О Георгиевском кресте" (1913 год) https://sites.google.com/site/georgievskiikrest/home/georgievskii-krest-24

Вернуться в Пензенцы в Первой мировой



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1