Военные плакаты и документы.

Пензенские воины в Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г.

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Военные плакаты и документы.

Сообщение expedA » 31 дек 2017, 19:19

Изображение

1944 год. СССР. Первое появление Деда Мороза на советских открытках
Информация https://vk.com/historyvk

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Военные плакаты и документы.

Сообщение expedA » 07 ноя 2018, 19:14

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Военные плакаты и документы.

Сообщение expedA » 07 май 2019, 12:34

Сегодня у православного народа родительский день. Люди поминают своих предков. Мне подумалось, а ведь мы, живущие, не имеем никакого отношения к тому празднику Победы, у нас уже другая история праздника 9 мая. Так что, сегодня только поминаем великий подвиг наших предков. Предлагаю рассказ, взятый на сайте "Любители истории". Сюжет рассказа можно привязать к любому уголку нашей Родины.
Изображение

Семёнов П.С. Хлебороб


Вставай, Страна!

(Рассказ)



Николаю Ивановичу Дорошенко, подвигнувшему меня написать эти строки.


В старое воронежское село пришла ранняя апрельская Пасха.

По утрам еще схватывался на воде робкий ледок, но весна уже гнала, зримо наполняла воздух талыми запахами, гулкими звуками, голубой эмалевой вышиной. Звонче сверлили воздух детские голоса, яростней кричали петухи. Солнечный ветер щедро осыпал веснушками детские носы и щеки. На замшелых лицах стариков проклюнулись и блудили беспричинные улыбки. Старые ивы вдоль речки зашевелились, зашелестели зеленым шелком. Мощным талым озоном задышало великое Черноземье.

В этот день в селе хоронили столетнего старика, бывшего колхозного бригадира. Мало кто знал его по имени, соседи звали его Дед, или дед Сержант. Да еще, кто постарше, помнили, что за двадцать лет после войны в бригаде бывшего сержанта не посадили ни одного колхозника.

Дед пережил трех жен, семерых детей. Двое живых, сын и дочка , редко бывали на родине, давно отвыкли от родичей, от отца…. Последние годы Дед жил с внуком Митрофаном и невесткой Маней. Старик был не в тягость доброй и улыбчивой Мане. Он сам умывался, медленно, но своей рукой надевал портки, чистую рубашку, садился за стол. Любил поговорить.

– Митроня, что не хвалишься? Говорят, трактор иной марки получил?

– Получил, дедушка, немецкий. Дизель пятьсот сил, как у танка. Сто гектаров за смену пашет.

– Разбогател, значит, колхоз…. Кто там сейчас хозяин?

– Газпром. Мы теперь богатые, дедушка….

– Да, цены богатые… Мы после войны на колесных по три гектара пахали, а хлеб дешевый был. Наверно, грамотные люди в Газпроме больше есть стали? Почему цены на хлеб растут, Митроня?

Дед горячился, в тусклых глазах появлялся настырный блеск, голос срывался на фальцет. Внук не робел перед гвардейским натиском бывшего бригадира. Он любил деда в эти минуты, но боялся излишнего возбуждения старика и с терпеливым сочувствием помалкивал, изредка поддакивая. Дед утомлялся, начинал зевать и злиться на себя за свой пафос и в который раз клятвенно обещал:

– Все, больше выступать не буду! Я давно со своим колхозом лишний в этой жизни.

Дед подвигался ближе к окну, умолкал и часами глядел, как у старого коровника ребятишки на мотоциклах гоняли по глубокой силосной яме. Байкеры как с трамплина вылетали из ямы и зависали в воздухе под крики и визг болельщиков. Мотоциклы шлепались оземь всеми потрохами и, виляя и дымя, чудом выравнивали ход. Бывало, и не выравнивали…. Тогда мотоциклисты долго кувыркались вместе с мотоциклами но, слава Богу, до сих пор оставались целы.

Дед восхищенно стучал ладошкой по столу и с гордостью заключал:

– Ваш Газпром супротив наших ребят – мешок с говном!

Дед не говорил о смерти, но все тусклее и короче становились его дни. Старик вслух перебирал давно позабытые имена, путался, звал внучку:

– Маняша, в нашем взводе гармонист был, сибиряк…. Помнишь, как его звали? Не Иваном?

– Иваном, дедушка.

– Орел! Про священную войну в блиндаже под Сталинградом играл…. Почище Шаляпина наяривал!

Дед счастливо улыбался, пытался напевать далекую мелодию, слабо дирижировал ладошкой. Он еще мог вспоминать, еще воображал себя в молодой забубенной и веселой жизни. А во сне столь явственно чувствовал долгий поцелуй мокрых девичьих губ, что переставал дышать и опять звал внучку:

– Маняша…. А где эта, толстоморденькая. Как ее…. Соседка наша?

Недавно за обедом Дед решительно отодвинул миску и тихо произнес чужим голосом:

– На днях помирать буду. Пока в здравом уме, хочу попросить тебя, внучек….

Старик наклонился к Митрофану и стал что-то медленно говорить, переходя на шепот. Маня из деликатности вышла из комнаты.

– Можешь для меня? – робко спросил старик.

– Могу! – твердо сказал Митроня и обнял его маленькие худые плечи.

Деда хоронили, как хоронили всех сельских стариков. Просто, без слез, без речей. Без людской толпы, только соседи пришли постоять возле гроба.

Но все же необычность была.

Митроня подогнал к дому свой немецкий дизель с открытой полутележкой. На нее поставили красным ситцем обшитый гроб, как на армейский лафет. По узкому проулку до уличного асфальта трудно было проехать на машине. Дорога раскисла, разбитые колеи сровняло полой водой. И пешком не пройти с гробом. А дизель с двухметровыми и широкими, как перины колесами шел по проулку, как Гулливер среди лилипутов.

На главной улице остановились. Люди обчищали, обмывали в лужах сапоги, собираясь идти до кладбища. На асфальте стоял автобус, из которого резво выпрыгивали солдатики с духовыми инструментами. Через минуту медный оркестр в полной выкладке стоял за гробом, ожидая команды юного лейтенанта.

Процессия тронулась.

– Ба-а-мм!

Голосистая медь низкими нотами рванула в вышину. Люди вздрогнули, выпрямили спины. Мужики сняли шапки, и никто уже не опускал головы. Ребятишки сбоку дороги бежали за оркестром, за барабанщиком, который изо всех сил лупил тарелками, а конопатый низкорослый солдатик в такт ему утробно ухал широкополым раструбом контрабаса: бах-бах-ба-бах-ах! У солдатика мячиками надувались щеки, укрупнялись и лезли из орбит глаза. Шутка ли, на нем держались все низы оркестра, и ему чаще других подавал одобрительные знаки дирижер. Нежно голосили трубы, гортанно чеканили тромбоны, мужественно рокотали басы.



Внук Митроня выполнил просьбу деда. В воронежском селе совершалось невиданное доселе: военный оркестр впервые исполнял на похоронах знаменитую мелодию Великой Отечественной войны:

Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!

Можно было видеть воочию, как отзывались на музыку люди. От каждого двора, бросая праздничные застолья и домашние дела, к траурной процессии присоединялись по двое-трое, а с детьми и по пятеро. На полдороге за гробом шли уже человек двести.

Музыка длинным дыханием заполняла улицы и проулки. Мощным, гулким дыханием океана. Солнце вышло из-за туч и яро вспыхнуло на тонкой отполированной меди. Светлы и строги были лица земляков. Они не только хоронили своего Деда, последнего солдата великой войны, они напоминали живым о себе. о своей дерганой жизни. Дед всегда был на их стороне. И они сегодня все за Деда, вместе с Дедом. От толпы шел молчаливый протест. Похороны всегда протест. У гроба это чувствует каждый особенно остро. И это трудно выразить словами. Сельские люди не любят речей на похоронах. Речи говорят на тризне начальников.

Пусть ярость благородная вскипает, как волна….

Было ощущение. что музыка исполняется впервые. Озноб дергал по коже, на скулах играли желваки. Решимость подступала к горлу, кровь стучала в висках. Твердыми губами люди шепотом подпевали:

Идет война народная, священная война….

Солдатики старались держать строй, не делали лишних движений, оркестр жег мелодию, как на параде, на Красной площади. Казалось, что гроб с покойником, сотни земляков за гробом, весна и Пасха, солнце и радость Праздника гармонично соединились в кипящей музыке, соединились в одно чувство. Можно представить, как ощутили это чувство русские люди в июне 1941 года, когда по всей стране зазвучала «Священная война», когда ее запели миллионы, когда ее впервые услышал и подхватил Дед, дед Сержант, которого звали Емельян Анподистович Воронов.

Пойдем ломить всей силою, всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую, за наш Союз большой!
Василий Воронов
Станица Старочеркасская,
Ростовская область.
29 октября 2018 г
.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Военные плакаты и документы.

Сообщение expedA » 06 янв 2022, 17:47

Федеральное архивное агентство (Росархив)

Сообщение 23 06 2021 https://vk.com/rusarchives
Изображение

Лебедев-Кумач Василий Иванович

Песню «Священная война» композитора Александра Васильевича Александрова на слова поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача, известную по первым словам «Вставай, страна огромная!», можно назвать главной песней-символом Великой Отечественной войны, гимном всенародного сопротивления захватчикам.
Её поэтический текст родился в первые дни фашистского нашествия, и 24 июня 1941 г. был опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда». А через день к этим словам была написана известная ныне всем музыка.

Уже 26 июня Краснознаменный ансамбль под управлением А.В. Александрова впервые исполнил песню «Священная война» на московском Белорусском вокзале, прямо перед бойцами, уходящими на фронт.

С 15 октября 1941 г. эти грозные и вдохновляющие слова стали ежедневно звучать по Всесоюзному радио утром после звона кремлёвских курантов… Песня-гимн, песня-марш, песня-лозунг, песня-молитва – такой была и остается «Священная война» для нашего народа.

В 1950 г. на государственное хранение в РГАЛИ (тогда – ЦГЛА) поступил личный архив поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1989–1949), в составе которого были рукописи его произведений, переписка, материалы к биографии и др. Сразу же началась обработка фонда. В его первую опись (Ф. 1104. Оп. 1), утвержденную в октябре 1951 г., вошла рукопись знаменитой песни. Ныне в РГАЛИ хранятся не только беловой автограф стихотворения на двух листах, но и два листа с черновиком и один машинописный вариант на двух листах, а также черновые наброски к стихотворению «Священная война»: один лист писчей бумаги, исписанный автором с двух сторон простым карандашом.
Все эти документы, вместе с описанием истории создания самого стихотворения и фотокопиями архивных материалов, были опубликованы в 1966 г. сотрудницей архива М.М. Ситковецкой в статье «Из истории песни «Священная война» (См.: Литературное наследство. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны / АН СССР, ИМЛИ им. А. М. Горького. М.: Наука, 1966. Т. 78. Кн. 1. С. 433–443.).
По мнению исследователей, стихотворение, ставшее вершиной творчества В.И. Лебедева-Кумача, вобрало в себя и отроческие впечатления поэта о начале Первой мировой войны, когда в православных храмах по всей стране служились молебны о даровании победы в войне с Германией, и память о работе В.И. Лебедева-Кумача в военном отделе «АгитРОСТА», и творческие поиски 1939–1940 гг., когда Василий Иванович создавал краснофлотские марши и песни для моряков во время службы на Военно-Морском флоте…
На совещании по военной песне, проходившем в Москве, в Союзе советских писателей 13–14 сентября 1944 г., В.И. Лебедев-Кумач поделился своим творческим кредо: «…Чистая душа, чистые руки – вот, что ещё нужно иметь, чтобы писать песни. Дело это очень почётное, но до чрезвычайности ответственное… Это как тяжёлый бомбардировщик поднимается, но он подняться должен… Надо подойти к созданию песни с трепетом сердечным, с горячей душой. Только так и можно создавать песни, потому что песня – это прежде всего взволнованная речь».
Автографы В.И. Лебедева-Кумача, сохранившиеся в личном фонде поэта в РГАЛИ, были и остаются единственными автографами «Священной войны». В 2020 г. они были включены в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Военные плакаты и документы.

Сообщение expedA » 08 май 2022, 17:32

Добрый день! Плакат военного времени говорит о многом. Что есть и что будет. Композиция, шрифты, цвета, слова и т.д. - каждый инструмент работает на одну идею. Предлагаю несколько произвольно взятых плакатов прошлого и мая 2022 года.
Изображение

Изображение


Изображение

Изображение

Наше время.
Изображение

Изображение

Изображение

Вернуться в Священная война



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1